Методическая разработка по психологии "Закономерности общения с пациентами в различных стационарах "
Оценка 4.7

Методическая разработка по психологии "Закономерности общения с пациентами в различных стационарах "

Оценка 4.7
Лекции
docx
психологическая работа +1
Взрослым
21.02.2019
Методическая разработка по психологии "Закономерности общения с пациентами в  различных стационарах "
Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям по ФГОС III поколения, для использования на лекционном занятии в рамках специальности 31.02.01. Лечебное дело углубленной подготовки.В соответствии с ФГОС, после изучения данной темы студент должен знать: З 17– Закономерности общения с пациентами различных стационаров Методическая разработка состоит из «Пояснительной записки», «Учебно-методического плана», «Описания хода занятия», «Входного контроля знаний реализация ОК 4» (приложение №1), «Изложения нового материала реализация ОК1, ОК4, ОК10,З17» (приложение №2), «Физкультминутка реализация ОК 13» (приложение №3), «Заданий на осмысление и систематизацию полученных знаний реализация ОК2, ОК4, З17(приложение№4), «Критериев оценивания» (приложение № 5), «Эталонов ответов» (приложение №6).
общение в различных стационарах 2.docx
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ «КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА занятия По дисциплине: «ПСИХОЛОГИЯ » Раздел 3: Медицинская психология  Тема: «Закономерности общения с пациентами различных стационаров» Специальность:  31.02.01. Лечебное дело  углубленная подготовка Купино 2018 РАССМОТРЕНО ПЦМК общепрофессиональных дисциплин (протокол  от                       №       ) Автор – составитель: преподаватель первой квалификационной категории дисциплины  «Психология» Боярко Татьяна Николаевна Купино  2018 Пояснительная записка к методической разработке теоретического занятия   дисциплины «Психология» по теме Закономерности общения с пациентами различных стационаров          Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям по ФГОС III поколения, для использования на лекционном   занятии  в рамках специальности 31.02.01. Лечебное дело углубленной подготовки.   В  соответствии   с   ФГОС,  после   изучения   данной  темы студент должен знать:  З 17– Закономерности общения с пациентами различных стационаров Методическая разработка состоит из «Пояснительной записки», «Учебно­методического плана»,   «Описания   хода   занятия»,   «Входного   контроля   знаний   реализация   ОК   4» (приложение   №1),   «Изложения   нового   материала   реализация   ОК1,   ОК4,   ОК10,З17» (приложение №2), «Физкультминутка реализация ОК 13» (приложение №3), «Заданий  на осмысление   и   систематизацию   полученных   знаний   реализация   ОК2,   ОК4, З17(приложение№4),   «Критериев   оценивания»   (приложение   №   5),   «Эталонов   ответов» (приложение №6). УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ Тема занятия Закономерности общения с пациентами различных стационаров Место проведения  кабинет психологии Продолжительность проведения занятия 90 минут Мотивация темы: Данная тема является основой для дальнейшего усвоения учебного     материала. Цели занятия: 1. Образовательная:  Дать знания   о закономерностях общения с пациентами различных стационаров 2. Воспитательная: Стремиться к воспитанию проявления устойчивого интереса к своей будущей профессии (ОК 1.),   ответственности за результат выполнения заданий (ОК 7.), бережного   отношения   к   историческому   наследию   и   культурным   традициям   народа, уважению социальных, культурных и религиозных различий (ОК 10.). 3.   Развивающая:    развивать   способность   к   организации   собственной   деятельности, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнения   и   качество   (ОК   2.);   развивать   стремление   к   осуществлению   поиска   и использование   информации,   необходимой   для   эффективного   выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4); развивать способность   самостоятельно   определять   задачи   профессионального   и   личностного развития,   заниматься   самообразованием   (ОК8);   заниматься   физической   культурой   и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей (ОК 13) Требования ФГОС к уровню подготовки студента: студент должен знать:  З16 – Закономерности общения с пациентами различных стационаров Формируемые компетенции: ОК 1; ОК 2; ОК 4; ОК 7; ОК 8;ОК 10; ОК 13 Междисциплинарная интеграция:  Психология Анатоми я  и  физиолог ия  человека Основы  медицинс кой  генетики Русский язык и культура речи ПМ 02 ПМ 03 ПМ 04 ПМ 05 ПМ 06 ПМ 07 Внутридисциплинарная интеграция:  Возрастные особенности психики человека Закономерност и общения с пациентами различных стационаров Психические процессы и состояния Приемы психической саморегуляции медицинская психология Методическое обеспечение занятия: методическая разработка занятия для  преподавателя, задания для самостоятельной работы студентов. Внеаудиторная самостоятельная работа:  Работа с лекционным  материалом, Основная : Полянцева О.