А. И. Куприн. Личность писателя. Повесть «Белый пудель»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 03.03.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: познакомить с основными жизненными вехами писателя. Задачи: способствовать осознанию учащимися идейно-художественных особенностей его произведений; раскрыть их художественные достоинства; организовать деятельность учащихся по работе с текстами художественных произведений; развивать навыки анализа эпических произведений, развивать умения и навыки полемического диалога, воспитывать лучшие человеческие качества, эстетические вкусы, культуру личности. Тип урока: урок изучения нового материала. Формируемые универсальные учебные действия Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательных целей, смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания, установление причинно – следственных связей, аргументирование. Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, контроль деятельности на учебном занятии. Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация, соотношение поступков и событий с принятыми в обществе этическими принципами и моральными нормами; мотивация на процесс и результаты деятельности. Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать, принимать чужую точку зрения, формулирование и аргументация собственного мнения, умение работать в группе.
Иконка файла материала урок 70.docx
Тема: А. И. Куприн. Личность писателя. Повесть «Белый пудель». Цель: познакомить с основными жизненными вехами писателя. Задачи:  способствовать   осознанию   учащимися   идейно­художественных   особенностей   его произведений; раскрыть их  художественные достоинства;  организовать деятельность учащихся по работе   с   текстами   художественных   произведений;   развивать   навыки   анализа   эпических произведений,   развивать   умения   и   навыки   полемического   диалога,   воспитывать   лучшие человеческие качества, эстетические вкусы, культуру личности. Тип урока: урок изучения нового материала. Формируемые универсальные учебные действия Познавательные   УУД: самостоятельное   выделение   и   формулирование   познавательных   целей, смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания, установление причинно – следственных связей, аргументирование. Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, контроль деятельности на учебном занятии. Личностные   УУД: ценностно­смысловая   ориентация,   соотношение   поступков   и   событий   с принятыми в обществе этическими принципами и моральными нормами; мотивация на процесс и результаты деятельности. Коммуникативные   УУД: умение   слушать   и   слышать,   принимать   чужую   точку   зрения, формулирование и аргументация собственного мнения, умение работать в группе. Оборудование   урока:  учебник,   рабочая   тетрадь,   портрет   А.И.   Куприна,   мультимедийная презентация. Ход урока. 1. Организация класса. 2. Актуализация знаний. ­Сегодняшний наш урок мы посвятим  замечательному писателю начала ХХ века Александру Ивановичу  Куприну. ­Вспомните, какие произведения Александра Ивановича вам известны? Может быть вы с какими­то произведениями знакомы? ( "Изумруд", "Белый пудель", ”Чудный доктор”, ”Тапёр”, ”Гранатовый браслет”, «Олеся»…) 3. Открытие новых знаний.  Слово учителя. Александр Иванович Куприн родился в 1870 г. в небольшом провинциальном городе. Его отец был потомственным дворянином, что должно было предвещать успешную жизнь. Но вскоре   после   рождения   Саши   отец   умер,   и   мать   в   поисках   средств   к   существованию переехала с детьми в Москву, где после долгих просьб и унижений смогла пристроиться в специальном заведении ­ вдовьем доме. Саша научился читать в раннем детстве и отдавал этому занятию все свободное время.   чувствующего Мальчик рано был помещен в пансион, затем в кадетский корпус и юнкерское училище. Таким образом Куприн практически не испытал радости домашнего очага и нормальной семейной жизни. Детские годы наложили отпечаток на формирование личности писателя, остро людей. Особое   значение   для   Куприна   имели   годы,   проведенные   в   корпусе   и   училище.   В   этих заведениях   царила   атмосфера   замкнутости   и   суровой   военной   дисциплины.   Все   время воспитанников было подчинено строгому распорядку, за малейшее нарушение полагалось суровое   наказание.   