Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Барановская школа-интернат»
Рассмотрено на заседании МО учителей _______________________ Протокол заседания №_____
Руководитель МО ___________Ф.И.О.
«___»________________2022 г. |
Согласовано Зам. директора по УВР
Е.М. Зубарева |
УТВЕРЖДАЮ Директор ОГКОУ «Барановская школа-интернат»
___________Е.В. Вирясов
Приказ № ______________
«___»____________2022 г. |
Адаптированная образовательная программа
по образовательному предмету изобразительное искусство
для обучающихся 5а класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант I) в ОГКОУ
«Барановская школа-интернат»
Срок реализации: 1 год Объём программы: 5а кл.-66ч.
Разработчик: Вирясова Наталья Викторовна учитель музыки и изо
(Ф.И.О., должность автора, категория)
высшей квалификационной категории
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 5 КЛАСС
1.Пояснительная записка:
Рабочая программа для обучающихся 5 класса с и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена на основе Конвенции ООН о правах ребенка, Конституции РФ, Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ, Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 (ред. от 28.05.2014) "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 N 30067
Цели данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений.
формирование эстетического отражения действительности, овладение техническими и изобразительными навыками и коррекция недостатков развития обучающихся с ограниченными возможностями.
Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с нарушениями интеллектуального развития, направлена на разностороннее развитие личности учащегося; способствует умственному развитию; обеспечивает гражданское, нравственное трудовое, эстетическое воспитание; помогает учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений.
Школьный курс по изобразительному искусству в 5 классе направлен на продолжение решения следующих основных задач:
· коррекция недостатков развития познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
· развитие у учащихся аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в здании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка;
· улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;
· формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;
· развитие у учащихся эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, высказывать оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
· ознакомление учащихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна;
· расширение и уточнение словарного запаса детей за счет специальной лексики, совершенствование фразовой речи;
· развитие у школьников художественного вкуса, аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе; содействие нравственному и трудовому воспитанию.
Количество учебных часов, на которое рассчитано изучение предмета, курса, в том числе тематическое распределение часов и количество часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ.
66 ч., 2 часа в неделю
Формы организации учебного процесса.
Формы текущего контроля знаний учащихся (текущий контроль – текущий, четвертной и полугодовой контроль, промежуточная аттестация – итог за учебный год)
Формы работы: урок, работа в парах и группах, индивидуальная работа
Виды работ: рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.
Виды контроля: выполнение самостоятельных творческих работ, тестирование.
Контроль и учет теоретических знаний учащихся по отдельным разделам осуществляется учителем путем бесед, устного опроса; практических навыков и умений – путем наблюдения.
Оценочные средства Рабочей программы
М.Ю.Рау. Изобразительное искусство 5 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы./ М.Ю.Рау, М.А.Зыкова. М.: Просвещение, 2019. – 112 с. (Контрольные вопросы и задания)
2.Планируемые результаты
Так как одной из основных задач коррекционная (специальная) школа VIII вида ставит подготовку учащихся к жизни, к овладению доступными им профессиями, посильному участию в труде, то большое место в программе отводится привитию учащимся практических умений и навыков. Наряду с формированием практических умений и навыков программа предусматривает знакомство учащихся с некоторыми теоретическими знаниями, которые они приобретают индуктивным путем, т.е. путем обобщения наблюдений над конкретными явлениями действительности, практических операций с предметными совокупностями.
Обучение изобразительному искусству невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию речи учащихся. Поэтому на уроках учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с предметами, формами.
Программа в целом определяет оптимальный объем знаний и умений по изобразительному искусству, который доступен большинству учащихся, обучающихся в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Для отстающих учащихся, нуждающихся в дифференцированной помощи со стороны учителя, настоящая программа определяет упрощения, которые могут быть сделаны в пределах программных тем.
В результате освоения предметного содержания курса изобразительного искусства у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать личностных, метапредметных: регулятивных, познавательных, коммуникативных и предметных результатов.
