ВВЕДЕНИЕ
Одним из приоритетных направлений политики Российской Федерации
становится развитие дополнительного образования детей (Указ Президента
Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»). Вместе с тем получает дальнейшее развитие политика обеспечения доступности образования для лиц с инвалидностью и с ограниченными возможностями
здоровья (ОВЗ), что отражено и в ратификации в 2012 г. Российской Федерацией Конвенции ООН по правам инвалидов (2006 г.), и в первых же
Указах Президента РФ В.В. Путина (№ 597 и № 599).
Нормативно-правовой основой обучения и воспитания детей с ОВЗ в организациях системы дополнительного образования являются:
· Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990г.);
· Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации»;
· Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.;
· Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. N 1008 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”;
· Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (письмо Министерства образования РФ от 11.12.2006 N 06-1844);
· Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей (Письмо министерство образования и науки РФ от 29 марта 2016 г. N ВК-641/09);
· Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Обеспечение реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов на участие в программах дополнительного образования является одной из важнейших задач государственной образовательной политики.
Расширение образовательных возможностей этой категории обучающихся является наиболее продуктивным фактором социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе. Программы дополнительного образования решают задачи реализации образовательных потребностей детей, относящихся к данной категории, защиты прав, адаптации к условиям организованной общественной поддержки их творческих способностей, развития их жизненных и социальных компетенций.
Дополнительное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) означает, что им создаются условия для вариативного вхождения в те или иные детско-взрослые сообщества, позволяющие им осваивать социальные роли, расширять рамки свободы выбора (социальные пробы) при определении своего жизненного и профессионального пути.
Проблема обучения, воспитания и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной не только для Пермского края, но и в целом для России, поскольку число таких детей за последние годы резко возросло. В настоящее время дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются в каждой школе любого населенного пункта нашей страны. Зачастую их обучение ведется в домашних условиях педагогами муниципальных образовательных учреждений.
Проблема социальной интеграции детей с ОВЗ стала еще более актуальной. В любой школе должна обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, будут учитываться возрастные и индивидуальные особенности школьников.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В мире нет одинаковых людей. Все мы очень разные. Каждому человеку хочется, чтобы его понимали таким, каким он есть, не ломали бы его личность, а помогали стать лучше.
К сожалению, недостатки физической и психической сферы человека имеют стабильные показатели. С каждым годом в мире все чаще встречаем учащихся с ограниченными возможностями здоровья. На каждые 100 учащихся в возрасте от 7 до 15 лет приходится 4-5 человек, имеющих нарушения интеллекта или испытывающих образовательные затруднения.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания для него специальных условий.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Адаптация дополнительной образовательной программы осуществляется с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальной программы реабилитации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и включает следующие направления деятельности:
- анализ и подбор содержания программы;
- изменение структуры и временных рамок;
- использование разных форм, методов и приемов организации учебной деятельности.
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа «Развивайка» социально-педагогической направленности ориентирована на детей с ограниченными возможностями здоровья 7-12 летнего возраста, разработана на основе дополнительной общеобразовательной программы «Познай себя». При создании программы учитывались общие педагогические и дидактические подходы к коррекционно-развивающим занятиям, а также личный опыт педагога дополнительного образования Копыльцова А.В., занимающегося с детьми в объединении уже более 15 лет. Отбор содержания и учебно-тематическое планирование на учебный год обучения основано на практическом опыте педагога.
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа «Развивайка» для детей с ОВЗ способствует развитию пространственных и временных представлений, наглядно-образного мышления, навыков переноса усвоенной деятельности на аналогичные действия и целенаправленность деятельности.
Новизна программы заключается в разработке и реализации индивидуального дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья по коррекционно-развивающей работе в целях включения этих детей в общественную жизнь, организации их общения друг с другом и со сверстниками, развития и реализации ими своих творческих способностей.
Главными ценностями адаптированной дополнительной общеобразовательной программы «Познай себя» для детей с ОВЗ являются:
ü Право каждого ребенка на получение дополнительного образования в зависимости от его индивидуальных особенностей и возможностей.
ü Признание интересов ребенка, поддержка его успехов и создание условий для его самореализации.
ü Психологический комфорт всех субъектов психологического взаимодействия.
ü Охрана и укрепление здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья.
ü Коллективное сотворчество педагога, обучающегося и родителей в ходе реализации программы.
ü Демократические, партнерские отношения между взрослыми и детьми.
Продолжительность реализации программы - один год обучения.
Форма организации занятий: индивидуальные занятия на базе клуба по месту жительства им. А. Гайдара Муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества «Сигнал» г. Перми.
Занятия проводятся один раз в неделю по 2 часа. Итого: 72 часа в год.
