Переход учащихся из начальной школы в основную справедливо считается кризисным периодом. Многолетние наблюдения педагогов и школьных психологов свидетельствуют о том, что этот переход неизбежно связан со снижением успеваемости, хотя бы временным. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.
Часто внешние изменения по времени совпадают с началом физиологических изменений в организме детей. Все это в первую очередь отражается на качестве успеваемости. Например, отличник в начальной школе вдруг в пятом классе начинает получать четверки и тройки. Хотя бывает и так, что ребенок, еле-еле учившийся в начальных классах на тройки, вдруг становится твердым хорошистом.
Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. Критерием успешности адаптации выступает, прежде всего, степень сохранности психологического и физического здоровья обучающихся.
Что же может затруднить адаптацию детей к основной школе? Прежде всего, это рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни.
Термин "дезадаптация" обозначает нарушение процессов взаимодействия человека с окружающим миром. Понятие "школьная дезадаптация" – более узкое и подразумевает неспособность и невозможность младшего подростка найти в пространстве школьного обучения свое место, чтобы он мог быть принят таким, каков он есть, сохраняя и развивая свою индивидуальность, потенциал и возможности для самореализации.
Критерии школьной дезадаптации:
Готовность к обучению в средней школе
Можно ли избежать серьезных проблем с учебой при переходе в среднюю школу? Опыт показывает, что можно. Но для этого необходимо учитывать все факторы, влияющие на качество обучения в пятом классе.
Надо заметить, что с понятием "адаптация" тесно связано понятие "готовность к обучению в средней школе". Не все учащиеся начальной школы одинаково подготовлены к переходу в среднюю школу. Можно выделить следующие составляющие такой готовности:
Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение пятиклассников
В нашей школе разработана программа преемственности между начальным и основным общим образованием "Пятиклассник" (приложение), осуществляется психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение пятиклассников в адаптационный период.
В рамках преемственности в марте учителя 4-х классов проводят открытые уроки для учителей старшего звена с целью знакомства с учащимися, с программой обучения в начальном звене. Педагог-психолог проводит тестирование учеников 4-х классов школы и игру "Дорога в 5-й класс" с целью выявления уровня готовности детей 9–10 лет к переходу в среднюю школу.
Для профилактики школьной дезадаптации в первую-вторую недели сентября проводятся психолого-педагогические консилиумы по каждому пятому классу, на которых учитель начального звена знакомит учителей-предметников с индивидуальными характеристиками учеников класса, педагог-психолог – с данными социальной адаптации обучающихся. Медицинский работник предоставляет данные о здоровье обучающихся, т. к. у детей с ослабленным здоровьем при переходе из начального в основное звено школьная дезадаптация проявляется в нарушениях состояния здоровья. Педагог-психолог и социальный педагог знакомят учителей 5-х классов с рекомендациями по работе с детьми "группы риска", предлагают тематику классных часов на тему "Учись учиться", проведение которых поможет учащимся рационально организовать свой учебный труд, развивать свои способности, ум и мышление, сделать обучение увлекательным и эффективным.
В течение сентября педагог-психолог ведет наблюдение за пятиклассниками во время и вне учебных занятий.
В ноябре педагог-психолог проводит изучение социальной адаптации пятиклассников. Оно осуществляется по следующим методикам:
Результаты психологической диагностики в общем виде представляются на заседании методического объединения "Пятиклассник", родительских собраниях, также проводятся индивидуальные и групповые консультации для всех участников образовательного процесса: обучающихся, учителей и родителей.
Повторная психологическая диагностика проводится в марте с целью проследить изменения в адаптации учащихся 5-х классов к условиям школьной среды.
Работа с родителями
Для родителей пятиклассников классный руководитель проводит собрания с приглашением педагога-психолога и учителей-предметников. При обсуждении проблемы перехода из начальной школы внимание родителей обращается на адаптацию детей к предметному обучению, на ее позитивные и негативные стороны, а также на условия, которые могут способствовать или препятствовать успешному прохождению адаптационного периода.
Очень значимо сохранить положительное отношение пятиклассника к обучению, помочь отыскать ему личный интерес к изучаемому предмету, сориентировать его на пути самосовершенствования и самореализации.
Один из факторов, приводящих к формированию и закреплению тревожности школьника, – завышенные ожидания со стороны родителей к успехам своего ребенка. В свою очередь ребенку необходимо чувствовать безусловное принятие родителей, которые верят в него, поддержат и помогут преодолеть возникающие трудности. Ученику важен интерес родителей к школе, классу, в котором он учится, к его школьной жизни, победам и неудачам.
Родителям рекомендуется:
Атмосфера поддержки, доверия, понимания в семье поможет ребенку эффективно решать проблемы в школе, добиваться успехов.
