Пояснительная записка
Адаптированная образовательная рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» (далее - Рабочая программа) - это образовательная программа, адаптированная для категории обучающихся 4 класса государственного казенного образовательного учреждения для обучающихся по адаптированным образовательным программ «Магаданский областной центр образования № 2» с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее ― Стандарт) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения программы и на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 0-4 классы, под редакцией И.М. Бгажноковой. ( Москва «Просвещение» 2011 года).
Учебник: Н.Б. Матвеева, И.А. Ярочкина, М.А. Попова, Т.О. Куртова «Мир природы и человека» 4 класс. - М.: Просвещение, 2018. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы в 2 частях.
Рабочая программа составлена на ________ учебный год и рассчитана на 68 часов, в том числе на контрольные и проверочные работы.
Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Адаптированной основной образовательной программе и учебному плану школы, и включает все темы, предусмотренные АООП по чтению.
В изменяющихся социально-экономических условиях для решения проблем социальной адаптации и интеграции детей с нарушениями интеллекта необходимо обновление содержания, форм и методов обучения. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Данная Рабочая программа позволяет:
· учитывать их возрастные, типологические и индивидуальные возможности, особые образовательные потребности;
· адаптировать содержание учебного материала, выделить необходимый и достаточный для освоения умственно отсталым ребенком 4 класса материал по чтению для освоения;
· определить содержание, объем, порядок изучения математики с учетом целей , задач и особенностей учебно-воспитательного процесса обучающихся 4 класса.
Данная Рабочая программа разработана с целью создания условий для планирования, организации и управления образовательным процессом в рамках учебного курса: «Мир природы и человека». Так же программа ставит целью общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Предмет «Мир природы и человека» относится к образовательной области «Естествознание».
Основная цель предмета заключается в формировании первоначальных знаний о живой и неживой природе; понимании простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека.
Задачи:
- уточнение имеющихся у детей представлений о живой и неживой природе и получение новых знаний об основных её элементах;
- формировать умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;
- формировать первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учить детей бережному отношению к природе;
- расширение словарного запаса, обеспечивающего общение ребенка соответственно его возрасту;
- обращаться за помощью и благодарить за предоставленные услуги; корректно формулировать просьбу или отказ; описывать необходимый ему предмет.
Программа носит практическую направленность, тесно связана с другими учебными предметами, основами безопасности жизнедеятельности, здоровым образом жизни, жизнью, готовит учащихся к овладению трудовыми знаниями и навыками, учит использовать полученные знания в нестандартных ситуациях. Она имеет направленность на социализацию личности умственно отсталого ребенка, на коррекцию и развитие речемыслительных способностей детей, на формирование эмоционального отношения к действительности и нравственных позиций поведения - это подчеркивает значимость Рабочей программы, значимость обучения чтению учащихся.
Настоящая программа будет реализована в условиях классно-урочной системы обучения. Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.
Основные направления коррекционной работы:
· обогащение словаря через уточнение имеющихся понятий, введение новых терминов, закрепление обобщающих слов;
· коррекция связной речи, грамматического строя речи и просодической стороны ее;
· формирование коммуникативных навыков;
· развитие основных мыслительных операций;
· развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
· коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
· совершенствование сенсорно-перцептивной сферы;
· коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Общая характеристика учебного предмета.
Данный учебный предмет в специальном образовательном учреждении является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся младших классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе.
В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель — ствол, трава — куст — дерево),показывается различие между видовым и родовым понятием (роза — цветок), ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.
В процессе организуются беседы как в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, так и на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.
Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая об увиденном, они учатся связному высказыванию.
На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.
Содержание образовательной программы
Сезонные изменения в природе.
Сезонные изменения в неживой природе. Обобщение полученных знаний о влиянии солнца на изменения в природе (температура воздуха, воды, количество тепла), на смену времен года. Чередование времен года, закрепление знаний о названиях месяцев.