Цель программы: формирование и развитие творческих способностей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Задачи программы:
• формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья ребёнка с ОВЗ;
• становление и развитие личности обучающегося с ОВЗ в еѐ индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости с обеспечением преодоления возможных трудностей познавательного, коммуникативного, двигательного, личностного развития;
• создание благоприятных условий для удовлетворения особых образовательных потребностей обучающегося с ОВЗ;
• социализация и адаптация ребёнка в жизни и обществе;
• включение обучающихся с ОВЗ в процессы познания и преобразования социальной среды (населѐнного пункта, района, города).
Работа по адаптированной общеобразовательной программе «Познай себя» в целом направлена на комплексное развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья, которая включает:
- разработку крупной и мелкой моторики рук;
- развитие пространственно - временной координации;
- интеллектуальное развитие;
- эмоциональное развитие;
- развитие коммуникации.
Общие особенности детей с ОВЗ:
- недостаточное физическое развитие, включая нарушения развития общей и мелкой моторики;
- нарушения интеллекта различной степени выраженности:
- нарушения в развитии познавательной и речевой деятельности;
- недостаточное развитие коммуникативных навыков и навыков самообслуживания;
В соответствии с индивидуальными особенностями обучающегося с синдромом Дауна в объединении «Развивайка» Вадимом Д. Знания усваиваются им механически, быстро забываются. Этим ему требуется чёткое неоднократное объяснение педагога при выполнении любого вида задания. Он нуждается в выполнении достаточно большого количества кратности упражнений, введении дополнительных приёмов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ.
На обучение в объединение дополнительного образования дети с ОВЗ принимаются по направлению Муниципального казённого учреждения системы образования «Психолого-медико-педагогической комиссии» г. Перми, а также на основании индивидуальной программы реабилитации ребёнка-инвалида и только с согласия родителей (законных представителей).
В адаптированной дополнительной общеобразовательной программе «Познай себя» используются следующие задания «Найди лишнее слово», «Найди общее название», «Раздели на группы» направлены на развитие вербально-логического мышления, то есть таких качеств, как способность к классификации, абстрагированию. Например, в задании «Найди лишнее слово» В каждом ряду даётся 3-4 слова. Их можно классифицировать различным образом. Имеется качество или характеристика, которым подходят все слова, кроме одного, оно и должно быть вычеркнуто.
Задания «Вставь недостающее слово», «Из двух слов составь одно» направлены на развитие способности к объединению отдельных частей в систему. Например, в задании «Вставь недостающее слово» надо подобрать такое слово, которое подходило бы сразу обоим предложенным словам, и вписать его в скобки. Например:разговор (затяжной) дождь, друг (старый) шкаф, воспоминание (горькое) лекарство.
Задание «Шифровальщик» направлено на развитие внимания, ассоциативной памяти. Каждой цифре соответствует определённая буква (ключ дан в задании). Дети вместо цифр записывают соответствующие буквы и получают слово.
Задания «Найди слова в слове», «Соедини половинки слов» учат обобщать, анализировать, сопоставлять и развивать внимание, наблюдательность.
Задание «Нарисуй такую же фигуру», «Нарисуй по точкам» направлены на развитие зрительно-моторной координации, развитие пространственного воображения, образного мышления, внимания, памяти и учат ориентироваться на листе в клеточку.
Задание «Раскрась картинку» направлено на развитие внимания, наблюдательности, развивает навыки устного счета.
ФИЗИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЁНКА
С СИНДРОМОМ ДАУНА
Внешний вид и поведение каждого живого существа, в первую очередь определяются генами. Точно также физические особенности детей с синдромом Дауна формируются под влиянием их генетического материала. Поскольку они наследуют гены и от матери, и от отца, они до определённой степени похожи на своих родителей – строением тела, цветом волос и глаз, динамикой роста (последний, правда будет замедленным). Однако из-за наличия дополнительного генетического материала – лишней хромосомы в 21 паре – у детей с синдромом Дауна появляются такие телесные особенности, которые делают их не похожими на родителей, братьев, сестёр или детей, не имеющих хромосомных нарушений. Так как эта лишняя хромосома обнаруживается в клетках каждого ребенка с синдромом Дауна имеются много общих физических черт, и поэтому они выглядят довольно похожими друг на друга. Гены дополнительной хромосомы в 21 паре ответственны за то, что в самый ранний, внутриутробный период жизни плода (эмбриона) развитие определённых частей тела происходит измененным по сравнению с нормой образом. Однако, как именно получаются эти изменения, и каков механизм нарушения нормального хода развития генами лишней хромосомы, неизвестно.