И Психология для средних медицинских учреждений: учеб.  пособие / Ростов н/Д: Феникс,2012. с. 222 ­225 Дополнительная:  Островская И.В. Психология. Учебник для медицинских училищ и  колледжей. Москва , 2016 с150  Описание хода занятия Ориентировоч Содержание этапа. Методическое ное время обоснование № Основные этапы занятия. Коды формируемых компетенций 1. Организационный момент 2 мин. Цель: этап дисциплинирует и настраивает   студентов   на учебную деятельность  2. Мотивация   3 мин.       на отмечает Преподаватель занятии, отсутствующих проверяет   готовность   аудитории   и студентов к занятию Преподаватель   значимость, Определяет цели и план занятия. подчеркивает   актуальность   темы. учебной Целевая     активизировать деятельности. установка. Формирование  ОК 1. Цель: познавательную деятельность   студентов, показать   значимость   темы для   будущей   профессии специалиста. Раскрыть теоретическую   значимость темы. Входной   контроль   знаний   3. 10 мин Использование   активных   форм (приложение №1) ОК 4.   выявить   уровень Цель: теоретических знаний, оценить   степень   подготовки к занятию   4. Изложение   нового   материала ОК1,   ОК   4,   ОК10,   З16. (Приложение №2) 5. Физкультминутка 13   ОК   реализация. (приложение №3) Цель: снятие напряжения с мышц верхних конечностей   шеи,   6. Осмысление и систематизация полученных знаний реализация ОК2, ОК 4; ОК8, З16  (приложение №4) Цель:   систематизировать   и закрепить полученные знания 7. Подведение итогов (приложение №5) 8. Самостоятельная  внеаудиторная работа ОК8 Всего опроса с указанием цели: ­ дидактическая   «Ассоциации» игра Формирование знаний   теоретических Преподаватель организует выполнение   комплекса   физических упражнений.   Закрепить   у   студентов   те   знания, которые для самостоятельной   работы   по   этому материалу  необходимы     Обсуждаются   итоги   работы студентов и выставляются оценки с комментариями.  Работа с лекционным материалом,  50мин 5 мин 10 5 мин. 5 мин. 90 мин Приложение №1 Теоретическое осмысление учебного материала Проведение игры «Ассоциация».  Студентам предлагается в течение 2 мин. записать слова, которые у них возникают со словом «общение». Затем, объединившись в подгруппы по 3­4 человека, в течение 5 мин., сочинить рассказ, используя полученные слова. Приложение № 2 Нередко заболевание, а тем более обусловленная им госпитализация, выбивают человека из жизненной   колеи.   При   этом   он   в   той   или   иной   степени   начинает   чувствовать   себя обиженным судьбой, несчастным. Его тревожат болезнь и возможные осложнения, прогноз, который   далеко   не   всегда   бывает   определенно   удовлетворительным,   вынужденная необходимость   оставить   работу,   расставание   с   домом,   незнакомое   или   малознакомое окружение,  от которого он к тому же  становится  зависим. При  тяжелом состоянии,  в случаях   развития   параличей,   сильных   болей,   назначении   строгого   постельного   режима зависимость может быть абсолютной. Распорядок жизни пациента в стационаре определяют медицинские работники. Да и сама жизнь   пациента   в   стационаре   оказывается   в   зависимости   от   их   знаний,   умений, ответственности, их доброты. От медицинских работников больницы зависит, как человек одет, как накормлен, или раздражен, обнадежен или чувствует себя обреченным. При этом для пациента особенно значимы отношения, которые складываются у него со средними медицинскими   работниками,   прежде   всего,   с   медсестрами,   которые   общаются   с   па­ циентами постоянно, ежечасно, и днем и ночью. Эти отношения  должны быть взаимно доброжелательны, а какими они будут на самом деле — во многом зависит от медсестры. Каждый   человек   имеет   личностные   особенности,   а   больной   человек   —   это   обычно личность, измененная болезнью. Он может быть депрессивен или эйфоричен, недоверчив, подозрителен,   обидчив,   слабодушен,   капризен.   Медсестра   должна   разбираться   в   осо­ бенностях душевного состояния и склада личности пациента. В общении с пациентом ей необходимы   терпение,   сердечность   и   в   то   же   время   настойчивость,   умение   сделать пациента   своим   союзником   в   борьбе   за   его   здоровье.   Для   этого   ей   требуются   знания, определенный жизненный опыт, искреннее желание помочь. В прошлом веке русских медсестер называли сестрами милосердия. Название это было очень   метким,   удачным,   так   как   отражало   главную   черту,   необходимую   женщине, посвятившей   себя   оказанию   помощи   страждущим   больным   и   раненым,   уходу   за   ними. Милосердие для медсестры настолько важно, что если бы существовал профессиональный отбор при поступлении в медицинские училища, то тесты на милосердие, на душевную чуткость,   на   умение   сочувствовать,   сопереживать   должны   были   бы   стать   главным критерием такого отбора. От   медсестры   во   многом   зависит   психологический   климат   в   отделении   и   особенно   в обслуживаемых ею палатах. Для того чтобы он