Формирование представлений о явлениях в неживой природе: замерзание рек (ледостав), иней, изморозь, моросящий дождь, ледоход, проталина, разлив, ливень, град, роса, туман.
Растения и животные в разное время года. Сад огород, поле, лес в разное время года. Дикие и домашние животные в разное время года. Труд людей города и села в разное время года.
Неживая природа.
Почва. Состав почвы: песок, глина, камни.
Простейшие свойства почвы, их значение для растений. Способы обработки почвы: рыхление, полив и т.д.
Формы поверхности Земли: равнины, низменности, холмы, горы.
Живая природа.
Растения. Растения сада, огорода, леса, их сравнение. Растения культурные и дикорастущие (по 2-3 наиболее распространенных). Уход за цветами в саду. Лекарственные растения: календула, зверобой. Редкие растения и их охрана. Парк (сквер). Создание человеком парков. Растения поля. Рожь, пшеница, овес и др. Уход человека за полевыми растениями, их значение в жизни человека. Строение полевых растений: корень, стебель-соломина, лист, колос, метёлка. Влияние сезонных изменений на жизнь полевых растений.
Животные. Домашние животные: лошадь, овца, корова, свинья. Разведение человеком домашних животных, уход за ними. Ферма. Разнообразие пород домашних животных. Птицы. Разнообразие птиц. Птицы – друзья сада; охрана птиц.
Домашние птицы: утка, курица, гусь, лебедь. Внешний вид, образ жизни. Сравнение с домашними уткой и гусем.
Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание.
Полезные насекомые. Разведение и использование человеком пчёл. Пасека.
Насекомые-вредители.
Человек .Голова и мозг человека.
Профилактика травматизма головного мозга.
Режим дня. Предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха.
Состояние природы и ее влияние на здоровье человека. Забота человека о чистоте воды, воздуха, забота о земле. Охрана редких растений и исчезающих животных. Зоопарк. Заповедник. Лесничество.
При отборе учебного материала учитывались разные возможности учащихся по усвоению представлений, знаний, умений в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта. Предусмотрен дифференцированный и индивидуальный подходы к учащимся в обучении.
Данная программа ориентирована на состав 4-го класса. В классе обучаются ______человека, из них___учащихся усваивают учебный материал во II среднем уровне, ___обучающийся - во II низком уровне. Распределение учебного материала представлено с учетом познавательных возможностей учащихся и с опорой на актуальный уровень знаний и «зоны ближайшего развития» каждого ученика класса.
Учащиеся 4 класса усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической). Успешность усвоения знаний, в первую очередь, зависит от понимания детьми того, что им сообщается. Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала. Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся снижен.Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретенных знаний и умений могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности учащихся данной группы обобщать из суммы полученных знаний и умений выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче. Эти учащиеся различают признаки времен года; знают, как ухаживать за комнатными растениями; различают наиболее распространённые овощи и фрукты; классифицируют изученных диких и домашних животных, рыб; способны выполнять элементарные гигиенические требования. При выполнении работ и при даче устных ответов учащиеся минимального уровня нуждаются в активной помощи учителя.
Планируемые результаты
Реализация программы обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами изучения курса «Мир природы и человека» в 4 классе является формирование следующих умений:
1)оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить, как хорошие или плохие;
2)объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить, как хорошие или плохие;
3)самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
4)в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты:
Регулятивные БУД :
1)Входить и выходить из учебного помещения со звонком
2)Ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения)
3)Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.)
4)Работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место под руководством учителя;
5)Корректировать выполнение задания в соответствии с планом под руководством учителя;
6)Принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
7)Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников
Познавательные БУД:
1)Выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов
2)Ориентироваться в учебнике, на листе бумаги и у доски под руководством учителя;
3)Уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;
4)Назвать, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу); находить общее и различие с помощью учителя;
5)Плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты заданий, задач из учебников.
6)Использовать знако-символические средства с помощью учителя.