Необходимо обратить внимание и на то, что сходств у такого малыша с обычным, среднестатистическим ребёнком больше, чем различий. Голова ребёнка с синдромом Дауна меньше, чем у обычных детей. У большинства затылок несколько уплощен, что делает голову на вид круглой. Роднички часто бывают больше и позже зарастают. Посередине, в месте встречи черепных костей, нередко обнаруживается один лишний родничок. У некоторых детей на голове могут быть безволосые области или, что встречается реже, все волосы могут выпасть. Лицо младенца с синдрома Дауна кажется немного плоским, главным образом, из-за недоразвитых лицевых костей и маленького носа. Переносица обычно широкая и уплощенная. Глаза, как правило, бывают нормальной формы, глазные щели узкие и расположены косо. У ребёнка с синдромом Дауна маленький рот. Некоторые дети держат его открытым, а язык немного высунутым. Когда ребёнок становится старше, на его языке могут появиться бороздки. Губы зимой часто трескаются. Нёбо узкое, высокое и сводчатое. Зубы обычно прорезываются позже. Челюсти маленькие, что часто приводит к тому, что коренные зубы мешают друг другу. Шея у человека с синдромом Дауна может быть несколько шире и короче. Иногда необычной бывает грудная клетка. Она может быть впалой (воронкообразная грудная клетка), но бывают случаи, когда грудные кости выпирают (голубиная или килевидная грудная клетка). У ребёнка с увеличенным сердцем (что является следствием врождённого порока) со стороны сердца грудь может выглядеть полнее.
Одним детям с синдромом Дауна свойственны определённые черты или состояния, а другим – нет, хотя и у тех, и у других есть лишняя хромосома. Приблизительно 40% детей с синдромом Дауна имеют врождённый порок сердца, для которого характерно наличие высокочастотных шумов, а 60% этой проблемы не знают.
У многих детишек с синдромом Дауна кисти и ступни широкие и короткие. Пальцы на руках короткие, как бы обрубленные; при этом часто мизинец немного загнут внутрь. Примерно у 50% с синдромом Дауна можно заметить складочку, идущую поперёк одной или обеих ладоней. Рисунок линий на подушечках пальцев также имеет ярко выраженные особенности, по которым в прошлом идентифицировали детей с синдромом Дауна. Пальцы на ногах у детей с синдромом Дауна обычно бывают кроткими. У большинства из них промежуток между первым и вторым пальцами несколько больше, а на подошве между ними – складочка. У многих детей с синдромом Дауна наблюдается плоскостопие, обусловленное вялостью сухожилий. В некоторых случаях ортопед советует таким детям носить специальную обувь. Другие же в специальной обуви не нуждаются.
Вследствие общей вялости связок, ребёнок как бы «собран недостаточно жёстко». Как правило, это не приводит к каким-либо серьёзным проблемам, если не считать вывихов и 9 подвывихов, которые иногда происходят с коленной чашечкой или бедром. Нередко вывихи требуют хирургического вмешательства. Многие дети с синдромом Дауна имеют пониженный мышечный тонус, недостаточную силу мышц и ограниченную их координацию.
Следует ещё раз подчеркнуть, что не у каждого ребёнка с синдромом Дауна наблюдаются все названные черты. Кроме того, у одних детей некоторые особенности могут быть больше заметны, чем у других. Таким образом, хотя детей с синдромом Дауна можно распознать по одинаковым для всех физическим характеристикам, всё же не все они выглядят одинаково. Более того, некоторые черты со временем изменяются. Как уже было отмечено, не все упомянутые здесь физические особенности отрицательно влияют на развитие и здоровье ребёнка. Например, загнутый внутрь мизинец не ограничивает функций руки, также как косо расположенные глазные щели не снижают зрения. Другие вещи, однако, такие как тяжёлый врождённый порок сердца или атрезия двенадцатипёрстной кишки представляют серьёзную опасность и требуют немедленного медицинского вмешательства. Многие из описанных физических характеристик могут быть также свойственны и другим детям с отклонениями в развитии.
У детей с синдромом Дауна могут возникнуть и более редкие врождённые нарушения. Чрезвычайно важно, чтобы лечащий врач не делал чрезмерного акцента на физических особенностях ребёнка, а настаивал на необходимости удовлетворения его нормальных человеческих потребностей – потребности во внимании и потребности в любви.
ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЁНКА
С СИНДРОМОМ ДАУНА
Интеллектуальные возможности ребёнка с синдромом Дауна, как и его возможности в других областях развития, в прошлом недооценивались. Последние научные работы опровергают многие сделанные ранее заключения, в том числе, утверждение, что дети с синдромом Дауна обычно имеют сильно выраженное или глубокое отставание в умственном развитии. В соответствии с данными современных исследований, степень отставания большинства детей с синдромом Дауна находится в пределах от лёгкой до средней. Интеллектуальную деятельность некоторых детей можно назвать пограничной или находящейся в пределах между низкой и средней, и только совсем немногие дети имеют сильно выраженную задержку интеллектуального развития. Из этого следует, что у детей с синдромом Дауна умственные возможности могут колебаться в широком диапазоне.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы аттестации/ контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1 |
Вводное занятие. Знакомство с обучающимся и с родителями. |
1 |
0 |
1 |
|
2 |
Инструктаж по ПДД и ПБ. |
1 |
0,5 |
0,5 |
Ответы на вопросы. |
3 |
Ориентация в пространстве. Выполнения графических диктантов. «Змейка», «Дракончик», «Бабочка», «Самолет», «Кенгуру», «Страус». Выполнения задания «Лабиринт». |
6 |
1 |
5 |
Выполнение контрольного задания. |
4 |
Временные представления (часы, сутки, неделя, месяц, год) |
2 |
0,5 |
1,5 |
Выполнение контрольного задания. |
5 |
Мышление. Задания на наглядно-образное мышление. Задания на развитие способности к объединению отдельных частей в систему. «Вставь недостающее слово», «Из двух слов составь одно». |
10 |
2 |
8 |
Выполнение контрольного задания. |
6 |
Внимание. «Внимательные» таблицы. «Прятки». Задания на развитие внимания и наблюдательности. «Найди 7 отличий», «Найди слова в слове», «Соедини половинки слов» и др. |
10 |
2 |
8 |
Выполнение контрольного задания. |
7 |
Электронные интерактивные игры. Викторины. Ребусы. |
3 |
0,5 |
2,5 |
Ответы на вопросы. |
8 |
Пальчиковые игры. |
3 |
0,5 |
2,5 |
Правильное выполнение заданий. |
Итого: |
36 |
7 |
29 |
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Занятие № 1.
