Специальная индивидуальная программа развития обучающейся 1 дополнительного А класса ОГКОУШ №23 г.Ульяновска на 2020-2021 уч.г.
Оценка 5

Специальная индивидуальная программа развития обучающейся 1 дополнительного А класса ОГКОУШ №23 г.Ульяновска на 2020-2021 уч.г.

Оценка 5
docx
31.08.2021
Специальная индивидуальная программа  развития  обучающейся 1 дополнительного А класса ОГКОУШ №23 г.Ульяновска на 2020-2021 уч.г.
СИПР Ксения.docx

 

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР:

__________________Р. З. Юсупова

«_______»___________ 2020г

 

                                     УТВЕРЖДАЮ:

                                  Директор школы:

          ______________ И. Н. Дейкова

                      «_________»_____2020г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Специальная индивидуальная

программа  развития

­­­­­­­­­­­­­­­­ обучающейся 1 дополнительного А класса

ОГКОУШ №23 г.Ульяновска

на 2020-2021 уч.г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассмотрено и одобрено:                

на заседании Педагогического совета

от «28.08. 2020г»

протокол № 7

 

                                                                                           Ответственный                                                                    за реализацию    программы:                                                                         Суркова А.А., учитель ВК     

 

СОГЛАСОВАНО:                                                                                                                                                                                                                                                                     Родитель /законный представитель/:                                                                                                                                                                                                                            /___________________ /                       

 

                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ульяновск,2020г


Структура документа:

Данная программа имеет следующие разделы:

-общие сведения о ребенке;

-характеристика ребенка;

-содержание образования в условиях организации и семьи;

-возможные (ожидаемые) результаты обучения и воспитания ребенка;

-специалисты, участвующие в реализации программы;

-подходы и методы педагогической работы с ребенком;

-методы обучения и воспитания ребенка, использующиеся для достижения запланированных возможных результатов;

-технические средства и дидактические материалы, необходимые для реализации программы;

-средства мониторинга и оценки результатов обучения.

 -приложения.

Специальная индивидуальная программа развития и реабилитации__________________, обучающейся 1 доп  класса на 2020-2021 уч.год разработана на основании нормативно-правовых документов:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;

2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерством образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014 г.; 

        3.Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ОГКОУШ №23, утвержденная на заседании Педагогического совета от 28.08.2020 г. протокол № 7

            При составлении программы учитывались возрастные и психофизиологические особенности обучающегося, содержание программы отвечает принципам психолого-педагогического процесса и коррекционной направленности обучения и воспитания.

 

I.Общие сведения об обучающемся.

Персональные данные о ребёнке и его родителях:

Ф.И.О. обучающегося

Дата рождения

Домашний адрес

 

 

 

Родители:

Отец: ___________________________

Мать: ­___________________________

Статус семьи: семья ребёнка-инвалида

Бытовые условия семьи:

Семья проживает в квартире с удобствами. Взаимоотношения в семье дружные, спокойные. Мать ознакомлена со специальной индивидуальной программой развития  ребёнка.

Заключение ПМПК:

Название ПМПК

Дата  и данные обследования

Рекомендации ПМПК

 

 

АООП для обучающихся с  умственной отсталостью: вариант 1

Занятия с учителем – дефектологом, учителем- логопедом, педагогом-психологом.

Наблюдение неврологом.

 

 

II. Характеристика обучающегося на основе психолого-педагогического обследования.

Цель обследования: оценка актуального состояния развития обучающегося и определения зоны его ближайшего  развития.

­­­­­­­­­­­­­­­__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Физическое развитие: масса тела, рост  соответствуют возрастной норме, группа здоровья IV, физкультурная группа – подготовительная.

Двигательная сфера: прослеживается неловкость крупных движений, недостаточная координированность и ловкость при выполнении тех или иных действий (в статистическом положении, при выполнении динамических и силовых проб, при совместных действиях обеих рук, ног и т.д.). Недостаточно сформированы тонкие движения рук. Отмечаются недостатки произвольных движений.

