Адаптационные возможности школьников в условиях Крайнего Севера.
Оценка 4.6

Адаптационные возможности школьников в условиях Крайнего Севера.

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
docx
воспитательная работа +2
Взрослым
09.11.2017
Адаптационные возможности школьников  в условиях Крайнего Севера.
В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья школьников. Наблюдается отрицательная динамика основных показателей здоровья, перехода острых заболеваний в хронические. Наш район характеризуется жестким климатом. Экстремальность влияния на человеческий организм определяется длительной холодной зимой, коротким летом, резким нарушением фотопериодизма, что связано со световым голоданием. Рост заболеваемости связан не только с метеоусловиями, но и слабой адаптацией к физическим нагрузкам. Поэтому тема, выбранная нами актуальна. Перед собой в начале исследования мы поставили цель: выяснить адаптационные возможности школьников старших классов, проживающих в районах Крайнего Северав сравнении с ровесниками, проживающими в Новосибирской области. В ходе исследования мы решаем следующие задачи: 1. Изучить методологические основы адаптации подростков к физическим нагрузкам. 2. Определить адаптацию учащихся к физическим нагрузкам. 3. Оценить состояние здоровья и физического развития учащихся. 4. Провести анкетирование, с целью выяснения их отношения к своему здоровью. 5. Разработать практические рекомендации по повышению уровня адаптации. Методы исследования: 1. Анкетирование 2. Анализ научно-методологической литературы. 3. Эксперимент Гипотеза: Если мы покажем важность физического развития для здоровья человека, то повысится уровень адаптации учащихся в районах Крайнего Севера. Объект: Адаптация учащихся Предмет: Физические нагрузки учащихся Практическая значимость: проведенные исследования посодействуют пропаганде здорового образа жизни.
адапт.docx
Муниципальное  автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №8 с УИТП» Адаптационные возможности школьников  в условиях Крайнего Севера. Автор: Смыцкий Денис, ученик 8А класса,  Научные руководители: Смыцкая Е.М., учитель биологии, Савченко Н.Ю., учитель русского языка. Оглавление. Мирный, 2014. 1. Аннотация………………………………………………………………...   3 2. Основная часть……………………………………………………………  5 2.1.  Эксперимент по методу Руфье………………………………… 2.2. Эксперимент по методу Кердо…………………………………. 2.3. Эксперимент по методу Штанге и Генчи……………………… 3. Заключение………………………………………………………………    9 4. Список литературы…………………………………………………….    11 5. Приложение…………………………………………………………….    12 Аннотация          В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья школьников.   Наблюдается   отрицательная   динамика   основных   показателей здоровья,   перехода   острых   заболеваний   в   хронические.   Наш   район   жестким   климатом.   Экстремальность   влияния   на характеризуется   человеческий организм определяется  длительной холодной зимой, коротким летом,   резким   нарушением   фотопериодизма,   что   связано   со   световым голоданием. Рост заболеваемости связан не только с метеоусловиями, но и слабой адаптацией к физическим нагрузкам. Поэтому тема, выбранная нами     актуальна.  Перед   собой   в   начале   исследования   мы   поставили  цель:  выяснить   адаптационные возможности  школьников старших классов, проживающих в районах   Крайнего   Северав   сравнении   с     ровесниками,   проживающими   в Новосибирской области. В ходе исследования мы решаем следующие задачи: 1. Изучить методологические основы адаптации подростков к физическим  нагрузкам. 2. Определить адаптацию учащихся к физическим нагрузкам. 3. Оценить состояние здоровья и физического развития учащихся. 4. Провести анкетирование, с целью выяснения их отношения к своему  здоровью. 5. Разработать практические рекомендации по повышению уровня адаптации.  Методы исследования: 1. Анкетирование 2. Анализ  научно­методологической литературы. 3. Эксперимент Гипотеза:      Если мы покажем важность  физического развития для здоровья человека,  то повысится уровень адаптации учащихся в районах Крайнего Севера. Объект: Адаптация учащихся Предмет: Физические нагрузки учащихся Практическая   значимость:  проведенные   исследования   посодействуют пропаганде здорового образа жизни. Основная часть          Здоровье является конкретным, специфическим состоянием человека, которое характеризуется нормальным течением физиологических процессов, обеспечивающим   его   оптимальную   жизнедеятельность.   