был оптимальным, необходимо не только обладать добротой и чувством в общении с подопечными пациентами, но и строить свои отношения   с ними  в зависимости  от  возраста,  профессии,  общего  культурного уровня, характера, настроения, тяжести и особенностей заболевания. Кого­то нужно приласкать, кого­то приходится одернуть, и надо все делать так, чтобы не было обиженных и тем более оскорбленных, чтобы пациенты по возможности приободрились, чтобы не теряли надежды, не замыкались в себе, были бы общительны или, по крайней мере, терпимо относились друг к другу. Все мероприятия по лечению пациентов и уходу за ними следует выполнять спокойно, точно, аккуратно, стараясь не раздражать их, не причиняя им боли, ни в коем случае не унижая их человеческого достоинства. Надо учитывать обычно свойственное пациентам чувство неловкости, досады в связи со своей беспомощностью и зависимостью от помощи медсестры. Доброжелательное общение медсестры с пациентами высоко оценивается ими и вызывает ответные добрые чувства. Медсестра   должна   знать,   какой   диагноз   поставлен   ее   подопечным,   почему   врачом назначены те или иные лекарства, процедуры, лабораторные исследования. Однако в беседе с пациентом надо проявлять осторожность и не давать ему информацию о его заболевании. Беседа должна носить успокаивающий характер. Ни в коем случае нельзя ему говорить то, что может его огорчить и напугать. Недопустимо в процессе общения с ним говорить, что он сегодня плохо выглядит, что у него «ввалились глаза», плохие анализы. Чтобы лучше понимать больных, медсестра должна участвовать во врачебных обходах. В процессе обхода непосредственно у врача медсестра может получить полезные советы о наиболее рациональной форме общения с отдельными пациентами, о том, какой двига­ тельный режим им следует соблюдать. Ведь нередко поведение пациентов не соответствует их истинному состоянию. Подчас тот, кому требуется двигательная активность, избегает движения, а тот, кому требуется покой, не осознает этого и совершает действия, которые могут привести к обострению имеющегося у него заболевания. В таких случаях первого пациента  надо  побуждать  к  активной  деятельности,  от второго  же  следует  добиваться строгого режима. Медсестре должно быть известно, что при многих заболеваниях у пациентов возникают те или   иные   особенности   психической   деятельности.   Так,   при   атеросклерозе   сосудов головного   мозга   возможны   значительное   снижение   памяти,   рассеянность,   слабодушие, слезливость, обидчивость, эгоцентризм. Подчас они не сразу улавливают смысл вопроса или   задания,   с   трудом   переключаются   на   новую   тему   беседы,   плохо   ориентируются   в месте, времени, лицах. Пациенты с патологией сердца часто испытывают чувство страха за свою   жизнь,   бывают   настороженны,   повышенно   эмоциональны.   При   болезнях   печени, желчного пузыря нередко отмечаются раздражительность, язвительность, озлобленность. При   острых   инфекционных   заболеваниях,   подоболочечном   кровоизлиянии   возможны эйфория,   недооценка   тяжести   своего   состояния.   При   высоком   внутреннем   давлении пациент   обычно   вял,   малоподвижен,   пассивен,   апатичен,   на   вопросы   отвечает   с промедлением, лаконично, как бы нехотя, часто пребывает в какой­нибудь фиксированной позе.   Определенные   особенности   психического   состояния   и   поведенческих   реакций свойственны   многим   эндокринологическим,   онкологическим   и   другим   болезням, различным формам эндогенной интоксикации, отравлений. Все это диктует необходимость быть внимательными к состоянию психических функций пациентов, к их поведению, и, если отмечаются соответствующие изменения, отклонения от нормы, об этом необходимо ставить в известность лечащего врача. Значительные   особенности   имеет   работа   медсестры   в   детских   отделениях.   Если   дети дошкольного   возраста   госпитализируются   без   матерей,   то   пребывание   в   стационаре является для них существенным психотравмирующим обстоятельством. Палатной медсест­ ре в таких случаях приходится в какой­то степени заменять им'' мать, и это требует от нее особого душевного тепла, терпения, выдержки. Для того, чтобы дети чувствовали себя в больнице   более   или   менее   удовлетворительно,   необходимо,   чтобы   медсестра   умела успокоить их, отвлечь от других мыслей, развлечь, помочь, чтобы они не чувствовали себя заброшенными и одинокими. Доброжелательность в отношениях с детьми крайне важна, они нуждаются в ласке и сочувствии. Сложными  могут  быть  отношения   медицинских   работников  с  родственниками   больных детей. Взволнованные болезнью ребенка и лишенные при этом возможности постоянного общения с ним, родители нередко идут на все, чтобы проникнуть в палату, приласкать ребенка,   накормить   его.   