Пояснительная записка.
Адаптированная образовательная рабочая программа по изобразительному искусству (далее - Рабочая программа) - это образовательная программа, адаптированная для категории обучающихся 4 класса государственного казенного образовательного учреждения для обучающихся по адаптированным образовательным программ «Магаданский областной центр образования № 2» с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее ― Стандарт) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения программы и на основе «Программ подготовительного и 1 - 4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида», авторы-составители С. Л. Мирский под редакцией В. В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2013.
Учебник: М.Ю. Рау, М.А. Зыкова «Изобразительное искусство: 4 класс» - М.: Просвещение, 2018. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.
Рабочая программа составлена на ______ учебный год и рассчитана на 34 часа.
Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Адаптированной основной образовательной программе и учебному плану школы , и включает все темы, предусмотренные АООП по изобразительному искусству.
Изобразительное искусство имеет исключительно важное коррекционно-развивающее значение для развития детей с нарушением интеллекта.
На уроках изобразительного искусства дети не только рисуют, но и составляют аппликацию, лепят. Они также знакомятся с законами композиции и свойствами цвета, с различными видами и жанрами искусства и с некоторыми доступными по содержанию произведениями известных художников. Уроки изобразительного искусства оказывают существенное воздействие на интеллектуальную и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков и привычек.
Целью данной программы является:
· оказание существенного воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы;
· способствовать формированию личности ребенка;
· воспитание положительных навыков и привычек.
Основными задачами обучения школьников с нарушением интеллекта изобразительному искусству являются:
· воспитание положительных качеств личности;
· развитие эстетических чувств и понимания красоты окружающего мира;
· развитие познавательной активности, формирование у школьников приемов познания предметов и явлений действительности с целью их изображения;
· формирование практических умений в разных видах художественно-изобразительной деятельности ( в рисовании, аппликации, лепке);
· воспитание умения работать в заданной последовательности в соответствии с правилами и самостоятельно;
· формирование умения работать коллективно, выполняя определенный этап работы в цепи заданий для получения результата общей деятельности.
Наряду с основными задачами в Рабочей программе предусмотрено решение специальных задач:
· коррекция недостатков психического развития,
· коррекция мелкой моторики;
· развитие речи, организующей и направляющей их умственную и практическую деятельность.
Данная программа ориентирована на состав 4-го класса. В классе обучаются___ человека, из них ___ учащихся усваивают учебный материал во II среднем уровне, ___обучающийся- во II низком уровне. Распределение учебного материала представлено с учетом познавательных возможностей учащихся и с опорой на актуальный уровень знаний и «зоны ближайшего развития» каждого ученика класса.
Данная рабочая программа направлена на то, чтобы максимально приблизить содержание учебного материала к возможностям учащегося; создать условия для усвоения учащегося государственного стандарта по предмету; развивать общеучебные умения и навыки; формировать общечеловеческую культуру; создать условия для расширения кругозора и формирования познавательных интересов учащегося.
Рабочей программой предусмотрены следующие виды работ:
Рисование с натуры и по образцу ( готовому изображению), по памяти, по представлению и по воображению; рисование на заданные темы, декоративное рисование.
Работа с натурой является ведущей в лепке, и в рисовании, и при составлении аппликации. Ученики учатся приемам исследования предмета для более точного его изображения.
При обучении рисовании с натуры запланировано использовать метод сравнения. Сопоставление предметов позволяет детям увидеть их форму, цвет, величину, понять конструкцию сравниваемых обьектов.
Для развития у детей умения анализировать, вычленять из совокупности признаков предмета самые важные для передачи сходства с натурой при ее изображении рекомендуется использовать прием совместного поэтапного изображения.
Для формирования графического образа таких сложных обьектов , как человек, животное, дерево, дом, в Рабочей программе сочетаются работы в определенной последовательности.
Работа над аппликацией предлагается в разных вариантах:
1. составление «подвижной» аппликации, где части целого обьекта или композиции не приклеиваются на изобразительную плоскость ( лист бумаги) Предоставляется возможность передвигать их, чтобы наглядно показать последовательность операций при составлении композиции, правильное и ошибочное расположение силуэта обьекта (или обьектов) относительно изобразительной плоскости: в центре листа, сбоку, слишком высоко или низко;
2. составление и фиксирование частей аппликации с помощью клея при создании целого изображения или композиции (элементы аппликации готовятся или учителем, или учащимися).