На первый план при изучении курса изобразительного искусства выносится задача совершенствования познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сферы учащихся.
Личностными результатами изучения курса являются:
· развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;
· гармонизация интеллектуального и эмоционального развития;
· формирование мировоззрения, целостного представления о мире, о формах искусства;
· развитие умений и навыков познания и самопознания через искусство, накопление опыта эстетического переживания;
· формирование готовности к труду, навыков самостоятельной работы;
· умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.
·
Метапредметные результаты изучения изобразительного искусства проявляются:
· в развитии художественно образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира;
· в развитии зрительной памяти, фантазии, воображения, художественной интуиции;
· в формировании умения выделять главное, устанавливать взаимосвязь между общим и частным; планировать свою работу, осуществлять самоконтроль;
· в совершенствовании зрительно-двигательной координации, эмоционально-волевой сферы, глазомерных навыков.
·
В области предметных результатов обучающемуся предоставляется возможность научиться:
· в познавательной сфере:
- познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;
- осваивать основы изобразительной грамотности, художественных средств выразительности, понимать особенности разных видов изобразительного искусства;
- различать изученные виды и жанры искусств;
- приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;
- наблюдать объекты и явления искусства, воспринимать смысл художественного образа, произведения искусства
- формировать умения выделять признаки и свойства объектов; основные мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез; развивать способности к обобщению и конкретизации
- создавать условия для коррекции памяти, внимания и других психических функций.
· В ценностно-ориентационной сфере:
- формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, представлять систему общечеловеческих ценностей;
- развивать эстетический (художественный) вкус как способность чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;
- уважать культуру другого народа, осваивать духовно-нравственный потенциал, накопленный в произведениях искусства, проявлять эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;
· в коммуникативной сфере:
- формировать коммуникативную, информационную и социально-эстетическую компетентности, в том числе овладевать культурой устной и письменной речи (: школьники учатся комментировать свою деятельность (сначала по образцу учителя), давать полный словесный отчет о выполненных действиях, выполнении графических действий или задания по декоративно-прикладному изображению, формулировать (при помощи учителя) вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы выполнения работы);
· в эстетической сфере:
- реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности;
- развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию;
- воспринимать эстетические ценности, проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа; формировать эстетический кругозор;
· в трудовой сфере:
- применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности
- овладевать свойствами графических, изобразительных действий,
существующими между ними связями, отношениями, зависимостями.
Учащимся с нарушениями в развитии свойственны некритичность в выполнении действий, низкий уровень самоконтроля, обусловленные косностью и тугоподвижностью процессов мышления, связанных с инертностью нервных процессов. Из-за слабости регулирующей функции мышления и речи детям с особыми образовательными потребностями трудно полностью подчинить свои действия инструкции учителя, поэтому для формирования у них представлений о форме предметов, цветоведении, перспективном построении рисунка, композиции и др. требуется развернутость всех этапов формирования умственных действий. Многие проблемы в обучении рисунку и многие ошибки в изображении предметов и выполнении других заданий снимаются, если учащиеся умеют контролировать свою деятельность. Формирование элементов учебной деятельности успешно корригируется в процессе специально организованного обучения, когда школьник сначала при помощи учителя, а затем и самостоятельно, учится определять цель своей деятельности, планировать её, двигаться по заданному плану, контролировать свои действия, оценивать и корректировать полученный результат.
При обучении изобразительному искусству общеобразовательная, коррекционно-развивающая, воспитательная и практическая задачи в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида решаются комплексно при осуществлении тесной связи изобразительного искусства с другими учебными предметами, особенно с трудом, математикой, литературой.
Деятельностный подход – основной способ получения знаний.
В результате освоения предметного содержания курса изобразительного искусства у учащихся с ОВЗ должны сформироваться как предметные, так и общие учебные умения, а также способы познавательной деятельности. Такая работа может эффективно осуществляться только в том случае, если ребёнок будет испытывать мотивацию к деятельности, для него будут не только ясны рассматриваемые знания и алгоритмы действий, но и представлена интересная возможность для их реализации. Когда действия учеников мотивированы, когда они смогут полученные на уроках рисования знания применять в своей повседневной или трудовой деятельности, качество усвоения материала возрастает.
