г.Нур-султан
№84школа –лицей
Адаптированная программа психокоррекционной работы педагога - психолога с учетом индивидуальной программы обучающихся
Для обучающихся
10 - 14 лет
Педагог-психолог: Салимова Айгерим
Уалитовна
2019-2020 г.
Содержание
1. Пояснительная записка
2. ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
3. ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ.
4. Календарно тематическое планирование на 2019-2020 учебный год
5. ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
6. Литература
Пояснительная записка
Программа составлена на основе программы
по психокоррекции для специальных коррекционных школа-лицей №84
В последние годы
наметился рост числа детей, имеющих тяжёлые речевые нарушения и отклонения в
психическом развитии, испытывающих вследствие этого трудности в обучении. Поиск
наиболее эффективных методов коррекции детей с отклонениями в психическом и
речевом развитии является актуальной проблемой современной педагогики и
психологии. Все чаще школьники испытывают трудности в овладении письмом,
чтением, понятием числа, счетными операциями, конструктивной деятельностью и
т.п. Неуспеваемость в школе часто вызывает у этой группы детей негативное
отношение к учебе, к любой деятельности, создает трудности общения с
окружающими, с успевающими детьми, с учителями. Все это способствует
формированию асоциальных форм поведения, особенно в подростковом возрасте.
Поэтому аномальное развитие психической сферы детей и, прежде всего, задержку
психического развития следует рассматривать как психологическую и социальную
проблему.
В нашей
школе обучаются дети, по специальной коррекционной программе и для успешной
адаптации к среднему звену, формирования высших психических функций и речевого
развития была создана коррекционно-развивающая программа.
Коррекция
имеющихся у подростков недостатков проводится индивидуально. Занятия рассчитаны
на учебный год.
Продолжительность
занятия 25-30 минут. Частота занятий -1 - 2 раза в неделю.
В
работе с учащимися используется Типовая модель коррекции, которая основана на
организации конкретных психокоррекционных воздействий с использованием
различных методов: игротерапии, aPT - терапии, сказкотерапии, психорегулирующих
тренировок и пр.
Целенаправленное психокоррекционное воздействие на подростков с особыми
возможностями здоровья осуществляется через психокоррекционный комплекс,
который состоит из четырех взаимосвязанных этапов:
1 ЭТАП:
Диагностический
В диагностический этап входят диагностика эмоционального, интеллектуального развития ребенка.
2 ЭТАП: Коррекционный:
Данный этап включает в себя следующие задачи:
· помощь подростку в разрешении психотравмирующих ситуаций;
· формирование продуктивных видов взаимоотношений ребенка с окружающими (в семье, в классе);
· повышение социального статуса ребенка в коллективе;
· развитие у подростка компетентности в вопросах нормативного поведения;
· развитие и совершенствование коммуникативных функций, эмоционально-волевой регуляции поведения;
· создание в детском коллективе атмосферы принятия, доброжелательности, открытости, взаимопонимания.
Коррекция сфокусирована на трех составляющих:
Когнитивный блок;
Задачей когнитивного блока является: осознание подростком своих интеллектуальных, личностных и эмоциональных ресурсов.
Эмоциональный блок;
Эмоциональный блок отвечает за формирование у подростка позитивного эмоционального отношения к себе;
Поведенческий блок.
Поведенческий блок задействуется в процессе преодоления неадекватных форм поведения; развития и закрепления новых форм поведения.
3 ЭТАП: Диагностический
Оценка эффективности коррекционных
воздействий, направлен на анализ изменений познавательных процессов,
психических состояний, личностных реакций у учащихся в результате
психокоррекционных воздействий.
4 ЭТАП:
Прогностический.
Прогностический блок психокоррекции направлен на проектирование психофизиологических, психических и социально-психологических функций подростков.
ЦЕЛЬ программы: дать ребенку правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации его психического развития и более эффективной социализации в образовательной среде и обществе.
ЗАДАЧИ:
- развитие познавательной активности обучающегося,
- формирование умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки
предметов и явлений и отражать их в речи, развитие памяти, мышления, речи,
воображения;
- формирование общеинтеллектуальных
умений: приёмов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и
классификации;
- формирование адекватного восприятия явлений и объектов окружающей
действительности в совокупности их свойств;
- обогащение словарного запаса на основе использования соответствующей
терминологии; устной монологической речи в единстве с обогащением знаний и
представлений об окружающей действительности;
- психологическая коррекция поведения ребёнка
- социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.
ПЕРЕЧЕНЬ СРЕДСТВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Аппаратные средства
· Компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео -изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
· Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
· Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).
· Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер.
Не аппаратные средства
(игры, специализированные приспособления)
· Функционально-ориентированные игрушки и пособия (строительные конструкторы, плоские и объёмные геометрические фигуры, лото, логические кубики, пазлы и т.д.)
· Спортивные пособия и предметы (мячи)
· Арсенал для техники АРТ-терапии (куклы, сюжетные картинки, журналы, вырезки, альбомные листы, краски, гуашь, цветная бумага, кисти, баночки для воды, пластилин, восковые карандаши)
· Игрушки разных материалов и размеров (пластмассовые, металлические, мягкие, картон и т.д.)
· Тетради для творческих работ учащихся
· Записи для релаксации и рисования: звуки природы, цветотерапия, инструментальная музыка, детские песни и т.д.
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ.
РАЗДЕЛ 1. Коррекция когнитивных процессов (10 часов)
Обучение приёмам действия по образцу и правилам. Коррекция внимания. Развитие произвольности психических процессов. Коррекция памяти. Коррекция мышления и мыслительных операций. Развитие внутреннего плана действий. " Развитие рефлексивных навыков "Я чувствую..."
РАЗДЕЛ 2. Коррекция социальных и коммуникативных умений (6 часов)
Развитие коммуникации. Формирование коммуникативных действий и операций. Обучение умению согласованности коммуникативных действий с партнёрами. Обучение адекватным способам разрешения конфликтных ситуаций.
РАЗДЕЛ 3. Коррекция поведения (9 часов)
Обучение приёмам психической саморегуляции. Обучение приёмам контроля над своими действиями. Обучение основным приёмам релаксации. Обучение ориентировке в эмоциональных состояниях. Формирование адекватной самооценки.
РАЗДЕЛ 4. Коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы
(3 часа)
Основы саморегуляции. Я учусь владеть собой. Спокойствие. Дружелюбие. Послушание. Застенчивость.
Раздел 5. Диагностический (первичная, повторная диагностика) (8 часов)
ИТОГО: 36 ЧАСОВ
ПРИНЦИПЫ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОИ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ:
· Принцип единства диагностики и коррекции определение методов коррекции с учётом диагностических данных
· Безусловное принятие каждого ребёнка со всеми индивидуальными чертами характера и особенностями личности.
· Принцип компенсации - опора на сохранные, более развитые психические процессы.
· Принцип системности и последовательности в подаче материала - опора на разные уровни организации психических процессов.
· Соблюдение необходимых условий для развития личности учащегося: создание комфортной ситуации, поддержание положительного эмоционального фона.
Календарно тематическое планирование
на 2019-2020 учебный год
№ |
Темы занятий |
часов |
Дата |
1 |
Исследования учащихся (первичная диагностика) Методика «Векслера»(Визуальный, Практический, Математический, Языковой интеллекты) |
1 |
|
2 |
Методика «Тулуз Пьерона» (Свойства внимания: концентрация, устойчивость, переключаемость, психомоторного темпа, волевой регуляции, динамики работоспособности, наличия ММД) |
1 |
|
3 |
Методика «Типы Памяти»(Типы памяти и преобладающий тип) |
1 |
|
4 |
Методика «Рисунок человека» (Когнитивные проблемы, эмоциональные особенности, сфера общения, сфера социальных отношений, сексуальная сфера, признаки возможных психических патологий) |
1 |
|
5 |
Коррекция когнитивных процессов "Как научиться учиться" «Коррекция внимания и его свойства. Развитие произвольности психических процессов».
|
1 |
|
6 |
«Коррекция мышления и мыслительных 7операций. Развитие внутреннего плана действий» |
1 |
|
7 |
«Коррекция памяти. Обучение приёмам запоминания». |
1 |
|
8 |
«Коррекция восприятия». |
1 |
|
9 |
«Развитие рефлексивных навыков». |
1 |
|
10 |
Коррекция социальных и коммуникативных
умений «Среди людей»: Освоение приёмов активного общения «Я и другие» |
1 |
|
11 |
Раскрытие качеств, необходимых для активного общения «Какой я и какие другие» |
1 |
|
12 |
Знакомство с принципами хорошего слушания «Я слушаю» |
1 |
|
13 |
«Обучение владению собой» |
1 |
|
14 |
Отстаивание своей точки зрения и аргументации «Моё мнение» |
1 |
|
15 |
«Конфликты и способы их разрешения». Отработка навыков неконфликтного поведения. |
1 |
|
16 |
Коррекция поведения «Познавая себя и других» «Я - это я! Знаю ли я себя». |
1 |
|
17 |
«Я и мои чувства» |
1 |
|
18 |
«Добрым быть на свете веселей». |
1 |
|
19 |
«Правда, ложь, фантазия». |
1 |
|
20 |
«Учимся управлять своими эмоциями». |
1 |
|
21 |
«Я тебя понимаю». Развитие чувства эмпатии. Привет, как твои дела? |
1 |
|
22 |
«Настоящий друг». (Сказкотерапия) |
1 |
|
23 |
«Индивидуальность или чем я отличаюсь от других». |
1 |
|
24 |
«Я и Ты. Чем мы похожи». |
1 |
|
25 |
«Коррекция эмоционально-личностной сферы» «Я учусь владеть собой». Основы саморегуляции. |
1 |
|
26 |
«Застенчивость». |
1 |
|
27 |
«Агрессию - под контроль. Коммуникативность». |
1 |
|
28 |
Итоговые исследования учащихся Методика "Векслера" (Визуальный, Практический, Математический, Языковой интеллекты) |
1 |
|
29 |
Методика "Тулуз Пьерона" (Свойства внимания: концентрация, устойчивость, переключаемость, психомоторного темпа, волевой регуляции, динамики работоспособности, наличия ММД) |
1 |
|
30 |
Методика "Типы Памяти" (Типы памяти и преобладающий тип) |
1 |
|
31 |
Методика "Эталоны" (Зрительное восприятие)
|
1
Итого: 36 часов |
|
ЛИТЕРАТУРА.
1. Айхингер А., В. Холл "Психодрама в детской групповой терапии". -М: ГЕНЕЗИС, 2003
2. Бабкина Н. В. Радость познания. - М.: 2000 г.
3. Вагапова Д. X. "Риторика в интеллектуальных играх и тренингах". -М.: Цитадель, 1999.
4. Винник М. О. "Задержка психического развития". - Ростов - на -Дону: "ФЕНИКС", 2007.
5. Гунина Е. В. "Диагностика и коррекция мышления неуспевающих школьников". - КЛИО, 1997.
6. Зинкевич - Евстигнеева Т. Д., Тихонова Е. А. "Проективная диагностика в сказкотерапии". - СПб "РЕЧЬ", 2003.
7. Игры - обучение, тренинг, досуг...// Под ред. В. В. Петруссинского. В 4-х томах. - М.: Новая школа, 1994.
8. Ильина М. В. "Чувствуем, познаём, размышляем". - М.: АРКТИ, 2004.
9. Истратова О. Н. "Практикум по детской психокоррекции: Игры, упражнения, техники". - Ростов-на-Дону "Феникс", 2008.
10. Карелина И. О. "Эмоциональное развитие детей". - Ярославль: "Академия развития", 2006.
11. Кипнис М. "128 лучших игр и упражнений для любого тренинга. Как зарядить, оживить, настроить и сплотить группу". - М.: "aCT", СПб: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2009.
12. Козак О. Н. "Путешествие в страну игр". - СПб.: "Союз", 1997.
13. Комплексная методика психомоторной коррекции // Под ред. А. В. Семенович, 1998 г.
14. Кряжева Н. Л. "Мир детских эмоций". - Ярославль: "Академия развития", 2001.
15. Леванова Е. А., Волошина А. Е. "Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия". - ПИЕЕР, 2009 г.
16. Локалова Р. П. "90 уроков психологического развития младших школьников". - М.: 1995.
17. Любимова Т. Е. "Учить не только мыслить, но и чувствовать". -Чебоксары: "КЛИО", 1994.
18. Никольская И. Л., Тигранова Л. И. "Еимнастика для ума" - М.: 1997
19. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками //Под ред. Битяновой М. Р. - ПИЕЕР, 2002.
20. Прутченков А. С. "Свет мой, зеркальце, скажи". - М.: Новая школа, 1996
21. Ромашкова Е. И. "Игровые модели интеллектуального досуга в семье и школе". - Владимир, 1997.
22. Руководство практического психолога: психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте //Под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Академия, 1995.
23. Семенович А. В. "Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза" - М.: ЕЕНЕЗИС, 2007 г.
24. Семенченко П. М. "399 задач для развития ребёнка". - М.: 2000
25. Фопелъ К. "Как научить детей сотрудничать" в 4-х томах. М.: ЕЕНЕЗИС, 2001.
26. Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. "Психотехнические игры и упражнения в спорте". - М: КЛАСС. 2001 г.
27. Чистякова М. И. "Психогимнастика". - М: Просвещение, 1990
28. Шмаков С, Безбородова Н. "От игры к самовоспитанию: сборник игр-коррекций". -М: Новая школа, 1993.
ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ
1. Журнал "Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии" http://www.schoolpress.ru jornal issues/razvitie/index.php
2. Газета "Школьный психолог"
3. "Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" - http:// festival. I september.ru
4. "Педагогическая библиотека" - http://www.pedlih.rti
5. "Мир Психологии" - http://psychology.net.ru
6. Презентации на сайте: http://www.danilova.ru
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.