Адаптация первое класса праграмма
Оценка 4.9

Адаптация первое класса праграмма

Оценка 4.9
docx
01.02.2020
Адаптация первое класса праграмма
Адаптированная программа психокоррекционный.docx

г.Нур-султан

№84школа –лицей

 

 

 

 

 

 

 







Адаптированная программа психокоррекционной работы педагога - психолога с учетом индивидуальной программы обучающихся

Для обучающихся 10 - 14 лет










 

 

 

 

 

 



Педагог-психолог:                       Салимова  Айгерим 

Уалитовна





 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 







2019-2020 г.

 

 

Содержание

1.     Пояснительная записка

2.     ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

3.     ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ.

4.     Календарно тематическое планирование на 2019-2020 учебный год

5.     ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

6.     Литература































 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

Пояснительная записка

Программа составлена на основе программы по психокоррекции для специальных коррекционных школа-лицей №84
В последние годы наметился рост числа детей, имеющих тяжёлые речевые нарушения и отклонения в психическом развитии, испытывающих вследствие этого трудности в обучении. Поиск наиболее эффективных методов коррекции детей с отклонениями в психическом и речевом развитии является актуальной проблемой современной педагогики и психологии. Все чаще школьники испытывают трудности в овладении письмом, чтением, понятием числа, счетными операциями, конструктивной деятельностью и т.п. Неуспеваемость в школе часто вызывает у этой группы детей негативное отношение к учебе, к любой деятельности, создает трудности общения с окружающими, с успевающими детьми, с учителями. Все это способствует формированию асоциальных форм поведения, особенно в подростковом возрасте. Поэтому аномальное развитие психической сферы детей и, прежде всего, задержку психического развития следует рассматривать как психологическую и социальную проблему.
            В нашей школе обучаются дети, по специальной коррекционной программе и для успешной адаптации к среднему звену, формирования высших психических функций и речевого развития была создана коррекционно-развивающая программа.
            Коррекция имеющихся у подростков недостатков проводится индивидуально. Занятия рассчитаны на учебный год.
            Продолжительность занятия 25-30 минут. Частота занятий -1 - 2 раза в неделю.
            В работе с учащимися используется Типовая модель коррекции, которая основана на организации конкретных психокоррекционных воздействий с использованием различных методов: игротерапии, aPT - терапии, сказкотерапии, психорегулирующих тренировок и пр.
Целенаправленное психокоррекционное воздействие на подростков с особыми возможностями здоровья осуществляется через психокоррекционный комплекс, который состоит из четырех взаимосвязанных этапов:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1 ЭТАП:          Диагностический

В диагностический этап входят диагностика эмоционального, интеллектуального развития ребенка.

2 ЭТАП:          Коррекционный:

Данный этап включает в себя следующие задачи:

·         помощь подростку в разрешении психотравмирующих ситуаций;

·         формирование продуктивных видов взаимоотношений ребенка с окружающими (в семье, в классе);

·         повышение социального статуса ребенка в коллективе;

·         развитие у подростка компетентности в вопросах нормативного поведения;

·         развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмоционально-волевой регуляции поведения;

·         создание в детском коллективе атмосферы принятия, доброжелательности, открытости, взаимопонимания.

Коррекция сфокусирована на трех составляющих:

Когнитивный блок;

Задачей когнитивного блока является: осознание подростком своих интеллектуальных, личностных и эмоциональных ресурсов.

Эмоциональный блок;

Эмоциональный блок отвечает за формирование у подростка позитивного эмоционального отношения к себе;

Поведенческий блок.

Поведенческий блок задействуется в процессе преодоления неадекватных форм поведения; развития и закрепления новых форм поведения.

3         ЭТАП: Диагностический

Оценка эффективности коррекционных воздействий, направлен на анализ изменений познавательных процессов, психических состояний, личностных реакций у учащихся в результате психокоррекционных воздействий.
4         ЭТАП: Прогностический.

Прогностический блок психокоррекции направлен на проектирование психофизиологических, психических и социально-психологических функций подростков.

ЦЕЛЬ программы:   дать ребенку правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в образовательной среде и обществе.

ЗАДАЧИ:
- развитие познавательной активности обучающегося,
- формирование умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, развитие памяти, мышления, речи, воображения;

- формирование общеинтеллектуальных умений: приёмов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;
- формирование адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
- обогащение словарного запаса на основе использования соответствующей терминологии; устной монологической речи в единстве с обогащением знаний и представлений об окружающей действительности;
- психологическая коррекция поведения ребёнка
- социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.























 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 





ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

Аппаратные средства

·         Компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео -изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

·         Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.

·         Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).

·         Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер.

Не аппаратные средства
(игры, специализированные приспособления)

·         Функционально-ориентированные игрушки и пособия (строительные конструкторы, плоские и объёмные геометрические фигуры, лото, логические кубики, пазлы и т.д.)

·         Спортивные пособия и предметы (мячи)

·         Арсенал для техники АРТ-терапии (куклы, сюжетные картинки, журналы, вырезки, альбомные листы, краски, гуашь, цветная бумага, кисти, баночки для воды, пластилин, восковые карандаши)

·         Игрушки разных материалов и размеров (пластмассовые, металлические, мягкие, картон и т.д.)

