Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ.
Оценка 4.9

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ.

Оценка 4.9
Научные работы
docx
воспитательная работа
Детсад
09.12.2018
Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ.
В статье рассказывается об адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада : психологи, кто занимался изучением данной проблемы, фазы адаптационного процесса, три стадии, 3 степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода. Рассказывается о специфической и неспецифической адаптации, какие страхи испытывают дети 2-3 лет перед незнакомыми людьми и в новой обстановке. Перечислена использованная в статье литература.
адаптация.docx
Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада  является актуальной. От того как происходит привыкание ребенка к новому  режиму, к незнакомым людям зависит его физическое и психическое развитие, помогает предотвратить или снизить заболеваемость, а также дальнейшее  благополучие, существование в детском саду и семье. От того, насколько  ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и  течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. Чтобы период  адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь  семье. Современные родители не могут помочь ребенку в адаптации к ДОУ, в  этом им не хватает педагогической культуры. В этой ситуации помощь  родителям и ребенку ложится на плечи специалистов детского сада. Детский  сад должен стать «открытым»  по всем вопросам развития и воспитания. В  нормативно­правовых документах Постановление Правительства РФ  «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» 2008 г  затрагиваются понятия адаптации детей в ДОУ. «Детский сад для детей  раннего возраста реализует основную общеобразовательную программу  дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности для  детей, создает условия для социальной адаптации и ранней социализации  детей». В последние годы в психологической науке возрастает интерес к изучению  адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения в  различных ее аспектах. На научно­теоритическом уровне, актуальность  изучения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного  учреждения обоснованно в работах психологов : М.Л. Баранова, А.И. Баркан,  М.Р. Битянова, Г.И. Зубова, Я.Л.Коломинского, В.Н. Костина,  И.В. Лапина,  К.Л. Печера, Н.В.Соколовской. На научно­методическом уровне актуальности исследование обоснованно особым вкладом в разработку методик адаптации  детей раннего возраста Т.А. Данилина, В.Н. Меркуловой, К.Л. Печера, Р.И.  Яфизова.  Т.В. Костяк рассматривает особенности психологической  адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному  учреждению, а также факторы психологического благополучия ребенка и  основные закономерности его психологического развития в дошкольном  возрасте. Адаптация (лат adapto – приспособляю) – процесс приспособления системы к  условиям внешней и внутренней среды. Адаптацию иногда называют и результат такого процесса­наличие у системы приспособленности к  некоторому фактору среды.  Адаптация – процесс вхождения в согласие с внешним миром, с одной  стороны, и со своими собственными уникальными психологическими  характеристиками – с другой, что подразумевает способность распознавать  субъективные образы, образы внешнего мира, а также умение эффективно  воздействовать на среду. Психология под термином «адаптация»  понимается перестройка психики  индивида под его воздействием объективных факторов окружающей среды, а  также способность человека приспосабливаться к различным требованиям  среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой.  При этом подразумевается процессуальная сторона собственно явления  адаптации в отличии от приспособления животных, преодоления трудностей  или формирования определенных свойств личности. Анализ понятия адаптация позволяет нам сделать вывод, что адаптация – это  есть процесс приспособления, это есть перестройка психики, это есть процесс восхождения в согласие с внешним миром. В педагогике существует 3 фазы адаптационного процесса :  1) Острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в  соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к  снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна,  снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем 1  месяц ) ; 2) Подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, то  есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным  параметрам  на фоне замедленного темпа развития, особенно  психического, по сравнению со средними возрастными нормами  ( длится 3­5 месяцев) ; 3) Фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в  результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше  задержку темпов развития.  Различают 3 степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного  периода : легкая адаптация ­  сдвиги нормализуются в течении 10 – 15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного ; адаптация средней тяжести – сдвиги нормализуются в течении месяца, при  этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание  длительностью 5 дней, есть признаки психического стресса ; тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет  уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое  истощение организма. Различают также специфическую и неспецифическую адаптацию.  Специфическая вызывает такие изменения в организме, которые направлены  непосредственно на устранение либо ослабление действия неблагоприятного  фактора. Адаптация неспецифическая обеспечивает активизацию  разнообразных защитных систем организма, целесообразную на начальных  этапах приспособления к любому фактору среды, не зависимо от его природы. Неспецифические компоненты и стадии физиологической адаптации описаны  Г.Селье под названием адаптационный синдром, или стресс, состоящий из 3  типичных стадий. Первая – «стадия тревоги» ­ характеризуется  генерализованной реакцией функциональных систем организма, направленной  на мобилизацию его защитных сил. Вторая стадия « резистентности» состоит в частичном приспособлении, выявляется напряжение отдельных  функциональных систем, особенно нейрогуморальных регулятивных  механизмов. На третей стадии состояние организма либо стабилизируется и  наступает устойчивая адаптация,  либо в результате истощения ресурсов  организма наступает срыв адаптации. Конечный результат адаптации зависит  от характера силы и продолжительности действия стрессоров,  индивидуальных возможностей и функциональных резервов организма. При возникновении патологических состояний адаптация играет  существенную роль в развитии различных компенсорных  изменений в  организме, защитных механизмов противодействующих болезни. В основе  адаптации лежит изменение структуры гемеостатического регулирования и  формирования функционального состояния, адекватного условия и характеру деятельности. Дети раннего возраста не испытывают потребности в общении со  сверстниками, заменяемых матерью и близкими людьми. Поэтому нормальные тем более эмоционально чувствительные, впечатлительные и привязанные дети тяжело адаптируются к детскому саду, поскольку эффективно  реагируют  на разлуку с матерью и отсутствие равноценной замены. К.Л.Печера в процессе адаптации замечает некоторые закономерности. Во  первых, до 2­3 лет ребенок не испытывает потребности общения со  сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый  выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и  удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и  сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются  в том же. Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к  детскому образовательному учреждению, поскольку сильно привязан к  матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный. Дети 2­3 лет испытывают  страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как  раз и проявляется в полной мере в ДОУ. Эти страхи – одна из причин  затрудненной адаптации ребенка к ДОУ. Нередко боязнь новых людей и  ситуаций в яслях приводит к тому, что ребенок становится более  возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, так как  стресс истощает защитные силы организма. Анализ показывает, что  уже в  раннем возрасте (второй – третий годы жизни ) наибольшее значение в период  адаптации имеет уровень социализации, в частности, наличие или отсутствие  общения ребенка со сверстниками. Немаловажную роль играет формирование  таких черт личности, как инициативность, самостоятельность, умение решать  «проблемы» в игре. А.В.Петровский определяет адаптацию,  как одну из стадий развития  личности в процессе социализации. На стадии адаптации, которая обычно  совпадает с периодом детства, человек выступает кА объект общественных  отношений,  на которого направлено громадное количество усилие родителей, воспитателей, учителей и других людей, окружающих ребенка и находящихся  в той или иной степени близости к нему. На этой стадии происходит  вхождение в мир людей : овладение некоторыми знаковыми системами,  созданными человечеством, элементарными нормами и правилами поведения,  социальными ролями; усвоение простых форм деятельности. Человек  обучается быть личностью. Ребенок, не прошедший стадию адаптации и не  усвоивший основ социальной жизни, не может быть обучен этому  впоследствии. Стадия адаптации в процессе социализации является очень  важной, поскольку сензитивные периоды детства необратимы. Литература : Петровский А.В. «Психология» учебник для студентов высших  педагогических заведений Федеральные государственные требования (электронный ресурс)

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ.

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ.

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ.

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ.

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ.

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ.

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ.

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ.

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ.

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.12.2018