Пояснительная записка
Адаптированная образовательная рабочая программа по русскому языку (далее - Рабочая программа) разработана для учащихся 9 класса государственного казенного образовательного учреждения для обучающихся по адаптированным образовательным программам «Магаданский областной центр образования № 2». Рабочая программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, под редакцией И.М. Бгажноковой. (Москва «Просвещение» 2013 года).
Программа составлена на 2019-2020 учебный год и рассчитана на 102 часов, в том числе на контрольные и проверочные работы.
Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Адаптированной основной образовательной программе и учебному плану школы, и включает все темы, предусмотренные АООП по русскому языку.
В изменяющихся социально-экономических условиях для решения проблем социальной адаптации и интеграции детей с нарушениями интеллекта необходимо обновление содержания, форм и методов обучения. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Данная Рабочая программа позволяет:
· учитывать их возрастные, типологические и индивидуальные возможности, особые образовательные потребности;
· адаптировать содержание учебного материала, выделить необходимый и достаточный для освоения умственно отсталым учащимся 9 класса материал по русскому языку;
· определить содержание, объём, порядок изучения материала с учётом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса учащихся 9 класса.
Данная Рабочая программа разработана с целью создания условий для планирования, организации и управления образовательным процессом в рамках учебного курса «русский язык». Программа ставит целью общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Программа носит практическую направленность, тесно связана с другими учебными предметами, основами безопасности жизнедеятельности, социально – бытовой ориентировкой, профориентацией, учит использовать полученные знания в нестандартных ситуациях.
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект: учебник (Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская, Русский язык 9 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, Москва, «Просвещение», 2018 год).
Целью программы обучения является обеспечение языкового развития учащихся, формирование умений и навыков грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, умения свободно, правильно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни, как основным средством общения. Специальная задача – коррекции речи и мышления умственно отсталых школьников – является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений, навыков, воспитании личности.
Задачи программы обучения:
· освоение учащимися знаний элементарного курса грамматики русского языка;
· формирование у учащихся навыков грамотного письма, использования деловых бумаг в практической и трудовой деятельности;
· коррекция и развитие речи, мышления и других психических функций школьников с особыми образовательными потребностями в процессе формирования знаний, умений и навыков, в процессе воспитания личности;
· формирование умения правильно и последовательно излагать мысли в устной и письменной форме;
· развитие творческих способностей в процессе выполнения творческих и самостоятельных работ;
· формирование умения использовать приобретённые знания в повседневной жизни.
Данная программа ориентирована на состав 9-го класса. В классе обучаются ___ человек, которые усваивают учебный материал во II среднем уровне. Распределение учебного материала представлено с учётом познавательных возможностей учащихся и с опорой на актуальный уровень знаний и «зоны ближайшего развития» каждого ученика класса.
При отборе учебного материала учитывались разные возможности учащихся по усвоению знаний в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта. Предусмотрен дифференцированный и индивидуальный подходы к учащимся в обучении русскому языку.
Рабочая программа построена по концентрическому принципу, особенность которого состоит в расчленении сложных грамматических понятий и умений на их составляющие элементы. Данный принцип позволяет постепенно увеличивать количество связей, лежащих в основе понятия, расширять языковую и речевую базу для отработки умений и навыков, создаёт условия для постоянного повторения ранее усвоенного материала.
Подготовка подрастающего поколения к практической деятельности немыслима без овладения русским литературным языком. Для каждого человека, на каком бы участке ему не пришлось работать после окончания школы, знание русского языка, умение свободно выражать свои мысли просто необходимо. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачей информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры.
Русский язык – это родной язык русского народа, государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения, консолидации и единения народов России, основа формирования гражданской идентичности и толерантности в поликультурном обществе.
Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации – это те характеристики личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения подростка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиции моральных норм.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности, русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей школьников, развивает их абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Данная Рабочая программа имеет коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности.