ПРОГРАММА
ПРЕЕМСТВЕННОСТИ
между начальным и основным общим образованием
"Пятиклассник"
Приложение
Программа преемственности между начальным и основным общим образованием "Пятиклассник" (далее – Программа) представляет основные направления работы по реализации преемственности между начальной и основной школой, обеспечивающей взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания.
Пояснительная записка
Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. Оснований для такого утверждения более чем достаточно: состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется снижением интереса к учебе и ее результатам, низкой организованностью, иногда недисциплинированностью, с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Увеличивается число детей, испытывающих значительные затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации учебного процесса.
Поэтому внимание педагогического коллектива нашей школы к проблемам адаптации школьников постоянно растет.
Переходный период из начальной школы в основную сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, родителях, администрации школы, специалистах психолого-педагогической службы. Часто последствия бывают отрицательными, что обусловлено:
Наблюдения за учащимися, общение с ними в этот период показывают, что они очень растеряны, не могут понять, как строить взаимоотношения с педагогами, какие требования обязательны для выполнения – к школьнику их впервые предъявляется так много и от разных людей. На пятиклассника обрушивается поток информации с непонятными для него словами, терминами. Сократить переходный период, смягчить связанные с ним негативные факторы помогает нашему коллективу специально разработанная Программа, которая создана с целью координации, более эффективной организации учебно-воспитательного процесса, психолого-педагогического и медико-социального сопровождения учащихся – выпускников начальной школы при переходе их в среднее звено.
Цель Программы: создание условий для адаптации учащихся I ступени обучения при переходе на II ступень обучения и успешного продолжения образования в 5-м классе.
Основные задачи Программы:
Принципы реализации Программы
Реализация Программы базируется на следующих принципах:
Тематический план
Вид деятельности |
Сроки |
Ответственные |
1. Организационная работа |
||
Собеседование зам. директора по УВР и школьного психолога с педагогами и классными руководителями 5-х классов |
Август |
Зам. директора по УВР |
Уточнение и корректировка списков учащихся 5-х классов. Работа с личными делами учащихся |
Август, сентябрь |
Зам. директора по УВР |
Знакомство с семьей и условиями быта учащихся. Составление социального паспорта класса |
Сентябрь |
Зам. директора по ВР, социальный педагог, классные руководители 5-х классов |
Составление учителями начальной школы и педагогом-психологом школы характеристик (психолого-педагогических карт) на учащихся 4-х классов |
Август |
Зам. директора по УВР, оздоровительной работе (далее – ОР), учителя начальной школы |
Изучение медицинских карт учащихся 5-х классов. Оценка состояния здоровья и физического развития обучающихся |
Сентябрь |
Зам. директора по ОР, медицинский работник, учителя физической культуры, классные руководители 5-х классов |
Организация взаимопосещения уроков учителей 4–5-х классов по вопросу преемственности |
Сентябрь |
Зам. директора по НМР |
Организация занятий в специальных медицинских группах. Комплексная диагностика учащихся 5-х классов |
Сентябрь – декабрь, февраль, апрель |
Зам. директора по ОР, медицинский работник, учителя физической культуры |
Медицинский осмотр обучающихся 5-х классов специалистами муниципального учреждения здравоохранения |
Март |
Зам. директора по ОР, медицинский работник |
Экскурсии выпускных классов начальной школы по территории средней школы |
2-я неделя мая |
Зам. директора по ВР, классные руководители 4-х классов |
Выявление индивидуальных особенностей, склонностей, интересов учащихся 5-х классов |
В течение года |
Зам. директора по ОР, классные руководители 5-х классов |
Формирование групп дезадаптированных пятиклассников. Организация факультативных занятий "Я и мы" |
В течение года |
Зам. директора по ОР, педагог-психолог |
Предварительная расстановка педагогических кадров в будущих 5-х классах |
Январь |
Зам. директора по УВР |
Знакомство учащихся 4-х классов с учебным процессом в среднем звене |
Январь – май |
Классные руководители 4-х классов |
Собеседование с классными руководителями 5-х классов по итогам четверти |
Ноябрь, декабрь, март, май |
Зам. директора по УВР, ОР, ВР, НМР |
Обобщение аналитико-диагностических материалов |
Сентябрь, ноябрь, апрель |
Зам. директора по УВР, ОР |
2. Информационно-методическое обеспечение |
||
Заседание методического совета школы. Коррекция и утверждение плана работы по преемственности между начальным и основным общим образованием на учебный год |
Август |
Зам. директора по УВР, НМР |
Изучение нормативных документов по организации учебно-воспитательного процесса в 5-х классах |
Август, сентябрь |
Зам.