Кратковременное   общение   с   родителями   иногда   может   лишь взволновать   больного   ребенка,   который   уже   в   какой­то   степени   адаптировался   к больничным условиям, а при уходе родителей вынужден вновь переживать расставание с ними. В общении с родственниками пациентов медсестра всегда должна быть тактична, вежлива. Надо сделать все возможное, чтобы успокоить их, убедить в том, что пациенту делается все необходимое. Вместе с тем медсестре необходимо достаточная твердость для того, чтобы не допустить нарушения родственниками установленного в стационаре режима. Подлинная   культура   общения   необходима   и   в   самом   коллективе   медработников. Доброжелательность в отношениях с коллегами и взаимопомощь обязательны для создания оптимального   психологического   климата   в   лечебном   учреждении,   для   оказания   пол­ ноценной   медицинской   помощи   находящимся   в   нем   на   лечении.   При   этом   весьма существенное значение имеют дисциплинированность членов коллектива, соблюдение ими субординации. Медсестра всегда должна помнить, что она подчинена старшей медсестре отделения и работающим в нем врачам. От нее требуется четкое и умелое выполнение врачебных назначений и рекомендаций. Как и другие медработники, она должна следить за порядком в учреждении, в котором работает. Медсестра не должна допускать, в частности, чтобы в процедурных кабинетах, перевязочных и т.п. пациент видел окровавленные бинты, хирургические   инструменты   и   прочее,   что   могло   бы   оказать   на   него   устрашающее воздействие. Желательно, чтобы обстановка в отделении не была казенной, чтобы в нем имелись цветы, удобная мебель, картины, благотворно влияющие на настроение пациентов. Необходимо также постоянное поддержание чистоты. Каждый человек, независимо от возраста, местонахождения и прочего, должен следить за своей   внешностью.   Особенно   это   касается   тех,   кто   работает   с   людьми,   тем   более   с больными.   Одежда   медсестры   должна   быть   аккуратной   и   опрятной.   Ей   не   следует злоупотреблять косметикой и бижутерией. Необходимо следить за состоянием рук, особенно ногтей. Надо всегда помнить, чтобы любая   болезнь   —   беда.   Госпитализация   обычно   осуществляется,   когда   эта   беда значительна.   Дело   всех   медработников,   и   может   быть,   прежде   всего,   медсестры,   — облегчить   участь   своих   подопечных,   сделать   все   возможное,   чтобы   поддержать   их   в трудный   период   жизни,   обеспечить   бодрость   их   духа   и,   по   мере   возможности,   веру   в благополучный исход болезни. Психология общения медицинского работника в сложных конфликтных ситуациях Считается, что сложные межличностные, конфликтные ситуации, в том числе возникающие между медработниками и пациентами, в первую очередь обусловлены затруднениями в общении. Человеческое общение способно стать источником проблем, неудач, волнений, стеной,  разделяющей  людей.  То, какими  будут взаимоотношения   людей,  зависит  от их психологической   грамотности.   Главный   смысл   универсальных   правил   общения   в   том, чтобы создать здоровую психологическую среду, обеспечить каждому человеку комфорт в общении, а тем самым создать условия для его развития и совершенствования. Путями к преодолению   барьера   общения   являются   умение   прощать   и   определение   алгоритма поведения   в   конфликтной   ситуации,   следуя   которому   можно   добиться   наилучших   по­ следствий как для себя, так и для противоположной стороны. Конфликты   являются   неотъемлемой   частью   межличностного   общения.   В   определенном смысле их можно считать нормальным явлением в нашей жизни. Конфликты, прежде всего, ассоциируются   у   нас   с   разного   рода   противоречиями,   разногласиями,   столкновениями. Слово «конфликт» (от латинского — conflictus — «столкновение») означает столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; распря, разногласия, спор, грозящий осложнениями. Действительно, конфликт — это противоречие, но не всякое противоречие становится конфликтом. Для возникновения конфликта необходим ряд дополнительных условий. Прежде всего, противоречие должно осознаваться человеком, при этом воспринимается как значимая для него проблема, требующая решения. Именно эта важнейшая особенность конфликтов   порождает   сопутствующие   им   эмоциональные   переживания.   Далее,   для конфликта   характерна   активность,   направленная   на   поиск   выхода,   преодоление   или разрешение возникшей проблемы. Таким   образом,   конфликты,   с   психологической   точки   зрения,   —   это   осознаваемое противоречие,   воспринимаемое   человеком   как   значимая   для   него   психологическая проблема, требующая своего разрешения и вызывающая активность, направленную на его преодоление. В ситуациях вынужденного выбора человек оказывается ежедневно. Однако конфликты конфликтам   рознь.   Есть   созидательные,   а   есть   и   разрушительные   конфликты.   