Наблюдается отрицательная   динамика   основных   показателей   здоровья,   перехода   острых заболеваний   в   хронические.   Подсчитано,   что   за   последние   10   лет,   дети   с функциональными   расстройствами   составляют   30%,     с   хронической патологией ­ 38%, с нарушением психического здоровья ­ 20%. (Диаграмма 1.) Такие заболевания, как анемия, выросли в 4 раза, заболевания эндокринной системы в 3 раза, костно­мышечной системы в 3 раза, органов пищеварения в 2 раза, аллергии в 2 раза, сердечно­сосудистой системы в 2 раза.          По данным медосмотра в нашей школе за последние 3 года выявлено следующее: количество детей страдающих гастритом или холециститом к 11 классу   возрастает   в   10   раз   и   составляет   около   60%.   Мы   провели анкетирование и получили   такие результаты (диаграмма 2): 90% не делают утреннюю зарядку, 77% пассивно проводят свое свободное время, спортивные секции   посещают   25%.   Из   числа   опрошенных   72%   хоть   раз   употребляли алкоголь,   52%   увлекаются   курением,   75%   учащихся   ощущают   ухудшении самочувствия   при   изменении   погодных   условий.   У   65%   наблюдается физическая усталость, одышка после уроков физкультуры. Нам захотелось выяснить   отличие   в   степени   адаптации   у   подростков,   испытывающие одинаковы нагрузки у  3 групп. 1 группа — не тренирующиеся, 2 группа — учащиеся нашей школы, посещающие спортивные секции, 3 группа — друзья в Новосибирской области.           Известно,  что   сердечно­сосудистая   и   дыхательная   системы   являются ведущими   при   адаптации   к   условиям   среды   и   формировании   реакций   на организма на воздействие климатических факторов. Для оценки состояния сердечно­сосудистой системы исследовались такие показатели: ЧСС (частота сердечных сокращений), АДС (артериальное давление), Адд (диастолическое давление), индекс Кердо (ИК), отражающий активность отделов вегетативной нервной системы, индекс Руфье. Для оценки состояния дыхательной системы исследовались показатели гипоксических проб с задержкой дыхания на вдохе (проба Штанге) и на выдохе (проба Генчи), частота дыхание (ЧД). Выборочно проведено диагностирование величины жизненной емкости легких   (ЖЕЛ), резервного вдоха и выдоха.          На  первом  этапе  нашего   исследования   мы   провели   эксперимент   по методу Руфье: Измерение ЧСС после пятиминутного отдыха или в покое за 15 сек (Р1).Затем в течение 45 сек выполняется 30 приседаний и сразу измеряется ЧСС (Р2). После первой минуты восстановления также  измеряется ЧСС за 15 сек (Р3). Далее  результат оценивается по формуле. Индекс=4х(Р1+Р2+Р3)­200/10 Менее 0 = атлетическое сердце 0,1­5 = отлично 5,1­15 = хорошо 10,1 — 15 = удовлетворительно 15,1­20 = плохо Результаты тестирования представлены в таблице №1, таблице №2, таблице №3 (Приложение) Итоговая таблица по индексу Руфье (Диаграмма 4). 1 группа 0 атлетическое  сердце 0  отлично  хорошо 0 удовлетворительно 7 плохо 13 Средний результат 16.1 2 группа 0 3 группа 0 1 4 13 2 11.9 0 7 4 9 14.9      Результаты исследования показали, что учащиеся  2 группы имеют лучшие результаты,   а   значит   и   более   адаптированы   к   физическим   и   другим экстремальным   нагрузкам,   чем   те,   кто   не   занимается   спортом.   Сравнивая результаты между собой видно, что сверстники из Новосибирской области имеют   более   высокие   показатели.   И   значит,   их   организм   имеет   больше резервных возможностей, чем учащиеся  2 группы. На втором этапе мы провели эксперимент по методу Кердо.      Формула: 1 ­Д/R, Д ­ диастолическое давление, т.е. нижнее,  R­ сердечный  ритм. Если  вегетативный индекс больше 0, считается, что преобладает симпатическое   влияние или возбуждающее действие, если меньше — парасимпатическое,  т.е. тормозное, если равно 0, то это говорит о функциональном равновесии.   