Успешная адаптация ребёнка к детскому саду
Детский сад - новый период в жизни малыша. Для ребёнка это первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство реагирует на ДОУ плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, капризничают и плачут перед входом в группу.
Адаптационные процессы охватывают три
стороны: ребенка, его родителей и педагогов. От того, насколько каждый готов
пережить адаптацию, зависит конечный результат - спокойный ребенок, с удовольствием
посещающий дошкольное образовательное учреждение.
Вопросы адаптации ребенка к детскому саду
поднимаются и решаются уже не один десяток лет. Но актуальность их не
ослабевает. Это связано со многими аспектами нашей жизни: изменился детский
сад, меняются дети и их родители. Проблемы адаптации вращаются вокруг ребенка.
Именно на него устремлены обеспокоенность родителей и профессиональный взгляд
педагогов.
Ребенок
Дошкольникам любого возраста очень непросто начинать
посещать сад. Их жизнь меняется кардинальным образом. В привычный, сложившийся
жизненный уклад ребенка в буквальном смысле этого слова врываются следующие
изменения: режим дня, отсутствие мамы, папы рядом, длительный контакт со
сверстниками; необходимость слушаться и подчиняться незнакомому взрослому; резкое
уменьшение персонального внимания именно к нему; особенности нового пространственно-предметного окружения.
Адаптация ребенка к ДОУ сопровождается
различными негативными физиологическими, психологическими изменениями.
Адаптирующегося ребенка отличает
преобладание отрицательных эмоций, в том числе страха, нежелание вступать в
контакт ни со сверстниками, ни со взрослыми, утрата навыков самообслуживания,
нарушение сна, снижение аппетита, регрессия речи, изменения в двигательной
активности, которая либо падает до заторможенного состояния, либо возрастает до
уровня гиперактивности, снижение иммунитета и многочисленные заболевания
(последствия стрессовой ситуации).
Родители
Родители отдают своего ребенка в ДОУ по
разным причинам. Но даже если это решение не связано с серьезными жизненными
потребностями семьи (например, обязательный выход матери на работу), оно
поселяет чувство тревоги практически в каждом близком ребенку человеке. Именно
тревоги, а не безграничной радости и успокоенности. И чем ближе день, когда
малыш переступит порог сада, тем все чаще дают о себе знать следующие
проявления:
- в памяти всплывают эпизоды личного опыта
посещения детского сада (причем в первую очередь, как правило, отрицательные);
- начинаются разговоры с гуляющими мамами на
детской площадке все время крутятся вокруг вопросов: «А вы ходите в детский
сад? И как там?»). - обостряется внимание к привычкам и навыкам ребенка, причем
не только к культурно-гигиеническим (умение пользоваться туалетом, мыть руки и
лицо, есть и пить, раздеваться и одеваться и пр.), но и к поведенческим (как
общается с другими детьми, как слушает и выполняет просьбы взрослых и пр.).
И вот малыш в детском саду. Начинается
непростой период адаптации к новым условиям жизни.
Адаптирующегося родителя отличает
тревожность, обостренное чувство жалости к ребенку и к
себе, преобладание интереса ко всему, что связано с обеспечением
жизнедеятельности ребенка (еда, сон, туалет),
повышенное внимание к педагогам (от усиленного
контроля до заискивания), многословность (задает много вопросов, интересуется
подробностями и деталями из прожитого ребенком дня).
Педагог
Набирая
новую группу, каждый педагог знает, что этот процесс никогда не бывает
одинаковым. Важно не только узнать и понять каждого ребенка, но и научить его
жить в коллективе. А за каждым малышом стоят его близкие, с которыми тоже
необходимо наладить контакт, выстроить взаимоотношения на основе понимания,
уважения и сотрудничества. В общем, педагоги, так же как и другие участники
жизни группы детского сада, встают перед неизбежностью адаптационного процесса.
Воспитатель знает, что теоретические
знания, накопленные методы и приемы успешной адаптации детей к условиям
детского сада не всегда срабатывают по отношению к новому ребенку и его
родителям. А значит, впереди напряженный, всегда связанный с поиском этап
работы, название которому - адаптация.
Адаптирующегося педагога отличает чувство
внутреннего напряжения, которое приводит к быстрой физической и психологической
утомляемости, повышенная эмоциональность.
Сколько это будет длиться?! Или
когда наступит конец адаптации?
Выделяют три степени адаптации: легкую (15-30 дней); среднюю (30-60 дней); тяжелую (от 2 до 6 месяцев).
По статистике, большинство детей, поступивших в ДОУ,
переживают среднюю или тяжелую адаптацию.
Концом периода адаптации принято считать
момент, когда на смену отрицательным эмоциям приходят положительные и
восстанавливаются регрессирующие функции.
Это означает, что, при утреннем расставании ребенок не
плачет и с желанием идет в группу, он все охотнее взаимодействует с
воспитателем в группе, откликается на его просьбы, следует режимным моментам,
малыш ориентируется в пространстве группы, у него появляются любимые игрушки,
ребенок вспоминает забытые навыки самообслуживания; более того, у него
появляются новые достижения, которым он научился в саду, восстановилась речь и
нормальная (характерная для конкретного ребенка) двигательная активность дома,
а затем и в детском саду, нормализуется сон как в ДОУ, так и дома,
восстанавливается аппетит.
Адаптация - это приспособление организма к изменившимся
условиям жизни, к новой обстановке. А для ребенка детский сад, несомненно,
является новым, неизведанным пространством, где он встречает много незнакомых
людей и ему приходится приспосабливаться.
Как протекает адаптационный период? Для начала
нужно отметить, что каждый ребенок индивидуально проживает этот нелегкий
период. Одни привыкают быстро – за 2 недели, другие дети дольше – 2 месяца,
некоторые не могут привыкнуть в течение года.