Во взаимообусловленном решении этих задач строится содержательная часть программы. Первостепенное внимание уделяется таким синтаксическим структурам, как предложение и текст, обеспечивающим реализацию коммуникативной функции речи и возможность развернуто выражать мысли, точнее понимать высказывания других.
Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.
В программе структурно выделяются разделы: «Грамматика, правописание, развитие речи». Названные разделы включают учебные темы, а также перечень умений, которыми должны овладеть учащиеся к концу каждого года обучения.
Коммуникативно - речевой подход к обучению языку не может быть обеспечен без освоения языковедческого материала, так как языковая и речевая деятельность взаимозависимы. Реализация названного подхода предполагает некоторое смещение акцентов при обучении русскому языку детей с умственной недостаточностью. Работа над усвоением грамматических категорий и орфографических правил реализуется в процессе формирования собственно речевых умений и навыков. Большое значение приобретает не столько запоминание грамматической теории и орфографических правил, сколько умение применять изученный грамматико-орфографический материал.
Изучая тему «Слово», учащиеся овладевают законами образования слов, подбирают однокоренные слова, наблюдают за единообразным написанием гласных и согласных в корне слова, а затем в приставках и суффиксах. Учащиеся группируют слова по различным грамматическим признакам: предметность, действие, количество; по их лексическому значению.
Каждая тема, связанная с усвоением частей речи, включает работу по дифференциации грамматических и семантических признаков, что создаёт условия для предупреждения ошибок в смешении грамматических категорий, в их правильном использовании в речи.
В программе большое место отводится работе со словосочетанием: составлению словосочетания различных форм (красивое платье, писать письмо, играть на гитаре, весело смеяться), подбору словосочетаний с прямым и переносным значением (прямая дорога – прямой характер), поиску синонимичных пар (вишневый сок и сок из вишни), умению использовать словосочетания в качестве строительного материала целостной структуры предложения.
Коммуникативно-речевая направленность обучения русскому языку наиболее полно реализуется в теме «Предложение». У учащихся совершенствуется умение строить непохожие по структуре предложения, правильно использовать их в разных стилях речи. Особое внимание следует уделить точному интонированию предложений, выделению в них логического центра. Учащиеся наблюдают за изменением смысла высказывания в зависимости от переноса логического ударения с одного слова на другое, учатся выражать одну и ту же мысль разными по структуре предложениями, упражняются в чтении и составлении диалогов с опорой на картинку, на текст.
С помощью осваиваемых языковых средств (части речи, словосочетание, предложение) старшеклассники обучаются конструировать разнообразные тексты. Через все разделы программы проходит тема ознакомления учеников с некоторыми закономерностями построения монологического высказывания.
Разнообразные виды работ на уроках связной письменной речи, которые рекомендуется проводить один раз в месяц, выделены в самостоятельный раздел.
«Деловое письмо» как область применения письменных речевых навыков, способствующих укреплению межличностных связей в различных жизненных ситуациях, занимает особое место в обучении русскому языку детей с нарушениями интеллекта. В связи с этим в программе выделяются специальные уроки делового письма, на которых учащиеся знакомятся с различными видам деловых бумаг, их назначением, применением, структурным содержанием, овладевают тематическим словарём и выполняют разнообразные практические упражнения: от простого подражания образцу до серьёзного тренинга, максимально приближенного к реальным ситуациям.
Приоритеты речевой деятельности над собственно языковой потребовали некоторых изменений в содержании грамматического и орфографического материала для более адекватного приближения к речевой практике. С этой целью большое внимание уделяется значению языковых единиц, их правильному употреблению в речи. Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний. В частности, проверка орфограмм подчиняется единому принципу: нахождение проверочных слов, где орфограмма находится в сильной позиции.
Основными методами обучения являются:
Словесные методы: рассказ (используется при объяснении материала, учащиеся получают полную информацию о новых незнакомых понятиях); беседа (используется при выяснении уровня знаний обучающихся); объяснение (используется для раскрытия причинно-следственных связей). Словесные методы способствуют развитию и коррекции активного словаря, логического мышления школьников и позволяют передать больший объём информации в короткие сроки.
