Адаптированная образовательная программа по учебному предмету "Изобразительное искусство" (Начальная школа слабослышащее отделение 2 класс)

  • doc
  • 18.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ИЗО МОИСЕЕВА.doc

Департамент общего образования Томской области

Областное  государственное бюджетное образовательное учреждение

«Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха»

 

 

Утверждена

на педагогическом совете школы-интерната

Приказ №__

от «__»______2014 г.

Директор

________А.В. Маланина

 

Рассмотрена и согласована на методическом совете школы Протокол №___

от «__»____2014 г.

Заместитель директора по УР

_________ Н.С. Фролова

 

Рассмотрена и обсуждена на методическом объединении

Протокол №___

от «__»____2014 г.

Руководитель МО

_________ Т.П. Мурина

 

 

 

 

 

 

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

начального общего образования

по учебному предмету

 

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

 

 

2 «А» класс отделения слабослышащих детей

 

 

 

 

 

 

 

 

       Разработала:

Моисеева Р.И.

 

 

 

ТОМСК

2014 г.

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая учебная программа «Изобразительное искусство» в начальной образовательной (коррекционной) школе соответствует образовательной области «Искусство» ФГОС НОО обязательного минимума содержания начального общего образования и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности — изобразительное искусство.

Посредством образного отражения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно-прикладное искусство помогают с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нём красоту, развивать свои художественные способности. В федеральном базисном учебном плане на изучение «Изобразительного искусства» во 2 классе отводится 1 час в неделю (32 часа в год).

Программа предполагает цело­стный интегрированный курс, включающий в себя виды искусства: живопись, графику, скульптуру, народное и декоративно-прикладное искусство, - и строится на основе отечественных традиций гу­манной педагогики.

Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художествен­ного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобрази­тельном искусстве как целостном явлении. Темы программы формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это даёт воз­можность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узкотехнологической стороне.

Рабочая учебная программа опирается на приори­теты современного школьного образования.

Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную гра­мотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценно­стных ориентации и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на фор­мирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информа­ционном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реа­лизации выбранного жизненного пути.

Главной целью школьного образования является развитие ребёнка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельно­сти. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной сум­мой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетен­циями: коммуникативной (К), личностного саморазвития (ЛС), ценностно-ориентационной (ЦО), смыслопоисковой (СП), рефлексивной (Р).

Это определило цели обучения изобразительному искусству на ступени начального общего об­разования:

  развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразитель­ного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

  воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессио­нального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к её традициям, много­национальной культуре. Исходя из выбранных целей, были определены задачи:

Развивать мелкую моторику у детей, координацию движения рук и глаз;

Стимулировать интерес к процессу рисования;

Развивать творческое воображение;

Развивать мыслительные процессы и речевую деятельность;

Развивать умение работать по алгоритму;

Развивать способность к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции);

Воспитывать у детей личностную позицию в процессе изобразительного творчества;

Поощрять стремление к изобразительной деятельности через нетрадиционные техники выполнения работ.

Программа уроков предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материала. Предложенные в данном тематическом планировании педагогические технологии призва­ны обеспечить выполнение каждой из поставленных задач и способствуют успешному её решению.

Актуальность заключается в объективной потребности восприятия детьми системы взаимодействия искусства с жизнью. В контексте компетентностного подхода к образованию планирование построено так, чтобы дать обучающимся ясные представления об искусстве через жизненный опыт детей, через примеры из окружающей дейст­вительности.

Индивидуальные особенности обучающихся 2 «А» класса – все дети имеют задержку психического развития, исходя из этого программа основывается на индивидуальном, дифференцированном подходе к каждому обучающемуся.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенно­стями развития учащихся.

Для формирования представлений о пространственной композиции предусматривается органи­зация разных форм деятельности учащихся: моделирование и конструирование (из бумаги, ткани, пластика и т. д.), лепка, графика и др.

