Дата: 20.01.20г.
Тема № 54: А. Барто «Дело было в январе…» , С. Дрожжин «Улицей гуляет…»
Тип урока: комбинированный.
Цель:
· формирование культуры творческого восприятия литературного произведения;
· реализация системно-деятельностного подхода, позволяющего учащимся максимально раскрыть свои возможности в творчестве и рефлексивной самооценке;
· воспитание эстетического отношения к книге как к одному из источников духовности.
Задачи:
· учить полноценно раскрывать смысловой потенциал произведения, с целью создания понятия «художественный образ»;
· развивать и обогащать чувство меры, литературный вкус, речь учащихся, внимание и творческое воображение;
· воспитывать интерес к предмету и развивать культуру общения.
УУД: см. КТП
Оборудование: презентация, экран, проектор, ноутбук, слова-цели, учебник, расчитки, книги А.Барто и С.Дрожжин,
Ход:
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД, формируемые на данном этапе |
1. Орг. момент |
Прозвенел звонок веселый Мы начать урок готовы Будем слушать, рассуждать И друг другу помогать. - Садитесь. |
|
- самоопределение (Л) |
2. Актуализация знаний |
А) расчитка; -слоговая таблица; - упражнение 2;
Б) проверка домашнего задания; Пересказ сказки «Новогодняя быль» - Кто главные герои сказки? - Чему учит эта сказка? |
Дети выполняют чтение упражнений с расчитки
|
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) - осознание и произвольное построение речевого высказывания (П) |
3. Мотивация. Постановка темы и задач |
- Посмотрите на выставку книг. - Кто автор? -Какие стихи Агнии Барто вы читали? - Правильно, А.Барто написала много детских стихов. - А ещё чьи книги стоят? - Ребята, как вы думаете, почему именно эти книги сегодня у нас в гостях? - Определите тему нашего урока. - Чему будем учиться на уроке? Познакомимся… Будем учиться… - Да, сегодня мы прочитаем ещё несколько новогодних стихотворений и познакомимся с их авторами - А ещё мы будем наблюдать за жизнью слов в тексте; рисовать словесные картины зимней природы. |
- Наверное, А. Барто и С. Дрожжин тоже писали стихи о зиме.
- Знакомство с произведениями А.Б. и С.Д. о зиме. - Выразительно читать стихи этих авторов. |
- подведение под понятие (П)
- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р) - осознание и произвольное построение речевого высказывания (П)
- целеполагание (Р)
|
4. Работа над произведением. Первичное закрепление. |
- Откройте учебник с. 208 А) знакомство с жизнью и творчеством А.Барто; - Прочитайте фамилию автора. Слайд № 2 -У нас в стране нет ни одного человека, кто не знал бы, не слышал бы в детстве стихов А.Барто. - Как вы считаете, почему? - Вспомните, какие стихи вы слышали в детском саду или дома от мамы, бабушки, когда вам было всего 3-4 года? - В годы ВОВ А.Барто ездила на фронт – выступала перед бойцами, писала для газет, работала на заводе. А после войны она вела передачу «Найти человека», где потерянные во время войны дети рассказывали о себе. Очень многие дети нашли свои семьи, благодаря этой передаче. - Есть ли название у стихотворения? - Как же быть? Как нам его назвать? - прочитайте первую строчку. - Рассмотрите иллюстрацию и догадайтесь, о чём может быть стих-е? . Слайд № 3 -Послушайте стихотворение -Подтвердились ли ваши предположения? -Понравилось ли вам произведение? - Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? - Как зайчата перехитрили волка? Б) отработка выразительного чтения. - Прочитать стихотворение самостоятельно. - Были ли вы рады за зайчат? - В каком месте радовались за них? - А почувствовали ли вы страх или волнение за зайчиху с зайчатами? В) чтение произведения вслух (цепочкой) - Похоже ли это произведение на сказку? Докажи. - В канун какого праздника произошла эта сказочная история? - В новогоднюю ночь могут происходить разные чудеса. Слайд № 6 -Знаете ли вы, откуда пошла традиция, наряжать ёлку под Новый