Показатели представлены: таблица №4, таблица №5, таблица №6 (Приложение) 1 группа 40% 55% 10% Парасимпатическо е Симпатическое Функциональное  равновесие 2 группа 60% 3 группа 50% 40% 50%      Из таблицы видно, что у большинства учащихся 1 группы отмечается  повышенный тонус, увеличение сопротивления, изменяется артериальное  давление. Начинается процесс мобилизации сердечно­сосудистой системы,  повышаются энергозатраты и уменьшается эффективность работы сердца.      На третьем этапе мы провели эксперимент по  методу Штанге (задержка дыхания после вдоха) и Генчи (на задержку дыхания после выдоха).      Для выяснения уровня тренированности и обеспечение  кислородом были использованы     пробы   Штанге   и   Генчи.   Хорошие   и   отличные     оценки соответствуют высоким функциональным резервам человека. отличные хорошие средние 1 группа 5 чел 11 чел 2 группа 15чел 4чел 1 чел 3 группа 15чел 3чел 2 чел      На основе полученных данных (Диаграмма 5) ясно, что не тренирующиеся учащиеся   и   проживающие   в   суровом   климате   не   обладают   высокими резервами   системы   кровообращения.   Отсюда   вялость,   апатия,   сонливость, быстрая утомляемость.  Частота дыхания тоже представлена в таблице №4, таблице №5, таблице №6 (Приложение). Результаты следующие: 1 группа 3­3.7л 4л 18.7в мин 2 группа 4.5­5л 5­5.78л 14.2 в мин 3 группа 17.5в мин ФЕЛ ЖЕЛ Средний  показатель       Отсюда следует, что снижение  частоты дыхательных движений у  спортсменов способствует  наращиванию мощности, вентиляции легких. Заключение.      В индивидуальном развитии  биологической системы подростков 15­16 лет проходят определенные этапы проверки надежности в тесной взаимосвязи с окружающей средой. Адаптация  детей  к экстремальным условиям ­  одна из важных   проблем.   Адаптацией   можно   управлять,   то   есть   повышать выносливость   своего   организма.   Наиболее   эффективными   являются регулярные   занятия     физкультурой.   Это   значит,   что   на   занятиях   нужно развивать   все   без   исключения   двигательные   качества.   Адаптация     очень полезна   для   будущего   подростка.   Каждый   должен   знать   свои   физические возможности.   Без   адаптации   к   физическим   нагрузкам   у   подростка   может возникнуть состояние перетренированности, что может привести к нарушению работы важнейших систем организма.      Данные нашего исследования мы довели до учащихся 8­10 классов. Многие из них  по­другому   посмотрели   на     посещаемость   ими   уроков     физкультуры.   Она стала выше. (Диаграмма 7.) Выводы: 1.Оценивая состояние организма подростков, их адаптацию, было выявлено, что у спортсменов показатели выше. 2.Исследование   деятельности   вегетативной   системы   показало,   что   у спортсменов преобладает тормозное действие, а это значит, что тонус сосудов нормальный, не изменяется артериальное давление. 3.   Результаты   исследование   свидетельствуют   о   значительном   напряжении механизмов   адаптации   и   снижении   резервных   возможностей   сердечно­ сосудистой и дыхательных систем, не занимающихся спортом и проживающих в   суровых   климатических   условиях.   Подростки,   занимающиеся   спортом, менее   зависимы   от   метеоусловий,   более   выносливы,   следовательно,   лучше адаптированы к физическим и климатическим изменениям. Список литературы 1. Амосов Н. М. Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья./Н. М..­Донецк: Сталкер,2002.­590с. 2.Апанасенко   Г.   Л.   Валеология:первые   шаги   и   ближайшие   перспективы. Теория и практика физюкультуры,2001, №6 3.Белов   В.   И.   Энциклопедия   здоровья.   Молодость   до   ста   лет.2­е   изд.­М.: Химия,1994. 4.Белов   В.   И.   Нормирование   нагрузки   при   различной   направленности оздоровительных   тренировочных   средств/В   сб.:   Моделирование   и комплексное тестирование в оздоровительной физической культуре. М., 1991. Приложение.    Диаграмма №1. Заболевания детей за последние 10 лет. 40% 35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0% функциональн ые растройства хронические патологии нарушение психического здоровья Диаграмма 2, 3. Результаты анкеты. 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0% делают зарядку пассивно отдыхают посещают спортивные секции 80 60 40 20 0 курят-52 ухудшение из-за погоды-75 алкоголь 72   Диаграмма 4. Результаты метода Руфье. Штанге и Генчи. Диаграмма 5.  Результаты метода  физкультуры. Диаграмма 7. Пропуски уроков Таблица №1 — группа 1 Фамилия Имя ЧСС,Р1 Борисова Н. Каримов К. Ступин С. Корнилова А. Молодчик  18 18 17 21 16 ЧСС,Р2 45 50 44 38 52 ЧССР3 18 21 19 35 28 Индекс Руфье 12.4 15.6 12 17.6 18.4 Мар. Савченко Н. 24 Бучко Е. 24 Арбынов В. 20 Тимофеев В. 17 Канаев М. 20 Торяшиев Б. 18 Демидова А. 20 Еренкова С. 21 Богачев Р. 19 Кузнецова Л. 17 Иванова В. 18 Иванова Е. 23 Третьякова Д. 21 Шулунов К. 17 Винниченко В. 19 Таблица №2 ­группа 2 Фамилия Имя ЧСС,Р1 17 Бойко И. 19 Аронов А. 18 Сидоров Д. Смыцкий Д. 18 Филимонов А. 16 38 47 52 54 58 50 52 40 46 47 48 50 50 46 49 33 20 29 21 26 18 26 30 19 19 19 26 19 29 25 18 16.4 12.4 16.8 21.6 14.4 19.2 16.4 14 13.2 14 19.6 16 16.8 17.2 ЧСС,Р2 35 36 36 37 52 ЧСС,Р3 25 32 18 28 29 Индекс Руфье 10.8 14,8 8,8 14,4 12,2 20 Иванов А. 19 Рыжов Н. 23 Николаев Д 18 Чесных Н. 23 Баклага О. 18 Коляда Н. 16 Калита В. 14 Зефирова К. Сидоров Д. 17 Пономарева А. 18 18 Агафонов А. Савченко И. 18 18 Каснов  О. Зюзюнов В. 17 17 Сарафонов В. 45 34 32 49 50 37 36 34 43 37 40 42 34 34 30 21 32 25 23 20 37 14 13 23 20 22 20 33 14 25 12,4 14 10,8 18 15 18,8 6,4 4,6 13,2 14 12 12 13,2 6 8,8 Таблица №3. Сверстники  из Новосибирской области Фамилия Имя ЧСС,Р1 Андрияноа А. 22 Болотин В. 15 20  Иванов С. Сергачев П. 18 17 Пеньков Г. Соломатин Р. 20 22 Дроздов Д. Делов К. 20 25 Нельзин Д. 27 Тюрин В. Ильин М. 21 22 Ковалев А. ЧСС,Р2 40 43 55 63 50 47 42 32 30 57 25 44 ЧСС,Р3 35 40 16 50 18 45 15 21 20 20 20 30 Индекс Руфье 18,8 19,2 16,4 32,4 6 24,8 11,6 9,2 10 21,6 6,4 18,4 Ковалев М. Круглов О. Кузина М. Воробьева М. Воронина Л. Щербаков А. Попов А. Ершов Д 19 30 18 17 20 17 17 20 27 46 26 38 43 50 30 50 Таблица №4. Показатели  группы 1 21 23 20 22 23 20 21 43 6,8 19,6 5,6 10,8 14,4 14,8 7,2 25,2 Фамилия  Имя Частота  дыхания,ми Артериальн ое давление Индекс  Кердо Индекс  Штанге Индекс  Генчи н Борисова Н. 18 Каримов К. 16 20 Ступин С. Корнилова  14 А. Молодчик  Мар. Савченко Н. 21 Бучко Е. 24 Арбынов В. 17 Тимофеев  17 17 В. Канаев М. Торяшиев  Б. Демидова  20 18 19 110/70 100/70 130/80 120/85 0,03 0 1,37 0 120/70 0,1 110/75 130/80 140/90 155/95 105/70 100/70 0,1 0,1 0,03 ­0,1 1,1 ­0,25 120/80 0,1 60 60 65 45 50 63 63 40 67 61 65 83 60 28 60 25 35 45 40 9 43 26 40 32 А. Еренкова С. 19 Богачев Р. 19 19 Кузнецова  Л. Иванова В. Иванова Е. Третьякова  17 18 18 120/85 120/85 120/75 130/80 120/70 100/80 Д. Шулунов К. 18 19 Винниченко  В.  Таблица №5 Показатели группы 2 120/70 120/70 0,1 ­0,16 ­0,27 ­0,26 ­0,26 ­0,1 ­0,12 ­0,09 50 65 60 65 65 75 70 54 25 40 45 41 45 35 46 37 Фамилия  Частота  Артериальн Индекс  Имя дыхания,ми н 16 Бойко И. Аронов А. 16 Сидоров Д. 17 Смыцкий Д. 15 Филимонов  12 А. 14 Иванов А. Рыжов Н. 16 Николаев Д 14 Чесных Н. 16 21 Баклага О. Коляда Н. 21 Калита В. 13 Зефирова К. 12 ое давление Кердо 120/85 115/80 120/80 120/80 120/80 120/75 120/70 120/75 110/75 120/80 120/80 115/80 120/80 0,25 1,05 ­0,1 ­0,25 ­0,1 ­0,08 ­0,26 0,1 0,05 ­0,1 0,2 0,48 ­0,25 Индекс  Штанге Индекс  Генчи 60 86 96 85 60 60 70 70 75 94 45 75 85 30 18 35 25 27 25 30 28 40 32 15 31 40 Сидоров Д. 13 14 Пономарева А. Агафонов  17 А. Савченко И. 19 Каснов  О. 14 Зюзюнов В. 15 14 Сарафонов  В. 115/80 130/75 ­0,17 0,12 130/70 0,11 100/70 120/80 120/80 115/75 0,1 ­0,1 ­0,3 ­0,1 120 88 125 63 140 85 129 45 36 39 50 35 38 47 Таблица №6 Сверстники  из Новосибирской области Фамилия  Имя Частота  дыхания,  Артериальн ое давление Индекс  Кердо Индекс  Штанге Индекс  Генчи Андрияноа  мин 19 А. 21 Болотин В. 20  Иванов С. Сергачев П. 14 Пеньков Г. 13 18 Соломатин  Р. Дроздов Д. Делов К. Нельзин Д. Тюрин В. 20 12 11 20 120/75 0,15 120/75 120/100 120/70 120/70 127/90 120/80 120/70 120/75 120/110 ­0,25 0,13 ­0,38 ­0,02 ­0,12 0,1 0,13 0,25 ­0,01 42 47 52 65 70 68 78 40 73 66 12 28 28 48 46 44 36 55 47 61 21 Ильин М. Ковалев А. 22 Ковалев М. 13 Круглов О. 14 19 Кузина М. Воробьева  17 М. Воронина Л. 14 19 Щербаков  А. Попов А. Ершов Д 22 20 120/80 120/80 120/70 120/80 120/75 120/100 120/80 120/70 120/80 120/75 0,05 0,1 0,08 0,34 ­0,55 ­0,47 0 ­0,02 ­0,1 0,07 64 84 66 61 64 54 65 69 69 64 43 35 43 48 31 38 27 41 46 61

