Пояснительная записка
Адаптированная образовательная рабочая программа по чтению (далее - Рабочая программа) разработана для учащихся 9 класса государственного казенного образовательного учреждения для обучающихся по адаптированным образовательным программам «Магаданский областной центр образования № 2». Рабочая программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, под редакцией И.М. Бгажноковой. (Москва «Просвещение» 2013 года).
Рабочая программа составлена на 2019-2020 учебный год и рассчитана на 136 часов, в том числе на контрольные и проверочные работы.
Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Адаптированной основной образовательной программе и учебному плану школы, и включает все темы, предусмотренные АООП по чтению.
Чтение и развитие речи – один из основных учебных предметов в школе, реализующей АООП. От того, как школьники овладеют техникой чтения, умением понимать и анализировать прочитанное, во многом зависит успешность всего процесса обучения.
По мнению многих психологов и методистов, чтение как вид речевой деятельности является одним из значимых способов коммуникации. В связи с этим, придаётся большое значение работе с авторским словом (воображаемый диалог с автором), развитию умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту; участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения, активно используя лексику и образные выражения текста.
Данная рабочая программа позволяет:
· учитывать возрастные, типологические и индивидуальные возможности, особые образовательные потребности учащихся с интеллектуальным недоразвитием;
· адаптировать содержание учебного материала, выделить необходимый и достаточный для освоения умственно отсталым школьником 9 класса материал по чтению;
· определить содержание, объём, порядок изучения материала с учётом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса обучающихся 9 класса.
Данная Рабочая программа разработана с целью создания условий для планирования, организации и управления образовательным процессом в рамках учебного курса: «Чтение». Так же программа ставит целью общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект: учебник (А.К Аксёнова, М.И. Шишкова. Чтение 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Москва «Просвещение», 2017г.).
Целью программы обучения является -развитие речи учащихся и их мышления через совершенствование техники чтения и понимание, осмысление и пересказ содержания художественных произведений.
Задачи программы обучения:
Коррекционно-образовательные:
· знакомить учащихся с произведениями устного народного творчества, классической русской и зарубежной литературой;
· совершенствовать технику чтения (чтение с соблюдением логических пауз, не совпадающих со знаками препинания);
· отрабатывать умение выделять главную мысль произведения; называть главных действующих лиц; описывать их внешность, давать характеристику их поступкам, подтверждая выводы отрывками из текста; составлять характеристики героев с помощью учителя;
· учить выделять в тексте меткие выражения, эпитеты, олицетворения, сравнения, метафоры;
· закреплять умение подробно и кратко пересказывать прочитанное;
· учить конструировать развёрнутое высказывание, осуществлять контроль за собственной речью, корректировать высказывание по ходу его содержания или после;
· закреплять навыки заучивания наизусть.
Коррекционно-развивающие:
· осуществлять литературное чтение, в процессе которого обучать систематизации знаний в области классической и современной русской и зарубежной литературы;
· формировать правильное произношение, регулировать темп чтения;
· обогащать и активизировать словарь учащихся, расширять кругозор, объём эмоциональной и оценочной лексики;
· развивать устную речь (умение высказывать свою мысль, связно передавать содержание и т.д.);
· развивать и корректировать восприятие учащихся, исправлять недостатки образного мышления;
· развивать эмоциональную сферу, эстетические чувства, формировать умение видеть красивое и безобразное, борьбу добра и зла, справедливости и несправедливости, различать тружеников и бездельников, защитников Отечества и его врагов и т.д.;
· развивать мыслительную деятельность, устранять затруднения в установлении последовательности и связи событий, причинной зависимости явлений, выделять в тексте непонятные слова и выражения, формировать умение пользоваться подстрочным словарем, подбирать слова со сходными и противоположными значениями, с помощью учителя объяснять слова, данные в переносном значении и т.д.;
· развивать и корректировать память и логическое мышление;
· вырабатывать жизненно необходимые речевые навыки.
Коррекционно-воспитательные:
· воспитывать интерес к чтению и формировать любовь к художественному слову, классической и современной литературе, устному народному творчеству;
· воспитывать морально-этические и нравственные качества личности на примере героев произведений (честность, честь и достоинство, сострадание, милосердие, доброта, отзывчивость, мужество, смелость);
· осуществлять патриотическое воспитание при чтении произведений о прошлом и настоящем нашего народа, о его героизме в труде и ратных подвигах (любовь к Родине, своему народу, уважение к историческому прошлому, сопричастность событиям, происходящим в настоящее время, готовность к защите Родины);
· осуществлять гражданское воспитание учащихся (социальная активность, принципиальность в отстаивание своей позиции, способность участвовать в общественной жизни, ответственность за судьбу страны);
· проводить работу по трудовому воспитанию (уважение к людям труда и результатам их трудовой деятельности, добросовестное и ответственное отношение к труду, понимание необходимости труда и готовность трудиться);
· воспитывать ответственное отношение к учебной деятельности, дисциплинированность, соблюдение предъявляемых требований, приучать к самостоятельности;
· формировать культуру общения, коммуникативные навыки (умение внимательно слушать взрослых и детей, вести диалог и т.д.).
Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности школьников с ограниченными особенностями здоровья, которые существенно отличаются от нормально развивающихся сверстников.
Данная программа ориентирована на состав 9-го класса. В классе обучаются ___ человек, которые усваивает учебный материал во II среднем уровне. Распределение учебного материала представлено с учётом познавательных возможностей учащихся и с опорой на актуальный уровень знаний и «зоны ближайшего развития» каждого ученика класса.
Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с интеллектуальными нарушениями, направлена на разностороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, нравственному, гражданскому и эстетическому воспитанию.
На уроках чтения в 9 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимании содержания. Требуется большая методическая вариативность. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые.
Умственно отсталые школьники трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.
Кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественного произведения планируется уделять большое внимание на уроках развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного, кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно – следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.
Это требует серьёзной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.
В преподавании предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения как словесный, наглядный, практический.
Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя).
Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения (восприятие, понимание, осмысление, анализ, оценка прочитанного), направленный на развитие речи учащихся. Только в этом случае школьник может стать полноценно развитой личностью, адаптированной к условиям реальной жизни.
Известно, что развитие техники чтения осуществляется поэтапно. От класса к классу предъявляются все более высокие требования к способу чтения: от чтения целым словом к чтению словосочетанием и коротким предложением. Меняются и формы организации чтения: наряду с коллективной работой над выразительностью чтения школьников обучают приёмам, способствующим выделению фразового ударения, установлению семантических пауз, интонационной окрашенности чтения. Становятся более разнообразными формы работы с текстом, методы и приёмы обучения, применяются ТСО: фрагменты кино (презентация, DVD), мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты.
Типы уроков:
· урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала). Цель: изучение и первичное закрепление новых знаний;
· урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок). Цель: выработка умений по применению знаний;
· урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок). Цель: обобщение знаний;
· урок контроля, оценки и коррекции знаний – контрольная, проверочная работа. Цель: определение уровня овладения знаниями, умениями и навыками;
· комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок развития речи.
Методы и приёмы обучения:
· словесный (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой);
· наглядный (наблюдение, демонстрация);
· практический;
· методы контроля.
Технологии:
· ИКТ технологии;
· личностно ориентированного обучения.
Формы работы:
Рассказ, беседа, выборочное объяснительное чтение текста, работа с картиной, планом, просмотр и разбор отдельных фрагментов кино, мультфильмов, сказок, заслушивание отрывков произведений в авторском исполнении.
Виды деятельности учащихся основаны на переработке устного и письменного текста:
· составление плана текста;
· пересказ текста по плану;
· пересказ текста по предлагаемым вопросам;
· продолжение текста;
· выразительное чтение;
· чтение наизусть;
· чтение по ролям.
Контроль за знаниями, умениями и навыками осуществляется в ходе устных опросов, проведения тестов, заданий на установление соответствия, ответов на вопросы. Тексты, контрольно-измерительные материалы создает учитель в соответствии с психофизическими особенностями каждого ученика 9 класса. Контроль осуществляется после изучения творчества писателя (промежуточный контроль). Время, отводимое на уроке для контроля – 5-15 минут.
Ввиду психологических особенностей обучающихся с нарушением познавательной деятельности, с целью усиления практической направленности обучения проводится коррекционная работа, которая включает следующие направления.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
· коррекция и развитие восприятия, представлений, ощущений;
· коррекция и развитие памяти;
· коррекция и развитие внимания;
· развитие пространственных представлений и ориентации;
· развитие представлений о времени.
Развитие различных видов мышления:
· развитие наглядно-образного мышления;
· развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Развитие основных мыслительных операций:
· развитие умения сравнивать, анализировать;
· развитие умения выделять сходство и различие понятий;
· умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму;
· умение планировать деятельность.
Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
· развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца;
· формирование умения преодолевать трудности;
· воспитание самостоятельности при принятии решений;
· формирование адекватности чувств;
· формирование устойчивой и адекватной самооценки;
· формирование умения анализировать свою деятельность;
· воспитание правильного отношения к критике.
Коррекция и развитие речи:
· развитие фонематического восприятия;
· коррекция нарушений устной и письменной речи;
· коррекция монологической речи;
· коррекция диалогической речи;
· развитие лексико-грамматических средств языка.
Содержание программы
Тематика чтения
Устное народное творчество
Произведения, формирующие понятия о народе, народной культуре, об исторической народной памяти.
Русские народные песни (колыбельные, бытовые). Пословицы и поговорки. Былины, исторические песни, предания, сказки.
Нравственный смысл сказки. Народная точка зрения на добро и зло. Жанры сказок (волшебные, бытовые, о животных). Структура сказки (присказка, зачин, троекратные повторы, концовка). Сравнение волшебной сказки и былины.