Бытовые навыки: обучающаяся владеет навыками самообслуживания по возрастной норме для ребёнка-инвалида, выполняет несложные бытовые действия. Ребёнок способен контролировать свои физиологические потребности, самостоятельно соблюдает личную гигиену. Оказывает посильную бытовую помощь родителям при бытовой необходимости.

Социальный опыт: самостоятельно ориентироваться в окружающем не может (в школу и из школы ездит с мамой); знает назначения и использование предметов сезонной одежды, бытовых принадлежностей; затрудняется в установлении временных отношений (дни, сутки, недели, месяцы, год).

Способность к общению: не способна самостоятельно устанавливать взаимоотношения со взрослыми и детьми на вербальном уровне (т.к. имеется нарушение речи): звукопроизношение нарушено, произношение нечеткое, часто беседует сам с собой. Активный словарь ниже возрастной нормы. Словарный запас бедный, не всегда правильно называет предметы ближайшего бытового окружения, затрудняется в определении их назначения, действия.

Способность к деятельности: проявляет интерес к предлагаемой деятельности, но он носит неустойчивой характер; легко понимает инструкцию невербального характера; способен действовать по образцу; принимает и понимает пошаговую инструкцию. В процессе самостоятельной деятельности требуется организующая и направленная помощь, при выполнении заданий самоконтроль отсутствует, нуждается в помощи взрослого. Волевые усилия сформированы недостаточно. Эмоционально реагирует на оценку своих действий.

Сформированность высших психических функций:

-восприятие -способна к самостоятельному восприятию знакомых предметов, объектов; трудности при сходных зрительных, слуховых сигналах, тактильных и обонятельных раздражителях; затрудняется при словесном обозначении основных признаков предметов, но способен к их группировке по различным признакам;

-память -на этапе запоминания и воспроизведения предлагаемого материала необходимы различные наглядные, звуковые, тактильные и другие опоры; самостоятельно использовать приёмы запоминания не могут, необходима помощь взрослого;

-мышление -операции обобщения возможны только на элементарном уровне, испытывает трудности при решении проблемных ситуаций, требующих установления причинно-следственных связей; задания словесно-логического характера требуют помощи взрослого; имеет трудности в усвоении программного материала;

-речь-понимание обращённой речи ограничено в ближайшем окружении, явное преобладание пассивного словаря перед активным; трудности в построении; трудности в построении фразовой речи; речь не может служить средством коммуникации, побуждения к действию.

Выводы:

1.Исходя из  психолого-педагогической характеристики выбрать приоритетные учебные предметы, которые позволяют осуществлять коррекцию в процессе освоения учебного процесса.

2.Минимизировать степень потребности в посторонней помощи (до частичной).

3.В процессе обучения и реабилитации опираться на сохранные анализаторы.

 

III. Учебный план, устанавливающий объём недельной нагрузки на обучающуюся 1 доп а  класса:

Название предмета

Кол. Часов

1.       Обязательная часть

 

Русский язык

2 ч

Чтение

Речевая практика

3 ч

Математика

Мир природы и человека

Музыка

Изобразительное искусство

2 ч

Физкультура

3 ч

Ручной труд

Всего часов:

21 час  в неделю обязательной нагрузки

 

2.       Коррекционно-развивающая область:

Ритмика

1 ч

Логопедия

Развитие психомоторики и сенсорных процессов

1 ч

Всего часов:

6 ч  в неделю

 

3.       Внеурочная деятельность:

Арт-терапия (Социальное направление)

2 ч

«Мир вокруг нас» (Духовно-нравственное направление)

2 ч

Всего часов:

4 ч  в неделю

Итого часов:

31 ч в неделю

 

IV. Содержание образования, календарно-тематическое планирование по учебным предметам разработаны и утверждены на заседании Педагогического совета от 28.08.2020 г.  протокол №7   по следующим образовательным областям:

Общеобразовательные курсы: филология, математика, естествознание, искусство, технология, физическая культура.

