СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по УВР: __________________Р. З. Юсупова «_______»___________ 2020г
|
УТВЕРЖДАЮ: Директор школы: ______________ И. Н. Дейкова «_________»_____2020г |
|
|
Специальная индивидуальная
программа развития
обучающейся 1 дополнительного А класса
ОГКОУШ №23 г.Ульяновска
на 2020-2021 уч.г.
Рассмотрено и одобрено: на заседании Педагогического совета от «28.08. 2020г» протокол № 7
|
Ответственный за реализацию программы: Суркова А.А., учитель ВК |
|
СОГЛАСОВАНО: Родитель /законный представитель/: /___________________ / |
Ульяновск,2020г
Структура документа:
Данная программа имеет следующие разделы:
-общие сведения о ребенке;
-характеристика ребенка;
-содержание образования в условиях организации и семьи;
-возможные (ожидаемые) результаты обучения и воспитания ребенка;
-специалисты, участвующие в реализации программы;
-подходы и методы педагогической работы с ребенком;
-методы обучения и воспитания ребенка, использующиеся для достижения запланированных возможных результатов;
-технические средства и дидактические материалы, необходимые для реализации программы;
-средства мониторинга и оценки результатов обучения.
-приложения.
Специальная индивидуальная программа развития и реабилитации__________________, обучающейся 1 доп класса на 2020-2021 уч.год разработана на основании нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерством образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014 г.;
3.Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ОГКОУШ №23, утвержденная на заседании Педагогического совета от 28.08.2020 г. протокол № 7
При составлении программы учитывались возрастные и психофизиологические особенности обучающегося, содержание программы отвечает принципам психолого-педагогического процесса и коррекционной направленности обучения и воспитания.
I.Общие сведения об обучающемся.
Персональные данные о ребёнке и его родителях:
Ф.И.О. обучающегося |
Дата рождения |
Домашний адрес |
|
|
|
Родители:
Отец: ___________________________
Мать: ___________________________
Статус семьи: семья ребёнка-инвалида
Бытовые условия семьи:
Семья проживает в квартире с удобствами. Взаимоотношения в семье дружные, спокойные. Мать ознакомлена со специальной индивидуальной программой развития ребёнка.
Заключение ПМПК:
Название ПМПК |
Дата и данные обследования |
Рекомендации ПМПК |
|
|
АООП для обучающихся с умственной отсталостью: вариант 1 Занятия с учителем – дефектологом, учителем- логопедом, педагогом-психологом. Наблюдение неврологом.
|
II. Характеристика обучающегося на основе психолого-педагогического обследования.
Цель обследования: оценка актуального состояния развития обучающегося и определения зоны его ближайшего развития.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Физическое развитие: масса тела, рост соответствуют возрастной норме, группа здоровья IV, физкультурная группа – подготовительная.
Двигательная сфера: прослеживается неловкость крупных движений, недостаточная координированность и ловкость при выполнении тех или иных действий (в статистическом положении, при выполнении динамических и силовых проб, при совместных действиях обеих рук, ног и т.д.). Недостаточно сформированы тонкие движения рук. Отмечаются недостатки произвольных движений.
Бытовые навыки: обучающаяся владеет навыками самообслуживания по возрастной норме для ребёнка-инвалида, выполняет несложные бытовые действия. Ребёнок способен контролировать свои физиологические потребности, самостоятельно соблюдает личную гигиену. Оказывает посильную бытовую помощь родителям при бытовой необходимости.
Социальный опыт: самостоятельно ориентироваться в окружающем не может (в школу и из школы ездит с мамой); знает назначения и использование предметов сезонной одежды, бытовых принадлежностей; затрудняется в установлении временных отношений (дни, сутки, недели, месяцы, год).
Способность к общению: не способна самостоятельно устанавливать взаимоотношения со взрослыми и детьми на вербальном уровне (т.к. имеется нарушение речи): звукопроизношение нарушено, произношение нечеткое, часто беседует сам с собой. Активный словарь ниже возрастной нормы. Словарный запас бедный, не всегда правильно называет предметы ближайшего бытового окружения, затрудняется в определении их назначения, действия.
