Областное государственное казённое общеобразовательное учреждение
«Школа для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья № 23»
СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УВР:
«____»_______________2016г.
|
УТВЕРЖДАЮ: Директор школы: __________ «____»_________________2016г.
|
Адаптированная образовательная программа
по учебному предмету
«Мир природы и человека»
для 1 класса.
Разработала:
учитель ВК.
Утверждено на заседании
Педагогического совета от «___»_____2016г
протокол №___
Ульяновск, 2015 г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» в 1 классе составлена с учётом особенностей познавательной деятельности обучающихся на основании нормативно-правовых документов:
· Конвенция о правах ребенка. 15. 09 .1990г.;
· Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» № 46- ФЗ, от 03.05.2012г.
При составлении программы учитывались возрастные и психофизиологические особенности учащихся. Содержание программы отвечает принципам психолого - педагогического процесса и коррекционной направленности обучения и воспитания обучающихся с умственной отсталостью.
Программа построена по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.
Цель
Основная цель предмета «Мир природы и человека» заключается:
- в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе;
- в понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.
Задачи
- формировать первоначальные представления о себе о ближайшем социальном окружении;
- вызывать интерес к разнообразию окружающего мира, к явлениям природы;
- создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках, в играх, в самообслуживании, в повседневной жизни;
- обеспечить необходимую мотивацию речи посредством создания ситуации общения, поддерживать стремление к общению;
- воспитывать отношение к сверстнику как объекту взаимодействия, развивать субъектно-объектные отношения;
- формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;
- учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения;
- развивать фразовую речь;
- формировать умение с помощью педагога составлять простейшие словесные отчет о выполненных действиях;
- формировать представления о частях собственного тела, их назначении, расположении, о собственных возможностях и умениях;
- привлекать внимание к различным эмоциональным состояниям человека, учить подражать выражению лица учителя и его действиям;
- развивать способность выражать свое настроение и потребности с помощью доступных пантомимических. Мимических и других средств;
- формировать элементарные представления о предметах быта, необходимых в жизни человека;
- формировать первоначальные представления о микросоциальном окружении;
- знакомит с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения и практического экспериментирования;
- формировать представления о явлениях природы, сезонных и суточных изменениях;
- формировать элементарные экологические представления;
-развивать сенсорно- перцептивные способности детей, учить выделять знакомые объекты из фона зрительно, тактильно и на вкус (исходя из целесообразности и безопасности);
- закреплять полученные представления в процессе различных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельности;
- знакомит с простейшими рассказами, историями, сказками, стихотворениями, разыгрывать их содержание по ролям совместно с учителем.
Все эти задачи в той или иной степени необходимо решать в процессе работы с учащимися с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Однако первостепенная задача учителя – организовать речевую среду, пробудить речевую активность учащегося, интерес к предметному миру и человеку, сформировать у него предметные и предметно-игровые действия, способность к коллективной деятельности научить его понимать соотносящиеся и указательные жесты и т.д.
1.Общая характеристика учебного предмета.
«Мир природы и человека»
Курс «Мир природы и человека» является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у учащихся умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром.
Содержание дисциплины предусматривает знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью человека.
Основное внимание при изучении курса «Мир природы и человека» уделено формированию представлений об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой. Практическая направленность учебного предмета реализуется через развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе, об особенностях человека как биосоциального существа для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных условиях.
Структура курса представлена следующими разделами:
-«Сезонные изменения»;
- «Неживая природа»;
-«Живая природа (в том числе человек)»;
-«Безопасное поведение».
Повышение эффективности усвоения учебного содержания требует организации большого количества наблюдений, упражнений, практических работ, игр, экскурсий для ознакомления и накопления опыта первичного взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями.
Формы организации учебного процесса
В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у обучающихся специфических нарушений. Принцип коррекционной направленности в обучении, принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Основными видами работ первоклассников являются: работа с учебником, дидактические игры, работа с раздаточным материалом, по карточкам, практические работы, работа в тетрадях на печатной основе и т.д.
Методы работы:
-словесные – объяснение, обучающая беседа, работа с учебником
-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр
-практические – практические работы, упражнения, карточки
Типы уроков:
-урок объяснения нового материала (урок первоначального изучения материала);
-урок закрепления знаний, умений, навыков (практический урок);
-урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок);
-комбинированный урок;
-урок экскурсия;
-нестандартные уроки (урок-путешествие, урок-игра и др.)
Основные направления коррекционной работы:
· развитие целостного восприятия
· обогащение словаря через уточнение имеющихся понятий, введение новых терминов, закрепление обобщающих слов;
· коррекция связной речи, грамматического строя речи и просодической стороны ее;
· формирование коммуникативных навыков;
· развитие основных мыслительных операций;
· развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
· коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
· совершенствование сенсорно-перцептивной сферы;
· коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
2. Описание места учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с учебным планом школы на 2015-2016 учебный год рабочая программа рассчитана :
Класс |
Количество часов |
|
|
В неделю |
В год |
1 |
2 |
68 |
3. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Одним из результатов обучения по предмету «Мир природы и человека» является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность семьи. Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Ценность труда и творчества. Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Ценность науки и культуры. Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм. Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
Ценность здорового образа жизни. Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное.