Коррекционно-развивающая область.

Внеурочная деятельность.

V.Необходимые условия реализации программы

Контроль за внешним видом ребенка (чистота, опрятность).

Отслеживание правильной осанки ребёнка в процессе занятий. Временной режим обучения.

Основные направления коррекционной работы с обучающимся:

Коррекционная направленность на уроках

Совершенствование движений и сенсорно-моторного развития. Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук.

Развитие навыков каллиграфии.

Коррекция отдельных сторон психической деятельности

Развитие артикуляционной моторики

Развитие зрительной памяти и внимания

Формирование обобщённых представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина). Развитие пространственных представлений.

Развитие слухового внимания и памяти. Развитие фонетико-фонематических представлений

Навыков соотносительного анализа. Навыков группировки и классификации. Умение работать по словесной и письменной инструкции. Умение планировать деятельность.

Развитие словесно-логического мышления. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.

Релаксационные упражнения для мимики лица.   

 

Перечень  основных и вспомогательных  подходов, методов  обучения и воспитания  обучающегося

Категория

Методы воспитания

Назначение

Формирование социально-ценностных отношений, жизненных компетенций

Функции метода

Формирование убеждений, понятий суждений, предъявление обучающемуся мира через:
1) Показ, пример - наглядно-практические формы
2) Сообщение, беседа, разъяснение, внушение, - словесные формы

Формирование опыта поведения, организация деятельности через:
1) упражнения, приучение, поручение, игру, воспитывающие ситуации - наглядные практические формы
2) Требование, приказ, совет, рекомендация, просьба - словесные формы

Формирование оценки и самооценки, стимулирование через:
1) Поощрение и наказание - практические и словесные формы
2) Соревнование, субьективно-прагматический метод - практические формы

Сущность

Духовная деятельность по осмыслению жизненной компетенции

Проживание социально-ценностных отношений, предметная деятельность и общение. Приобретение навыков и привычек

Развитие мотиваций, осознанных побуждений, стимулирования, анализа, оценки и коррекции жизнедеятельности

Некоторые приёмы воспитания

Убеждение на собственном опыте, «непрерывная эстафета мнений», импровизация на свободную или заданную тему, столкновение противоречивых суждений, товарищеский спор, использование метафор, притч, сказок, увлечение творческим поиском добрым делом и т.д.

Организация групповой деятельности, товарищеское поручение, творческая игра, косвенное требование: совет, просьба, выражение доверия, коллективное творческое дело

Творческое соревнование, конкурс, товарищеское побуждение, напоминание, контроль, осуждение, похвала, награда, наказание по логике естественных последствий, предоставление почётных прав, подражание чему-либо стоящему

Результат

Устройство и преобразование собственной жизни, самореализация и развитие личности

Прогноз: вышеуказанные приемы, формы, методы работы помогают достичь запланированных  результатов.

 

VI.Специалисты, участвующие в  реализации  программы

Ф.И.О., должность специалиста

Функции специалиста

Дейкова И.Н.,директор школы

Координирует процесс обучения и реабилитации

Юсупова Р.З., зам.дир.по УВР

Координирует процесс организации обучения

Буцаева Е.Г., зам.дир по ВР

Отслеживает  участие мальчика  во внеклассных мероприятиях

Суркова А.А., учитель и классный руководитель

Осуществляет обучение по предметам: русский язык, чтение, речевая практика, математика, мир природы и человека, ручной труд, ИЗО. Как классный руководитель осуществляет взаимосвязь с родителями, оказывает им помощь в воспитании ребенка.

Баталова Е.В.

Осуществляет эстетическое развитие обучающегося на уроках музыки.

Лунина Н.В.

Контролирует и укрепляет физическое развитие обучающегося на уроках физкультуры.

Хайбулина И.И. учитель-логопед

Коррекция недостатков речи.