·         Тетради для творческих работ учащихся

·         Записи для релаксации и рисования: звуки природы, цветотерапия, инструментальная музыка, детские песни и т.д.













 

 

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ.

РАЗДЕЛ 1. Коррекция когнитивных процессов    (10 часов)

 Обучение приёмам действия по образцу и правилам. Коррекция внимания. Развитие произвольности психических процессов. Коррекция памяти. Коррекция мышления и мыслительных операций. Развитие внутреннего плана действий. " Развитие рефлексивных навыков "Я чувствую..."

РАЗДЕЛ 2. Коррекция социальных и коммуникативных умений  (6 часов)

 Развитие коммуникации. Формирование коммуникативных действий и операций. Обучение умению согласованности коммуникативных действий с партнёрами. Обучение адекватным способам разрешения конфликтных ситуаций.

РАЗДЕЛ 3. Коррекция поведения   (9 часов)

 Обучение приёмам психической саморегуляции. Обучение приёмам контроля над своими действиями. Обучение основным приёмам релаксации. Обучение ориентировке в эмоциональных состояниях. Формирование адекватной самооценки.

РАЗДЕЛ 4. Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы

(3 часа)

Основы саморегуляции. Я учусь владеть собой. Спокойствие. Дружелюбие. Послушание. Застенчивость.

Раздел 5. Диагностический (первичная, повторная диагностика)  (8 часов)

ИТОГО: 36 ЧАСОВ























 

 

 



ПРИНЦИПЫ   ПСИХОКОРРЕКЦИОННОИ  РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ:

·         Принцип единства диагностики и коррекции определение методов коррекции с учётом диагностических данных

·         Безусловное принятие каждого ребёнка со всеми индивидуальными чертами характера и особенностями личности.

·         Принцип компенсации - опора на сохранные, более развитые психические процессы.

·         Принцип системности и последовательности в подаче материала - опора на разные уровни организации психических процессов.

·         Соблюдение необходимых условий для развития личности учащегося: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.



















 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно тематическое планирование

на 2019-2020 учебный год

Темы занятий

часов

Дата

 

 

1

Исследования учащихся (первичная диагностика)

Методика «Векслера»(Визуальный, Практический, Математический, Языковой интеллекты)                                                                 

1

 

2

Методика «Тулуз Пьерона» (Свойства внимания: концентрация, устойчивость, переключаемость, психомоторного темпа, волевой регуляции, динамики работоспособности, наличия ММД)

1

 

3

Методика «Типы Памяти»(Типы памяти и преобладающий тип)
   Методика
«Эталоны» (Зрительное восприятие)

1

 

4

Методика «Рисунок человека» (Когнитивные проблемы, эмоциональные особенности, сфера общения, сфера социальных отношений, сексуальная сфера, признаки возможных психических патологий)

1

 

 

 

5

Коррекция когнитивных процессов "Как научиться учиться"

«Коррекция внимания и его свойства. Развитие произвольности психических процессов».

 

1

 

6

«Коррекция мышления и мыслительных 7операций. Развитие внутреннего плана действий»

1

 

7

«Коррекция памяти. Обучение приёмам запоминания».

1

 

8

«Коррекция восприятия».

1

 

9

«Развитие рефлексивных навыков».

1

 

10

Коррекция социальных и коммуникативных умений
Психологический тренинг

«Среди людей»:

Освоение приёмов активного общения «Я и другие»

1

 

11

Раскрытие качеств, необходимых для активного общения «Какой я и какие другие»

1

 

12

Знакомство с принципами хорошего слушания «Я слушаю»

1

 

13

«Обучение владению собой»

1

 

14

Отстаивание своей точки зрения и аргументации «Моё мнение»

1

 

15

«Конфликты и способы их разрешения». Отработка навыков неконфликтного поведения.

1

 

 

16

Коррекция поведения «Познавая себя и других»

«Я - это я! Знаю ли я себя».

1

 

17

«Я и мои чувства»

1

 

18

«Добрым быть на свете веселей».

1

 

19

«Правда, ложь, фантазия».

1

 

20

«Учимся управлять своими эмоциями».

1

 

21

«Я тебя понимаю». Развитие чувства эмпатии. Привет, как твои дела?

1

 

22

«Настоящий друг». (Сказкотерапия)

1

 

23

«Индивидуальность или чем я отличаюсь от других».

1

 

24

«Я и Ты. Чем мы похожи».

1

 

25

«Коррекция эмоционально-личностной сферы»

«Я учусь владеть собой». Основы саморегуляции.

1

 

26

«Застенчивость».

1

 

27

«Агрессию - под контроль. Коммуникативность».

1

 

28

Итоговые исследования учащихся

Методика "Векслера" (Визуальный, Практический, Математический, Языковой интеллекты)

1

 

29

Методика "Тулуз Пьерона" (Свойства внимания: концентрация, устойчивость, переключаемость, психомоторного темпа, волевой регуляции, динамики работоспособности, наличия ММД)

1

 

30

Методика "Типы Памяти" (Типы памяти и преобладающий тип)

1

 

31

   Методика "Эталоны" (Зрительное восприятие)

 

1

 

Итого:

36 часов

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА.

