А ты так можешь? Умеете ли Вы слушать?

  • docx
  • 28.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала А ТЫ ТАК МОЖЕШЬ Продолжительное произнесение звука.docx

 

 

А ТЫ ТАК МОЖЕШЬ?

 

Летела мимо леса сорока и увидела на поляне лису с лисятами. Кого увидела сорока на поляне? Сорока была очень любопытной. Решила она послушать, о чем это лиса говорит со своими малышами. Подлетела поближе, села на ветку и слушает. А лиса в это время учила своих лисят (это была лисья школа) правильно и четко говорить звук с. Какой звук? Скажет лиса какое-нибудь слово, а лисята повторяют вслед за ней это слово так, как она сказала. Скажет лиса: «Ссснег». И лисята так же: «Ссснег». Скажет она: «Хвоссст». Лисята повторяют. Как? «Усссы»,— говорит лиса. И лисята произносят: ... Как?

 

Занятие продолжается. Взрослый просит ребенка повторять слова, которые произносит лиса, например, ссскамейка, сссанки, лиссс, колесссо, носсс, лессе и др. Важно проследить, чтобы малыш четко, протяжно произносил в данных словах звук с.

 

УМЕЕТЕ ЛИ ВЫ СЛУШАТЬ?

 

Утром прилетела сорока на поляну, а лиса и лисята уже сидят на своих местах. «Сейчас,— говорит лисятам лиса,- я проверю, умеете ли вы сидеть тихо и внимательно слушать. Я буду называть слова, а вы, когда услышите в слове звук с, поднимете cвои лапки. Что вы должны услышать? Еще раз напоминаю,— говорит лиса,— вы поднимете лапку лишь тогда, когда услышите в названии предмета звук с. Какой звук? А если в слове звука с нет, поднимать лапку не надо». Когда не надо лисятам поднимать лапку? (Если ребенок молчит, взрослый еще раз говорит, когда не надо поднимать лапку.) И вот лиса стала называть слова: сссахар. Надо поднимать лисятам лапку?

 

Для упражнения в правильном выделении слов со звуком с можно использовать такие слова: ссстол, дерево, кусст, трава, елка, лессc, сссорока, чаcссы, ветка, гриб. При этом надо следить за реакцией ребенка на каждое названное слово; если он ошибается, взрослый спрашивает: «В слове дерево есть звук с? Если нет, руку поднимать не надо».

 

4. Предложите ребенку четко с обычной громкостью повторить за вами чистоговорки.

 

Су-су-су — тихо осенью в лесу.

Носит Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня.

 

5. Ребенок должен отгадать загадки и определить, есть ли в слове-отгадке звук с (звук с взрослый выделяет голосом). Загадки, отмеченные звездочкой, ребенок должен выучить.

 

У кого из всех зверей хвост пушистей и длинней? (Лиса.)

Бел, да не сахар, нет ног, а идет. (Снег.)

Бел, как снег, в чести у всех. В рот попал — там и пропал. (Сахар.)

Висит сито не руками свито. (Паутина.)

Семьдесят одежек и все без застежек. (Капуста.)

 

Непоседа птица эта —

Одного с березой цвета. (Сорока.)

/В. Мусатов/

 

Не щетка и не веник.

Урчит он неспроста,

Всего одно мгновенье —

И комната чиста. (Пылесос.)

 

Над цветком порой замрет

Разноцветный самолет.

На былинке посидит,

Вдруг вспорхнет — и полетит. (Стрекоза.)

/В. Кремнев/

 

Маленькое сдобное

Колесо съедобное.

Я одна тебя не съем,

Разделю ребятам всем. (Бублик.)

/А. Рождественская/

 

Какой это мастер

На стекле нанес

И листья, и травы,

И заросли роз? (Мороз.)

/Е. Благинина/

 

6. Выучите с ребенком стихотворения. Следите, чтобы при чтении малыш четко произносил звук с (сь).

 

ЩУКА

 

Стой, плотва и караси!

И пощады не проси!

Я хозяйка здесь, в пруду.

На охоту я иду.

А. Леонтьев

 

ПЕС

 

Молодого злого пса

В нос ужалила оса.

— Не скули,— сказал я псу,—

Прогони скорей осу.

А. Максаков

 

ЗАЯЦ

 

Мчится заяц от лисы.

Хвост дрожит, дрожат усы.

Встали сосны на пути.

От погони не уйти!

Нет спасения в бору!

Прыгнул к ежику в нору...

Е. Александрова

 

Весело, весело,

Весело кругом!

Октябрю мы песенку,

Песенку споем.

О. Высотская

 

7. Прочтите ребенку рассказ.

 

В САДУ

 

Вася и Оксана вынесли в сад стол и два стула. Вася принес бумагу, краски и две кисточки. Дети сели за стол и стали рисовать. Вася нарисовал самолет и автобус. А Оксана — снеговика, санки и маленькую собачку.

 

Предложите малышу ответить на вопросы:

 

- Что вынесли в сад Вася и Оксана?

- Что принес Вася?

- Куда сели дети?

- Что нарисовал Вася?

- Что нарисовала Оксана?»

 

8. Взрослый вместе с ребенком рассматривает иллюстрацию «Чья мама?», малыш отвечает, что на ней изображено. Затем взрослый просит найти на картинке животных, в названии которых встречается звук с (сь).