Методическая разработка по психологии для студентов III курса специальности 31.02.01 Лечебное дело.Тема:«Принципы профилактики эмоционального «выгорания» специалистов»

  • Лекции
  • docx
  • 18.12.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методическое пособие разработано для преподавателя с целью формирования знаний по теме «Принципы профилактики эмоционального «выгорания» специалистов» в процессе теоретического занятия студенты получают основы знаний по общей психологии, принципов профилактики эмоционального «выгорания» специалистов. Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям по ФГОС III поколения, для использования на теоретическом занятии в рамках специальности 31.02.01 «Лечебное дело» углубленный уровень подготовки
Иконка файла материала принципы профилактики эмоционального выгорания.docx
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ «КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА занятия По дисциплине: «ПСИХОЛОГИЯ » Раздел 1: Общая психология  Тема: «Принципы профилактики эмоционального «выгорания» специалистов» Специальность: 31.02.01 Лечебное дело  (углубленный уровень)Купино 2018 РАССМОТРЕНО ПЦМК общепрофессиональных дисциплин (протокол  от                       №       )Автор – составитель: преподаватель первой квалификационной категории дисциплины  «Психология» Боярко Татьяна Николаевна Пояснительная записка к методической разработке дисциплины «Психология» по теме «Принципы профилактики эмоционального «выгорания» специалистов»     Методическое пособие разработано для преподавателя с целью формирования знаний по теме «Принципы профилактики эмоционального «выгорания» специалистов» в процессе теоретического   занятия   студенты   получают   основы   знаний   по   общей   психологии, принципов профилактики эмоционального «выгорания» специалистов.           Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями к знаниям по ФГОС  III  поколения,   для   использования   на   теоретическом     в   рамках специальности 31.02.01 «Лечебное дело» углубленный уровень подготовки.   В  соответствии   с   ФГОС,  после   изучения   данной  темы студент должен знать: З8  ­ принципы профилактики эмоционального «выгорания» специалистов   Методическая разработка состоит из «Пояснительной записки», «Учебно­методического плана», «Описание хода занятия», «Изложение нового материала З8» (приложение №1), «Физкультминутка   реализация   ОК   14»   (приложение   №2)  «Самостоятельная   работа студентов»   (приложение№3).   «Заданий     на   осмысление   и   систематизацию   полученных знаний реализация ОК2, ОК4, З8»(приложение№4), «Критериев оценивания» (приложение № 5), «Эталонов ответов» (приложение №6).   занятииУЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ Тема занятия Принципы профилактики эмоционального «выгорания» специалистов Место проведения  кабинет психологии Продолжительность проведения занятия 90 минут Мотивация темы: Данная тема является основой для дальнейшего усвоения учебного     материала. Цели занятия: 1. Образовательная: После изучения темы студент должен знать: принципы профилактики эмоционального «выгорания» специалистов. 2. Воспитательная: Формирование сознательного отношения к процессу обучения. 3.   Развивающая:    Повышение   мотивации   к   учебе.  Развитие   устойчивого     интереса   к дисциплине,   активизация   познавательной   деятельности   по   овладению   программным учебным материалом.  Требования  ФГОС  к  уровню  подготовки   студента:  студент   должен   знать  принципы профилактики эмоционального «выгорания» специалистов Формируемые компетенции: ОК 1­ОК 14 Междисциплинарная интеграция:Анатомия и физиология человека Основы медицинской генетики Психология ПМ 02 ПМ 03 ПМ 04 ПМ 05 ПМ 06 ПМ 07 Внутридисциплинарная интеграция:  Предмет  общей  психологии Приемы психической  саморегуляции Методическое обеспечение занятия: Тестовые задания для закрепления материала. Домашнее задание: конспект лекции, Полянцева О.И Психология для средних  медицинских учреждений: учеб. пособие / Ростов н/Д: Феникс,2012 стр. 94­95Задания для внеаудиторной работы студентов: Работа с текстом учебника, составление глоссария основных терминов Перечень литературы: Основная : Островская И.В. Психология: учебник.­М.: ГЭОТАР­Медиа,2016.