Образ русского человека в произведениях устного народного творчества.
Русская литература XIX века (Примерный перечень с учётом расширения данных биографии и систематизированных разножанровых произведений одного автора.).
В.А. Жуковский (сказки), И.А. Крылов (басни), А.С. Пушкин (поэзия, проза), М.Ю. Лермонтов (лирика), Н.В. Гоголь (повести), Н.А. Некрасов (отрывки из поэтических произведений), А.А. Фет (лирика), А.П. Чехов (короткие рассказы).
Русская литература XX века
Биография и творчество А.М. Горького, В.В. Маяковского, М. Цветаевой, К.Г. Паустовского, С.А. Есенина, М.А. Шолохова, Е.И. Носова, Н.М. Рубцова, Ю.И. Коваля.
Зарубежная литература
Р.Л. Стивенсон (баллада), Э. Сетон-Томпсон (рассказ), Д. Даррелл (рассказ).
Навыки чтения
Дальнейшее совершенствование сознательного, правильного, выразительного и беглого чтения в соответствии с нормами литературного произношения.
Самостоятельное чтение текста про себя с предварительными заданиями учителя.
Самостоятельная подготовка к выразительному чтению с последующей его оценкой классом.
Чтение по ролям и драматизация.
Внеклассное чтение.
Работа над текстом
Совершенствование умения устанавливать смысловые связи событий, поступков героев, выделяя части текста. Определение основной мысли каждой части и произведения в целом (с помощью учителя). Анализ (с помощью учителя) литературного произведения с точки зрения отражения в нем нравственных истин.
Составление характеристики героев путем отбора соответствующих мест текста для подтверждения определенных черт характера.
Выделение авторского отношения к изображаемым событиям и героям произведения (с помощью учителя).
Формирование умения размышлять над поступками героев с точки зрения современной жизни.
Нахождение в тексте фрагментов описательного и повествовательного характера, установление их различий.
Самостоятельное озаглавливание данных частей в простых по содержанию текстах.
Отбор опорных слов в каждой части для пересказа. Пересказ прочитанного. Составление пересказа от имени одного из героев. Творческое продолжение рассказа.
Развитие умения ставить вопросы к тексту и задавать их классу, выступая в роли учителя. Составлять ответы на вопросы, используя сложные предложения.
Совершенствование умения работать со словом, выделять особенности речи действующих лиц, их эмоциональное состояние. Нахождение в тексте слов и словосочетаний, употребленных в переносном значении, установление их роли (с помощью учителя) в описании природы, изображении событий, героев.
Использование в пересказе образных средств языка. Формирование умения выделять незнакомые слова из текста и объяснять их.
Определение жанровых особенностей произведения.
Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет журналов. Обсуждение прочитанного.
Планируемые результаты:
Учащиеся должны:
· уметь читать вслух и про себя доступные по содержанию тексты, правильно отвечать на вопросы;
· участвовать в анализе произведения;
· выбирать из данных заглавия к выделенным частям;
· пересказывать доступный текст и отдельные его части по плану;
· высказывать свое отношение к поступкам действующих лиц и событиям;
· учить стихотворения наизусть;
· участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя посильные задания по прочитанному тексту.
Учебно-тематический план
Раздел |
Кол- во часов |
Краткое содержание раздела |
Требования к уровню подготовленности учащихся |
«Устное народное творчество” |
10 |
Мир народного творчества. Русские народные песни: «Колыбельная», «За морем синичка…». «Сказка про Василису Премудрую», сказка «Лиса и Тетерев». Былина «На заставе богатырской». |
Знать: жанры устного народного творчества, художественное своеобразие былин, особенности построения сказки (композиционные элементы сказки), виды сказок, нравственное ценности, заложенные в пословицах, виды народных песен. Уметь: определять вид сказки, находить композиционные элементы в тексте сказки, называть отличительные особенности сказок разных видов, понимать поучительный смысл сказки, пересказывать содержание. Уметь с помощью: составлять характеристику героя с опорой на текст. |
Произведе ния XIX в. |
54 |
Из них: |
|
В.А. Жуковский |
5 |
Биография. Сказка «Три пояса». Внеклассное чтение «Литературные сказки». |
Знать: основные этапы жизни писателя, особенности литературной сказки. Уметь: характеризовать героев по их поступкам, давать нравственную оценку. Уметь с помощью: составлять письменный отзыв о прочитанных произведениях. |
И.А. Крылов |
3 |
Жизнь и творчество баснописца. Басня «Кот и повар». |
Знать: истоки творчества И.А. Крылова, особенности построения басни, мораль басни. Уметь: понимать поучительный смысл басен, выразительно читать басни. |
А.С. Пушкин |
10 |
Судьба поэта. Поэма «Руслан и Людмила». Проза А.С. Пушкина. Повесть «Барышня крестьянка». |
