Адаптация первое класса праграмма

  • docx
  • 01.02.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Адаптированная программа психокоррекционный.docx

г.Нур-султан

№84школа –лицей

 

 

 

 

 

 

 







Адаптированная программа психокоррекционной работы педагога - психолога с учетом индивидуальной программы обучающихся

Для обучающихся 10 - 14 лет










 

 

 

 

 

 



Педагог-психолог:                       Салимова  Айгерим 

Уалитовна





 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 







2019-2020 г.

 

 

Содержание

1.     Пояснительная записка

2.     ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

3.     ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ.

4.     Календарно тематическое планирование на 2019-2020 учебный год

5.     ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

6.     Литература































 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

Пояснительная записка

Программа составлена на основе программы по психокоррекции для специальных коррекционных школа-лицей №84
В последние годы наметился рост числа детей, имеющих тяжёлые речевые нарушения и отклонения в психическом развитии, испытывающих вследствие этого трудности в обучении. Поиск наиболее эффективных методов коррекции детей с отклонениями в психическом и речевом развитии является актуальной проблемой современной педагогики и психологии. Все чаще школьники испытывают трудности в овладении письмом, чтением, понятием числа, счетными операциями, конструктивной деятельностью и т.п. Неуспеваемость в школе часто вызывает у этой группы детей негативное отношение к учебе, к любой деятельности, создает трудности общения с окружающими, с успевающими детьми, с учителями. Все это способствует формированию асоциальных форм поведения, особенно в подростковом возрасте. Поэтому аномальное развитие психической сферы детей и, прежде всего, задержку психического развития следует рассматривать как психологическую и социальную проблему.
            В нашей школе обучаются дети, по специальной коррекционной программе и для успешной адаптации к среднему звену, формирования высших психических функций и речевого развития была создана коррекционно-развивающая программа.
            Коррекция имеющихся у подростков недостатков проводится индивидуально. Занятия рассчитаны на учебный год.
            Продолжительность занятия 25-30 минут. Частота занятий -1 - 2 раза в неделю.
            В работе с учащимися используется Типовая модель коррекции, которая основана на организации конкретных психокоррекционных воздействий с использованием различных методов: игротерапии, aPT - терапии, сказкотерапии, психорегулирующих тренировок и пр.
Целенаправленное психокоррекционное воздействие на подростков с особыми возможностями здоровья осуществляется через психокоррекционный комплекс, который состоит из четырех взаимосвязанных этапов:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1 ЭТАП:          Диагностический

В диагностический этап входят диагностика эмоционального, интеллектуального развития ребенка.

2 ЭТАП:          Коррекционный:

Данный этап включает в себя следующие задачи:

·         помощь подростку в разрешении психотравмирующих ситуаций;

·         формирование продуктивных видов взаимоотношений ребенка с окружающими (в семье, в классе);

·         повышение социального статуса ребенка в коллективе;

·         развитие у подростка компетентности в вопросах нормативного поведения;

·         развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмоционально-волевой регуляции поведения;

·         создание в детском коллективе атмосферы принятия, доброжелательности, открытости, взаимопонимания.

Коррекция сфокусирована на трех составляющих:

Когнитивный блок;

Задачей когнитивного блока является: осознание подростком своих интеллектуальных, личностных и эмоциональных ресурсов.

Эмоциональный блок;

Эмоциональный блок отвечает за формирование у подростка позитивного эмоционального отношения к себе;

Поведенческий блок.

Поведенческий блок задействуется в процессе преодоления неадекватных форм поведения; развития и закрепления новых форм поведения.

3         ЭТАП: Диагностический

Оценка эффективности коррекционных воздействий, направлен на анализ изменений познавательных процессов, психических состояний, личностных реакций у учащихся в результате психокоррекционных воздействий.
4         ЭТАП: Прогностический.

Прогностический блок психокоррекции направлен на проектирование психофизиологических, психических и социально-психологических функций подростков.

ЦЕЛЬ программы:   дать ребенку правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в образовательной среде и обществе.

ЗАДАЧИ:
- развитие познавательной активности обучающегося,
- формирование умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, развитие памяти, мышления, речи, воображения;

- формирование общеинтеллектуальных умений: приёмов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;
- формирование адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
- обогащение словарного запаса на основе использования соответствующей терминологии; устной монологической речи в единстве с обогащением знаний и представлений об окружающей действительности;
- психологическая коррекция поведения ребёнка
- социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.























 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 





ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

Аппаратные средства

·         Компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео -изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

·         Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.

·         Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).

·         Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер.

Не аппаратные средства
(игры, специализированные приспособления)

·         Функционально-ориентированные игрушки и пособия (строительные конструкторы, плоские и объёмные геометрические фигуры, лото, логические кубики, пазлы и т.д.)

