А.Барто, С.Дрожжин

  • Разработки уроков
  • docx
  • 20.01.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 0001ffc3-873f185b.docx

Дата: 20.01.20г.

Тема № 54: А. Барто «Дело было в январе…» ,  С. Дрожжин «Улицей гуляет…»

Тип урока: комбинированный.

Цель:

·        формирование культуры творческого восприятия литературного произведения;

·        реализация системно-деятельностного подхода, позволяющего учащимся максимально раскрыть свои возможности в творчестве и рефлексивной самооценке;

·        воспитание эстетического отношения к книге как к одному из источников духовности.

Задачи:

·        учить полноценно раскрывать смысловой потенциал произведения, с целью создания понятия «художественный образ»;

·        развивать и обогащать чувство меры, литературный вкус, речь учащихся, внимание и творческое воображение;

·        воспитывать интерес к предмету и развивать культуру общения.

УУД: см. КТП

Оборудование: презентация, экран, проектор, ноутбук, слова-цели, учебник, расчитки, книги А.Барто и С.Дрожжин,

Ход:

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД, формируемые на данном этапе

1. Орг. момент

Прозвенел звонок веселый

Мы начать урок готовы

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

- Садитесь.

 

 

 

 

 

- самоопределение (Л)

2. Актуализация знаний

А) расчитка;

-слоговая таблица;

- упражнение 2;

 

Б) проверка домашнего задания;

Пересказ сказки «Новогодняя быль»

- Кто главные герои сказки?

- Чему учит эта сказка?

Дети выполняют чтение упражнений с расчитки

 

 

 

 

 

 

 

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

- осознание и произвольное построение речевого высказывания (П)

3. Мотивация. Постановка темы и задач

- Посмотрите на выставку книг.

- Кто автор?

-Какие стихи Агнии Барто вы читали?

 - Правильно, А.Барто написала много детских стихов.

- А ещё чьи книги стоят?

- Ребята, как вы думаете, почему именно эти книги сегодня у нас в гостях?

- Определите тему нашего урока.

- Чему будем учиться на уроке?

Познакомимся…

Будем учиться…

- Да, сегодня мы прочитаем ещё несколько новогодних стихотворений и познакомимся с их авторами

- А ещё мы будем наблюдать за жизнью слов в тексте; рисовать словесные картины зимней природы.

 

 

 

 

 

 

- Наверное, А. Барто и С. Дрожжин тоже писали стихи о зиме.

 

- Знакомство с произведениями А.Б. и С.Д. о зиме.

- Выразительно читать стихи этих авторов.

- подведение под понятие (П)

 

- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

- осознание и произвольное построение речевого высказывания (П)

 

- целеполагание (Р)

 

 

4. Работа над произведением.

Первичное закрепление.

- Откройте учебник с. 208

А) знакомство с жизнью и творчеством А.Барто;

- Прочитайте фамилию автора.

Слайд № 2

-У нас в стране нет ни одного человека, кто не знал бы, не слышал бы в детстве стихов А.Барто.

- Как вы считаете, почему?

- Вспомните, какие стихи вы слышали в детском саду или дома от мамы, бабушки, когда вам было всего 3-4 года?

- В годы ВОВ  А.Барто ездила на фронт – выступала перед бойцами, писала для газет, работала на заводе. А после войны она вела передачу «Найти человека», где потерянные во время войны дети рассказывали о себе. Очень многие дети нашли свои семьи, благодаря этой передаче.

- Есть ли название у стихотворения?

- Как же быть? Как нам его назвать?

- прочитайте первую строчку.

- Рассмотрите иллюстрацию и догадайтесь, о чём может быть стих-е?

. Слайд № 3

-Послушайте стихотворение

-Подтвердились ли ваши предположения?

-Понравилось ли вам произведение?

- Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

- Как зайчата перехитрили волка?

Б) отработка выразительного чтения.

 - Прочитать стихотворение самостоятельно.

- Были ли вы рады за зайчат?

- В каком месте радовались за них?

- А почувствовали ли вы страх или волнение за зайчиху с зайчатами?

В)  чтение произведения вслух (цепочкой)

Похоже ли это произведение на сказку? Докажи.

- В канун какого праздника произошла эта сказочная история?

- В новогоднюю ночь могут происходить разные чудеса.

Слайд № 6

-Знаете ли вы, откуда пошла традиция, наряжать ёлку под Новый год?