· Организационная часть (15 мин.):
- знакомство с ребёнком и его семьёй.
· Физкультминутка (2-3 мин.)
· Основная часть (15 мин.):
- проективная методика «Кактус» с интерпретацией.
Задание: нарисовать кактус таким, каким вы его представляете;
· Заключительная часть (5 мин.):
- подведение итогов работы; рекомендации родителям.
Занятие № 2.
· Организационная часть (10 мин.):
- беседа «Как я провел неделю?», «Какое у меня настроение?»;
· Пальчиковые игры (2-3 мин.)
· Основная часть: (20 мин)
- проведение инструктажа по правилам дорожного движения и пожарной безопасности (показ презентации на ноутбуке) (15 мин.);
- физкультминутка (5 мин.);
· Заключительная часть (5 мин.):
- подведение итогов работы; рекомендации родителям.
Занятие № 3.
· Организационная часть (10 мин.):
- беседа «Как я провел неделю?», «Какое у меня настроение?»;
· Пальчиковые игры (2-3 мин.)
· Основная часть: (20 мин.)
- упражнение «Движение по 4-м направлениям».
Ø Задание: На фазе глубокого вдоха сделать движение глазами в соответствующем направлении, затем удерживать в крайнем положении на фазе задержки дыхания, возврат в исходное положение с пассивным выдохом. Далее упражнение выполнить во всех направлениях – вправо – влево, вверх – вниз;
- выполнение графического диктанта «Змейка».
- физкультминутка;
- задание на ориентацию в пространстве.
· Заключительная часть (5 мин.):
- подведение итогов работы; рекомендации родителям.
Занятие № 4.
· Организационная часть (10 мин.):
- беседа «Как я провел неделю?», «Какое у меня настроение?»;
· Пальчиковые игры (2-3 мин.)
· Основная часть: (20 мин.)
- упражнение «Движение по 4-м направлениям».
Ø Задание: На фазе глубокого вдоха сделать движение глазами в соответствующем направлении, затем удерживать в крайнем положении на фазе задержки дыхания, возврат в исходное положение с пассивным выдохом. Далее упражнение выполнить во всех направлениях – вправо – влево, вверх – вниз;
- выполнение графического диктанта «Дракончик».
- физкультминутка;
- выполнения задания «Лабиринт».
· Заключительная часть (5 мин.):
- подведение итогов работы; рекомендации родителям.
Занятие № 5.
· Организационная часть (10 мин.):
- беседа «Как я провел неделю?», «Какое у меня настроение?»;
· Пальчиковые игры (2-3 мин.)
· Основная часть: (20 мин.)
- упражнение «Движение по 4-м направлениям».
Ø Задание: На фазе глубокого вдоха сделать движение глазами в соответствующем направлении, затем удерживать в крайнем положении на фазе задержки дыхания, возврат в исходное положение с пассивным выдохом. Далее упражнение выполнить во всех направлениях – вправо – влево, вверх – вниз;
- выполнение графического диктанта «Бабочка».
- физкультминутка;
- выполнения задания «Лабиринт» посади бабочку на цветок.
· Заключительная часть (5 мин.):
- подведение итогов работы; рекомендации родителям.
Занятие № 6.
· Организационная часть (10 мин.):
- беседа «Как я провел неделю?», «Какое у меня настроение?»;
· Пальчиковые игры (2-3 мин.)
· Основная часть: (20 мин.)
- упражнение «Движение по 4-м направлениям».
Ø Задание: На фазе глубокого вдоха сделать движение глазами в соответствующем направлении, затем удерживать в крайнем положении на фазе задержки дыхания, возврат в исходное положение с пассивным выдохом. Далее упражнение выполнить во всех направлениях – вправо – влево, вверх – вниз;
- выполнение графического диктанта «Самолет».
- физкультминутка;
- выполнения задания «Лабиринт» посади самолет на нужную площадку.