7)Работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях
8)Называть и характеризовать предметы, сравнивать два предмета, делать элементарные обобщения;
9)Участвовать в беседе, полно и правильно отвечать на поставленный вопрос;
10)Составлять простые распространенные предложения, правильно употребляя формы знакомых слов;
11)Использовать предлоги и некоторые наречия;
12)Названия и свойства изученных предметов и их частей;
13)Обобщающие названия изученных групп предметов.
Коммуникативные БУД:
1)Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель- класс)
2)Обращаться за помощью и принимать помощь
3)Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту
4)Участвовать в диалоге на уроке в жизненных ситуациях;
5)Оформлять свои мысли в устной речи;
6)Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться;
7)Слушать и понимать речь других;
8)Договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
9)Доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми
Развитие жизненной компетенции:
1)Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения.
2)Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
3)Овладение навыками коммуникации;
4)Дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации;
5)Осмысление своего социального окружения и освоению соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
1)представления о назначении объектов изучения;
2)узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
3)отнесение изученных объектов к определенным группам (видо-родовые понятия);
4)называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;
5)представления об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
6)знание требований к режиму дня школьника;
7)знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни;
8)ухаживание за комнатными растениями; кормление зимующих птиц; составление повествовательного или описательного рассказа из 2-4 предложений об изученных обьектах по предложенному плану
9) адекватно поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации;
10)выполнять практические работы по уходу за жилищем, по посадке растений на пришкольном и опытном участке, по уборке урожая; - соблюдать правила личной гигиены; - соблюдать правила дорожного движения.
Достаточный уровень:
1)представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
2)узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;
3)отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации;
4)знание отличительных существенных признаков групп объектов;
5)знание некоторых правил безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;
6)соблюдение элементарных санитарно-гигиенических норм;
7)выполнять практические работы по уходу за жилищем, по посадке растений на пришкольном и опытном участке, по уборке урожая;
8) соблюдать правила личной гигиены;
9)соблюдать правила дорожного движения.
Учебно-тематический план
Раздел |
Кол- во часов |
Краткое содержание раздела |
Требования к уровню подготовленности учащихся |
«Сезонные изменения в природе» |
20 |
Обобщение полученных знаний о влиянии солнца на изменения в природе, на смену времен года. Чередование времен года. Растения и животные разное время года. Сад, огород, лес в разное время года. Труд людей города и села в разное время года. |
Пересказывать и понимать тексты о природе. Описывать сезонные изменения в природе. Характеризовать признаки времён года. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года. Проводить групповые наблюдения во время экскурсий. |
«Неживая природа». |
8 |
Почва. Состав почвы. Простейшие свойства почвы, их значение для растений. Формы поверхности Земли. |
Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств объектов неживой природы. Характеризовать свойства объектов неживой природы |
«Живая природа». |
34
|
1. Растения( 11ч.) Растения сада, огорода, леса. Растения культурные и дикорастущие. Уход за цветами в саду. Лекарственные растения. Парк. Растения поля. Уход за полевыми растениями. Строение полевых растений.
2. Животные (15ч.) Домашние животные. Разведение домашних животных. Разнообразие птиц. Домашние и дикие птицы. Насекомые полезные и насекомые-вредители.