Шмелёва А.О.- педагог-психолог

Психолого-педагогическое сопровождение  мальчика  по обращению законного представителя - мамы; составление представления для внешних организаций по окончании 1 дополнительного класса

Карпеева Г.А., библиотекарь

Обеспечение бесплатными учебниками в данном уч. году.

Волклва А.Д., врач- психиатр

Профилактика обострений заболевания, работа с родителями ребёнка

Лучникова Т.А., директор реабилитационного центра «Подсолнух»

Реабилитация и коррекция во внеурочное время

 

VII. Сотрудничество с семьей

 

Задачи

Мероприятия

Психологическая поддержка семьи

 индивидуальные консультации с психологом

Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка

-индивидуальные консультации родителей со специалистами (раз в триместр и по запросу родителей):

психолог

дефектолог

логопед

- индивидуальные консультации родителей по темам:

"Формирование социально-бытовых навыков"

 "Формирование навыков самообслуживания"

 "Организация свободного времени дома"

Обеспечение участия семьи в разработке и реализации программы, единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации

- участие родителей в разработке программы

- посещение родителями уроков/занятий в организации    

 - консультирование родителей по вопросам обучения ребенка, выбора единых подходов и приемов работы

Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации программы и результатах ее освоения

-ведение ежедневных записей педагогических наблюдений

-личные встречи, беседы

-еженедельный просмотр  записей родителями

-присутствие родителей на заседаниях школьного ПМПК по вопросу результатов освоения программы

Организация участия родителей во внеурочных мероприятиях

-привлечение родителей к планированию, разработке и реализации мероприятий:

1 сентября - День знаний

Новогодний праздник

23 февраля

Масленица

8 Марта

День Победы

-поощрение активных родителей

VIII. Перечень основных технических средств и дидактических материалов (в том числе индивидуальные средства), необходимых для реализации программы:

Требования к оснащению образовательного процесса составлены в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования.

Представленные в перечне виды технических средств обучения дают возможность учителю составить определенный набор объектов, применение которых соотносится с программой обучения, условиями образовательного учреждения, уровнем развития ребёнка и особенностями методики. Это позволяет сохранить вариативный подход в обучении, использовать творческий потенциал учителя.

По всем учебным предметам используются: классная доска с набором приспособлений для крепления постеров и картинок; мультимедийный проектор, интерактивная доска; СД-диски; мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.

Учебно-наглядное пособие

Русский язык и чтение

- раздаточный дидактический материал (муляжи предметов, игрушки, природный материал, геометрические фигуры и тела);

- наборы предметных и сюжетных картинок;

- дидактические игры;

- конструкторы, мозаика, шнуровки, шаблоны, трафареты.

Речевая практика

- раздаточный дидактический материал (игрушки, атрибуты для сюжетных игр);

- наборы предметных и сюжетных картинок;

- книги (сказки).

Математика

- наборы счетных палочек;

- раздаточный дидактический материал (муляжи предметов, игрушки, природный материал (шишки, желуди и пр.);

- геометрические фигуры и тела (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб, брус); трафареты и шаблоны геометрических фигур;

- набор предметных картинок;

- карточки с числами 1-10;

- наборное полотно.

Мир природы и человека

 - раздаточный дидактический материал (муляжи предметов, игрушки, природный материал, геометрические фигуры и тела);

- наборы предметных и сюжетных картинок;

- дидактические игры;

- конструкторы, мозаика, шнуровки, шаблоны, трафареты.

Изобразительное искусство

-специальные и специфические инструменты (ножниц, кисточек и др.), позволяющих ребенку овладевать отдельными операциями в процессе совместных со взрослым действий;

-большой объем расходных материалов (бумага, краски, пластилин, глина, клей и др.).

Ручной труд

-индивидуальное рабочее место;

-простейшие инструменты и приспособления для ручной обработки  материалов: ножницы школьные со скруглёнными концами, цветные карандаши,  пластиковая подкладная доска, кисти для работы с клеем, красками, подставка для кистей (карандашей, ножниц), коробочки для мусора.