Куприн   с   особой   болью   вспоминал   о   том,   как   подвергся   порке   за незначительный проступок. страдания простых     и   унижениеВ училище Куприн написал свой первый рассказ "Последний дебют". Его издание стало причиной помещения юнкера в карцер. После окончания училища будущий писатель прослужил четыре года в полку. За это время он   в   тонкости   изучил   бытовую   жизнь   царских   офицеров,   ее   ничтожество   и   грязь. Провозглашаемые   высшие   идеалы   оказались   иллюзией,   в   армии   процветала   грубость   и всевозможные   пороки.   Впечатления   Куприна   от   армейской   службы   легли   в   основание многих последующих произведений. Наиболее известным и ярким из них является повесть "Поединок" (1905 г.), где нравы и поведение офицеров царской армии подвергнуты острой критике. После увольнения со службы Куприн принимает решение посвятить свою жизнь профессии писателя.   Поначалу   это   занятие   не   приносило   дохода,   и   писатель   сменил   невероятное количество профессий от актера до летчика, пробуя свои силы в самых разнообразных видах деятельности.   К   тому   же   это   давало   писателю   богатый   опыт   в   наблюдении   различных ситуаций и человеческих характеров. 90­е гг. оказались наиболее плодотворными в творчестве писателя. В это время им было написано   одно   из   самых   известных   своих   произведений   ­   повесть   "Молох".   В   повести Куприн с особой силой изобразил порочность и лживость нового общества, члены которого озабочены только личной выгодой и стремятся любыми средствами добиться этого. Личные чувства человека будут растоптаны, если встанут на пути таких устремлений. Особое место в повести занимает образ завода ­ "Молоха", всесокрушающей силы, олицетворяющей собой полное подчинение и ничтожество обычного человека. В 90­е гг. Куприн знакомится с выдающимися  русскими литераторами, которые высоко оценили   его   творчество.   Издание   повестей   "Поединок",   "Яма"   и   др.   принесли   писателю всенародную   славу.   Его   творчество   становится   одной   из   главных   и   неразрывных   частей русского реализма. В своем творчестве Куприн уделял большое внимание детям, особенно тем, у кого было трудное   детство,   схожее   с   судьбой   писателя.   Им   было   написано   несколько   прекрасных рассказов о детях, основанных на историях реальных людей.   Куприн   отнесся   резко   отрицательно   к   Октябрьской   революции   и   в   1920   г.   уехал   во Францию. За рубежом писатель практически не занимался творческой деятельностью. Его, как   и   многих   эмигрантов,   тянуло   на   родину,   но   существовала   опасность   подвергнуться политическим репрессиям. Куприн долгое время прожил за границей, но в конце концов любовь к России пересилила в душе   писателя   возможный   риск.   В   1937   г.   в   разгар   сталинских   чисток   он   вернулся   на родину, мечтая написать еще множество произведений.   Мечте не суждено было сбыться, силы писателя уже были значительно подорваны. Куприн умер в 1938 г., оставив после себя огромное литературное наследство. Творчество писателя входит в золотой фонд русской литературы. Он является одним из величайших писателей­ реалистов. 4. Контроль знаний учащихся. ­ Что вам запомнилось из жизни А.И. Куприна? ­ Какие события в жизни Куприна, на ваш взгляд, оказались наиболее яркими?­Предлагаю вам немножко отдохнуть и посмотреть на доску (показ слайдов о семье и жизни Куприна). Работа с учебником. ­ стр.117­119. – рубрика «Для вас, любознательные» 5. Рефлексия. 6. Д/З. Взять в библиотеке, или прочитать в интернете повесть Куприна «Белый пудель», подготовиться к вопросам по прочитанному. 26 августа (7 сентября) 1870 1890 1894 1897 - 1905 1905-07 1907-1919 1919 1937 25 августа 1938 A. H. Куприн родился в г. Наровчат Пензенской губ. в семье чиновника окончив юнкерское училище, поступает в армию A. H. Куприн оставляет военную службу, работает грузчиком, актером, организовывает цирк, управляет имением, сотрудничает в местных газетах как репортер и фельетонист. В ранних произведениях сочувственно рисует нужду бедняков ("Чудесный доктор" 1897), трагическую участь артистки цирка ("Aliezi" 1897), издевательства над солдатом ("Дознание" 1894, "Ночная смена" 1899). Гуманистический протест против порабощения личности содержится в повести "Молох" (1896). Куприн противопоставляет пагубной городской "цивилизации" естественную жизнь в общении с природой ("Олеся" 1898, "Черный туман" 1905) сближение с издательством "Знание" и А. М. Горьким. 1905- A. H. Куприн - "Поединок" выходят повести и рассказы. В рассказах "Гамбринус" (1907), "Гранатовый браслет" (1911) неподкупность, благородство чувств противопоставляет пошлости, лицемерию буржуазной морали. Увлекается экзотическими, библейскими мотивами ("Суламифь" 1908) эмиграция в Париж возвращение в СССР A. H. Куприн умер в Москве Основные вехи жизни А.И. Куприна