 

1.     Айхингер А., В. Холл "Психодрама в детской групповой терапии". -М: ГЕНЕЗИС, 2003

2.     Бабкина Н. В. Радость познания. - М.: 2000 г.

3.     Вагапова Д. X. "Риторика в интеллектуальных играх и тренингах". -М.: Цитадель, 1999.

4.     Винник М. О. "Задержка психического развития". - Ростов - на -Дону: "ФЕНИКС", 2007.

5.     Гунина Е. В. "Диагностика и коррекция мышления неуспевающих школьников". - КЛИО, 1997.

6.     Зинкевич - Евстигнеева Т. Д., Тихонова Е. А. "Проективная диагностика в сказкотерапии". - СПб "РЕЧЬ", 2003.

7.     Игры - обучение, тренинг, досуг...// Под ред. В. В. Петруссинского. В 4-х томах. - М.: Новая школа, 1994.

8.     Ильина М. В. "Чувствуем, познаём, размышляем". - М.: АРКТИ, 2004.

9.     Истратова О. Н. "Практикум по детской психокоррекции: Игры, упражнения, техники". - Ростов-на-Дону "Феникс", 2008.

10. Карелина И. О. "Эмоциональное развитие детей". - Ярославль: "Академия развития", 2006.

11. Кипнис М. "128 лучших игр и упражнений для любого тренинга. Как зарядить, оживить, настроить и сплотить группу". - М.: "aCT", СПб: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2009.

12. Козак О. Н. "Путешествие в страну игр". - СПб.: "Союз", 1997.

13. Комплексная методика психомоторной коррекции // Под ред. А. В. Семенович, 1998 г.

14. Кряжева Н. Л. "Мир детских эмоций". - Ярославль: "Академия развития", 2001.

15. Леванова Е. А., Волошина А. Е. "Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия". - ПИЕЕР, 2009 г.

16. Локалова Р. П. "90 уроков психологического развития младших школьников". - М.: 1995.

17. Любимова Т. Е. "Учить не только мыслить, но и чувствовать". -Чебоксары: "КЛИО", 1994.

18. Никольская И. Л., Тигранова Л. И. "Еимнастика для ума" - М.: 1997

19. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками //Под ред. Битяновой М. Р. - ПИЕЕР, 2002.

20. Прутченков А. С. "Свет мой, зеркальце, скажи". - М.: Новая школа, 1996

21. Ромашкова Е. И. "Игровые модели интеллектуального досуга в семье и школе". - Владимир, 1997.

22. Руководство практического психолога: психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте //Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Академия, 1995.

23. Семенович А. В. "Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза" - М.: ЕЕНЕЗИС, 2007 г.

24. Семенченко П. М. "399 задач для развития ребёнка". - М.: 2000

25. Фопелъ К. "Как научить детей сотрудничать" в 4-х томах. М.: ЕЕНЕЗИС, 2001.

26. Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. "Психотехнические игры и упражнения в спорте". - М: КЛАСС. 2001 г.

27. Чистякова М. И. "Психогимнастика". - М: Просвещение, 1990

28. Шмаков С, Безбородова Н. "От игры к самовоспитанию: сборник игр-коррекций". -М: Новая школа, 1993.

ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ

1.     Журнал "Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии" http://www.schoolpress.ru jornal issues/razvitie/index.php

2.     Газета "Школьный психолог"

3.     "Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" - http:// festival. I september.ru

4.     "Педагогическая библиотека" - http://www.pedlih.rti

5.     "Мир Психологии" - http://psychology.net.ru

6.     Презентации на сайте: http://www.danilova.ru

















 


 

Скачано с www.znanio.ru

Нур-султан №84школа –лицей

Нур-султан №84школа –лицей

Содержание 1. Пояснительная записка 2

Содержание 1. Пояснительная записка 2

Пояснительная записка Программа составлена на основе программы по психокоррекции для специальных коррекционных школ а-лицей №84

Пояснительная записка Программа составлена на основе программы по психокоррекции для специальных коррекционных школ а-лицей №84

ЭТАП: Диагностический

ЭТАП: Диагностический

действительности в совокупности их свойств; - обогащение словарного запаса на основе использования соответствующей терминологии; устной монологической речи в единстве с обогащением знаний и представлений об…

действительности в совокупности их свойств; - обогащение словарного запаса на основе использования соответствующей терминологии; устной монологической речи в единстве с обогащением знаний и представлений об…

ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ

ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ

ПРИНЦИПЫ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОИ

ПРИНЦИПЫ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОИ

Календарно тематическое планирование на 2019-2020 учебный год №

Календарно тематическое планирование на 2019-2020 учебный год №

Отстаивание своей точки зрения и аргументации «

Отстаивание своей точки зрения и аргументации «

ЛИТЕРАТУРА. 1. Айхингер

ЛИТЕРАТУРА. 1. Айхингер

Семенченко П. М. "399 задач для развития ребёнка"

Семенченко П. М. "399 задач для развития ребёнка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2020