: Театр вчера и сегодня. История создания театра в городе Тирасполе.
Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
Междисциплинарный 4
9 кл—11 кл
30.03.2017
История становления и развития театра нашего края уходит своими корнями в начало30-х годов прошлого столетия, а именно, с момента образования в 1924 году Молдавской Автономной Советской Социалистической Республики. С переводом столицы в г.Тирасполь в 1929 году поднимается вопрос о строительстве здания для театра.
В 1934 году проект здания театра разработал архитектор Д.Х. Сорочан при участии профессора архитектуры Г.М. Готгельфа, который разработал проект для оперного театра в г. Одессе. Строительство было за¬планировано по ул. Покровской,(ныне улица 25 Октября),где в настоящее время расположен Городской дом культуры и музыкальная школа им. «Чайковского». После рассмотрения властями этого вопроса решено было выбрать другое место для строительства театра, а именно, в завершении ул. Покровской(сегодня «Театральная площадь»).Здание театра удачно вписывается в архитектуру города, ...
Театр вчера и сегодня. История создания театра в городе Тирасполе (1).docx
Министерство просвещения ПМР
Муниципальное учреждение
«Управление народного образования г. Тирасполь»
Муниципальное образовательное учреждения
«Тираспольская средняя школа №2 им. А.С. Пушкина»
Секция: культура
Исследовательская работа
Тема: Театр вчера и сегодня. История создания театра в
городе Тирасполе.
Автор: Назаров Игорь
Александрович ученик 10
«Б»класса
Руководитель:Тидва Ольга
Ивановна учитель истории и
обществознания,
I категории.
1 г. Тирасполь
2015 год
Содержание
Введение
1. Глава I История становления театра в г. Тирасполе
2. Глава II Создание театра под руководством Н. С. Аронецкой
3
5
7
2.1. Театральная биография Надежды Степановны Аронецкой 7
2.2. Становление театра в г. Тирасполе
8
3. Глава III Достижения театра, награды актёров и коллектива театра
14
17
25
26
4. Глава IV Театр на современном этапе
5. Заключение
6. Список литературы
Приложения 27
2 Введение
Театр — это форма общественного развития людей, он неотделим от жизни народа, его
национальной истории и культуры. Расцвет или упадок театра, развитие в нём тех или иных
форм работ, тенденций, идей в жизни общества и характер его связей с современностью
обусловлены особенностями социальной структуры общества, его духовными запросами.
Художественного подъёма театр достигает обычно тогда, когда он, проникаясь передовыми
идеями общества, борется за гуманистические идеалы, глубоко и правдиво раскрывает
сложность внутреннего мира человека, его общественные устремления.
Театр попрежнему остается внимательным к духовному миру человека, недаром
сценические подмостки часто называют зеркалом жизни. Тайну и магию театра, его
притягательность и необходимость человечество разгадывает уже два с половиной
тысячелетия. Сколько раз на протяжении истории ему предрекали скорую гибель. Но
кризисы приходят и уходят, а театр вечен. И вот уже 45 лет существует театр в г.
Тирасполе, театр Н. С. Аронецкой, который несет людям радость, знакомит с миром
красоты, искусства и гармонии, эстетически развивает и духовно обогащает не только
зрителя, но и развивается сам. Приднестровский государственный театр драмы и комедии
вошел в новое XXI тысячелетие с новыми значительными, знаменательными событиями.
Театральное искусство в своих традиционных формах, синтезируя все виды творчества и,
задавая эталоны художественной культуры, остается сегодня основным средоточием
сохранения нравственных и эстетических ценностей. Для достижения этой цели
3 «Приднестровский государственный театр драмы и комедии имени Н. С. Аронецкой»
обеспечивает единую стратегию развития. Основой своего развития театр сегодня, как и
ранее, считает органичное соединение в своей творческой деятельности элементов традиций
и поиска новых форм. Под знаком этого синтеза театру удается сохранить признание и
любовь своего постоянного зрителя, и привлечь внимание и интерес будущих поклонников
этого прекрасного искусства из числа молодежи и детей. Сегодня Государственный театр
развивается по нескольким направлениям и одной из них является тенденция продолжения
традиций русского классического драматического театра. Эта тенденция никогда не
исчезала. Как бы не было тяжело театру, его основные понятия: нравственность,
справедливость, добро, красота, патриотизм и гражданственность не отменялись, а сегодня
стали еще острее.
Я люблю наш театр, посещаю его, с удовольствием смотрю новые спектакли. Когда
учитель Тидва Ольга Ивановна предложила основательно изучить историю нашего театра,
познакомиться с артистами и работниками театра, я согласился, потому что люблю музыку и
театральное искусство.
Цель моей работы:
1.Исследовать историю становления и достижений республиканского театра им. Н.
С. Аронецкой в городе Тирасполе, а также выявить, насколько театр популярен у
тираспольчан.
Задачи работы:
1.Изучить биографию Н. С. Аронецкой – основателя нашего театра в г. Тирасполе.
2.Изучить репертуар и награды коллектива театра в течение 45 лет.
3.Изучить опыт передачи работы в коллективе театра « Школы Аронецкой» первыми
её учениками молодому поколению.
В работе я использовал метод наблюдения (просмотры спектаклей, репетиций), метод
описания (жизнь и творчество коллектива театра и Надежды Аронецкой), исторический
метод (история становления театра), систематизация полученных знаний.
Считаю, что эта тема актуальна, она посвящена юбилейному 45 летнему
театральному сезону и 95летию Надежды Аронецкой.
Работа состоит из введения, 4 глав, заключения, списка литературы и приложения.
4 Работа была заслушана на заседании Научно – методического совета в МОУ «ТСШ №2
им. А. С. Пушкина» 20 ноября 2014г. и рекомендована для участия в городском туре
«ИОУ», где заняла III место в секции « Культура». После рекомендации часть моей работы
(с разрешения научного руководителя Тидвы О. И.) была размещена на официальном сайте
нашего театра. 26 марта 2015 года наш театр будет праздновать юбилей 45 лет. На
основании своей работы я написал статьи к юбилею театра в газеты «Приднестровье» и
«Днестровскую правду».
Работа может быть использована на уроках истории родного края по изучению тем
«Культура». Классные руководители могут использовать материал данной работы для
классных часов.
Глава I. История становления театра в г. Тирасполе
История становления и развития театра нашего края уходит своими корнями в
начало30х годов прошлого столетия, а именно, с момента образования в 1924 году
Молдавской Автономной Советской Социалистической Республики. С переводом столицы в
г.Тирасполь в 1929 году поднимается вопрос о строительстве здания для театра.
В 1934 году проект здания театра разработал архитектор Д.Х. Сорочан при участии
профессора архитектуры Г.М. Готгельфа, который разработал проект для оперного театра
в г. Одессе. Строительство было запланировано по ул. Покровской,(ныне улица 25
Октября),где в настоящее время расположен Городской дом культуры и музыкальная школа
им. «Чайковского». После рассмотрения властями этого вопроса решено было выбрать
другое место для строительства театра, а именно, в завершении ул. Покровской(сегодня
«Театральная площадь»).Здание театра удачно вписывается в архитектуру города,
5 располагаясь по оси центральной магистрали, завершая ее. Это зданиекомплекс,
построенное в стиле неоклассицизма, формирующее облик театральной площадки.
Тирасполя.
Первое торжественное открытие нового театра, оборудованного по последнему слову
техники, состоялось25 июня 1936 года.
При входе в театр человек попадает в невероятно просторный вестибюль тут много
света и пространства. Удачно и гармонично были решены вопросы интерьера театра, как с
точки зрения технического оснащения зала и сцены, акустики, так и по архитектурно
художественному оформлению. Взгляд вошедшего в зал мягко скользит к ложам бельэтажа,
в оформлении которых много "роскошности", от них к наряженным ложам первого и
второго ярусов. Первоначально внешний облик театра отличался от облика нынешнего. На
фризе фасада была помещена тематическая композиция, отражающая подвиг произведения
героя М. Горького Данко. Позже, в ходе ремонтных работ она была утеряна.
Главное, что составляет театр это театральная труппа. К этому времени в театре уже
были сформированы три профессиональные театральные труппы: молдавская, русская,
украинская.
В 1940 году, после образования МССР, в новую столицу Молдавии г. Кишинев
переехали Молдавский национальный и Русский драматический театры. В Тирасполе был
оставлен только Украинский музыкально драматический театр, который после Великой
Отечественной войны свою деятельность, к сожалению, не возобновил.
В годы Великой Отечественной войны здание театра было сильно разрушено,
сохранились лишь стены и частично перекрытия. В послевоенные годы здание долго
восстанавливалось, и его торжественное открытие состоялось лишь1 сентября 1963
г.Первыми на сцену поднялись артисты болгарского ансамбля песни и танца им.
Маяковского, продолжая тем самым традиционную линию на взаимоуважение и развитие
разных культур в нашем городе. Однако еще в течение шести лет, прекрасно оснащенный
технически, обладающий уникальной акустикой, театр не имел собственной труппы, являясь
концертной площадкой для гастролирующих коллективов. В книге отзывов тех лет есть
автографы А. Райкина, Тарапуньки и Штепселя, Э. Пьехи, И. Кобзона и многих других
известных эстрадных артистов.
Новая страница в истории театрального искусства нашего края началась с 1969 года, с
выходом приказа Министерства культуры МССР от11 августа 1969года«Об организации
Русского драматического театра в г. Тирасполе».
6 26 марта 1970 года спектаклем «Город на заре» А. Арбузова в постановке Н.
Аронецкой состоялось его официальное открытие.
У истоков нынешнего театра стоял первый главный режиссер и педагог Н.С.
Аронецкая.
