______________ СЕКЦИИ ПО МИНИ-ФУТБОЛУ

  • Разработки уроков
  • docx
  • 21.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Рабочая программа по мини-футболу для группы начальной подготовки 1-го года обучения (далее-Рабочая программа) составлена на основе Примерной программы спортивной подготовки для Детско-юношеских спортивных школ, общеобразовательных , специализированных Детско-юношеских школ олимпийского резерва. Мини-футбол (Футзал). Коллектив авторов-составителей: Андреев С.Н., Алиев Э.Г., Левин В.С., Еременко К.В. 2010 год. Рабочая программа рассчитана на 111 часов, из них 5 часов теоретических занятий, 4 часов текущий контроль, 102 часа на практическую часть. Рабочая программа построена с учетом возрастных особенностей мальчиков и девочек, занимающихся в группе. Возраст учащихся группы 9-12 лет. Весь учебный материал программы распределён в соответствии с возрастным принципом комплектования учебнойРабочая программа по мини-футболу для группы начальной подготовки 1-го года обучения (далее-Рабочая программа) составлена на основе Примерной программы спортивной подготовки для Детско-юношеских спортивных школ, общеобразовательных , специализированных Детско-юношеских школ олимпийского резерва. Мини-футбол (Футзал). Коллектив авторов-составителей: Андреев С.Н., Алиев Э.Г., Левин В.С., Еременко К.В. 2010 год. Рабочая программа рассчитана на 111 часов, из них 5 часов теоретических занятий, 4 часов текущий контроль, 102 часа на практическую часть. Рабочая программа построена с учетом возрастных особенностей мальчиков и девочек, занимающихся в группе. Возраст учащихся группы 9-12 лет. Весь учебный материал программы распределён в соответствии с возрастным принципом комплектования учебной
Иконка файла материала programma_vneurochnoy_deyatelnosti_obedineniya_mini-futbol.docx
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ______________ СЕКЦИИ  ПО МИНИ­ФУТБОЛУ______ (наименование учебного предмета (курса)ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА           Рабочая программа по мини­футболу для группы начальной подготовки 1­ го года обучения (далее­Рабочая программа)  составлена на основе Примерной программы спортивной подготовки для Детско­юношеских спортивных школ,   специализированных   Детско­юношеских   школ общеобразовательных   , олимпийского   резерва.     Мини­футбол   (Футзал).   Коллектив   авторов­ составителей:  Андреев С.Н., Алиев Э.Г., Левин В.С., Еременко К.В. 2010 год. Рабочая   программа   рассчитана   на   111   часов,   из   них   5   часов   теоретических занятий, 4 часов  текущий контроль,  102 часа на практическую часть. Рабочая программа построена с учетом возрастных особенностей мальчиков и девочек, занимающихся в группе. Возраст учащихся группы 9­12  лет. Весь учебный материал программы распределён в соответствии с возрастным принципом   комплектования     учебной   группы   по   футболу   и   рассчитан   на последовательное   и   постепенное   расширение   теоретических   знаний, практических умений и навыков. Данная   рабочая   программа   направлена   на   содействие   улучшению   здоровья учащихся   и   на   этой   основе   обеспечения   нормального   физического   развития растущего организма и разностороннюю физическую подготовленность.         Целью занятий являются: приобретение учащимися необходимых знаний, умений, навыков для самостоятельного использования физических упражнений, закаливающих   средств   и   гигиенических   требований   с   целью   поддержания высокой работоспособности во всех периодах жизни; воспитания навыков для самостоятельных   занятий   и   умения   вести   здоровый   образ   жизни;   развивать физические   качества,     необходимые   для   овладения   игрой   мини   –   футбол, придерживаться   принципов   гармоничности,    оздоровительной   направленности учебного   процесса.     