Статья "Экопсихологический подход в формировании образовательной среды"
Оценка 4.7

Статья "Экопсихологический подход в формировании образовательной среды"

Оценка 4.7
Документация +3
docx
Междисциплинарный 4
Взрослым
25.05.2017
Статья "Экопсихологический подход в формировании образовательной среды"
Данный материал поднимает проблему неблагоприятного влияния методов обучения и вообще школьной образовательной среды на психическое и физическое здоровье детей школьного возраста. В качестве фундаментальных проявлений психической реальности у школьника рассматриваются три качества: психические процессы, психические состояния и личностные свойства данного индивида.
экопсихологический подход.docx
Кузнецова Ирина Сергеевна                                                                            МАОУ «Лицей №28 имени Н.А.Рябова»          г. Тамбов Экопсихологический подход в формировании образовательной среды Когда говорят об экологии применительно к школьному образованию (обучению и  развитию), то обычно это ассоциируется прежде всего с сохранением здоровья детей в  школьной образовательной среде. И это естественно. Во­первых, потому что экология,  наряду с природоохранными смыслами, чаще всего понимается именно как сохранение  здоровья человека в экологически неблагоприятных условиях окружающей среды. Во­ вторых, в последнее десятилетие все чаще звучит термин «дидактогения», которым  обозначают неблагоприятное влияние методов обучения и вообще школьной  образовательной среды на психическое и физическое здоровье детей школьного возраста.  Причем в качестве основного аргумента приводятся данные Министерства образования РФ о том, что в школу в среднем поступают 20% детей, здоровье которых ниже нормы, а  выходят после ее окончания уже 80% нездоровых детей, поэтому для российского  образования действительно в настоящее время все более актуальной становится проблема  сохранения здоровья подрастающего поколения. В максимальной мере это положение относится и к одаренным детям (детям с  признаками одаренности), поскольку достаточно большой процент особо одаренных детей  относятся к группе риска по показателям как физического, так и психологического (и даже психического) здоровья. Как показывают исследования, чаще всего эта проблема  рассматривается в контексте проблемы учебной перегрузки школьников и, естественно,  физиологических (сангигиенических) требований к организации учебно­воспитательного  процесса. Согласно экопсихологическому подходу (в дополнение к здоровьесберегающему  смыслу экологии), экология обучения и развития детей включает понимание и  практическую реализацию того, что образовательные технологии и образовательная среда  для детей должны соответствовать природе психического развития и развития  одаренности как предельной форме развития психики конкретного человека. В качестве фундаментальных проявлений психической реальности обычно выделяют три ее вида: психические процессы (зрительные, мыслительные, эмоциональные и т.д.),  психические состояния (страсть, скука, творческий порыв и т.п. состояния психики  индивида, для которых характерно единство восприятия, переживания и поведения) и  личностные свойства данного индивида («талантливый человек»). В соответствии с этим  одаренность как психическая реальность, конкретно воплощаемая в психике данного  индивида, может рассматриваться в виде: ­ психического процесса, который обусловливает избирательный интерес, эмоциональную  включенность и высокую успешность при выполнении деятельности того или иного вида  (при наличии соответствующих природных задатков и соответствующей ситуации развития такая «процессуальная» способность может развиться в одаренность, но может так и  остаться на уровне высокого уровня развития отдельной способности; например, наличие  абсолютного музыкального слуха может послужить основанием для музыкальной  одаренности, но не обязательно); ­ психического состояния как функционально­ситуативного единства всех сфер психики  (телесной или соматопсихической, эмоциональной, интеллектуальной, личностной и  духовнонравственной), которое возникает достаточно часто для того, чтобы данный  индивид имел желание искать и создавать ситуацию для его переживания, проживания и  личностного самоутверждения, но которое пока еще не является для данного индивида  «смыслом его жизни» (такие состояния хорошо иллюстрируются известным восклицанием  «Эврика!!!»). В качестве примера можно обратиться к личному опыту – ведь практически  каждый из нас хотя бы раз в жизни пережил состояние открытия, озарения, творческого  порыва и достижения, в котором соединялись воедино интеллектуальная, эмоциональная и  даже физическая (телесная) напряженность, приносящая радостное удовлетворение:  «Удалось! Получилось!»); ­ черты личности, или (что то же самое) структуры сознания данного индивида, которая  выражается в присущей ему постоянной потребности в проявлении своей одаренности и  поэтому выступает ведущим фактором (стимулом) его психического развития (именно эта  черта определяет основной его «смысл жизни» («отними его, и он умрет, зачахнет») в  любых ситуациях и при выполнении любых видов деятельности («он даже когда кашу ест, и то что­то изобретает»), а особенно в деятельности, к которой он имеет интерес; примером  служат именно особо одаренные дети). Содержание, методы и условия обучения школьника должны быть экологичными,  т.е. чтобы не наносить вред физическому и психологическому здоровью школьника, они  должны соответствовать природе физиологического, психического и социального развития  детей школьного возраста. Условия обучения должны быть настолько разнообразными и  полифункциональными, чтобы каждый школьник мог найти свою «экологическую нишу»  своего индивидуального развития, отвечающую его уже проявившимся интересам и  способностям или же создающим возможность для проявления и развития еще  непроявленных, скрытых интересов и способностей. В максимальной мере это относится к  образовательной среде в дополнительном образовании. Одним из условий обучения и развития детей с разными признаками одаренности  является создание образовательной среды как системы условий и влияний,  обеспечивающих возможность для проявления творческой природы развития учащихся и тем самым создающих возможность для проявления скрытых (потенциальных)  интересов и способностей учащихся и в то же время – для развития детей с явными  признаками одаренности. Понятно, что напряженность образовательной среды может оказывать негативное  влияние на эмоциональное состояние (тревожность) школьника и успешность его обучения. В то же время оказывается, что напряженность образовательной среды является фактором, необходимым для развития способностей и собственно одаренности одаренных детей.  Однако детей надо готовить к преодолению трудных учебных и жизненных ситуаций,  поэтому общее повышение стрессогенности социальной среды и напряженность  образовательной среды в том числе ставят нас перед необходимостью эмоциональной и  личностной подготовки детей школьного возраста к преодолению критических учебных и  жизненных ситуаций.

Статья "Экопсихологический подход в формировании образовательной среды"

Статья "Экопсихологический подход в формировании образовательной среды"

Статья "Экопсихологический подход в формировании образовательной среды"

Статья "Экопсихологический подход в формировании образовательной среды"

Статья "Экопсихологический подход в формировании образовательной среды"

Статья "Экопсихологический подход в формировании образовательной среды"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.05.2017