Наглядные методы: демонстрация и показ наглядных пособий (развивают зрительную память школьников, способствуют более полному восприятию информации). Применение наглядных методов развивает активность, интерес обучающихся с легкой степенью умственной отсталости к изучаемому материалу.
Практические методы: упражнения, карточки, тесты (способствуют формированию навыка орфографического письма, орфографической зоркости, практических умений грамматического анализа).
Программа предусматривает различные формы организации образовательного процесса: коллективная форма, групповая форма и индивидуальная работа.
Содержание образовательной программы
Предложение. Текст. Простое и сложное предложения. Их использование в текстах с элементами рассуждения («Какие качества ты ценишь в людях и почему», «Как ты хочешь достичь успеха в жизни», «Что ты собираешься делать после окончания школы»).
Простое и сложное предложения в деловых бумагах (заявление, расписка, доверенность). Решение орфографических задач в процессе работы над текстом.
Исправления в тексте (правильность построения простых и сложных предложений), устранение других недочетов.
Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Сравнение планов ко всем типам текстов. Составление любого типа текста с использованием простых и сложных предложений с опорой на план, картину, схему, наблюдения. Включение образных слов и выражений.
Звуковая характеристика языка. Соответствие и несоответствие произношения написанию слова. Общий способ решения орфографических задач. Употребление разделительных ъ и ь знаков в словах.
Слово. Текст. Состав слова. Способы образования слов с помощью приставок и суффиксов. Подбор однокоренных слов. Сложные слова с соединительными гласными и без них (сбербанк, видеомагнитофон). Сложносокращенные слова (НТВ, АТС). Правописание приставок без- (бес-), воз- (вос-), из- (ис-), раз- (рас)в зависимости от произношения (как слышим, так и пишем).
Составление текстов повествовательного и описательного характера по коллективно составленному плану. Решение орфографических задач в процессе работы над текстом. Повторение способов проверки орфограмм.
Части речи. Выделение знакомых частей речи из текстов книг по различным учебным предметам с доказательством (с опорой на таблицу или без нее). Образование различных частей речи с помощью суффиксов (лапа—лапочка, пожар — пожарник, сила – сильный, бурить – бурильщик).
Имя существительное. Смысловые группы имен существительных: профессии людей, их возраст, состояние, черты характера. Составление словосочетаний существительного с существительным. Определение падежа и окончания зависимого слова.
Несклоняемые имена существительные. Определение их рода. Согласование прилагательного и глагола прошедшего времени с несклоняемыми существительными. Тематический подбор несклоняемых имен существительных. Составление рассказа по опорным словам. Написание деловых бумаг (доверенности, заявления), заполнение почтового перевода. Правильное употребление имен собственных в косвенных падежах (Василию, Марии).
Имя прилагательное. Согласование прилагательного с именами существительными в роде, числе и падеже. Правописание падежных окончаний имен прилагательных.
Подбор лексического материала (словосочетаний существительных с прилагательными) для составления портретной характеристики с опорой на картину известного художника или литературное произведение. Определение типа предполагаемого текста (повествование, описание, рассуждение). Имена прилагательные на -ий, -ья, -ье. Упражнение в их правописании.
Местоимение. Правописание личных местоимений с предлогами.
Исправление в тексте. Правильное использование местоимений в качестве средств связи предложений в тексте. Глагол. Лексические группы глаголов, обозначающих состояние, речемыслительные процессы, настроение, цвет, звучание и др. Составление словосочетаний с переносным значением для описания пейзажа.
Трудные случаи правописания глаголов: глаголы неопределенной формы на -чь, различение глаголов на -тся и -ться и написание глаголов 2-го лица единственного числа.
Глаголы I и II спряжения с ударным (произносим – слышим – пишем) и безударным (запоминаем – сверяем по таблице и по школьному орфографическому словарю) окончанием.
Повелительная форма глагола в просьбах, приказаниях, инструкциях.
