Учитель:Хамчиева Зарема Магомедовна
Предмет: Литература.
Тема: А. П. Чехов «Хамелеон». Живая картина нравов.
Продолжительность: 1 урок (40 минут).
Класс: 7-ый класс.
Технологии использования ИКТ: использованы программы Microsoft PowerPoint, Microsoft Word. Интернет портал.
Аннотация:
Данный урок является первым в системе уроков, посвященных судьбе и творчеству А.П. Чехова. Урок начинается с рассмотрения личности писателя-драматурга, далее переходим к изучению рассказа «Хамелеон». Начать изучение рассказа необходимо с прочтения в классе, так как учитель сможет скорректировать понимание и восприятие текста. Необходима работа с терминами и словарем, так как некоторые понятия для детского восприятия могут быть сложными. Урок сопровождается ИКТ.
Мной используются следующие методы обучения:
метод творческого чтения, эвристический метод, беседа.
Данный урок ориентирован на УМК под ред. В.Я. Коровиной, М.: «Просвещение».
Содержание УМК:
Программа для общеобразовательных учреждений М.: «Просвещение», 2010г. под редакцией В.Я. Коровиной.
Учебник 7 класс М.: «Просвещение», 2009 г. в двух частях. Авторы-составители: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин
Мной используются следующие методы обучения:
метод творческого чтения, эвристический метод, беседа.
Тема урока: А. П. Чехов «Хамелеон». Живая картина нравов.
Цель урока: Познакомить учащихся с Чеховским миром.
Задачи
Обучающая: Продолжить знакомство с биографией писателя. Раскрыть понятие «хамелеонство». Продолжить обучать анализу художественного текста. Рассмотреть художественные средства изображения смешного в рассказе
«Хамелеон».
Развивающая: Развить навыки выразительного чтения по ролям.
Воспитательная: Формирование у учащихся нравственных качеств.
Ход урока.
1. Целеполагание.
Учитель: Здравствуйте ребята, сегодняшний урок будет посвящен произведению великого русского писателя Антона Павловича Чехова, которое называется «Хамелеон». Цель урока познакомиться с миром Чехова и его героями.
Прежде чем мы начнем работу с текстом произведения, давайте вспомним с вами, что же нам уже известно из биографии Антона Павловича? (дети вспоминают факты из жизни Чехова). Какие произведения этого автора вы знаете? ( дети перечисляют знакомые им произведения автора)
2. Изучение нового материала.
Учитель: Хорошо, немного вспомнили. Давайте еще раз «пройдемся» по основным этапам жизни А.П. Чехова (презентация, рассказывает учитель)
1,2 слайд
17 (29) января 1860 года в небольшом домике на Полицейской улице (сейчас — Чехова) в Таганроге в семье купца Павла Егоровича Чехова родился третий ребёнок — Антон. Всего в семье Чеховых было 6 детей: 5 сыновей и дочь.
3 слайд
Обучение Чехова началось в греческой школе в Таганроге; 23 августа 1868 года Антон Чехов поступил в приготовительный класс таганрогской гимназии. В этом заведении он получил свой первый литературный псевдоним «Чехонте́», которым его наградил учитель Закона Божьего Фёдор Платонович Покровский; здесь начались его первые литературные и сценические опыты.
4 слайд
Обучение Чехова началось в греческой школе в Таганроге; 23 августа 1868 года Антон Чехов поступил в приготовительный класс таганрогской гимназии. В этом заведении он получил свой первый литературный псевдоним «Чехонте́», которым его наградил учитель Закона Божьего Фёдор Платонович Покровский; здесь начались его первые литературные и сценические опыты.
5 слайд
В 1879 году он окончил гимназию в Таганроге. В том же
году он переехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского
университета (ныне Первый МГМУ им. И. М. Сеченова).
6 слайд
24 декабря 1879 года, будучи студентом первого курса, Чехов поместил в журнал «Стрекоза» рассказ «Письмо к учёному соседу» и юмореску «Что чаще всего встречается в романах, повестях и т. п.». Это был его дебют в печати.
7 слайд
Антон Павлович Чехов дебютировал рассказами и сценками
в мелких юмористических журналах. Он писал бытовые картинки, очерки,
«мелочишки», которые в сумме своей создавали особый мир, странный, вызывающий
удивление. Самая большая известность среди этих человекоподобных животных А. П.
Чехова выпала на долю хамелеона.
Впервые «Хамелеон», подписанный «А. Чехонте», был опубликован в журнале
«Осколки» в 1884 году. Ребята,это то произведение, о котором мы поговорим
немного позже.
8 слайд
Весной 1890-го Чехов отправился в путешествие на
Сахалин. За несколько месяцев пребывания на нём Чехов общался с людьми, узнавал
истории их жизни, причины ссылки и набирал богатый материал для своих заметок.
7 (19) декабря 1890 года родные встречали его в Туле.
9 слайд
Летом 1904 года Чехов выехал на курорт в Германию.
Из-за резкого обострения болезни, с которой ему не удалось справиться, писатель
скончался 2 (15) июля 1904 года в Баденвайлере, Германия.
