Адаптированная образовательная программа по изобразительному искусству для 5 класса с умственной отсталостью

  • docx
  • 17.02.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала адаптированная образовательная программа по изо 5 класс.docx

Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Барановская школа-интернат»

 

 

 

 

Рассмотрено

на заседании МО учителей

_______________________

Протокол заседания №_____

 

Руководитель МО

___________Ф.И.О.

 

«___»________________2022  г.

Согласовано

Зам. директора по УВР

 

   Е.М. Зубарева

УТВЕРЖДАЮ

Директор ОГКОУ «Барановская школа-интернат»

 

___________Е.В. Вирясов

 

 

Приказ № ______________

 

 «___»____________2022  г.

 

 

 

Адаптированная образовательная  программа

по образовательному предмету изобразительное искусство

   для обучающихся  5а класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант I)  в ОГКОУ

 «Барановская школа-интернат»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Срок реализации: 1 год                                                                                   Объём программы: 5а кл.-66ч.

                               

 

Разработчик:   Вирясова Наталья Викторовна учитель музыки и изо

                                               (Ф.И.О., должность автора, категория)    

                       высшей квалификационной  категории

 

 

 

 

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 5 КЛАСС

1.Пояснительная записка:

Рабочая программа для обучающихся 5 класса с и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена на основе Конвенции ООН о правах ребенка, Конституции РФ, Закона Российской Федерации «Об образовании»,  Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ, Приказа Минобрнауки  России от 30.08.2013 N 1015 (ред. от 28.05.2014) "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 N 30067

Цели данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений.

формирование эстетического отражения действительности, овладение техническими и изобразительными навыками и коррекция недостатков развития обучающихся с ограниченными возможностями.

Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с нарушениями интеллектуального развития, направлена на разностороннее развитие личности учащегося; способствует умственному развитию; обеспечивает гражданское, нравственное трудовое, эстетическое воспитание; помогает учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

 

Задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений.

Школьный курс по изобразительному искусству в 5 классе направлен на продолжение решения следующих основных задач:

·         коррекция недостатков развития познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;

·         развитие у учащихся аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в здании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка;

·         улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;

·         формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка; навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной, трудовой и общественно полезной деятельности;

·         развитие у учащихся эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, высказывать оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;

·         ознакомление учащихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна;

·         расширение и уточнение словарного запаса детей за счет специальной лексики, совершенствование фразовой речи;

·         развитие у школьников художественного вкуса, аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе; содействие нравственному и трудовому воспитанию.

 

Количество учебных часов, на которое рассчитано изучение предмета, курса, в том числе тематическое распределение часов и количество часов для проведения контрольных, лабораторных, практических работ.

66 ч., 2 часа в неделю

Формы организации учебного процесса.

Формы текущего контроля знаний учащихся (текущий контроль – текущий, четвертной и полугодовой контроль, промежуточная аттестация – итог за учебный год)

Формы работы: урок, работа в парах и группах, индивидуальная работа

Виды работ: рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.

Виды контроля: выполнение самостоятельных творческих работ, тестирование.

Контроль и учет теоретических знаний учащихся по отдельным разделам осуществляется учителем путем бесед, устного опроса; практических навыков и умений – путем наблюдения.

 

Оценочные средства Рабочей программы

 

М.Ю.Рау. Изобразительное искусство 5 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные общеобразовательные программы./ М.Ю.Рау, М.А.Зыкова. М.: Просвещение, 2019. – 112 с. (Контрольные вопросы и задания)



2.Планируемые результаты

 

Так как одной из основных задач коррекционная (специальная) школа VIII вида ставит подготовку учащихся к жизни, к овладению доступными им профессиями, посильному участию в труде, то большое место в программе отводится привитию учащимся практических умений и навыков. Наряду с формированием практических умений и навыков программа предусматривает знакомство учащихся с некоторыми теоретическими знаниями, которые они приобретают индуктивным путем, т.е. путем обобщения наблюдений над конкретными явлениями действительности, практических операций с предметными совокупностями.

Обучение изобразительному искусству невозможно без пристального, внимательного отношения к формированию речи учащихся. Поэтому на уроках учитель учит детей повторять собственную речь, которая является образцом для учащихся, вводит хоровое, а затем индивидуальное комментирование предметно-практической деятельности и действий с предметами, формами.