Нам необходимы конфликты, позволяющие глубже понять друг друга, мобилизовать творческие способности,   волю,   разум,   и   противопоказаны   те,   что   мешают   нормально   трудиться, приводят к эмоциональному стрессу, подрывают физическое и психологическое здоровье человека. За   любым   поступком   человека   кроется   стремление   реализовать   свои   цели,   желания, потребности,   а   за   конфликтом   —   столкновение   несовместимых   желаний   партнеров   по общению, когда удовлетворение стремлений одной стороне грозит ущемлением интересов другой. Именно столкновение интересов (потребностей) является истоком конфликтов, однако факторы, которые провоцируют конфликт, крайне разнообразны. К ним могут быть отнесены   характерологические   особенности   человека:   пониженная   самокритичность, предубеждение   и   зависть,   корыстолюбие,   эгоизм,   желание   подчинить   других   себе;   его настроение, самочувствие, интеллект, знание и незнание психологии человека, психологии общения и т.д. В итоге все, что составляет межличностную ситуацию общения, может выступать в роли конфликтогенного   фактора,   барьера   в   общении,   создать   сложную   психологическую ситуацию. Вероятность наступления конфликтов повышается при: несовместимости характеров и психологических типов; наличии темперамента холерика; отсутствии трех качеств: способности критически относиться к себе, терпимости к другим и доверии к другим. Нередко причиной конфликта является неправильное поведение участников общения. В конфликтной ситуации нельзя: критически оценивать партнера; приписывать ему плохие намерения; демонстрировать знаки превосходства; обвинять и приписывать ответственность за конфликт только партнеру; игнорировать его интересы; видеть все только со своей позиции; преувеличивать свои заслуги; раздражать, кричать, нападать; задевать «болевые» точки партнера; обрушивать на партнера множество претензий. Принято   различать   следующие   типы   конфликтов.   Конфликты   могут   быть   парными, межгрупповыми,   скрытыми   (внутренними)   и   открытыми   (внешними),   случайными   и преднамеренными, внутри­личностными и межличностными. Даниэль Дена выделил три уровня конфликтов: стычки, столкновения и кризисы. Под   стычками   подразумеваются   незначительные   конфликты,   которые   разрешаются   или исчезают сами по себе и не влияют на  способность отношений удовлетворять потребности участников.   Примером   может   служить   ситуация,   когда   ваш   пациент   после   сделанного замечания вновь опоздал на процедуру. Это вызывает у медработника раздражение, однако напоминание сказанного ранее все приводит в соответствующий порядок. Столкновение.   Признаком   конфликта   этого   уровня   автор   считает   продолжительное повторение одних и тех же аргументов по одному и тому же поводу; расширение круга причин, вызывающих ссоры; уменьшение желания сотрудничества с другим, уменьшение веры в доброе отношение к нам другого человека; раздражение в адрес другого человека в течение нескольких часов, дней; появление сомнений в правильности своего представления об   этих   отношениях.   Как   столкновение   можно   оценить   ситуацию,   в   которой   вам приходится неоднократно исправлять ошибки вашей коллеги, напарницы (медсестры) по смене, а на ваши замечания она не реагирует и воспринимает их постоянно как результат придирчивости. Кризис   —   такой   уровень   конфликта,   который   угрожает   дальнейшему   продолжению отношений. Признаком конфликта этого уровня считается решение окончательно прервать отношения; опасения, что другой разорвет отношения в одностороннем порядке; чувство, что   отношения   носят   нездоровый   характер,   опасения   эмоционального   срыва,   если   они будут продолжаться; опасение физического насилия. Неумение   находить   выход   из   конфликтных   ситуаций   психологи   называют   барьером межличностного общения. Барьеры   общения   —   это   те   многочисленные   факторы,   которые   случат   причиной конфликтов   или   способствуют   им.   Барьерами   межличностного   общения   могут   быть: барьеры техники навыков общения, расхождение интересов, целей, потребностей, способов деятельности, смысловые, языковые бартеры, предубеждения, предрассудки, социальные штампы, приписывание чуждых намерений собеседнику и др. Примеры барьеров общения в медицинской практике В ситуации общения «сестра — пациент» причиной конфликта может быть игнорирование или   непонимание   потребности   пациента   в   получении   поддержки,   признании   его индивидуальности, уважении (неосознаваемые потребности). Нередко, наоборот, медсестра ищет аналогичного в общении с пациентами и, не получив удовлетворения   своих   потребностей,   оказывается   в   состоянии   фрустации,   от   которого недалеко до конфликта. Смысловой   барьер   в   медицинской   практике   является   нередко   причиной   психического напряжения и ятрогений (сестрогений). Заключается он в использовании при общении с пациентом   медицинской,   латинской   терминологии,   не   знакомой   ему;   в   неправильном объяснении характера заболевания. Этот барьер может возникать при назначении лекарств, процедур, исследований без необходимого предварительного объяснения, убеждения в их целесообразности,   безопасности,   важности.   