Знать: жизненный путь А.С. Пушкина, значение его творчества для русской культуры. Уметь с помощью: характеризовать поэтические образы, выделять образные средства языка, незнакомые слова. Уметь: самостоятельно отвечать на вопросы по прочитанному, аргументировать ответы примерами из текста. |
М.Ю. Лермонтов |
7 |
Жизнь и творчество. Лирика М.Ю. Лермонтова: «Тучи», «Баллада», «Морская царевна». |
Знать: основные этапы жизни, особенности творчества поэта. Уметь: соблюдать при чтении ритмический и интонационный рисунок стихотворения. Уметь с помощью: выделять главную мысль, образные выражения автора. |
Н.В. Гоголь |
8 |
Истоки творчества. Повесть «Майская ночь или утопленница». Внеклассное чтение: «Вечера на хуторе Близ Диканьки». |
Знать: факты биографии, особенности творчества Н.В. Гоголя. Уметь: читать вдумчиво, находить в тексте ключевые эпизоды, яркие детали, различать фантастическое и реальное в произведении, пересказывать эпизод от лица героине или героя. |
М.А. Некрасов |
7 |
Биографические сведения. Поэзия М.А. Некрасова: «Рыцарь на час», «Родина», «Саша». |
Знать: истоки творчества поэта, значение образа женщины – матери в творчестве М.А. Некрасова. Уметь: читать про себя и отвечать на вопросы учебника с использованием цитат. Уметь с помощью: находить в тексте изобразительные средства языка. |
А.А. Фет. |
5 |
Тайна имени и судьба. Лирика А.А. Фета: «На заре ты её не буди», «Помню я: старушка няня…», «Это утро, радость это…». |
Знать: историю жизни и имени поэта. Уметь: определять настроение поэтического текста, выделять средства художественного выражения чувств любви, ожидания, радости, заучивать наизусть. |
А.П. Чехов. |
9 |
Биографические сведения. Рассказы А.П. Чехова: «Злоумышленник», «Пересолил». Внеклассное чтение рассказов А.П. Чехова. |
Знать: основные моменты биографии. Особенности творчества писателя. Уметь: пользоваться различными видами чтения (выборочным, про себя, вслух, комментированным, по ролям). Уметь с помощью: находить комические черты в описаниях героев, ситуаций. |
Произведе ния XX века |
50 |
Из них: |
|
А.М. Горький |
3 |
Биография. Романтические произведения А.М. Горького. «Песня о соколе». |
Знать: страницы биографии, историю псевдонима писателя. Уметь: читать в заданном темпе, соблюдать стихотворный ритм, находить элементы описания для характеристики образов, пояснять значение образных выражений. |
В.В. Маяковский |
3 |
Биографические сведения. Поэзии В.В. Маяковского. Своеобразие стиля. «Необычайное происшествие, бывшее с В. Маяковским летом на даче». |
Знать: особенности творчества и стиля поэта. Уметь: самостоятельно готовиться к выразительному чтению проанализированного на уроке текста. Уметь с помощью: пояснять значение художественных образов, находить незнакомые слова и осуществлять лексический анализ текста. |
М. Цветаева |
4 |
Жизнь и творчество. Лирика М. Цветаевой: «Красною кистью…», «Вчера ещё в глаза глядел…». |
Знать: трагедию жизни, особенности творчества М. Цветаевой. Уметь с помощью: анализировать поэтический текст по данным вопросам, объяснять смысл поэтических противопоставлений. |
К.Г. Паустовский |
6 |
Творческий путь. «Стекольный мастер». |
Знать: особенности творчества (певец русской природы), значение термина «композиция». Уметь с помощью: анализировать текст с точки зрения позиции автора: выделять авторскую характеристику героя, пейзаж, отмечать композиционные особенности текста. |
С.А. Есенин |
6 |
Судьба поэта. Поэзия С.А. Есенина: «Нивы сжаты…», «Собаки Качалова». Внеклассное чтение. «Моё любимое стихотворение С.А. Есенина». |
Знать: этапы жизни и особенности творчества народного поэта. Уметь: самостоятельно определять эмоциональный настрой произведения, готовиться к выразительному чтению. Уметь с помощью: различать поэтическое описание и поэтическую характеристику. |
М.А. Шолохов |
7 |
Жизнь и творчество. Рассказ. «Судьба человека». Изложение на материале литературного текста «Побег из плена». |
Знать: основные вехи жизненного пути. Уметь: анализировать произведения с точки зрения его нравственной ценности, составлять план к выделенным частям текста, обсуждать возможное развитие событий. Уметь с помощью: составлять характеристику героя по данному плану, письменный и устный пересказ повествовательного текста. |
Е.И. Носов |
6 |
Биографические сведения. Рассказ «Трудный хлеб». |
Знать: основные этапы жизни и творчества. Уметь: находить портретную характеристику персонажа и деталей, поясняющие характер, рассуждать по поводу прочитанного на нравственно – этические темы, проявлять эмоциональное отношение к прочитанному. Уметь с помощью: объяснять смысл названия. |
М.М. Рубцов |
5 |
Биография. Поэзия М.М. Рубцова: «Тихая моя родина», «Русский огонёк», «Зимняя песня». Песни на стихи М.М. Рубцова. |
Знать: основные темы творчества. Уметь: выстраивать интонационный рисунок текста на основе смыслового анализа, находить поэтические эпитеты, олицетворения. |
Ю.И. Коваль |
10 |
Жизненный путь. Повесть «Приключения Васи Куролесова». Юмор писателя. Характеристика главного героя. |
Знать: основные моменты жизни, содержание изученных произведений. Уметь: выделять ключевые эпизоды, пояснять их смысл, находить в тексте образные выражения, юмористические сцены, пересказывать с использованием авторских слов, прогнозировать дальнейший ход событий. |
Зарубежная литература |
15 |
Из них: |
|
Р.Л. Стивенсон |
4 |
Жизнь и творчество. Баллада «Вересковый мёд». Нравственный смысл баллады. |
Знать: биографию писателя, особенности жанра баллады. Уметь: читать в стиле декламации, участвовать в обсуждении нравственного смысла баллады. Уметь с помощью: составлять устное рассуждение на тему прочитанного. |
Э. Сетон-Томпсон |
7 |
Судьба писателя. Рассказ «Снап». Краткое изложение повествовательного текста с элементами описания. Российские и зарубежные писатели о животных. |
Знать: основные моменты жизни писателя. Уметь: составлять полную характеристику героя на основе описания внешности и поступков, пересказывать отдельные части произведений. |
Д. Даррелл |
4 |
Жизненный путь. Рассказ «Живописный жираф». |
Знать: основные моменты биографии писателя. Уметь: читать выборочно, выделять элементы описания, повествования, осуществлять отбор деталей для характеристики героев. Уметь с помощью: составлять сравнительную характеристику героев. |
Практическая часть.
I четверть |
|||
|
1 |
Контрольное чтение. |
|
|
1 |
Контрольное чтение. |
|
II четверть |
|||
|
1 |
Контрольное чтение. |
|
|
1 |
Повторение пройденного. |
|
III четверть |
|||
|
1 |
Контрольное чтение. |
|
|
3 |
Внеклассное чтение «Периодические издания для подростков». |
|
IV четверть |
|||
|
1 |
Контрольный урок «Аукцион знаний» |
|
|
1 |
Внеклассное чтение «Какие книги ты читаешь?». |
|
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся
В начале и конце учебного года проводится проверка техники чтения.
При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): 9 класс-100 слов.
При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержание читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения.
В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объём которых соответствует объему текстов предыдущего года.
Оценка «5» ставится ученику, если он: читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения; выделяет основную мысль произведения или частей рассказа с незначительной помощью учителя; делит текст на части озаглавливает их с помощью учителя; называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; отвечает на вопросы и передаёт содержание прочитанного полно, правильно, последовательно; твёрдо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
Оценка «4» ставится ученику, если он: читает, в основном, правильно, бегло; допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; допускает неточности в выделении главной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя; допускает ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляет их с помощью учителя; называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя; допускает неточности в ответах на вопросы и передаче содержания, но исправляет их самостоятельно или с помощью учителя; допускает при чтении наизусть 1-2 ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.
Оценка «3» ставится ученику, если он: читает недостаточно бегло, некоторые слова – по слогам; допускает 5 ошибок при чтении; 1-2 ошибки – в соблюдении синтаксических пауз; 3-4 – в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя или затрудняется выделить; затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения; обнаруживает при чтении наизусть нетвёрдое усвоение текста.
Чтение наизусть
Оценка"5" - твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.
Оценка "4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно или с помощью учителя исправляет допущенные неточности.
Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста; нарушает последовательность при чтении.
Выразительное чтение стихотворения
Требования к выразительному чтению:
1. правильная постановка логического ударения;
2. соблюдение пауз;
3. правильный выбор темпа;
4. соблюдение нужной интонации;
5. безошибочное чтение.
Оценка "5" - выполнены правильно все требования.
Оценка"4" - не соблюдены 1-3 требования.
Оценка"3" -допущены ошибки более, чем по трем требованиям.
Чтение по ролям
Требования к чтению по ролям:
1. своевременно начинать читать свои слова;
2. подбирать правильную интонацию;
3. читать безошибочно;
4. читать выразительно.
Оценка "5" - выполнены все требования.
Оценка "4" - допущены ошибки по 1-2 требованиям.
Оценка "3" - допущены ошибки по трем требованиям.
Пересказ
Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
Оценка "4" -допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их
Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Название основной темы |
Кол-во часов |
Тема СБО |
Профориента-ция |
Дата |
І четверть |
|||||
І |
Устное народное творчество |
|
|
|
|
1 |
Мир народного творчества |
1 |
|
Гусляр, певец, сказитель |
|
2-3 |
Русские народные песни: - «Колыбельная» - «За морем синичка…» |
2 |
Семейный уклад Народные тради-ции, обряды |
Сваха. Брачный агент |
|
4-5 |
Былина «На заставе богатырской» - Знакомство с текстом - Идейно-тематический анализ
|
2 |
|
Пограничник, начальник заставы |
|
6-8 |
«Сказка про Василису Премудрую»: - Знакомство с текстом - Анализ содержания - Композиция
|
3 |
Культура общения |
Охотник |
|
9 |
Сказка «Лиса и тетерев»
|
1 |
Культура общения |
|
|
10. |
Аукцион знаний по теме «Устное народное творчество»
|
1 |
|
|
|
ІІ |
Из произведений русской литературы XІX века.
|
|
|
|
|
11 |
Василий Андреевич Жуковский. Биография. |
1 |
|
|
|
12-14 |
Сказка «Три пояса» - Знакомство с текстом - Обсуждение прочитанного. Герои и характеры. - Отзыв о сказке по данному плану
|
3 |
Культура отноше-ний |
Воспитатель |
|
15 |
Внеклассное чтение «Литературные сказки»
|
1 |
|
|
|
16 |
Иван Андреевич Крылов Жизнь и творчество |
1 |
Семейные обязан-ности |
Баснописец
|
|
17-18 |
Басни И.А. Крылова: - Своеобразие жанра. - Басня «Кот и повар» - Рассуждение «В чем заключается жизненность басен Крылова?» |
2 |
|
Повар |
|
19 |
Александр Сергеевич Пушкин. Судьба поэта |
1 |
Семейные ценности, воспитание детей в семье |
Поэт, прозаик, драматург |
|
20-23 |
Поэма «Руслан и Людмила» - Песнь первая
- Песнь вторая - Песнь третья
- Герои поэмы
|
4 |
Традиционные праздники, свадебные обряды
Семейные отношения
|
|
|
24-27 |
Проза А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка»: - Чтение І части - Структурно-семантичес-кий анализ - Чтение ІІ части - Идейный смысл повести
|
4 |
Бюджет семьи. Экономика. Стиль управления хозяйством |
Помещик-фермер. Управляяющий. |
|
28 |
Обобщение по теме: «Произведения А.С. Пушкина».Викторина по произведениям А.С. Пушкина. |
1 |
|
|
|
29 |
Михаил Юрьевич Лермонтов Жизнь и творчество. Трагедия поэта. |
1 |
Родословная |
|
|
30-32 |
Поэзия М.Ю. Лермонтова: - Стихотворение «Тучи» - «Баллада» - «Морская царевна»
|
3 |
Культура взаимоотношений юноши и девушки. Уважение чувств |
|
|
33 |
Диспут «Против чего протестует М.Ю. Лермонтов?» |
1 |
|
|
|
34 |
Обобщение.Конкурс знатоков поэзии М.Ю. Лермонтова. |
1 |
|
|
|
|
Всего: |
34 |
|
|
|
II четверть |
|||||
1 |
Николай Васильевич Гоголь Истоки творчества |
1 |
Семейное хобби |
|
|
2-7 |
«Майская ночь или утопленница» - «Ганна» - «Утопленница» - «Пробуждение»
|
6 |
Культура чувств. Взаимоотношения членов семьи: мачеха - падчерица |
Комиссар, сот-ник |
|
8 |
Внеклассное чтение. «Вече-ра на хуторе близ Диканьки».
|
1 |
|
|
|
9 |
Николай Алексеевич Некрасов. Биографические сведения. |
1 |
Семейный уклад. Культура семейных отношений |
Поэт, издатель, критика |
|
10-13 |
Поэзия Н.А. Некрасова: - «Рыцарь на час» - «Родина» - «Саша». Чтение и структурный анализ
|
4 |
Социальные роли в семье. Женщина-мать Культура поведения |
Лесоруб, лесник, егерь |
|
14 |
Рассуждение на основе прочитанного: «Как ты относишься к уничтожению лесов?» |
1 |
Учреждения и организации «Гринпис» |
Ученый, эколог |
|
15 |
Викторина по творчеству Н.А. Некрасова |
1 |
|
|
|
16 |
Афанасий Афанасьевич Фет Тайна имени и превратности судьбы |
1 |
Семейные предания и тайны. Регистрация ребенка |
Военный офицер, майор |
|
17-19
|
Лирика А.Фета - «На заре ты ее не буди…» - «Помню я: старушка няня…» - «Это утро, радость эта…» |
2 |
Культура отношений Семейное воспитание |
Няня, гувернантка, |
|
1 |
|
воспитательница |
|
||
20 |
Конкурс исполнителей стихов Фета. |
1 |
|
|
|
21 |
Антон Павлович Чехов. Биография писателя. |
1 |
Семейные традиции. Стиль семейного воспитания |
Писатель-юморист. Врач |
|
22-26 |
Рассказы А.П. Чехова - «Злоумышленник» - литературное исследование текста - «Пересолил» а) Знакомство с текстом б) Деление на части по плану. в) Смысл названия рассказа |
5 |
Деловое общение
Культура общения |
Следователь, сторож
Землемер, возница (извозчик, кучер) |
|
27 |
Аукцион знаний по творчеству А.П. Чехова
|
1 |
|
|
|
28 |
Контрольное чтение |
1 |
|
|
|
29 |
Повторение пройденного во ІІ четверти |
1 |
|
|
|
|
Всего: |
29 |
|
|
|
ІІІ четверть |
|||||
|
Из произведений русской литературы XX века |
|
|
|
|
1 |
Максим Горький |
1 |
|
|
|
2-3 |
Биография писателя «Песня о соколе»: а) Комментированное чтение. б) Жанровое своеобразие.
