В статье рассказывается об адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада : психологи, кто занимался изучением данной проблемы, фазы адаптационного процесса, три стадии, 3 степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода. Рассказывается о специфической и неспецифической адаптации, какие страхи испытывают дети 2-3 лет перед незнакомыми людьми и в новой обстановке. Перечислена использованная в статье литература.
адаптация.docx
Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ.
Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада
является актуальной. От того как происходит привыкание ребенка к новому
режиму, к незнакомым людям зависит его физическое и психическое развитие,
помогает предотвратить или снизить заболеваемость, а также дальнейшее
благополучие, существование в детском саду и семье. От того, насколько
ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и
течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. Чтобы период
адаптации детей проходил легче, необходима профессиональная помощь
семье. Современные родители не могут помочь ребенку в адаптации к ДОУ, в
этом им не хватает педагогической культуры. В этой ситуации помощь
родителям и ребенку ложится на плечи специалистов детского сада. Детский
сад должен стать «открытым» по всем вопросам развития и воспитания. В
нормативноправовых документах Постановление Правительства РФ
«Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» 2008 г
затрагиваются понятия адаптации детей в ДОУ. «Детский сад для детей
раннего возраста реализует основную общеобразовательную программу
дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности для
детей, создает условия для социальной адаптации и ранней социализации
детей».
В последние годы в психологической науке возрастает интерес к изучению
адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения в
различных ее аспектах. На научнотеоритическом уровне, актуальность
изучения адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного
учреждения обоснованно в работах психологов : М.Л. Баранова, А.И. Баркан,
М.Р. Битянова, Г.И. Зубова, Я.Л.Коломинского, В.Н. Костина, И.В. Лапина,
К.Л. Печера, Н.В.Соколовской. На научнометодическом уровне актуальности
исследование обоснованно особым вкладом в разработку методик адаптации
детей раннего возраста Т.А. Данилина, В.Н. Меркуловой, К.Л. Печера, Р.И.
Яфизова. Т.В. Костяк рассматривает особенности психологической
адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному
учреждению, а также факторы психологического благополучия ребенка и
основные закономерности его психологического развития в дошкольном
возрасте.
Адаптация (лат adapto – приспособляю) – процесс приспособления системы к
условиям внешней и внутренней среды. Адаптацию иногда называют и результат такого процессаналичие у системы приспособленности к
некоторому фактору среды.
Адаптация – процесс вхождения в согласие с внешним миром, с одной
стороны, и со своими собственными уникальными психологическими
характеристиками – с другой, что подразумевает способность распознавать
субъективные образы, образы внешнего мира, а также умение эффективно
воздействовать на среду.
Психология под термином «адаптация» понимается перестройка психики
индивида под его воздействием объективных факторов окружающей среды, а
также способность человека приспосабливаться к различным требованиям
среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой.
При этом подразумевается процессуальная сторона собственно явления
адаптации в отличии от приспособления животных, преодоления трудностей
или формирования определенных свойств личности.
Анализ понятия адаптация позволяет нам сделать вывод, что адаптация – это
есть процесс приспособления, это есть перестройка психики, это есть процесс
восхождения в согласие с внешним миром.
В педагогике существует 3 фазы адаптационного процесса :
1) Острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в
соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к
снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна,
снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем 1
месяц ) ;
2) Подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, то
есть все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным
параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно
психического, по сравнению со средними возрастными нормами
( длится 35 месяцев) ;
3) Фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в
результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше
задержку темпов развития.
Различают 3 степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного
периода : легкая адаптация сдвиги нормализуются в течении 10 – 15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще
обычного ;
адаптация средней тяжести – сдвиги нормализуются в течении месяца, при
этом ребенок на короткое время теряет в весе, может наступить заболевание
длительностью 5 дней, есть признаки психического стресса ;
тяжелая адаптация длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет
уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое
истощение организма.
Различают также специфическую и неспецифическую адаптацию.
Специфическая вызывает такие изменения в организме, которые направлены
непосредственно на устранение либо ослабление действия неблагоприятного
фактора. Адаптация неспецифическая обеспечивает активизацию
разнообразных защитных систем организма, целесообразную на начальных
этапах приспособления к любому фактору среды, не зависимо от его природы.
Неспецифические компоненты и стадии физиологической адаптации описаны
Г.Селье под названием адаптационный синдром, или стресс, состоящий из 3
типичных стадий. Первая – «стадия тревоги» характеризуется
генерализованной реакцией функциональных систем организма, направленной
на мобилизацию его защитных сил. Вторая стадия « резистентности» состоит в
частичном приспособлении, выявляется напряжение отдельных
функциональных систем, особенно нейрогуморальных регулятивных
механизмов. На третей стадии состояние организма либо стабилизируется и
наступает устойчивая адаптация, либо в результате истощения ресурсов
организма наступает срыв адаптации. Конечный результат адаптации зависит
от характера силы и продолжительности действия стрессоров,
индивидуальных возможностей и функциональных резервов организма.
При возникновении патологических состояний адаптация играет
существенную роль в развитии различных компенсорных изменений в
организме, защитных механизмов противодействующих болезни. В основе
адаптации лежит изменение структуры гемеостатического регулирования и
формирования функционального состояния, адекватного условия и характеру
деятельности.
Дети раннего возраста не испытывают потребности в общении со
сверстниками, заменяемых матерью и близкими людьми. Поэтому нормальные
тем более эмоционально чувствительные, впечатлительные и привязанные дети тяжело адаптируются к детскому саду, поскольку эффективно
реагируют на разлуку с матерью и отсутствие равноценной замены.
К.Л.Печера в процессе адаптации замечает некоторые закономерности. Во
первых, до 23 лет ребенок не испытывает потребности общения со
сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый
выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и
удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и
сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются
в том же. Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к
детскому образовательному учреждению, поскольку сильно привязан к
матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он
впечатлительный и эмоционально чувствительный. Дети 23 лет испытывают
страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как
раз и проявляется в полной мере в ДОУ. Эти страхи – одна из причин
затрудненной адаптации ребенка к ДОУ. Нередко боязнь новых людей и
ситуаций в яслях приводит к тому, что ребенок становится более
возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, так как
стресс истощает защитные силы организма. Анализ показывает, что уже в
раннем возрасте (второй – третий годы жизни ) наибольшее значение в период
адаптации имеет уровень социализации, в частности, наличие или отсутствие
общения ребенка со сверстниками. Немаловажную роль играет формирование
таких черт личности, как инициативность, самостоятельность, умение решать
«проблемы» в игре.
А.В.Петровский определяет адаптацию, как одну из стадий развития
личности в процессе социализации. На стадии адаптации, которая обычно
совпадает с периодом детства, человек выступает кА объект общественных
отношений, на которого направлено громадное количество усилие родителей,
воспитателей, учителей и других людей, окружающих ребенка и находящихся
в той или иной степени близости к нему. На этой стадии происходит
вхождение в мир людей : овладение некоторыми знаковыми системами,
созданными человечеством, элементарными нормами и правилами поведения,
социальными ролями; усвоение простых форм деятельности. Человек
обучается быть личностью. Ребенок, не прошедший стадию адаптации и не
усвоивший основ социальной жизни, не может быть обучен этому
впоследствии. Стадия адаптации в процессе социализации является очень
важной, поскольку сензитивные периоды детства необратимы. Литература :
Петровский А.В. «Психология» учебник для студентов высших
педагогических заведений
Федеральные государственные требования (электронный ресурс)
Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ.
Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ.
Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ.
Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ.
Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.