Программа в целом определяет оптимальный объем знаний и умений по изобразительному искусству, который доступен большинству учащихся, обучающихся в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Для отстающих учащихся, нуждающихся в дифференцированной помощи со стороны учителя, настоящая программа определяет упрощения, которые могут быть сделаны в пределах программных тем.

В результате освоения предметного содержания курса изобразительного искусства у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), позволяющих достигать личностныхметапредметных: регулятивных, познавательных, коммуникативных и предметных результатов.

На первый план при изучении курса изобразительного искусства выносится задача совершенствования познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сферы учащихся.

Личностными результатами изучения курса являются:

 

·         развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;

·         гармонизация интеллектуального и эмоционального развития;

·         формирование мировоззрения, целостного представления о мире, о формах искусства;

·         развитие умений и навыков познания и самопознания через искусство, накопление опыта эстетического переживания;

·         формирование готовности к труду, навыков самостоятельной работы;

·         умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.

·          

Метапредметные результаты изучения изобразительного искусства проявляются:

·         в развитии художественно образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира;

·         в развитии зрительной памяти, фантазии, воображения, художественной интуиции;

·         в формировании умения выделять главное, устанавливать взаимосвязь между общим и частным; планировать свою работу, осуществлять самоконтроль;

·         в совершенствовании зрительно-двигательной координации, эмоционально-волевой сферы, глазомерных навыков.

·          

В области предметных результатов обучающемуся предоставляется возможность научиться:

·         в познавательной сфере:

- познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;

- осваивать основы изобразительной грамотности, художественных средств выразительности, понимать особенности разных видов изобразительного искусства;

- различать изученные виды и жанры искусств;

- приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;

- наблюдать объекты и явления искусства, воспринимать смысл художественного образа, произведения искусства

- формировать умения выделять признаки и свойства объектов; основные мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез; развивать способности к обобщению и конкретизации

- создавать условия для коррекции памяти, внимания и других психических функций.

·         В ценностно-ориентационной сфере:

- формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, представлять систему общечеловеческих ценностей;

- развивать эстетический (художественный) вкус как способность чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;

- уважать культуру другого народа, осваивать духовно-нравственный потенциал, накопленный в произведениях искусства, проявлять эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;

·         в коммуникативной сфере:

- формировать коммуникативную, информационную и социально-эстетическую компетентности, в том числе овладевать культурой устной и письменной речи (: школьники учатся комментировать свою деятельность (сначала по образцу учителя), давать полный словесный отчет о выполненных действиях, выполнении графических действий или задания по декоративно-прикладному изображению, формулировать (при помощи учителя) вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы выполнения работы);

·         в эстетической сфере:

- реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности;

- развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию;

- воспринимать эстетические ценности, проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа; формировать эстетический кругозор;

·         в трудовой сфере:

- применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности

- овладевать свойствами графических, изобразительных действий,

существующими между ними связями, отношениями, зависимостями.

 

Учащимся с нарушениями в развитии свойственны некритичность в выполнении действий, низкий уровень самоконтроля, обусловленные косностью и тугоподвижностью процессов мышления, связанных с инертностью нервных процессов. Из-за слабости регулирующей функции мышления и речи детям с особыми образовательными потребностями трудно полностью подчинить свои действия инструкции учителя, поэтому для формирования у них представлений о форме предметов, цветоведении, перспективном построении рисунка, композиции и др. требуется развернутость всех этапов формирования умственных действий. Многие проблемы в обучении рисунку и многие ошибки в изображении предметов и выполнении других заданий снимаются, если учащиеся умеют контролировать свою деятельность. Формирование элементов учебной деятельности успешно корригируется в процессе специально организованного обучения, когда школьник сначала при помощи учителя, а затем и самостоятельно, учится определять цель своей деятельности, планировать её, двигаться по заданному плану, контролировать свои действия, оценивать и корректировать полученный результат.

При обучении изобразительному искусству общеобразовательная, коррекционно-развивающая, воспитательная и практическая задачи в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида решаются комплексно при осуществлении тесной связи изобразительного искусства с другими учебными предметами, особенно с трудом, математикой, литературой.

Деятельностный подход – основной способ получения знаний.

В результате освоения предметного содержания курса изобразительного искусства у учащихся с ОВЗ должны сформироваться как предметные, так и общие учебные умения, а также способы познавательной деятельности. Такая работа может эффективно осуществляться только в том случае, если ребёнок будет испытывать мотивацию к деятельности, для него будут не только ясны рассматриваемые знания и алгоритмы действий, но и представлена интересная возможность для их реализации. Когда действия учеников мотивированы, когда они смогут полученные на уроках рисования знания применять в своей повседневной или трудовой деятельности, качество усвоения материала возрастает.