3. Человек(8ч.) Голова и мозг человека. Профилактика травматизма головного мозга. Режим дня. Забота человека о природе. Заповедник. Лесничество. Зоопарк. |
Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями. Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности). Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние – дикие животные; культурные – дикорастущие растения. Анализировать примеры использования человеком богатств природы. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере). Оценивать конкретные примеры поведения в природе. Различать природные объекты и изделия (искусственные предметы), характеризовать их отличительные свойства. Наблюдать объекты и явления природы (на краеведческом материале), характеризовать их особенности. Группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам. Приводить примеры веществ, описывать их. Приводить примеры хвойных и цветковых растений, выделять их отличия (на примере своей местности). Определять части цветкового растения. Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы. Характеризовать условия, необходимые для жизни растений. Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей. Выращивать растения в группе (из семян, побегов, листьев). Различать съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности). Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей. Описывать внешний вид животных, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности). Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности) Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о растениях и животных своего региона и обсуждать полученные сведения. Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы. Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы. Моделировать ситуации по сохранению природы и её защите. Характеризовать основные функции систем органов человеческого тела. Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях. Характеризовать правила оказания помощи при несчастных случаях. Измерять температуру тела, вес и рост человека. Познакомиться с учителем и одноклассниками. Познакомиться с правилами поведения в школе, взаимоотношениями со взрослыми, сверстниками и обсудить их. Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах. Различать формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе и других общественных местах. Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. Работать в группах по составлению режима дня. |
«Безопасное поведение». |
6 |
Правила поведения дома и в школе. Правила дорожного движения. Пешеходных переход. Транспорт. |
Проводить групповые наблюдения во время экскурсии по школе (учимся находить класс, своё место в классе и т.п.). Проводить наблюдения в группах во время экскурсии по своему району или городу (путь домой). |
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся.
Оценка «5»: полно раскрыто содержание материала в объѐме программы и учебника; чѐтко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы научные термины; для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов; ответ самостоятельный.
Оценка «4»: раскрыто содержание материала, правильно даны определения, понятия, использованы научные термины, ответ самостоятельный, но определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.
Оценка «3»: усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно; не всегда последовательно, определение понятий недостаточно чѐткие; не использованы выводы и обобщения из наблюдений и опытов, допущены ошибки при их изложении; допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.
Оценка «2» - основное содержание учебного материала не раскрыто; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.
Календарно-тематическое планирование
Общее количество часов – 68 часа
В неделю – 2 часа
1 ЧЕТВЕРТЬ
№ |
Тема |
Кол. часов |
Дата |
Связь с СБО, ОБЖ, ЗОЖ |
Проф.ориентир-ровка |
1 |
Времена года |
1 |
|
|
|
2 |
Огород |
1 |
|
|
|
3 |
Лес |
1 |
|
|
|
4 |
Сад |
1 |
|
|
|
5-6 |
Растения осенью. |
2 |
|
|
|
7-11 |
Почва. Обобщение по теме: «Почва». |
5 |
|
|
|
12 |
Режим дня. |
1 |
|
|
|
13 |
Правила поведения в школе. |
1 |
|
|
|
1415 |
Домашние животные. |
2 |
|
|
|
16 |
Животные осенью. |
1 |
|
|
|
17 |
Труд людей осенью. |
1 |
|
|
|
|
Всего: |