В композиционной деятельности предусмотрено обучение детей устанавливать пространственные и смысловые связи. С этой целью используются методики работы с «подвижной» аппликацией, с правильными и ошибочными изображениями, а также шаблоны, зрительные опоры в виде точек, которые учитель заранее проставляет в тетради.
Работа над декоративной композицией при составлении полоски орнаментального узора развивает у детей чувство ритма, цвета, формы, величины элементов.
Работа над тематической композицией начинается с формирования умений графически изображать такие обьекты, как, например, дерево, дом, человек.
Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать предметы, передавая в рисунке сходство с натурой, осуществляется с учетом особенностей развития познавательной деятельности детей 3 класса.
Ведущими видами работы в этом направлении являются лепка-аппликация-рисунок в названной последовательности. В лепке ребенок воссоздает обьемные части и соединяет их в целое обьемное изображение. Аппликация является переходным этапом от обьемного к плоскостному изображению-рисунку. С помощью лепки и аппликации ребенок не только осознает наличие частей в предмете, но и определяет их место в его конструкции, их соединения в целом, т.е. осознает структуру обьекта.
После лепки и работы над аппликацией ребенку легче понять приемы изображения предмета.
Одна из задач учителя при подборе натуры или образцов для воспроизведения – выдержать последовательность усложнения обьектов изображения.
Учитывая трудности, которые испытывают дети с нарушением интеллекта при обучении изобразительному искусству, следует всегда положительно оценивать их работы. Несмотря на зависимость детей от помощи учителя, необходимо побуждать их к самостоятельной деятельности, к проявлению творчества.
В разделе работы над развитием цветовосприятия учащихся и формированием у них умений работать красками уделяется особое внимание обучению детей правильно организовывать свое рабочее место, пользоваться красками и кистью.
Знакомство детей со свойствами цвета (цветовым тоном, светлотой, насыщенностью) происходит в практической деятельности. Первостепенную роль здесь играет демонстрация приемов, раскрывающих свойства цвета.
Среди приемов обучения цветовосприятию наиболее важными являются : метод демонстрации отдельных этапов изображения или действий с красками и кистью, метод совместных действий учителя и учеников.
Обучение восприятию произведений искусства начинается с формирования умения рассматривать картину, иллюстрацию, предмет народного творчества.
Сначала дети учатся называть изображенные на картинке предметы, их признаки, действия, затем- устанавливать различные связи, отраженные в изображении.
На роках изобразительного искусства обязательно проводится работа над развитием речи учащихся. Представленный в Рабочей программе речевой материал в виде отдельных слов, словосочетаний и фраз закрепляется в практической деятельности и в беседах по изобразительному искусству. Раз в четверть на уроке планируется 10-15 минут для проверки накопленного лексического материала. Для этого в 3 классе будут использоваться игры «Угадай ,что у меня есть», «Угадай, как называется», «Угадай , какой по цвету».
Содержание программы
В содержание программы входит несколько разделов:
Композиционная деятельность. Совершенствование умений передавать глубину пространства посредством:
· уменьшения величины удалённых предметов по сравнению с расположенными вблизи от наблюдателя;
· загораживания одних предметов другими. Планы в пространстве: передний, задний, средний ( использование макета и панно «В деревне» с изображенным пейзажем на переднем, заднем и среднем планах, с вариантами изображения домов деревенского типа и деревьев, разных по величине).
Обучение приему построения сюжетной и декоративной композиции с использованием симметричного расположения её частей (элементов), позволяющему достигать равновесия на изобразительной плоскости.
Обучение приёму построения композиции в прямоугольнике с учетом центральной симметрии.
Знакомство с выразительными средствами сказочного изображения: избушка на курьих ножках; деревья в сказочном лесу с глазами из двух дупел, с сучьями и ветками похожими на руки, и т.п.
Восприятие и изображение формы предметов, пропорций, конструкции. Закрепление умений обследовать предметы с целью их изображения. Совершенствование умения изображать предметы с натуры и по памяти, правильно передавать в изображении их форму, конструкцию и пропорции.
При обьяснении использовать поэтапный показ способа изображения («графический диктант», процесс лепки, работа над аппликацией).