|
2 |
Семейный уклад. Семейное воспи-тание. Образ жизни. Жизненная позиция |
Красильщик, обойщик, чертежник |
|
4 |
Владимир Маяковский. Биография. «Необычайное происшествие…» |
1 |
Культура общения. Правила приема гостей |
лесничий |
|
5 |
Особенности поэзии В.Маяковского. |
1 |
|
Поэт-новатор |
|
6 |
Марина Цветаева Жизнь и творчество |
1 |
|
Преподаватель, декан, доцент |
|
7-8 |
Лирика М. Цветаевой: - «Красною кистью…» - «Вчера еще в глаза глядел…» |
2 |
Христианские традиции. Культура взаимоотношений, культура чувств. |
|
|
9 |
Читательская конференция по поэзии М. Цветаевой. |
1 |
|
Поэт, поэтесса |
|
10 |
Константин Паустовский. Творческий путь писателя. |
1 |
Личность и общество: патриотизм, гуманизм. |
|
|
11-15 |
«Стекольный мастер»: - Знакомство с текстом - Обсуждение прочитанного - Особенности композиции - Образ автора - Паустовский – певец русской природы |
5 |
Завещание. Традиционные обряды, народные обычаи. |
Стеклодуй, стекольщик, мастер своего дела. |
|
16 |
Сергей Александрович Есенин. Судьба поэта. |
1 |
Быт и традиционные занятия крестьян. |
Сельский учитель. |
|
17-20 |
Поэзия С. Есенина: - «Нивы сжаты» - Сочинение на материале литературного текста - «Собаке Качалова» |
1
2
1 |
Времена года: осень. Труд людей села. Отношение человека к животным |
Актер |
|
21 |
Внеклассное чтение «Мое любимое стихотворение С. Есенина». |
1 |
|
|
|
22 |
Михаил Шолохов. Жизнь и творчество. |
1 |
Семейное воспитание |
Военный корреспондент |
|
23-26 |
«Судьба человека»: - Чтение рассказа - Анализ текста - Образ главного героя |
4 |
Государственные праздники. День Победы. Личность и обстоятельства. Сила духа |
Шофер, водитель |
|
27-28 |
Изложение на материале литературного текста «Побег из плена». Евгений Носов . |
2 |
|
|
|
29 |
Биографические сведения |
1 |
Человек и обстоятельства: как победить болезнь? |
Артиллерист |
|
30-34 |
«Трудный хлеб»: - Знакомство с текстом - Обсуждение рассказа
- Устное сочинение «Верный друг»
|
5 |
Отношения человека и животного Четвероногие друзья |
Охотник
«Собачья работа» |
|
35 |
Контрольное чтение |
1 |
|
|
|
36-38 |
Внеклассное чтение «Периодические издания для подростков» |
3 |
|
|
|
|
Всего: |
38 |
|
|
|
ІV четверть |
|||||
1 |
Николай Михайлович Рубцов. Биография . |
1 |
Семья: полная, неполная. Ребенок-сирота. Забота государства о сиротах. |
|
|
2-4 |
Поэзия Н. Рубцова: - «Тихая моя родина» - «Русский огонек» - «Зимняя песня» |
1 1 1
|
|
|
|
5 |
Песни на стихи Н. Рубцова.
|
1 |
|
Поэт-песенник. |
|
6 |
Юрий Иосифович Коваль. Жизненный путь. |
1 |
|
Сельский учитель. |
|
7-9 |
Повесть «Приключения Васи Куролесова» - Глава І «В деревне Сычи» - Глава ІІ «Третий калач» - Глава ІІІ «Парочка поросят» |
3 |
Быт людей села Торговля. Рынок. Закон о правах потребителя |
Продавец. |
|
10-13 |
- Глава ІV «Темная ночь» - Глава V «Рыжий» - Глава VІ «Обыкновенный мешок» - Глава VІІ «Вася бьет черноусого» |
4 |
|
|
|
14 |
Юмор писателя |
1 |
|
Юморист, сати-рик. |
|
15 |
Характеристика главного героя. |
1 |
|
|
|
|
Из произведений зарубежной литературы |
|
|
|
|
16 |
Роберт Луис Стивенсон Жизнь и творчество |
1 |
|
|
|
17-18 |
Баллада «Вересковый мед» - Чтение баллады - Осмысление содержания |
2 |
Семейные отношения. Честь семьи. Защита авторских прав. Патент. |
Семейное дело, бизнес. Профессиональ-ные династии. Семейный секрет материнства. |
|
19 |
Размышление «Можно ли жестокостью покорить народ?» |
1 |
|
|
|
20 |
Эрнест Сетон-Томпсон Судьба писателя |
1 |
|
Писатель-натуралист |
|
21-24 |
Рассказ «Снап»: - Часть І Чтение и анализ - Часть ІІ Разбор содержания - Часть ІІІ Составление плана |
4 |
Домашние животные. Систе-ма воспитания щенка. |
Фермер, скотовод. |
|
25 |
Краткое изложение повествовательного текста с элементами описания. |
1 |
|
|
|
26 |
Российские и зарубежные писатели о животных |
1 |
|
|
|
27 |
Джеральд Даррелл Жизненный путь. |
1 |
|
Писатель-зоолог. |
|
29-30 |
Рассказ «Живописный жираф» - Чтение рассказа - Обсуждение рассказа |
2 |
Содержание живот-ных в неволе. Общественные организации: общество защиты животных. |
Рабочий зоопарк. Общественный деятель. |
|
31 |
Сочинение «Сравнительная характеристика Питера и Билли» |
1 |
|
|
|
32 |
Повторение пройденного за год. |
1 |
|
|
|
33 |
«Аукцион знаний» - контрольный урок по пройденному за год. |
1 |
|
|
|
34 |
Внеклассное чтение «Какие книги ты читаешь?» |
1 |
|
|
|
35 |
Обзор – презентация «Что можно прочитать летом?» |
1 |
|
|
|
|
Всего: |
35 |
|
|
|
Список литературы
1. Боголепов Т.К., Н.П. Верховская.» Тропа к Гоголю» - книга справочник о жизни и творчестве Н.В. Гоголя. Москва, «Детская литература», 1976 г. – 352 с.
2. Воронов В.А. Юность Шолохова: Страницы биографии писателя. Ростов на Дону, «Книга издательство», 1985 г.В.И. Коровин. Басни Ивана Крылова. В помощь преподавателям, старшеклассникам. Москва, «Издательство МГУ», 1997 г.
3. Громов М.П. Книга о Чехове. Москва, 1999 г.
4. Есенин С.А. «Синь упавшая в расу». Поэзия. Проза. – Москва, «Правда», 1985 г. – 736 с.
5. Ефимова И.В. Словарь пословиц, поговорок и крылатых выражений - Москва. «Эксмо», 2013-272 с.
6. Клюхина И.В. Словарь литературных терминов – Москва. «Вако», 2015 г.-96с.
7. Кулешов В.И. Жизнь и творчество Чехова. Москва, «Детская литература», 1982 г. – 175 с.
8. Лермонтов М.Ю. в воспоминаниях современников. Москва, «Художественное литература», 1989 г.
9. Лермонтов М.Ю. Стихотворения. Поэмы. – Москва, «Художественная литература», 1972 г. – 383 с.
10. Лотман Ю.М., А.С. Пушкин: Биография писателя. Ленинград, 1982 г.
11. Манн Ю. «Смелость изобретения». Москва, «Детская литература, 1975 г. – 144 с.
12. Некрасов Н.А. Стихотворения. Москва, «Художественная литература». 1985 г. – 270 с.
13. Никитина М.И., Красильникова О.А. Чтение и развитие речи: учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2006. – 256с. – (Серия «Коррекционная педагогика»)
14. Пушкин А.С., Полное собрание сочинений в 10-ти, т.-Л., 1997 г.
15. Пущин И.И. Записки о А.С. Пушкине. Москва, «Художественная литература», 1988 г. – 559 с.
16. Розе Т.В. Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка для детей. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. - 224с.
17. Русская лирика XIX в. – Москва «Художественная литература», 1997 г. – 430 с.
18. Скатов Н., А.С. Пушкин. Очерк жизни и творчества. Ленинград, «Детская литература», 1990 г. – 239 с.
19. Цветаева А. И. Воспоминания. Москва, «Советский писатель», 1974 г. – 544с.
20. Чехов А.П. Собрание сочинений в 12-ти томах – Москва, «Правда», 1985 г. – 462 с.
21. Шер Н.С. Рассказы о русских писателях. – Москва, «Детгиз», 1960 г.
Медиатека.
1. Художественный фильм «Руслан и Людмила».
2. Художественный фильм «Барышня – крестьянка».
3. Мультипликационный фильм «Ночь перед рождеством».
4. Художественный фильм «Судьба человека».
5. Романсы на стихи А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.А. Фета.
6. Песни на стихи С.А. Есенина, Н.М. Рубцова.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.