« Сохранение традиций Вятского края». 5 класс технология
Оценка 4.7

« Сохранение традиций Вятского края». 5 класс технология

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
искусство +2
5 кл—11 кл +1
29.01.2017
« Сохранение традиций Вятского края». 5 класс технология
Целью урока является пробуждение интереса к народным традициям и промыслам родного края. На уроке учащиеся знакомятся с Вятскими промыслами. Вспоминают традиционные русские праздники и изготавливают куклу «мартиничку». Данный урок помогает пробудить интерес к народным традициям и промыслам, к духовным ценностям народа нашей страны, а также познакомить обучающихся с мастерством членов семьи через изделия, принесённые на урок .конспект урока
ход урока.docx
« Сохранение традиций Вятского края». Характеристики урока (занятия)  Уровень образования:  среднее (полное) общее образование   Целевая аудитория:  Учитель (преподаватель)   Класс:  6 класс   Предмет:  Технология   Цель урока:    Пробудить интерес к народным традициям и промыслам, к духовным ценностям народа • • нашей страны. познакомить обучающихся с мастерством членов семьи через изделия, принесённые на урок . активировать участие обучающихся в сохранении местного наследия, почувствовать себя наследниками народных традиций  Задачи урока 1.Развивающая   ­ продолжить  развитие  эстетического   и  художественного  вкуса,  творческой  активности  и мышления учащихся. ­ развивать навыки анализа и обобщения различной информации, выдвигать и обосновывать собственную точку зрения  2.Обучающая: ­ формирование умений и навыков учащихся при использовании различных видов техники в работе.      ­ расширить и закрепить знания и умения по работе с различными материалами.   ­ пробудить интерес к культуре своего народа, своей семьи;   3. Воспитательная :     • • • ­ воспитание трудолюбия, терпения и аккуратности.  ­Прививать интерес к русскому народному творчеству,  ­воспитывать любовь и уважение к культуре народа развитие познавательного интереса к семейной традиции заниматься ручным ремеслом;  воспитывать чувство доброты, отзывчивости, желание прийти на помощь,  сохранять семейные традиции, народное мастерство;  воспитывать чувство патриотизма, любви к родному краю, уважение к его истории и потребности изучения сегодняшних задач и проблем в развитии народных традиций и ремесел.  Форма организации деятельности обучающихся: индивидуальная, коллективная.   Методы обучения: объяснительно­иллюстративный, проблемно­поисковый, самостоятельная работа.   Оформление кабинета: интерьер класса напоминает выставку декоративного творчества: скатерть,   самовар,   деревянная   и   глиняная   посуда,   прялка,   веретено,   корзина,   изделия   из бересты, расшитые полотенца Оформление доски: тема урока, новые слова, сообщения учащихся.  Книжная выставка – книги из школьной библиотеки и личных запасов о промыслах. Стенд для оформления выставки «История вещей» Музыкальный ряд: пение жаворонка.   Сохраняющие здоровье технологии:  неформальное  общение,  цветотерапия,  музыкальная терапия.  Тип урока:  Комбинированный урок   Учащихся в классе (аудитории): 1 5    Используемые ЦОР:     1.Вид используемых на уроке средств ИКТ – ЦОР на CD­ROM   (Презентация о Вятских промыслах,   фото   изделий   выполненных   руками   детей,   фото   традиционных   праздников..) 2.Необходимое аппаратное и программное обеспечение ­ компьютер и проектор, экран    Краткое   описание:   Урок   технология   «Сохранение   народных   традиций   на   уроках технологии».     Целью   урока   является     пробуждение   интереса   к   народным   традициям   и промыслам.     На   уроке   учащиеся   знакомятся   с   Вятскими   промыслами.   Вспоминают традиционные русские праздники и изготавливают куклу «мартиничку». До занятия учителю необходимо проверить корректность работы мультимедийных средств. Занятие   рассчитано   на   один   академический   час,   в   кабинете   оборудованном   мультимедиа проектором и обычными столами для лекционной работы.  Опережающее домашнее задание:  1. Принести семейные реликвии и подготовить сообщения по темам: «Женские рукоделия нашей семьи» 2. Подготовиться по теме  «семейные традиции». 3. Подготовить пословицы и поговорки о труде, ремеслах, традициях. 4. Принести нитки белого и красного цвета. Краткий план занятия.  знакомство с ремеслами Вятского края, презентации о ремеслах, сообщения учащихся; знакомство с семейными работами.  1­й этап урока:    2­й этап урока:    3­й этап урока:   • практическая работа: работа по карточкам  ­ изготовление мартиничек.  