Закрепление умения изображать деревья в состоянии покоя и в движении ( в ветреную погоду). Развитие умения видеть и передавать в лепке и рисунке изгибы и «узор» ветвей.
Развитие умения изображать человека. Фигура человека в статике и в динамике ( человек делает зарядку, идет и др.) в соответствии с изобразительными возможностями детей, с использованием помощи со стороны педагога. Портрет человека.
Формирование умения отражать в изображении форму и части головы человека, черты лица.
Формирование умений передавать форму, строение и пропорции фигуры животного в лепке, аппликации и затем в рисунке.
Закрепление приёмов исполнения косовской и городецкой росписи посуды.
Использование приёмов работы кончиком кисти и всей кистью, «примакивания».
Закрепление представления о явлении центральной симметрии в природе: составление узора в круге и овале с учетом центральной симметрии ( элементы узора – геометрические и стилизованные формы растительного и животного мира).
Составление целого изображения ( реального, сказочного) из частей.
Восприятие цвета предметов и передача его в живописи.
Закрепление представлений о цвете, красках и приёмах работы красками и кистью.
Совершенствование приёмов осветления цвета с помощью белил или разведения краски водой; затемнения цвета с помощью чёрной краски, получения некоторых оттенков ( светло-зеленый, желто-зеленый, темно-зеленый).
Использование получаемых осветленных и затемненных красок в сюжетных рисунках, в декоративном рисовании.
Приемы работы акварельными красками: работа синей краской по мокрой бумаге ( «по-мокрому») при изображении неба, красной и оранжевой красками – при изображении солнца и его лучей.
Подбор цветовых сочетаний при изображении красок осени, зимы, лета (с помощью учителя).
Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных образов ( с помощью учителя): добрые и злые образы (например, Царевна Лебедь и Баба-яга), при использовании ярких и тусклых цветов.
Совершенствование умений раскрашивания силуэта изображения, не выходя за его пределы, работая по сухой бумаге ( «по-сухому»).
Восприятие произведений искусства.
Формирование у учащихся представлений о работе художников и скульпторов, о мастерах народных промыслов.
Беседы на темы:
1. Как и о чем создаются картины. Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина. Какие материалы использует художник ( краски, гуашь, акварель, пастель, сангина, карандаши, тушь и др.).
2. Как и о чем создаются скульптуры. Скульптурные изображения ( статуя, бюст, группа из нескольких фигур, статуэтка). Какие материалы использует скульптор ( мрамор, гранит, металл, например сталь; гипс, глина, пластилин и др.).
Для демонстрации можно использовать произведения живописи и графики: И. Остроухова, В. Поленова, К. Юона, И. Левитана, Ф. Васильева, М. Сарьяна, В. Фирсова и др. ( по выбору учителя).
Произведения скульптуры: В. Ватагина, А. Опекушина, В. Мухиной и др. ( по выбору учителя).
Инструменты художников и скульпторов ( фотографии).
Работа над развитием речи.
Закрепление речевого материала 1,2,3 классов.
Новые слова, словосочетания:
· Искусство, красота; художник, картина, натура; пейзаж, натюрморт, портрет; картина о жизни ( сюжет); пастель, сангина; тушь, перо; палитра;
· Скульптор, скульптура, гранит, гипс, сталь, металл, статуя, бюст, скульптурная группа на нескольких фигур, статуэтка; форма, размер, цвет;
· Радостный, мрачный, сказочный, волшебный;
· Смешное, страшное, доброе, злое ( в произведениях искусства, в жизни);
· Рисунок с натуры, рисунок по памяти; работать кончиком ( корпусом) кисти;
· Рисовать акварелью по мокрой ( по сухой) бумаге;
· Красота природы, красота человека ( животного); части предмета, умелый мастер, русский народный узор, народное искусство, каргопольские, дымковские игрушки, узоры Гжели.
Новые фразы:
Рисуй с натуры. Рисуй, чтобы было похоже. Рисуй предмет так, как его видишь.
Рисуй рисунок на листе бумаги так, чтобы было красиво ( рисунок в центре листа, не большой и не маленький).
Рисуй по памяти ( как запомнил).
Рисуй сразу кистью краской, пятном, кончиком кисти.
Я расположил рисунок посередине ( у края) листа бумаги. Я рисую с натуры ( по памяти).
Я рисую предмет так, как вижу. Я рисую пейзаж ( натюрморт, портрет).