В 1990 году театру были приданы функции «Театра Юного зрителя», что дает ему
возможность полнее охватить возрастной контингент зрителя в республике, с целью
активизации творческого процесса и была произведена новая система руководства
коллективом. Несмотря на трудности, выпавшие на долю театра в связи с реконструкцией
здания с 1990 по 2005 г. театр продолжал активную работу по постановке спектаклей. В
1992 году Республиканский Русский театр драмы и комедии, перешел под юрисдикцию
ПМР, и стал называться «Приднестровский Государственный театр драмы и комедии» в
соответствии с Указом Президента ПМР № 310 от 14 декабря. 1992 года. Директором
театра в 1999 году назначают Марию Андреевну Кырмыз, Заслуженного работника культуры
ПМР, человека с неуемной энергией и дальновидными планами.
28 июля 2001 года Приднестровскому Государственному театру драмы и комедии
было присвоено имя Надежды Степановны Аронецкой. ( Распоряжение президента ПМР «О
переименовании Республиканского театра» № 464 от 23 июля 2001 года). Сегодня – это «
Приднестровский государственный театр драмы и комедии им. Н.С. Аронецкой».
За творческие успехи в 2002 году и вклад в развитие театрального искусства ПМР,
коллектив театра был отмечен « Благодарственным письмом Президента ПМР».
Приднестровскому государственному театру Указом Президента ПМР № 225,от 17 мая
2007 г. присвоено почетное звание «Заслуженный коллектив ПМР».
Глава II. Создание театра под руководством Н. С. Аронецкой.
Театр – это не только культурный, но многофункциональный центр. Здесь 2 сентября
1990 года в стенах театра на II Чрезвычайном съезде депутатов была провозглашена
Приднестровская Молдавская Республика. Проходят торжественные собрания, награждения
золотыми и серебряными медалями выпускников школ ПМР, инаугурация президента, а
также гастроли зарубежных артистов.
2.1. Театральная биография Надежды Степановны Аронецкой.
7 Надежда Степановна Аронецкая родилась 30 сентября 1919 года в Баку. В 1938 году
она поступила в Государственный институт театрального искусства имени А. В.
Луначарского на актёрское отделение в г. Москве. Изза войны занятия прекращает, и
только в 1945 году заканчивает актёрское отделение, а в 1948 г. и режиссёрское отделение
института. В эти годы она также посещает занятия и репетиции А.Я. Таирова, А. Д. Попова
и А. М. Лобанова.
У Надежды Степановны был трудный выбор в личной жизни, у неё было двое детей, в
начале своей работы в театре муж поставил условие, « я или театр». Надежда Степановна
выбрала театр, и не расставалась с ним до конца своих дней.
С сентября 1950 года она становится режиссёром постановщиком театра комедии в
г.РостовенаДону. С гастролями этого театра летом 1954 года Надежда Аронецкая,
впервые, попала в Молдавскую ССР. Спектакли молодого режиссера так понравились
кишиневцам, что вскоре ее пригласили на работу в Молдавский государственный театр. В
1956 году Надежда Аронецкая приехала в Кишинев, работала сначала режиссёром –
постановщиком в театре имени А. С. Пушкина. В этом театре она поставила 9 спектаклей по
пьесам русских и советских драматургов. Из них 3 спектакля: «Разлом»по пьесе Б.
Лавренёва,«В поисках радости» по пьесе В. Розова, «Горечь любви»по пьесе Л. Корняну,
награждены дипломами Министерства культуры СССР и МССР.
Затем Надежда Степановна работала главным режиссёром молодежного театра
«Лучафэрул», в этом театре она поставила следующие спектакли:
«Юность наших отцов» по пьесе Б. Горбатова, «Два цвета» по пьесе А. Зака, И.
Кузнецова, «Звезда Севильи» пьесе Лопе де Вега, получил Премию Министерства культуры,
«Старые друзья» по пьесе JI. Малюгина.
На этом её работа в Кишинёве не заканчивается, она работает в Государственном
Русском драматическом театре им. А. П. Чехова в г. Кишинёве. И здесь её работа
увенчалась большим успехом в постановке спектаклей.
«Счастливый день» по пьесе А. Островского, режиссёр Н. Аронецкая, актёры Б.
Аксёнов и А. Умрихин награждены премиями Молдавского театрального общества.
«Странный доктор» по пьесе А.Софронова, «Снежная королева»по пьесе Е. Шварца,«По
соседству мы живем»по пьесе С. Лобозерова.
«Школа жён» по пьесе Ж. Мольера, режиссёр Н. Аронецкая, актёры А. Акчурин, Б.
Аксёнов, А. Васильев и Л. Колохина награждены премиями Министерства культуры и
Молдавского театрального общества.
8 В 1965 году Надежда Степановна вместе с кинорежиссером Израелевым набирает
актерский курс в Институт искусств имени Музыческу г. Кишинева. Надежда Степановна
заложила у студентов мечту о собственном театре. И их мечта сбылась. Вместе с курсом
выпускников актерского факультета Кишиневского института искусств, состоящим из 17
молодых актеров: Б. Аксенов, Е. Богданова, В. Гаврилов, Л. Губарева, О. Лачин, Е.
Мызников, Л. Колохина, А. Левицкий, В. Нефедов, В. Пашков, Т. Попадеченко, Е.
Рубенштейн, Д. Сухомлинов, И. Таран, С. Фомичева – Тома, А. Шолош, Л. Шер, приехали в
Тирасполь в 1969 году. Надежда Степановна стала первым главным режиссером, вновь
образованного театра.
2.2. Становление театра в г. Тирасполе.
45 лет назад у нас в Тирасполе началась новая жизнь в области искусства. В Тирасполе
как такового театра не было. Было только красивое архитектурное здание, но здание – это
не театр, а коллектив, который наполняет своим духом творчества каждый уголок театра,
что Надежде Степановне и удалось воплотить в жизнь, и скоро это красивое здание
превратилось в храм искусства.
Со дня первой премьеры «Город на Заре» по пьесе А.Арбузова и ведет свое
летоисчисление, полюбившийся тираспольчанам наш театр. Вскоре на репертуарной афише,
вновь созданного театра, появились новые имена А. Володиной, А. Вампиловой, Б.
Васильевой, И. Рощи, Д. Островского, А. Лушкина, В. Шукшина.
Изучая историю становления тетра с его зарождения, а дальше с 1969 года, собирая
материал о Надежде Степановне Аронецкой, она после себя оставила совсем немного
документов в письменном виде, статей написанных о её спектаклях, немного фотографий
чёрно – белых, но зато более сотни спектаклей.
Всё, что я сумел узнать и восстановить память о ней, о её стиле работы – это мои
беседы с актёрами и администрацией театра. При жизни о Надежде Степановне никто не
писал, кроме официальных небольших статей о её спектаклях и наградах. Поэтому, когда я
решил собрать материал о Надежде Степановне к 45 летнему юбилею театра 26 марта
2015года и к 95 летнему юбилею Надежды Степановны 30 сентября 2014года, то все
работники театра с большой радостью делились со мной, чтобы ещё многие люди узнали об
их любимом режиссёре и педагоге. Я нашёл такую запись. Надежда Степановна говорит:
«Мы зашли в это пустое здание, где не было ни ниточки, ни иголочки, ничего, ничего не было
…Мы все подошли к сцене, положили на неё цветы и поклялись служить верой и правдой
искусству для людей». Дальше Надежда Степановна говорила: « Я не ставила задачи,
ставить на первых порах какие – то большие спектакли, а открыть в каждом из них
9 индивидуальные особенности, а потом, чтобы они их использовали на сцене». С приездом
Надежды Степановны жизнь в театре забила ключом. Молодые художники, декораторы,
техники, портные, актёры, все без опыта работы, им не было и 30 лет, но в каждом Надежда
Степановна открывала талант, шлифовала его подобно алмазу, оттачивала, и театр стал
светиться. Она заражала их своей энергетикой, и вела их до последнего дня своей жизни.
Ещё Надежда Степановна говорила: « В театре должны работать исключительные люди,
одержимые, влюблённые в свою профессию, отдавать себя без остатка сцене». Сильная,
творческая личность, живущая театром всю свою жизнь, Надежда Степановна, сумела
создать такой коллектив, научила их служить сцене и вложить в них любовь к своей работе,
которая есть в коллективе до сих пор. Продолжая работать в театре, все они чтут и
исполняют всё, что входило в «… школу Н. С. Аронецкой». Сегодня задают вопрос великие
режиссёры мира, а где можно узнать о « школе Н. С. Аронецкой», где методика этой школы,
как изучить этот опыт? А его нет на бумаге, он выстрадан и заложен в сердца людей, с
которыми она работала, и эта школа передаётся уже молодому поколению, причём ни в чём,
не отступая от принципов заложенных Надеждой Степановной. Для артистов и сотрудников
театра, театр стал вторым домом. Так говорят в народе, что театр начинается с вешалки, но
Надежда Степановна учила по другому. Театр – это актёры, любовь к сцене, она
предательства не прощает,
очень напряжённый творческий труд, одержимость,
посвящённость своему делу и любовь к зрителю. Сделать из каждого актёра алмаз, а также
из всех дополнительных ведомств в театре, для этого нужно время, поэтому репетиции в
театре были до глубокой ночи. Труд был упорным и напряжённым.
Когда мы приходим в театр, то нам нравится смотреть спектакли, но мы даже не
представляем себе какой это труд. Во всяком случае, я этого не знал и думаю, что многие
этого не знают и не понимают. Сегодня в театре также ведутся репетиции, также ставятся
спектакли, потому что так завещала «Мать» театра – Надежда Степановна Аронецкая.
Также продолжают учить и воспитывать молодых актёров, как учила своих учеников
Надежда Степановна, её воспитанники передают свой опыт, который заложила Надежда
Степановна, вот таким образом и сохраняется « школа Н. С. Аронецкой».
