В ходе социально – экономических реформ проблема адаптации человека к изменяющим условиям стала одной из самых актуальных. Особенно остро стоит перед подрастающим поколением. Нынешним школьникам предстоить начать самостоятельную жизнь и трудовую деятельность в условиях, жесткие требования которых ставят перед ними не только проблемы правильного выбора профессии и трудоустройства, но и эколого – экономические проблемы, напрямую связанные с их благостоянием и здоровьем. Поэтому выпусники школ должны быть социально мобильны, инциативны, уметь легко и пластично реагировать на изменяющиеся условия и находить адекватные способы самореализации и самоопределения. С одной стороны, они должны быть способны строго выполнять определенные социальные функции, а с другой – уметь реализовывать и развивать свою индивидуальность. Важной социальной потребностью данного возраста является потребность в поисковой активности, в самоопределении, в выстраивнии жизненных перспектив. Главный итог переходного возраста – самосознание. В этот период подросток осознает свою индивидуальность, устойчивость образ «Я», у него появляется четкая потребность в углубленном психологическом анализе окружающих его взрослых людей, сверстников, самоанализе, самооценке.В ходе социально – экономических реформ проблема адаптации человека к изменяющим условиям стала одной из самых актуальных. Особенно остро стоит перед подрастающим поколением. Нынешним школьникам предстоить начать самостоятельную жизнь и трудовую деятельность в условиях, жесткие требования которых ставят перед ними не только проблемы правильного выбора профессии и трудоустройства, но и эколого – экономические проблемы, напрямую связанные с их благостоянием и здоровьем. Поэтому выпусники школ должны быть социально мобильны, инциативны, уметь легко и пластично реагировать на изменяющиеся условия и находить адекватные способы самореализации и самоопределения. С одной стороны, они должны быть способны строго выполнять определенные социальные функции, а с другой – уметь реализовывать и развивать свою индивидуальность. Важной социальной потребностью данного возраста является потребность в поисковой активности, в самоопределении, в выстраивнии жизненных перспектив. Главный итог переходного возраста – самосознание. В этот период подросток осознает свою индивидуальность, устойчивость образ «Я», у него появляется четкая потребность в углубленном психологическом анализе окружающих его взрослых людей, сверстников, самоанализе, самооценке.
майра статья 1.docx
Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах .
В ходе социально – экономических реформ проблема адаптации человека к
изменяющим условиям стала одной из самых актуальных. Особенно остро
стоит перед подрастающим поколением. Нынешним школьникам предстоить
начать самостоятельную жизнь и трудовую деятельность в условиях, жесткие
требования которых ставят перед ними не только проблемы правильного
выбора профессии и трудоустройства, но и эколого – экономические
проблемы, напрямую связанные с их благостоянием и здоровьем. Поэтому
выпусники школ должны быть социально мобильны, инциативны, уметь легко
и пластично реагировать на изменяющиеся условия и находить адекватные
способы самореализации и самоопределения. С одной стороны, они должны
быть способны строго выполнять определенные социальные функции, а с
другой – уметь реализовывать и развивать свою индивидуальность. Важной
социальной потребностью данного возраста является потребность в поисковой
активности, в самоопределении, в выстраивнии жизненных перспектив.
Главный итог переходного возраста – самосознание. В этот период подросток
осознает свою индивидуальность, устойчивость образ «Я», у него появляется
четкая потребность в углубленном психологическом анализе окружающих его
взрослых людей, сверстников, самоанализе, самооценке.
Очень сложно найти себя в жизни, многие ученики выходя из стен школы не
знают куда поступить, кем стать в жизни. Зачастую родители, чтобы
подержать свое чадо наоборот предоставляют их самим себе. Ребенок теряет
свое мировоззрение так как не чувствует поддержки своих близких. Учитель с
первых дней и на протяжении всех учебных лет должен вселить в ребенка,
что это личность.
Образ собственного Я есть у каждого человека. Это система представлений о
себе, определяющая установку по отношению к самому себе. Она
складывается из осознания своих физических, интеллектуальных,
нравственных качеств, их самооценки. Подростков с низкой самооценкой
можно разделить на два типа. Для ребенка, которого мы условно отнесли к
первому типу, характерны неверие в свои силы, невысокое мнение о себе.
Такая самооценка формируется под влиянием родителей, которые постоянно
указывают на его недостатки, предъявляя к нему жесткие, нередко заведомо
невыполнимые требования. Все успехи ребенка они объясняют случайностью,
а неудачи – неумелостью, неловкостью, глупостью. Для детей второго типа
характерна тяга к лидеру. Однако такая дружба лишь способствует закреплению низкой самооценкой и лишает удовольствия общения с другими
сверстниками.