Способность к деятельности: проявляет интерес к предлагаемой деятельности, но он носит неустойчивой характер; легко понимает инструкцию невербального характера; способен действовать по образцу; принимает и понимает пошаговую инструкцию. В процессе самостоятельной деятельности требуется организующая и направленная помощь, при выполнении заданий самоконтроль отсутствует, нуждается в помощи взрослого. Волевые усилия сформированы недостаточно. Эмоционально реагирует на оценку своих действий.
Сформированность высших психических функций:
-восприятие -способна к самостоятельному восприятию знакомых предметов, объектов; трудности при сходных зрительных, слуховых сигналах, тактильных и обонятельных раздражителях; затрудняется при словесном обозначении основных признаков предметов, но способен к их группировке по различным признакам;
-память -на этапе запоминания и воспроизведения предлагаемого материала необходимы различные наглядные, звуковые, тактильные и другие опоры; самостоятельно использовать приёмы запоминания не могут, необходима помощь взрослого;
-мышление -операции обобщения возможны только на элементарном уровне, испытывает трудности при решении проблемных ситуаций, требующих установления причинно-следственных связей; задания словесно-логического характера требуют помощи взрослого; имеет трудности в усвоении программного материала;
-речь-понимание обращённой речи ограничено в ближайшем окружении, явное преобладание пассивного словаря перед активным; трудности в построении; трудности в построении фразовой речи; речь не может служить средством коммуникации, побуждения к действию.
Выводы:
1.Исходя из психолого-педагогической характеристики выбрать приоритетные учебные предметы, которые позволяют осуществлять коррекцию в процессе освоения учебного процесса.
2.Минимизировать степень потребности в посторонней помощи (до частичной).
3.В процессе обучения и реабилитации опираться на сохранные анализаторы.
III. Учебный план, устанавливающий объём недельной нагрузки на обучающуюся 1 доп а класса:
Название предмета |
Кол. Часов |
1. Обязательная часть |
|
Русский язык |
2 ч |
Чтение |
2ч |
Речевая практика |
3 ч |
Математика |
3ч |
Мир природы и человека |
2ч |
Музыка |
2ч |
Изобразительное искусство |
2 ч |
Физкультура |
3 ч |
Ручной труд |
2ч |
Всего часов: |
21 час в неделю обязательной нагрузки |
2. Коррекционно-развивающая область:
Ритмика |
1 ч |
Логопедия |
4ч |
Развитие психомоторики и сенсорных процессов |
1 ч |
Всего часов: |
6 ч в неделю |
3. Внеурочная деятельность:
Арт-терапия (Социальное направление) |
2 ч |
«Мир вокруг нас» (Духовно-нравственное направление) |
2 ч |
Всего часов: |
4 ч в неделю |
Итого часов: |
31 ч в неделю |
IV. Содержание образования, календарно-тематическое планирование по учебным предметам разработаны и утверждены на заседании Педагогического совета от 28.08.2020 г. протокол №7 по следующим образовательным областям:
Общеобразовательные курсы: филология, математика, естествознание, искусство, технология, физическая культура.
Коррекционно-развивающая область.
Внеурочная деятельность.
V.Необходимые условия реализации программы
Контроль за внешним видом ребенка (чистота, опрятность).
Отслеживание правильной осанки ребёнка в процессе занятий. Временной режим обучения.