Как проходили репетиции и постановка спектаклей? Дисциплина была чрезвычайно
жёсткой, похвала очень скромная, если Надежда Степановна говорила « да», «да», то все
актёры понимали, что это самый высокий уровень похвалы. Но при такой строгой
дисциплине все актёры и сотрудники, говорили о ней с большой любовью и преданностью.
Первые шаги молодого коллектива привлекли внимание театральной общественности.
Появились статьи в журналах «Театр», «Театральная жизнь», «Молодой коммунист», в
10 союзных, республиканских газетах. Творческие отчеты Тираспольского театра с успехом
прошли в г.Кишиневе, в г.Одессе, на сцене Центрального Дома работников искусств в
Москве.
Понимая, что только единая школа является залогом стабильности, Надежда
Степановна Аронецкая привлекала в театр талантливую молодежь со всей республики,
совмещая работу по постановке спектаклей с напряженным учебным процессом,
принимаемых ею студийцев. Надежда Степановна Аронецкая стояла у истоков открытия
факультета искусств Тираспольского университета. Среди её учеников были: Бэно
Аксёнов, Олег Лачин, Аркадий Левицкий, Евгений Мызников, Лариса РаскиднаяГубарева,
Ефим Рубинштейн, Людмила Руснак, Лариса Шер, Анатолий Шолош, Галина Эльманович. А
ученики Игорь Таран, Алла РавлоДоряну, Евгений Толстов стали народными артистами
республики и служат театру до сих пор.
В 1978 г. за особые заслуги в деле развития искусства, подготовки и воспитания
кадров, активное участие в общественной жизни республики главному режиссеру
Тираспольского республиканского театра Н. С. Аронецкой было присвоено почетное звание
«Заслуженный деятель искусств МССР».
В 1979 году Надежда Степановна расстается с театром официально по достижению
пенсионного возраста, но театр, созданный ею, продолжал действовать и творить дальше,
потому как основу труппы составляли ее ученики.
В 1984 году Н. С. Аронецкая возвращается в театр, в качестве приглашенного
режиссёра. И ставит ряд спектаклей: «Месяц в деревне» И. Тургенева, «Каса маре» И.
Друцэ, «Семейный уикэнд» Ж. Пуаро, инсценировку рассказов А. Чехова «Ах, эти
женщины», водевиль «Нечистая сила» Г. Стефанского, «Самодуры» К. Гольдони, «Восемь
любящих женщин» Р. Тома и «Русские потешки», по мотивам народных сказок.
28 апреля 1993 г театр понёс большую утрату в связи со смертью Надежды Степановны
Аронецкой. За заслуги в воспитании молодого поколения театрального искусства и большой
вклад в работу нашего театра, имя Н. С. Аронецкой увековечено в названии нашего театра.
28 июля 2001 года Приднестровскому Государственному театру драмы и комедии
было присвоено имя Надежды Степановны Аронецкой.
А в 2005 году было принято решение увековечить ее имя на мраморной доске. На
здании театра была открыта мемориальная доска «Н. С. Аронецкой основателю
тираспольского театра». Право открыть ее было, предоставлено ученикам Надежды
Степановны – Народным и Заслуженным артистам ПМР и МССР. На открытии с речью
выступили:
11 Алла Равло Доряну, народная артистка ПМР: «Если ты пошел на эту Голгофу, как
она любила говорить, то нужно всех влюблять, вести за собой. Поэтому хочется сегодня
низко поклониться Надежде Степановне, и пожелать, чтобы наш коллектив, наш театр
достигал больших и больших успехов».
Елена Бомешко, помощник Президента по вопросам образования, науки и культуры:
«Я помню, как она делала замечания девочкамстуденткам театрального отделения, если они
приходили на репетицию с макияжем. Она говорила: «Нет, макияж это потом. А здесь ты
покажи себя, своё внутреннее лицо». Я сама была свидетелем, приходила к ней на занятия,
чтобы научиться этой мудрости общения педагога со студентами».
Мария Кырмыз, директор театра: «Единожды открыв этот театр, Надежда Степановна
Аронецкая определила традиции и законы построения этого театра. Коллектив работает, по
сей день, согласно школе русского, классического, психологического театра. И это
передается через учеников Надежды Степановны молодому актерскому поколению».
Церемония открытия мемориальной доски прошла в торжественной обстановке. В своих
речах, выступающие отмечали большие заслуги Н. С. Аронецкой в подготовке
замечательных артистов, представителей других профессий, без которых невозможна жизнь
театра, его уникального творческого коллектива. В этот же день в здании театра прошло
открытие музея Н. С. Аронецкой.
Более 40 ка спектаклей успела поставить Надежда Степановна Аронецкая за годы
своей режиссёрской работы. Самыми популярными спектаклями были «Василий Теркин» по
поэме А.Твардовского, получивший в 1975г. семь серебряных медалей имени А. Попова на
Всесоюзном смотре – конкурсе патриотических спектаклей к 30 – летию Победы Великой
Отечественной войны. Лауреатами стали режиссёр Н.С.Аронецкая, художникпостановщик
А. Желудев, актеры: Е. С. Толстов, В. К. Уваров, М. Исаев, А. Алексеев, В. Сухомлинов.
« А зори здесь тихие», « На бойком месте», «Преданья старины глубокой», «Вдовий
дом», «Захарова смерть», «Самодуры», «Русские потешки», «Восемь женщин» и много,
много других спектаклей, поставленных Н.С. Аронецкой, до сих пор остаются в памяти ее
учеников и зрителей города.
За время своей театральной жизни в театре драмы и комедии г. Тирасполя, Надежда
Степановна Аронецкая поставила много спектаклей.
Литературнодраматическая постановка «О времени и о себе» автор Н. Аронецкая.
Спектакли:
«Город на заре» по пьесе Ю. Доронченко получил премию Молдавского театрального
общества, «Невинные речи» по пьесе А. Чехова.
12 «Соломенная шляпка» по пьесе Эжен Лабиш и МаркМишель, режиссёр Н.Аронецкая
и актёр Б. Аксёнов награждены премиями Министерства культуры и Молдавского
театрального общества.
«Шутники» по пьесе А. Островского получил премию Молдавского театрального
общества, «Захарова смерть» по пьесе А. Неверова.
«Вдовий дом» по пьесе Налковской награждён дипломом Всесоюзного фестиваля
польской драматургии.
«Каса маре» по пьесе И. Друцэ. «Улица трёх соловьев, 17» по пьесе Д. Добричанин.
«Преданья старины глубокой» автор А. Пушкин спектакль стал лауреатом
Всесоюзного смотра пушкинских спектаклей.
«Месяц в деревне» по пьесе И. Тургенева. «Дуэнья» по пьесе Р.Шеридан.
«Самодуры» автор К.Гольдони. Спектакль отмечен наградой на Всесоюзном смотре по
работе с творческой молодежью.
«Красная шапочка» по пьесе Е. Шварца, сорежиссёр М. Сухарев.
«Семейный уикэнд» по пьесе Ж. Пуаро. «Валентин и Валентина» по пьесе М. Рощина.
После ухода из театра Надежды Степановны Аронецкой, главным режиссером был Г.
Кириллов, затем его сменяют: И. Петровский, В. Мажурин, В. Рубанов. Каждый из них
приносил свое видение театра, принципы построения репертуара. Артистам приходилось
работать с разными режиссерами, но в результате это привело и к определенным позитивным
сдвигам, обогатилась творческая палитра театра, появились новые формы, возросло
мастерство актеров. В разные годы для постановки спектаклей приглашались: Заслуженный
деятель искусств РСФСР
Ш. Муртазина, Заслуженный деятель искусств Мордовской АССР В. Долгов,
режиссеры М. Абрамов, А. Кузнецов, Б. Мартынов. Продолжая свою историю Русский
драматический театр г. Тирасполя в 80е годы также старался идти в ногу со временем. На
сцену Тираспольского театра приходит публицистика, как форма и способ разговора со
зрителем. Театр стремится активно выявить свою позицию, определить свое место в
экспрессия,
социальных процессах времени.
Высокая духовность спектаклей,
убедительность и поэтичность актерского исполнения стала значимой для театра.
На первое двадцатилетие жизни Тираспольского театра пришлась золотая пора наград
и признания. Счастливые минуты успеха сменялись и периодами творческого спада, но
коллектив театра рос, день, ото дня приобретая мастерство и сценический опыт.
Гастрольные маршруты театра пролегли по многим городам России, Украины,
Белоруссии, Прибалтики. Важным этапом в жизни молодого коллектива стали творческие
13 отчеты в столице Молдавии г. Кишиневе 1973 и 1978 гг. в г. Москве, на сцене Центрального
дома работников искусств 1984 г.
С 1993 по 1996 год на должность художественного руководителя театра был назначен
заслуженный артист Республики Молдова В. А. Сухомлинов, ставший впоследствии
заведующим кафедрой актерского мастерства ПГУ им. Т. Г. Шевченко.
В 1993 г. по приглашению В. А. Сухомлинова и А.А. Левицкого в Приднестровье
впервые приезжает для постановки спектакля известный режиссер из СанктПетербурга Г.
Л. Васильев. В театре установилась практика, как и в других театрах, приглашать
режиссёров из других городов, где есть большие театры. Это положительно сказывается на
развитии коллектива театра. Новые люди, другое видение ролей в спектаклях, другое
мышление и много, много разных обновлений. С 1994 г. Республиканский театр ежегодно
пополняется молодыми артистами, выпускниками актерского отделения ПГУ им. Т.Г.
Шевченко.