В истории болезни Чехова, которую вёл в клинике лечащий врач писателя Максим
Маслов, записано, что в гимназические и студенческие годы Чехов болел
туберкулёзным воспалением брюшины, но «теснение в грудине» чувствовал ещё в
10-летнем возрасте. С 1884 года Чехов страдал кровотечением из правого лёгкого.
10 слайд
В Успенской церкви Новодевичьего монастыря прошло отпевание. Погребён Чехов был тут же за Успенской церковью на монастырском кладбище, рядом с могилой своего отца.
Итак, ребята, Антона Павловича Чехова многие любят за его сатирические и юмористические рассказы. А знаете ли вы, чем юмор отличается от сатиры?
-Ребята, что такое юмор? (дети высказываются)
-Давайте запишем, что же такое юмор.
Юмор-незлобивая насмешка, добродушный смех (Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова).
-А что такое сатира, знаете? (дети высказываются).
-Давайте запишем. Сатира- художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности.
-Так чем же юмор отличается от сатиры? (сатира это «злой» смех, а юмор незлобливая насмешка над кем или чем-либо).
- Теперь мы можем познакомиться с произведением А.П. Чехова «Хамелеон», постараемся понять по ходу прочтения, что высмеивает автор и характер этого юмора. А теперь читаем по ролям. (учитель раздает роли из произведения ученикам. В процессе чтения учитель комментирует непонятные ученикам слова).
-Ребята, что вам показалось непонятным в данном произведении?
-Знакомо ли вам такое животное, как хамелеон? Какой способностью обладает данное животное? (менять окрас, подстраиваясь под окружающую его среду).
- Почему же Чехов называет свой рассказ «Хамелеон»? (Подобно хамелеону, который меняет свой окрас, подстраиваясь под окружающую среду, Очумелов также меняет свою точку зрения на происходящие события).
- Кто в рассказе чаще всего меняет свою «окраску»? (Очумелов)
- Сколько раз он меняет свое мнение? ( 6 раз полицейский меняет свое мнение, в зависимости от того, кому принадлежит собака).
-Только ли Очумелов меняет свое мнение много раз? (Нет. Толпа в рассказе также меняет свое мнение).
-Получается, что Очумелов олицетворяет собой безнравственное поведение. А как вы понимаете слово «нравы», и что значит быть безнравственным человеком? (Безнравственный-несовместимый с нормами нравственности, морали (о поведении человека); аморальный. Нравы- глубоко укоренившиеся в данном обществе нормы поведения, наиболее устоявшиеся формы массового поведения в данном обществе).
-Чехов своим рассказом показывает нравы не только одного человека- Очумелова, писатель высмеивает все общество, указывая на такие пороки, как подхалимство (угодничество) и трусость.
Для того чтобы лучше понять рассказ А.П. Чехова, нам необходимо обратить внимание на художественные детали в произведении.
Художественная деталь –изобразительная или выразительная подробность изображённого мира художественного произведения, с помощью которой автор выделяет характерную черту героя, а также выражает свою позицию.
-Какая деталь в рассказе показывает нам «превращение» Очумелова?
(Шинель, как только Очумелов меняет свое мнение, он снимает или надевает шинель. Шинель является символом власти, как только герой понимает, что собака принадлежит знатному хозяину, шинель надевается, тем самым Очумелов показывает свое чинопочитание и покровительство полиции богатым людям).
-Какие еще детали мы можем выделить в данном рассказе? (1.Конфискованный крыжовник. Само понятие «конфисковать» звучит комично, т.к. означает изъять в пользу государства. Крыжовник не может пойти в козну государства. 2.Изображение «белого борзого щенка с острой
мордой и желтым пятном на спине». Глаза Чехов описывает только у собаки, как известно, глаза-это зеркало души, а что в них отражается? Только «тоска и ужас» от происходящего, ведь серьезно укусить он не мог, т.к. являлся еще щенком).
-Ребята, как вы считаете рассказ «Хамелеон» является сатирическим или юмористическим?
-В «Хамелеоне» юмористика у Чехова становится серьезной, появляются сатирические ноты- юмористическая сценка получает социально- общественное значение.
Вывод:
-Рассказ «Хамелеон» показывает нам живую картину нравов. Мгновенные переходы от угодничества к самоуправству, от самодурства к холопству- эти черты полицейского надзирателя Очумелова не только характеристика российской полиции того времени. Чеховский «Хамелеон» стал символом эпохи, отмеченной чертами двоедушия, предательства, вранья.
Подведение итогов.
Домашнее задание: 1. Биография А.П. Чехова стр. 297-300.
2.Перечить рассказ «Хамелеон» стр. 301-304.
3.Выучить определения понятий, записанных в тетрадях.
4. Вопросы в учебнике стр.304-305.
Список литературы:
1. Программа для общеобразовательных учреждений М.: «Просвещение», 2010г. под редакцией В.Я. Коровиной.
2. Учебник 7 класс М.: «Просвещение», 2009 г. в двух частях. Авторы-составители: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин
3. http://a4format.ru/pdf_files_bio2/49a7a164.pdf
4. http://www.cyclopedia.ru/75/222/2509175.html
5.http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_literature/4173/%D0%A1%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%80%D0%B0
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.