Мне нравится этот рисунок: яркие краски, красивые деревья и т.п.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, труд и творчество, ценность природы и человеческой жизни.
Ценность прекрасного - красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка;
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека;
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека.
Планируемые результаты
Реализация программы обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
· формировать навыки работы с материалом и инструментами
· ценить и принимать следующие базовые ценности «добро», «природа», «семья»;
· воспитывать уважение к своей семье, любовь к родителям;
· освоить роль ученика;
· оценивать жизненные ситуации с точки зрения общечеловеческих норм (плохо и хорошо)
· проявлять интерес к изобразительному искусству;
· развивать воображение, желание и умение подходить к любой своей деятельности творчески;
· развивать способности к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру
Метапредметные результаты:
Регулятивные БУД:
· понимание учебной задачи.
· организовывать себе рабочее место;
· определить план выполнения заданий на уроках изобразительного искусства;
· корректировать выполнение задания в соответствии с планом;
· Проверка работы по образцу.
· Оценивание своего отношения к работе;
· Умение работать самостоятельно.
Познавательные БУД:
· уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя;
· назвать, характеризовать предметы по их основным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу); находить общее и различие;
· группировать предметы на основе существенных признаков;
· овладение приемами работы различными графическими материалами.
· наблюдение природы и природных явлений;
· создание элементарных композиций на заданную тему на плоскости.
Коммуникативные БУД:
· участвовать в диалоге на уроке в жизненных ситуациях;
· участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений.
· выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в высказываниях;
· оформлять свои мысли в устной речи;
· соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться;
· слушать и понимать речь других;
· участвовать в паре;
· умение отвечать на вопросы различного характера.
Предметные результаты
Базовый уровень:
учащиеся должны знать:
• материал для развития речи, изучавшийся на уроках изобразительного искусства;
• способы работы по мокрой и сухой бумаге;
•названия жанров живописи (пейзаж, натюрморт, портрет, рисунок на тему из жизни, сюжетный);
• названия некоторых национальных промыслов (Гжель, Каргополь, Дымково, Городец);
Ÿ явления осевой и центральной симметрии, существующее в природе.
учащиеся должны уметь:
• рисовать с натуры (рассматривать предмет, находить его форму, выделять части, видеть пропорции);
•рисовать по памяти, после проведенных наблюдений;
• использовать планы и хотя бы частичное загораживание одни предметов другими в работе над аппликацией или в рисунке;
• выбирать для рисунка лист бумаги нужной формы, размера;
• применять осевую линию при рисовании симметричных предметов;
• сочинять узор, используя ритм формы, цвета элементов узора и симметрию в его композиции;
Ÿ осветлять и затемнять краски, используя белила и черную краску;
Ÿ закрашивать силуэт краской, разведенной до нужной консистенции;
Ÿ рисовать по мокрой и по сухой бумаге, используя приемы этой работы с краской и кистью;
Ÿ в работе над аппликацией составлять целое изображение из частей.
Учебно-тематический план
Раздел |
Кол- во часов |
Краткое содержание раздела |
Требования к уровню подготовленности учащихся |
«Композиционная деятельность» |
13 |
Рисование на тему: «Деревья осенью. Дует ветер». Декоративная лепка (барельеф): «Избушка Бабы –Яги». Аппликация: «Баба-Яга». Аппликация:«Фантастическая сказочная птица». Декоративная лепка «Кувшин в виде поющего петуха». Рисование на тему «Новогодняя елка. Снегурочка. Дед Мороз у елки.». Рисование на тему «Елки в зимнем лесу. Зайки в лесу». Рисование на тему: «Ребята катаются с горы». Рисование на тему «Мой портрет (Это-Я)». Декоративное рисование «Полотенце» (узоры в полосе). Рисование на тему «Грузовик и автобус едут по улице города» |