30 сентября в историко – краеведческом музее открылась выставка под вывеской « Её
именем назван театр». 30 сентября 2014года Надежде Степановне исполнилось бы 95 лет. На
выставку пришли почтить память, советской актрисы, первого режиссёра нашего театра,
педагога, первые ученики, которые сейчас уже Заслуженные, народные артисты МССР и
ПМР, работники театра, а также почитатели её таланта. В выставочной комнате – 70
экспонатов: личные вещи, чёрно – белые фотографии, различные заметки, документы,
афиши её спектаклей, которые были поставлены на сцене нашего театра, удостоенные
многих наград, легендарный сценический костюм, задействованный во многих спектаклях и
даже театральный грим 80 годов XX века. Много было выступлений, воспоминаний, добрых
хороших, тёплых слов в адрес Надежды Степановны. В театре ученики
Н. С. Аронецкой собрались в «Театральную гостиную». К 95летию Надежды
Степановны в « Театральной гостиной» собрались актерыученики, администрация театра,
вспоминали своего режиссера, педагога, наставника. ( Воспоминания актёров, именитых
гостей вынесены в приложения).
14 Глава III. Достижения театра, награды актёров и коллектива театра
Самые популярные и интересные спектакли были отмечены престижными наградами.
Семь серебряных медалей им. А.Попова за спектакль «Василий Теркин».
Первое место на Всесоюзном смотре пушкинских спектаклей в 1976г. получил
спектакль «Преданья старины глубокой», режиссёр Н. Аронецкая.
В 1976 году Дипломом Всесоюзного фестиваля польской драматургии был отмечен
спектакль по пьесе З. Налковской «Вдовий дом», режиссёр Н. Аронецкая.
1975 год был отмечен участием театра в Республиканском фестивале со спектаклем
«Озаренные солнцем жаждут», режиссёр Н. Аронецкая по пьесе Л. Латьевой, где получил
звание Лауреата этого конкурса.
В 1977 году был поставлен спектакль «Захарова смерть», режиссёр Н. Аронецкая,
ставший Лауреатом Республиканского фестиваля.
В 1978 году сразу два спектакля получили признание Республиканского фестиваля:
это «Прощальный вальс» по пьесе Л. Табукашвили, режиссёр Е. Рубинштейн, и «Ключ» по
пьесе В. Левашова, режиссёр Н. Аронецкая.
А затем последовали другие награды:
Диплом Всесоюзного фестиваля драматургии за спектакль «Прежде чем пропоет
петух» И. Буковчана, в 1983 г. режиссер В. Мажурин, Диплом первого зонального смотра
театрального искусства Молдавии и Украины «Флорар 88» за спектакль «Последний пылкий
влюбленный» Н. Саймона, режиссёр Е. Рубенштейн.
В 1983 году звание заслуженных артистов МССР получили Л. Байрактарова, И. Таран.
1993 году спектакль «Одно мгновение» по пьесе А. Филиппа, режиссёр Е.
Рубинштейн получил диплом Международного фестиваля «Зимний Авиньон» в г. Санкт
Петербурге.
В 1995 году инсценировка известного произведения Н. Гоголя «Записки
сумасшедшего», режиссёр Г. Васильев, получил Гранпри Международного фестиваля в г.
Туле.
За многолетний труд и огромный вклад в театральное искусство, звание «Заслуженного
артиста ПМР» было присвоено Е. Толстову, А. РавлоДоряну, А. Клименко, Н. Володиной.
15 В декабре 1997 г. в Кишиневе на Международном фестивале им. Василе Александри
спектакль «История одного золотого» был отмечен специальным призом за хореографию.
Были победы и на международных фестивалях:
спектакль «Безымянная звезда» автор. М. Себастиан, режиссёр Т. Чиботару, был
отмечен в шести номинациях на фестивале «ГалаПремиилор» г. Кишинев, спектакль
«Моцарт и Сальери» автор А. Пушкин, режиссёр А. Андриенко был награжден дипломом III
степени в номинации «Работа молодых режиссёров» на Международном фестивале
«Тернопольские театральные вечера» г. Тернополь Украина.
В конкурсном фестивале «Галапремиилор2000» г. Кишинев актриса И. Серикова
победила в номинации «Лучшая женская роль второго плана».
В 2001 году спектакль «Игроки» по пьесе Н. Гоголя, режиссёр Р. Садковский получил
диплом Международного фестиваля биеннале им. Е. Ионеско г. Кишинев.
В этом же 2001 году спектакль «Прибайкальская кадриль» автор В. Гуркин, режиссёр.
Ю. Горин получил международное признание.
Открытие 32го сезона 20022003г.г. театр одарил поклонников сценического
искусства новыми спектаклями. В репертуаре прочно обосновались «Безымянная звезда»
автора М. Себастиана, режиссёра Т. Чиботару и «Любовная досада» автора Ж. Б. Мольера,
режиссёра Р. Садковского. Впереди еще две премьеры: А. Пушкина «Моцарт и Сальери», А.
Чехова «Дядя Ваня» в постановке молодого режиссера из Киева А. Андриенко.
Наряду с благотворительными новогодними представлениями, коллектив театра
продолжает показ детских спектаклей во время школьных каникул в рамках программы
«Волшебный мир сказок». По отдельной программе проводилась работа театра и с
молодежью, где удалось в неделю студенчества охватить 80% студентов высших и средне
специальных учебных заведений города. Копилку традиций театра пополнила первая
церемония победителей «Лучших в профессии» по 16 номинациям. 2003 год принес свои
успехи и победы. Состоялась премьера оригинального шоупредставления «Частная
коллекция масок» режиссёр и автор О. Пономарев, г. СанктПетербург. Спектакль был
приурочен к 140летию К. С. Станиславского, и воплотил в жизнь замысел молодых актеров
создать спектакль для своего поколения. В этом же году «Частная коллекция масок»
получила главный приз «Самый оригинальный спектакль года» и был отмечен в двух
номинациях «Лучшие костюмы» и «Лучшая хореография» на фестивале «ГалаПремиилор
2002» г. Кишинев. Этот фестиваль принес еще один сюрприз в номинации «Лучший
директор года», победу одержала Мария Андреевна Кырмыз.
16 2004 год был также отмечен актерскими победами в двух новых спектаклях театра на
фестивале «ГалаПремиилор 2003» г. Кишинев:
«Игра любви и случая» автор К. Манье, режиссёр Б. Мартынов, серебряная медаль в
номинации «Лучшая мужская роль» была вручена артисту Г. Чекан;
«Кошкин дом» автор С. Маршак, режиссёр. Б. Мартынов бронзовая медаль в
номинации «Лучшая мужская роль второго плана» стала наградой заслуженного артиста
МССР, ПМР, И. Тарана.
Благодаря спонсорской помощи «Тираспольтрансгаз» в июне 2004 года состоялся
выезд труппы театра в г. Херсон на Международный театральный фестиваль «Мельпомена
Таврии», где за спектакль «Безымянная звезда» автор М. Себастиан, режиссёр. Т. Чиботару,
театр был отмечен дипломами: «За самое поэтическое раскрытие темы любви».
В 2004 году театр подготовил и провел «День памяти», посвященный 85летию со дня
рождения основателя первого режиссера и педагога «Заслуженного деятеля искусств МССР
Н.С. Аронецкой». Была поставлена постановка спектакля «Девичник» режиссёр Б.
Мартынов, в котором затрагивается круг наболевших проблем современности, глубоко
драматично раскрывается женская тема. Надежда Степановна в своей творческой работе
уделяла много внимания теме женской судьбы, и поэтому спектакль «Девичник» можно
смело считать подарком ее памяти. Этим спектаклем открывается 35 ый театральный сезон.
В течение этого года проходят в театре и традиционные мероприятия, «Церемония года»,
«Меценат года», в которых актёры были награждены благодарственными письмами и
подарками в виде театральной маски.
17 Глава IV. Театр на современном этапе.
В 2005 году для всей республики и стран Ближнего зарубежья явился годом 60 летия
Победы в Великой Отечественной войне. Во всех районах и городах проходил цикл
праздничных мероприятий, и коллектив театра 6 мая принял участие в Республиканском
праздничном мероприятии, проходившем на Большой сцене театра, художественно
постановочная группа театра к этой дате осуществила постановку театрализованного
концерта.
В 2005 году к открытию большого зала театра после 15летней реконструкции здания и
к началу 36го театрального сезона был поставлен спектакль «Безумный день или женитьба
Фигаро» по пьесе автора П. Бомарше, при помощи Центра поддержки русских театров за
рубежом. Постановку спектакля осуществил главный режиссер Калужского областного
драматического театра Александр Плетнев. С этим спектаклем, театр участвовал в
отчетном фестивале «На Страстном». Центр поддержки русских театров за рубежом в г.
Москве. На спектакле присутствовали видные театральные деятели России, представители
посольств России, Украины, Молдовы, известные заслуженные актеры России Алексеев,
Тома, в прошлом актеры нашего театра. Положительные отзывы вышли в журналах г.
Москвы: «Страстной бульвар», «Мир красоты», а также прозвучали в эфире радиостанции «
Русское радио».
18 Вообще 2005 год можно назвать для театра годом возрождения творческих связей,
когда активизируется гастрольная деятельность труппы.
В июне 2005 года силами всего творческого коллектива театра продолжается активная
работа по подготовке Большого зала и зрительской части к работе в «новых условиях».
В конце января 2006 года состоялся приезд режиссера, Заслуженного артиста
Литовской ССР и России Вячеслава Гунина. Эта встреча стала следствием успешных
переговоров во время отчетных гастролей нашего театра в г. Москве. Художественным
руководством театра была предложена для постановки пьеса А. Островского «Правда
хорошо, а счастье лучше», эта пьеса дала возможность поставить качественный спектакль, в
котором поднимаются действительно животрепещущие вопросы и затрагиваются истинные
конфликты. Кроме этого 2006 год проходил под эгидой 250 летия юбилея актерской
театральной школы русского театра. Как известно А. Островский является основателем
русской реалистической школы, в этом его мировое значение. Творчество А. Островского
оказало большое влияние на развитие актерской школы и нашего театра, данная постановка
стала девятой пьесой автора в репертуаре театра.