Данная   программа   направлена   на   привитие   учащимся умения   правильно   выполнять   основные   технические   приемы   и   тактические действия,   обеспечение   разносторонней   физической   подготовки.   Программа призвана   подготовить   детей   к   сдаче   учебных   нормативов   по   физической   и технической подготовке в соответствии с их возрастом, сообщить элементарные теоретические   сведения   и   в   конечном   итоге   подготовить   учащихся   для зачисления   на   учебно­тренировочный   этап   многолетней   подготовки   юных футболистов     Задачи: укрепление здоровья и закаливание организма; привитие интереса к систематическим   занятиям   мини­футболом;   обеспечение   всесторонней физической подготовки с преимущественным развитием быстроты,  ловкости и координации   движений;   овладение   основами   технических   приёмов,   которые наиболее часто и эффективно применяются в игре, и основами индивидуальной,групповой и командной тактики игры в мини­футбол; освоение процесса игры в соответствии с правилами мини­футбола; изучение элементарных теоретических сведений о личной гигиене, истории футбола, технике и тактике, правил игры в мини­ футбол. Изучение теоретического материала осуществляется в форме 15 – 20­минутных бесед,   которые   проводятся,   как   правило,   в   начале   занятий   (как   часть комплексного   занятия).         В   ходе   практических   занятий   учащиеся   группы получат   элементарные   навыки   судейства   игр   по   футболу   и   мини­футболу   и первичные навыки инструктора­общественника. Практические занятия по обучению судейству начинаются в группе после того, как усвоены основные правила игры. Обучение судейству осуществляется во время проведения двухсторонних учебных, тренировочных игр и соревнований. Задача   инструкторской   практики   –   научить   подавать   строевые   команды, правильно показывать и объяснять простейшие упражнения. Практические занятия по физической, технической и тактической подготовке проводятся в форме игровых занятий по общепринятой методике. Физическая   подготовка   направлена   на   развитие   физических   способностей организма, ей  в  занятиях  отводится  значительное  место.  Выделяют   общую   и специальную   физическую   подготовку.   Общая   физическая   подготовка предусматривает всестороннее развитие физических способностей, специальная –   развитие   качеств   и   функциональных   возможностей,   специфичных   для футболистов. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ Занимающиеся данной учебной группы должны знать и иметь представление: об особенностях зарождения, истории мини­футбола; о физических качествах и правилах их тестирования; основы личной гигиены, причины травматизма при занятии   мини­футболом   и   правила   его   предупреждения;   уметь   организовать самостоятельные занятия мини­футболом.  Учащиеся должны уметь:                                                                                               выполнять требования по физической подготовке в соответствии с возрастом;     владеть основами техники  мини­футбола; знать основы судейства.                        В процессе обучения и тренировки занимающиеся должны приобрести  следующие навыки учебной работы и судейства соревнований по мини­футболу:  освоить терминологию, принятую в мини­футболе;                                                    уметь подготовить в качестве дежурного инвентарь, места проведения занятий и соревнований;                                                                                                                  руководить командой своего класса на общешкольных соревнованиях;                   принять участие в судействе учебных и товарищеских игр в качестве  2­го судьи, судьи­хронометриста.№ урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 ь р б я т н е С ь р б я т к О ь р б я о Н ь р б а к е Д Количество часов Тема занятий.  1 1 1 1 2 1 2 1 1 1 1 1 1 1 2 1 2 1 1 1 2 1         1 1 2 1 1 1 Техника безопасности при занятиях мини­ футболом.  Передвижения боком. Передвижения спиной вперед. Ускорения.   Различные способы остановки  Повороты. Старты из различных положений. Удары по мячу головой. Ведение   мяча   внешней   и   внутренней стороной   стопы   по   прямой,   с   изменением направления. Ведение мяча с пассивным сопротивлением защитника. Ведение мяча с активным сопротивлением защитника. Обводка   с   помощью   обманных   движений (финтов). Остановка мяча стопой. Остановка мяча коленом. Остановка мяча внешней стороной стопы. Остановка   мяча   внутренней   стороной стопы. Остановка мяча грудью Обманные движения (финты). Отбор мяча. Комплексное   выполнение   технических приемов. Тактическая подготовка. Тактика игры в атаке. Тактика игры в обороне. Тактика игры вратаря. Общая физическая подготовка. Специальная физическая подготовка. Двусторонняя учебная игра. Инструкторская практика.29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 ь р а в н Я ь л а р в е Ф т р а М ь л е р п А 2 1 1 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 Судейская практика. Передвижения и прыжки. Удары по мячу серединой подъема. Удары по мячу с полулета. Удары   по   мячу   внутренней   частью подъема. Удары по мячу внешней стороной подъема. Удары   по   мячу   внутренней   стороной стопы. Удары по мячу внешней стороной стопы. Удары по мячу носком. Удары по мячу лбом. Удары по мячу боковой частью лба. Удары боковой частью стопы. Удары серединой подъема. Удары голенью. Удар по летящему мячу внутренней частью подъема. Удар   по   неподвижному   мячу   внешней частью подъема. Удар   по   катящемуся   мячу   внешней стороной стопы. Удар   по   летящему   мячу   серединой подъема. Игра вратаря при ловле низких мячей. Игра   вратаря   при   ловле   полувысоких мячей. Игра вратаря при ловле высоких мячей. Отбивание. Вбрасывание. Выбивание. Отбор мяча перехватом. Выбивание мяча ударом ногой. Отбор мяча толчком в плечо. Отбор мяча в подкате. Угловой удар. Подача мяча в штрафную площадь. Удары по воротам различными способами на точность попадания мячом в цель. Ведение, удар(передача мяча), прием мяча,61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 остановка, удар по воротам. Нападение   в   игровых   заданиях   3:1,   3:2, 3:3,2:1. Индивидуальные,   групповые   и   командные тактические действия в нападение и защите. Ловля катящегося мяча. Ловля мяча, летящего на встречу. Ловля мяча сверху в прыжке. Отбивание мяча кулаком в прыжке. Ловля мяча в падении (без фазы полета). Игры с перехватом(отбором) мяча. Игры с передачами мяча. Игры с ведением мяча. Двусторонняя игра. Контрольное мероприятие. Двустороння игра. Контрольное мероприятие. 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 1 102 й а М Итого Краткое описание содержания программного материала. Теоретическая подготовка Физическая культура и спорт в России. Важнейшие решения Российского  правительства по вопросам развития физической культуры и спорта. Массовый  характер Российского спорта. Рост спортивных достижений Российских спортсменов. Значение выступлений  Российских спортсменов за рубежом для укрепления мира и дружбы между  народами. Единая спортивная классификация и её значение для развития спорта в России. Развитие футбола в России. Федерация футбола России. Обзор соревнований  по футболу: первенство и кубок России среди команд мастеров.  