Ценность нравственности. Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
4. Планируемые результаты освоения учебной программы.
Результаты освоения академического компонента и области развития жизненной компетенции.
Содержание учебного материала способствует социализации младших школьников.
Планируемые результаты освоения программы являются одним из важнейших механизмов модернизации образования. Они строятся с учетом основных нормативных документов, обеспечивающих — учебный план, программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений, системы оценки и др.
В результате освоения учебного предмета у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные учебные действия как основа умения учиться.
В сфере личностных универсальных учебных действий будет сформирована внутренняя позиция обучающегося, появится элементарная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий обучающиеся овладеют всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее достижение (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере познавательных универсальных учебных действий обучающиеся научатся использовать знаковосимволические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий обучающиеся приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности (по возможности).
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
• учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
• способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
• основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я», мой город, моя страна, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
• дружелюбное отношение и толерантность к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы.
• ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (можно-нельзя, хорошо-плохо);
• развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение
• установка на здоровый образ жизни;
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
• эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Обучающийся получит возможность для формирования:
• внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
• устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
• дружелюбное отношение к окружающим на основе знакомства с жизнью своих сверстников, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы.
• устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
• адекватного понимания причин успешности/неуспешности деятельности;
• компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
• установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках;
• осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
• эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• принимать и сохранять учебную задачу;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
• учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• воспринимать оценку учителя;
• различать способ и результат действия;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
• вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
• в сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
• осуществлять контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы;
• строить коммуникативные отношения (вербальные, невербальные);
• осваивать начальные лингвистические представления, необходимые для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью;
• ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
• основам чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
• осуществлять синтез как составление целого из частей;
• проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
• обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
• осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
• устанавливать аналогии;
• владеть общим приемом решения задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
• строить коммуникацию (речевое высказывание) в устной, письменной, знаково-символической форме;
• осваивать начальные лингвистические представления, необходимые для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью, расширить свой лингвистический кругозор;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
•ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
• формулировать собственное желание и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• задавать вопросы;
• контролировать свои и действия партнера;
• использовать речь для регуляции своего действия;
• использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
использовать элементарную коммуникативную компетенцию, как способность и готовность общаться с учетом своих речевых возможностей и потребностей; применять правила речевого, неречевого поведения
Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Предмет «Мир природы и человека»
Минимальный уровень:
представления о назначении объектов изучения;
узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия);
называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;
представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения;
знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;
ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц;
составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану;
адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях; адекватно поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации.
Достаточный уровень:
представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;
отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации;
развернутая характеристика своего отношения к изученным объектам;
знание отличительных существенных признаков групп объектов;
знание правил гигиены органов чувств;
знание некоторых правила безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;
готовность к использованию полученных знаний при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач.
ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного, проявление желания рассказать о предмете изучения или наблюдения, заинтересовавшем объекте;
выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), оценка своей работы и одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с детьми; адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира;
соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;
выполнение доступных природоохранительных действий;
готовность к использованию сформированных умений при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач в объеме программы.
5. Содержание учебного предмета.
Сезонные изменения
Временные изменения. День, вечер, ночь, утро. Сутки, время суток. Время суток и солнце (по результатам наблюдений). Время суток на циферблате часов. Дни недели, порядок следования, рабочие и выходные дни. Неделя и месяц.
Времена года: Осень. Зима. Весна. Лето. Основные признаки каждого времени года (изменения в неживой природе, жизни растений, животных и человека) Месяцы осенние, зимние, весенние, летние. Порядок месяцев в сезоне; в году, начиная с января. Календарь
Осень ― начальная осень, середина сезона, поздняя осень. Зима ― начало, середина, конец зимы. Весна ― ранняя, середина весны, поздняя весна. Смена времен года. Значение солнечного тепла и света. Преемственность сезонных изменений. Взаимозависимость изменений в неживой и живой природе, жизни людей (в том числе и по результатам наблюдений).
Сезонные изменения в неживой природе
Изменения, происходящие в природе в разное время года, с постепенным нарастанием подробности описания качественных изменений: температура воздуха (тепло – холодно, жара, мороз, замеры температуры); осадки (снег – дождь, иней, град); ветер (холодный – теплый, направление и сила, на основе наблюдений); солнце (яркое – тусклое, большое – маленькое, греет, светит) облака (облака, тучи, гроза), состояние водоемов (ручьи, лужи, покрылись льдом, теплая - холодная вода), почвы (сухая - влажная – заморозки).
Солнце и изменения в неживой и живой природе. Долгота дня зимой и летом.
Растения и животные в разное время года
Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные сезоны года. Сбор листьев, плодов и семян. Ознакомление с названиями растений и животных. Раннецветущие, летние и осенние растения. Увядание и появление растений. Подкормка птиц. Весенний сбор веток для гнездования птиц.
Сад, огород. Поле, лес в разное время года. Домашние и дикие животные в разное время года.
