Адаптация
первоклассников
к школьному
обучению
Подготовила: учитель начальных классов
МБОУ СОШ №77 г. Кемерово
Кривошеева Дарина Игоревна
Адаптация первоклассников к школьному обучению
Этапы адаптации:
• 1 этап (перваявторая недели) –
ориентировочный. Значительное
напряжение всех систем организма.
• 2 этап (третьячетвёртая недели) –
неустойчивое, постепенное
приспособление.
• 3 этап (пятаяшестая недели) –
относительно устойчивое
приспособление.
Адаптация первоклассников к школьному обучению
адаптации.
«Школьный стресс»:
Показатели трудностей
• Выраженное утомление – у 40%.
• Неврозоподобные реакции
(нарушение сна или аппетита,
страх перед школой, головные
боли, боли в животе – до 75%
детей в начале учебного года.
• Ухудшение состояния здоровья.
Адаптация первоклассников к школьному обучению
Показатели трудностей
адаптации.
«Школьный стресс»:
• Изменения в поведении
(агрессивность, слезливость,
капризность , вялость или
перевозбуждение,
раздражительность).
• Трудности в усвоении программы.
• Проблемы в отношениях со
сверстниками, учителем.
Адаптация первоклассников к школьному обучению
Успешность
адаптации зависит от
готовности к обучению в
школе в свете
Федеральных
Государственных
Образовательных
Стандартов
Адаптация первоклассников к школьному обучению
Виды универсальных
учебных действий по
новым ФГОС
Личностные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
Адаптация первоклассников к школьному обучению
Готовность к школе
1. Социальная готовность (коммуникативные УУД)
– предполагает развитие у детей сотрудничества: умение
слышать, слушать и понимать партнера,
планировать и согласованно выполнять совместную
деятельность,
распределять роли,
взаимно контролировать действия друг друга,
договариваться, вести дискуссию,
правильно выражать свои мысли,
оказывать поддержку друг другу
и эффективно сотрудничать,
строить отношения
как с учителем, так и со сверстниками.
Адаптация первоклассников к школьному обучению
Готовность к школе
2. Личностная готовность
предполагает, что первоклассник должен понимать и
выполнять нормы и правила поведения в школе, быть в
ладу с самим собой, сдерживать, контролировать себя.
По новым стандартам это звучит так: личностные УУД
осознание, исследование
и принятие жизненных ценностей, ориентировка в
нравственных нормах и правилах, выработка своей
жизненной позиции в отношении мира.
Главное в первом классе это
формирование учебной мотивации:
развитие познавательных («хочу всё знать») и
социальных («хочу стать взрослым…») мотивов у
первоклассника способствует возникновению
внутренней позиции школьника, освоению статуса
ученика.
Адаптация первоклассников к школьному обучению
Готовность к школе
3. Предполагает и сформированность
регулятивных УУД – умения управлять
познавательной и учебной деятельностью
Первоклассник должен быть готов:
Внимательно слушать задания, инструкции
Ставить цель перед выполнением задания
Планировать способы его выполнения
Контролировать правильность выполнения
Корректировать (исправлять) свои действия
Оценивать успешность своей работы
Адаптация первоклассников к школьному обучению
Готовность к школе
4. Интеллектуальная, умственная готовность
предполагает сформированность
познавательных УУД:
исследование, поиск, отбор
и систематизация необходимой информации,
моделирование, структурирование,
обобщение и практическое применение изучаемого
материала,
развитие мыслительных операций.
Важнее не учить ребёнка читать, а развивать речь и
способность различать звуки, не учить писать, а
развивать мелкую моторику. Важно качество
мышления, а не сумма знаний.
Адаптация первоклассников к школьному обучению
Портрет выпускника
ДОШКОЛЬНИК
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
•деятельный и активный
•креативный
•любознательный
•инициативный
•открытый внешнему миру,
доброжелательный и отзывчивый
•с положительным отношением к себе,
уверенный в своих силах
•с чувством собственного
достоинства
•исследовательский
интерес
•коммуникативность
•ответственность
•саморегуляция
•уважительное отношение к
окружающим, к иной точке
зрения
•навыки самоорганизации
и здорового образа жизни
УЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ = УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ
Адаптация первоклассников к школьному обучению
Режим дня первоклассника
• Суточный сон – 11, 5 часов (10 +1,5).
• Подъём – за 11,5 часа до занятий.
• Утренняя гимнастика.
• Питание (завтрак, обед, полдник,
ужин).
• Прогулки – 33,5 часа в день.
• Занятия дома – с 16 до 20 часов, не
более одного часа с перерывами
через 20 минут.
Адаптация первоклассников к школьному обучению
Режим дня первоклассника
• Внешкольные занятия – по состоянию
ребёнка, спокойно, без спешки.
• Игры, любимые занятия дома.
• Посильная помощь по дому.
• Общение с родными.
• Просмотр телепередач – 23 раза в
неделю не более 30 минут.
• За компьютером – не более 1520 минут
с гимнастикой для глаз и осанки.
Адаптация первоклассников к школьному обучению
Режим дня первоклассника
• Совместная подготовка к школе с
вечера : собрать портфель,
приготовить одежду, обсудить меню
завтрака.
• Отход ко сну – в одно и то же время,
после спокойных игр и гигиенических
процедур. Спать ребёнок должен
при полной тишине и темноте.
Адаптация первоклассников к школьному обучению
Семья – залог успеха
• Терпение и
доброжелательность,
эмоциональная поддержка и
похвала, любовь и участие
родителей – залог успешной
адаптации первоклассника.
Адаптация первоклассников к школьному обучению
Источники информации:
• 1. Корнеева Е.Н. Ох, уж эти
первоклашки!.. Ярославль. «Академия
развития» 2000 год.
• 2. Методическое сопровождение
адаптационного периода
первоклассников: рекомендации,
конспекты уроков, игры и упражнения /
авт. сост. И.Ю. Гайтукаева, Е.М.
Елизарова. – Волгоград: Учитель, 2009.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.