Международные соревнования с участием Российских команд. Лучшие  Российские команды, тренеры, и футболисты. Врачебный контроль. Задачи врачебного контроля над занимающимися  физической культурой и спортом. Значение и содержание самоконтроля.  Объективные данные самоконтроля: масса, динамометрия, спирометрия, пульс.  Субъективные данные: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность,  утомляемость, настроение. Дневник самоконтроля. Причины травм на занятиях  по мини­футболу и их предупреждение. Правила игры, организация и проведение соревнований по мини­футболу.  Изучение правил игры и пояснений к ним. Обязанности судей. Выбор местасудей при различных игровых ситуациях. Замечания, предупреждения и  удаления игроков с поля. Общая и специальная физическая подготовка. Общеразвивающие упражнения без предметов. Маховые упражнения,  круговые вращения рук в сочетании с движениями ног и туловища. Разгибание  рук в упоре лёжа. Круговые движения туловищ, повороты и наклоны с  одноимёнными движениями рук и ног, разноимённые движения на координацию.  Отведение, приведение и маховые движения ноги вперёд, в стороны, назад. Упражнения с набивным мячом (1 кг.). Броски набивного мяча одной и двумя руками через голову. Поднимание и опускание прямых ног с мячом, зажатым  между ступнями, в положении лёжа на спине. Акробатические упражнения. Кувырок вперёд. Кувырок назад в упор стоя  ноги врозь из упора присев, из седа, из основной стойки. Стойка на голове из  упора присев толчком двух ног. Стойка на руках толчком одной и махом другой ноги. Переворот в сторону. Легкоатлетические упражнения. Бег 30 м. на скорость. Повторный бег до 3 х  30 м.,  до 2 х 60 м. Бег медленный до 10 мин. Бег по пересечённой местности  (кросс) до 800 м. Бег 200 и 500 м. Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание». Прыжки в длину с  разбега способом «согнув ноги». Метание малого мяча по коридору шириной 10 м. на дальность с разбега. Подвижные игры. Игры с бегом на скорость, с прыжками в высоту и длину, с  метаниями мяча на дальность и в цель. Спортивные игры. Баскетбол. Ручной мяч. Специальные упражнения для развития быстроты. Бег на 10 – 15 м. из  различных стартовых положений – сидя, бега на месте, лёжа. Ускорения на 15, 30 м. без мяча и с мячом. Бег прыжками. Бег с изменением  направления до 180º. Бег боком и спиной вперёд (наперегонки). Обводка стоек .  Рывок с мячом . Специальные упражнения для развития ловкости. Прыжки с разбега вверх,  стараясь достать высоко подвешенный мяч ногой, головой; то же, выполняя в  прыжке поворот до 180º. Прыжки вверх с места и разбега, выполняя удары по  мячам, подвешенным на различной высоте. Эстафеты с элементами акробатики. Техническая  подготовка. .Удары по мячу ногой. Удары серединой и внешней частью подъёма по  неподвижному и катящемуся мячу. Удары подъёмом по прыгающему илетящему мячу. Удары носком, пяткой (назад). Выполнение всех ударов по  мячу, придавая ему различную по крутизне траекторию полёта и различное  направление полёта. Удары в единоборстве. Удары на точность и дальность. Удары по мячу головой. Удары боковой частью лба без прыжка и в прыжке, с  места и с разбега. Удары серединой и боковой частью лба в прыжке с пассивным сопротивлением. Удары на точность. Остановка мяча. Остановка подошвой, внутренней стороной стопы катящегося  и опускающегося мяча. Остановка грудью летящего мяча. Остановка мяча  изученными способами, находясь в движении, с последующим ведением или  передачей мяча. Ведение мяча. Ведение серединой подъёма и носком. Ведение мяча всеми  изученными способами, увеличивая скорость движения. Обманные движения (финты). Обучение финтам: при ведении показать  остановку мяча подошвой (без касания или с касанием мяча подошвой) или удар пяткой назад – неожиданным рывком вперёд уйти с мячом; быстро отвести мяч  подошвой под себя – рывком с мячом уйти вперёд; при ведении неожиданно  остановить мяч и оставить его партнёру, который движется за спиной, а самому  без мяча уйти вперёд, увлекая соперника («скрещивание»). Выполнение  обманных движений в единоборстве. Отбор мяча. Обучение умению выбрать момент для отбора мяча, выполняя  ложные движения и вызывая соперника, владеющего мячом, на определённые  действия с мячом.   Техника игры вратаря. Ловля катящегося и летящего на различной высоте  мяча на выходе из ворот без падения, с падением, в броске. Ловля  опускающегося мяча. Отбивание (в сторону, за линию ворот) ладонями, пальцами рук в броске мячей,  летящих и катящихся в сторону от вратаря. Перевод мяча через перекладину  ворот ладонями (двумя, одной) в прыжке. Броски мяча одной рукой с боковым замахом и снизу. Броски рукой на точность и дальность. Тактика игры в футбол. Понятие о тактической системе и стиле игры. Характеристика игровых действий футболистов команды при расстановке по схеме 1 +3,  3+1.  Разбор проведённых учебных игр: положительные моменты в ходе игры, ошибки, оценка игры  каждого футболиста и команды в целом. Упражнения для развития умения «видеть поле». Игра в «пятнашки» в парах  на ограниченной площади (играют 3 – 4 пары, постоянно наблюдают задвижением других пар, чтобы не столкнуться), 8 – 6 игроков образуют круг и  передают друг другу в одно касание два мяча (надо следить одновременно за  двумя мячами, чтобы не передать их одному партнёру). Тактика нападения. Групповые действия. Уметь взаимодействовать с партнёрами, используя  короткие и средние передачи. Комбинации в парах: «стенка», «скрещивание».  Начинать и развивать атаку из стандартных положений. Командные действия. Уметь выполнять обязанности в атаке на своём игровом  месте. Тактика защиты. Индивидуальные действия. Противодействие маневрированию, т. е.  осуществлять «закрывание» и препятствовать сопернику в получении мяча.  Совершенствование в «перехвате» мяча. В зависимости от игровой обстановки  применять отбор мяча изученным способом. Уметь противодействовать  передаче, ведению и удару по воротам. Групповые действия. Уметь взаимодействовать в обороне, осуществляя  правильный выбор позиции и страховку партнёров  Уметь взаимодействовать в  обороне при выполнении противником стандартных комбинаций. Организация и  построение «стенки». Комбинация с участием вратаря. Тактика вратаря. Уметь организовать построение «стенки» при пробитии  штрафного и свободного ударов вблизи своих ворот; играть на выходах из ворот при ловле катящихся и летящих на различной высоте мячей; подсказывать  партнёрам по обороне, как занять правильную позицию; выполнять с  защитниками комбинации при введении мяча в игру от ворот; введение мяча в  игру, адресуя его свободному от опеки партнёру. Учебные и тренировочные игры, совершенствуя индивидуальные, групповые и  командные тактические действия. СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ Педагогический контроль и оценка подготовки подготовленности учащихся  группы являются важными элементами, определяющими эффективность  процесса обучения и тренировки. Для получения объективной информации  планируется использовать педагогическое наблюдение и тестирование. Контроль за уровнем нагрузки на занятия проводится по карте педагогического  наблюдения за степенью утомления учащихся: Таблица № 2 Объект  наблюдения Степень и признаки утомления Небольшая Средняя Небольшое  Значительное  Большая  (недопустимая) РедкоеЦвет кожи  лица Речь покраснение покраснение Отчетливая