Одежда людей, игры детей, труд людей в разное время года
Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку. Учет времени года, погоды, предполагаемых занятий (игры, наблюдения, спортивные занятия).
Игры детей в разные сезоны года.
Труд людей в сельской местности и городе в разное время года. Предупреждение простудных заболеваний, гриппа, травм в связи с сезонными особенностями (похолодание, гололед, жара и пр.)
Неживая природа
Солнце, облака, луна, звезды. Воздух. Земля: песок, глина, камни. Почва. Вода. Узнавание и называние объектов неживой природы. Простейшие признаки объектов неживой природы по основным параметрам: внешний вид, наиболее существенные и заметные свойства (выделяемые при наблюдении ребенком), место в природе, значение. Элементарные сведения о Земле, как планете, и Солнце – звезде, вокруг которой в космосе двигается Земля.
Живая природа
Растения
Растения культурные. Овощи. Фрукты. Ягоды. Арбуз, дыня, тыква. Зерновые культуры. Внешний вид, место произрастания, использование. Значение для жизни человека. Употребление в пищу.
Растения комнатные. Название. Внешнее строение (корень, стебель, лист). Уход. Растения дикорастущие. Деревья. Кустарники. Травянистые растения. Корень, стебель, лист, цветок, плод и семена. Первичные представление о способах размножения. Развитие растение из семени на примере гороха или фасоли. Значение растений в природе. Охрана, использование человеком.
Грибы
Шляпочные грибы: съедобные и не съедобные. Название. Место произрастания. Внешний вид. Значение в природе. Использование человеком.
Животные
Животные домашние. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение: части тела. Условия обитания, чем кормятся сами животные, чем кормят их люди. Место в жизни человека (для чего содержат животное), забота и уход за животным. Скотный двор, птичник, ферма.
Животные дикие. Звери. Птицы. Змеи. Лягушка. Рыбы. Насекомые. Названия. Внешнее строение: названия частей тела. Место обитания, питание, образ жизни. Роль в природе. Помощь птицам зимой (подкормка, изготовление кормушек) и весной в период гнездования (сбор веток для гнезд, соблюдение тишины и уединенности птиц на природе).
Охрана природы: наблюдения за жизнью живой природы, уход за комнатными растениями, посадка и уход за растением, бережное отношение к дикорастущим растениям, правили сбора урожая грибов и лесных ягод, ознакомление с правилами ухода за домашними животными, подкормка птиц зимой, сбор веток в период гнездования, ознакомление с видами помощи диким животным, и т.п.
Человек
Мальчик и девочка. Возрастные группы (малыш, школьник, молодой человек, взрослый, пожилой).
Строение тела человека (голова, туловище, ноги и руки (конечности). Ориентировка в схеме тела на картинке и на себе. Голова, лицо: глаза, нос, рот, уши. Покровы тела: кожа, ногти, волосы.
Гигиена кожи, ногтей, волос (мытье, расчесывание, обстригание). Зубы. Гигиена полости рта (чистка зубов, полоскание). Гигиена рук (мытье). Органы чувств человека (глаза, уши, нос, язык, кожа). Значение в жизни человека (ознакомление с жизнью вокруг, получение новых впечатлений). Гигиена органов чувств. Бережное отношение к себе, соблюдение правил охраны органов чувств, соблюдение режима работы и отдыха. Первичное ознакомление с внутренним строением тела человека (внутренние органы).
Здоровый образ жизни: гигиена жилища (проветривание, регулярная уборка), гигиена питания (полноценное и регулярное питание: овощи, фрукты, ягоды, хлеб, молочные продукты, мясо, рыба). Режим сна, работы. Личная гигиена (умывание, прием ванной), прогулки и занятия спортом .
Человек – член общества: член семьи, ученик, одноклассник, друг.. Личные вещи ребенка: гигиенические принадлежности, игрушки, учебные вещи, одежда, обувь. Вещи мальчиков и девочек. Профессии людей ближайшего окружения ребенка
Магазины («овощи-фрукты», продуктовый, промтоварный (одежда, обувь, бытовая техника или др.), книжный). Зоопарк или краеведческий музей. Почта. Больница. Поликлиника. Аптека. Назначение учреждения. Основные профессии людей, работающих в учреждении. Правила поведения в магазине.
Транспорт. Назначение. Называние отдельных видов транспорта (машины легковые и грузовые, метро, маршрутные такси, трамваи, троллейбусы, автобусы). Городской пассажирский транспорт. Транспорт междугородний. Вокзалы и аэропорты. Правила поведения.
Наша Родина - Россия. Наш город. Населенные пункты. Столица. Флаг, Герб, Гимн России. Президент России. Наша национальность. Некоторые другие национальности. Национальные костюмы. Россия – многонациональная страна. Праздники нашей страны. Достижение нашей страны в науке и искусствах. Великие люди страны или края. Деньги нашей страны. Получение и расходование денег.
Безопасное поведение
Предупреждение заболеваний и травм.