директора по УВР, ВР, ОР, классные руководители 5-х |
Совещание при завуче по итогам четверти |
Ноябрь, декабрь, март, май |
Зам. директора по УВР, ОР, ВР, НМР |
Составление материалов для проведения административных контрольных работ, подбор текстов для проверки техники чтения |
Сентябрь, декабрь, май |
Зам. директора по УВР, руководители МО учителей-предметников |
Разработка рекомендаций для родителей по теме лекториев |
Сентябрь, январь |
Зам. директора по ОР, педагог-психолог |
Составление материалов для проведения контрольных срезов, подбор текстов для проверки техники чтения |
Ноябрь |
Зам. директора по УВР, руководители МО учителей-предметников |
Классно-обобщающий контроль 5-х классов |
Ноябрь |
Зам. директора по УВР, ОР, ВР, НМР |
Психолого-педагогический консилиум по 5-м классам |
Сентябрь, ноябрь |
Зам. директора по ОР |
Составление программ реабилитации учащихся "группы риска" (по каждому учащемуся в отдельности) |
Ноябрь – январь |
Зам.
директора по ОР, ВР, |
Диагностика адаптационных процессов у учащихся 5-х классов |
Октябрь, апрель |
Зам. директора по УВР, ОР, педагог-психолог |
Разработка методических рекомендаций по проблеме преемственности |
Ноябрь |
Зам. директора по ОР |
Малый педсовет "Создание условий успешной адаптации учащихся в 5-х классах" с учителями начальной школы и учителями-предметниками, работающими в 5-х классах, специалистами службы ППМС сопровождения. Подведение итогов классно-обобщающего контроля 5-х классов, результатов I четверти |
Ноябрь |
Зам. директора по УВР, ОР |
Изучение динамики успешности обучения и развития учащихся 5-х классов |
В течение года |
Зам. директора по ОР, классные руководители 5-х классов |
Формирование портфолио учащихся 5-х классов |
В течение года |
Классные руководители 5-х классов |
Совместное заседание МО учителей выпускных 4-х классов, классных руководителей будущих 5-х классов, учителей-предметников "Преемственность УМК и единые подходы к уровню требований по предметам в начальной школе и среднем звене" |
Декабрь |
Зам. директора по УВР, ОР, классные руководители 4-х классов, учителя-предметники |
Совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей математики, русского языка и литературы. Определение соответствия программных требований, предъявляемых к учащимся выпускных классов начальной школы, требованиям, предъявляемым учителями средней школы |
В течение года |
Зам. директора по УВР, руководители МО учителей-предметников, классные руководители 4-х классов, учителя-предметники |
Посещение уроков в 4-х классах |
Декабрь, апрель |
Зам. директора по УВР, руководители МО учителей-предметников, учителя-предметники |
Диагностика готовности учащихся начальных классов к переходу в среднее звено |
Март, апрель |
Зам. директора по ОР |
Психолого-педагогический консилиум по 4-м классам. Готовность учащихся выпускных классов начальной школы к переходу в среднее звено |
1-я неделя мая |
Зам. директора по УВР, ОР, ВР, руководитель МО "Первоклассник" |
Совещание при директоре "Создание условий для успешной адаптации учащихся в 5-м классе. Уровень образовательной деятельности педагогов". Подведение итогов работы по преемственности между начальным и основным общим образованием за год. Определение КПД проделанной работы |
2-я неделя мая |
Директор школы |
Совещание при директоре. Комплектование 5-х классов |
4-я неделя мая |
Директор школы |
Заседания МО "Пятиклассник" |
Август, октябрь, декабрь, февраль, май |
Зам. директора по УВР, руководитель МО "Пятиклассник" |
3. Работа с учащимися |
||
"Здравствуй, школа!" – линейка, посвященная Дню знаний |
1 сентября |
Классные руководители 5-х классов |
Помощь учащимся в ориентировании по расположению учебных кабинетов, столовой, гардероба |
Сентябрь |
Зам. директора по УВР, классные руководители 5-х классов |
Линейка для учащихся по вопросу соблюдения правил поведения |
Октябрь |
Зам. директора по ВР, классные руководители 5-х классов |
Анкетирование пятиклассников по вопросу адаптации к новым условиям учебы. Определение уровня комфортности учащихся при переходе из начальной школы в среднюю. Изучение эмоционально-психологического климата в классном коллективе |
Октябрь |
Зам. директора по УВР, ОР |
Торжественное посвящение в пятиклассники |
Октябрь |
Зам. директора по ОР, классные руководители 5-х классов |
Наблюдение за учащимися на переменах, уроках, во время подвижных игр. Регистрация данных наблюдений в протоколе (карте) |
В течение года |
Классные руководители 5-х классов, учителя-предметники |
