Адаптация пятиклассников
Оценка 5

Адаптация пятиклассников

Оценка 5
Работа с родителями
docx
родителям
5 кл
29.09.2018
Адаптация пятиклассников
Методическая разработка профилактического (просветительского) мероприятия для родителей включает в себя доклад по данной теме и буклет. Педагог-психолог знакомит родителей с проблемами адаптации, которые могут возникнуть у обучающихся при переходе из начального в среднее звено школы. Родители, зная эти проблемы, могут помочь своим детям успешно адаптироваться к условиям обучения.
Адаптация пятиклассников.docx
Методическая разработка профилактического (просветительского) мероприятия для родителей Доклад на тему: Адаптация пятиклассников Автор: Белова Светлана Николаевна, педагог­психолог МБОУ «Школа № 7 для обучающихся с ОВЗ» г. Березники, 2018 год Пояснительная записка Проблема адаптации является одной из важных тем, которую необходимо обсуждать   вместе   с   родителями,   потому   что   они   являются   главными воспитателями   своих   детей,   могут   заметить   изменения,   происходящие   с ребенком,   помочь   ему   справиться   с   возникающими   трудностями   в   процессе учебы. Именно к родителям обращаются учителя и мы, психологи, за помощью, чтобы   они   помогли   разрешить   какую­либо   трудную   ситуацию,   возникшую   у ребенка в школе. Контингент учащихся нашей школы обусловлен психофизиологическими особенностями   коррекционного   образовательного   учреждения   восьмого   вида (обучаются   дети   с   легкой,   умеренной   степенью   умственной   отсталости   и тяжелыми интеллектуальными нарушениями). В школе обучаются 54 учащихся из   коррекционного   детского   дома,   что   создает   дополнительные   трудности   в обучении и адаптации детей. Присутствует     неблагополучный   портрет   семьи   у   обучающихся   нашей школы:   неполные   малообеспеченные   семьи   с   безработными   родителями,   с различными   жилищно­бытовыми   проблемами,   присутствует   попустительство родителей (уклонение от активного участия в воспитании ребенка, пассивность, признание полной автономии ребенка).  К   низкому   социально­экономическому   потенциалу   наших   родителей   низким добавляется   невысокий   воспитательный   потенциал,   связанный   с   образовательным уровнем и  особенностями социального статуса родителей. Анализируя социальную обстановку нашей школы, можно сделать выводы: «Школа    № 7»   находится на окраине города,   в районе пос. Абрамово, на пересечении улиц П.Коммуны и Ломоносова. Окружают школу многоэтажные дома,   в  непосредственной   близости   находятся   гостиница,   продовольственный магазин   «Виват»,   церковь,  Дом­интернат   для   престарелых,   через   500  метров начинается частный сектор. Эти факторы затрудняют процесс адаптации детей к обучению в среднем звене школы. Родители провожают детей, которые учатся в начальной школе. Начиная с пятого  класса дети получают больше свободы, часто самостоятельно добираются   до   школы   и   обратно,   учатся   выстраивать   отношения   с одноклассниками и более старшими ребятами. Поэтому   важно   донести   до   родителей,   что   такое   «адаптация»,   какие проблемы начинаются при «дезадаптации», как поддержать своего ребенка и как ему   помочь,   чтобы   справиться   с   возникающими   трудностями.   В   этом заключается актуальность выбранной темы просвещения родителей. Цель  –   информирование   родителей   о   состояниях   адаптации   и дезадаптации у пятиклассников. Задачи: 1. раскрыть понятия «адаптация» и «дезадаптация»; 2. обозначить роль и задачи родителей в адаптационный период; 3. дать рекомендации родителям (выдать буклеты) по данной теме. Ожидаемый   результат:   после   собрания   родители   помогут   своим   детям быстрее   адаптироваться   к   ситуации   предметного   обучения   в   среднем   звене школы, будут с пониманием относиться к возникающим трудностям в учебе или отношениях со сверстниками. Выступление Слово   «адаптация»   обозначает   «приспособление».   