­220­223 Описание хода занятия Ориентировоч ное время Содержание этапа. Методическое обоснование № Основные этапы занятия. Коды формируемых компетенций 1. Организационный момент 2 мин. Цель: этап дисциплинирует и настраивает   студентов   на учебную деятельность  2. Мотивация   учебной Целевая 3 мин.   деятельности. установка. Формирование  ОК 1. Цель: познавательную деятельность   студентов, активизировать         на отмечает Преподаватель отсутствующих занятии, проверяет   готовность   аудитории   и студентов к занятию Преподаватель   значимость, Определяет цели и план занятия. подчеркивает   актуальность   темы.3.   показать   значимость   темы для   будущей   профессии специалиста. Раскрыть теоретическую   значимость темы. Входной   контроль   знаний (приложение №1) ОК 4. Цель:   выявить   уровень теоретических знаний, оценить   степень   подготовки к занятию   4. Изложение   нового   материала   З8   ОК   4,   ОК10, ОК1, (Приложение №2) 5. Физкультминутка 13   ОК   реализация. (приложение №3) Цель: снятие напряжения с мышц верхних конечностей   шеи,   6. Осмысление и систематизация полученных знаний реализация ОК2, ОК 4; ОК8, З8  (приложение №4) Цель:   систематизировать   и закрепить полученные знания 7. Подведение итогов (приложение №5) 8.         Самостоятельная   внеаудиторная работа ОК8 Всего 10 мин Использование   активных   форм опроса с указанием цели: ­ «Ассоциация» Формирование знаний   теоретических Преподаватель организует выполнение   комплекса   физических упражнений.   Закрепить   у   студентов   те   знания, которые для самостоятельной   работы   по   этому материалу  необходимы     Обсуждаются   итоги   работы студентов и выставляются оценки с комментариями.  Работа с лекционным материалом  50мин 5 мин 10 5 мин. 5 мин. 90 минПриложение №1 Теоретическое осмысление учебного материала Проведение игры «Ассоциация».  Студентам предлагается в течение 2 мин. записать слова, которые у них возникают со словом «выгорание». Затем, объединившись в подгруппы по 3­4 человека, в течение 5 мин., сочинить рассказ, используя полученные слова.Приложение №2 У медицинского работника в результате длительно воздействующих стрессов может развиться профессиональное выгорание. Термин   «профессиональное   выгорание»   был   введен   американским   психологом   Х. Фреденбергером   в   1974   г.   для   характеристики   психологического   состояния   людей, находящихся   в   интенсивном   профессиональном   общении   с   клиентами   (пациентами)   в эмоционально   насыщенной   атмосфере.   Выгорание   «приобретают   профессионалы, изначально   обладающие   большим   творческим   потенциалом,   ...   фанатично   преданные своему делу». По наблюдениям С. Маслач, профессора Калифорнийского университета, у многих из профессионалов, работающих в сфере оказания помощи, постепенно снижается проявление заботы о людях, с которыми они работают. Через какое­то время они начинают понимать, что просто не могут выдержать тех обязательств, которых требует сущность их работы. Тогда они начинают говорить об эмоциональном истощении: «У меня не осталось никакихчувств   ...   мне   нечего   отдавать   ...   я   истощен   ...   я   выгорел».   Исследования   С.   Маслач показывают, что выгорание является эмоциональным  истощением, следующим из  стресса межличностного взаимодействия. С.   Маслач   считает,   что   выгорание   проявляется   как   специфический   вид эмоционального истощения: утрата профессионалами позитивных чувств, сочувствия и уважения к клиентам. Она полагает, что источник  этой проблемы находится больше в ситуации, чем в людях. Распространенность выгорания и количество профессионалов, подверженных   этому  синдрому,   предполагают,   что   анализ   «плохих»   ситуаций,   в которых   работают   многие   хорошие   люди,   более   эффективен,   чем   попытки   найти «плохих» людей, работающих в учреждении. В качестве выхода предлагается: • методика   рационализации;   в   качестве   примера   может   быть   психологическое отстранение от оскорбляющего клиента и создание умозаключения, что человек подвержен бреду и его слова не направлены непосредственно на профессионала; • • • • создание физической дистанции — профессионалы могут находиться немного дальше от клиентов, чем обычно; они реже смотрят им в глаза; они придерживают дверь за ручку, неявно сигнализируя о быстротечности беседы; беседы на общие темы; с точки зрения клиента, это общение может иметь глубокий межличностный   характер,   но   для   