На то, как будет протекать процесс
адаптации влияют следующие факторы: возраст, состояние
здоровья, уровень развития навыков самообслуживания, умение общаться со
взрослыми и сверстниками, сформированность предметной и игровой деятельности.
приближенность домашнего режима к режиму ДОУ.
С какими трудностями приходится сталкиваться малышу?
Во-первых,
надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со
сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает
для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет
потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники
этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.
Во-вторых, дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми
людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в
яслях. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям.
Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит тому, что ребенок
становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т.
к. стресс истощает защитные силы организма.
В-третьих, дети раннего возраста эмоционально привязаны к
матерям. Мама для них – безопасный проводник на пути познания мира. Поэтому
нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно
привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно
если он впечатлительный и эмоционально чувствительный.
В-четвертых, дома к ребенку не предъявляют требований к
самостоятельности: мама может и с ложечки покормить, оденет и игрушки уберет на
место. Придя в ДОУ, дошкольник сталкивается с необходимостью делать некоторые
вещи самостоятельно: одеваться, есть ложкой, проситься и ходить на горшок и
т.д. Если у ребенка не развиты культурно-гигиенические навыки, то привыкание
идет болезненно, поскольку его потребность в постоянной опеке взрослого не
будет удовлетворена полностью.
И последнее, дольше привыкают дети, у
которых сохранились вредные привычки: сосать соску, ходить с подгузниками, пить
из бутылки. Если избавиться от вредных привычек до начала посещения детского
сада, то адаптация ребенка пройдет более гладко.
Способы
уменьшить стресс ребенка: необходимо заранее создавать дома для ребенка режим дня (сон, игры,
прием пищи), соответствующий режиму ДОУ, в первые дни не следует оставлять
малыша в детском саду больше 2-х часов. Время пребывания нужно увеличивать
постепенно. По прошествии 2-3 недель, учитывая желание малыша, можно оставлять
на целый день.
Каждый день необходимо спрашивать у
ребенка о том, как прошел день, какие он получил впечатления. обязательно нужно
акцентировать внимание на положительных моментах, так как именно родители
такими короткими замечаниями способны сформировать позитивное отношение к ДОУ. Желательно
укладывать ребенка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить
о садике. Можно с вечера условиться, какие игрушки он возьмет с собой в садик,
вместе решить, какую одежду он наденет утром.
В выходные дни придерживаться режима дня,
принятого в ДОУ, повторять все виды деятельности. Желательно дать ребенку пару дней отдыха, если он
категорически отказывается идти в детский сад. Все это время надо рассказывать
о садике.
Как помочь ребенку снять эмоциональное и мышечное напряжение?
В период адаптации к детскому саду ребенок испытывает сильный
стресс. И чем интенсивнее напряжение переживает ребенок, тем дольше длится
период адаптации. Организм ребенка еще не способен справляться с сильными
потрясениями, поэтому ему необходимо помочь снять напряжение, накопившееся за
время пребывания в детском саду.
Почти всем детям хорошо помогают справиться
с дневным напряжением — игры на воде: наберите в ванну немного теплой воды,
включите теплый высокий душ. Вся накипь дня — усталость, раздражение,
напряжение – уйдет, «стечет» с малыша. Игры в воде подчиняются одному общему
правилу – они должны быть нешумными, спокойными.
Можно пускать мыльные пузыри, играть с
губками (смотреть, как они впитывают и отдают воду, устроить ребенку «дождик»
из губки, превратить их в кораблики или дельфинов), строить из мягкой мозаики
красочные картины, просто дать две-три баночки, — и пусть переливает водичку
туда-сюда. Вид и звук льющейся воды действует умиротворяющее, — через 15-20
минут ребенок будет спокоен.
Постарайтесь, чтобы малыш как можно больше
времени находился на свежем воздухе (если позволяет время). Гуляя вместе с ним,
вы получите идеальную возможность поговорить с сыном или дочкой, обсудить
события дня. Если произошло что-то неприятное или тревожащее малыша, надо обсудить
с ним это сразу, не допуская, чтобы это давило на него целый вечер.
Попробуйте исключить телевизор из вечерних
развлечений малыша. Мерцание экрана только усилит раздражение и нагрузку на
уставший мозг. Исключение можно сделать для передачи «Спокойной ночи, малыши!»
или для любимого тихого мультфильма, — эти передачи идут в одно и тоже время и
могут стать частью «ритуала» отхода ко сну. Перед сном можно сделать малышу
расслабляющий массаж, прослушать вместе тихую мелодичную музыку, кассету с
записями шума моря или звуков дождя, почитать сказку.
Каким бы замечательным не был детский сад,
какие бы профессионалы в нем не работали, никто не поможет вашему ребенку
лучше, чем вы. Если малыш будет твердо знать, что в конце шумного дня его ждет
«тихая пристань».
Список литературы
1 Аванесова В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду. – М: Просвещение, 2005. – 176с. ил
2. Аксарина М.Н. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Медецина 2007. - 304с.
3. Алямовская В.Г. Ясли – это серьезно.– М.: ЛИНКА-ПРЕСС ,1999.
4. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. – Воронеж: Учитель, 2006,- 236с.
5. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет сада/ - М.: Просвещение, 2003.-№3.-104с, ил.
6. Ж-л № 4. Ребенок в детском саду.-2001.
7. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка - М.: Просвешение,1985.- 112 с.
8. Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях - М.: Владос, 2007, - 176с.
9. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению - М.: Книголюб, 2000. – 72с.
10. Смирнова Е.О. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. - М.: Мозаика-Синтез, 1996. – 160с.
11. Столяренко Л.Д. Психология. Ростов-на-Дону: Юнити, 2003. – 382с.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.