·         Спортивные пособия и предметы (мячи)

·         Арсенал для техники АРТ-терапии (куклы, сюжетные картинки, журналы, вырезки, альбомные листы, краски, гуашь, цветная бумага, кисти, баночки для воды, пластилин, восковые карандаши)

·         Игрушки разных материалов и размеров (пластмассовые, металлические, мягкие, картон и т.д.)

·         Тетради для творческих работ учащихся

·         Записи для релаксации и рисования: звуки природы, цветотерапия, инструментальная музыка, детские песни и т.д.













 

 

ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ.

РАЗДЕЛ 1. Коррекция когнитивных процессов    (10 часов)

 Обучение приёмам действия по образцу и правилам. Коррекция внимания. Развитие произвольности психических процессов. Коррекция памяти. Коррекция мышления и мыслительных операций. Развитие внутреннего плана действий. " Развитие рефлексивных навыков "Я чувствую..."

РАЗДЕЛ 2. Коррекция социальных и коммуникативных умений  (6 часов)

 Развитие коммуникации. Формирование коммуникативных действий и операций. Обучение умению согласованности коммуникативных действий с партнёрами. Обучение адекватным способам разрешения конфликтных ситуаций.

РАЗДЕЛ 3. Коррекция поведения   (9 часов)

 Обучение приёмам психической саморегуляции. Обучение приёмам контроля над своими действиями. Обучение основным приёмам релаксации. Обучение ориентировке в эмоциональных состояниях. Формирование адекватной самооценки.

РАЗДЕЛ 4. Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы

(3 часа)

Основы саморегуляции. Я учусь владеть собой. Спокойствие. Дружелюбие. Послушание. Застенчивость.

Раздел 5. Диагностический (первичная, повторная диагностика)  (8 часов)

ИТОГО: 36 ЧАСОВ























 

 

 



ПРИНЦИПЫ   ПСИХОКОРРЕКЦИОННОИ  РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ:

·         Принцип единства диагностики и коррекции определение методов коррекции с учётом диагностических данных

·         Безусловное принятие каждого ребёнка со всеми индивидуальными чертами характера и особенностями личности.

·         Принцип компенсации - опора на сохранные, более развитые психические процессы.

·         Принцип системности и последовательности в подаче материала - опора на разные уровни организации психических процессов.

·         Соблюдение необходимых условий для развития личности учащегося: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.



















 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Календарно тематическое планирование

на 2019-2020 учебный год

Темы занятий

часов

Дата

 

 

1

Исследования учащихся (первичная диагностика)

Методика «Векслера»(Визуальный, Практический, Математический, Языковой интеллекты)                                                                 

1

 

2

Методика «Тулуз Пьерона» (Свойства внимания: концентрация, устойчивость, переключаемость, психомоторного темпа, волевой регуляции, динамики работоспособности, наличия ММД)

1

 

3

Методика «Типы Памяти»(Типы памяти и преобладающий тип)
   Методика
«Эталоны» (Зрительное восприятие)

1

 

4

Методика «Рисунок человека» (Когнитивные проблемы, эмоциональные особенности, сфера общения, сфера социальных отношений, сексуальная сфера, признаки возможных психических патологий)

1

 

 

 

5

Коррекция когнитивных процессов "Как научиться учиться"

«Коррекция внимания и его свойства. Развитие произвольности психических процессов».

 

1

 

6

«Коррекция мышления и мыслительных 7операций. Развитие внутреннего плана действий»

1

 

7

«Коррекция памяти. Обучение приёмам запоминания».

1

 

8

«Коррекция восприятия».

1

 

9

«Развитие рефлексивных навыков».

1

 

10

Коррекция социальных и коммуникативных умений
Психологический тренинг

«Среди людей»:

Освоение приёмов активного общения «Я и другие»

1

 

11

Раскрытие качеств, необходимых для активного общения «Какой я и какие другие»

1

 

12

Знакомство с принципами хорошего слушания «Я слушаю»

1

 

13

«Обучение владению собой»

1

 

14

Отстаивание своей точки зрения и аргументации «Моё мнение»

1

 

15

«Конфликты и способы их разрешения». Отработка навыков неконфликтного поведения.

1

 

 

16

Коррекция поведения «Познавая себя и других»

«Я - это я! Знаю ли я себя».

1

 

17

«Я и мои чувства»

1

 

18

«Добрым быть на свете веселей».

1

 

19

«Правда, ложь, фантазия».

1

 

20

«Учимся управлять своими эмоциями».