· Заключительная часть (5 мин.):
- подведение итогов работы; рекомендации родителям.
Занятие № 7.
· Организационная часть (10 мин.):
- беседа «Как я провел неделю?», «Какое у меня настроение?»;
· Пальчиковые игры (2-3 мин.)
· Основная часть: (20 мин.)
- упражнение «Движение по 4-м направлениям».
Ø Задание: На фазе глубокого вдоха сделать движение глазами в соответствующем направлении, затем удерживать в крайнем положении на фазе задержки дыхания, возврат в исходное положение с пассивным выдохом. Далее упражнение выполнить во всех направлениях – вправо – влево, вверх – вниз;
- выполнение графического диктанта «Кенгуру».
- физкультминутка;
- выполнения задания на ориентацию в пространстве.
· Заключительная часть (5 мин.):
- подведение итогов работы; рекомендации родителям.
Занятие № 8.
· Организационная часть (10 мин.):
- беседа «Как я провел неделю?», «Какое у меня настроение?»;
· Пальчиковые игры (2-3 мин.)
· Основная часть: (20 мин.)
- упражнение «Движение по 4-м направлениям».
Ø Задание: На фазе глубокого вдоха сделать движение глазами в соответствующем направлении, затем удерживать в крайнем положении на фазе задержки дыхания, возврат в исходное положение с пассивным выдохом. Далее упражнение выполнить во всех направлениях – вправо – влево, вверх – вниз;
- выполнение контрольного задания по графическому диктанту;
- физкультминутка;
- выполнения задания на ориентацию в пространстве.
· Заключительная часть (5 мин.):
- подведение итогов работы; рекомендации родителям.
Занятие № 9.
· Организационная часть (10 мин.):
- беседа «Как я провел неделю?», «Какое у меня настроение?»;
· Пальчиковые игры (2-3 мин.)
· Основная часть: (20 мин.)
- Временные представления (выполнения заданий)
- физкультминутка;
· Заключительная часть (5 мин.):
- подведение итогов работы; рекомендации родителям.
Занятие № 10.
· Организационная часть (10 мин.):
- беседа «Как я провел неделю?», «Какое у меня настроение?»;
· Пальчиковые игры (2-3 мин.)
· Основная часть: (20 мин.)
- Временные представления (выполнения заданий)
- физкультминутка;
· Заключительная часть (5 мин.):
- подведение итогов работы; рекомендации родителям.
Занятие № 11.
· Организационная часть (10 мин.):
- беседа «Как я провел неделю?», «Какое у меня настроение?»;
· Пальчиковые игры (2-3 мин.)
· Основная часть: (20 мин.)
- выполнение контрольного задания по определению времени;
- Игра «Что изменилось?»;
- физкультминутка;
· Заключительная часть (5 мин.):
- подведение итогов работы; рекомендации родителям.
Занятие № 12.
· Организационная часть (10 мин.):
- беседа «Как я провел неделю?», «Какое у меня настроение?»;
· Пальчиковые игры (2-3 мин.)
· Основная часть: (20 мин.)
- Выполнение заданий на развитие вербально-логического мышления: «Найди лишнее слово»; «Найди общее название»; «Раздели на группы».
- Игра «Что изменилось?»;
- физкультминутка;
· Заключительная часть (5 мин.):
- подведение итогов работы; рекомендации родителям.
Занятие № 13.
· Организационная часть (10 мин.):
- беседа «Как я провел неделю?», «Какое у меня настроение?»;
· Пальчиковые игры (2-3 мин.)
· Основная часть: (20 мин.)
- Выполнение заданий на развитие способности к объединению отдельных частей в систему: «Вставь недостающее слово»; «Из двух слов составь одно».
- Задание «Найди отличия»;
- физкультминутка;
· Заключительная часть (5 мин.):
- подведение итогов работы; рекомендации родителям.
Занятие № 14.
· Организационная часть (10 мин.):
- беседа «Как я провел неделю?», «Какое у меня настроение?»;
· Пальчиковые игры (2-3 мин.)
· Основная часть: (20 мин.)
- Выполнение заданий на развитие способности к объединению отдельных частей в систему: «Вставь недостающее слово»; «Из двух слов составь одно».
- Задание «Раскрась картинку».
- физкультминутка;
· Заключительная часть (5 мин.):
- подведение итогов работы; рекомендации родителям.
Занятие № 15.
· Организационная часть (10 мин.):
- беседа «Как я провел неделю?», «Какое у меня настроение?»;
· Пальчиковые игры (2-3 мин.)
· Основная часть: (20 мин.)
- Выполнение заданий на развитие способности к объединению отдельных частей в систему: «Вставь недостающее слово»; «Из двух слов составь одно».
- Задание «Раскрась картинку».
- физкультминутка;
· Заключительная часть (5 мин.):
- подведение итогов работы; рекомендации родителям.
Занятие № 16.