год? Обычай украшать деревья существовал у наших предков ещё до наступления новой эры. В те времена считалось, что в ветвях деревьев нашли приют добрые и злые духи, а для того чтобы договориться с ними приносили дары, развешивая их на ветвях. - Определите жанр этого произведения. Докажите. - Прочитайте стих и найдите рифмы Январе-на горе Ёлки-волки Порой- под горой Новый год – вперёд Ушки- игрушки Зайчат-молчат - Молодцы, справились с заданием. Физминутка - Новогодние праздники прошли, а зима продолжается и в лесу может случиться и такое. -Отгадайте загадки. Отгадки помогут вам узнать, о чём будет второе стихотворение. Слайд № 7 1.Не колючий, Светло-синий, По кустам развешан……(Иней) Слайд № 8 2. Он вошел – никто не видел, Он сказал – никто не слышал. Дунул в окна и исчез, А на окнах вырос лес. (Мороз) -Прочитайте фамилию автора следующего произведения на с.209 Слайд № 11 Родился он в крестьянской семье в деревне на Волге. Семья жила бедно, поэтому Дрожжин проучился в школе только две зимы, а потом его отправили работать. С.Д. полюбил чтение, он много читал и занимался самообразованием. Поэт писал стихи о тяжёлом труде крестьян, о родной природе. Некоторые его стихи стали народными песнями. - Есть ли у этого стихотворения название? Как назовём его?
|
- По первой строчке
Светлое, тревожное, сказочное (Они спрятались на ёлке, как игрушки, и волк их не заметил.)
В Новый год
- Стихотворение - есть рифмы Дети работают с карандашом |
- прогнозирование (Р)
- познавательная инициатива (Р)
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К)
- выполнение пробного учебного действия (Р)
- привитие любви к природе и поэзии (Л)
- расширение кругозора (Л)
- поиск необходимой информации из текста (П)
- структурирование знаний (П)
- построение логической цепи рассуждений (П)
|
5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации |
А) Работа над произведением «Улицей гуляет Дедушка Мороз» -Прочитайте произведение (жужжащее чтение). - А теперь, ребята, кто попробует прочитать это стихотворение выразительно? - Что значит читать выразительно?
- Понравилось вам это стихотворение? - Какое настроение создаётся? - А можно это стихотворение прочитать так, чтобы всем было страшно? Б) Работа в парах. -Каким вы представляете Дедушку Мороза при чтении этого стихотворения? - Мы создали словесный портрет ДМ. -Обратите внимание, как поэт оживил Дедушку Мороза? - С кем автор сравнивает Дедушку Мороза? (с человеком) - Какие слова доказывают такое сравнение? (гуляет, ходит, топает…) - Какой приём литературного чтения использует автор? -А как мы увидели, что Дед Мороз прогулялся по улице? Вывод: Каждый автор старается украсить свое произведение, используя различные литературные приемы для создания художественного образа, олицетворяя его. - А теперь посмотрите, как украсил Дедушка Мороз улицы, дома и деревья. Слайд № 12-14 Настоящая зимняя сказка! Чудо из чудес! Природа щедро подарила Нам сказочный хрустальный день. |
- Читать без запинки, менять интонацию, темп - Ученик читает вслух классу.
Радостное, восторженное, таинственное
- Ученики читают друг другу.
(Словесное рисование)
(Олицетворение-оживление неживой природы)
(Иней на деревьях, снег кругом, морозно)
|
- использование критериев для обоснования своего суждения (К)
- взаимоконтроль (К)
- осознание и произвольное построение речевого высказывания (П)
- поиск необходимой информации из текста (П)
- расширение кругозора (Л) |
6. Домашнее задание |
с. 208-209 выразительно прочитать стихи родителям , принести 2 часть учебника |
|
|
7. Рефлексия |
- Кому было интересно на уроке? - Достигли ли мы поставленных целей на уроке? - Кого можно похвалить за работу на уроке? - Молодцы! Работали все дружно, активно. - Спасибо за урок.
|
|
- использование критериев для обоснования своего суждения (К) |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.