Составление текстов повествовательного характера с опорой на глагольную лексику и серию сюжетных картинок (возможно, комиксы). Использование образных средств языка, решение орфографических задач.
Наречие. Значение и вопросы для выделения наречия как части речи. Его неизменяемость. Составление словосочетаний глаголов с наречиями для описания места, пейзажа, характера человека. Наречия, характеризующие глаголы речи в диалоге (весело сказал, удивленно спросил, испуганно прошептал и т.д.). Правильное интонирование диалогов с ориентировкой на глагол и наречие.
Правописание наречий на -а и -о с проверкой их именем существительным (с окна, на окно, слева, направо). Использование наречий в текстах-рассуждениях (отзывы на книгу, на просмотренную телепередачу).
Имя числительное. Количественные и порядковые числительные. Употребление числительных в деловых бумагах. Написание заявления, расписки, доверенности с использованием имен числительных.
Предложение. Образование различных словосочетаний: глагол и наречие, глагол и существительное, существительное и существительное, прилагательное и существительное. Простое и сложное предложения с союзами и, а, но, что, чтобы, потому что, когда и союзным словом который. Построение схем этих предложений. Выделение главных и второстепенных членов предложения. Использование простых и сложных предложений в различных типах текстов: повествовании, описании, рассуждении. Определение типов текстов по началу, его развертывание. Составление текстов на основе данного заглавия (например: «Как я удил рыбу», «Как надо удить рыбу», «Почему полезен этот вид отдыха»).
Составление диалогов с опорой на ситуацию, тему, картину, прочитанное произведение, практическую деятельность. Выделение вопросительных, восклицательных и повествовательных предложений. Правильное их интонирование в диалоге. Работа с неполными диалогами. Полное и краткое изложение темы. Составление телеграммы.
Исправление текстов, составленных учащимися в течение года (нарушение логики изложения, искажение фактов, последовательность их изложения; неточный подбор слов, нарушение границ предложений, неправильная структура предложений, грамматические и орфографические ошибки).
Повторение. Деловое письмо. Объявление, записки, объяснительная записка, заявление.
Доверенность: текст доверенности, её структурные части. Правильное расположение реквизитов делового письма. Тематический словарь.
Автобиография составление автобиографии из отдельных структурных частей. Составление автобиографий по образцу, вопросам и самостоятельно.
Анкета: заполнение бланков и внесение автобиографических данных в различные документы.
Связная речь
Изложение текста (художественное описание) с предварительной отработкой всех его компонентов. Использование образных средств языка.
Составление автобиографии по данному плану.
Сочинение повествовательного характера с опорой на серию сюжетных картинок (комиксов) с предварительной отработкой сюжета словаря.
Описание характера героя на материале уроков чтения с предварительной отработкой этого материала.
Сочинение-повествование по картине известного художника. Предварительная отработка плана и словаря к каждому пункту плана.
Сочинение по картине с изображением пейзажа. Составление плана описания, подбор образных средств языка.
Сочинение с элементами рассуждения. Предварительная отработка плана и словаря.
Сочинение творческого характера (например: «Мой лучший друг (подруга)», «Моя цель в жизни» и т.д.).
СЛОВАРЬ: автобиография, авторитет, администратор, ансамбль, аттестат, безопасность, биография, благодаря (чему), бюллетень, бухгалтер, бухгалтерия, великодушный, видеомагнитофон, демократия, депозит, диагноз, досуг, дубликат, живопись, жюри, забастовка, за счет, иждивенец, избиратель, карикатура, комиссия, компьютер, малодушный, население, общежитие, организация, парламент, правонарушение, православный, предприниматель, путешествие, религия, религиозный, сбербанк, свидетельство, совершеннолетний, торжественный, увлечение, фермер, характеристика (45 слов).
Планируемые результаты
По окончании 9 класса планируется овладение учащимися следующих знаний и умений.