· Организационная часть (10 мин.):
- беседа «Как я провел неделю?», «Какое у меня настроение?»;
· Пальчиковые игры (2-3 мин.)
· Основная часть: (20 мин.)
- Выполнение заданий на развитие способности к объединению отдельных частей в систему: «Вставь недостающее слово»; «Из двух слов составь одно».
- Задание «Расшифруй слова».
- Физкультминутка «Веселая эстафета»;
· Заключительная часть (5 мин.):
- подведение итогов работы; рекомендации родителям.
Занятие № 17.
· Организационная часть (10 мин.):
- беседа «Как я провел неделю?», «Какое у меня настроение?»;
· Пальчиковые игры (2-3 мин.)
· Основная часть: (20 мин.)
- Выполнение заданий на развитие способности к объединению отдельных частей в систему: «Вставь недостающее слово»; «Из двух слов составь одно».
- Задание «Расшифруй слова».
- Физкультминутка «Веселая эстафета»;
· Заключительная часть (5 мин.):
- подведение итогов работы; рекомендации родителям.
Занятие № 18.
· Организационная часть (10 мин.):
- беседа «Как я провел неделю?», «Какое у меня настроение?»;
· Пальчиковые игры (2-3 мин.)
· Основная часть: (20 мин.)
- Выполнение заданий на развитие способности к объединению отдельных частей в систему: «Вставь недостающее слово»; «Из двух слов составь одно».
- Задание «Логические задачи».
- Физкультминутка «Веселая эстафета»;
· Заключительная часть (5 мин.):
- подведение итогов работы; рекомендации родителям.
Занятие № 19.
· Организационная часть (10 мин.):
- беседа «Как я провел неделю?», «Какое у меня настроение?»;
· Пальчиковые игры (2-3 мин.)
· Основная часть: (20 мин.)
- Выполнение заданий на развитие способности к объединению отдельных частей в систему: «Вставь недостающее слово»; «Из двух слов составь одно».
- Игра «Парочки».
- Физкультминутка «Веселая эстафета»;
· Заключительная часть (5 мин.):
- подведение итогов работы; рекомендации родителям.
Занятие № 20.
· Организационная часть (10 мин.):
- беседа «Как я провел неделю?», «Какое у меня настроение?»;
· Пальчиковые игры (2-3 мин.)
· Основная часть: (20 мин.)
- Выполнение заданий на развитие способности к объединению отдельных частей в систему: «Вставь недостающее слово»; «Из двух слов составь одно».
- Интерактивная игра «Парочки».
- Физкультминутка «Веселая эстафета»;
· Заключительная часть (5 мин.):
- подведение итогов работы; рекомендации родителям.
Занятие № 21.
· Организационная часть (10 мин.):
- беседа «Как я провел неделю?», «Какое у меня настроение?»;
· Пальчиковые игры (2-3 мин.)
· Основная часть: (20 мин.)
- «Внимательные» таблицы.
- игра головоломка «Кто это?» (люди).
- Физкультминутка «Веселая эстафета»;
· Заключительная часть (5 мин.):
подведение итогов работы; рекомендации родителям.
Занятие № 22.
· Организационная часть (10 мин.):
- беседа «Как я провел неделю?», «Какое у меня настроение?»;
· Пальчиковые игры (2-3 мин.)
· Основная часть: (20 мин.)
- «Внимательные» таблицы.
- игра головоломка «Кто это?» (животные).
- Физкультминутка «Веселая эстафета»;
· Заключительная часть (5 мин.):
подведение итогов работы; рекомендации родителям.
Занятие № 23.
· Организационная часть (10 мин.):
- беседа «Как я провел неделю?», «Какое у меня настроение?»;
· Пальчиковые игры (2-3 мин.)
· Основная часть: (20 мин.)
- Задания на развитие внимания и наблюдательности.
- Физкультминутка «Веселая эстафета»;
· Заключительная часть (5 мин.):
подведение итогов работы; рекомендации родителям.
Занятие № 24.
· Организационная часть (10 мин.):
- беседа «Как я провел неделю?», «Какое у меня настроение?»;
· Пальчиковые игры (2-3 мин.)
· Основная часть: (20 мин.)
- Задания на развитие внимания и наблюдательности.
- Физкультминутка «Веселая эстафета»;
· Заключительная часть (5 мин.):
подведение итогов работы; рекомендации родителям.
Занятие № 25.
· Организационная часть (10 мин.):
- беседа «Как я провел неделю?», «Какое у меня настроение?»;
· Пальчиковые игры (2-3 мин.)
· Основная часть: (20 мин.)
- Задания на развитие внимания и наблюдательности.
- Физкультминутка «Веселая эстафета»;
· Заключительная часть (5 мин.):
подведение итогов работы; рекомендации родителям.
Занятие № 25.
· Организационная часть (10 мин.):
- беседа «Как я провел неделю?», «Какое у меня настроение?»;
- разминка «Нос, уши, голова».
· Пальчиковые игры (2-3 мин.)