В тематическом плане определены виды и приёмы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:

-   изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);

-   декоративная и конструктивная работа;

-   обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оцени­вать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;

-   подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;

-   прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, со­временных).

Предусматривается освоение трех способов художественного выражения действительно­сти: изобразительного, декоративного и конструктивного, которые в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятель­ности. Поэтому система уроков опирается на знакомство учащихся начальной школы с Мастерами Изображения, Украшения, Постройки. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволит систематически приобщать их к миру искусства.

Темы и задания уроков предполагают создание игровых и сказочных ситуаций. От урока к уроку происходит по­стоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.

Планирование уроков предполагает выполнение следующих этапов познания: восприятие учебного материала - осмысление - усвоение - применение усвоенного в практической деятельности.

Планируется подача материала тематическими блоками, что усиливает его усвоение, поскольку информация, упражнения, закрепление знаний, умений и навыков проходят в единстве и взаимосвязи в короткий период времени.

Тематическим планом предусматривается широкое использование наглядных пособий, мате­риалов и инструментария информационно-технологической и методической поддержки как из учеб­ника и коллекций классических произведений, так и из арсенала авторских разработок педагога.

Количество часов: в год – 34; в неделю – 1;

·        в 1-ой четверти – 8;

·        во 2-ой четверти – 8;

·        в 3-ей четверти – 10,

·         в 4-ой четверти – 8.

Требования к уровню подготовки учащихся  (базовый уровень) Учащиеся  должны знать/понимать:

  различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;

сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);

использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);

• применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллю­страциях к произведениям литературы и музыки;

Требования к уровню подготовки учащихся  (продвинутый уровень) Учащиеся  должны уметь:

использовать художественные материалы (мелки, фломастеры, пластилин);

моделировать предметы бытового окружения человека;

применить навыки несложных зарисовок с натуры;

построить несложную композицию;

воспринимать окружающий мир и произведения искусства;

анализировать результаты сравнения;

использовать в индивидуальной и коллективной деятельности различные художественные техники: коллаж, аппликация, восковые мелки, фломастеры, пластилин, тушь, уголь, гелевая ручка.

 

 

Критерии и система оценки творческой работы

1.     Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

2.     Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

3.     Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.

 

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование на 1 четверть 2014-2015 уч. года 2 «А» класс

Содержание программного материала

Кол-во часов

Дата

Речевой материал

1.

«Воспоминания о лете»

Беседа о изобразительном искусстве и красоте вокруг нас. Перспектива. Цветовой круг.

1

05.09.14

Простая  форма, основные пропорции, общее строение и цвет предметов

2.

«Осенний лист кружится, осенний лист ложится»

1

12.09.14

Разнообразная форма листа, цветовая гамма, оттенки, прожилки

3.

«Раскудрявая берёза на ветру качается»

1

19.09.14

Ствол, крона, листва, кора дерева.

4.

«Осенние дары».  Корзина с овощами.

1

26.09.14

Глазам страшно, а руки делают. Натюрморт из фруктов и овощей.

5.

«Осенние дары». Ваза с фруктами.

1

03.10.14

Перспектива. Светотень.

6.

«Дары хвойных лесов».  Гриб боровик.

1

10.10.14

Шляпка, ножка, размер, расположение на листе.

7.

«Туча чёрная плывёт, грубым голосом поёт …». Акварельные краски.

1

17.10.14

Кисть, палитра, смешивание цвета.

8.

Итоговый урок. Декоративная салфетка.

1

24.10.14

Узор в квадрате – ритмическое симметричное повторение элементов в квадрате.

Всего: 8 часов

 

Дидактический материал:

Образцы узоров, альбом иллюстраций русских художников, трафареты, образцы рисунков, макеты, декоративные осенние листья.

Планируемый результат:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование на 2 четверть 2014-2015 уч. года 2 «А» класс

 

Содержание программного материала

Кол-во часов

Дата

Речевой материал

1.

Интегрированный урок «Математическая раскраска»

1

07.11.14

Слагаемое, слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность

 

2.

