Конспект открытого урока по русскому языку в 11 классе
на тему «Работа с текстом в рамках подготовки к ЕГЭ»
Цели:
1.На основе анализа текста подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения
2.Развивать умение анализировать предложенный текст, навыки коммуникативного общения, речь, мышление.
3.Содействовать воспитанию у учащихся активной жизненной позиции, дружбы, товарищества, дисциплинированности и самостоятельности.
Оборудование: плакаты с пословицами и крылатыми выражениями о молодости и молодежи:
“Молодому все просто”
“Юность – время золотое: ест и пьет и спит в покое”
“Молодому ошибка – улыбка, старому – горькая слеза”
“Молодым везде у нас дорога…” В.Лебедев-Кумач
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Ребята, мы с вами продолжаем работу по подготовке к ЕГЭ. Целью нашей сегодняшней работы будет подготовиться к написанию сочинения на основе прочитанного текста. При работе с предложенным текстом собрать как можно больше рабочего материала, который пригодится при написании сочинения.
III. Основная часть.
Сегодня наш урок посвящен интересной теме. А какой, вы узнаете, посмотрев ролик?
- Каким настроением проникнута данная композиция?
- Кто главные герои ролика?
Какой у них возраст?
Их всех как можно назвать одним словом?
- Как вы считаете, какого возраста людей можно называть “молодежью”?
Посмотрите на плакаты с пословицами и крылатыми выражениями о молодости и молодежи.
Посмотрев ролик, прочитав высказывания, хочется спросить у вас:
Легко ли быть молодым?
А как считает автор текста, чей текст находится перед вами?
Работа с текстом.
- Давайте обратимся к содержанию текста. Прочтите его самостоятельно. Чтобы определиться с проблемой и позицией автора, выполните тестовые задания.
( текст читает учащийся)
Ю.Казаков
1. Молодым быть очень плохо. 2. Жизнь проходит очень быстро, тебе уже семнадцать или восемнадцать лет, а ты еще ничего не сделал. 3. Неизвестно даже, есть ли у тебя какие-нибудь таланты. 4. А хочется большой, бурной жизни! 5. Хочется писать стихи, чтобы вся страна знала их наизусть. 6. Или сочинить героическую симфонию и выйти потом к оркестру – бледному, во фраке, с волосами, падающими на лоб… 7. Что мне делать? 8. Что сделать, чтобы жизнь не прошла даром, чтобы каждый день был днем борьбы и побед? 9. Я живу в тоске, меня мучит мысль, что я не герой, не открыватель. 10. Способен ли я на подвиг? 11. Не знаю. 12. Способен ли я на тяжелый труд, хватит ли у меня сил на свершение великих дел? 13. Хуже всего то, что никто не понимает моей муки. 14. Все смотрят на меня как на мальчишку, даже иной раз ворошат мне волосы, будто мне еще 10 лет.
Тестовые задания.
1. 1. Какая проблема не затронута в этом тексте?
1. Роль молодежи в обществе.
2. Желание молодежи совершить подвиг.
3. Молодежь никто не понимает.
4. Молодые хотят внимания и славы.
2. Какое утверждение противоречит точке зрения автора?
1. Молодым быть очень плохо.
2. Молодежи хочется бурной жизни.
3. Молодым быть хорошо.
4. Молодых надо воспитывать
3. Определите стиль и тип речи текста.
1. Научный, описание.
2. Публицистический, рассуждение.
3. Публицистический, повествование.
4. Художественный, повествование
4. Какие средства выразительности используются в предложениях 7,8,10?
Проверь себя:
• 1 - 1
• 2 - 3
• 3 - 2
• 4 - риторический вопрос
( проверка выполняется по ключу, предложенному учителем)
- Назовите проблему, которая поднимается в данном тексте, и позицию автора
Обсуждение проблемы: “Легко ли быть молодым?”
1. - Я предлагаю вам подискутировать на эту тему. В самом ли деле молодым быть плохо, как считает герой текста? Давайте поспорим с ним!
2. Пусть 1 группа будут защищать позицию “Молодым быть трудно”, а 2 группа – “Молодым быть легко”.
Необходимо за три минуты обсуждения в группе придумать как можно больше аргументов в пользу той или иной точки зрения.
2. Мини - дебаты (прения сторон).
- Ну что же, я думаю, идеи, возникшие у нас в ходе дискуссии, помогут вам при написании сочинения.
-Давайте вспомним, что надо знать о сочинении, прежде чем вы к нему приступите? (не менее 150 слов, вступление, заключение, основная часть; проблема, позиция автора)
(работа со схемой, которая озвучивается учащимся)
Написание сочинения:
-Поменялась ли ваша точка зрения на вопрос, поставленный в начале урока? Как вы теперь считаете? Легко ли быть молодым?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.