26 и 27 марта этого же года в День рождения театра состоялась премьера спектакля
«Правда хорошо, а счастье лучше», которая привлекла внимание и интерес широкой
общественности, была с воодушевлением принята зрителем и получила одобрительную
оценку у высоких гостей: Президента Приднестровской Молдавской Республики И.
Смирнова, посла Российской Федерации в Молдове Н. Рябова, министра просвещения ПМР
Е. Бомешко.
Эта постановка продолжила, начавшуюся в феврале 2005 года традицию
сотрудничества с Союзом театральных деятелей РФ и Центром поддержки русского театра
за рубежом. Возглавлял ее народный артист А. Калягин под патронатом Президента России
В. Путина, стала еще одним проектом, призванным послужить укреплению культурных
связей между Россией и Приднестровьем, развитию и сохранению великих традиций
русского театрального искусства.
Также работа по выпуску спектакля «Правда хорошо, а счастье лучше» автора А.
Островского получила отражение в СМИ, периодической печати Приднестровья, радио
ПМР, ТВ ПМР, ТСВ, в срок была изготовлена рекламная продукция: программки и афиши.
Благодаря съемочной группе ТСВ спектакль был снят и смонтирован с 4х ракурсов, в
результате чего, впервые, был произведен опыт создания варианта телевизионного
спектакля. Спектакль в дальнейшем может получить перспективное развитие в этом жанре,
19 данный объем материалов сохранен для архива театра, а также передан в г. Москву в Центр
поддержки русского театра за рубежом.
С первых дней августа 2006 года началась активная репетиционная и постановочная
работа по выпуску спектакля «Старый дом» режиссёр Заслуженный артист России,
Литовской ССР Вячеслав Гунин, а также распределены объемы работ по подготовке к
открытию нового 37го театрального сезона. Были проведены необходимые реставрационные
работы по стационарной рекламе.
В октябре 2006 года театр становится участником 1го Международного театрального
фестиваля стран Черноморского региона «Человек играющий» г. Николаев со спектаклем
«Тартюф» автор Ж. Б. Мольер, режиссёр Е. Рубинштейн.
В мае 2007 года коллектив театра достойно представил театральное искусство нашего
края в рамках проведения Дней Приднестровья в г. Москве. 24 мая в театре «Луна»
москвичи и гости столицы восторженно принимали спектакль «Прибайкальская кадриль»
автор В. Гуркин, режиссёр. Ю. Горин. Руководство театра в лице директора М. Кырмыз,
поддержав идею оргкомитета в рамках Дней Приднестровья в г. Москве о проведении
гастролей в других городах России, заключила договор о полноценных обменных гастролях
между Калужским Орденом Трудового Красного знамени драматическим театром и
Приднестровским Государственным театром драмы и комедии им. Н. С. Аронецкой.
Гастроли нашего театра проходили в маеиюне, спектакли, которые были показаны:
«Тартюф», «Прибайкальская кадриль», «Безумный день или женитьба Фигаро», «Король и
Брадобрей», расширили представление калужан о театральной деятельности в нашей
республике.
Хорошим подарком для приднестровских школьников в дни зимних каникул стала
сказка «Золушка» автор Е.Шварц, режиссёр К. Солдатов.
Кроме постановок и фестивалей 2007 год отмечен своим участием во многих
мероприятиях к юбилейным и праздничным событиям города и республики.
Мастерство и увлеченность актеров, самоотдача и удовольствие, с которыми они
живут на сцене, обеспечивают театру любовь и признание зрителей в Приднестровье и за
пределами республики.
В апреле 2007 г. театр со спектаклем «Правда хорошо, а счастье лучше» А.
Островского, режиссёр В. Гунин, стал участником IX Международного фестиваля русских
театров стран СНГ и Балтии «Встречи в России» в г. Санкт Петербурге, где за успешное
выступление и большой вклад в дело сохранения и развития театрального искусства был
награжден Дипломами фестиваля.
20 За огромный творческий вклад в развитие театрального искусства республики по
сложившейся традиции 2008 год начался для работников театра проведением новогодних
мероприятий и репертуарного показа в рамках зимних каникул. Также стали уже
традиционными и проведение Благотворительных елочных представлений для детей сирот и
инвалидов. Не прекращается работа и по программе «Театр детям» с развлекательно
познавательной программой «Волшебный мир сказок».
Согласно художественнопроизводственных планов состоялась постановка спектакля
«Кабала святош» по пьесе М. Булгакова, режиссёр В. Павленко, г. Тверь, Россия, премьера
которого прошла 1011 мая 2008 года. Спектакль занял достойное место в репертуаре
театра.
Много мероприятий проходило в театре:
10летие со дня премьеры спектакля «Прибайкальская кадриль» автор В. Гуркин
режиссёр Ю. Горин. На спектакль пригласили посла России в Республике Молдова В.
Кузьмина, первых лиц нашего государства и поклонников театрального искусства;
участие в праздновании 400 лет г. Каменки, 28 августа с постановкой «Путь в 400 лет»;
участие в праздновании 600 лет г. Бендеры, 8 октября;
творческая встреча актеров нашего театра с заслуженными и народными артистами
России г. Москвы и г. СанктПетербурга Риммой Марковой, Евгением Леоновым
Гладышевым, С. Скороходовым, А. Кокшоновым в рамках конкурса проектов совместной
программы по развитию межкультурных взаимодействий между Россией и
приднестровскими соотечественниками.
Важнейшими можно считать те события, которые особым образом оставили
неизгладимый след в жизни творческого коллектива театра, а именно в августе 2008 года
коллектив театра достойно представлял приднестровское искусство в Южной Осетии.
Жители г. Цхинвал, несмотря на сложную политическую ситуацию и начало боевых
действий восторженно приняли спектакль «Прибайкальская кадриль» автор В. Гуркин,
режиссёр Ю. Горин, но, к сожалению, гастроли были прерваны изза военных действий в
Южной Осетии.
В рамках Дней искусств г. Москвы в Приднестровье в октябре 2008 года на сцене
нашего театра состоялось торжественное открытие, и прошел концерт звезд Московской
эстрады К. Новиковой, О. Газманова, А. Цой, М. Дунаевского, В. Девятого и других.
Успешным было и участие Государственного театра с пьесой А. Островского «Правда,
хорошо, а счастье лучше» в Международном фестивале «Человек играющий» г. Николаев.
Где неоднократное участие театра в фестивале привело к тому, что у нас появились
21 постоянные зрители, поклонники, которые стоя аплодировали нашим актерам.
Восторженным событием для самих же актеров нашего театра стала победа народного
артиста ПМР Е. С. Толстова в номинации «Лучшая мужская роль второго плана».
Следующий 2009 год был объявлен в Приднестровье «Годом семьи». Наряду с
другими учреждениями и организациями республики в рамках «Года семьи»
«Приднестровский государственный театр драмы и комедии им Н.С. Аронецкой» при
составлении репертуарного плана делает акценты на спектакли, раскрывающие данную
тематику. Так в марте 2009 года состоялась премьера нового спектакля режиссера Т.
Чиботару ... « В охотничьем зале» по пьесе В. Мережко, поднимающего вопросы
нравственности в семейных отношениях и в обществе в целом. Спектакль произвел огромное
впечатление на зрителя, позволил задуматься над многими проблемами современного мира.
В своем приветственном слове коллективу театра помощник Президента ПМР Е. В.
Бомешко отметила чрезвычайную актуальность данной постановки, ее огромное
воспитательное значение, как для взрослого, так и для молодого зрителя.
Как и всегда на реализацию задач по культурному воспитанию подрастающего
человека нацелена и деятельность театра юного зрителя. Здесь нельзя не отметить
бесспорную творческую отдачу не только артистов театра, но и всех служб и
вспомогательных цехов. Мудрость и опыт старшего поколения дополняет и ободряет
дерзания молодежи. И это подтвердила в 2009 году новая премьера детского спектакля
«Молодильные яблоки» В. Илюхова, где над постановкой работал не только молодой
начинающий режиссер А. Кушнир, но начинающие художники и артисты. Этот спектакль
пополнил репертуар постановок для школьников среднего и старшего звена, а также стал
спектаклем семейного просмотра.
Интересные постановки – залог успешной работы каждого театра, и несмотря на тот
факт, что постановка нового спектакля требует немалых финансовых затрат, можно
констатировать факт, что за период с 2010 по 2013 годы в театре поставлено: 17
спектаклей взрослого репертуара и 6 детских сказок. Это:
спектакль «Нежданнонегаданно» по пьесе российского драматурга Н. Птушкиной, в
постановке Эмил Гажус, г. Кишинев;
спектакль «Журден, Журден!» по пьесе М. Булгакова в постановке В. Михельсона,
этот спектакль был поставлен к 40летнему юбилею театра и при поддержке Союза
театральных деятелей Российской Федерации, г. Москва;
спектакль, посвященный Великой Победе «Повесть о школяре» по повести Б.
Окуджавы в постановке режиссера С. Тыщук, г. Москва;
22 спектакль «Любовь в маленьком городе», поставленный пробующим тогда свои силы
в режиссуре актером Д. Ахмадиевым;
спектакль по пьесе А. Марданя «Ночь с…» в постановке режиссера К. Кожуховой, г.
