А ТЫ ТАК МОЖЕШЬ?
Летела мимо леса сорока и увидела на поляне лису с лисятами. Кого увидела сорока на поляне? Сорока была очень любопытной. Решила она послушать, о чем это лиса говорит со своими малышами. Подлетела поближе, села на ветку и слушает. А лиса в это время учила своих лисят (это была лисья школа) правильно и четко говорить звук с. Какой звук? Скажет лиса какое-нибудь слово, а лисята повторяют вслед за ней это слово так, как она сказала. Скажет лиса: «Ссснег». И лисята так же: «Ссснег». Скажет она: «Хвоссст». Лисята повторяют. Как? «Усссы»,— говорит лиса. И лисята произносят: ... Как?
Занятие продолжается. Взрослый просит ребенка повторять слова, которые произносит лиса, например, ссскамейка, сссанки, лиссс, колесссо, носсс, лессе и др. Важно проследить, чтобы малыш четко, протяжно произносил в данных словах звук с.
УМЕЕТЕ ЛИ ВЫ СЛУШАТЬ?
Утром прилетела сорока на поляну, а лиса и лисята уже сидят на своих местах. «Сейчас,— говорит лисятам лиса,- я проверю, умеете ли вы сидеть тихо и внимательно слушать. Я буду называть слова, а вы, когда услышите в слове звук с, поднимете cвои лапки. Что вы должны услышать? Еще раз напоминаю,— говорит лиса,— вы поднимете лапку лишь тогда, когда услышите в названии предмета звук с. Какой звук? А если в слове звука с нет, поднимать лапку не надо». Когда не надо лисятам поднимать лапку? (Если ребенок молчит, взрослый еще раз говорит, когда не надо поднимать лапку.) И вот лиса стала называть слова: сссахар. Надо поднимать лисятам лапку?
Для упражнения в правильном выделении слов со звуком с можно использовать такие слова: ссстол, дерево, кусст, трава, елка, лессc, сссорока, чаcссы, ветка, гриб. При этом надо следить за реакцией ребенка на каждое названное слово; если он ошибается, взрослый спрашивает: «В слове дерево есть звук с? Если нет, руку поднимать не надо».
4. Предложите ребенку четко с обычной громкостью повторить за вами чистоговорки.
Су-су-су — тихо осенью в лесу.
Носит Сеня сено в сени, спать на сене будет Сеня.
5. Ребенок должен отгадать загадки и определить, есть ли в слове-отгадке звук с (звук с взрослый выделяет голосом). Загадки, отмеченные звездочкой, ребенок должен выучить.
У кого из всех зверей хвост пушистей и длинней? (Лиса.)
Бел, да не сахар, нет ног, а идет. (Снег.)
Бел, как снег, в чести у всех. В рот попал — там и пропал. (Сахар.)
Висит сито не руками свито. (Паутина.)
Семьдесят одежек и все без застежек. (Капуста.)
Непоседа птица эта —
Одного с березой цвета. (Сорока.)
/В. Мусатов/
Не щетка и не веник.
Урчит он неспроста,
Всего одно мгновенье —
И комната чиста. (Пылесос.)
Над цветком порой замрет
Разноцветный самолет.
На былинке посидит,
Вдруг вспорхнет — и полетит. (Стрекоза.)
/В. Кремнев/
Маленькое сдобное
Колесо съедобное.
Я одна тебя не съем,
Разделю ребятам всем. (Бублик.)
/А. Рождественская/
Какой это мастер
На стекле нанес
И листья, и травы,
И заросли роз? (Мороз.)
/Е. Благинина/
6. Выучите с ребенком стихотворения. Следите, чтобы при чтении малыш четко произносил звук с (сь).
ЩУКА
Стой, плотва и караси!
И пощады не проси!
Я хозяйка здесь, в пруду.
На охоту я иду.
А. Леонтьев
ПЕС
Молодого злого пса
В нос ужалила оса.
— Не скули,— сказал я псу,—
Прогони скорей осу.
А. Максаков
ЗАЯЦ
Мчится заяц от лисы.
Хвост дрожит, дрожат усы.
Встали сосны на пути.
От погони не уйти!
Нет спасения в бору!
Прыгнул к ежику в нору...
Е. Александрова
Весело, весело,
Весело кругом!
Октябрю мы песенку,
Песенку споем.
О. Высотская
7. Прочтите ребенку рассказ.
В САДУ
Вася и Оксана вынесли в сад стол и два стула. Вася принес бумагу, краски и две кисточки. Дети сели за стол и стали рисовать. Вася нарисовал самолет и автобус. А Оксана — снеговика, санки и маленькую собачку.
Предложите малышу ответить на вопросы:
- Что вынесли в сад Вася и Оксана?
- Что принес Вася?
- Куда сели дети?
- Что нарисовал Вася?
- Что нарисовала Оксана?»
8. Взрослый вместе с ребенком рассматривает иллюстрацию «Чья мама?», малыш отвечает, что на ней изображено. Затем взрослый просит найти на картинке животных, в названии которых встречается звук с (сь).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.