3.Содержание учебного предмета, курса
Рисование с натуры.
Совершенствование умения обучающихся анализировать объекты изображения (определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей), сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой, установление последовательности выполнения рисунка, передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов; при рисовании предметов симметричной формы использование средней (осевой) линии; передача объема предметов доступными детям средствами, ослабление интенсивности цвета путем добавления воды в краску.
Декоративное рисование.
Составление узоров из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии; совершенствование умения соблюдать последовательность при рисовании узоров; нахождение гармонически сочетающихся цветов в работе акварельными и гуашевыми красками (ровная закраска элементов орнамента с соблюдением конкура изображения).
Рисование на темы.
Развитие у учащихся умения отражать свои наблюдения в рисунке, передавать сравнительные размеры изображаемых предметов, правильно располагая их относительно друг друга (ближе – дальше); передавать в рисунке зрительные представления, возникающие на основе прочитанного; выбирать в прочитанном наиболее существенное, то, что можно показать в рисунке; работать акварельными и гуашевыми красками.
Беседы об изобразительном искусстве.
Развитие у учащихся активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства; формирование общего понятия о художественных средствах, развитие чувства формы и цвета; обучение детей высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства; воспитание умения определять эмоциональное состояние изображенных на картинах лиц, чувствовать красоту и своеобразие декоративно-прикладного искусства.
Учащиеся должны уметь:
· передавать в рисунке форму изображаемых предметов, их строение и пропорции (отношение длины к ширине и частей к целому);
· определять предметы симметричной формы и рисовать их, применяя среднюю (осевую) линию как вспомогательную;
· составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате и круге, применяя осевые линии;
· передавать в рисунках на темы кажущиеся соотношения величин предметов с учетом их положения в пространстве (под углом к учащимся, выше уровня зрения);
· ослаблять интенсивность цвета, прибавляя воду в краску;
· пользоваться элементарными приемами работы с красками (ровная закраска, не выходящая за контуры изображения);
· самостоятельно анализировать свой рисунок и рисунки товарищей; употреблять в речи слова, обозначающие пространственные отношения предметов и графических элементов;
· рассказывать содержание картины; знать названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства; определять эмоциональное состояние изображенных на картине лиц.
Учащиеся должны знать:
· виды работ на уроках изобразительного искусства (рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на тему);
· отличительные признаки видов изобразительного искусства ( живопись, скульптура, графика, архитектура, декоративно-прикладное творчество);
· основные средства выразительности живописи (цвет, композиция, освещение);
· особенности некоторых материалов, используемых в изобразительном искусстве (акварель, гуашь, масло, бронза, мрамор, гранит, дерево, фарфор);
· отличительные особенности произведений декоративно-прикладного искусства;
· названия крупнейших музеев страны.
Учебно-тематический план по изобразительному искусству (5 класс)
№ п/п |
Разделы и темы |
Количество часов |
|||
Iтр. |
IIтр. |
IIIтр. |
Всего |
||
1. |
Признаки уходящего лета, наступающей осени. Листья разной формы в окраске уходящего лета и наступающей осени. (6ч.) Изображай растения. Рисуй с натуры веточки деревьев с листьями, семенами и плодами. |
3 |
|
|
|
2 |
Рисуй с натуры листочки деревьев и кустарников в осенней окраске. |
3 |
|
|
|
3 |
Пейзаж как жанр изобразительного искусства (расширение знаний о пейзаже). Художники-пейзажисты и их картины. А.Саврасов. И.Шишкин (8ч.) Узнай больше о художниках-пейзажистах и их картинах. |
4 |
|
|
|
4 |
А.К.Саврасов и его картина «Грачи прилетели» |
2 |
|
|
|
5 |
Русский художник-пейзажист И.И.Шишкин |
2 |
|
|
|
6 |
Развитие у детей восприятия картин в жанре натюрморта (расширение знаний о натюрморте). Красота вещей вокруг нас (разные сосуды: кувшины, вазы, кринки, бутыли) (10ч.) Узнай больше о натюрморте. |
2 |
|
|
|
7 |
Портрет. Сюжет. Натюрморт. |
2 |
|
|
|
8 |
Рисование натюрморта с натуры (по выбору) |
2 |
|
|
|
9 |
Рисование сценки из жизни. |
|
2 |
|
|
10 |
Разные сосуды: кувшины, азы, кубки (керамика, фарфор, стекло, металл) |
|
2 |
|
|
11 |
Расширение знаний о портрете. Закрепление умений наблюдать, рассматривать натуру и изображать её. (10ч.) Наблюдай, рассматривай, изображай.