Киев;
спектакль для малого зала «Черный квадрат» по произведениям Б. Андреева, в
постановке Д. Ахмадиева;
спектакль по пьесе С. Моэма «Недосягаемая», режиссер Заслуженный деятель
искусств Таджикистана Барзу Абдуразаков;
спектакль «Циники» это сценическая композиция режиссера В. Михельсона г. Санкт
Петербург, созданная на основе одноименного романа А. Мариенгофа;
спектакль «Укрощение строптивой» автор У. Шекспир, режиссер В. Михельсон;
спектакль «С чего начинается Родина» автор А. Доряну, режиссеры Народные артисты
ПМР Е. Толстов, А. Доряну;
спектакль «Маленький Принц» автор А.С. Экзюпери, режиссер Д. Ахмадиев;
спектакль «Около любви» автор А. Коровкин, режиссер И. Малов, г. ;
спектакль «На всякого мудреца довольно простоты» автор А. Островский, режиссер И.
Малов;
спектакль «Зовите меня Эва» автор Н. Альдо, режиссер А. Стрельников, г. Санкт
Петербург.
Детские спектакли «Малыш и Карлсон», поставленный Заслуженным деятелем
искусств МССР, режиссером Э. Константиновой, г. Кишинев, «Как заяц стал Храбрецом» по
пьесе М. Бартенева в постановке народные артисты ПМР А. Равло Доряну Е. Толстов,
«Скоморошина» по мотивам сказок А. Пушкина, режиссер В. Михельсон, «Дюймовочка» по
пьесе приднестровского автора Т. Щербина, режиссер Д. Ахмадиев.
Период 2009 2011 годов можно сказать прошёл для коллектива театра под знаком
активной подготовки к большим юбилеям, это 90летие основателя театра замечательного
педагога, первого режиссера театра «Заслуженного деятеля МССР Н.С. Аронецкой»; 40
летие со дня основания театра; 20летие республики; 65летие Великой Победы; 75летие
здания театра. Много было проведено мероприятий в рамках этих важнейших событий:
открытие памятной доски основателю Н.С. Аронецкой и прессконференция,
посвященная памяти мастера;
открытие первого театрального музея и выставка, посвященная памяти Н. С.
Аронецкой;
обновлена выставка фотогалереи творческого состава коллектива театра;
23 открыта выставка фотогалереи памяти актеров и работников театра, ушедших из
жизни, но оставивших свой неизгладимый след в истории театра, фойе 2го этажа;
установлена галерея художественных работ в память о главном художнике
театра Заслуженном деятеле искусств ПМР, первом председателе Союза художников
Приднестровья Леониде Андреевиче Пироженко;
установлена галерея художественных работ в память о художнике театра А. Казаку;
выпущен первый за всю историю нашего театра юбилейный буклет «Нашему театру
40 лет»;
экспозиция, посвященная 75 – летию здания театра;
восстановлен детский спектакль «Русские потешки» по мотивам народных сказок, в
постановке Н.С. Аронецкой, и многое другое.
Сегодня театр попрежнему продолжает творческое сотрудничество с коллегами
других театров Ближнего зарубежья и поддерживает контакт с Центром поддержки
русских театров СТД РФ г. Москва. Благодаря центру поставлен в театре не один спектакль,
а также в очередной раз актеры нашего театра смогли повышать свое мастерство на IV
Международной летней театральной школе СТД РФ г. Звенигород, Московской области. В
ней проходили обучение О. Чекан, Ю. Кузнецов, Д. Ахмадиев, С. Вокуловский. В рамках
Программы государственной и общественной поддержки русских театров стран СНГ и
Балтии под патронатом Президента России на базе театра проходил мастеркласс по
сценической речи. Занятия проводила профессор СанктПетербургской государственной
академии театрального искусства, педагог по сценической речи Евгения Кириллова.
Как и прежде театр в своем творчестве не замыкается в рамках границ страны, по
сложившейся традиции сотрудничает с театральным миром. Участие творческого
коллектива в фестивалях и театральных встречах способствует налаживанию тесного
контакта и сотрудничества.
За последние 6 лет наш театр участвовал в таких Международных театральных
фестивалях:
в IX Международных
фестивалях
русских драматических театров
«Соотечественники» г. Саранск Республика Мордовия и «Ночь с…» автор А. Мардань,
режиссер К. Кожухова;
в XIII и в юбилейном XV международном театральном фестивале «Мельпомена
Таврии» в г. Херсон, спектакли «Ночь с….»А. Марданя, в постановке К. Кожуховой и
«Вторая смерть Жанны» автора С. Цанева, в постановке Е. Рубинштейна, были хорошо
приняты херсонцами и актерами других театров, участвующих в фестивале;
24 в III и IV Международном фестивале стран Причерноморья «Человек играющий» в
октябре г. Николаев – режиссер В. Гунин; «Журден, Журден!» автор М. Булгаков,
режиссер В. Михельсон, где победили в номинациях «Лучшая мужская роль 2го плана»
Народный артист ПМР Е. Толстов. «Лучшая мужская роль первого плана» — народный
артист ПМР И. Таран, «Лучшая женская роль второго плана» народная артистка ПМР А.
Доряну. Спектакль «Безумный день или женитьба Фигаро», на который за две недели до
показа уже не было свободных билетов;
в Международном театральном фестивале «КЛАССИКА СЕГОДНЯ» г.
Днепродзержинск со спектаклем «Черный квадрат» автор Л. Андреев, режиссер Д.
Ахмадиев. Спектакль отмечен в номинации «Лучший молодежный актерский ансамбль».
в I и III Международном театральном фестивале камерных театров и спектаклей
малых форм «МОЛДФЕСТ.РАМПА.РУ». В г. Кишиневе со спектаклями «Вторая смерть
Жанны» автор С. Цанев, режиссер Е. Рубинштейн, где зрители и театральные критики были
просто поражены глубокой подачей литературного материала в спектакле и «слаженной
ансамблевой игрой». А в ноябре прошлого года участвовали со спектаклем «Черный
квадрат» по произведениям Л. Андреева в постановке Д. Ахмадиева, спектакль был высоко
оценен компетентным жюри, состоящим из театральных критиков и профессионалов разных
стран мира.
Ежегодно театр участвует в театральном конкурсе «Галапремиилор», организованном
Театральным союзом «UNITEM» г. Кишинева. И за последние 6 лет спектакли
номинировались во многих номинациях, что уже является неким стимулом и высокой
оценкой, где были и победы: в 2007 году О. Чекан победила в номинации «Лучшая женская
роль 2го плана» роль Сюзанны в спектакле «Безумный день или женитьба Фигаро» автор
Бомарше, режиссер А. Плетнев; в 2009 году спектакль «…в «Охотничьем зале» автор В.
Мережко, режиссер Т. Чиботару победил в номинации «Лучший спектакль года », в 2010
году спектакль «Малыш и Карлсон» автор А. Линдгрен, Э. Константинова, режиссер
Заслуженный деятель МССР Э. Константинов, победил в номинации «Лучший детский
спектакль»; по итогам 2011 года в этом конкурсе мы были номинированы в 4 номинациях:
«Лучшая женская роль 1го плана», «Лучший детский спектакль», «Лучшая режиссура
спектакля», «Лучшая хореография и пластическое решение спектакля» и победил Д.
Ахмадиев в номинации «Лучшая хореография и пластическое решение спектакля». По
итогам 2012 года в номинации «Лучший театральный костюм» номинировалась художник по
костюмам О. Кузнецова за спектакль «Укрощение строптивой», в этом спектакле также
номинировался Народный артист ПМР и РМ И. Таран в номинации «Лучшая мужская роль
25 второго плана». Победила в конкурсе актриса театра О. Прохорова в номинации «Лучшая
женская роль второго плана» за роль Ирины в спектакле «Около любви».
В целях дальнейшего развития культурных связей, взаимного духовного обогащения и
творческого сотрудничества «Приднестровский Государственный театр драмы и комедии
им. Н.С. Аронецкой» не только выезжает на Международные театральные фестивали, но
активно сотрудничает с другими театрами, приглашая их к себе в рамках международного
фестиваля искусств «Мэрцишор», для этой цели у театра традиционно организованна
театральная страница. На сцене нашего театра в этом проекте свои спектакли уже показали:
Московский областной драматический театр им. А. Островского, Государственный
Молодежный театр «С улицы Роз» г. Кишинев, Государственный русский драматический
им. А.П. Чехова г. Кишинева, Николаевский художественный
театра
русский
драматический театр, Херсонский областной академический музыкальнодраматический
театр им. Н. К. Кулиша.
В Государственном театре драмы и комедии имени Аронецкой начался новый сезон,
юбилейный, 45й. По традиции его открывала последняя премьера прошлого сезона. Это
лирическая комедия «Тот самый Мюнхгаузен». «Приднестровский государственный театр
драмы и комедии им. Н. С. Аронецкой закрыл 44 по счёту театральный сезон. На прощание
зрителям актёры подарили премьерный спектакль Григория Горина «Тот самый
Мюнхгаузен» по постановке известного питерского режиссёра Анатолий Стрельникова.
Спектакли 2014 года: «Дочь русского актёра», автор П. Григорьев, режиссёры –
постановщики Народные артисты ПМР Алла Доряну и Евгений Толстов, « Смешные
жеманницы», автор Жан Батист Мольер, режиссёр – постановщик Д. Ахмадиев, «Люди,
звери и бананы», автор А. Соколова, режиссёр Д. Ахмадиев, «Леди Макбет Мценского
уезда», автор Н. Лесков, режиссёр Д. Ахмадиев. Готовится премьера спектакля к 45 летнему
юбилею театра 26 марта 2015года «Театр. Чайка. Жизнь», авторы Н. Коляда, А. Чехов,
инсценировка и постановка Д. Ахмадиев.