Профилактика простуд: закаливание, одевание по погоде, проветривание помещений, предупреждение появления сквозняков. Профилактика вирусных заболеваний (гриппа) – прием витаминов, гигиена полости носа и рта, предупреждение контактов с больными людьми. Поведение во время простудной (постельный режим, соблюдение назначений врача) и инфекционной болезни (изоляция больного, проветривание, отдельная посуда и стирка белья, прием лекарств по назначению врача, постельный режим). Вызов врача из поликлиники. Случаи обращения в больницу.
Простейшие действия при получении травмы: обращение за помощью к учителю, элементарное описание ситуации приведшей к травме и своего состояния (что и где болит). Поведение при оказании медицинской помощи.
Безопасное поведение в природе.
Правила поведения человека при контакте с домашним животным. Правила поведения человека с диким животным в зоопарке, в природе.
Правила поведение в лесу, на воде, в грозу. Предупреждение отравления ядовитыми грибами, ягодами. Признаки. Вызов скорой помощи по телефону. Описание состояния больного.
Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте.
Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход улицы по пешеходному переходу). Правила безопасного поведения в общественном транспорте.
Правила безопасного использование учебных принадлежностей, инструментов для практических работ и опытов, с инвентарем для уборки класса. Правила обращения с горячей водой (в кране, в чайнике), электричеством, газом (на кухне).
Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся
должны уметь:
называть предметы, характеризовать их по
основным свойствам (цвету, форме, размеру, вкусу, запаху, материалу);
участвовать в беседе, полно отвечать на
поставленные вопросы, используя слова данного вопроса;
составлять простые нераспространенные
предложения;
распространять предложения по вопросам,
правильно употребляя формы знакомых слов.
Учащиеся должны знать:
названия изучаемых предметов, части
предметов.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы;
• строить коммуникативные отношения (вербальные, невербальные);
• осваивать начальные лингвистические представления, необходимые для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью;
• ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
• основам чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
• осуществлять синтез как составление целого из частей;
• проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
• обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
• осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
• устанавливать аналогии;
• владеть общим приемом решения задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
• строить коммуникацию (речевое высказывание) в устной, письменной, знаково-символической форме;
• осваивать начальные лингвистические представления, необходимые для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью, расширить свой лингвистический кругозор;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
• произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач.
6. Календарно- тематическое планирование по предмету «Мир природы и человека», 1 класс.
Предмет «Мир природы и человека»,1 класс.
№ п/ п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата проведения |
Академический |
Личностные |
Познавательные |
Коммуникативные |
Регулятивные |
1 |
Временные изменения. Сутки. Части суток. День, вечер, ночь, утро.
|
|
|
Знать временные изменения, время суток и солнце, время суток на циферблате часов. |
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
|
Осуществлять синтез как составление целого из частей. |
Умения ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. |
Умения принимать и сохранять учебную задачу. |
2 |
Дни недели, рабочие и выходные дни. Неделя и месяц. |
|
|
Знать дни недели, выходные и рабочие дни. |
Формирование внутренней позиции учащегося на понимание необходимости учения. |
Рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; |
Формулировать собственное желание и позицию. |
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. |
3 |
Времена года. Зима, весна, лето, осень. Основные признаки времён года. |
|
|
Уметь распознавать основные признаки времён года. |
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
|
Осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; |
Умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. |
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. |
4 |
Месяцы года, порядок месяцев в сезоне. Календарь. |
|
|
Уметь распределять порядок месяцев в сезоне. |
Формирование адекватного понимания причин успешности/неуспешности деятельности; |
Осуществлять синтез как составление целого из частей. |
Формировать умения задавать вопросы. |
Учитывать правило в планировании и контроле способа решения. |
5 |
Смена времён года. Преемственность сезонных изменений. |
|
|
Научить распознавать преемственность сезонных изменений. |
Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе. |
Устанавливать причинно- следственные связи. |
Умения контролировать свои и действия партнера;
|
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. |
6 |
Сезонные изменения в неживой природе. Изменения в природе в разное время года.(температура воздуха,осадки,облака,солнце,почва.
|
|
|
Знать изменения, происходящие в природе в разное время года, с постепенн |
Формирование внутренней позиции учащегося на понимание необходимости учения. |
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
|
Формирование умения общаться на уроке, вступать в диалог, реагировать на обращение, отвечать на вопросы. |
Формирование уме ния правильно вести себя на уроке.
|
7 |
Солнце и изменения в неживой и живой природе. Долгота дня зимой и летом. |
|
|
Знать изменения в живой и неживой природе в зависимости от солнца. |
Воспитание мотивации к учению. |
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; |
Формирование умения слушать, участвовать в беседе. |
Обучение движению группой, соблюдение правил поведения в школе. |
8 |
Жизнь растений и животных в разное время года. |
1 |
|
Знать жизнь растений и животных в разное время года. |
Формирование, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов . |
Произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач.
|
Учить участвовать в беседе, вступать в диалог, реагировать на обращение, отвечать на вопросы. |
Формирование навыков самоконтроля в учебном помещении. |
9 |
Сад,огород,поле,лес в разное время года. |
1 |
|
Знать,что происходит в саду,огороде,поле,лесу в разное время года. |
Привитие навыков учеб ной деятельности. Вос- питание мотивации к учению. |
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. |
Учить участвовать в беседе, вступать в диалог, реагировать на обращение, отвечать на вопросы. |
Воспринимать оценку учителя.
