Адаптация учебного материала для детей с РАС.
Обучение детей с РАС в начальной школе в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в условиях инклюзивного образования для обучающихся с РАС.
Образование осуществляется по адаптированным основным общеобразовательным программам условиях получения образования в классе с другими обучающимися с РАС.
Необходимость обучения по АООП обусловлена наличием у детей с РАС различных специфических особенностей, осложняющих усвоение общеобразовательной программы начального общего образования. В нашем классе-8уч…..Все дети обучаются по общей школьной программе, утвержденной Минобрнауки, просто она адаптируется под каждого ребенка. Создается индивидуальный образовательный план, в котором прописывается вся работа и весь образовательный маршрут ученика. У нас есть ресурсная зона, класс — это отдельное помещение в школе, в котором для каждого ученика предусмотрено свое место, где есть уголки отдыха и сенсорной разгрузки. Отсюда дети начинают свой путь в массовую школу- в общество так называемых «нормотипичных» людей, по своему графику — с индивидуально определенной скоростью и объемом включения. Кто-то может начать с 1-2 минуты пребывания в общем классе, кто-то очень быстро включается и достигает стопроцентного посещения своего класса с минимальной тьюторской поддержкой. Кто-то проводит все уроки в ресурсном классе, а включается лишь на переменах и на внеклассных мероприятиях.
В настоящий момент школьники с РАС обучаются с использованием обще- образовательных учебников и рабочих тетрадей из различных учебно-методических комплектов (НАШИ ДЕТИ обучаются по УМК «Школа России») и учебники для коррекционных школ. Для успешного освоения обучающимися образовательных программ недостаточно существующих учебников. Поэтому одним из условий, необходимых для обучения данной категории детей, является наличие дополнительных специальных учебных материалов к уже существующим учебно-методическим комплектам: адаптированных рабочих тетрадей и адаптированных учебных пособий.
Таким образом, на уроке у учителя появляется возможность помимо основного учебника предложить учащемуся с РАС адаптированные задания на бланках, наглядные схемы к той или иной теме, облегчающие ее усвоение, а также специальный демонстрационный материал и т. д.
Способы адаптации учебных материалов для детей с РАС в начальной школе
Часть адаптированных материалов может разрабатываться индивидуально для конкретного учащегося, а часть использоваться для работы с группой детей. Рассмотрим наиболее распространенные способы адаптации учебных материалов, и в частности, самих учебных заданий.
1.Упрощение инструкции к заданию, включает: — разбивку многоступенчатой инструкции на короткие шаги;
— замену сложных для понимания слов на наглядную иллюстрацию;
— дублирование устных инструкций письменными.
. 2. Индивидуализация стимульных материалов.
У многих обучающихся с РАС есть специфические интересы, которые необходимо использовать при подготовке адаптированных заданий. Например, ученик может решать задачу не на счетных палочках, а использовать игрушки, конструктор- ЛЕГО ,счётный материал.
3. Дополнительная визуализация, позволяющая лучше понять содержание задания. При возникновении у детей с РАС трудностей понимания заданий необходимо использовать не только схему, но и наглядную иллюстрацию или инсценировать « СОСЕДИ».
4. Минимизация двойных требований.
В процессе обучения детям часто предъявляются двойные
требования: решить задачу и записать ее в тетрадь, списать текст, вставить пропущенные буквы и подчеркнуть гласные. Выполнение двойных требований — часто сложная задача для детей с РАС. В таких случаях важно сконцентрироваться на первостепенной задаче и снизить дополнительное требование.
Например, при решении задачи по математике ученику можно предложить нарисовать схему, а также записать решение. Таким образом, снижаются требования к правильному оформлению задачи в тетради.
По русскому языку вместо списывания текста можно предложить ребенку вставить пропущенные буквы,подчеркнуть гласные в напечатанном бланке.
5. Сокращение объема заданий при сохранении уровня их сложности
В связи со специфическими нарушениями произвольного внимания, трудностями переработки информации, программирования собственной деятельности у детей часто отмечается замедленный темп работы.
В этом случае ребенку можно предложить меньшее количество заданий. При этом уровень их сложности не меняется. Описанная адаптация заданий помогает детям с низкой скоростью письма, с повышенной утомляемостью. При изучении нового типа примеров по математике ученик может выполнить не 10 примеров, а только 5, что будет достаточным для отработки конкретного навыка. Контрольные работы оставлять тот уровень сложности, но можно разбить контрол.работу на несколько дней.
6. Упрощение содержания задания Для детей с РАС упрощается задание. Например, ученики 1 класса пересказывают прочитанный текст, а ребенок с РАС подбирает к предложениям из этого текста, напечатанным на отдельных листочках, соответствующие картинки, кто герои.
На уроках математики ученик может вначале примеры проиллюстрировать, так как этот навык уже отработан, а потом записать примеры цифрами.
Таким образом, варианты адаптации задания могут быть совершенно разными и касаться разных его аспектов: инструкции к заданию, его объема, уровня сложности, содержания.
Для успешной адаптации учебного материала у детей надо повысить концентрацию внимания.
Дети часто отвлекаются при объяснении материала на уроке, не смотрят на доску, на учителя карточки-напоминания «Смотрю», «Слушаю», смена видов деятельности для поддержания рабочего тонуса, называние ребёнка по имени.Трудности восприятия информации на слух
Не всегда воспринимают фронтальную инструкцию чёткая, повторяющаяся из урока в урок, инструкция.
Не всегда могут ответить на вопрос после длительного прослушивания информации необходимо давать материал небольшими частями и сразу задавать вопросы об услышанном.
И ТАК ПОДВЕДЁМ ИТОГ
.ЧТО ЖЕ ВАЖНО УЧИТЫВАТЬ ПРИ АДАПТАЦИИ МАТЕРИАЛА?
Важна гибкость педагога, который может по ходу перестраивать занятие с учетом пристрастий и настроений ребенка. Надо быть чутким к ребенку и можно увидеть, что он сам подсказывает форму взаимодействия с педагогом. В начале следует подбирать доступные ребенку задания, создавая ситуацию успеха. Сложность увеличивается постепенно, после того как у ребенка появилась установка на выполнение задание, причем взрослый на первых порах действует за ребенка, помогает(подсказки!!!) Лучшей рекомендаций является быть всегда и во всем последовательными.
Тем, кто хочет помочь аутичным детям хочется пожелать терпения в понимании тех, кто так не похож на нас. Ведь в нашу жизнь «эти дети приходят проверить нас с вами на человечность» (Р.Шнайдер – педагог и философ).
Таким образом, главными задачами деятельности учителя являются: 1. Организация пространства
2. Организация и визуализация времени 3.Структура всех видов деятельности
4. Помощь в овладении программным материалом в основных предметных областях.
5.Организация режима коммуникативного общения 6. Социально-бытовая адаптация.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.