 

3.Содержание учебного предмета, курса

 

Рисование с натуры.

Совершенствование умения обучающихся анализировать объекты изображения (определять форму, цвет, сравнивать величину составных частей), сравнивать свой рисунок с объектом изображения и части рисунка между собой, установление последовательности выполнения рисунка, передача в рисунке формы, строения, пропорции и цвета предметов; при рисовании предметов симметричной формы использование средней (осевой) линии; передача объема предметов доступными детям средствами, ослабление интенсивности цвета путем добавления воды в краску.

Декоративное рисование.

Составление узоров из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате, круге, применяя осевые линии; совершенствование умения соблюдать последовательность при рисовании узоров; нахождение гармонически сочетающихся цветов в работе акварельными и гуашевыми красками (ровная закраска элементов орнамента с соблюдением конкура изображения).

Рисование на темы.

Развитие у учащихся умения отражать свои наблюдения в рисунке, передавать сравнительные размеры изображаемых предметов, правильно располагая их относительно друг друга (ближе – дальше); передавать в рисунке зрительные представления, возникающие на основе прочитанного; выбирать в прочитанном наиболее существенное, то, что можно показать в рисунке; работать акварельными и гуашевыми красками.

Беседы об изобразительном искусстве.

Развитие у учащихся активного и целенаправленного восприятия произведений изобразительного искусства; формирование общего понятия о художественных средствах, развитие чувства формы и цвета; обучение детей высказываться о содержании рассматриваемых произведений изобразительного искусства; воспитание умения определять эмоциональное состояние изображенных на картинах лиц, чувствовать красоту и своеобразие декоративно-прикладного искусства.

 

Учащиеся должны уметь:

·         передавать в рисунке форму изображаемых предметов, их строение и пропорции (отношение длины к ширине и частей к целому);

·         определять предметы симметричной формы и рисовать их, применяя среднюю (осевую) линию как вспомогательную;

·         составлять узоры из геометрических и растительных элементов в полосе, квадрате и круге, применяя осевые линии;

·         передавать в рисунках на темы кажущиеся соотношения величин предметов с учетом их положения в пространстве (под углом к учащимся, выше уровня зрения);

·         ослаблять интенсивность цвета, прибавляя воду в краску;

·         пользоваться элементарными приемами работы с красками (ровная закраска, не выходящая за контуры изображения);

·         самостоятельно анализировать свой рисунок и рисунки товарищей; употреблять в речи слова, обозначающие пространственные отношения предметов и графических элементов;

·         рассказывать содержание картины; знать названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства; определять эмоциональное состояние изображенных на картине лиц.

 

Учащиеся должны знать:

 

·         виды работ на уроках изобразительного искусства (рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на тему);

·         отличительные признаки видов изобразительного искусства ( живопись, скульптура, графика, архитектура, декоративно-прикладное творчество);

·         основные средства выразительности живописи (цвет, композиция, освещение);

·         особенности некоторых материалов, используемых в изобразительном искусстве (акварель, гуашь, масло, бронза, мрамор, гранит, дерево, фарфор);

·         отличительные особенности произведений декоративно-прикладного искусства;

·         названия крупнейших музеев страны.

 

Учебно-тематический план по изобразительному искусству (5 класс)

п/п

Разделы и темы

Количество часов

Iтр.

IIтр.

IIIтр.

Всего

1.

Признаки уходящего лета, наступающей осени. Листья разной формы в окраске уходящего лета и наступающей осени. (6ч.)

Изображай растения. Рисуй с натуры веточки деревьев с листьями, семенами и плодами.

 

 

 

 

 

3

 

 

 

2

Рисуй с натуры листочки деревьев и кустарников в осенней окраске.

3

 

 

 

3

Пейзаж как жанр изобразительного искусства (расширение знаний о пейзаже). Художники-пейзажисты и их картины. А.Саврасов. И.Шишкин (8ч.)

Узнай больше о художниках-пейзажистах и их картинах.

4

 

 

 

4

А.К.Саврасов и его картина «Грачи прилетели»

2

 

 

 

5

Русский художник-пейзажист И.И.Шишкин

2

 

 

 

6

Развитие у детей восприятия картин в жанре натюрморта (расширение знаний о натюрморте). Красота вещей вокруг нас (разные сосуды: кувшины, вазы, кринки, бутыли) (10ч.)