В   связи   с   этим   —   возможен   отказ   от манипуляций, т.е. конфликтная ситуация между медработником и пациентом. Барьерами в общении, порождающими конфликты, могут стать настроение, поза, жесты, мимика, интонации, особенности характера, дефекты воспитания, симптомы психических расстройств. Барьер отвращения и брезгливости может возникнуть в результате неприятных запахов, при проведении интимных манипуляций (постановка клизмы, подача судна, катетеризация мочеиспускательного канала,  обработка  наружных  половых  органов, туалет  больного  и др.). Медицинскому   работнику   необходимо   знать   основные   механизмы   возникновения напряжения, конфликтов, вызывающих состояние фрустации, повторение или закрепление которой составляют основу психоэмоционального стресса. Полезно ознакомиться с рекомендациями Д. Карнеги из книги «Как расположить к себе собеседника». Напомним основные из них. Когда говорите сами: следите, чтобы слушающий вас понимал; подбирайте слова, соответствующие подготовке собеседника; прежде чем высказать указания, обдумайте его; распоряжение должно быть максимально кратким по форме; высказывайте мнение как можно определеннее; поощряйте вопросы; снижайте или, наоборот, усиливайте аргументы собеседника; наблюдайте, какое впечатление производит ваша речь, когда слушаете собеседника: не спешите прервать разговор или сказать что­либо наперекор; смотрите собеседнику в глаза; не отвлекайтесь на посторонние разговоры; запоминайте существенные моменты из сказанного собеседником; не прекращайте слушать, как бы тяжело это ни было; не занимайте негативную позицию по отношению к собеседнику; постарайтесь   понять,   чем   вызван   спор   —   различием   точек   зрения   или   неодинаковой постановкой вопроса Что делать, если конфликт возник? Прежде всего, надо проанализировать его причины и возможные последствия. Внушить себе, что ты способен к самоуправлению, саморегуляции и   преодолению   недостатков.   Причины   недоразумений   следует   устранять   путем психологической переориентации. Аргументированность и спокойный тон — необходимые элементы для решения конфликтов. Профилактика конфликтов Это прежде всего учет индивидуальных особенностей личности (характера, темперамента и др.) и их изменений во время болезней. Если   у   человека   доминантный   характер:   жесткий,   напористый,   решительный, самоуверенный, то ему надо дать возможность выявить свою доминантность, не пресекать его, но спокойно держаться своей точки зрения, и он умерит свой непроизвольный натиск. В противном случае общение может перейти в конфликт. Недоминантный характер чуток к внешним признакам силы, такой человек уступчив, легко теряется,   терпеливо   сносит,   когда   его   перебивают.   Он   нуждается   в   поощрении, подбадривании. Ему необходимо показать, что он может многое, вселить в него веру в себя (как медработника) и в него самого. Ни в коем случае не повышать голоса, это будет вселять в него веру в его недоминантность. Встречаются   ригидные   пациенты,   которые   не   любят,   чтобы   их   перебивали,   с   ними необходимо   максимальное   терпение   и   такт.   Каждому   медицинскому   работнику необходимо умение определять характер пациента и выбирать стиль общения с ним. Так, экстраверт расположен к общению, он слушает только себя. В общении с ним не стоит разрушать естественную для него атмосферу взаимной симпатии. Интроверт  любит   одиночество,  уходит  в  себя.   С  ним  полезно  держаться   учтиво,   даже немного суховато, быть готовым к затяжным паузам. Пациент   холерического   темперамента,   черты   которого   заостряются   во   время   болезни, может   вступить   в   спор,   начать   излишне   возражать,   не   согласиться   с   той   или   иной процедурой и т.д. Меланхолик   способен   отреагировать   на   болезнь   замкнутостью,   отрешенностью, подавленным настроением, бессонницей, слезами. Медлительный   флегматик   может   явиться   раздражителем   для   медицинской   сестры   с холерическими чертами характера. Сангвиник постарается не выносить на обсуждение какие­либо вопросы своей болезни. Для   предупреждения   конфликтных   ситуаций   медсестре   важно   учитывать   особенности личности,   возраст,   характер   болезни   при   общении,   размещении   пациентов   в   палаты   в стационаре, при посещении на дому. Если эти особенности не будут учтены и медицинская сестра или врач сочтут их обидными для   себя,   оскорбительными,   то   возможное   их   эмоциональное   поведение   будет способствовать   возникновению   конфликта   и   дополнительных   психотравмирующих моментов. Но   самой   главной   профилактикой   конфликтов   является   создание   благоприятного психологического   климата.   Медицинской   сестре   важно   прогнозировать,   анализировать возможные последствия своих слов и поступков. Человеческое мышление способно на 80% спрогнозировать последствия. Необходимо использовать эти способности. Правила   медицинской   этики   и   деонтологии,   знания   общей   и   медицинской   психологии, строгий самоконтроль помогут вам найти верное профилактическое средство, чтобы не возник конфликт. Приложение №3 Физкультминутка И.