Тематический словарь; знать основные требования к композиции изображения на листе бумаги; уметь размещать рисунок на изобразительной плоскости в зависимости от содержания рисунка или особенностей формы изображаемого предмета; уметь соотносить размер рисунка и величину листа бумаги; уметь изображать на листе бумаги предметы, соблюдая их пространственные отношения; уметь самостоятельно планировать свою изобразительную деятельность. |
«Восприятие и изображение формы предметов, пропорций, конструкции». |
13 |
Работа в технике аппликации над образом дерева (способ-обрыв кусков бумаги). Рисование с натуры листьев березы, дуба и кустарников в осенней окраске. Раскрашивание листьев березы, дуба и кустарников в технике «по-мокрому». Лепка: барельеф на картоне «Дерево на ветру». Рисование по памяти деревьев. Рисование с натуры кувшина. Декоративная лепка «Портрет человека»(мужчина, женщина). Аппликация на тему: «Портрет человека». Рисование фигуры человека, головы мужчины и женщины (простой карандаш). Аппликация: «Круглая салфетка». |
Тематический словарь; уметь рисовать простым карандашом волнистые, ломаные, прямые линии в разных направлениях, рисовать предметы простой формы с помощью опорных точек и тд.; изображать фигуру человека в лепке и в рисунке; изображать дома городского и деревенского типа; уметь соотносить форму предмета с геометрическими фигурами. |
«Восприятие цвета предметов и передача его в живописи» |
5 |
Рисование на тему: «Избушка на- курьих-ножках. Деревья в сказочном лесу». Раскрашивание акварелью рисунка «Мужчина и женщина». Рисование с натуры вылепленной игрушки «Лошадка». Рисование элементов росписи посуды Гжели. Рисование на тему: «Чебурашка» |
Тематический словарь; знать основные и составные цвета, уметь составлять цвета из основных цветов акварели, уметь различать основные и составные цвета, уметь работать цветными карандашами и краской. |
«Восприя-тие произведе-ний искусства». |
3 |
Беседы на темы : « Как и о чем создаются картины», «Как и о чем создаются скульптуры», «Знакомство с выразительными средствами сказочного изображения». |
Тематический словарь; уметь рассматривать картину, иллюстрацию, предмет народного творчества; уметь называть изображенные на картине предметы, их признаки, действия. |
Критерии и нормы оценок.
Критерии и нормы оценок определяются исходя из индивидуальных особенностей ребенка, его способности отражать в рисунке, пластике, а так же на основе проявленного интереса к каждой конкретной теме. Знания и умения оцениваются по результатам индивидуальной практической работы по 5 бальной системе.
При устной проверке знаний:
При оценке устных ответов по изобразительному искусству принимаются во внимание :
1. Правильность ответа по содержанию, свидетельствующего об осознанности усвоения изученного материала;
2. Полного ответа;
3. Умение практически применять свои знания; последовательность изложения и речевое оформление ответа.
«5» - ставится обучающемуся, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, умело пользуется речевым материалом. Умеет рассматривать произведения искусства, называть предмет, действие и признаки предмета.
«4» - ставится , если обучающийся дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности; делает некоторые ошибки в речи; умеет рассматривать произведения искусства, называть предмет, признаки предмета, действие.
«3» - ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок; затрудняется ответить на вопросы учителя; нуждается в постоянной помощи.
При выполнении практических и самостоятельных работ:
«5» - задание выполнено полностью и соответствует композиционным и др. требованиям. Ставится, если обучающийся самостоятельно выполняет работу, пользуется приемами, соблюдает последовательность при выполнении работы, умеет пользоваться инструментами.
«4» - ставится, если обучающийся выполняет работу в целом соответствующей с оценкой «5», но нарушает последовательность при выполнении работы и при помощи учителя. Имеют место случаи неправильного выполнения приемов на практике. Здание выполнено не в полном обьеме; неточно выполнены детали практического задания.
«3» - ставится, если обучающийся не умеет пользоваться навыками на практике. Работа на листе расположена неправильно, выполнена неаккуратно, с нарушением последовательности выполнения работы. Задание выполнено некачественно; не соблюдены требования к поставленному заданию.
Календарно-тематическое планирование
Общее количество часов - 34 часа.
В неделю - 1 час.