4­й этап урока:    • подведение итогов;   • домашнее задание  Эпиграф­ "Трудно   предвидеть,   ­   писал   историк   В.О.   Ключевский,­   каков   будет   человек   через тысячу   лет;   но   отнимите   у   современного   человека   этот   медленно   и   трудно нажитый скарб обрядов, обычаев,– и он растеряется, утратит всё житейское своё умение, не будет знать, как обойтись с ближним, и будет принуждён всё начинать сызнова". ХОД УРОКА    Мотивация учащихся. Актуализация знаний. Очень часто за событиями И за сутолокой дней  Старину не вспоминаем,  Забываем мы о ней.  Хоть и более привычны  Нам полеты на Луну,  Вспомним русские обычаи,  Вспомним нашу старину. Не   случайно   сегодня   в   классе   выставлены   произведения   народного творчества.    На сегодняшнем уроке мы закрепим знания о народных ремеслах и обобщим наши представления о народных традициях украшать свой быт и дарить радость другим людям. Тема нашего урока сегодня « Сохранение традиций родного края». Я думаю, что урок будет интересным и познавательным.  Изучение нового материала. Тема сегодняшнего урока ­ Сохранение традиций, а как вы понимаете слово «традиция»….. Слово   "традиция"   (от   лат.   tratitio   ­   передача)   означает   исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.    Мы часто повторяем «народные промыслы», «заниматься промыслами», а как вы думаете ­ откуда произошло понятие «промысел»?   Слово  "промысел"   произошло   от   слова   «промыслить»,   то   есть подумать,   как   добыть   средства   для   жизни.    Жизнь   крестьянина   была подчинена сельскохозяйственному календарю и зависела от природных условий. Пять месяцев в году велись полевые работы, а 7 месяцев у крестьянина были свободные. Суровый климат, вынуждали население, в дополнение к земледелию, искать приработок, то есть  заниматься промыслами, промышлять.  Вопрос – Что означает слово РЕМЕСЛО?    (Запись в тетрадь.) Каждый промысел имел свою неповторимую индивидуальность, но их объединяла одна особенность, связанная с укладом жизни мастеров того времени, это подход к собственному делу, в основе которого лежал принцип  «польза и красота». (Запись в тетрадь.)   Расчетливые   мастера   понимали:  сработают совсем просто – люди не купят, будет работа слишком затейлива – себе в убыток, много не сделаешь, а цена возрастет. Следовательно, оптимальное соотношение цены изделия, его качества   и   востребованность     в   быту   отражалось   на   рукотворных   изделиях народного мастера и объединяло их.    В Вятском   крае живет замечательный и трудолюбивый  народ, который сохраняет свои национальные традиции, развивает и передает свое мастерство будущим   поколениям.   Я   уверена,   что   вы   знаете   вятские   промыслы,   которые являются визитной карточкой нашего края, и сейчас легко выберете их.    Работа в группах по карточкам:   выбрать   из предложенных промыслов вятские,  и записать их в тетрадь.  И  рассказать о них Дымковская игрушка­ Матрешка – Резьба по дереву –   из Плетение материалов – Лен с вышивкой –   различных  Кукарские кружева –  Капа – корень – Вопрос ­  Скажите, пожалуйста:   а почему на Вятке не занимаются резьбой по кости или производством янтаря?   Вопрос ­ Где занимаются производством самоваров? Вопрос ­ Где вяжут оренбургские пуховые платки?   Из поколения в поколение передавалось мастерство народных умельцев .  Вопрос ­ А у вас в семье есть какие­либо традиционные ремесла? Мне очень приятно, что и вы своим умением продолжаете ремесленные традиции. Возможно, и ваши работы попадут в музеи или будут передаваться  в семье как семейная реликвия. Обратите   внимание   на   книги,   эти   книги   о   народных   промыслах,   их можно получить в нашей школьной библиотеке.  Закрепление материала Давайте вспомним пословицы и поговорки о труде. Я читаю,  а вы добавляете. Итак, конкурс «Пословица­тест». Без труда не вытащишь и рыбку из... кармана; из­подо льда;  пруда. Есть терпение, будет и... денег куча; умение; хорошая погода. Без дела жить — небо... коптить;  подпирать,  не видеть.                                                                    Птицу узнают по полету, а человека... по зубам;  по прическе;  по делам. Умелец да рукоделец и себе и людям... что­то подкинет; радость приносит; неприятности создает. Землю красит солнце, а человека  красивая прическа; труд; платье Вопрос ­ Какие ещё пословицы о труде и ремёслах вы знаете?  Изучение нового материала Делу время – а потехе час.  На   Руси   люди   всегда   не   только   хорошо     работали,   но   и   любили   праздники отмечать.  Вопрос     –     какие   народные   праздники   вы   знаете   и   в   чем   суть   этих праздников.  ( новый год­ елка, масленица­ блины, пасха­ крашеные яйца…….) Вопрос – у вас какой любимый праздник?    Существует  ещё 1 праздник. 22 марта в православной России отмечается праздник «Сороки» в честь 40 мучеников. Он ещё называется «встреча птиц».  Есть поверье, что в этот день из тёплых стран прилетают 40 разных птиц. И первая из них жаворонок. Жаворонок – одна из чистых божьих птиц. Есть легенда о   происхождении   жаворонка:   Бог   подбросил   высоко   вверх   комочек   земли   и превратил   его   в   серую,   как   земля,   птичку­   Жаворонка.   Как   божью   птицу, жаворонка запрещалось употреблять в пищу, а убить считалось великим грехом. Сам жаворонок так говорит о себе: «Я высоко летаю, песни воспеваю»    ­­­“    пение жаворонка ”­­­­  Суть праздника: Женщины пекут из теста "птичек", ребятишки поют заклички весны и играют с выпеченными из теста небольшими птичками­жаворонками   и украшают деревья куклами мартиничками.  Время   для   праздника   выбрано   не   случайно   —   это   время   весеннего равноденствия. И так как март — это время встречи двух времен года, куколки делают  парами.    Белый цвет   ниток — символ уходящей зимы, а красный   — символ весны и красного   солнышка.   Женская   фигурка   изготавливалась   из   белых   ниток,   а мужская из красных. Как вы думаете, ребята – как ещё можно использовать   такое изделие в наши дни?  Это сувенир, украшение, оберег. Его дарят, поздравляя с приходом весны.   Практическая работа. Кукла   делается   из   2   пучков   ниток:   один,   большой   пучок,   из   него получается  туловище  с  головой  и  ногами;  второй  пучок поменьше,  это  руки. Фигурка   получается   путем   перевязывания   пучков   в   нужных   местах   цветной ниткой. Обратите   внимание:   цветная   нитка   для   перевязывания   пучков   одновременно будет и украшением. Она изображает ожерелье, поясок и манжеты, которые тоже имели в одежде древнего человека защитный смысл; других украшений мастер не делал. Инструктаж по технике безопасности С ножницами не шути, Зря в руках их не крути И, держа за острый край, Другу их передавай. Лишь окончена работа – Ножницам нужна забота: Не забудь ты их закрыть И на место положить.     ­­­­­­­Пение жаворонка­­­­­­ Инструкционная карта      Изготовление куклы­мартинички 1. Выполнить 15­20 витков ниток  по длинной стороне шаблона 2. Снять нитки с шаблона и  перевязать их 3. Выполнить несколько витков  ниткой по шее и хорошо  завязать.  Получилась голова. 4. Намотать нитки на короткую  сторону шаблона, снять и  завязать с двух сторон.  Получились руки. 5. Вставить руки  в середину  большого пучка под шею.  Перевязать талию. Подравнять  ножницами юбочку. 6. Аналогичным способом  выполнить мужскую фигуру,  разделив  нижнюю часть на две  ноги.  7. Скрепить фигурки верхней  ниткой. Март богат на праздники. Подарите своим близким Мартинички, и счастливых людей станет больше.  Рефлексия урока. Учитель: Каким ремеслом вы бы хотели заниматься после нашего урока, если у вас появилась сейчас, в данный момент, такая возможность?  Домашнее задание: ( по выбору)  Найти  рецепт  «жаворонков» в книгах или интернете  и испечь их дома к следующему уроку  Подготовить реферат или презентацию о любом вятском промысле.  Подготовить реферат или презентацию о любимом  народном празднике.  Сценарий праздника для младших школьников «встреча птиц».

« Сохранение традиций Вятского края». 5 класс технология

« Сохранение традиций Вятского края». 5 класс технология

« Сохранение традиций Вятского края». 5 класс технология

« Сохранение традиций Вятского края». 5 класс технология

« Сохранение традиций Вятского края». 5 класс технология

« Сохранение традиций Вятского края». 5 класс технология

« Сохранение традиций Вятского края». 5 класс технология

« Сохранение традиций Вятского края». 5 класс технология

« Сохранение традиций Вятского края». 5 класс технология

« Сохранение традиций Вятского края». 5 класс технология

« Сохранение традиций Вятского края». 5 класс технология

« Сохранение традиций Вятского края». 5 класс технология

« Сохранение традиций Вятского края». 5 класс технология

« Сохранение традиций Вятского края». 5 класс технология

« Сохранение традиций Вятского края». 5 класс технология

« Сохранение традиций Вятского края». 5 класс технология
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2017