|
10 |
Домашние и дикие животные в разное время года. |
|
|
Знать,как ведут себя дикие и домашние животные в разное время года. |
Формирование познавательного интереса к предмету. |
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
|
Участие в беседе. Развитие вопросно-ответной, диалогической речи, связного высказывания. |
Различать способ и результат действия. |
11 |
Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку. |
|
|
Уметь одеваться на прогулку в разное время года. |
Формирование познавательного интереса к предмету. |
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
|
Участие в беседе. Развитие вопросно-ответной, диалоги ческой речи, связ ного высказывания. |
Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. |
12 |
Игры детей в разные сезоны года.. |
|
|
Знать, в какие игры можно играть в разное время года. |
Формирование познавательного интереса к предмету. |
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; |
Учить участвовать в беседе, проявлять активность на уроке. |
Умения учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. |
13 |
Труд людей в сельской местности и городе в разное время года. |
|
|
Знать,какой труд людей используется в разное время года. |
Формирование понимания предпочтения социального способа оценки знаний;
|
Устанавливать аналогии. |
Умения ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. |
Умения принимать и сохранять учебную задачу. |
14 |
Предупреждение простудных заболеваний в связи с сезонными особенностями. |
|
|
Знать о профилактике простудных заболеваний в разное время года. |
Установка на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках;
|
Устанавливать причинно- следственные связи. |
Формулировать собственное желание и позицию. |
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. |
15 |
Неживая природа. Объекты неживой природы. Основные признаки объектов неживой природы. |
|
|
Знать объекты и признаки живой и неживой природы. |
Формирование познавательного интереса к предмету. |
Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
|
Умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. |
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. |
16 |
Элементарные сведения о Земле (планете), Солнце( звезде). |
|
|
Владеть элементарными сведениями о Земле (планете), Солнце( звезде). |
Формирование познавательного интереса к предмету. |
Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы. |
Формирование умения общаться на уроке, вступать в диалог, реагировать на обращение, отвечать на вопросы. |
Учитывать правило в планировании и контроле способа решения. |
17 |
Живая природа. Растения. Растения культурные (овощи,фрукты,ягоды).Значение для человека, употребление в пищу. |
|
|
Иметь элементарные сведения о культурных растениях и назначении для человека. |
Воспитание мотивации к учению.
|
Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
|
Учить участвовать в беседе вступать в диалог, реагировать на обращение, отвечать на вопросы. |
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. |
18 |
Зерновые культуры, внешний вид, значение для человека, употребление в пищу. |
|
|
Иметь элементарные сведения о зерновых растениях и назначении для человека. |
Формирование познавательного интереса к предмету. |
Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
|
Учить участвовать в беседе, проявлять активность на уроке. |
Формирование уме ния правильно вести себя на уроке.
|
19 |
Грибы. Грибы съедобные и несъедобные, названия, значения в природе. Использование человеком. |
|
|
Иметь элементарные сведения о грибах и использовании их человеком. |
Формирование познавательного интереса к предмету. |
Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
|
Умения использовать речь для регуляции своего действия |
Обучение движению группой, соблюдение правил поведения в школе. |
20 |
Животные. Домашние животные. Звери,птицы. Внешнее строение. Условия обитания. |
|
|
Иметь знания о домашних животных,их внешнем строении и условиях обитания. |
Формирование внутренней позиции учащегося на понима- ние необходимости учения. |
Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза. |
Формировать умение адекватно использо- вать средства устного общения для решения коммуникативных задач. |
Формирование навыков самоконтроля в учебном помещении. |
21 |
Место в жизни человека, забота и уход за животным. Скотный двор, птичник, ферма. |
|
|
Иметь сведения об уходе за домашними животными. |
Формировать интерес к учебному материалу. Воспитывать любовь к животным. |
Владеть общим приёмом решения задач. |
Умения использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. |
Воспринимать оценку учителя.
|
22 |
Дикие животные, названия, внешнее строение. |
|
|
Иметь знания о диких животных, их внешнем строении и условиях обитания. |
Формировать интерес к учебному материалу. Воспитывать любовь к животным. |
Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; |
Умения применять правила речевого, неречевого поведения.
|
Различать способ и результат действия. |
23 |
Место обитания, питание, образ жизни. Роль в природе. Помощь птицам зимой. |
|
|
Знать места обитания диких животных, их образе жизни, роли в природе. Уметь оказывать помощь птицам зимой. |
Формировать интерес к учебному материалу. Воспитывать любовь к животным. |
Владеть общим приёмом решения задач. |
Умения использовать элементарную коммуникативную компетенцию. |
Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. |
24 |
Человек. Мальчик и девочка. Возрастные группы. |
|
|
Знать возрастные группы (малыш, школьник, молодой человек, взрослый, пожилой). |
Формировать представление о причинах успеха в учебе. дружелюбное отношение к окружающим на основе знакомства с жизнью своих сверстников |
Рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; |
Формировать умение формулировать собственное мнение и позицию. |
Умения учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. |
25 |
Строение тела человека. Ориентировка в схеме тела на картинке и на себе.