1 ЧЕТВЕРТЬ
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
Дата |
Связь с СБО |
Проф. ориентация |
1 |
Беседа на тему : « Как и о чем создаются картины» |
1 |
|
|
|
2 |
Рисование на тему: «Деревья осенью. Дует ветер» |
1 |
|
Восприятие произведений искусства. Знакомство с работой художника. |
Художник. |
3 |
Работа в технике аппликации над образом дерева (способ-обрыв кусков бумаги) |
1 |
|
Внешний вид деревьев своего региона. |
|
4 |
Рисование с натуры листьев березы, дуба и кустарников в осенней окраске. |
1 |
|
Деревья, листья деревьев. |
|
5 |
Раскрашивание листьев березы, дуба и кустарников в технике «по-мокрому» |
1 |
|
Деревья, листья деревьев. |
|
6 |
Лепка: барельеф на картоне «Дерево на ветру» |
2 |
|
Деревья. |
|
7 |
Рисование по памяти деревьев. |
1 |
|
|
|
8 |
Беседа на тему: «Как и о чем создаются скульптуры» |
1 |
|
|
|
|
ИТОГО: |
9 |
|
|
|
2 ЧЕТВЕРТЬ
1 |
Знакомство с выразительными средствами сказочного изображения. |
1 |
|
Выразительные средства сказочного изображения. |
|
2 |
Декоративная лепка (барельеф): «Избушка Бабы –Яги» |
1 |
|
Жилище. Внешний вид избушки. |
|
3 |
Аппликация: «Баба-Яга» |
1 |
|
|
|
4 |
Аппликация:«Фантастическая сказочная птица» |
1 |
|
Посуда. |
|
5 |
Рисование на тему: «Избушка на- курьих-ножках. Деревья в сказочном лесу» |
1 |
|
Подбор цветовых сочетаний при создании сказочных образов: добрые и злые. |
|
6 |
Декоративная лепка «Кувшин в виде поющего петуха» |
1 |
|
Посуда. |
|
7 |
Рисование с натуры кувшина. |
1 |
|
Посуда разной формы. |
|
8 |
Рисование на тему «Новогодняя елка. Снегурочка. Дед Мороз у елки.» |
1 |
|
|
|
|
ИТОГО: |
8 |
|
|
|
3 ЧЕТВЕРТЬ
1 |
Рисование на тему «Елки в зимнем лесу. Зайки в лесу» |
1 |
|
Зима. Лес зимой. |
|
2 |
Рисование на тему: «Ребята катаются с горы» |
1 |
|
Зима. Развлечения детей зимой. |
|
3 |
Декоративная лепка «Портрет человека»(мужчина, женщина) |
1 |
|
Человек. Лицо человека. |
|
4 |
Аппликация на тему: «Портрет человека» |
1 |
|
|
|
5 |
Рисование на тему «Мой портрет (Это-Я)» |
1 |
|
|
|
6 |
Рисование фигуры человека, головы мужчины и женщины (простой карандаш) |
1 |
|
|
|
7 |
Раскрашивание акварелью рисунка «Мужчина и женщина» |
1 |
|
Знакомство с искусством дымковских мастеров. |
|
8 |
Аппликация: «Круглая салфетка» |
1 |
|
|
|
9 |
Декоративное рисование «Полотенце» (узоры в полосе) |
1 |
|
Городецкая и косовская роспись. |
|
|
Всего: |
9 |
|
|
|
4 ЧЕТВЕРТЬ
1 |
Лепка барельефа «Лошадка» (по образцу каргопольской игрушки) |
1 |
|
Знакомство с искусством каргопольских мастеров. |
|
2 |
Рисование с натуры вылепленной игрушки «Лошадка» |
1 |
|
Знакомство с искусством каргопольских мастеров. |
|
3 |
Рисование элементов росписи посуды Гжели. |
1 |
|
Роспись посуды «Гжель». |
|
4 |
Аппликация с дорисовыванием «Чебурашка» |
1 |
|
|
|
5 |
Рисование на тему: «Чебурашка» |
1 |
|
|
|
6 |
Аппликация: «Улица города; дома, деревья, машины» |
1 |
|
Улица города. ПДД. |
|
7 |
Рисование на тему «Грузовик и автобус едут по улице города» |
2 |
|
Транспорт. ПДД. |
|
|
Всего: |
8 |
|
|
|
Дополнительная литература:
1. Грошенков И.А.. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Учебное пособие для учителя. М.: Академия, 2002. – 208с.
2. Грошенков И.А. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1993. – 175с.
3. Головина Т.Н.. Изобразительная деятельность учащихся во вспомогательной школе. М.: Педагогика, 1974. – 120с.
4. Перова В.Г.. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. М.: Просвещение. – 1983. – 208с.
5. Рау. М.Ю., Зыкова М.А. Изобразительное искусство в 3 классе. – М.: Просвещение, 2018г.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.