п. – о.с. 1 – руки через стороны вверх; 2–3 раза подняться на носки; 4 – и.п.; 4 раза, темп медленный. И.п. – о.с. 1 – прогнуться, руки отвести назад; 2–4 раза держать; 5–6 – и.п.; 6 раз, темп медленный. И.п.   –   стойка   ноги   врозь,   руки   согнуты   в   локтях,   ладонями   вниз.   Имитация   плавания стилем «брасс». 1 – наклон вперед, руки вперед; обе руки в стороны, 3–4 – и.п.; 4 раза, темп средний. И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – наклон туловища назад: 2–4 – держать; 5–6 – и.п.; 4 раза, темп медленный. И.п. – сидя за партой, лицом к проходу, руки в упоре. Имитация движений «велосипед»; произвольно, темп средний. Ходьба на месте, руки через стороны вверх, сжимая и разжимая пальцы рук; 10 сек, темп средний. Приложение № 4 Осмысление и систематизация полученных знаний. Выберете один правильный ответ 1. Незначительные конфликты, которые разрешаются или исчезают сами по себе и не  влияют на  способность отношений удовлетворять потребности участников: А) столкновение; Б) кризис;  В) стычка     2. Продолжительное повторение одних и тех же аргументов по одному и тому же поводу;  появление сомнений в правильности своего представления об этих отношениях: А) стычка;  Б) столкновение; В) кризис 3. Угрожает дальнейшему продолжению отношений,  считается решение окончательно прервать отношения; опасение физического насилия: А) кризис; Б) стычка;  В) столкновение Дополните определение: 4. Многочисленные факторы, которые служат причиной конфликтов или способствуют  им, называются _______    ______. 5. Столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; распря,  разногласия, спор, грозящий осложнениями, называется ________. 6. Приложение №5 Критерии оценивания  Применяется дихотомическая система оценивания. Критерием оценки выступает правило:  за правильное решение (соответствующее эталонному показателю) выставляется 1 балл, за  неправильное решение (несоответствующее эталонному показателю) выставляется 0  баллов.  Оценка «5» (отлично) – 90% правильных ответов (14­13 баллов) Оценка «4» (хорошо) – 80% правильных ответов(12­11 баллов) Оценка «3» (удовлетворительно) – 70% правильных ответов(10­9 баллов)  Оценка «2» (неудовлетворительно) ­ 69%  (от 8 и ниже) Эталоны ответов Приложение № 6 1) Тактика общения — реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе владения техникой и знания правил общения. 2) Техника  общения  —   совокупность   конкретных   коммуникативных   умений   — говорить и слушать. 3) «Контакт масок» — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать   особенности   личности   собеседника,   используются   привычные   маски (вежливости,   строгости,   безразличия,   скромности,   участливости).   Это   —   набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. 4) Примитивное   общение,  когда   оценивают   другого   человека   как   нужный   или мешающий объект; если нужен — то активно вступают в контакт, если мешает — оттолкнут или последуют агрессивные, грубые реплики. 5) Ролевое   общение,   когда   регламентированны   содержание   и   средства   общения социальной ролью партнеров по общению. 6) Деловое общение — вид общения, содержание и средства которого определяются интересами дела, особенности личности характер, настроение партнера оказываются менее важными. Направлено на достижение целей, возникающих в деловой сфере. 7) Духовное,   межличностное   общение  —   это   общение   друзей,   когда   можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонациям. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение. 8) Ритуальное  общение   — представляет собой некоторые характерные для данной культуры стандарты, стереотипы общения (между старым и молодым, мужчиной и женщиной,   руководителем   и   подчиненным).   Личность   общающихся   в   таком общении представлена минимально. 9) Манипулятивное   общение  направлено   на   извлечение   выгоды   от   собеседника, используя   разные   приемы   (лесть,   запугивание,   «пускание   пыли   в   глаза»,   обман, демонстрация   доброты   и   т.п.),   в   зависимости   от   особенностей   личности собеседника. 10) Светское   общение.  Суть   светского   общения   в   его   беспредметности,   т.е.   люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций. 11) Личностно­ориентированное  —   вид   общения,  содержание   и   средства   которого определяются знанием конкретной личности партнера по общению 12)  Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между  людьми. 13)   Интерактивная   сторона  заключается   в   организации   взаимодействия   между людьми для планирования  и организации  совместной деятельности — например, нужно   согласовать   действия,  распределить   функции   или   повлиять   на   настроение, поведение, убеждения собеседника. 14)  Перцептивная сторона общения включает процесс восприятия и понимания друг друга партнерами по общению.