профессионала   это  стандартная   деятельность, которая требует гораздо меньше личностных ресурсов; использование   коротких   перерывов,   когда   ситуация   заходит   в   тупик:   уход   из кабинета под предлогом получения карточки клиента; счет до 10 в момент спада в разговоре для того, чтобы собраться с мыслями и направить беседу в нужное русло; просьба: «Хорошо, позвольте мне подумать...»; более четкое разделение рабочего и нерабочего времени; возвращение на работу, сверхурочная работа, работа дома, рабочие вечера и выходные, срочные вызовы — все   это   повод   для   беспокойства;   для   снижения   семейных   конфликтов рекомендуется научиться думать о работе только на работе; иногда это могут быть физические   упражнения,   уединение   в   парке   или   в   горячей   ванне,   чтобы поразмышлять; • внедрение программ обучения коммуникационным навыкам. В.Мосс  определяет профессиональное выгорание как синдром умственного, физического и духовного истощения с усиливающейся потерей энергии, утратой идеалов, целей.Профессиональное   выгорание   наступает   не   внезапно.   Оно   подобно   слабокипящему горшку, оставленному закрытым и в конечном итоге выкипающему или тлеющему угольку, который, если не обращать на него внимания, приведет к пожару.  Э.Куллен так характеризует 3 стадии профессионального выгорания медсестры: — стадия—1­я.,—  тревога.  Человек   больше   не   способен   функционировать   на требуемом уровне. Для поддержания репутации он использует механизмы защиты, например: «Что хорошего дома? Мне  больше нравится на работе». Использование этих механизмов иногда  помогает, но ежедневное их применение — признак того, что человек делает что­то не так; — стадия 2­я — сопротивление.  Основные характеристики этой  стадии — цинизм, непреклонность,   строгость.   Человек   фиксируется   на   правилах   и   инструкциях   и непреклонен   в   отстаивании   своих   позиций.   Он   становится   замкнутым   и изолированным от других (это поведение может оставаться незамеченным, потому что   подобные   взаимоотношения   могут   отталкивать   других   сотрудников).   Если медсестра,   с  которой   вы   обычно  проводили   много   внерабочего   времени   вместе, неожиданно прекращает общаться с вами вне работы, это может быть сигналом профессионального выгорания; стадия 3­я —  истощение  Э.   Куллен описывает эту стадию как конечную. Человек может быть, с одной стороны, сонным, вялым и апатичным, а с другой — очень злым и жестоким. На этой стадии человеку требуются внимание и забота, но в действительности и   в   основном   уже   в   экстремальных   случаях   используются   меры   дисциплинарного воздействия. Наилучший выход — консультация специалиста.  На выгорание медсестер влияет  много  факторов.  Л.Фиппс   к  группе   наибольшего   риска   относит   работающих   в отделениях   неотложной   терапии   и   выделяет   следующие   факторы:   дефицит   времени; работа в атмосфере, перегруженной сенсорными стимулами; необходимость принимать решения, касающиеся очередности оказания помощи; проблемы во взаимоотношениях с врачами. Существуют факторы, влияющие на развитие выгорания вне зависимости от того, где работает   медсестра.   Д.   Мейснер   считает,   что   наихудший   враг   медсестры   —   другая медсестра. Медсестры совершают своего рода геноцид в отношении новых и/или молодых медсестер. Этот процесс можно рассматривать как своего рода «коварное людоедство», которое может уничтожить профессию до конца скорее, чем внешние силы. Как только в штате появляется новая  медсестра, другие сотрудники забывают, как когда­то они тожебыли «новенькими». Они предъявляют к новым сотрудникам нереалистичные требования. К сожалению, вновь поступившие на работу медсестры не осознают, что сотрудники их «сжигают». Л.Шваб  считает   ведущим   фактором   предотвращения   выгорания   индивидуальную выносливость   (hardiness).   Он   замечает,   что   выносливость   включает   в   себя   3 составляющие: • • • умение держать ситуацию под контролем; умение сдерживаться; умение воспринимать происходящие изменения как требующую решения сложную задачу и возможность приобретения нового опыта. Выносливость   защищает   от   напряжения   путем   изменения   восприятия   стрессовой ситуации   и   путем   использования   эффективных   копинг­механизмов   (англ.   