Статья "Экопсихологический подход в формировании образовательной среды"
Оценка 4.7
Документация +3
docx
Междисциплинарный 4
Взрослым
25.05.2017
Данный материал поднимает проблему неблагоприятного влияния методов обучения и вообще школьной образовательной среды на психическое и физическое здоровье детей школьного возраста. В качестве фундаментальных проявлений психической реальности у школьника рассматриваются три качества: психические процессы, психические состояния и личностные свойства данного индивида.
экопсихологический подход.docx
Кузнецова Ирина Сергеевна
МАОУ «Лицей №28 имени Н.А.Рябова»
г. Тамбов
Экопсихологический подход в формировании образовательной среды
Когда говорят об экологии применительно к школьному образованию (обучению и
развитию), то обычно это ассоциируется прежде всего с сохранением здоровья детей в
школьной образовательной среде. И это естественно. Вопервых, потому что экология,
наряду с природоохранными смыслами, чаще всего понимается именно как сохранение
здоровья человека в экологически неблагоприятных условиях окружающей среды. Во
вторых, в последнее десятилетие все чаще звучит термин «дидактогения», которым
обозначают неблагоприятное влияние методов обучения и вообще школьной
образовательной среды на психическое и физическое здоровье детей школьного возраста.
Причем в качестве основного аргумента приводятся данные Министерства образования РФ
о том, что в школу в среднем поступают 20% детей, здоровье которых ниже нормы, а
выходят после ее окончания уже 80% нездоровых детей, поэтому для российского
образования действительно в настоящее время все более актуальной становится проблема
сохранения здоровья подрастающего поколения.
В максимальной мере это положение относится и к одаренным детям (детям с
признаками одаренности), поскольку достаточно большой процент особо одаренных детей
относятся к группе риска по показателям как физического, так и психологического (и даже
психического) здоровья. Как показывают исследования, чаще всего эта проблема
рассматривается в контексте проблемы учебной перегрузки школьников и, естественно,
физиологических (сангигиенических) требований к организации учебновоспитательного
процесса.
Согласно экопсихологическому подходу (в дополнение к здоровьесберегающему
смыслу экологии), экология обучения и развития детей включает понимание и
практическую реализацию того, что образовательные технологии и образовательная среда
для детей должны соответствовать природе психического развития и развития
одаренности как предельной форме развития психики конкретного человека. В качестве фундаментальных проявлений психической реальности обычно выделяют
три ее вида: психические процессы (зрительные, мыслительные, эмоциональные и т.д.),
психические состояния (страсть, скука, творческий порыв и т.п. состояния психики
индивида, для которых характерно единство восприятия, переживания и поведения) и
личностные свойства данного индивида («талантливый человек»). В соответствии с этим
одаренность как психическая реальность, конкретно воплощаемая в психике данного
индивида, может рассматриваться в виде:
психического процесса, который обусловливает избирательный интерес, эмоциональную
включенность и высокую успешность при выполнении деятельности того или иного вида
(при наличии соответствующих природных задатков и соответствующей ситуации развития
такая «процессуальная» способность может развиться в одаренность, но может так и
остаться на уровне высокого уровня развития отдельной способности; например, наличие
абсолютного музыкального слуха может послужить основанием для музыкальной
одаренности, но не обязательно);
психического состояния как функциональноситуативного единства всех сфер психики
(телесной или соматопсихической, эмоциональной, интеллектуальной, личностной и
духовнонравственной), которое возникает достаточно часто для того, чтобы данный
индивид имел желание искать и создавать ситуацию для его переживания, проживания и
личностного самоутверждения, но которое пока еще не является для данного индивида
«смыслом его жизни» (такие состояния хорошо иллюстрируются известным восклицанием
«Эврика!!!»). В качестве примера можно обратиться к личному опыту – ведь практически
каждый из нас хотя бы раз в жизни пережил состояние открытия, озарения, творческого
порыва и достижения, в котором соединялись воедино интеллектуальная, эмоциональная и
даже физическая (телесная) напряженность, приносящая радостное удовлетворение:
«Удалось! Получилось!»);
черты личности, или (что то же самое) структуры сознания данного индивида, которая
выражается в присущей ему постоянной потребности в проявлении своей одаренности и
поэтому выступает ведущим фактором (стимулом) его психического развития (именно эта
черта определяет основной его «смысл жизни» («отними его, и он умрет, зачахнет») в
любых ситуациях и при выполнении любых видов деятельности («он даже когда кашу ест, и
то чтото изобретает»), а особенно в деятельности, к которой он имеет интерес; примером
служат именно особо одаренные дети). Содержание, методы и условия обучения школьника должны быть экологичными,
т.е. чтобы не наносить вред физическому и психологическому здоровью школьника, они
должны соответствовать природе физиологического, психического и социального развития
детей школьного возраста.
Условия обучения должны быть настолько разнообразными и
полифункциональными, чтобы каждый школьник мог найти свою «экологическую нишу»
своего индивидуального развития, отвечающую его уже проявившимся интересам и
способностям или же создающим возможность для проявления и развития еще
непроявленных, скрытых интересов и способностей. В максимальной мере это относится к
образовательной среде в дополнительном образовании.
Одним из условий обучения и развития детей с разными признаками одаренности
является создание образовательной среды как системы условий и влияний,
обеспечивающих возможность для проявления творческой природы развития учащихся
и тем самым создающих возможность для проявления скрытых (потенциальных)
интересов и способностей учащихся и в то же время – для развития детей с явными
признаками одаренности.
Понятно, что напряженность образовательной среды может оказывать негативное
влияние на эмоциональное состояние (тревожность) школьника и успешность его обучения.
В то же время оказывается, что напряженность образовательной среды является фактором,
необходимым для развития способностей и собственно одаренности одаренных детей.
Однако детей надо готовить к преодолению трудных учебных и жизненных ситуаций,
поэтому общее повышение стрессогенности социальной среды и напряженность
образовательной среды в том числе ставят нас перед необходимостью эмоциональной и
личностной подготовки детей школьного возраста к преодолению критических учебных и
жизненных ситуаций.
Статья "Экопсихологический подход в формировании образовательной среды"
Статья "Экопсихологический подход в формировании образовательной среды"
Статья "Экопсихологический подход в формировании образовательной среды"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.