   Обычай украшать деревья существовал у наших предков ещё до наступления новой эры. В те времена считалось, что в ветвях деревьев нашли приют добрые и злые духи, а для того чтобы договориться с ними приносили дары, развешивая их на ветвях.

- Определите жанр этого произведения. Докажите.

- Прочитайте стих и найдите рифмы

Январе-на горе

Ёлки-волки

Порой- под  горой

Новый  год – вперёд

Ушки- игрушки

Зайчат-молчат

- Молодцы, справились с заданием.

Физминутка

- Новогодние праздники прошли, а зима продолжается и в лесу может случиться и такое. 

-Отгадайте загадки. Отгадки помогут вам узнать, о чём будет второе стихотворение. Слайд № 7

              1.Не колючий,

                 Светло-синий,

                 По кустам развешан……(Иней)

Слайд № 8

              2. Он вошел – никто не видел,

                  Он сказал – никто не слышал.

                  Дунул в окна и исчез,

                 А на окнах вырос лес. (Мороз)

-Прочитайте фамилию автора следующего произведения на с.209

Слайд № 11

Родился он в крестьянской семье в деревне на Волге.

Семья жила бедно, поэтому Дрожжин проучился в школе только две зимы, а потом его отправили работать. С.Д. полюбил чтение, он много читал и занимался самообразованием. Поэт писал стихи о тяжёлом труде крестьян, о родной природе. Некоторые его стихи стали народными песнями.

- Есть ли у этого стихотворения название? Как назовём его?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- По первой строчке

 

 

 

 

 

 

 

 

Светлое, тревожное, сказочное

(Они спрятались на ёлке, как игрушки, и волк их не заметил.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В Новый год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Стихотворение

- есть рифмы

Дети работают с карандашом

- прогнозирование (Р)

 

 

 

- познавательная инициатива (Р)

 

 

 

 

 

 

- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К)

 

 

 

- выполнение пробного учебного действия (Р)

 

 

 

 

 

 

 

- привитие любви к природе и поэзии (Л)

 

 

 

 

 

 

- расширение кругозора (Л)

 

 

 

 

- поиск необходимой информации из текста (П)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- структурирование знаний (П)

 

 

 

 

 

 

- построение логической цепи рассуждений (П)

 

 

 

5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

А) Работа над произведением «Улицей гуляет Дедушка Мороз»

-Прочитайте произведение (жужжащее чтение).

- А теперь, ребята, кто попробует прочитать это стихотворение выразительно?

- Что значит читать выразительно?

 

- Понравилось вам это стихотворение?

- Какое настроение создаётся?

- А можно это стихотворение прочитать так, чтобы всем было страшно?

Б) Работа в парах.

-Каким вы представляете Дедушку Мороза при чтении этого стихотворения?

- Мы создали словесный портрет ДМ.

-Обратите внимание, как поэт оживил Дедушку Мороза?

- С кем автор сравнивает Дедушку Мороза? (с человеком)

- Какие слова доказывают такое сравнение? (гуляет, ходит, топает…)

- Какой приём литературного чтения использует автор?

-А как мы увидели, что Дед Мороз прогулялся по улице?

Вывод: Каждый автор старается украсить свое произведение, используя различные литературные приемы для создания художественного образа, олицетворяя его.

- А теперь посмотрите, как украсил Дедушка Мороз улицы, дома и деревья.

Слайд № 12-14

Настоящая зимняя сказка!

Чудо из чудес!

Природа щедро подарила

Нам сказочный хрустальный день.

 

 

 

 

 

 

 

- Читать без запинки, менять интонацию, темп

- Ученик читает вслух классу.

 

 

Радостное, восторженное, таинственное

 

- Ученики читают друг другу.

 

(Словесное рисование)

 

 

 

 

 

 

 

(Олицетворение-оживление неживой природы)

 

(Иней на деревьях, снег кругом, морозно)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- использование критериев для обоснования своего суждения (К)

 

 

 

 

 

- взаимоконтроль (К)

 

- осознание и произвольное построение речевого высказывания (П)

 

- поиск необходимой информации из текста (П)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- расширение кругозора (Л)

6. Домашнее задание

 с. 208-209 выразительно прочитать стихи родителям , принести 2 часть учебника

 

 

7. Рефлексия

- Кому было интересно на уроке?

- Достигли ли мы поставленных целей на уроке?

- Кого можно похвалить за работу на уроке?

- Молодцы! Работали все дружно, активно.

- Спасибо за урок.

 

 

 

 

- использование критериев для обоснования своего суждения (К)