Узнай больше о натюрморте.

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

Портрет. Сюжет. Натюрморт.

2

 

 

 

8

Рисование натюрморта с натуры (по выбору)

2

 

 

 

9

Рисование сценки из жизни.

 

2

 

 

10

Разные сосуды: кувшины, азы, кубки (керамика, фарфор, стекло, металл)

 

2

 

 

11

Расширение знаний о портрете. Закрепление умений наблюдать, рассматривать натуру и изображать её. (10ч.)

Наблюдай, рассматривай, изображай.

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

12

Изучай внешность людей. Какие они?

 

2

 

 

13

Фигура человека (модель)

 

2

 

 

14

Зимние развлечения в деревне, в городе.

 

4

 

 

15

Как построена книга? Иллюстрации в книге. Для чего нужна книга?  (7ч.)

Кто работает над созданием книги? Из каких частей состоит книга?

 

 

 

 

1

 

 

16

Иллюстрации в книге.

 

2

 

 

17

О художниках-иллюстраторах детских книг.

 

2

 

 

18

Нарисуй иллюстрацию к сказке «Маша и медведь»

 

2

 

 

19

Развитие у детей умения рассматривать сюжетные картины, понимать их содержание, обращать внимание (с помощью учителя) на некоторые художественные выразительные средства, используемые художником (4ч.)

Учись рассматривать картину, думать о её содержании.

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

1

 

20

Расширение знаний обучающихся о скульптуре как виде изобразительного искусства, о работе скульптора и художника-анималиста. Животные в скульптуре. Красная книга.  (8ч.)

Узнай больше о скульптуре.

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

21

Животные в скульптуре.

 

 

1

 

22

Красная книга. Зачем была создана Красная книга?

 

 

2

 

23

Узнай больше о художниках и скульптурах, изображающих животных.

 

 

1

 

24

Изображай животных из Красной книги.

 

 

1

 

25

Наступает долгожданная весна! Сажаем деревья, цветы. Встречаем птиц.

 

 

2

 

26

Богородские игрушки

 

 

2

 

27

Хохломские изделия

 

 

2

 

28

Украшай посуду хохломской росписью.

 

 

2

 

29

Узнай больше об изображении действительности. Плакат .

 

 

2

 

30

Открытка.

 

 

2

 

31

Музеи России.

 

 

1

 

32

Музеи мира.

 

 

1

 

33

Викторина

 

 

1

 

 

Всего часов: 66 часа

20

24

22

66

 

Перечень учебно –методического  обеспечения

учебного предмета

« Изобразительное  искусство»

Учебники

Изобразительное искусство 1-5классы  для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / М. Ю. Рау, М. А. Овчинникова, М. А. Зыкова, Т. А. Соловьева. - М. : Просвещение, 2018

Методика преподавания и в коррекционной школе) образовательных учреждений VIII вида автор И. А. Грошенков

Изобразительное искусство. Методические рекомендации. 1-4 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / М. Ю. Рау, М. А. Овчинникова, М. А. Зыкова, Т. А. Соловьева. - М. : Просвещение, 2016

Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб. /Под ред. В.В. Воронковой – М:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – Сб.1. – 232с.

 

Учебно-методическое обеспечение:

  1. - методические рекомендации;
  2. - наглядный и раздаточный материал;
  3. -  таблицы;
  4. -простые и цветные карандаши; гуашь, акварель.

Интернет-ресурсы

  1. Социальная сеть работников образования nsportal.ru
  2. Детские электронные презентации и клипы viki.rdf.ru
  3. Образовательная сеть Copyright © 2012 Metodisty.ru
  4. http://www.proshkolu.ru
  5. Дидактический материал в виде предметов различной формы, величины, цвета.
  6. .Изделия дымковской игрушки, плакаты с образцами несложных рисунков, раскладные пирамидки, полоски цветного картона различной длины и ширины, различные игрушки.
  7. Информационно – коммуникационные средства:
  8. Мультимедийные обучающие программы по изобразительному искусству. Презентации ,фильмы о художниках. Видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, аудио- и видеозаписи), отражающие основные темы курса изобразительное искусство.
  9. Технические средства обучения:

Компьютер.

Магнитная доска с необходимым набором приспособлений для крепления наглядного материала.