соре   — справиться, совладать). Копинг­механизмы можно разделить на адаптивные и неадаптивные в зависимости от их способности уменьшать эмоциональные и физические эффекты стресса. Адаптивные копинг­механизмы: • обсуждение   своих   чувств   с   такими   же   медсестрами,   а   также   со старшими медсестрами и консультантами; • • • контроль чувств и эмоций; чувство ответственности за все ваши действия; самоуважение и уважение других, чувство собственного достоинства. Неадаптивные   копинг­механизмы:  увеличение   потребления   кофеина,   курение, переедание, прогулы, употребление алкоголя, наркотиков, лекарственных препаратов; а также любое другое действие, которое либо будет гасить отрицательные эмоции, либо будет направлено на уход от проблемы. Неадаптивные (неэкологичные) методы могут помочь снять напряжение на какое­то время, но могут обернуться новыми проблемами — болезнями, избыточной массой тела, выработкой зависимости и т.д. Методики борьбы со стрессом Стрессовое состояние человека можно разложить на следующие временные отрезки: «предстартовая лихорадка», во время которой мы думаем о предстоящем событии; сам стресс; постстресс. Психологи предлагают методы борьбы со стрессом на каждой стадии. 1. Методики ослабления «предстартовой лихорадки»Методика   рационализации   предстоящего   события.  Следует   максимально   детально представить ситуацию, которая вас ожидает: где произойдет волнующее вас событие, во что вы будете одеты, что вы будете говорить, во что будет одет собеседник, что он будет говорить. В реальности детали могут быть не такими, но это неважно. В результате у вас снизится   уровень   неопределенности   и   как   следствие   ослабеют   эмоции,   мешающие работать. Методика избирательной позитивной ретроспекции. Вспомните ситуацию, в которой вы успешно решили свою проблему. Запишите все комплименты, которые можете себе сделать. Теперь подумайте, что если вы раньше уже успешно решили подобную задачу, то есть   все   основания   полагать,   что   и   с   предстоящим   заданием   вы   справитесь   так   же успешно. Методика   избирательной   негативной   ретроспекции.  Запишите   все  свои   провалы   и проанализируйте   их   причины:   нехватка   ресурсов   (если   да,   то   каких),   недостаточное планирование и т.п. Постарайтесь учесть выявленные ошибки при планировании своих действий в будущем. Методика зеркала.  В момент волнения отметьте, в какой позе  находится ваше тело. Придайте ему позу уверенности. Изменение позы вызовет изменения на физиологическом уровне (организм станет вырабатывать меньше адреналина), и ваши негативные эмоции исчезнут или ослабеют. Методика   детальной   визуализации   неудачного   исхода   ситуации.  Представьте   себе различные варианты исхода событий вплоть до самого неблагоприятного. Подумайте, что вы будете делать, если реализуется наихудший для вас вариант. Аналогичным образом спла­ нируйте   свои   действия   при   других   исходах.   В   результате   вы   снизите   уровень неопределенности, который обычно провоцирует лишние эмоции. 2. Методика ситуации Следите за своим дыханием. Если вы хотите оставаться хладнокровным, то длительность нормализации стрессовой в       состояния       вашего длительность вдоха. выдоха   должна   быть   больше,   чем 3. Методики нормализации состояния в постстрессовой ситуации Помимо предложенных выше путей выхода из стресса попробуйте мысленно поместить проблему, тревожащую вас, в темную  картинку, под фонарь, а потом представьте, как падает снег и засыпает эту картинку хлопьями. Выводы/.  Эмоции  человека   выражаются   одновременно   в   субъективных   переживаниях; поведении; физиологических изменениях в организме. 2. Чувство неизвестности, связанное с недостатком информации — одно из наиболее вредных для здоровья человека переживаний. 3. Существует   классификация   эмоций,   основанная   на   их   длительности   и выраженности: аффект, собственно эмоции, чувства, настроения, страсть. 4. Существует   классификация   эмоций   по   их   качеству:  положительные (благодарность, радость, злорадство и т.д.), отрицательные (страдание, гнев, страх, стыд и т.д.), нейтральные (удивление, безразличие и т.д.). 5. К расстройствам эмоций можно отнести апатию, эйфорию, дисфорию, депрессию, манию. 6. Карл   Роджерс   считал,   что   даже  попытка   понять  другого   человека   может способствовать его выздоровлению. 