17 |
|
|
|
2 ЧЕТВЕРТЬ
1. |
Птицы. |
1 |
|
|
|
2 |
Дикие птицы. Внешний вид, образ жизни. |
1 |
|
|
|
3 |
Домашние птицы. Внешний вид, повадки, забота о потомстве. |
1 |
|
|
|
4 |
Уход за домашними птицами. |
1 |
|
|
|
5 |
Дикие и домашние птицы. |
1 |
|
|
|
6 |
Куры. |
1 |
|
|
|
7 |
Обобщающий урок по теме: «Птицы» |
1 |
|
|
|
8 |
Правила дорожного движения. Дорога. |
1 |
|
|
|
9-10 |
Голова и мозг человека. |
2 |
|
|
|
11 |
Профилактика травматизма головного мозга. |
1 |
|
|
|
12 |
Предупреждение перегрузок. Правильное чередование труда и отдыха. |
1 |
|
|
|
1314 |
Зима. |
2 |
|
|
|
|
Всего: |
14 |
|
|
|
3 ЧЕТВЕРТЬ
1 |
Растения зимой. |
1 |
|
|
|
2 |
Животные зимой. |
1 |
|
|
|
3-4 |
Труд людей зимой. |
2 |
|
|
|
5 |
Правила дорожного движения. Пешеходный переход. |
1 |
|
|
|
6-7 |
Транспорт. |
2 |
|
|
|
8 |
Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание. |
1 |
|
|
|
9 |
Полезные насекомые. |
1 |
|
|
|
10 |
Пчелы. Разведение и использование человеком пчел. |
1 |
|
|
|
11 |
Насекомые вредители. |
1 |
|
|
|
12 |
Обобщающий урок по теме: «Насекомые» |
1 |
|
|
|
1315 |
Формы поверхности Земли: равнины, низменности, холмы, горы. |
3 |
|
|
|
16 17 |
Растения культурные и дикорастущие. |
2 |
|
|
|
1820 |
Лекарственные растения. |
2 |
|
|
|
|
Всего: |
20 |
|
|
|
4 ЧЕТВЕРТЬ
1 |
Весна. |
1 |
|
|
|
2 |
Животные весной. |
1 |
|
|
|
3 |
Труд людей весной. |
1 |
|
|
|
4. |
Растения весной. |
1 |
|
|
|
5 |
Растения поля. |
1 |
|
|
|
6 |
Уход за полевыми растениями. |
1 |
|
|
|
7 |
Строение полевых растений. |
1 |
|
|
|
8-10 |
Охрана природы |
3 |
|
. |
|
11 |
Парки. |
1 |
|
|
|
12 |
Зоопарк. Заповедник. Лесничество. |
1 |
|
|
|
13 |
Правила поведения дома. |
1 |
|
|
|
14 |
Лето. |
1 |
|
|
|
15 |
Растения летом. |
1 |
|
|
|
16 |
Животные летом. |
1 |
|
|
|
17 |
Труд людей летом. |
1 |
|
|
|
|
Всего: |
17 |
|
|
|
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дроздова А.В., Зуевич Е.Л., Козлова Л.В., Кудрина С.В. Преемственность формирования социально значимых представлений дошкольников и младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. // Сборник материалов международной конференции "Ребенок в современном мире"-СПб: Изд. Астерион, 2006
2. Елисеева О.С., Козлова Л.В., Кудрина С.В., Ульянова М.Н. Формирование представлений об окружающем мире как элемент профилактики неадекватного поведения школьников с интеллектуальным недоразвитием.- Саратов, Изд-во ПИ СГУ, 2008
3. Козлова Л.В., Кудрина С.В. Своеобразие организации и проведения экскурсий в коррекционной школе VIII вида X Царскосельские чтения. Международная научно-практическая конференция. Том VII – СПб, ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2006
4. Козлова Л.В., Кондратьева Ю.О., Кудрина С.В., Морозова Л.Г. Организация урочных и внеклассных занятий в коррекционной школе.- СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008 Рекомендация УМО
5. Кудрина С.В. Программно-методическое обеспечение к урокам «Окружающий мир» в 1-4 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. -М: ВЛАДОС, 2010
6. Кудрина С.В. Изучение природы на специальных уроках в коррекционной школе VIII вида - СПб:ЛОИРО, 2011
7. Кудрина С.В. Работа с календарем природы и труда в младших классах школы VIII вида. (Методические рекомендации.) Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Методические рекомендации. Москва, МО РФ, Изд.дом «Новый учебник», 2002.
8. Кудрина С.В. Использование условно-соревновательной игры в процессе изучения представлений школьников с интеллектуальным недоразвитием об окружающем мире. // Материалы региональной научно-практической конференции «Психология образования-2005» -Саратов: Научная книга, 2005
9. Кудрина С.В. Основные тенденции формирования представлений о социальном и природном окружении учащихся с интеллектуальным недоразвитием. // Сборник материалов международной конференции "Ребенок в современном мире" - СПб: Изд. Астерион, 2006
10. Кудрина С.В. Особенности знаний об окружающем мире учащихся 1-5 классов с интеллектуальным недоразвитием.// Модернизация специального образования: проблемы коррекции, реабилитации, интеграции. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - СПб: Изд-во РГПУ 2003
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.