Методическая разработка по психологии "Закономерности общения с пациентами в различных стационарах "

Методическая разработка по психологии "Закономерности общения с пациентами в  различных стационарах "

Методическая разработка по психологии "Закономерности общения с пациентами в различных стационарах "

Методическая разработка по психологии "Закономерности общения с пациентами в  различных стационарах "

Методическая разработка по психологии "Закономерности общения с пациентами в различных стационарах "

Методическая разработка по психологии "Закономерности общения с пациентами в  различных стационарах "

Методическая разработка по психологии "Закономерности общения с пациентами в различных стационарах "

Методическая разработка по психологии "Закономерности общения с пациентами в  различных стационарах "

Методическая разработка по психологии "Закономерности общения с пациентами в различных стационарах "

Методическая разработка по психологии "Закономерности общения с пациентами в  различных стационарах "

Методическая разработка по психологии "Закономерности общения с пациентами в различных стационарах "

Методическая разработка по психологии "Закономерности общения с пациентами в  различных стационарах "

Методическая разработка по психологии "Закономерности общения с пациентами в различных стационарах "

Методическая разработка по психологии "Закономерности общения с пациентами в  различных стационарах "

Методическая разработка по психологии "Закономерности общения с пациентами в различных стационарах "

Методическая разработка по психологии "Закономерности общения с пациентами в  различных стационарах "

Методическая разработка по психологии "Закономерности общения с пациентами в различных стационарах "

Методическая разработка по психологии "Закономерности общения с пациентами в  различных стационарах "

Методическая разработка по психологии "Закономерности общения с пациентами в различных стационарах "

Методическая разработка по психологии "Закономерности общения с пациентами в  различных стационарах "

Методическая разработка по психологии "Закономерности общения с пациентами в различных стационарах "

Методическая разработка по психологии "Закономерности общения с пациентами в  различных стационарах "

Методическая разработка по психологии "Закономерности общения с пациентами в различных стационарах "

Методическая разработка по психологии "Закономерности общения с пациентами в  различных стационарах "

Методическая разработка по психологии "Закономерности общения с пациентами в различных стационарах "

Методическая разработка по психологии "Закономерности общения с пациентами в  различных стационарах "

Методическая разработка по психологии "Закономерности общения с пациентами в различных стационарах "

Методическая разработка по психологии "Закономерности общения с пациентами в  различных стационарах "

Методическая разработка по психологии "Закономерности общения с пациентами в различных стационарах "

Методическая разработка по психологии "Закономерности общения с пациентами в  различных стационарах "

Методическая разработка по психологии "Закономерности общения с пациентами в различных стационарах "

Методическая разработка по психологии "Закономерности общения с пациентами в  различных стационарах "

Методическая разработка по психологии "Закономерности общения с пациентами в различных стационарах "

Методическая разработка по психологии "Закономерности общения с пациентами в  различных стационарах "

Методическая разработка по психологии "Закономерности общения с пациентами в различных стационарах "

Методическая разработка по психологии "Закономерности общения с пациентами в  различных стационарах "

Методическая разработка по психологии "Закономерности общения с пациентами в различных стационарах "

Методическая разработка по психологии "Закономерности общения с пациентами в  различных стационарах "

Методическая разработка по психологии "Закономерности общения с пациентами в различных стационарах "

Методическая разработка по психологии "Закономерности общения с пациентами в  различных стационарах "

Методическая разработка по психологии "Закономерности общения с пациентами в различных стационарах "

Методическая разработка по психологии "Закономерности общения с пациентами в  различных стационарах "

Методическая разработка по психологии "Закономерности общения с пациентами в различных стационарах "

Методическая разработка по психологии "Закономерности общения с пациентами в  различных стационарах "

Методическая разработка по психологии "Закономерности общения с пациентами в различных стационарах "

Методическая разработка по психологии "Закономерности общения с пациентами в  различных стационарах "
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2019