Технологическая карта урока труда (технологии) на тему «Сборка столярных изделий» (скворечника)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 09.03.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Технологическая карта урока труда (технологии) на тему «Сборка столярных изделий» (скворечника)
Иконка файла материала Конспект открытого урока Муруева В.В.docx

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 "Специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат №2 имени В.И.Воропаева"

 

 

 

 

Технологическая карта урока труда (технологии)

на тему «Сборка столярных изделий»

(скворечника)

 

 

 

                                                                                                                          подготовил

                                                                                                                         учитель труда (технологии)

                                                                                                                         ГБОУ «СКОШИ №2»

                                                                                                                 Муруев Василий Всеволодович

 

 

 

г. Улан-Удэ

2025

 

Технологическая карта урока труда (технологии) в 8 классе

ГБОУ «СКОШИ №2» г. Улан-Удэ

 

ПАСПОРТ УРОКА

Тема урока

«Сборка столярных изделий»

Учитель

Муруев Василий Всеволодович

Цель урока:

Приобретение навыков сборки столярных изделий в процессе изготовления скворечника для птиц.

Задачи урока:

1.Образовательные

 

 

2.Коррекционно-развивающие

 

3.Воспитательные

1.Учить читать сборочный чертёж;

2.Учить соединять столярные изделия;

3.Учить использовать ручные столярные инструменты в соответствии с выполняемой столярной операцией;

 

1.Развивать зрительное и слуховое восприятие, произвольное внимание, мыслительные операции синтеза;

2. Пополнять словарный запас новыми терминами, развивать связную речь при ответах на вопросы;

 

1.Воспитывать трудолюбие и аккуратность как положительные личностные качества работника-столяра.

 

Планируемые образовательные результаты

Личностные:

- ученик обосновывает необходимость и значимость лично для себя усвоения операций по сборке столярных изделий;

- активно и заинтересованно включается в выполнение технологических операций индивидуально и коллективно;

Предметные:

- называет виды операций по сборке столярных изделий;

-отбирает соответствующие технологической операции, рабочие инструменты;

- озвучивает свои действия в процессе изготовления кормушки, называя виды и приемы работы, последовательность операций;

- выполняет сборку столярных изделий с опорой на технологическую карту самостоятельно (или с помощью педагога, в парах, группах)

Программные требования к образовательным результатам раздела «Сборка столярных изделий»

 

Ученик развивает навыки:

- соединять столярные изделия,

- обрабатывать древесный материал,

- использовать ручные столярные инструменты в соответствии с выполняемой столярной операцией;

 

 

Ученик получит возможность:

- научиться выполнять посильные ему столярные операции самостоятельно,

- работать в паре, группе.

Формируемые базовые учебные действия

Личностные БУД

Познавательные БУД

Коммуникативные БУД

Регулятивные БУД

Понимает необходимость овладения трудовыми действиями для дальнейшей своей профессиональной деятельности

Выполняет базовые трудовые действия по инструкции и/или с опорой на технологическую карту;

Использует столярный инвентарь по назначению в соответствии с инструкцией

Работает в группе, умеет договариваться с напарником о совместном выполнении операций, инициирует взаимодействие участников, задает уточняющие вопросы

Принимает учебную задачу, контролирует ход выполнения работы, способен обнаруживать и исправлять ошибки, сравнивает результат с образцом

План изучения учебного материала

1.      Понятие «сборка»

2.      Способы сборки и инструменты.

3.      Техника безопасности при сборке разными способами

4.      Чтение сборочного чертежа скворечника

5.      Сборка скворечника

Основные понятия

Сборочный чертеж, разметка, заготовка, сборка, выпиливание, зачистка изделия

Тип урока

Урок выработки практических умений и навыков.

Форма урока

Урок-практикум.

Оснащение урока

Мультимедийная презентация

Таблицы и инструкции по безопасному выполнению работ. Образцы готовых изделий. Сборочный чертеж. Молотки, клещи, отвертки, шило, коловороты, сверла, гвозди, шурупы, клей ПВА, карандаши, линейки, угольники.

Заготовки досок толщиной 20 мм, бруски, рейки.

 

 

 

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ПОР (планируемые образовательные результаты)

I.                   ОРИЕНТАЦИОННЫЙ ЭТАП

Приветствие. Проверка отсутствующих. Психологический настрой на работу.

 

- Какой сейчас урок?

- Чему мы учимся на уроках столярного дела?

- Дайте определение понятию «столярное дело».

- Вспомните общие правила техники безопасности на уроках столярного дела.

 

Отвечают на вопросы фронтально

ПР: понимают значении уроков столярного дела, знают общие правила техники безопасности.

ЛР: осознают необходимость овладения основами столярного дела для жизни и профессии.