Низкая самооценка в подросковом возрасте проявляется:
в словах: «У меня это никогда не получится»;
в упадническом настроении: «Зачем волноваться, шансов на победу все
равно нет»;
в нежелании признать свою вину: «Я не виноват, что…»;
в отрицательном отношении к школе и учителям: «Учителя меня не любят»;
в низкой мотивации, в отказе от попыток добиться какого – то успеха:
«Меня это не интересует»;
в повышенной чувствительности к критике: «Все против меня».
Самооценка ребенка обнаруживается не только в том, как он оценивает себя,
но и в том, как он относится к достижениям других. Из наблюдений известно,
что дети с повышенной самооценкой не обязательно расхваливают себя, но
зато они
охотно бракуют все, что делают другие. Ученики с пониженной самооценкой,
напротив, склонны переоценивать достижения товарищей.
Дети, которые не критичны к себе, часто очень критичны к другим. Если
маленькому школьнику (первокласснику, второкласснику), который обычно
получает хорошие отметки и высоко оценивает себя, дать на оценку его
собственную работу и такую же по качеству работу, выполненную другим, то
себе он поставит 4 или 5, а в работе другого найдет массу недостатков.
Ребенок не рождается на свет с какимто отношением к себе. Как и все другие
особенности личности, его самооценка складывается в процессе воспитания, в
котором основная роль принадлежит семье и школе.
Дети с высокой самооценкой отличались активностью, стремлением к
достижению успеха как в учении и общественной работе, так и в играх.
Совсем поиному ведут себя дети с низкой самооценкой. Их основная
особенность
неуверенность в себе. Во всех своих начинаниях и делах они ждут только
неуспеха.
Самооценка – это представление человека о своей ценности, оценка
собственных качеств и недостатков. На первой стадии подросткового
периода, в 12—13 лет, наряду с общим принятием себя сохраняется и
ситуативноотрицательное отношение ребенка к себе, зависящее от оценок
окружающих, прежде всего сверстников. В то же время критическое отношение подростка к себе, переживание недовольства собой
сопровождаются возрастанием потребности в самоуважении, общем
положительном отношении к себе как личности. У ребёнка такого возраста
складывается отношение к самому себе, когда самооценка утрачивает
зависимость от ситуаций успеханеуспеха, а приобретает стабильный
характер. Самооценка в этом возрасте выражает отношение, в котором образ
самого себя относится к идеальному Я.
На второй стадии этого возраста, в 14—15 лет, возникает «оперативная
самооценка», определяющая отношение подростка к себе в настоящее время.
Эта самооценка основывается на сопоставлении подростком своих
личностных особенностей, форм поведения с определенными нормами,
которые выступают для него как идеальные формы его личности.
Самооценка может быть: завышенной, адекватной и заниженной.
Подростки с завышенной самооценкой склонны переоценить себя.
Школьник, как правило, не реагирует на замечания, которые делаются
окружающими. В результате ошибки и недостатки в поведении, могут
превратиться в привычки, от которых в последствии очень трудно будет
избавиться. Для подростков с завышенной самооценкой характерны:
конфликтность, обидчивость, подозрительность.
Адекватная и правильная самооценка побуждает человека к активности,
направленной на формирование тех качеств, которые развиты недостаточно
хорошо, к избавлению от недостатков. Поэтому учитель должен научить
ребенка правильно себя оценивать, преподносить себя окружающим людям.
Правильная оценка способствует взаимопониманию с окружающими людьми,
делает их более открытыми к положительным внешним влияниям.
Подростки с заниженной самооценкой недооценивают себя. Долгое время
было распространено мнение, что наиболее вредна и опасна завышенная
самооценка. На самом деле и заниженная самооценка мешает успешному
развитию личности. Для подростков с низкой самооценкой характерны –
неуверенность, тревожность, безынициативность, застенчивость,
подавленность. Это приводит к тому, что подросток стремится быть
незаметным, они одиноки, не могут постоять за себя, наблюдается
расстройство аппетита и здоровья. От этого он смотрит в будущее без
оптимизма и несет в себе массу комплексов. Подростки с низкой самооценкой
подвержены депрессивным тенденциям. Причем одни исследования выявили, что такая самооценка предшествует депрессивным реакциям или является их
причиной, а другие — что депрессивный аффект появляется сначала, а затем
инкорпорируется в низкую самооценку.
И в конце хочется привести правила, которые помогут подготовить
ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе во
время адаптационного периода.
1. Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.
2. Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищать.
3. Не дерись без причины.
4. Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это
не стыдно.
5. Играй честно, не подводи своих товарищей.
6. Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у
кого ничего не проси.
7. Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
8. Изза отметок не плачь, будь гордым.
9. С учителем изза отметок не спорь и на учителя изза отметок не
обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших
результатах, они обязательно у тебя будут.
10. Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
11. Старайся быть аккуратным.
12. Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем
домой.
13. Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты – неповторимый для
самого себя, родителей, учителей, друзей!
Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах .
Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах .
Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах .
Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах .
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.