7. Эмпатия,   конгруэнтность   терапевта   и   безусловно   положительное   отношение   к клиенту — необходимые условия успешного психотерапевтического процесса. 8. Эмпатия — профессионально важное качество сестринского персонала.  9. Сущность   стресса   состоит   в   том,   что   возникает   интенсивная потребность в перестройке или адаптации организма. 10. Общий   адаптационный   синдром   включает   3   фазы:  тревогу,   сопротивление, истощение. 11. Стрессовые реакции зависят от наследственности, пола, возраста, иммунитета, воспитания, актуального состояния и т.д. 12. Сестринский персонал может быть подвержен профессиональному выгоранию. 13. Профессиональное   выгорание   является   эмоциональным   истощением   вследствие стресса межличностного взаимодействия. 14. Наибольший   риск   развития   профессионального   выгорания  имеет  сестринский персонал отделений неотложной терапии. индивидуальная   выносливость, 15. Один   из   ведущих   факторов   профилактики   профессионального   сгорания   —  которая   защищает   от   напряжения   путем   изменения восприятия   стрессовой   ситуации   и   путем   использования   эффективных   копинг­ механизмов. Физкультминутка Приложение №3И.п. – о.с. 1 – руки через стороны вверх; 2–3 раза подняться на носки; 4 – и.п.; 4 раза, темп медленный. И.п. – о.с. 1 – прогнуться, руки отвести назад; 2–4 раза держать; 5–6 – и.п.; 6 раз, темп медленный. И.п.   –   стойка   ноги   врозь,   руки   согнуты   в   локтях,   ладонями   вниз.   Имитация   плавания стилем «брасс». 1 – наклон вперед, руки вперед; обе руки в стороны, 3–4 – и.п.; 4 раза, темп средний. И.п. – стойка ноги врозь, руки на пояс. 1 – наклон туловища назад: 2–4 – держать; 5–6 – и.п.; 4 раза, темп медленный. И.п. – сидя за партой, лицом к проходу, руки в упоре. Имитация движений «велосипед»; произвольно, темп средний. Ходьба на месте, руки через стороны вверх, сжимая и разжимая пальцы рук; 10 сек, темп средний.Осмысление и систематизация полученных знаний. Приложение №4 Заполнить   пробелы 1. Стресс с положительным эффектом называется_. 2. Эмоция возникает тогда, когда есть_между   имеющимся   и  необходимым   уровнями информации. 3. В состоянии аффекта самоконтроль значительно_. 4. Чувства являются_эмоций. 5. ______позволяет преодолевать культурные барьеры. 6. Страсть — сильное, абсолютно_чувство. 7. Копинг­механизмы бывают__и_____. 8. Универсальное антистрессовое средство — это_. 9. Собственно эмоции выражают ___ отношение личности к воспринятой информации. 10. По мнению некоторых авторов, наихудший враг медсестры — Верно   или   неверно 11. Человек всегда способен назвать свои эмоциональные состояния. 12. Стрессов нужно избегать. 13. Настроения носят конкретный предметный характер. 14. Профессиональное выгорание наступает внезапно. 15. Принятие   ответственности   за   свои   действия   —   это   адаптивный   механизм управления стрессом. 16. Приспособительная функция организма зависит от специфичности стрессора. 17. Эмпатия   необходима   каждому   для   развития   личностной   и   профессиональной компетентности.  18. Стресс всегда имеет отрицательные последствия. 19. Овладение   стрессовой   ситуацией   следует   начинать   с   приема   лекарственных препаратов. Один и тот же стрессор вызывает у разных людей одни и те же реакции. 20. 21. Профессиональное   выгорание   обычно   случается   с   профессионалами,   которые творчески подходят к своей деятельности. 22. Пациент не имеет права отказываться от медицинского вмешательства. 23. Основная   причина   эмоционального   выгорания   —   необходимость   взаимодействиямежду людьми. 24. Переживание радости — стрессовая ситуация для организма. Критерии оценивания Приложение №5 Оценка «5» (отлично) – 90% правильных ответов (24­22 балла) Оценка «4» (хорошо) – 80% правильных ответов(21­19 баллов) Оценка «3» (удовлетворительно) – 70% правильных ответов(18­16 баллов)  Оценка «2» (неудовлетворительно) ­ 69% правильных ответов(15 и ниже)Приложение №6 Эталон ответов Заполнить   пробелы 1.  эустресс;   2.   рассогласованность;   3.   снижен;   4.   обобщением;   5.   эмпатия;   6. доминирующее;   7.   адаптивные   и   неадаптивные;   8.   движение;   9.   оценочное;   10.   другая медсестра. Верно или неверно 11 — неверно; 12 — неверно; 13 — неверно; 14 — неверно; 15 — верно; 16 — неверно; 17 — верно; 18 — неверно; 19 — неверно; 20 — неверно; 21 — верно; 22 — неверно; 23 — верно; 24 — верно.