Рисование ладошками: «Гуси-лебеди»

1

14.09.14

Голова, хвост, крылья, клюв, шея

3.

Рисование пальчиками: «Красивая птица – павлин»

1

21.11.14

Перья, хвост, клюв, голова, крылья

4.

Рисование пальчиками «Рябиновые ягоды»

1

28.11.14

Кисть рябины, красная рябина, ягоды рябины

5.

«Мы все разные, но все равные». Рисование по выбору в рамках декады инвалидов.

1

05.12.14

Милосердие, милость, душевный человек, сердечный человек.

6.

Интегрированный урок – рисование  зёрнышками по образцу: «Предзимье»

1

12.12.14

Предзимье, время года, дерево, ствол, ветви

 

 

7.

Рисование ладошками «Семья снеговиков»

1

26.12.14

Мама-снеговик, папа-снеговик,

дочь-снеговик,

сын-снеговик,

дружная семья

8.

Итоговый урок. Рисование по воображению: «Скоро Новый год!»

1

29.12.14

 

Всего: 8 часов

Материал:

Семена укропа, альбомы, цветные карандаши или фломастеры, простые карандаши, клей ПВА, образцы работ.

 

 

 

 

 

Тематическое планирование на 3 четверть 2014-2015 уч. года 2 «А» класс

 

Содержание программного материала

Кол-во часов

Дата

Речевой материал

1.

Интегрированный урок: «Как я встретил Новый год?». Чтение стихов

1

15.01.15

Ёлка, новогодние игрушки, шарики, хлопушки

 

2.

Рисование карандашами: «Зимние забавы»

1

22.01.15

Горки, каток, катаются с горки, катаются на лыжах

3.

Рисование гуашью. Композиция: «Заколдованный лес» Пейзаж

1

29.01.15

Снег на ветках, снег на лапах ели, снег искрится, кружится

4.

Рисование: «Красногрудый снегирь»

1

05.02.15

Голова, грудь, крылья, хвост, перья

5.

Урок-исследование: «Красивая ваза»

1

12.02.15

Ваза керамическая, деревянная, глиняная, стеклянная

 

6.

Подготовка открыток

-сувениров

папам и дедушкам к празднику: «Военный парад»

1

19.02.15

Защитники Отечества, солдаты страны, воины.

7.

Комбинированный урок: «Я и мой друг» составление книжки-раскраски

1

26.02.15

Уроки, прогулка, обед, игры

8.

Рисование гуашью, красками акварельными, карандашами: «Красивая открытка для мамы»

1

05.03.15

Праздничный денёк, день 8 марта, скоро мамин праздник, женский день

9.

Интегрированный урок: «Моя любимая семья – папа, мама, я, сестра»

1

12.03.15

Наша дружная семья, моя любимая семья, у нас большая семья

10.

Итоговый урок. «Такие разные лица» (возраст и мимика). Работа с контурными рисунками

1

19.03.05

Его зовут … . Он учится … . У него большая и дружная … .

Всего: 10 часов

Материал:

Гуашь, акварель, цветные карандаши, фломастеры, альбомы, ваза, иллюстративный и речевой материал, карточки

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование на 4 четверть 2014-2015 уч. года 2 «А» класс

 

 

Содержание программного материала

Кол-во часов

Дата

Речевой материал

1.

Рисунок. Штриховка. Урок ознакомления с новым материалом.

1

30.03.15

Слева-направо, сверху-вниз, справо-налево, волнистые линии, снизу-вверх.

2.

«Уж тает снег, бегут ручьи …» Наблюдения из окна классной комнаты, фиксация внимания на приметах весны во время утренней прогулки.

1

06.04.15

Приметы весны, весенние приметы, солнце греет, тает снег, щебечут птицы.

3.

Творческая мастерская: рисование с натуры «Веточка вербы». Урок ознакомления с новым материалом.

1

13.04.15

Весна идёт, весне дорогу. Тёплый ветерок, весенний ветерок. Почки набухают, увеличиваются.