-материалы для изготовления изделий, предусмотренные программным содержанием: бумага (писчая, альбомная, цветная для аппликаций и оригами), текстильные материалы (нитки, пряжа и пр.), пластические материалы (глина, пластилин), природные материалы (засушенные листья разных пород деревьев, шишки);

-специально отведённые места и приспособления для рационального размещения, бережного хранения материалов и инструментов и оптимальной подготовки учащихся к урокам технологии: коробки, подставки, папки.

Учебно-методическое обеспечение

Русский язык и чтение

Аксенова А.К. Букварь. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих АООП. В 2 ч. Ч.1 / А.К. Аксенова, С.В. Комарова, М.И. Шишкова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2019. – 112 с.

Комарова С.В., Шишкова М.И. Первый дополнительный (I') класс. Примерная рабочая программа для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

Комарова С.В., Якубовская Э.В. «Ступеньки к грамоте. Пропедевтика обучения чтению и письму».

Речевая практика

Комарова С.В. Первый класс. Примерная рабочая программа для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

Комарова С.В. «Методические рекомендации к урокам «Речевая практика». Пособие для учителя.

Математика

Алышева Т.В. Математика. Первый класс. Примерная рабочая программа для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

Алышева Т.В. Математика. 1-4 классы. Методические рекомендации для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант Учебник:

Алышева Т.В. Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). – В 2-х ч. – Ч. 1.

Рабочая тетрадь:

Алышева Т.В. Математика. Рабочая тетрадь. Первый класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). – В 2-х ч. – Ч.1.

Алышева Т.В. Математика. Рабочая тетрадь. Первый класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). – В 2-х ч. – Ч.2.

Мир природы и человека

Матвеева Н. Б., Ярочкина И. А., Попова М. А., Куртова Т. О. Мир природы и человека. 1 класс, в 2 частях, М., Просвещение, 2019

Пособия для обучающихся:

Матвеева Н. Б., Попова М. А., Куртова Т. О. Рабочая тетрадь «Живой мир» 1 класс, М., Просвещение, 2020

Приложения:

Приложение № 1 – индивидуальная программа реабилитации

Приложение № 2 – справка об инвалидности

Приложение № 3 – логопедическое представление

Приложение № 4 – психологическое представление

 

 

 


 

СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по

СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по

Структура документа: Данная программа имеет следующие разделы: -общие сведения о ребенке; -характеристика ребенка; -содержание образования в условиях организации и семьи; -возможные (ожидаемые) результаты обучения и…

Структура документа: Данная программа имеет следующие разделы: -общие сведения о ребенке; -характеристика ребенка; -содержание образования в условиях организации и семьи; -возможные (ожидаемые) результаты обучения и…

Двигательная сфера: прослеживается неловкость крупных движений, недостаточная координированность и ловкость при выполнении тех или иных действий (в статистическом положении, при выполнении динамических и силовых проб,…

Двигательная сфера: прослеживается неловкость крупных движений, недостаточная координированность и ловкость при выполнении тех или иных действий (в статистическом положении, при выполнении динамических и силовых проб,…

Ручной труд2ч

Ручной труд2ч

Сообщение, беседа, разъяснение, внушение, - словесные формы

Сообщение, беседа, разъяснение, внушение, - словесные формы

Хайбулина И.И. учитель-логопед

Хайбулина И.И. учитель-логопед

Организация участия родителей во внеурочных мероприятиях -привлечение родителей к планированию, разработке и реализации мероприятий: 1 сентября -

Организация участия родителей во внеурочных мероприятиях -привлечение родителей к планированию, разработке и реализации мероприятий: 1 сентября -

Учебно-методическое обеспечение

Учебно-методическое обеспечение

Специальная индивидуальная программа развития обучающейся 1 дополнительного А класса ОГКОУШ №23 г.Ульяновска на 2020-2021 уч.г.

Специальная индивидуальная программа  развития  обучающейся 1 дополнительного А класса ОГКОУШ №23 г.Ульяновска на 2020-2021 уч.г.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.08.2021