К   чему   же   должны приспособиться   наши   пятиклассники?   В   их   жизни   произошли   очень   большие изменения, они стали взрослее, сменился вид деятельности, их окружение, у некоторых   поменялся   состав   класса,   кто­то   перешел   в   параллельный   класс, появились новые предметы. Ученики оказались в некоторой растерянности от произошедших изменений.  В   результате   данных   изменений   у   пятиклассников   повышается   уровень тревожности,   напряженности   в   школе,   они   могут   испытывать   определенный дискомфорт  от того,  что еще  не  готовы к  тем требованиям, которые к  ним начинают предъявлять учителя­предметники, которых стало много и у каждого учителя   свои   требования.   На   запоминание   некоторых   организационных моментов   может   уйти   некоторое   время,   чтобы   учащиеся   привыкли, приспособились   к   условиям   обучения   и   к   тем   требованиям,   которые   к   ним предъявляют (запомнить номера кабинетов, успеть записать домашнее задание, выучить правила поведения на уроках и т.д.). Пребывание в состоянии длительного дискомфорта и напряжения может привести к состоянию «дезадаптации», т.е. ученик не может приспособиться к данным   условиям   обучения.   Он   становится   рассеянным,   невнимательным, начинает   отставать   в   учебе,   т.к.   не   может   сосредоточиться   и   испытывает затруднения   в   усвоении   учебной   программы.  Ко   всему   прочему   он   начинает нарушать   дисциплину,   часто   отвлекается   сам   и   мешает   другим,   пытается сорвать урок, начинает прогуливать уроки, а иногда и совсем не хочет идти в школу, придумывает всякие болезни, чтобы родители не ругали его и оставили дома.   Тревога,   находящаяся   внутри   у   ребенка,   мешает   ему   адекватно воспринимать окружающую действительность. Ребенок сам не знает, как приспособиться к новым условиям учебы, так как  у него не было раньше  подобного опыта, ему сложно перестроиться, он привык   делать   так,   как   умеет,   как   его   научили   в   начальной   школе,   и   он выполнял требования одной учительницы на протяжении четырех лет.  Снижение уровня контроля со стороны учителя в связи с переходом в среднее звено школы также может быть одной из причин дезадаптации. У детей появляется много свободы на переменах и после уроков, с которой они иногда не   могут   справиться.   Они   начинают   пробовать   себя   в   разных   видах деятельности,   изучать   новые   возможности,   но,   не   имея   достаточного   уровня самоконтроля,  попадают   в   разные   нелепые   ситуации   и   не   знают,   как   из   них выйти, в связи с отсутствием жизненного опыта.  В   это   же   время   у   детей   начинается   внутриличностный   кризис идентичности,   который   мешает   процессу   адаптации.   Он   проявляется   через повышение агрессивности. Ребенок старается проявить себя в чем­либо, часто в это время дети становятся неряшливы, перестают за собой следить, подражают в одежде   кумирам,   значимым   для   них   людям.   Они   часто   забывают   выполнять поручения,   в   том   числе   и   задания,   касающиеся   учебы.   В   этот   период   они стремятся быть, как все. Нарушая   дисциплину   или   проявляя   агрессию,   учащийся   старается привлечь  внимание, как  бы просит  о помощи, сигнализирует  о том, что  ему трудно справиться с проблемами, которые не него навалились и хочет, чтобы взрослые   люди,   которые   его   окружают   (родители,   педагоги),   помогли   ему справиться с трудностями. В период адаптации родители играют очень большую роль для ребенка. Именно   они   помогают   ему   пройти   через   все   эти   трудности   и   преграды   и приспособиться к новым условиям учебы.  Родители могут оказать своему ребенку большую помощь и поддержку, как   в   усвоении   учебной   программы,   так   и   построении   отношений   со сверстниками. Также необходимо помочь своим детям наладить отношения с учителями­предметниками,   которых   стало   намного   больше,   чем   было   в начальной школе (запомнить, как зовут учителей, какой предмет преподают). С этой   целью   родители   могут   поприсутствовать   на   уроках,   которые   их интересуют. Интересоваться успехами своих детей родителям нужно как можно чаще,   чтобы   помочь   исправить   оценки,   позаниматься   с   детьми,   пока   не накопились пробелы в знаниях или не наступил конец четверти. Нельзя ругать детей за плохие оценки, тогда им не придется вас обманывать, и они не будут хитрить. Организовать свободное время своих детей родители могут, записав их в кружки и секции, сначала вместе с ребенком выбрав ему дело по душе. А вместе с   классным   руководителем   могут   подобрать   ребенку   общественно   полезное поручение, которое будет способствовать раскрытию способностей ребенка. Родителям   нужно   приложить   все   усилия,   чтобы   установить   со   своими детьми доверительные отношения, чтобы дети могли поделиться с ними своими неудачами,   надеясь   на   поддержку   и   понимание,   а   не   бояться   наказания   или осуждения со стороны родителей. Родители   должны   помнить   об   авторитете   учителя   и   не   позволять   в присутствии детей плохо говорить об учителях или осуждать его действия. Если в семье практикуется неуважительное отношение к старшим, то оно обязательно передастся ребенку. Он будет думать, что поступает правильно, если грубит учителю, ведь в его семье так принято. Если случится какая­то конфликтная ситуация, то лучше родителям прийти в школу и выяснить все у учителя или психолога. Заключение Для   более   лучшего   понимания   проблемы   адаптации   пятиклассников   в конце   собрания   родителям   выдаются   буклеты   по   данной   теме.   В   буклете содержится   следующая   информация:   проблемы,   возникающие   в   период адаптации,   признаки   дезадаптации,   признаки   успешной   адаптации,   советы родителям,  как   и  чем   можно   помочь   ребенку   в  этот   период.  Кроме   того,  в буклете   находится   открытое   письмо   родителям,   которое   пишет   заранее   их ребенок   на   классном   часе   прямо   в   буклете.   Поэтому   буклеты   получаются адресные, конкретно для того родителя, кому написал письмо ребенок.  Такая   форма   общения   родителя   с   ребенком   показала   себя   очень эффективной, так как есть повод сразу прочитать письмо и другую информацию в   буклете,   а   не   просто   отложить   его   до   лучших   времен,   учитывая   большую занятость родителей другими важными делами. К тому же то, что ребенок не может   сказать   словами,   он   всегда   может   написать   в   письме.   А   родители, проанализировав   прочитанное,   могут   сделать   выводы,   все   ли   хорошо   у   их ребенка в школе или ему нужна какая­то помощь с их стороны. Об этом уже можно поговорить с ребенком, все выяснить и оказать необходимую помощь. Тем   родителям,   которые   не   пришли   на   родительское   собрание,   дети отнесли буклеты домой. Но здесь не всегда есть обратная связь, иногда нельзя отследить,   поняли   ли   родители   эту   тему   или   нет,   ведь   у   них   отсутствует информация,   с     которой   познакомил   психолог   на   собрании.   Поэтому   нужно мотивировать   родителей   на   посещение   родительских   собраний   для   более грамотного построения их воспитательного процесса.      Буклет (приложение к работе).

Адаптация пятиклассников

Адаптация пятиклассников

Адаптация пятиклассников

Адаптация пятиклассников

Адаптация пятиклассников

Адаптация пятиклассников

Адаптация пятиклассников

Адаптация пятиклассников

Адаптация пятиклассников

Адаптация пятиклассников

Адаптация пятиклассников

Адаптация пятиклассников

Адаптация пятиклассников

Адаптация пятиклассников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.09.2018