Затрудненная Мимика Обычная Потливость Небольшая Выражение лица  напряженное Выраженная  верхней половины тела Дыхание Учащенное,  ровное Сильно  учащенное Движения Бодрая походка Самочувствие Жалоб нет Неуверенный шаг, покачивание Жалобы на  усталость, боль в  мышцах,  сердцебиение,  одышку, шум в  ушах. покраснение,  побледнение или  синюшность. Крайне  затрудненная или  невозможная. Выражение  страдания на лице. Резкая верхней  половины тела и  ниже пояса,  выступание соли. Сильно учащенное, поверхностное, с  отдельными  глубокими  вдохами,  сменяющимися  беспорядочным  дыханием. Резкое  покачивание,  дрожание,  вынужденная поза  с опорой, падение. Жалобы на  головокружение,  боль в правом  подреберье,  головная боль,  тошнота, иногда  икота, рвота Метод тестирования дает возможность оценить уровень подготовленности  учащихся группы, прирост их физического развития и совершенствования  технического мастерства. Контроль осуществляется по таблице нормативов, разработанной школой на  основе Примерной программы спортивной подготовки для детско­юношеских  спортивных школ. Мини­фубол (Футзал).( Таблица № 3) Таблица № 3 Нормативные требованиядля учащихся групп начальной подготовки т Оценка Контрольное  упражнение с а р з о В Общая подготовленность «3» м «4» м 6.1 6.0 5.8 5.6 13.0 12.7 12.4 11.9 ­ 40.0 36.0 32.0 155 160 168 175 6 7 15 21 6.9 6.4 6.2 6.1 д 6.4 6.3 6.2 6.1 13.4 13.2 12.8 12.4 ­ 45.0 42.0 39.0 142 145 157 160 4 4 10 13 7.6 7.2 7.0 6.8 «5» м д 5.9 6.2 5.8 6.1 5.6 6.0 5.4 5.9 12.6 13.2 13.0 12.4 Ё12.5 11.9 12.2 11.5 ­ ­ 37.0 43.0 40.0 33.0 30.0 37.0 145 160 165 150 173 160 168 180 4 5 11 15 7.3 6.9 6.7 6.5 7 8 16 22 6.5 6.2 6.0 5.9 + + + + + + + + д 6.0 5.9 5.8 5.7 12.8 12.6 12.2 11.9 ­ 40.0 37.0 35.0 150 155 165 173 5 6 12 16 7.0 6.7 6.5 6.3 + + + + + + + + 8 9 10 11 8 9 10 11 8 9 10 11 8 9 10 11 8 9 10 11 8 9 10 11 8 9 10 11 8 9 10 11 Бег 30 м., с. Челночный бег 30 м. (5 х 6 м) Челночный бег 104  м. с. 6.3 6.2 6.0 5.8 13.2 13.0 12.6 12.2 ­ 42.0 38.0 34.0 152 155 160 170 Специальная подготовленность Жонглирование мяча ногами, кол­во  ударов Прыжок в длину с  места, см. 5 6 13 19 7.2 6.6 6.4 6.3 Бег 30 м с ведением  мяча, сек. Ведение мяча по  «восьмерке» Ведение мяча по  границе штрафной  площадке. Примечание: знак«+» означает, что норматив выполнен при улучшении  показателей.Содержание и методика контрольных испытаний Общая подготовленность Бег 30 м. Бег выполняется с высокого старта. Секундомер запускается по  первому движению испытуемого. Челночный бег 30 м (5x6 м). На расстоянии 6 м друг от друга обозначаются  линия старта и контрольная линия. По сигналу испытуемый начинает бег,  преодолевая обозначенную дистанцию 5 раз. При изменении направления  движения обе ноги испытуемого должны пересекать каждый раз одну из  упомянутых линий. Челночный бег 30 м (3x10 м). Упражнение с такими же требованиями, как и  предыдущее. Челночный бег 104 м (рис. 1). Линией старта служит линия ворот. От ее  середины испытуемый по сигналу выполняет рывок до 6­метровой отметки,  касаясь ее ногой. Повернувшись на 180°, он возвращается назад. Далее он  совершает рывок до 10­метровой отметки. Повернувшись кругом, испытуемый  устремляется к линии старта. Далее он бежит до средней линии поля (20 м) и  возвращается к линии ворот. Затем он вновь совершает рывок к 10­метровой  отметке, возвращается к месту старта. Завершается Прыжок в длину с места. Испытуемый принимает исходное положение на  контрольной линии (ноги на ширине плеч). Не переступая ее, он делает  несколько махов руками и, с силой оттолкнувшись, махом рук снизу вверх  производит прыжок. Из трех попыток засчитывается лучший результат. Специальная подготовленность Жонглирование мячом ногами. Упражнение