4.

 Урок ознакомления с жизнью и деятельностью первого космонавта Земли.

1

20.04.15

Космос, космонавт, космонавтика, космонавты, Юрий Гагарин.

5.

«День Победы».

27.04.15

 

Великая Отечественная война. На нашу страну напал враг.

6.

«70-летие со дня победы». Урок-беседа. «Красные маки – символ памяти погибшим во время войны».

1

04.05.15

Стебель, ножка, листья, лепестки, цветы, цветок.

7.

Твоя  мастерская. Развиваем  наблюдательность: рисование  домашнего любимца. «Братья наши меньшие».

 

1

18.05.15

Хомяк, кошка, собака, крыса, домашние любимцы.

8.

Итоговый урок.

1

25.05.15

 

Всего: 8 часов

 

Материал:

Гуашь, акварель, цветные карандаши, фломастеры, альбомы, ваза, иллюстративный и речевой материал, карточки

 

Требования к уровню подготовки учащихся

 

К концу обучения во втором классе у младших школьников формируются умения различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства).

В результате обучения дети научатся пользоваться художественными материалами. Полученные универсальные учебные действия обучающиеся также могут использовать в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства, оценки произведений искусства при посещении выставок и художественных музеев искусства.

 

В результате изучения изобразительного искусства второклассники научатся:

- понимать, что такое деятельность художника (что может изобразить художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);

- различать основные (красный, синий, желтый) и составные (оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый) цвета;

- различать тёплые (красный, желтый, оранжевый) и холодные (синий, голубой, фиолетовый) цвета;

- использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага);

- применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению);

- пользоваться простейшими приёмами лепки (пластилин, глина);

- выполнять простейшие композиции из бумаги и бросового материала.

 

Планируемые результаты освоения предмета

 

Личностные результаты

В ценностно-эстетической сфере  у второклассников будет формироваться:

- эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям);

- толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций;

- художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни.

В познавательной сфере у второклассников будет развиваться:

- способность к художественному познанию мира;

- умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.

В трудовой сфере у второклассников будет формироваться:

- навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование);

- стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей.

 

Метапредметные результаты

У второклассников продолжится формирование:

- умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

- желания общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

- активного использования языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов;

- обогащения ключевых компетенций художественно-эстетическим содержанием;

- мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

- способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

 

Предметные результаты

У второклассников продолжатся процессы:

- формирования первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

- формирования основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края; эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

- овладения практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

- овладения элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, художественном конструировании);

- овладения навыками коллективной деятельности в процессе совместной работы в команде одноклассников под руководством учителя;

- развития навыков сотрудничества с товарищами в процессе совместного воплощения общего замысла.

 

Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета. Критерии оценивания

 

Объектом оценки результатов освоения предмета «Изобразительное искусство» является способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Результаты накопленной оценки, полученной в ходе текущего и промежуточного оценивания, фиксируются форме портфеля достижений (портфолио) и учитываются при определении итоговой оценки. Преодолению неуспешности отдельных учеников помогают коллективные работы, когда общий успех поглощает чью-то неудачу и способствует лучшему пониманию результата. Система коллективных работ даёт возможность каждому ребёнку действовать конструктивно в пределах своих возможностей.

Оценка деятельности обучающихся осуществляется в конце каждого занятия. Работы оцениваются качественно по уровню выполнения работы в целом (по качеству выполнения изучаемого приёма или операции, по уровню творческой деятельности, самореализации, умению работать самостоятельно или в группе).

 

Критериями оценивания работ являются следующие параметры: оформление (оригинальность дизайна, цветовое решение, оптимальность сочетания объектов), техника выполнения (оправданность выбранных средств, использование различных способов изображения), техническая реализация (сложность организации работы, соответствие рисунка заданной теме, название рисунка).

Критерии и система оценки творческой работы обучающегося

1.     Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

2.     Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

3.     Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.

 

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы.