Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Мир природы и человека» для обучающихся 1 класса.
Оценка 4.6

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Мир природы и человека» для обучающихся 1 класса.

Оценка 4.6
docx
20.11.2019
Адаптированная образовательная программа  по учебному предмету  «Мир природы и человека»  для обучающихся 1 класса.
Мир природы и человека..docx

 

 

Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Школа для обучающихся

 с ограниченными возможностями здоровья № 23»

 

 

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР:    

                                          

«____»_______________2016г.

 

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы:

__________

«____»_________________2016г.

 

 

 

 

Адаптированная образовательная программа

по учебному предмету

«Мир природы и человека»

 для  1 класса.

 

 

Разработала:

учитель ВК.

Утверждено на заседании

 Педагогического совета от «___»_____2016г

 протокол №___

 

 

 

Ульяновск, 2015 г.

 

 

Пояснительная записка.

 

 

 

Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» в 1 классе составлена с учётом особенностей познавательной деятельности обучающихся на основании нормативно-правовых документов:

  • «Закон об образовании в РФ»,2012г, № 273- ФЗ;
  • Федеральный государственный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 03.02.2015, №35850;

·         Конвенция о правах ребенка. 15. 09 .1990г.;

·         Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» № 46- ФЗ, от 03.05.2012г.

  • программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 1-4 классы, под редакцией доктора педагогических наук, профессора В. В. Воронковой. М.: Гуманит. издательский центр ВЛАДОС, 2013 год, допущена Министерством образования Российской Федерации;
  • базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида  (Приложение к приказу Министерства образования  РФ от 10.04.2002г №29/2065-п, вариант 1).

При составлении программы учитывались возрастные и психофизиологические особенности учащихся. Содержание программы отвечает принципам психолого - педагогического процесса и коррекционной направленности обучения и воспитания обучающихся с умственной отсталостью.

Программа построена  по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.

Цель

 

Основная цель предмета «Мир природы и человека» заключается:

 

-   в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе;

 

-   в понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.

 

Задачи

 

- формировать первоначальные представления о себе о ближайшем социальном окружении;

- вызывать интерес к разнообразию окружающего мира, к явлениям природы;

- создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках, в играх, в самообслуживании, в повседневной жизни;

- обеспечить необходимую мотивацию речи посредством создания ситуации общения, поддерживать стремление к общению;

- воспитывать отношение к сверстнику как объекту взаимодействия, развивать субъектно-объектные отношения;

- формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;

- учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения;

- развивать фразовую речь;

- формировать умение с помощью педагога составлять простейшие словесные отчет о выполненных действиях;

- формировать представления о частях собственного тела, их назначении, расположении, о собственных возможностях и умениях;

-  привлекать внимание к различным эмоциональным состояниям человека, учить подражать выражению лица учителя и его действиям;

- развивать способность выражать свое настроение и потребности с помощью доступных пантомимических. Мимических и других средств;

- формировать элементарные представления о предметах быта, необходимых в жизни человека;

- формировать первоначальные представления о микросоциальном окружении;

- знакомит с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;

- формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях;

- формировать элементарные экологические представления;

-развивать сенсорно- перцептивные способности детей, учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности);

- закреплять полученные представления в процессе различных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельности;

- знакомит с простейшими рассказами, историями, сказками, стихотворениями, разыгрывать их содержание по ролям совместно с учителем.

Все эти задачи в той или иной степени необходимо решать в процессе работы с учащимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Однако первостепенная задача учителя – организовать речевую среду, пробудить речевую активность учащегося, интерес к предметному миру и человеку, сформировать у него предметные и предметно-игровые действия, способность к коллективной деятельности научить его понимать соотносящиеся и указательные жесты и т.д.

 

 

 

 

1.Общая характеристика учебного предмета.

 

                                                             «Мир природы и человека»

 

Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у учащихся умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром.

 

Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.

 

Основное внимание при изучении курса «Мир природы и человека» уделено формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях.

 

Структура курса представлена следующими разделами:

-«Сезонные изменения»;

- «Неживая природа»;

-«Живая природа (в том числе человек)»;

-«Безопасное поведение».

 

Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями.

 

 

Формы организации учебного процесса

В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся   у обучающихся специфических нарушений. Принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.                             

         Основными видами   работ первоклассников являются: работа с учебником, дидактические игры, работа с раздаточным материалом, по карточкам, практические работы, работа в тетрадях на печатной основе и т.д. 

Методы работы:

-словесные – объяснение, обучающая беседа, работа с учебником

-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр

-практические – практические работы, упражнения, карточки

Типы уроков:

-урок объяснения нового материала (урок первоначального изучения материала);

-урок закрепления знаний, умений, навыков (практический урок);

-урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);

-комбинированный урок;

-урок экскурсия;

-нестандартные уроки (урок-путешествие, урок-игра и др.)

 

Основные направления коррекционной работы:

·         развитие целостного восприятия

·         обогащение словаря через уточнение имеющихся понятий, введение новых терминов, закрепление обобщающих слов;

·         коррекция связной речи, грамматического строя речи и просодической стороны ее;

·         формирование коммуникативных навыков;

·         развитие основных мыслительных операций;

·         развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;

·         коррекция нарушений  эмоционально-личностной сферы;

·         совершенствование сенсорно-перцептивной сферы;

·         коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.

 

 

                  2.  Описание места учебного предмета в учебном плане.   

 

В соответствии с учебным планом школы на 2015-2016 учебный год рабочая программа рассчитана :

 

Класс

Количество часов

 

В неделю

В год

1

2

68

 

 

                                  

 

 

 

                                                        3. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

 

       Одним из результатов обучения по предмету «Мир природы и человека» является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

 Ценность семьи. Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

Ценность труда и творчества.  Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

Ценность науки и культуры. Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм. Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

Ценность здорового образа жизни. Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное.

Ценность нравственности. Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

 

 

4. Планируемые результаты освоения  учебной программы.

Результаты освоения академического компонента и области развития жизненной компетенции.

Содержание учебного материала способствует социализации младших школьников.  

Планируемые результаты освоения программы являются одним из важнейших механизмов модернизации образования. Они строятся с учетом основных нормативных документов, обеспечивающих — учебный план, программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений, системы оценки и др.

В результате освоения  учебного предмета у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные учебные действия как основа умения учиться. 

В сфере личностных универсальных учебных действий будет сформирована внутренняя позиция обучающегося, появится элементарная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации. 

В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее достижение (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. 

В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся научатся использовать знаковосимволические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач. 

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности (по возможности).

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

• учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

• способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

• основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я», мой город, моя страна, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; 

          дружелюбное отношение и толерантность к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы.

• ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (можно-нельзя, хорошо-плохо);

• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение

• установка на здоровый образ жизни;

• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

• эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Обучающийся получит возможность для формирования:

• внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

• устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

          дружелюбное отношение к окружающим на основе знакомства с жизнью своих сверстников, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы.

• устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

• адекватного понимания причин успешности/неуспешности  деятельности;

• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

• установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках;

• осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

• эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

• принимать и сохранять учебную задачу;

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

• учитывать правило в планировании и контроле способа решения;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

• воспринимать оценку учителя;

• различать способ и результат действия;

• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Обучающийся получит возможность научиться:

• в сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи;

• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

• осуществлять контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

• оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

• использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы;

• строить коммуникативные отношения (вербальные, невербальные); 

• осваивать начальные лингвистические представления, необходимые для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью;

• ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

• основам чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

• осуществлять синтез как составление целого из частей;

• проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

• обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

• осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

• устанавливать аналогии;

• владеть общим приемом решения задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

• строить коммуникацию (речевое высказывание) в устной, письменной, знаково-символической форме;

• осваивать начальные лингвистические представления, необходимые для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью,  расширить свой лингвистический кругозор;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

• произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

•ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

• формулировать собственное желание и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• задавать вопросы;

• контролировать свои и действия партнера;

• использовать речь для регуляции своего действия;

• использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

использовать элементарную коммуникативную компетенцию, как способность и готовность общаться с учетом своих речевых возможностей и потребностей; применять правила речевого, неречевого поведения

 

Предметные результаты освоения АООП образования вклю­ча­ют освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные ре­зуль­та­ты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рас­сматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.

 

Предмет «Мир природы и человека»

Минимальный уровень:

представления о назначении объектов изучения;

узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;

отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия);

называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;

представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;

знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения;

знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;

ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;

составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану;

адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях; адекватно поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.

Достаточный уровень:

представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;

отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации;

развернутая характеристика своего отношения к изученным объектам;

знание отличительных существенных признаков групп объектов;

знание правил гигиены органов чувств;

знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;

готовность к использованию полученных знаний при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач.

ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного, проявление желания рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;

выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), оценка своей работы и одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;

проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с детьми; адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира;

соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;

выполнение доступных природоохранительных действий;

готовность к использованию сформированных умений при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы.

                                                               

 

                                                         5. Содержание учебного предмета.

Сезонные изменения

Временные изменения. День, вечер, ночь, утро. Сутки, время суток. Время суток и солнце (по результатам наблюдений). Время суток на циферблате часов.  Дни недели, порядок следования, рабочие и выходные дни. Неделя и месяц. 

Времена года: Осень. Зима.  Весна. Лето. Основные признаки каждого времени года (изменения в неживой природе, жизни растений, животных и человека) Месяцы осенние, зимние, весенние, летние. Порядок месяцев в сезоне; в году, начиная с января. Календарь

Осень ― начальная осень, середина сезона, поздняя осень. Зима ― начало, середина, конец зимы. Весна ― ранняя, середина весны, поздняя весна. Смена времен года. Значение солнечного тепла и света. Преемственность сезонных изменений. Взаимозависимость изме­нений в неживой и живой природе, жизни людей (в том числе и по результатам наблюдений).

Сезонные изменения в неживой природе

 Изменения, происходящие в природе в разное время года, с постепенным на­ра­с­та­ни­ем подробности описания качественных изменений: температура воздуха (тепло – хо­ло­д­но, жара, мороз, замеры температуры); осадки (снег – дождь, иней, град); ветер (хо­ло­д­ный – теплый, направление и сила, на основе наблюдений); солнце (яркое – тусклое, боль­шое – маленькое, греет, светит) облака (облака, тучи, гроза), состояние водоемов (ручьи, лужи, покрылись льдом, теплая - холодная вода), почвы (сухая - влажная – за­мо­ро­з­ки).

Солнце и изменения в неживой  и живой  природе. Долгота дня зимой и летом.

Растения и животные в разное время года

Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные сезоны года. Сбор листьев, плодов и семян. Ознакомление с названиями растений и животных. Раннецветущие, летние и осенние растения. Увядание и появление растений. Подкормка птиц. Весенний сбор веток для гнездования птиц.

Сад, огород. Поле, лес в разное время года. Домашние и дикие животные в разное время года.

Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года

Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку. Учет времени года, погоды, предполагаемых занятий (игры, наблюдения, спортивные занятия).

Игры детей в разные сезоны года.

Труд людей в сельской местности  и городе в разное время года. Предупреждение  простудных заболеваний, гриппа, травм в связи с сезонными особенностями (похолодание, гололед, жара и пр.) 

Неживая природа

Солнце, облака, луна, звезды. Воздух. Земля: песок, глина, камни. Почва. Вода. Узнавание и называние объектов неживой природы. Простейшие признаки объектов неживой природы  по основным параметрам: внешний вид, наиболее существенные и заметные свойства (выделяемые при наблюдении ребенком), место в природе, значение. Элементарные сведения о Земле, как планете, и  Солнце – звезде, вокруг которой в космосе двигается Земля.

Живая природа

Растения

Растения культурные. Овощи. Фрукты. Ягоды. Арбуз, дыня, тыква. Зерновые культуры. Внешний вид, место произрастания, использование. Значение для жизни человека. Употребление в пищу.

Растения комнатные. Название. Внешнее строение (корень, стебель, лист). Уход. Растения дикорастущие. Деревья. Кустарники. Травянистые растения. Корень, стебель, лист, цветок, плод и семена.  Первичные представление о способах размножения. Развитие растение из семени на примере гороха или фасоли. Значение растений в природе. Охрана, использование человеком.

Грибы

Шляпочные грибы: съедобные и не съедобные. Название. Место произрастания. Внешний вид. Значение в природе. Использование человеком.

Животные

Животные домашние. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение: части тела. Условия обитания, чем кормятся сами животные, чем кормят их люди. Место в жизни человека (для чего содержат животное), забота и уход за животным. Скотный двор, птичник, ферма.

Животные дикие. Звери. Птицы. Змеи. Лягушка. Рыбы. Насекомые. Названия. Внешнее строение: названия частей тела. Место обитания, питание, образ жизни. Роль в при­роде. Помощь птицам зимой (подкормка, изготовление кормушек) и весной в период гнездования (сбор веток для гнезд, соблюдение тишины  и уединенности птиц на природе).

Охрана природы: наблюдения за жизнью живой природы, уход за комнатными растениями, посадка и уход за растением, бережное отношение к дикорастущим растениям, правили сбора урожая грибов и лесных ягод, ознакомление с правилами ухода за домашними животными, подкормка птиц зимой, сбор веток в период гнездования, ознакомление с видами помощи диким животным, и т.п.

Человек

Мальчик и девочка. Возрастные группы (малыш, школьник, молодой человек, взрослый, пожилой).

 Строение тела человека (голова, туловище, ноги и руки (конечности). Ориенти­ровка в схеме тела на картинке и на себе. Голова, лицо: глаза, нос, рот, уши. Покровы тела: кожа, ногти, волосы.

Гигиена кожи, ногтей, волос (мытье, расчесывание, обстригание). Зубы. Гигиена  полости рта (чистка зубов, полоскание). Гигиена рук (мытье). Органы чувств человека (глаза, уши, нос, язык, кожа).  Значение в жизни человека (ознакомление с жизнью вокруг, получение новых  впечатлений). Гигиена  органов чувств. Бережное отношение к себе, соблюдение правил охраны органов  чувств, соблюдение режима  работы и отдыха. Первичное ознакомление с внутренним строением тела человека (внутренние органы).

Здоровый образ жизни: гигиена жилища (проветривание, регулярная уборка), гигиена питания (полноценное и регулярное питание: овощи, фрукты, ягоды, хлеб, молочные продукты, мясо, рыба). Режим сна, работы. Личная гигиена (умывание, прием ванной), прогулки и занятия спортом .

Человек – член общества: член семьи, ученик, одноклассник, друг.. Личные вещи ребенка: гигиенические принадлежности, игрушки, учебные вещи, одежда, обувь. Вещи мальчиков и девочек.  Профессии людей ближайшего окружения ребенка

Магазины («овощи-фрукты», продуктовый, промтоварный (одежда, обувь, бытовая техника или др.), книжный). Зоопарк  или краеведческий музей. Почта. Больница. Поликлиника. Аптека. Назначение учреждения. Основные профессии людей, работающих  в учреждении. Правила поведения в магазине.

Транспорт. Назначение. Называние отдельных видов транспорта (машины легковые и грузовые, метро, маршрутные такси, трамваи, троллейбусы, автобусы). Городской пассажирский транспорт.   Транспорт междугородний.  Вокзалы и аэропорты.  Правила поведения.

Наша Родина - Россия. Наш город. Населенные пункты. Столица. Флаг, Герб, Гимн России. Президент России. Наша национальность. Некоторые другие национальности. Национальные костюмы. Россия – многонациональная страна. Праздники нашей страны.  Достижение нашей страны в науке и искусствах. Великие люди страны или края.  Деньги нашей страны. Получение и расходование денег.

Безопасное поведение

Предупреждение заболеваний и травм.

Профилактика простуд: закаливание, одевание по погоде, проветривание помещений, предупреждение появления сквозняков. Профилактика вирусных заболеваний (гриппа) – прием витаминов, гигиена полости носа и рта, предупреждение контактов с больными людьми. Поведение во время простудной (постельный режим, соблюдение назначений врача) и инфекционной болезни (изоляция больного, проветривание, отдельная посуда и стирка белья, прием лекарств по назначению врача, постельный режим). Вызов врача из  поликлиники. Случаи обращения в больницу.

Простейшие действия при получении травмы: обращение за помощью к учителю, элементарное описание ситуации приведшей к травме и своего состояния (что и где болит). Поведение при оказании медицинской помощи.

Безопасное поведение в природе.

Правила поведения человека при контакте с домашним животным. Правила поведения человека с  диким животным  в зоопарке, в природе. 

Правила поведение в лесу, на воде, в грозу. Предупреждение отравления ядовитыми грибами, ягодами. Признаки. Вызов скорой помощи по телефону. Описание состояния больного.

Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте.

Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу). Правила безопасного поведения в общественном транспорте.

Правила безопасного использование учебных принадлежностей, инструментов для  практических работ и опытов, с инвентарем для уборки класса.  Правила обращения с горячей водой (в кране, в чайнике), электричеством, газом (на кухне).

Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб.

 

 

 

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

      Учащиеся должны уметь:
      называть предметы, характеризовать их по основным свойствам (цвету, форме, размеру, вкусу, запаху, материалу);
      участвовать в беседе, полно отвечать на поставленные вопросы, используя слова данного вопроса;
      составлять простые нераспространенные предложения;
      распространять предложения по вопросам, правильно употребляя формы знакомых слов.
      Учащиеся должны знать:
      названия изучаемых предметов, части предметов.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

• использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы;

• строить коммуникативные отношения (вербальные, невербальные); 

• осваивать начальные лингвистические представления, необходимые для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью;

• ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

• основам чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

• осуществлять синтез как составление целого из частей;

• проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

• обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

• осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

• устанавливать аналогии;

• владеть общим приемом решения задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

• строить коммуникацию (речевое высказывание) в устной, письменной, знаково-символической форме;

• осваивать начальные лингвистические представления, необходимые для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью,  расширить свой лингвистический кругозор;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

• произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач.

 

 

 

 

6. Календарно- тематическое планирование по предмету «Мир природы и человека», 1 класс.

 

 

 

Предмет «Мир природы и человека»,1 класс.

п/

п

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

Академический

Личностные

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

1

Временные изменения.

Сутки. Части суток. День, вечер, ночь, утро.

 

 

 

Знать временные изменения, время суток и солнце, время суток на циферблате часов.

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

 

Осуществлять синтез как составление целого из частей.

Умения ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Умения принимать и сохранять учебную задачу.

2

Дни недели, рабочие и выходные дни. Неделя и месяц.

 

 

Знать дни недели, выходные и рабочие дни.

Формирование внутренней позиции учащегося на понимание необходимости учения.

Рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Формулировать собственное желание и позицию.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

3

Времена года.

Зима, весна, лето, осень. Основные признаки времён года.

 

 

 Уметь распознавать основные признаки времён года.

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

 

Осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

 Умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

4

Месяцы года, порядок месяцев в сезоне. Календарь.

 

 

Уметь распределять порядок месяцев в сезоне.

Формирование адекватного понимания причин успешности/неуспешности  деятельности;

Осуществлять синтез как составление целого из частей.

Формировать умения задавать вопросы.

Учитывать правило в планировании и контроле способа решения.

5

Смена времён года. Преемственность сезонных изменений.

 

 

Научить распознавать преемственность сезонных изменений.

Формирование  внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.

Устанавливать причинно- следственные связи.

Умения контролировать свои и действия партнера;

 

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

 

 

6

Сезонные изменения в неживой природе.

Изменения в природе в разное время года.(температура воздуха,осадки,облака,солнце,почва.

 

 

 

 

 

 

 

Знать изменения, происходящие в природе в разное время года, с постепенн

Формирование внутренней позиции учащегося на понимание необходимости учения.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

 

Формирование умения общаться на уроке, вступать в диалог, реагировать на обращение, отвечать на вопросы.

Формирование уме

ния правильно вести себя на уроке.

 

 

 

 

7

Солнце и изменения в неживой и живой природе. Долгота дня зимой и летом.

 

 

 

 

 

 

Знать изменения в живой и неживой природе в зависимости от солнца.

Воспитание мотивации к учению.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Формирование умения слушать, участвовать в беседе.

Обучение движению группой, соблюдение правил поведения в школе.

 

 

8

Жизнь растений и животных в разное время года.

 

 

1

 

Знать жизнь растений и животных в разное время года.

Формирование, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов .

Произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач.

 

 

Учить участвовать в беседе, вступать в диалог, реагировать на обращение, отвечать на вопросы.

Формирование навыков самоконтроля в учебном помещении.

 

9

Сад,огород,поле,лес в разное время года.

 

1

 

Знать,что происходит в саду,огороде,поле,лесу в разное время года.

Привитие навыков учеб

ной деятельности. Вос-

питание мотивации к учению.

Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Учить участвовать в беседе, вступать в диалог, реагировать на обращение, отвечать на вопросы.

Воспринимать оценку учителя.

 

 

10

Домашние и дикие животные в разное время года.

 

 

Знать,как ведут себя дикие и домашние животные в разное время года.

Формирование познавательного интереса к предмету.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

 

Участие в беседе. Развитие вопросно-ответной, диалогической речи, связного высказывания.

Различать способ и результат действия.

11

Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку.

 

 

Уметь одеваться на прогулку в разное время года.

Формирование познавательного интереса к предмету.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

 

Участие в беседе. Развитие вопросно-ответной, диалоги

ческой речи, связ

ного высказывания.

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

12

Игры детей в разные сезоны года..

 

 

Знать, в какие игры можно играть в разное время года.

Формирование познавательного интереса к предмету.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Учить участвовать в беседе, проявлять активность на уроке.

Умения учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

13

Труд людей в сельской местности и городе в разное время года.

 

 

Знать,какой труд людей используется в разное время года.

Формирование понимания предпочтения социального способа оценки знаний;

 

Устанавливать аналогии.

Умения ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Умения принимать и сохранять учебную задачу.

14

Предупреждение простудных заболеваний в связи с сезонными особенностями.

 

 

Знать о профилактике простудных заболеваний в разное время года.

Установка на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках;

 

Устанавливать причинно- следственные связи.

Формулировать собственное желание и позицию.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

15

Неживая природа. Объекты неживой природы. Основные признаки объектов неживой природы.

 

 

Знать объекты и признаки живой и неживой природы.

Формирование познавательного интереса к предмету.

Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

 

 Умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

16

Элементарные сведения о Земле (планете), Солнце( звезде).

 

 

Владеть элементарными сведениями о Земле (планете), Солнце( звезде).

Формирование познавательного интереса к предмету.

Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы.

Формирование умения общаться на уроке, вступать в диалог, реагировать на обращение, отвечать на вопросы.

Учитывать правило в планировании и контроле способа решения.

17

Живая природа. Растения.

Растения культурные (овощи,фрукты,ягоды).Значение для человека, употребление в пищу.

 

 

Иметь элементарные сведения о культурных растениях и назначении для человека.

Воспитание мотивации к учению.

 

Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

 

Учить участвовать в беседе вступать в диалог, реагировать на обращение, отвечать на вопросы.

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

18

Зерновые культуры, внешний вид, значение для человека, употребление в пищу.

 

 

Иметь элементарные сведения о зерновых растениях и назначении для человека.

Формирование познавательного интереса к предмету.

Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

 

Учить участвовать в беседе, проявлять активность на уроке.

Формирование уме

ния правильно вести себя на уроке.

 

19

Грибы.

Грибы съедобные и несъедобные, названия, значения в природе. Использование человеком.

 

 

Иметь элементарные сведения о грибах и использовании их человеком.

Формирование познавательного интереса к предмету.

Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

 

Умения использовать речь для регуляции своего действия

Обучение движению группой, соблюдение правил поведения в школе.

20

Животные.

 Домашние животные. Звери,птицы. Внешнее строение. Условия обитания.

 

 

Иметь знания о домашних животных,их внешнем строении и условиях обитания.

Формирование внутренней позиции учащегося на понима-

ние необходимости учения.

Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.

Формировать умение адекватно использо-

вать средства устного общения для решения коммуникативных  задач.

Формирование навыков самоконтроля в учебном помещении.

21

Место в жизни человека, забота и уход за животным. Скотный двор, птичник, ферма.

 

 

Иметь сведения об уходе за домашними животными.

Формировать интерес к учебному материалу. Воспитывать любовь к животным.

Владеть общим приёмом решения задач.

Умения использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Воспринимать оценку учителя.

 

22

Дикие животные, названия, внешнее строение.

 

 

Иметь знания о диких  животных, их внешнем строении и условиях обитания.

Формировать интерес к учебному материалу. Воспитывать любовь к животным.

Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

Умения применять правила речевого, неречевого поведения.

 

 

 

Различать способ и результат действия.

23

Место обитания, питание, образ жизни. Роль в природе. Помощь птицам зимой.

 

 

Знать места обитания диких животных, их образе жизни, роли в природе. Уметь оказывать помощь птицам зимой.

Формировать интерес к учебному материалу. Воспитывать любовь к животным.

Владеть общим приёмом решения задач.

Умения использовать элементарную коммуникативную компетенцию.

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

24

Человек.

Мальчик и девочка. Возрастные группы.

 

 

Знать возрастные группы (малыш, школьник, молодой человек, взрослый, пожилой).

Формировать

представление о причинах успеха в учебе. дружелюбное отношение к окружающим на основе знакомства с жизнью своих сверстников

Рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Формировать умение формулировать собственное мнение и позицию.

Умения учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

25

Строение тела человека. Ориентировка в схеме тела на картинке и на себе.

 

 

 

Иметь представление о строении человека(голова, туловище, ноги и руки (конечности), уметь ориентироваться в схеме тела на картинке и на себе.

Формирование познавательного интереса к предмету.

Рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Формировать умение понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.

 

Умения принимать и сохранять учебную задачу.

26

Покровы тела: кожа, ногти, волосы.

 

 

Знать покровы тела: кожа,ногти ,волосы.

Формирование познавательного интереса к предмету.

Рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Формировать умение задавать вопросы.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

27

Гигиена кожи, ногтей, волос.

 

 

Уметь ухаживать за своей кожей, ногтями, волосами.

Воспитывать потребность в здоровом образе жизни, сохранении здоровья.

Произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач.

 

Формирование умения  строить понятные для партнёра высказывания.

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

28

Зубы. Гигиена полости рта. Гигиена рук ( мытьё).

 

 

Уметь чистить, зубы, мыть руки.

Воспитывать потребность в здоровом образе жизни, сохранении здоровья.

Произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач.

 

Учить задавать вопрос, понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.

Учитывать правило в планировании и контроле способа решения.

29

Органы чувств человека. Значение в жизни человека.

 

 

Иметь основные сведения об органах чувств человека и их значении в жизни.

Формирование познавательного интереса к предмету.

Осуществлять синтез как составление целого из частей.

Учить задавать вопрос, понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

30

Гигиена органов чувств. Соблюдение правил охраны органов чувств. Соблюдение режима работы и отдыха.

 

 

Иметь представления об органах чувств. Уметь соблюдать правила охраны органов чувств, соблюдать режим работы и отдыха.

Воспитывать потребность в здоровом образе жизни, сохранении здоровья.

Произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач.

 

Учить соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета.

 

Формирование уме

ния правильно вести себя на уроке.

 

31

Первичное ознакомление с внутренним строением человека.

 

 

Иметь первичное представление о внутреннем строении человека.

Воспитывать потребность в здоровом образе жизни, сохранении здоровья.

Осуществлять синтез как составление целого из частей.

Формировать умение участвовать в беседе, задавать вопросы и давать полный ответ, сохраняя слова вопроса.

Обучение движению группой, соблюдение правил поведения в школе.

32

Основные гигиенические навыки людей. Практическое выполнение умывания и чистки зубов.

 

 

Иметь представление об основных гигиенических навыках людей, уметь умываться и чистить зубы.

Установка на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках;

 

Произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач.

 

Формирование умения  строить понятные для партнёра высказывания.

Формирование навыков самоконтроля в учебном помещении.

33

Здоровый образ жизни: гигиена жилища, гигиена питания.

 

 

Знать представления о гигиене жилища и питания. Уметь вести здоровый образ жизни.

Установка на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках.

 

Произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач.

 

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Воспринимать оценку учителя.

 

34

Режим сна, работы. Личная гигиена, прогулки и занятия спортом.

 

 

Знать о соблюдении режима дня.

Установка на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках.

 

Произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач.

 

Формирование умения задавать вопросы  необходимые для организации собственной деятельности.

Различать способ и результат действия.

35

Человек- член общества: член семьи, ученик, одноклассник, друг.

 

 

 

Иметь представления о человеке, как члене общества.

Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение

 

Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Умения ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

 

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

36

Личные вещи ребёнка. Вещи мальчиков и девочек.

 

 

Знать личные вещи ребёнка, уметь различать вещи мальчиков и девочек.

Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение

 

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных прмизнаков.

Формулировать собственное желание и позицию.

Умения учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

37

Магазины ( «овощи-фрукты», продуктовый, промтоварный, книжный.

 

 

Иметь представления о назначении магазинов.

Формирование  умений ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

 Умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Умения принимать и сохранять учебную задачу.

38

Зоопарк или краеведческий музей. Почта, больница. Назначение учреждения.

 

 

 

Знать назначения различных учреждений.

Формировать личностные качества: аккуратность, усидчивость;

 

Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Формировать умения задавать вопросы.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

39

Поликлиника, аптека. Назначение учреждения.

 

 

Знать назначения различных учреждений.

Уметь проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Умения контролировать свои и действия партнера;

 

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

40

Основные профессии людей, работающих в учреждении. Правила поведения в магазине.

 

 

 

Знать основные профессии людей, работающих в различных учреждениях, знать правила поведения в магазине.

Понимание необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.

 

Осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи.

Формирование умения общаться на уроке, вступать в диалог, реагировать на обращение, отвечать на вопросы.

Учитывать правило в планировании и контроле способа решения.

41

Транспорт. Назначение. Называние отдельных видов транспорта.

 

 

Знать названия основных видов транспорта.

Уметь проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Формирование умения слушать, участвовать в беседе.

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

42

Городской пассажирский транспорт. Транспорт междугородний. Вокзалы и аэропорты. Правила поведения.

 

 

Знать назначения городского пассажирского, междугороднего транспорта, аэропортов, вокзалов. Знать правила поведения.

Формировать личностные качества: аккуратность, усидчивость.

 

Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Выбирать средства для организации своего поведения;

Формирование уме

ния правильно вести себя на уроке.

 

43

Наша Родина- Россия. Столица, Флог,Герб, Гимн России. Президент России.

 

 

Знать основные сведения о нашей стране, президенте России.

Формировать основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я», мой город, моя страна, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; 

Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Выбирать средства для организации своего поведения;

Обучение движению группой, соблюдение правил поведения в школе.

44

Наша национальность, другие национальности. Национальные костюмы.

 

 

 

 

Знать нашу национальность, национальности народов нашей страны, национальные костюмы.

 

Отношение и толерантность к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников

Осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи.

Умения ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

 

Формирование навыков самоконтроля в учебном помещении.

45

Праздники нашей страны. Великие люди страны и нашего края.

 

 

Знать основные праздники нашей страны. Иметь сведения о великих людях страны и нашего края.

Формирование чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с  отечественной культурой;

 

Осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи.

Формулировать собственное желание и позицию.

Воспринимать оценку учителя.

 

46

Деньги нашей страны. Получение и расходование денег.

 

 

.Знать наименование денег нашей страны, уметь их расходовать.

Формировать основы гражданской идентичности личности.

Ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

 Умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Различать способ и результат действия.

47

Безопасное поведение.

Предупреждение заболеваний и травм. Профилактика простуд.

 

 

Знать профилактику простуд: закаливание, одевание по погоде, проветривание помещений, предупреждение появления сквозняков.

Формирование  устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

 

Произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач.

 

Формировать умения задавать вопросы.

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

48

Вызов врача на дом. Случаи обращения в больницу.

 

 

Уметь вызвать врача на дом и случаи обращения в больницу.

Формировать умение использовать в общении правила вежливости.

Владеть общим приёмом решения задач.

Умения контролировать свои и действия партнера;

 

Умения учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

49

Простейшие действия при получении травмы. Поведение при оказании медицинской помощи.

 

 

Уметь применить простейшие действия при получении травмы. Знать поведение при оказании медицинской помощи.

Формирование устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

 

Произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач.

 

Формирование умения общаться на уроке, вступать в диалог, реагировать на обращение, отвечать на вопросы.

Умения принимать и сохранять учебную задачу.

50

Безопасное поведение в природе.

 

 

Иметь представления о безопасном поведении в природе.

Формирование устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

Ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Формирование умения слушать, участвовать в беседе.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

51

Правила поведения человека при контакте с домашним животным.

 

 

Знать правила поведения человека при контакте с домашним животным.

Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.

 

Ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Умения ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

 

Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

52

Правила поведения человека с диким животным в зоопарке, в природе.

 

 

Знать правила поведения человека при контакте с диким животным в зоопарке и в природе.

Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.

 

Ориентироваться на разнообразие способов решения задач.

Формулировать собственное желание и позицию.

Учитывать правило в планировании и контроле способа решения.

53

Правила поведения в лесу, на воде, в грозу.

 

 

Знать правила поведения человека в лесу, на воде, в грозу.

Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.

 

Произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач.

 

 Умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

54

Предупреждение отравления ядовитыми грибами, ягодами. Признаки. Вызов скорой помощи по телефону.

 

 

Знать, как не отравиться ядовитыми грибами, признаки отравления. Уметь вызвать скорою помощь по телефону.

Уметь проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Владеть общим приёмом решения задач.

Формировать умения задавать вопросы.

Формирование уме

ния правильно вести себя на уроке.

 

55

Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте.

 

 

Знать правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте.

Формирование компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности.

Произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач.

 

Умения контролировать свои и действия партнера;

 

Обучение движению группой, соблюдение правил поведения в школе.

56

Правила поведения на улице. Движение по улице группой.

 

 

Знать правила поведения на улице, движение по улице группой.

Формирование компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

 

Произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач.

 

Формирование умения общаться на уроке, вступать в диалог, реагировать на обращение, отвечать на вопросы.

Формирование навыков самоконтроля в учебном помещении.

57

Изучение ПДД. Правила безопасного поведения в общественном транспорте.

 

 

Знать правила безопасного поведения в общественном транспорте.

Формировать компетентность в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы.

Формирование умения слушать, участвовать в беседе.

Воспринимать оценку учителя.

 

58

Правила безопасного использования учебных принадлежностей, инструментов, с инвентарём для уборки класса.

 

 

Знать правила безопасного использования учебных принадлежностей, инструментов, с инвентарём для уборки класса.

Формирование умения  правильного   обращения с учебными принадлежностями.

Произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач.

 

Формировать умение участвовать в беседе, задавать вопросы и давать полный ответ, сохраняя слова вопроса.

Различать способ и результат действия.

59.

Правила обращения с горячей водой, с электричеством, газом (кухня).

 

 

Знать правила обращения с горячей водой, с электричеством, газом (кухня).

Формировать умения правильного поведения в решении задач.

Произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач.

 

Формирование умения  строить понятные для партнёра высказывания.

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

60

Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб.

 

 

Знать телефоны первой помощи, Звонок по телефону экстренных служб.

Формировать умение использовать в общении правила вежливости.

Произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач.

 

Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Умения учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

 

 

 

8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

 

Интерактивная доска, проектор

Интерактивное учебное пособие Окружающий мир 1 класс

Комплект динамических раздаточных пособий для начальной школы «Окружающий мир»

Комбинированное наглядное пособие «Времена года» (Компакт - диск с мультимедийной программой; раздаточные карточки)

Таблицы по предмету «Окружающий мир» 1, 2 класс

Таблицы по предмету «Окружающий мир»: Летние и осенние изменения в природе

 

Презентационные материалы по темам предмета «Мир природы и человека.»

9. Мониторинг предметных результатов

обучающихся 1  класса на уроках мир природы и человека

2016-2017 уч. год

 

Ф. И ученика

 

 

 

 

 

 

 

Нач.

года

Сер.

года

Кон.

года

Нач.

года

Сер.

года

Кон.

года

Нач.

года

Сер.

года

Кон.

года

Нач.

года

Сер.

года

Кон.

года

Нач.

года

Сер.

года

Кон.

года

Нач.

года

Сер.

года

Кон.

года

 

Узнаёт, называет изученные объекты на

 иллюстрациях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Относит изученные объекты

к определённым группам

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знание правил поведения в природе,

обществе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знание и выполнение правил

личной гигиены

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Узнаёт, называет изученные объекты

в натуральном виде, в естественных условиях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знание отличительных существенных признаков групп объектов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение находить необходимую информацию в материалах учебника, рабочей тетради

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы на вопросы по содержанию изученного, проявление желания рассказать о предмете изучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнение задания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критерии оценивания

 

 

 

 

 

Мониторинг овладения обучающимися  социальными  (жизненными) компетенциями

1.Таблица овладения  обучающимися социальными  (жизненными) компетенциями

 

Ф.И. обучающегося

                   Результаты анализа  личностных результатов обучающегося

0 баллов – нет продвижения

1 балл – минимальное продвижение

2 балла – среднее продвижение

3 балла -значительное продвижение

 

 

 

 

 

 

2.Сводная таблица овладения  обучающимися социальными  (жизненными) компетенциями

 

                   Результаты анализа  личностных результатов обучающегося/количество обучающихся /в %

0 баллов – нет продвижения

1 балл – минимальное продвижение

2 балла – среднее продвижение

3балла-значительное продвижение

 

 

 

 

ВСЕГО:

Кол чел/%

Кол чел/%

Кол чел/%

 

3.Таблица овладения  обучающимися программой  по предмету «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности».

 

Ф.И. обучающегося

                   Результаты анализа  освоения программы

 

«удовлетворительно» (зачёт)-выполнено  от 35% до 50% заданий

«хорошо» ― от 51% до 65% заданий.

 

«очень хорошо» (отлично) свыше 65%.

 

 

 

 

 

 

 

4. Сводная таблица овладения  обучающимися программой  по предмету «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности».

 

 

Количество человек/%

                   Результаты анализа  освоения программы

«удовлетворительно» (зачёт)-выполнено  от 35% до 50% заданий

«хорошо» ― от 51% до 65% заданий.

 

«очень хорошо» (отлично) свыше 65%.

 

 

 

 

 

Всего

Кол.чел/%

Кол.чел/%

Кол.чел/%

 

 

 

Система оценки достижения планируемых результатов

Оценка предметных результатов целесообразно начинать со второго полугодия 2-го класса, т. е. в тот период, когда у обучающихся уже будут сформированы некоторые начальные навыки чтения, письма и счета. Кроме того, сама учебная деятельность будет привычной для обучающихся, и они смогут ее организовывать под руководством учителя

Во время обучения в подготовительном и первом классах, а также в течение первого полугодия второго класса целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку. При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.

 

 

 

10. Критерии и нормы оценки знаний учащихся.

 

В 1 классе отметки обучающимся не выставляются. Учитель повышает роль  положительной словесной оценки. Результат продвижения обучающихся в развитии определяется на основе  анализа их продуктивной деятельности.

 

 

 

                                                                                       11. Перечень литературы

 

- Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с  умственной отсталостью.

- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой;

4-е издание. - М.: Просвещение, 2006.  

- Матвеева Н. Б., Котина М. С. Живой мир. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. 1 класс. 2 издание. М.: «Просвещение», 2012.

-Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. М., 1990. 

 

 

 

 

 

 

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Мир природы и человека» для обучающихся 1 класса.

Адаптированная образовательная программа  по учебному предмету  «Мир природы и человека»  для обучающихся 1 класса.

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Мир природы и человека» для обучающихся 1 класса.

Адаптированная образовательная программа  по учебному предмету  «Мир природы и человека»  для обучающихся 1 класса.

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Мир природы и человека» для обучающихся 1 класса.

Адаптированная образовательная программа  по учебному предмету  «Мир природы и человека»  для обучающихся 1 класса.

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Мир природы и человека» для обучающихся 1 класса.

Адаптированная образовательная программа  по учебному предмету  «Мир природы и человека»  для обучающихся 1 класса.

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Мир природы и человека» для обучающихся 1 класса.

Адаптированная образовательная программа  по учебному предмету  «Мир природы и человека»  для обучающихся 1 класса.

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Мир природы и человека» для обучающихся 1 класса.

Адаптированная образовательная программа  по учебному предмету  «Мир природы и человека»  для обучающихся 1 класса.

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Мир природы и человека» для обучающихся 1 класса.

Адаптированная образовательная программа  по учебному предмету  «Мир природы и человека»  для обучающихся 1 класса.

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Мир природы и человека» для обучающихся 1 класса.

Адаптированная образовательная программа  по учебному предмету  «Мир природы и человека»  для обучающихся 1 класса.

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Мир природы и человека» для обучающихся 1 класса.

Адаптированная образовательная программа  по учебному предмету  «Мир природы и человека»  для обучающихся 1 класса.

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Мир природы и человека» для обучающихся 1 класса.

Адаптированная образовательная программа  по учебному предмету  «Мир природы и человека»  для обучающихся 1 класса.

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Мир природы и человека» для обучающихся 1 класса.

Адаптированная образовательная программа  по учебному предмету  «Мир природы и человека»  для обучающихся 1 класса.

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Мир природы и человека» для обучающихся 1 класса.

Адаптированная образовательная программа  по учебному предмету  «Мир природы и человека»  для обучающихся 1 класса.

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Мир природы и человека» для обучающихся 1 класса.

Адаптированная образовательная программа  по учебному предмету  «Мир природы и человека»  для обучающихся 1 класса.

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Мир природы и человека» для обучающихся 1 класса.

Адаптированная образовательная программа  по учебному предмету  «Мир природы и человека»  для обучающихся 1 класса.

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Мир природы и человека» для обучающихся 1 класса.

Адаптированная образовательная программа  по учебному предмету  «Мир природы и человека»  для обучающихся 1 класса.

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Мир природы и человека» для обучающихся 1 класса.

Адаптированная образовательная программа  по учебному предмету  «Мир природы и человека»  для обучающихся 1 класса.

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Мир природы и человека» для обучающихся 1 класса.

Адаптированная образовательная программа  по учебному предмету  «Мир природы и человека»  для обучающихся 1 класса.

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Мир природы и человека» для обучающихся 1 класса.

Адаптированная образовательная программа  по учебному предмету  «Мир природы и человека»  для обучающихся 1 класса.

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Мир природы и человека» для обучающихся 1 класса.

Адаптированная образовательная программа  по учебному предмету  «Мир природы и человека»  для обучающихся 1 класса.

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Мир природы и человека» для обучающихся 1 класса.

Адаптированная образовательная программа  по учебному предмету  «Мир природы и человека»  для обучающихся 1 класса.

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Мир природы и человека» для обучающихся 1 класса.

Адаптированная образовательная программа  по учебному предмету  «Мир природы и человека»  для обучающихся 1 класса.

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Мир природы и человека» для обучающихся 1 класса.

Адаптированная образовательная программа  по учебному предмету  «Мир природы и человека»  для обучающихся 1 класса.

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Мир природы и человека» для обучающихся 1 класса.

Адаптированная образовательная программа  по учебному предмету  «Мир природы и человека»  для обучающихся 1 класса.

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Мир природы и человека» для обучающихся 1 класса.

Адаптированная образовательная программа  по учебному предмету  «Мир природы и человека»  для обучающихся 1 класса.

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Мир природы и человека» для обучающихся 1 класса.

Адаптированная образовательная программа  по учебному предмету  «Мир природы и человека»  для обучающихся 1 класса.

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Мир природы и человека» для обучающихся 1 класса.

Адаптированная образовательная программа  по учебному предмету  «Мир природы и человека»  для обучающихся 1 класса.

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Мир природы и человека» для обучающихся 1 класса.

Адаптированная образовательная программа  по учебному предмету  «Мир природы и человека»  для обучающихся 1 класса.

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Мир природы и человека» для обучающихся 1 класса.

Адаптированная образовательная программа  по учебному предмету  «Мир природы и человека»  для обучающихся 1 класса.

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Мир природы и человека» для обучающихся 1 класса.

Адаптированная образовательная программа  по учебному предмету  «Мир природы и человека»  для обучающихся 1 класса.

Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Мир природы и человека» для обучающихся 1 класса.

Адаптированная образовательная программа  по учебному предмету  «Мир природы и человека»  для обучающихся 1 класса.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.11.2019