Основные направления коррекционной работы с обучающимся:
Коррекционная направленность на уроках |
|
Совершенствование движений и сенсорно-моторного развития. Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук. |
Развитие навыков каллиграфии. |
Коррекция отдельных сторон психической деятельности |
Развитие артикуляционной моторики |
Развитие зрительной памяти и внимания |
Формирование обобщённых представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина). Развитие пространственных представлений. |
Развитие слухового внимания и памяти. Развитие фонетико-фонематических представлений |
Навыков соотносительного анализа. Навыков группировки и классификации. Умение работать по словесной и письменной инструкции. Умение планировать деятельность. |
Развитие словесно-логического мышления. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы. |
Релаксационные
упражнения для мимики лица. |
Перечень основных и вспомогательных подходов, методов обучения и воспитания обучающегося
Категория |
Методы воспитания |
||
Назначение |
Формирование социально-ценностных отношений, жизненных компетенций |
||
Функции метода |
Формирование
убеждений, понятий суждений, предъявление обучающемуся мира через: |
Формирование
опыта поведения, организация деятельности через: |
Формирование
оценки и самооценки, стимулирование через: |
Сущность |
Духовная деятельность по осмыслению жизненной компетенции |
Проживание социально-ценностных отношений, предметная деятельность и общение. Приобретение навыков и привычек |
Развитие мотиваций, осознанных побуждений, стимулирования, анализа, оценки и коррекции жизнедеятельности |
Некоторые приёмы воспитания |
Убеждение на собственном опыте, «непрерывная эстафета мнений», импровизация на свободную или заданную тему, столкновение противоречивых суждений, товарищеский спор, использование метафор, притч, сказок, увлечение творческим поиском добрым делом и т.д. |
Организация групповой деятельности, товарищеское поручение, творческая игра, косвенное требование: совет, просьба, выражение доверия, коллективное творческое дело |
Творческое соревнование, конкурс, товарищеское побуждение, напоминание, контроль, осуждение, похвала, награда, наказание по логике естественных последствий, предоставление почётных прав, подражание чему-либо стоящему |
Результат |
Устройство и преобразование собственной жизни, самореализация и развитие личности |
Прогноз: вышеуказанные приемы, формы, методы работы помогают достичь запланированных результатов.
VI.Специалисты, участвующие в реализации программы
Ф.И.О., должность специалиста |
Функции специалиста |
Дейкова И.Н.,директор школы |
Координирует процесс обучения и реабилитации |
Юсупова Р.З., зам.дир.по УВР |
Координирует процесс организации обучения |
Буцаева Е.Г., зам.дир по ВР |
Отслеживает участие мальчика во внеклассных мероприятиях |
Суркова А.А., учитель и классный руководитель |
Осуществляет обучение по предметам: русский язык, чтение, речевая практика, математика, мир природы и человека, ручной труд, ИЗО. Как классный руководитель осуществляет взаимосвязь с родителями, оказывает им помощь в воспитании ребенка. |
Баталова Е.В. |
Осуществляет эстетическое развитие обучающегося на уроках музыки. |
Лунина Н.В. |
Контролирует и укрепляет физическое развитие обучающегося на уроках физкультуры. |
Хайбулина И.И. учитель-логопед |
Коррекция недостатков речи. |
Шмелёва А.О.- педагог-психолог |
Психолого-педагогическое сопровождение мальчика по обращению законного представителя - мамы; составление представления для внешних организаций по окончании 1 дополнительного класса |
Карпеева Г.А., библиотекарь |
Обеспечение бесплатными учебниками в данном уч. году. |
Волклва А.Д., врач- психиатр |
Профилактика обострений заболевания, работа с родителями ребёнка |
Лучникова Т.А., директор реабилитационного центра «Подсолнух» |
Реабилитация и коррекция во внеурочное время |
VII. Сотрудничество с семьей
Задачи |
Мероприятия |
Психологическая поддержка семьи |
индивидуальные консультации с психологом |
Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка |
-индивидуальные консультации родителей со специалистами (раз в триместр и по запросу родителей): психолог дефектолог логопед - индивидуальные консультации родителей по темам: "Формирование социально-бытовых навыков" "Формирование навыков самообслуживания" "Организация свободного времени дома" |
Обеспечение участия семьи в разработке и реализации программы, единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации |
- участие родителей в разработке программы - посещение родителями уроков/занятий в организации - консультирование родителей по вопросам обучения ребенка, выбора единых подходов и приемов работы |
Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации программы и результатах ее освоения |
-ведение ежедневных записей педагогических наблюдений -личные встречи, беседы -еженедельный просмотр записей родителями -присутствие родителей на заседаниях школьного ПМПК по вопросу результатов освоения программы |
Организация участия родителей во внеурочных мероприятиях |
-привлечение родителей к планированию, разработке и реализации мероприятий: 1 сентября - День знаний Новогодний праздник 23 февраля Масленица 8 Марта День Победы -поощрение активных родителей |
VIII. Перечень основных технических средств и дидактических материалов (в том числе индивидуальные средства), необходимых для реализации программы:
Требования к оснащению образовательного процесса составлены в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Представленные в перечне виды технических средств обучения дают возможность учителю составить определенный набор объектов, применение которых соотносится с программой обучения, условиями образовательного учреждения, уровнем развития ребёнка и особенностями методики. Это позволяет сохранить вариативный подход в обучении, использовать творческий потенциал учителя.