· Основная часть: (20 мин.)
- Задание «Найди 10 отличий».
- Игра «Прятки».
- Физкультминутка «Веселая эстафета»;
· Заключительная часть (5 мин.):
подведение итогов работы; рекомендации родителям.
Занятие № 26.
· Организационная часть (10 мин.):
- беседа «Как я провел неделю?», «Какое у меня настроение?»;
- разминка «Нос, уши, голова».
· Пальчиковые игры (2-3 мин.)
· Основная часть: (20 мин.)
- Задание «Найди слова в слове».
- Игра «Волшебный мешочек».
- Физкультминутка «Веселая эстафета»;
· Заключительная часть (5 мин.):
подведение итогов работы; рекомендации родителям.
Занятие № 27.
· Организационная часть (10 мин.):
- беседа «Как я провел неделю?», «Какое у меня настроение?»;
- разминка «Нос, уши, голова».
· Пальчиковые игры (2-3 мин.)
· Основная часть: (20 мин.)
- Задание «Нарисуй такую же фигуру»;
- Задание «Раскрась картинку»;
- Игра «Волшебный мешочек»;
- Физкультминутка «Веселая эстафета»;
· Заключительная часть (5 мин.):
подведение итогов работы; рекомендации родителям.
Занятие № 28.
· Организационная часть (10 мин.):
- беседа «Как я провел неделю?», «Какое у меня настроение?»;
- разминка «Нос, уши, голова».
· Пальчиковые игры (2-3 мин.)
· Основная часть: (20 мин.)
- Задания: «Соедини половинки слов»; «Раскрась картинку»;
- Физкультминутка «Веселая эстафета»;
· Заключительная часть (5 мин.):
подведение итогов работы; рекомендации родителям.
Занятие № 29.
· Организационная часть (10 мин.):
- беседа «Как я провел неделю?», «Какое у меня настроение?»;
- разминка «Нос, уши, голова».
· Пальчиковые игры (2-3 мин.)
· Основная часть: (20 мин.)
- Игра «Поле эмоций и чувств»;
· Заключительная часть (5 мин.):
подведение итогов работы; рекомендации родителям.
Занятие № 30.
· Организационная часть (10 мин.):
- беседа «Как я провел неделю?», «Какое у меня настроение?»;
- разминка «Нос, уши, голова».
· Пальчиковые игры (2-3 мин.)
· Основная часть: (20 мин.)
- Игра «Поле эмоций и чувств»;
· Заключительная часть (5 мин.):
подведение итогов работы; рекомендации родителям.
Занятие № 30.
· Организационная часть (10 мин.):
- беседа «Как я провел неделю?», «Какое у меня настроение?»;
- разминка.
· Пальчиковые игры (2-3 мин.)
· Основная часть: (20 мин.)
- Интерактивная игра по загадкам;
· Заключительная часть (5 мин.):
подведение итогов работы; рекомендации родителям.
Занятие № 31.
· Организационная часть (10 мин.):
- беседа «Как я провел неделю?», «Какое у меня настроение?»;
- разминка.
· Пальчиковые игры (2-3 мин.)
· Основная часть: (20 мин.)
- Интерактивная игра про собак;
· Заключительная часть (5 мин.):
подведение итогов работы; рекомендации родителям.
Занятие № 32.
· Организационная часть (10 мин.):
- беседа «Как я провел неделю?», «Какое у меня настроение?»;
- разминка.
· Пальчиковые игры (2-3 мин.)
· Основная часть: (20 мин.)
- Интерактивная игра про город Пермь;
· Заключительная часть (5 мин.):
подведение итогов работы; рекомендации родителям.
Занятие № 33.
· Организационная часть (10 мин.):
- беседа «Как я провел неделю?», «Какое у меня настроение?»;
- разминка.
· Пальчиковые игры (2-3 мин.)
· Основная часть: (20 мин.)
- Интерактивная игра;
· Заключительная часть (5 мин.):
подведение итогов работы; рекомендации родителям.
Занятие № 34.
· Организационная часть (10 мин.):
- беседа «Как я провел неделю?», «Какое у меня настроение?»;
- разминка.
· Пальчиковые игры (2-3 мин.)
· Основная часть: (20 мин.)
- Интерактивная игра;
· Заключительная часть (5 мин.):
подведение итогов работы; рекомендации родителям.
Занятие № 35.
· Организационная часть (10 мин.):
- беседа «Как я провел неделю?», «Какое у меня настроение?»;
- разминка.
· Пальчиковые игры (2-3 мин.)
· Основная часть: (20 мин.)
- Интерактивная игра;
· Заключительная часть (5 мин.):
подведение итогов работы; рекомендации родителям.
Занятие № 36.
· Организационная часть (10 мин.):
- беседа «Как я провел неделю?», «Какое у меня настроение?»;
- разминка.
· Пальчиковые игры (2-3 мин.)
· Основная часть: (20 мин.)
- Интерактивная игра;
· Заключительная часть (5 мин.):
подведение итогов работы; рекомендации родителям.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ПРОГРАММЕ
Так в качестве предметных результатов можно выделить усвоение обучающимися конкретных элементов социального опыта, изменение уровня знаний, умений и навыков исходя из приобретенного самостоятельного опыта разрешения проблем, опыта творческой деятельности в среде здоровых сверстников.
При освоении программы дополнительного образования обучающимися, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, следует помнить, что приоритетным является не овладение знаний, а приобретение умений применять знания, овладение определенными способами социальных и учебных действий. Это также подтверждает и тот
факт, что предметные результаты невозможны без метапредметных, в качестве которых могут быть способы деятельности, применяемые как в рамках образовательной деятельности, так и при разрешении проблем в реальных, социальных и жизненных ситуациях. Развитие творческого потенциала связано с познанием своих возможностей через освоение новых умений в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.
Личностный результат обучающегося во многом формируется под воздействием личности педагога дополнительного образования, родителей,
ближайшего окружения.
Личностными результатами освоения детьми программы дополнительного образования могут быть:
- адаптация ребенка к условиям детско-взрослой общности;
- удовлетворенность ребенком своей, деятельностью в объединении дополнительного образования, самореализовался ли он;
- повышение творческой активности ребенка, проявление инициативы и любознательности;
- формирование ценностных ориентаций;
- формирование мотивов к конструктивному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками и педагогами;
- навыки в изложении своих мыслей, взглядов;
- навыки конструктивного взаимодействия в конфликтных ситуациях, толерантное отношение;
- развитие жизненных, социальных компетенций, таких как: автономность (способность делать выбор и контролировать личную и общественную жизнь); ответственность (способность принимать ответственность за свои действия и их последействия); мировоззрение (следование социально значимым ценностям); социальный интерес (способность интересоваться другими и принимать участие в их жизни; готовность к сотрудничеству и помощи даже при неблагоприятных и затруднительных обстоятельствах; склонность человека давать другим больше, чем требовать); патриотизм и гражданская позиция (проявление гражданско-патриотических чувств); культура целеполагания (умение ставить цели и их достигать, не ущемляя прав и свобод окружающих людей); умение «презентовать» себя и свои проекты).
Формы подведения итогов реализации программы: реализация творческого проекта, социальные акции, зачет, выставка, презентации с использованием интернет-ресурсов.
Индивидуальная траектория достижений каждого обучающегося помогает развитию инклюзивного образования в системе дополнительного
образования, так как динамика предметных и метапредметных достижений
позволяет отслеживать формирование социальных и жизненных компетенций относительно самого себя, а не сравнивать результаты относительно возрастной нормы здоровых сверстников. Каждое образовательное учреждение вправе самостоятельно определить ту систему достижений обучающихся по программам дополнительного образования, которая будет удовлетворять запросам семьи и общества.
Формы аттестации в дополнительном образовании — творческая работа, проект, выставка, конкурс, фестиваль художественно-прикладного
творчества, отчетные выставки, отчетные концерты, открытые уроки, вернисажи и т.д.: разрабатываются индивидуально для определения результативности усвоения образовательной программы, отражают цели и
задачи программы.
В данном подразделе следует указать методы отслеживания (диагностики) успешности овладения обучающимися содержанием программы.
Возможно использование следующих методов отслеживания результативности:
- педагогическое наблюдение;
- педагогический анализ результатов анкетирования, тестирования, опросов, выполнения учащимися творческих заданий, участия воспитанников в мероприятиях (концертах, викторинах, соревнованиях, спектаклях), защиты проектов, решения задач поискового характера, активности обучающихся на занятиях и т.п.;
-мониторинг: для отслеживания результативности можно использовать дневники достижений воспитанников, карты оценки результатов освоения программы, дневники педагогических наблюдений, портфолио учащихся и т.д.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Глазунов Д.А. Психология. Развивающие занятия. М.; Глобус, 2008.
2. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся 1-4 классов). М. 2006;
3. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. ТЦ «Сфера», 1996.
4. Павлова Т.А. Развитие пространственного ориентирования М,2004.
5. Холодова О.А. учебно-методическое пособие курса «РПС». М. РОСТ-книга 2008;
6. Краткий психологический словарь/ Ред.-сост. Л.А. Карпенко; Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского; - Ростов н/Д: изд. «Феникс», 1999 – 512 с.
7. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное псих. исслед. / Немов Р.С.; - М.: ВЛАДОС, 1998. – 632 с.
8. Тесты IQ для юных гениев / Г. Айзенк, Д.Эванс; - М.: Эксмо, 2006. – 208 с.
9. 365 логических игр и задач. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. – 288 с.
Интернет-ресурсы
10.https://studfiles.net/preview/5764715/page:5/
11.http://aksonia.ru/articles/trenirovka-vnimaniya/nalozhennye-ili-zashumlennye-izobrazheniya/
12.http://vscolu.ru
13.http://master-kid.ru
14.Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.