Заключение
45 лет Приднестровский государственный театр ведет диалог со зрителем, радуя его
своим искусством, за эти годы поставлено около 190 спектаклей. Театроведы не раз
26 отмечали неординарность и своеобразие актерской школы, глубокий и серьезный подход к
формированию репертуара, высокий творческий потенциал труппы. За эти годы театр
завоевал поистине всенародную любовь и уважение, воспитал не одно поколение
театрального зрителя. Блистательные премьеры, незабываемые спектакли это всегда
открытие, полет фантазии, явление искрометного таланта его создателей и исполнителей.
Коллектив театра, создающий атмосферу творчества и обладающий способностью тонко
чувствовать, передает зрителям заряд эмоций, заставляющих их сопереживать и искренне
верить в создаваемые образы. Нашим артистам подвластны все жанры, все эпохи, и самое
главное, они, умеют выразить огромный диапазон человеческих чувств и переживаний.
Сегодня в театре служит более 30 актеров, рядом с такими мастерами, как народный
артист ПМР и РМ И. Таран, народными артистами ПМР А. Доряну и Е. Толстовым,
заслуженными артистами ПМР В. Клименко, Н. Володиной, Т. Дикусар, И. Сериковой, на
сцене играет и молодое, начинающее поколение актеров. Коллектив театра, в своем
творчестве, продвигаясь вперед, чтит свои прежние традиции, а традиции не прививаются,
они в каждом театре передаются по наследству опытными мастерами. Богат театр и
прекрасными мастерами «закулисья»: Л. Чернова, А. Демин, И. Ройтман, Т. Сологор и
другие. За период 20092014 годы работники театра неоднократно получали
государственные и ведомственные награды.
Государственный театр, выполняя важную культурную функцию, сознавая себя
частью славянской цивилизации и продолжая традиции русской театральной школы,
работает на будущее и строит свою репертуарную политику, основываясь на лучшие
образцы классической и современной драматургии. Коллектив театра и сегодня не
собирается останавливаться на достигнутых достижениях, он ставит перед собой сложные,
но выполнимые задачи и планы.
Образовательные мероприятия, где самой яркой формой является конкурсно
познавательная театральная программа «Театр глазами молодых», позволяет сегодня
охватить эстетическим воспитанием не только территориальный диапазон, а и расширить его
диапазон возрастной.
За 45 лет сменилось не одно поколение тираспольчан, которые выросли вместе с
нашим театром, по сей день, сохраняя верность театральному искусству. Помоему
исследованию наш театр всегда новый, молодой и открытый.
Список литературы
27 Источники
1. Приказа Министерства культуры МССР от 11 августа 1969 года «Об
организации Русского драматического театра в г. Тирасполе».
2. Указом Президента ПМР № 310 от 14 декабря 1992 года театр драмы и
комедии перешел под юрисдикцию ПМР, и стал называться «Приднестровский
Государственный театр драмы и комедии»
3. Распоряжение президента ПМР «О переименовании Республиканского театра»
Сегодня – это « Приднестровский
№ 464 от 23 июля 2001 года.
государственный театр драмы и комедии им. Н.С. Аронецкой».
4. Бабилунга Н. В. и Бомешко Б. Г.. История родного края учебник 8 – 9 классов
РИО ГИПК 2005
5. История Приднестровской Молдавской Республики II том Тирасполь РИО ПГУ
2000
6. Очерки истории Тирасполя. Издательство « Картя Молдовеняскэ». Кишинёв
1967
7. Тирасполь. Кишинёв. Тимпул 1989
8. Энциклопедия Приднестровской Молдавской Республики. Тирасполь 2010
Бендерская типография «Полиграфист».
9. Сайт театра www.teatrpmr.ru
28 Приложения
Социальный опрос жителей о театре в нашем городе.
Изучив историю «Приднестровского Государственного театра драмы и комедии имени
Н. С. Аронецкой», я провёл социальный опрос на улицах города и в интернете по
следующим вопросам.
Посещаете ли вы театр?
Какова роль театра в современном культурном мире?
Заменит ли театр когданибудь другие виды искусств?
КОМПЛЕКС ИССЛЕДОВАНИЯ:
Всего было опрошено: 70 респондентов.
Самому младшему респонденту 13 лет.
Самому старшему 58 лет. В опросе участвовали представители различных городов:
Тирасполя, Бендер, Киева, Дубоссар, Чернигова, Кишинёва, Черкасс. А также граждане
зарубежных стран: Латвии, Литвы, Узбекистана, Армении, Польши, Казахстана. По
результатам проведенного опроса регулярно посещают театр 40% опрошенных
респондентов, ходят в театр время от времени 27% респондентов, не посещают театр 33%
опрошенных.
Данное миниисследование свидетельствует о том, что ни возраст, ни социальный
статус не влияют на посещаемость театра, выбор театрального направления, оценку
постановок. Существенно отличается посещаемость театра в регионах, где стационарный
театр либо отсутствует, либо предлагает такой репертуар, который не отвечает вкусам
современного зрителя.
Основные причины, по которым люди не посещают театр или делают это крайне редко
(по итогам проведенного исследования):
нехватка времени 40%
предпочтение других видов отдыха (преимущественно это кино, телевидение,
интернет) 44%.
Респонденты
Комплекс
Посещение
Посещение
Не посещают
Опрошенные
исследования
театра
показал
регулярно
время от
времени
театр
29 70 человек
13 лет – 48
лет
40 %
27 %
33 %
Основные причины, по которым люди не посещают театр
Нехватка
времени
Другой вид
отдыха: кино,
Отсуствие в
городе
Отсуствие в
городе театра,
телевидение,
стационарного
интернет
театра
40 %
44 %
4 %
который
отвечал бы
современности
4 %
Отсуствие в
театре
современного
репертуара
8%
30 Опрос сотрудников театра
Заслуженный артист МССР и ПМР Таран Игорь: «… она очень хорошо
умела работать с актёрами, чувствовала душу того персонажа, которого мы играли, а мы
порой думали, что это мы пришли к такому результату». Что ее отличало от других
режиссёров, это вера в артиста и её доброта. Если бы вы знали, сколько она нам прощала,
если бы не ее прощение ну может быть человек 8 осталось от первого выпуска. Я считаю, что
Надежда Степановна входила в десятку лучших режиссеров Советского Союза, а таких
педагогов, каким была Надежда Степановна, сегодня даже и нет в Москве.
31 Людмила Колохина – мастер искусств РМ
Всё, что есть в моей жизни – это от нее, она меня научила быть актрисой, что сцена не
прощает, если ктото к ней относится пренебрежительно. Был такой случай, после
репетиции мы идем по сцене, уже было поздно, горел только дежурный свет, я иду по сцене
и громко разговариваю, она мне говорит: «Тише!». «А что такое?» спрашиваю я. «Здесь
витают души загубленных актерами ролей»… Я была «любимчиком» у Надежды
Степановны. Надежда Степановна хотела открыть в Кишиневе театр, но здания не было.
Весь наш курс пригласили к Бодюлу (первый секретарь ЦК КПСС МССР) и он уговаривал
нас поехать в Тирасполь, конечно, мы не хотели, но всетаки поехали. Вы все знаете, что был
открыт театр спектаклем «Город на заре». Надежда Степановна поручила мне, как
секретарю комсомольской организации пригласить И. И. Бодюла на премьеру. Долго мне
пришлось возиться, но он всетаки приехал, мы не знали, будет И. И. Бодюл или нет, и
поэтому власти города не предупредили, но к концу первого акта все из Горкома партии
сидели в зале. Аронецкой выговорили, почему не поставила в известность, а она говорит: «А
это не я, это Колохина»…Вот такая была любовь.
Когда ребят из театра забирали в армию, то театр можно было закрывать. Но Надежда
Степановна, была большой «детективщецей», она послала всех актеров и девушек, и ребят,
обратно к И. И. Бодюлу, он принял решение, что ребята будут служить в Тирасполе по 2
человека, но в театре они продолжали играть, и так был решен и этот вопрос.
32 Заслуженный народный артист ПМР Клименко Виктор
Мы видели в ней не только режиссера, а человека воспитателя, она до конца своих
дней на сцене была не просто режиссерпостановщик, а учила нас не лгать на сцене,
относиться творчески с полной отдачей. Артист должен жить, кипеть на сцене. У нее было
любимое выражение: «холодный собачий нос», если человек был равнодушный, имел
устойчивую нервную систему, заботился только о себе, не может быть артистом, таких она и
называла «холодный собачий нос». Надежда Степановна очень трепетно относилась к
коллективу, она могла прийти к первому секретарю Горкома партии, становилась на колени
и говорила: «Нам нужна квартира, общежитие для такихто, такихто сотрудников» и город
выделял.
Надежда Степановна никогда в угоду спектакли никому не ставила, она имела какое
то чутье, какой, когда поставить спектакль, какой будет зритель присутствовать, но в
основном любила классику.
33 Заслуженный артист МССР Владимир Сухомлинов.
Наша Надежда Степановна была большим психологом и врачом. На первой сессии мне
второй педагог Рашковский говорит: «Владимир, ты первый кандидат на отчисление», я
очень испугался, мое лицо стало багровым. Позже я понял, что Надежда Степановна это
сделала специально, чтобы я хорошо учился. Я принял это к сведению, и в конце, когда мы
ставили спектакль по Шекспиру, где я впервые в жизни получил пять пятерок. Итак, она
дала мне мою любимую профессию, а так неизвестно остался бы я в театре.
34 Народная артистка ПМР Алла Доряну
Я хочу рассказать, как Надежда Степановна сдавала спектакль, она собирала весь
коллектив в зале и все вспомогательные службы, минут 40 всех отчитывала, как мы плохо
подошли к сдаче спектакля, каждый получал свое. Только намного позже мы поняли, что
нужен был такой заряд, и все недочеты мы услышали в свой адрес, спектакль проходил на
отлично.