Учащиеся должны:
· писать под диктовку текст с изученными орфограммами после предварительного разбора;
· пользоваться школьным орфографическим словарём;
· решать орфографические задачи, опираясь на схему;
· составлять короткие тексты по плану, опорным словам по картине ( 40-45 слов);
· составлять простые и сложные предложения, опираясь на схему, картину, собственный опыт ( с помощью учителя);
· называть и различать части речи;
· принимать участие в составлении плана и отборе речевого материала для создания текста;
· оформлять деловые бумаги с опорой на образец (под руководством учителя).
Учебно-тематический план.
Раздел |
Кол- во часов |
Краткое содержание раздела |
Требования к уровню подготовленности учащихся |
|
||
Предложение (повторение) |
5 |
1. Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Распространённые и нераспространённые члены предложения. Однородные члены предложения. Обращение. Сложное предложение с союзами и без союзов. Знаки препинания в простом и сложном предложении. |
Уметь: определять структурный тип предложения по количеству грамматических основ, выделять главные и второстепенные членя предложения, составлять схемы предложений. |
|
||
Слово. Состав слова |
11 |
Разбор слова по составу. Орфограммы в корне. Правописание гласных и согласных в приставках. Образование слов с помощью суффиксов и приставок. Сложные слова. Сложно сокращённые слова. |
Знать: значимые части слова, правило правописания орфограмм в корне, правило правописания приставок. Уметь: разбирать слово по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов, составлять сложные слова, объяснять значения сложно сокращённых слов. |
|
||
Части речи. Существительное |
15 |
Роль существительного в речи. Грамматические признаки существительных. Существительные, близкие и противоположные по значению. Склонение имён существительных. Правописание безударных окончаний существительных. Существительные с шипящей на конце. Несклоняемые. |
Знать: грамматические признаки существительного, типы склонения, правила правописания имён существительных с шипящей на конце, правило проверки безударных окончаний имён существительных. Уметь: распознавать имена собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые, объяснять правописание существительных с шипящей на конце. Уметь с помощью: определять тип склонения имени существительного, производить морфологический разбор существительного. |
|
||
|
|
|||||
Прилагательное |
12 |
Роль в речи. Употребление прилагательных в прямом и переносном значении. Связь имени прилагательного с именем существительным. Согласование в роде, числе и падеже. Падежные окончания имён прилагательных. Правописание прилагательных «ИЙ», «ЬЯ», «ЬЕ», «ЬИ». Роль прилагательных в описании предмета, места. |
Знать: грамматические признаки прилагательных, правило правописания падежных окончаний. Уметь: относить слово к определённой части речи, ставить вопрос к имени прилагательному, определять род, число, падеж имени прилагательного по существительному, выделять окончания имён прилагательных, с помощью учителя производить морфологический разбор и использовать имена прилагательные в описании предмета и места. |
|
||
Местоимение |
10 |
Роль местоимения в речи. Лицо и число местоимений. Склонение местоимений. Правописание местоимений с предлогами. Правописание местоимений третьего лица. Использование местоимений в тексте. |
Знать: грамматические признаки местоимений, правило правописания местоимений с предлогами, особенности правописания местоимений третьего лица. Уметь: с помощью учителя дифференцировать местоимения по лицам и числам, склонять местоимения, применять правило правописания, заменять местоимениями повторяющиеся существительные в тексте. |
|
||
Глагол |
18 |
Роль глагола в речи. Лексическое значение глагола. Грамматические признаки глагола. Глаголы , близкие по значению. Употребление глаголов в прямом и переносном значении. Неопределённая форма глагола. Частица «НЕ» с глаголами. Изменение глаголов по лицам и числам. Правописание глаголов 2-го лица единственного числа. Глаголы в повелительной форме. Мягкий знак в глагольных формах. |
