ОВЛАДЕНИЕ БАЗОВЫМИ ШКОЛЬНЫМИ ЗНАНИЯМИ И УМЕНИЯМИ;
РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ, ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСОВ;
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ СОТРУДНИЧЕСТВА СО СВЕРСТНИКАМИ, ПРАВИЛЬНО СРАВНИВАТЬ СВОИ РЕЗУЛЬТАТЫ С УСПЕШНОСТЬЮ ДРУГИХ;
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ ДОБИВАТЬСЯ УСПЕХА И ПРАВИЛЬНО ОТНОСТИТСЯ К УСПЕХАМ И НЕУДАЧАМ, РАЗВИТИЕ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ;
ФОРМИРОВАТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СЕБЕ, КАК ОБ УМЕЛОМ ЧЕЛОВЕКЕ С БОЛЬШИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ.
Готовность к обучению в средней школе
1. Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала.
2. Умение самостоятельно работать, осмысливать материал.
3. «Взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.
Перваягруппа
Втораягруппа
Состояние здоровья;
Социальные факторы;
Функциональная готовность.
Взаимоотношения учитель – ученик;
Взаимоотношения ученик – ученик;
Выполнение правил и требований;
Оценка успехов и неудач в процессе обучения;
Интеллектуальная готовность к обучению в среднем звене.
Срок адаптационного периода
от 45 суток до полугода
70-80% становятся: более тревожными, робкими или, напротив, «развязными», чрезмерно шумными, суетливыми; может снизиться работоспособность, появиться забывчивость, неорганизованность. Иногда нарушаются сон, аппетит...
У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2–4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2–3 месяца и даже больше.
Статистика
Упрямство в среднем в 6 раз чаще, чем наблюдалось в 4 классе;
Противопоставление себя учителям возросло в 10 раз;
Стремление поступить вопреки чужой воле в 7 раз;
Бравирование недостатками в 9 раз чаще;
Своеволие в 5 раз чаще;
Недостаточно мотивированные поступки в 42 раза больше.
Возрастные особенности пятиклассника:
потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье
повышенная утомляемость
стремление обзавестись верным другом
стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе
повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе
стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского
Возрастные особенности пятиклассника:
отсутствие авторитета взрослых
отвращение к необоснованным запретам
восприимчивость к промахам учителей
переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем
отсутствие адаптации к неудачам
отсутствие адаптации к положению “худшего”
ярко выраженная эмоциональность
требовательность к соответствию слова делу
Нужды подростка
"Важнее всего для меня - чувствовать, что меня любят и ценят независимо от того, насколько глупо и нелепо я могу выглядеть. Я очень остро все воспринимаю.
Мне нужен тот, кто мог бы спокойно, без всякой критики выслушать меня и помочь мне разобраться в самом себе. Когда я терплю неудачу, теряю друга или проигрываю в игре, мне кажется, что переворачивается весь мир. Мне нужно место, где я мог бы поплакать и где бы никто надо мной не смеялся.
Но, с другой стороны, мне также нужен тот, кто громко и ясно скажет "Остановись!" Но он не должен читать мне нотации и напоминать о моих прежних глупостях".
Быстро осваиваются в среднем звене;
Устанавливают контакты;
Приобретают новых друзей;
Имеют хорошее настроение, спокойны, доброжелательны, добросовестны;
Выполняют все требования учителей;
Иногда отмечаются сложности в контактах либо с детьми, либо с учителем. Но к концу октября трудности исчезают.
Трудно принимают ситуацию учения, испытывает трудности в усвоении программного материала;
Проблемы общения с учителем;
Не реагирует на замечания, или реагирует слезами, обидами;
Выясняет отношения с одноклассниками;
Трудности исчезают к концу первого полугодия.
Причины плохой адаптации в 5-м классе:
Разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все их учитывать и выполнять
Большой поток информации, незнакомые термины, слова. Нужно научить пятиклассника пользоваться справочниками и словарями, а также научить спрашивать о значении непонятных слов у взрослых.
Чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, а куратору не удается уделить всем необходимое внимание.
Чем помочь?
Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.
Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях.
Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.
Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями.
Уметь общаться с одноклассниками
иметь свое мнение и формировать его с учетом мнения других
уметь поддерживать отношения, уважая одноклассников
Пятикласснику необходимо:
Уметь распределять и планировать свое время
проявлять самостоятельность в своих делах
в случае необходимости обращаться за помощью к взрослым
Пятикласснику необходимо:
Стараться учиться
стремиться овладевать знаниями
уметь заниматься самостоятельно
Уметь дружить
общаться уважительно (вежливо) с мальчиками и девочками
самостоятельно разрешать возникающие конфликты
Пятикласснику необходимо:
Обладать навыками самообслуживания:
личная гигиена
подготовка к уроку и сбор вещей после него
дежурство в классе
выполнение поручений
Иметь постоянные обязанности дома
выполнять их без напоминания
помогать родителям
Домашние задания
Домашние задания даются учащимся с учетом возможности их выполнения в следующих пределах:
В 1 классе(со второго полугодия) - до 1 ч.
Во 2 классах – до 1,5 ч.
В 3-4 классах – до 2 ч.
В 5-6 классах – до 2,5 ч.
В 7-8 классах – до 3 ч.
В 9-11 классах – до 4 ч.
Так как же быть с домашними заданиями? Педагоги советуют: регулярно (в зависимости от того, насколько ответственен ребенок) просматривайте дневник и рабочие тетради своего чада.
Признаки успешной адаптации:
удовлетворенность ребенка процессом обучения;
ребенок справляется с программой;
степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
Все переживания этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть, поэтому родителям и учителям надо просто быть внимательнее и добрее к ребятам в новом периоде их жизни.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.