1

 

21

«Я тебя понимаю». Развитие чувства эмпатии. Привет, как твои дела?

1

 

22

«Настоящий друг». (Сказкотерапия)

1

 

23

«Индивидуальность или чем я отличаюсь от других».

1

 

24

«Я и Ты. Чем мы похожи».

1

 

25

«Коррекция эмоционально-личностной сферы»

«Я учусь владеть собой». Основы саморегуляции.

1

 

26

«Застенчивость».

1

 

27

«Агрессию - под контроль. Коммуникативность».

1

 

28

Итоговые исследования учащихся

Методика "Векслера" (Визуальный, Практический, Математический, Языковой интеллекты)

1

 

29

Методика "Тулуз Пьерона" (Свойства внимания: концентрация, устойчивость, переключаемость, психомоторного темпа, волевой регуляции, динамики работоспособности, наличия ММД)

1

 

30

Методика "Типы Памяти" (Типы памяти и преобладающий тип)

1

 

31

   Методика "Эталоны" (Зрительное восприятие)

 

1

 

Итого:

36 часов

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА.

 

1.     Айхингер А., В. Холл "Психодрама в детской групповой терапии". -М: ГЕНЕЗИС, 2003

2.     Бабкина Н. В. Радость познания. - М.: 2000 г.

3.     Вагапова Д. X. "Риторика в интеллектуальных играх и тренингах". -М.: Цитадель, 1999.

4.     Винник М. О. "Задержка психического развития". - Ростов - на -Дону: "ФЕНИКС", 2007.

5.     Гунина Е. В. "Диагностика и коррекция мышления неуспевающих школьников". - КЛИО, 1997.

6.     Зинкевич - Евстигнеева Т. Д., Тихонова Е. А. "Проективная диагностика в сказкотерапии". - СПб "РЕЧЬ", 2003.

7.     Игры - обучение, тренинг, досуг...// Под ред. В. В. Петруссинского. В 4-х томах. - М.: Новая школа, 1994.

8.     Ильина М. В. "Чувствуем, познаём, размышляем". - М.: АРКТИ, 2004.

9.     Истратова О. Н. "Практикум по детской психокоррекции: Игры, упражнения, техники". - Ростов-на-Дону "Феникс", 2008.

10. Карелина И. О. "Эмоциональное развитие детей". - Ярославль: "Академия развития", 2006.

11. Кипнис М. "128 лучших игр и упражнений для любого тренинга. Как зарядить, оживить, настроить и сплотить группу". - М.: "aCT", СПб: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2009.

12. Козак О. Н. "Путешествие в страну игр". - СПб.: "Союз", 1997.

13. Комплексная методика психомоторной коррекции // Под ред. А. В. Семенович, 1998 г.

14. Кряжева Н. Л. "Мир детских эмоций". - Ярославль: "Академия развития", 2001.

15. Леванова Е. А., Волошина А. Е. "Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия". - ПИЕЕР, 2009 г.

16. Локалова Р. П. "90 уроков психологического развития младших школьников". - М.: 1995.

17. Любимова Т. Е. "Учить не только мыслить, но и чувствовать". -Чебоксары: "КЛИО", 1994.

18. Никольская И. Л., Тигранова Л. И. "Еимнастика для ума" - М.: 1997

19. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками //Под ред. Битяновой М. Р. - ПИЕЕР, 2002.

20. Прутченков А. С. "Свет мой, зеркальце, скажи". - М.: Новая школа, 1996

21. Ромашкова Е. И. "Игровые модели интеллектуального досуга в семье и школе". - Владимир, 1997.

22. Руководство практического психолога: психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте //Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Академия, 1995.

23. Семенович А. В. "Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза" - М.: ЕЕНЕЗИС, 2007 г.

24. Семенченко П. М. "399 задач для развития ребёнка". - М.: 2000

25. Фопелъ К. "Как научить детей сотрудничать" в 4-х томах. М.: ЕЕНЕЗИС, 2001.

26. Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. "Психотехнические игры и упражнения в спорте". - М: КЛАСС. 2001 г.

27. Чистякова М. И. "Психогимнастика". - М: Просвещение, 1990

28. Шмаков С, Безбородова Н. "От игры к самовоспитанию: сборник игр-коррекций". -М: Новая школа, 1993.

ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ

1.     Журнал "Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии" http://www.schoolpress.ru jornal issues/razvitie/index.php

2.     Газета "Школьный психолог"

3.     "Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" - http:// festival. I september.ru

4.     "Педагогическая библиотека" - http://www.pedlih.rti

5.     "Мир Психологии" - http://psychology.net.ru

6.     Презентации на сайте: http://www.danilova.ru

















 


 

Скачано с www.znanio.ru