Знать: грамматические признаки глаголов, правило правописания «ТСЯ» и «ТЬСЯ» в глаголах, правило правописания глаголов второго лица, единственного числа, синтаксическую роль глагола. Уметь: определять время, лицо, число глаголов, согласовывать глаголы прошедшего времени с именами существительного в роде и числе, писать глаголы с частицей «НЕ», применять правила правописание глаголов с «Ь» знаком. Уметь с помощью: подбирать семантические группы глаголов и использовать глаголы в тексте – повествовании. |
|
||
Наречие. |
10 |
Наречие как часть речи. Виды наречий. Наречия, противоположные и близкие по значению. Употребление наречий с глаголами, обозначающими речевую деятельность. Употребление сочетаний наречий с глаголами в прямом и переносном значениях. Правописание наречий с «О» и «А» на конце. |
Знать: грамматические признаки наречий, значение наречий, правило правописаний наречий на «О» и «А». Уметь с помощью: относить слово к определённой части речи, находить наречие в предложении, ставить вопрос от глагола к наречию, указывать значения наречия, объяснять правописания «О» и «А» на конце наречия. |
|||
Имя числительное |
10 |
Числительное как часть речи. Количественные и порядковые числительные. Различение числительных с мягким знаком на конце и в середине слова. Правописание числительных от «5» до «20»; от «50» и «80»; от «500» и «900»; «90», «200», «300», «400» |
Знать: грамматические признаки имён числительных, правило правописания мягкого знака в числительных, изменение числительных по вопросам. Уметь: ставить вопрос к числительному, дифференцировать числительные по разрядам, применять правило правописания «Ь» в числительных. Уметь с помощью: использовать числительные в различных видах текстов. |
|||
Предложение |
11 |
Простое предложение. Виды простых предложений. Запятая в простом предложении. Сложное предложение. Структура сложного предложения. Сложные предложения с союзами «И», «А», «НО» и без них. Сложные предложения со словами «КОГДА», «ГДЕ», «ЧТОБЫ», «ЧТО», «ПОТОМУ ЧТО». Союз в простых и в сложных предложениях. |
Знать: главные и второстепенные члены предложения, роль главных членов предложений, особенности однородных членов предложений, правило постановки запятой в простом и сложном предложении, правило постановки знаков препинания при прямой речи. Уметь: выделять главные и второстепенные члены предложения, определять однородные члены предложения, указывать, какими частями речи они выражены, различать структуру простого и сложного предложения, находить в тексте предложения с прямой речью. Уметь с помощью: осуществлять синтаксический разбор предложения, объяснять постановку знаков препинаний. |
|||
Практическая часть
№ |
Контрольные работы |
Дата |
I четверть |
||
1 |
Контрольная работа: «Имя существительное» |
|
2 |
Сочинение с элементами рассуждения по плану. |
|
II четверть |
||
3 |
Самостоятельная работа по теме: «Имя прилагательное» |
|
4 |
Контрольная работа за II четверть. |
|
III четверть |
||
5 |
Сочинение по картинке. |
|
6 |
Контрольная работа по теме: «Глагол» |
|
7 |
Сочинение-повествование по картине и заданному плану. |
|
8 |
Контрольная работа по теме: «Наречие» |
|
IV четверть |
||
9 |
Сочинение по картине, данному плану и опорным словам. |
|
10 |
Самостоятельная работа по теме: «Части речи» |
|
11 |
Сочинение-рассуждение. |
|
12 |
Контрольная работа за год. |
|
13 |
Изложение. |
|
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся
Оценка знаний учащихся осуществляется по результатам повседневных письменных работ учащихся, текущих и итоговых контрольных работ.
Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы, к которым относятся упражнения, выполняемые в целях тренировки по учебнику, по карточкам, по заданиям на доске, предупредительные, объяснительные и иные диктанты неконтрольного характера, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д.
При небрежном выполнении письменных работ, большом количестве исправлений, искажений в начертании букв и их соединений оценка снижается на один балл, если это не связано с нарушением моторики у детей.
Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий). Основные виды контрольных работ – списывание и диктанты.
В числе видов грамматического разбора следует использовать задания на опознание орфограмм, определение частей слова, частей речи, членов предложения на основе установления связи слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий должно быть связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.