Примечание:

ПР-предметные результаты

ЛР-личностные результаты

II. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Создание мотивации

Задание: Прочитайте эпиграф к уроку

 «Делайте маленькое дело, но относитесь к нему как к великому»

 

Вводная беседа:

- Как вы понимаете эти слова?

- Что значить маленькое дело?

- Что значит дело великое?

- Какого значение столярного дела в жизни человека?

 

- Какие изделия мы уже делали с вами на уроках столярного дела?

- В рамках каких проектов они были созданы?

 

- Подумайте, какое изделие вы можете выполнить в рамках школьной акции «Строим птицам скворечник?»

 

 

Определение темы урока:

  - Что именно вы будете делать на уроке узнаете, разгадав кодовое слово. Распределите буквы согласно цифрам, в порядке убывания.

с

в

к

о

и

р

ч

е

н

9

8

1

7

2

6

4

5

3

 

Коррекционное задание: корректурная проба.

Обведите в кружок в каждой строке только изображения кормушек

 

 

 

 

 

 

 

Главный вопрос урока:

- Детали для скворечника у нас есть. Значит, какой главный вопрос урока?

- Какая столярная операция будет основной на уроке?

 

Запишем в тетрадь число и тему урока.

«Сборка столярных изделий»  (скворечника)

 

 

1 ученик читает вслух

 

 

Фронтально отвечают на вопросы

 

 

 

1-2 ученика вслух:

Скамейка, табурет, кормушка, клетка, разделочные доски

Варианты ответов.

 

 

 

 

 

 

 9  1  8  7  6  5  4  3  2  1

 с  к  в  о  р  е  ч  н  и  к

 

 

 

 

 

 

 

Как собрать скворечник для птиц из готовых деталей?

 

Сборка

 

Работа в тетради.

 

 

ЛР: высказывает собственное мнение, обосновывает свою позицию

 

 

 

 

 

ПР: актуализируют в памяти учебный материал, аргументируют свой ответ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БУД: самостоятельно формулируют тему урока; устанавливает причинно-следственные связи

 

 

 

 

Коррекция внимания, зрительного восприятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БУД: определяют цель деятельности, определяют

учебную задачу.

III. ОСНОВНОЙ ЭТАП

Актуализация имеющихся знаний

  1. Понятие «сборка»

Словарная работа

Задание.: Выберите из списка слова, которые объясняют понятие «сборка» изделий:

   изготовление, соединение, установка

Значит, что такое сборка?

 

2.Способы сборки и инструменты.  Техника безопасности

Разноуровневые задания по группам:

Задание 1. Низкий уровень (слабые, неговорящие ученики): Вспомните, с помощью чего в столярном деле можно соединять делали?

Направляющая помощь: предметные картинки.

 

 

Задание 2. Средний уровень (средние ученики): Вспомните правила техники безопасности во время сборки деталей разными способами. Составьте список

 

 

 

 

 

Задание 3. Повышенный уровень (сильные ученики): Заполните таблицу. Вспомните, как называются операции сборки в зависимости от способов и инструменты, которые используются столяром.

Проверка выполнения.

 

3.Чтение сборочного чертежа кормушки

- Итак, сегодня мы соберем с вами скворечник для птиц. Нам поможет в этом сборочный чертеж.

Знаково-символическое моделирование

Сборочный чертеж – это инструкция по сборке изделия в виде графических изображений.

Алгоритм чтения сборочного чертежа:

1.Определить название изделия.

2.Установить число наименований деталей и их количество.

3.Определить очертание каждой детали.

4.Установить тип размеров.

5.Определить виды соединения деталей.

6.Установить последовательность сборки изделия.

Беседа.

 - Посмотрите, что мы можем узнать из сборочного чертежа?

- Назовите детали скворечника.

- Посчитайте количество деталей

- Объясните способы соединения.

      4. Сборка деталей скворечника

Помните о технике безопасности во время сборки деталей.

 

5.Обобщение и закрепление материала

Игра «Да/нет»

Я зачитаю утверждения. Если вы согласны, показываете карточку «ДА, если не согласны – «НЕТ»

1.      Сборочный чертеж необходим для изготовления деталей (НЕТ)

2.      Количество, наименование деталей и инструменты для сборки можно найти в сборочном чертеже?          (ДА)

3.      Понимая сборочный чертеж, можно не читать инструкцию простого изделия (ДА)

4.      Чтение инструкции всегда облегчит понимания сборки (ДА)

5.      Соединение шурупами называется прибивание? (НЕТ)

6.      Сборка клеем называется склеивание (ДА)

7.      Самый прочный способ соединения деталей шурупами (ДА)

 

Дискуссия:

- Над каким изделием вы сегодня работали?

- Какие столярные операции совершали?

- Какие инструменты использовали?

 

- Итак, ответьте на главный вопрос урока: Какая столярная операция была основной на уроке?

 Что такое сборка деталей?

 

 

 

Соединение

Сборка-это соединение деталей с помощью гвоздей, шурупов или клеем.

 

 

 

1гр. Индивидуально

 

2гр. Работа в паре. Составление схемы

https://theslide.ru/img/thumbs/443776469071ebf4af0907f77f94443c-800x.jpg

 

3 гр. Работа в тетради в микрогруппе

Способ соединения

Операция

Инструменты

Гвоздями

 

Молоток

Шурупами

Крепление

 

 

Склеивание

 

 

 

 

 

Сборочный чертеж скворечника

 

Дети отвечают на вопросы фронтально и сопровождают показом на чертеже.

 

Какие детали, их количество, способы крепления, что получится в итоге

 

 

 

 Принимают учебное задание, следуют алгоритму в ходе выполнения

 

 

 

Фронтально

 

 

 

 

 

Поднимают карточки с ответом без комментариев. Следуют правилам игры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтально

 

 

 

 

 

Сборка столярных изделий.

 

Дает определение.

 

 

 

 

ПР: формулируют определение к понятию

 

 

 

 

 

ЛР: самостоятельно ориентируется в подсказках задания для выполнения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПР: объясняет и демонстрирует правила техники безопасности при работе с гвоздями, шурупами, клеем.

 

 

 

 

 

 

 

ПР: заполняют таблицу, помогают друг другу

ЛР: учатся работать в группе

 

 

 

 

 

 

ЛР: формулирует ответ с опорой на наглядность

 

 

 

 

МП: читает сборочный чертеж.

 

ПР: выполняет столярные операции согласно сборочному чертежу.

 

 

БУД: принимает задание, следует правилам выполнения.

ПР: учится самопроверке

 

 

 

 

 

ЛР: учитывает/ принимает мнение партнера, аргументирует свое мнение

 

 

 

 

IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Личностная рефлексия с использованием приема «Кубик»

Ученики по очереди  бросают кубик и отвечают на выпавший вопрос

ЛР: дает адекватную самооценку

V. Подведение итогов урока

Содержательная оценка и самооценка  деятельности и достижений учащихся

Слушают комментарии учителя

ЛР: адекватно принимает оценку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Порядок сборки таков:

  1. Из доски выпиливают заготовки;
  2. В фасаде заранее вырезают перьевым сверлом или коронкой по дереву леток, вставляют в высверленную лунку шесток, внутренность передней стенки, если нужно, «шершавят», как указано выше;
  3. К днищу приклеивают боковины и тут же – переднюю и заднюю стенки;
  4. Ровняют короб из дна и боковых стенок, пока клей жидкий, и обвязывают шпагатом до его схватывания;
  5. Сушат короб в вертикальном положении на расстеленной полиэтиленовой пленке;
  6. Когда клей схватится, короб скрепляют гвоздями или саморезами, по 2-3 на каждый клеевой шов;
  7. Примеряясь по заготовке крышки без накладки, подстругивают/подрезают верхние края передней и задней стенок, чтобы крыша легла плотно;
  8. Накладку крышки ставят на текучий клей, крышку ставят на место, и поддерживая накладку пальцем через леток, подгоняют крышу по месту окончательно;
  9. По схватывании клея под накладкой притягивают ее к крышке 4-мя мелкими гвоздями или саморезами.


Эта инструкция по изготовлению скворечника рассчитана на использование клея ПВА. В старых руководствах, откуда нынешние авторы списывают много действительно полезных советов, рекомендуют собирать скворечники на столярном клею, но это потому, что куда лучшего ПВА тогда просто не было. По сравнению с костным столярным клеем ПВА:

·         Водостоек.

·         Пластичен в высохшем состоянии: не рассыхается, не растрескивается, обеспечивает полную герметичность швов.

·         Позволяет, смазав клеем детали и тут же сложив их, в течение 3-5 мин подгонять соединение по месту, слегка двигая детали вскользь, без разрыва клеевого слоя.

·         Всегда готов к работе, не требует применения клееварки и др. спецоборудования.

·         Используемый как пропиточный состав в разведенном водой в 3-5 раз виде, позволяет применить для скворечника некоторые бросовые гигроскопичные материалы.

·         Дешевле столярного клея и долговечнее его на открытом воздухе.

Минусов у ПВА перед столярным клеем всего 2: его шов пластичен, что для скворечника, который не сервант или диван, не существенно, и, после сборки на ПВА изделие нужно сушить не меньше суток в теплом помещении, а столярный клей схватывается сразу.