|
|
2 |
|
|
12 |
Изучай внешность людей. Какие они? |
|
2 |
|
|
13 |
Фигура человека (модель) |
|
2 |
|
|
14 |
Зимние развлечения в деревне, в городе. |
|
4 |
|
|
15 |
Как построена книга? Иллюстрации в книге. Для чего нужна книга? (7ч.) Кто работает над созданием книги? Из каких частей состоит книга? |
|
1 |
|
|
16 |
Иллюстрации в книге. |
|
2 |
|
|
17 |
О художниках-иллюстраторах детских книг. |
|
2 |
|
|
18 |
Нарисуй иллюстрацию к сказке «Маша и медведь» |
|
2 |
|
|
19 |
Развитие у детей умения рассматривать сюжетные картины, понимать их содержание, обращать внимание (с помощью учителя) на некоторые художественные выразительные средства, используемые художником (4ч.) Учись рассматривать картину, думать о её содержании. |
|
3 |
1 |
|
20 |
Расширение знаний обучающихся о скульптуре как виде изобразительного искусства, о работе скульптора и художника-анималиста. Животные в скульптуре. Красная книга. (8ч.) Узнай больше о скульптуре. |
|
|
1 |
|
21 |
Животные в скульптуре. |
|
|
1 |
|
22 |
Красная книга. Зачем была создана Красная книга? |
|
|
2 |
|
23 |
Узнай больше о художниках и скульптурах, изображающих животных. |
|
|
1 |
|
24 |
Изображай животных из Красной книги. |
|
|
1 |
|
25 |
Наступает долгожданная весна! Сажаем деревья, цветы. Встречаем птиц. |
|
|
2 |
|
26 |
Богородские игрушки |
|
|
2 |
|
27 |
Хохломские изделия |
|
|
2 |
|
28 |
Украшай посуду хохломской росписью. |
|
|
2 |
|
29 |
Узнай больше об изображении действительности. Плакат . |
|
|
2 |
|
30 |
Открытка. |
|
|
2 |
|
31 |
Музеи России. |
|
|
1 |
|
32 |
Музеи мира. |
|
|
1 |
|
33 |
Викторина |
|
|
1 |
|
|
Всего часов: 66 часа |
20 |
24 |
22 |
66 |
Перечень учебно –методического обеспечения
учебного предмета
« Изобразительное искусство»
Учебники
Изобразительное искусство 1-5классы для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / М. Ю. Рау, М. А. Овчинникова, М. А. Зыкова, Т. А. Соловьева. - М. : Просвещение, 2018
Методика преподавания и в коррекционной школе) образовательных учреждений VIII вида автор И. А. Грошенков
Изобразительное искусство. Методические рекомендации. 1-4 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / М. Ю. Рау, М. А. Овчинникова, М. А. Зыкова, Т. А. Соловьева. - М. : Просвещение, 2016
Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб. /Под ред. В.В. Воронковой – М:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – Сб.1. – 232с.
Учебно-методическое обеспечение:
Интернет-ресурсы
Компьютер.
Магнитная доска с необходимым набором приспособлений для крепления наглядного материала.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.