выполняется поочередно  правой и левой ногой. Удары, выполненные одной ногой дважды, засчитываются  за один удар. Из трех попыток учитывается лучший результат. Бег 30 м с ведением мяча. Испытуемый с мячом занимает позицию за линией  старта. По сигналу игрок ведет мяч к линии финиша, выполняя на данной  дистанции не менее трех касаний мяча ногами. Ведение осуществляется любым  способом. Упражнение считается законченным, когда испытуемый пересечет  линию финиша. Учитывается время выполнения упражнения. Даются две  попытки. Засчитывается лучший результат. Ведение мяча по «восьмерке» (рис. 1). На поле стойками обозначается  квадрат со сторонами 10 м. Одна стойка устанавливается в середине квадрата.  По сигналу испытуемый ведет мяч от стойки А к стойке Ц, обходит ее и  движется к стойке Б. Обведя ее, он направляется к стойке В, огибает ее с  внешней стороны и вновь ведет мяч к стойке Ц. Обводя эту стойку уже с другой стороны, он движется к стойке Г. Обогнув ее, испытуемый финиширует у стойкиА. Ведение мяча осуществляется только внутренней и внешней частью подъема.  Учитывается время выполнения задания. Из двух попыток засчитывается  лучшая. Г Рис. 1  Ведение мяча по «восьмерке» Ведение мяча по границе штрафной площади (рис. 2). Испытуемый с  мячом встает перед пересечением штрафной и вратарской линий. По сигналу он  начинает ведение мяча подошвой правой ноги по границе штрафной площади до  пересечения ее с линией ворот. Как только мяч пересечет эту точку,  испытуемый разворачивается и начинает ведение мяча подошвой левой ноги в  обратном направлении по границе штрафной площади. Как только он пересекает с мячом линию ворот, фиксируется время прохождения дистанции. Обратно                                   Туда Рис. 2. Ведение по границе штрафной площадиЛИТЕРАТУРА 1. Мини­фубол  (футзал) : Примерная программа для детско­юношеских спортивных     школ,     специализированных   детско­юношеских   школ олимпийского резерва С.Н. Андреев, Э. Г. Алиев, В. С. Левин, К. В.  2. Еременко. ­ М.: Советский спорт, 2010. ­ 96 с. 3. Андреев СЛ. Мини­футбол. ­ М.: ФиС, 1978. ­ 111 с. 4. Андреев СЛ. Футбол ­ твоя игра. ­ М.: Просвещение, 1989. ­ 144 с. 5. Максимеико И.Г. Планирование и контроль тренировочного процесса в спортивных играх. ­               Луганск: Знание, 2000. ­ 276 с. 6. Филин В.П., Фомин И.А. Основы юношеского спорта. ­ М.: ФиС, 1980.­ 255 с. 7. Юный футболист: Учеб. пособие для тренеров / Под общей ред. А.П. Лаптева и А.А. Сучилина. ­      М.: ФиС, 1983. ­ 254 с. 8. Богин М.М.  Обучение двигательным действиям. – М.: Физкультура и спорт, 1985. 9. Мутко В.Л., Андреев С.Н. , Алиев Э.Г. Мини­футбол–игра для всех – М. Советский спорт, 2008.­ 264 стр 10.Тюленьков С.Ю. , Федоров А.А. Футбол в зале: система подготовки.­ М.: Терра­Спорт,2000.­ 86 стр.(Библиотечка тренера) 11.Физическое   воспитание   в   школе   /   авт.­сост.  Е.Л.   Гордияш  и   др.   – Волгоград: 2008 12.Внеклассные мероприятия по физической культуре в средней школе / авт.­сост. М.В. Видякин. – Волгоград: 2009 13.Спортивные   и   подвижные   игры.   Изд.   4­е,   перераб.   Под   ред.  Ю.И. Портных. М., «Физкультура и спорт»,2007.  14.Справочник учителя физической культуры / авт.­сост.  П.А. Киселев, С.Б. Киселева – Волгоград: 200815.Спортивные игры и методика преподавания под ред Портных Ю.И. – М., Физкультура и спорт, 2007 16.Настольная   книга   учителя   физической   культуры   /   под   ред.   Л.   Б. Кофмана. – М., 2007 Литература для учащихся 1. Физическая культура: учебник для учащихся 5­7 кл.  / М.Я. Виленский, И.М. Туревский – М. Просвещение. 2008  2. Физическая   культура:   учебник   для   учащихся   8­9   кл.   /  В.И.   Лях, А.А.Зданевич – М. Просвещение. 2008