Надежда Степановна имела бойцовский характер, но вместе с тем она была очень
скромная, у нее не было какойто вычурной одежды, маникюра, прически. Это был человек
трудяга и этому она учила нас. Когда мы были студентами, сколько мы девочки пролили
слез. Она нам категорически запрещала краситься, выщипывать брови, делать прически, в
общественных местах нельзя было громко говорить о театре, в троллейбусах, на улице.
Театр был запрещенной темой, это считалось не скромным, не тактичным, выпячивать себя,
что вот, «… я, еду будущая актриса театра». Вы должны быть в толпе, как серые мышки, а
на сцене должны быть безумными красавицами. И мы по сей день не желаем этого делать,
нам этого хватало здесь с лихвой в театре.
35 Заслуженная артистка МССР Байрактарова Людмила
Надежда Степановна учила нас высокой культуре. Всего чего я достигла в жизни – это
только заслуга Надежды Степановны. Помню такой случай, нужно было составить этюд, я
выполнила эту работу и показала Надежде Степановне, ее реакцию я запомнила на всю
жизнь: « …что это за безвкусица…». Мы все пришли из улицы о театре мало что знали,
поэтому может, это было и грубо, но это нас ставило на место. Надежда Степановна учила
нас культуре слова, отношениям в работе, чувств. Намного позже я прочитала, что человек
лишенный культуры рано или поздно становится носителем зла. Вот мне кажется, что она
это имела ввиду, когда внедряла культуру в наш коллектив и это было очень важно.
Заслуженная артистка МССР Байрактарова Людмила: «Надежда Степановна очень любила
театр, для него она пожертвовала всем. У меня самые дорогие воспоминания о ней. Такое
проникновение в душу, сознание, мне никто не дал, это, именно, повлияло на всю мою
дальнейшую жизнь. Я такого человека нигде бы не встретила. И вот такую творческую
энергию, она вложила в каждого из нас».
36 Дмитрий Ахмадиев – главный режиссёр театра
Надежда Степановна всегда имела бешенное желание жить, творить, работать и вот это
всё она успела заложить в нас. Я с последнего курса и Надежда Степановна меня проучила
всего один год и ушла из жизни, но осталось наше старшее поколение и оно передает
заложенные принципы и традиции «школы Н.С. Аронецкой», я их усвоил и работаю по ее
методике, зерно посаженное дает хорошие ростки. Говорят, что в театре есть «вирус»
Надежды Степановны. Что это за «вирус?» Этот вирус в воздухе, а не в комто, или в чём
то. Этим воздухом она заражала пространство, в котором мы находимся, и по сей день, и
поэтому хочешь ты, или не хочешь, ты приходишь и дышишь этим всем, и ты заражаешься
или не заражаешься, кто не заражался, тот уходил.
37 Ольга Прохорова – ведущая актриса театра
Надежда Степановна всегда старалась нас сплотить, как кулак и наш театр этим
отличается от других театров. Наш театр сильный, мощный коллектив и куда бы мы ни
выезжали, на гастроли, на фестивали, речь всегда идет об ансамбленности. В нашем театре
уже творит не одно поколение, но с нами работают первые ученики Надежды Степановны, и
это очень важно, что мы все в одной школе, и по спирали идем вверх. Надежда Степановна
была мудрой женщиной, она умела уговорить любого актера на роль, не оказывая на него
никакого давления. Она нам говорила: «Женщины в театре – предательницы, выходят
замуж, и на этом заканчивается их театр, поэтому мы в театре все женщины доказывали, что
мы не такие». В каждой гримерной висит портрет Надежды Степановны, перед спектаклем
мы всегда просим её помощи, после спектакля мы благодарим её за эту помощь, это наша
икона.
Чего же не могла простить Надежда Степановна? Равнодушие к этому месту, к этому
пятачку, где живет актер, если ты выходил на сцену и думал о чемто другом, а она както
это улавливала, то это не прощалось, за это ругали сильно и громко. Надежда Степановна
говорила: « Всё начинается с любви к этой профессии, очень нелегкой, которая забирает все
38 твои силы, нервы, время, она высасывает все, но когда ты выходишь на сцену и ты честно
отдаешь все то, что ты получил, то это счастье»! И этому всему нас научила Надежда
Степановна. Надежда Степановна обладала очень сильным юмором. Равнодушным к этому
юмору оставаться было невозможно. Одна история. Сдавали мы походки, одна актриса не
подготовилась, прошлась по сцене, Надежда Степановна спрашивает:«Вика, сумки
тяжелые?», «да нет, не очень», «ну и походка не очень». Все, конечно, рассмеялись, таких
моментов и сцен при жизни Надежды Степановны было очень много, и каждый из нас имеет
специальные записи и учится по ним.
Лариса Чернова – начальник художественнодекорационного цеха
Я пришла в театр очень молодой девушкой, мне не было и 25ти лет. Надежда
Степановна поговорила со мной всего пять минут и сказала: «Я хочу, чтобы вы работали в
нашем театре». Для меня она была мамой, но очень строгой, у нее работа была на первом
месте, тоже самое она требовала и от меня. Чтобы стать настоящим художником
декоратором Надежда Степановна отправляла меня на различные подготовительные курсы.
Я была три раза только в Москве, для того чтобы повысить свою квалификацию. Был такой
случай, нужно ехать в Москву, а у меня температура и Надежда Степановна говорит: « …
таблетки в рот, и завтра в поезд». Как она все успевала, я до сих пор не понимаю, каждый
день она заходила в цех, потому что без ее разрешения не одного штриха и мазка на холст не
наносилось. Все декорации выполнялись только под ее руководством. Всё в театре
пропитано ее духом оптимизма, веры в искусство и этому она учила и все наши
вспомогательные службы.
39 Тамара Сологор начальник пошивочного цеха
Надежда Степановна всегда знала, чего она хочет, и как это будет выглядеть актер на
сцене в том или ином костюме. Это очень большая редкость у режиссёра иметь такую
фантазию, но не каждый это понимает. Она всему нас учила, отправляла учиться в Кишинев,
Москву, посмотреть какойто фильм, откуда можно было взять модель костюма. Многие ее
костюмы и сегодня очень эффектно используются на сцене, и вызывают восхищение
зрителей. Надежда Степановна умела сделать замечание очень строго, но умела и хвалить,
если все было пошито с любовью, даже если у тебя и нет этого качества, то ты постараешься,
чтобы все это было у тебя.
40 Алексей Дёмин начальник монтировочного цеха
Однажды меня Надежда Степановна, технического работника, задействовала в
спектакле, потом я нередко выходил на сцену на эпизодические роли. Чем она меня
заразила, что на меня подействовало, я не знаю. Я пришёл поработать в театр одну всего
лишь зиму, а затем найти где – то хорошо оплачиваемую работу и работать по – настоящему.
Но вот, что такое со мной случилось, что я взял и задержался в театре на 37 лет. Вот такое
влияние оказывала Надежда Степановна на окружающих её людей.
41
: Театр вчера и сегодня. История создания театра в городе Тирасполе.
: Театр вчера и сегодня. История создания театра в городе Тирасполе.
: Театр вчера и сегодня. История создания театра в городе Тирасполе.
: Театр вчера и сегодня. История создания театра в городе Тирасполе.
: Театр вчера и сегодня. История создания театра в городе Тирасполе.
: Театр вчера и сегодня. История создания театра в городе Тирасполе.
: Театр вчера и сегодня. История создания театра в городе Тирасполе.
: Театр вчера и сегодня. История создания театра в городе Тирасполе.
: Театр вчера и сегодня. История создания театра в городе Тирасполе.
: Театр вчера и сегодня. История создания театра в городе Тирасполе.
: Театр вчера и сегодня. История создания театра в городе Тирасполе.
: Театр вчера и сегодня. История создания театра в городе Тирасполе.
: Театр вчера и сегодня. История создания театра в городе Тирасполе.
: Театр вчера и сегодня. История создания театра в городе Тирасполе.
: Театр вчера и сегодня. История создания театра в городе Тирасполе.
: Театр вчера и сегодня. История создания театра в городе Тирасполе.
: Театр вчера и сегодня. История создания театра в городе Тирасполе.
: Театр вчера и сегодня. История создания театра в городе Тирасполе.
: Театр вчера и сегодня. История создания театра в городе Тирасполе.
: Театр вчера и сегодня. История создания театра в городе Тирасполе.
: Театр вчера и сегодня. История создания театра в городе Тирасполе.
: Театр вчера и сегодня. История создания театра в городе Тирасполе.
: Театр вчера и сегодня. История создания театра в городе Тирасполе.
: Театр вчера и сегодня. История создания театра в городе Тирасполе.
: Театр вчера и сегодня. История создания театра в городе Тирасполе.
: Театр вчера и сегодня. История создания театра в городе Тирасполе.
: Театр вчера и сегодня. История создания театра в городе Тирасполе.
: Театр вчера и сегодня. История создания театра в городе Тирасполе.
: Театр вчера и сегодня. История создания театра в городе Тирасполе.
: Театр вчера и сегодня. История создания театра в городе Тирасполе.
: Театр вчера и сегодня. История создания театра в городе Тирасполе.
: Театр вчера и сегодня. История создания театра в городе Тирасполе.
: Театр вчера и сегодня. История создания театра в городе Тирасполе.
: Театр вчера и сегодня. История создания театра в городе Тирасполе.
: Театр вчера и сегодня. История создания театра в городе Тирасполе.
: Театр вчера и сегодня. История создания театра в городе Тирасполе.
: Театр вчера и сегодня. История создания театра в городе Тирасполе.
: Театр вчера и сегодня. История создания театра в городе Тирасполе.
: Театр вчера и сегодня. История создания театра в городе Тирасполе.
: Театр вчера и сегодня. История создания театра в городе Тирасполе.
: Театр вчера и сегодня. История создания театра в городе Тирасполе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.