|
|
|
Иметь представление о строении человека(голова, туловище, ноги и руки (конечности), уметь ориентироваться в схеме тела на картинке и на себе. |
Формирование познавательного интереса к предмету. |
Рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; |
Формировать умение понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.
|
Умения принимать и сохранять учебную задачу. |
26 |
Покровы тела: кожа, ногти, волосы. |
|
|
Знать покровы тела: кожа,ногти ,волосы. |
Формирование познавательного интереса к предмету. |
Рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; |
Формировать умение задавать вопросы. |
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. |
27 |
Гигиена кожи, ногтей, волос. |
|
|
Уметь ухаживать за своей кожей, ногтями, волосами. |
Воспитывать потребность в здоровом образе жизни, сохранении здоровья. |
Произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач.
|
Формирование умения строить понятные для партнёра высказывания. |
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. |
28 |
Зубы. Гигиена полости рта. Гигиена рук ( мытьё). |
|
|
Уметь чистить, зубы, мыть руки. |
Воспитывать потребность в здоровом образе жизни, сохранении здоровья. |
Произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач.
|
Учить задавать вопрос, понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме. |
Учитывать правило в планировании и контроле способа решения. |
29 |
Органы чувств человека. Значение в жизни человека. |
|
|
Иметь основные сведения об органах чувств человека и их значении в жизни. |
Формирование познавательного интереса к предмету. |
Осуществлять синтез как составление целого из частей. |
Учить задавать вопрос, понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме. |
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. |
30 |
Гигиена органов чувств. Соблюдение правил охраны органов чувств. Соблюдение режима работы и отдыха. |
|
|
Иметь представления об органах чувств. Уметь соблюдать правила охраны органов чувств, соблюдать режим работы и отдыха. |
Воспитывать потребность в здоровом образе жизни, сохранении здоровья. |
Произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач.
|
Учить соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета.
|
Формирование уме ния правильно вести себя на уроке.
|
31 |
Первичное ознакомление с внутренним строением человека. |
|
|
Иметь первичное представление о внутреннем строении человека. |
Воспитывать потребность в здоровом образе жизни, сохранении здоровья. |
Осуществлять синтез как составление целого из частей. |
Формировать умение участвовать в беседе, задавать вопросы и давать полный ответ, сохраняя слова вопроса. |
Обучение движению группой, соблюдение правил поведения в школе. |
32 |
Основные гигиенические навыки людей. Практическое выполнение умывания и чистки зубов. |
|
|
Иметь представление об основных гигиенических навыках людей, уметь умываться и чистить зубы. |
Установка на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках;
|
Произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач.
|
Формирование умения строить понятные для партнёра высказывания. |
Формирование навыков самоконтроля в учебном помещении. |
33 |
Здоровый образ жизни: гигиена жилища, гигиена питания. |
|
|
Знать представления о гигиене жилища и питания. Уметь вести здоровый образ жизни. |
Установка на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках.
|
Произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач.
|
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. |
Воспринимать оценку учителя.
|
34 |
Режим сна, работы. Личная гигиена, прогулки и занятия спортом. |
|
|
Знать о соблюдении режима дня. |
Установка на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении и поступках.
|
Произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач.
|
Формирование умения задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности. |
Различать способ и результат действия. |
35 |
Человек- член общества: член семьи, ученик, одноклассник, друг. |
|
|
Иметь представления о человеке, как члене общества. |
Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение
|
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; |
Умения ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
|
Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. |
36 |
Личные вещи ребёнка. Вещи мальчиков и девочек. |
|
|
Знать личные вещи ребёнка, уметь различать вещи мальчиков и девочек. |
Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение
|
Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных прмизнаков. |
Формулировать собственное желание и позицию. |
Умения учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. |
37 |
Магазины ( «овощи-фрукты», продуктовый, промтоварный, книжный. |
|
|
Иметь представления о назначении магазинов. |
Формирование умений ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. |
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. |
Умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. |
Умения принимать и сохранять учебную задачу. |
38 |
Зоопарк или краеведческий музей. Почта, больница. Назначение учреждения. |
|
|
Знать назначения различных учреждений. |
Формировать личностные качества: аккуратность, усидчивость;
|
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. |
Формировать умения задавать вопросы. |
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. |
39 |
Поликлиника, аптека. Назначение учреждения. |
|
|
Знать назначения различных учреждений. |
Уметь проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. |
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. |
Умения контролировать свои и действия партнера;
|
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. |
40 |
Основные профессии людей, работающих в учреждении. Правила поведения в магазине. |
|
|
Знать основные профессии людей, работающих в различных учреждениях, знать правила поведения в магазине. |
Понимание необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.
|
Осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи. |
Формирование умения общаться на уроке, вступать в диалог, реагировать на обращение, отвечать на вопросы. |
Учитывать правило в планировании и контроле способа решения. |
41 |
Транспорт. Назначение. Называние отдельных видов транспорта. |
|
|
Знать названия основных видов транспорта. |
Уметь проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. |
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. |
Формирование умения слушать, участвовать в беседе. |
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. |
42 |
Городской пассажирский транспорт. Транспорт междугородний. Вокзалы и аэропорты. Правила поведения. |
|
|
Знать назначения городского пассажирского, междугороднего транспорта, аэропортов, вокзалов. Знать правила поведения. |
Формировать личностные качества: аккуратность, усидчивость.