Адаптационные возможности школьников в условиях Крайнего Севера.

Адаптационные возможности школьников  в условиях Крайнего Севера.

Адаптационные возможности школьников в условиях Крайнего Севера.

Адаптационные возможности школьников  в условиях Крайнего Севера.

Адаптационные возможности школьников в условиях Крайнего Севера.

Адаптационные возможности школьников  в условиях Крайнего Севера.

Адаптационные возможности школьников в условиях Крайнего Севера.

Адаптационные возможности школьников  в условиях Крайнего Севера.

Адаптационные возможности школьников в условиях Крайнего Севера.

Адаптационные возможности школьников  в условиях Крайнего Севера.

Адаптационные возможности школьников в условиях Крайнего Севера.

Адаптационные возможности школьников  в условиях Крайнего Севера.

Адаптационные возможности школьников в условиях Крайнего Севера.

Адаптационные возможности школьников  в условиях Крайнего Севера.

Адаптационные возможности школьников в условиях Крайнего Севера.

Адаптационные возможности школьников  в условиях Крайнего Севера.

Адаптационные возможности школьников в условиях Крайнего Севера.

Адаптационные возможности школьников  в условиях Крайнего Севера.

Адаптационные возможности школьников в условиях Крайнего Севера.

Адаптационные возможности школьников  в условиях Крайнего Севера.

Адаптационные возможности школьников в условиях Крайнего Севера.

Адаптационные возможности школьников  в условиях Крайнего Севера.

Адаптационные возможности школьников в условиях Крайнего Севера.

Адаптационные возможности школьников  в условиях Крайнего Севера.

Адаптационные возможности школьников в условиях Крайнего Севера.

Адаптационные возможности школьников  в условиях Крайнего Севера.

Адаптационные возможности школьников в условиях Крайнего Севера.

Адаптационные возможности школьников  в условиях Крайнего Севера.

Адаптационные возможности школьников в условиях Крайнего Севера.

Адаптационные возможности школьников  в условиях Крайнего Севера.

Адаптационные возможности школьников в условиях Крайнего Севера.

Адаптационные возможности школьников  в условиях Крайнего Севера.

Адаптационные возможности школьников в условиях Крайнего Севера.

Адаптационные возможности школьников  в условиях Крайнего Севера.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.11.2017