По всем учебным предметам используются: классная доска с набором приспособлений для крепления постеров и картинок; мультимедийный проектор, интерактивная доска; СД-диски; мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.
Учебно-наглядное пособие
Русский язык и чтение
- раздаточный дидактический материал (муляжи предметов, игрушки, природный материал, геометрические фигуры и тела);
- наборы предметных и сюжетных картинок;
- дидактические игры;
- конструкторы, мозаика, шнуровки, шаблоны, трафареты.
Речевая практика
- раздаточный дидактический материал (игрушки, атрибуты для сюжетных игр);
- наборы предметных и сюжетных картинок;
- книги (сказки).
Математика
- наборы счетных палочек;
- раздаточный дидактический материал (муляжи предметов, игрушки, природный материал (шишки, желуди и пр.);
- геометрические фигуры и тела (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб, брус); трафареты и шаблоны геометрических фигур;
- набор предметных картинок;
- карточки с числами 1-10;
- наборное полотно.
Мир природы и человека
- раздаточный дидактический материал (муляжи предметов, игрушки, природный материал, геометрические фигуры и тела);
- наборы предметных и сюжетных картинок;
- дидактические игры;
- конструкторы, мозаика, шнуровки, шаблоны, трафареты.
Изобразительное искусство
-специальные и специфические инструменты (ножниц, кисточек и др.), позволяющих ребенку овладевать отдельными операциями в процессе совместных со взрослым действий;
-большой объем расходных материалов (бумага, краски, пластилин, глина, клей и др.).
Ручной труд
-индивидуальное рабочее место;
-простейшие инструменты и приспособления для ручной обработки материалов: ножницы школьные со скруглёнными концами, цветные карандаши, пластиковая подкладная доска, кисти для работы с клеем, красками, подставка для кистей (карандашей, ножниц), коробочки для мусора.
-материалы для изготовления изделий, предусмотренные программным содержанием: бумага (писчая, альбомная, цветная для аппликаций и оригами), текстильные материалы (нитки, пряжа и пр.), пластические материалы (глина, пластилин), природные материалы (засушенные листья разных пород деревьев, шишки);
-специально отведённые места и приспособления для рационального размещения, бережного хранения материалов и инструментов и оптимальной подготовки учащихся к урокам технологии: коробки, подставки, папки.
Учебно-методическое обеспечение
Русский язык и чтение
Аксенова А.К. Букварь. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих АООП. В 2 ч. Ч.1 / А.К. Аксенова, С.В. Комарова, М.И. Шишкова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2019. – 112 с.
Комарова С.В., Шишкова М.И. Первый дополнительный (I') класс. Примерная рабочая программа для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
Комарова С.В., Якубовская Э.В. «Ступеньки к грамоте. Пропедевтика обучения чтению и письму».
Речевая практика
Комарова С.В. Первый класс. Примерная рабочая программа для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
Комарова С.В. «Методические рекомендации к урокам «Речевая практика». Пособие для учителя.
Математика
Алышева Т.В. Математика. Первый класс. Примерная рабочая программа для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).
Алышева Т.В. Математика. 1-4 классы. Методические рекомендации для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант Учебник:
Алышева Т.В. Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). – В 2-х ч. – Ч. 1.
Рабочая тетрадь:
Алышева Т.В. Математика. Рабочая тетрадь. Первый класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). – В 2-х ч. – Ч.1.
Алышева Т.В. Математика. Рабочая тетрадь. Первый класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). – В 2-х ч. – Ч.2.
Мир природы и человека
Матвеева Н. Б., Ярочкина И. А., Попова М. А., Куртова Т. О. Мир природы и человека. 1 класс, в 2 частях, М., Просвещение, 2019
Пособия для обучающихся:
Матвеева Н. Б., Попова М. А., Куртова Т. О. Рабочая тетрадь «Живой мир» 1 класс, М., Просвещение, 2020
Приложения:
Приложение № 1 – индивидуальная программа реабилитации
Приложение № 2 – справка об инвалидности
Приложение № 3 – логопедическое представление
Приложение № 4 – психологическое представление
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.