|
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. |
Выбирать средства для организации своего поведения; |
Формирование уме ния правильно вести себя на уроке.
|
43 |
Наша Родина- Россия. Столица, Флог,Герб, Гимн России. Президент России. |
|
|
Знать основные сведения о нашей стране, президенте России. |
Формировать основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я», мой город, моя страна, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; |
Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. |
Выбирать средства для организации своего поведения; |
Обучение движению группой, соблюдение правил поведения в школе. |
44 |
Наша национальность, другие национальности. Национальные костюмы.
|
|
|
Знать нашу национальность, национальности народов нашей страны, национальные костюмы. |
Отношение и толерантность к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников |
Осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи. |
Умения ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
|
Формирование навыков самоконтроля в учебном помещении. |
45 |
Праздники нашей страны. Великие люди страны и нашего края. |
|
|
Знать основные праздники нашей страны. Иметь сведения о великих людях страны и нашего края. |
Формирование чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с отечественной культурой;
|
Осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи. |
Формулировать собственное желание и позицию. |
Воспринимать оценку учителя.
|
46 |
Деньги нашей страны. Получение и расходование денег. |
|
|
.Знать наименование денег нашей страны, уметь их расходовать. |
Формировать основы гражданской идентичности личности. |
Ориентироваться на разнообразие способов решения задач. |
Умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. |
Различать способ и результат действия. |
47 |
Безопасное поведение. Предупреждение заболеваний и травм. Профилактика простуд. |
|
|
Знать профилактику простуд: закаливание, одевание по погоде, проветривание помещений, предупреждение появления сквозняков. |
Формирование устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
|
Произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач.
|
Формировать умения задавать вопросы. |
Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. |
48 |
Вызов врача на дом. Случаи обращения в больницу. |
|
|
Уметь вызвать врача на дом и случаи обращения в больницу. |
Формировать умение использовать в общении правила вежливости. |
Владеть общим приёмом решения задач. |
Умения контролировать свои и действия партнера;
|
Умения учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. |
49 |
Простейшие действия при получении травмы. Поведение при оказании медицинской помощи. |
|
|
Уметь применить простейшие действия при получении травмы. Знать поведение при оказании медицинской помощи. |
Формирование устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
|
Произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач.
|
Формирование умения общаться на уроке, вступать в диалог, реагировать на обращение, отвечать на вопросы. |
Умения принимать и сохранять учебную задачу. |
50 |
Безопасное поведение в природе. |
|
|
Иметь представления о безопасном поведении в природе. |
Формирование устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; |
Ориентироваться на разнообразие способов решения задач. |
Формирование умения слушать, участвовать в беседе. |
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. |
51 |
Правила поведения человека при контакте с домашним животным. |
|
|
Знать правила поведения человека при контакте с домашним животным. |
Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.
|
Ориентироваться на разнообразие способов решения задач. |
Умения ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
|
Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. |
52 |
Правила поведения человека с диким животным в зоопарке, в природе. |
|
|
Знать правила поведения человека при контакте с диким животным в зоопарке и в природе. |
Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.
|
Ориентироваться на разнообразие способов решения задач. |
Формулировать собственное желание и позицию. |
Учитывать правило в планировании и контроле способа решения. |
53 |
Правила поведения в лесу, на воде, в грозу. |
|
|
Знать правила поведения человека в лесу, на воде, в грозу. |
Формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.
|
Произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач.
|
Умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. |
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. |
54 |
Предупреждение отравления ядовитыми грибами, ягодами. Признаки. Вызов скорой помощи по телефону. |
|
|
Знать, как не отравиться ядовитыми грибами, признаки отравления. Уметь вызвать скорою помощь по телефону. |
Уметь проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. |
Владеть общим приёмом решения задач. |
Формировать умения задавать вопросы. |
Формирование уме ния правильно вести себя на уроке.
|
55 |
Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте. |
|
|
Знать правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте. |
Формирование компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности. |
Произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач.
|
Умения контролировать свои и действия партнера;
|
Обучение движению группой, соблюдение правил поведения в школе. |
56 |
Правила поведения на улице. Движение по улице группой. |
|
|
Знать правила поведения на улице, движение по улице группой. |
Формирование компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
|
Произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач.
|
Формирование умения общаться на уроке, вступать в диалог, реагировать на обращение, отвечать на вопросы. |
Формирование навыков самоконтроля в учебном помещении. |
57 |
Изучение ПДД. Правила безопасного поведения в общественном транспорте. |
|
|
Знать правила безопасного поведения в общественном транспорте. |
Формировать компетентность в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; |
Использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы. |
Формирование умения слушать, участвовать в беседе. |
Воспринимать оценку учителя.