Вовлечение пятиклассников в дополнительное образование |
I четверть |
Зам. директора по ВР, классные руководители 5-х классов |
Диагностика особенностей школьной адаптации пятиклассников |
Ноябрь |
Зам. директора по ОР |
Работа с одаренными детьми "Растим хорошистов" |
В течение года |
Классные руководители 5-х классов, учителя-предметники |
Групповые и индивидуальные занятия с учащимися "группы риска", выявленными в начальной школе |
В течение года |
Классные руководители 5-х классов, зам. директора по УВР |
Линейки по итогам успеваемости за четверть |
Ноябрь, декабрь, март, май |
Классные руководители 5-х классов, зам. директора по УВР |
Собеседование со слабоуспевающими учащимися 5-х классов |
В течение года |
Зам. директора по УВР, классные руководители 5-х классов |
Рейд по сохранности учебников |
Январь |
Зав. библиотекой, классные руководители 5-х классов |
Индивидуальная работа с учащимися, склонными к нарушению дисциплины |
В течение года |
Социальный педагог |
Индивидуальные беседы с учащимися, испытывающими трудности в период адаптации |
В течение года |
Классные руководители 5-х классов, учителя-предметники |
Диагностика готовности учащихся 4-х классов к переходу в среднее звено |
Март – апрель |
Специалисты службы ППМС сопровождения |
Классные собрания учащихся выпускных 4-х классов с участием педагогов и классных руководителей будущих 5-х классов "Нам пора в 5-й класс!" |
Май |
Заместители директора по УВР, ОР, ВР |
Праздник выпускного вечера для учащихся 4-х классов "Прощание с начальной школой" |
Май |
Зам. директора по УВР, ВР, учителя начальных классов |
4. Работа с родителями |
||
Индивидуальное собеседование с родителями педагогически запущенных учащихся и детей с неадекватными формами межличностных отношений |
Сентябрь |
Зам. директора по УВР, ОР |
Неделя открытых дверей. Родительский лекторий "Особенности обучения в 5-м классе. Адаптация пятиклассников к предметному обучению" |
2-я неделя сентября |
Зам. директора по УВР, ОР, классные руководители 5-х классов, учителя-предметники |
Консультации для родителей пятиклассников по вопросу адаптации |
Ноябрь |
Зам. директора по ОР |
Родительские собрания по итогам успеваемости за четверть |
Ноябрь, декабрь, март, май |
Зам. директора по УВР, ОР, классные руководители 5-х классов |
Родительский лекторий "Создание в семье оптимальных условий для развития ребенка" |
Январь |
Зам. директора по УВР, ВР, классные руководители 5-х классов |
Индивидуальное собеседование с родителями "трудных" учащихся |
В течение года |
Зам. директора по УВР, ОР, социальный педагог |
Родительские собрания "Итоги комплексной диагностики адаптации учащихся 5-х классов" |
Ноябрь, март |
Зам. директора по УВР, ОР |
Родительские собрания "Зона ближайшего развития". Анкетирование родителей |
Апрель |
Зам. директора по УВР, ОР |
Родительские собрания 4-х классов с участием учителей средней школы |
Апрель |
Зам. директора по УВР, ОР, учителя 4-х классов |
Индивидуальные беседы с родителями учащихся 4-х классов |
IV четверть |
Зам. директора по УВР |
5. Контроль |
||
Контроль планов воспитательной работы |
Сентябрь |
Зам. директора по ВР |
Посещение внеклассных мероприятий. Выявление проблем формирования классного коллектива в переходный период |
Сентябрь, октябрь |
Зам. директора по ВР, педагог-психолог, социальный педагог |
Изучение организации домашней работы. Выявление и предотвращение перегрузки учащихся домашним заданием |
Сентябрь, октябрь |
Зам. директора по УВР, ОР |
Административный контроль. Проверка качества усвоения учебного материала учащимися 5-х классов (мониторинг) |
Сентябрь, декабрь, май |
Зам. директора по УВР |
Анализ входного контроля |
Октябрь |
Методический совет школы |
Проверка классных журналов. Учет успеваемости и посещаемости учебных занятий учащихся 5-х классов |
В течение года |
Зам. директора по УВР |
Проверка ведения дневников учащихся 5-х классов |
В течение года |
Зам. директора по ВР |
Смотр кабинетов. Контроль наличия материалов для организации самостоятельной работы учащихся |
Март |
Зам. директора по УВР, ОР, ВР, руководители МО учителей-предметников |
Посещение уроков и мероприятий с целью изучения межличностных отношений |
В течение года |
Зам. директора по УВР, ОР, ВР, НМР |
Анализ учебной и воспитательной деятельности: выводы и результаты за учебный год, планирование на новый учебный год |
Май |
Классные руководители 5-х классов |
Контроль выполнения учебных программ |
В течение года |
Зам. директора по НМР |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.