|
58 |
Правила безопасного использования учебных принадлежностей, инструментов, с инвентарём для уборки класса. |
|
|
Знать правила безопасного использования учебных принадлежностей, инструментов, с инвентарём для уборки класса. |
Формирование умения правильного обращения с учебными принадлежностями. |
Произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач.
|
Формировать умение участвовать в беседе, задавать вопросы и давать полный ответ, сохраняя слова вопроса. |
Различать способ и результат действия. |
59. |
Правила обращения с горячей водой, с электричеством, газом (кухня). |
|
|
Знать правила обращения с горячей водой, с электричеством, газом (кухня). |
Формировать умения правильного поведения в решении задач. |
Произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач.
|
Формирование умения строить понятные для партнёра высказывания. |
Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. |
60 |
Телефоны первой помощи. Звонок по телефону экстренных служб. |
|
|
Знать телефоны первой помощи, Звонок по телефону экстренных служб. |
Формировать умение использовать в общении правила вежливости. |
Произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач.
|
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. |
Умения учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. |
8. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Интерактивная доска, проектор
Интерактивное учебное пособие Окружающий мир 1 класс
Комплект динамических раздаточных пособий для начальной школы «Окружающий мир»
Комбинированное наглядное пособие «Времена года» (Компакт - диск с мультимедийной программой; раздаточные карточки)
Таблицы по предмету «Окружающий мир» 1, 2 класс
Таблицы по предмету «Окружающий мир»: Летние и осенние изменения в природе
Презентационные материалы по темам предмета «Мир природы и человека.»
9. Мониторинг предметных результатов
обучающихся 1 класса на уроках мир природы и человека
2016-2017 уч. год
Ф. И ученика |
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
Нач. года |
Сер. года |
Кон. года |
Нач. года |
Сер. года |
Кон. года |
Нач. года |
Сер. года |
Кон. года |
Нач. года |
Сер. года |
Кон. года |
Нач. года |
Сер. года |
Кон. года |
Нач. года |
Сер. года |
Кон. года |
|
||||||||||||||||||
Узнаёт, называет изученные объекты на иллюстрациях |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Относит изученные объекты к определённым группам |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Знание правил поведения в природе, обществе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Знание и выполнение правил личной гигиены |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Узнаёт, называет изученные объекты в натуральном виде, в естественных условиях |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Знание отличительных существенных признаков групп объектов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Умение находить необходимую информацию в материалах учебника, рабочей тетради |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ответы на вопросы по содержанию изученного, проявление желания рассказать о предмете изучения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выполнение задания |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Критерии оценивания
Мониторинг овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями
1.Таблица овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями
Ф.И. обучающегося |
Результаты анализа личностных результатов обучающегося |
|||
0 баллов – нет продвижения |
1 балл – минимальное продвижение |
2 балла – среднее продвижение |
3 балла -значительное продвижение |
|
|
|
|
|
|
2.Сводная таблица овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями
Результаты анализа личностных результатов обучающегося/количество обучающихся /в % |
|||
0 баллов – нет продвижения |
1 балл – минимальное продвижение |
2 балла – среднее продвижение |
3балла-значительное продвижение |
|
|
|
|
ВСЕГО: |
Кол чел/% |
Кол чел/% |
Кол чел/% |
3.Таблица овладения обучающимися программой по предмету «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности».
Ф.И. обучающегося |
Результаты анализа освоения программы |
|
|||
«удовлетворительно» (зачёт)-выполнено от 35% до 50% заданий |
«хорошо» ― от 51% до 65% заданий.
|
«очень хорошо» (отлично) свыше 65%.
|
|
||
|
|
|
|
||
4. Сводная таблица овладения обучающимися программой по предмету «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности».
Количество человек/% |
Результаты анализа освоения программы |
||
«удовлетворительно» (зачёт)-выполнено от 35% до 50% заданий |
«хорошо» ― от 51% до 65% заданий.
|
«очень хорошо» (отлично) свыше 65%.
|
|
|
|
|
|
Всего |
Кол.чел/% |
Кол.чел/% |
Кол.чел/% |
Система оценки достижения планируемых результатов
Оценка предметных результатов целесообразно начинать со второго полугодия 2-го класса, т. е. в тот период, когда у обучающихся уже будут сформированы некоторые начальные навыки чтения, письма и счета. Кроме того, сама учебная деятельность будет привычной для обучающихся, и они смогут ее организовывать под руководством учителя
Во время обучения в подготовительном и первом классах, а также в течение первого полугодия второго класса целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников, используя только качественную оценку. При этом не является принципиально важным, насколько обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем учителя, но и с определенной долей самостоятельности во взаимодействии с учителем и одноклассниками.
10. Критерии и нормы оценки знаний учащихся.
В 1 классе отметки обучающимся не выставляются. Учитель повышает роль положительной словесной оценки. Результат продвижения обучающихся в развитии определяется на основе анализа их продуктивной деятельности.
11. Перечень литературы
- Примерная адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под ред. В.В. Воронковой;
4-е издание. - М.: Просвещение, 2006.
- Матвеева Н. Б., Котина М. С. Живой мир. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. 1 класс. 2 издание. М.: «Просвещение», 2012.
-Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. М., 1990.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.