Текст диктанта может быть связным или состоять из отдельных предложений. Следует избегать включения в текст диктанта слов на правила, которые в данном классе еще не изучались. Если такие слова встречаются, их надо записывать на доске или проговорить, выделив орфограмму, указать на раздельное или слитное написание слов и словосочетаний, правильную постановку знаков препинания. По содержанию и конструкции предложений тексты должны быть понятными учащимся.
Контрольные диктанты должны содержать 3-4 орфограммы на каждое проверяемое правило. Количество орфограмм должно составлять не менее 50% от числа слов текста.
Примерный объём текстов контрольных работ в девятом классе – 80 слов. Учёту подлежат все слова, в том числе предлоги, союзы, частицы. При проведении контрольного списывания с грамматическим заданием объём текста следует уменьшить. Проведение контрольных диктантов с дополнительными грамматическими и другими заданиями в коррекционной школе VIII вида не рекомендуется.
Дети, которые занимаются с логопедом, не освобождаются от написания контрольных диктантов в классе. Оцениваются такие работы в зависимости от индивидуального продвижения детей.
Контрольные работы оцениваются с учётом индивидуальных особенностей усвоения учебного материала каждым таким учеником.
При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:
Оценка «5» ставится за работу, написанную без ошибок.
Оценка «4» ставится за работу с 1-2 ошибками.
Оценка «3» ставится за работу с 3-5 ошибками.
Оценка «2» ставится за работу, в которой допущено 6-8 ошибок.
Ошибки на не пройденные правила правописания не учитываются. За одну ошибку в диктанте считается:
а) повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «лыжи» дважды написано на конце «ы»). Если же подобная ошибка на это же правило встречается в другом слове, она учитывается.
б) две негрубые ошибки. Негрубыми считаются следующие ошибки:
· повторение одной и той же буквы (например, «поoсуда»);
· недописывание слов;
· пропуск одной части слова при переносе;
· повторное написание одного и того же слова в предложении.
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма, следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими ошибками являются ошибки на замену согласных, а у детей с тяжелыми нарушениями речи – искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки все однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.
При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормативами:
Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил, умеет применить свои знания в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает 1-2 исправления.
Оценка «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя и допускает 2-3 ошибки.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.
Изложения и сочинения
Изложения и сочинения в коррекционной школе могут быть только обучающего характера. При проведении изложения учитель должен тщательно отбирать материал, учитывая тему рассказа, его объём, трудности в содержании синтаксических конструкций, словаря и орфографии. В девятом классе – 80 слов. Изложения пишутся по готовому плану или составленному коллективно под руководством учителя.
При оценке изложений и сочинений учитываются правильность, полнота и последовательность передачи содержания.
При проверке изложений и сочинений выводится одна общая оценка, охватывающая все стороны данной работы.
Оценка «5» ставится ученику за правильное, полное, последовательное изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употреблении слов; допускаются 1-2 орфографические ошибки.
Оценка «4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений авторского текста (темы) с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в построении предложения, допускается 3-4 орфографические ошибки.
Оценка «3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского текста (темы), с 2-3 ошибками в построении предложения и употреблении слов, влияющих на понимание основного смысла, 5-6 орфографическими ошибками.
Оценка «2» ставится за изложение (сочинение), в котором имеются значительные отступления от авторского текста (тема не раскрыта), имеется более 4 ошибок в построении предложений и употреблении слов, более 6 орфографических ошибок.
Перед написанием изложений и сочинений должна быть проведена подготовительная работа. На самом уроке трудные в отношении орфографии слова выписываются на доске; учащимся разрешается пользоваться орфографическим словарём, обращаться к учителю.
В исключительных случаях, когда в основном при правильной, последовательной передаче содержания допущено 7 и более орфографических ошибок, возможно выставить две оценки – за грамотность и изложение содержания.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Название основной темы |
Кол-во часов |
Тема СБО |
Профориента-ция |
Дата |
І Повторение |
|||||
1. |
Предложение. Однородные члены предложения. |
1 |
|
|
|
2. |
Сложные предложение. |
1 |
Жилище |
Дизайнер |
|
3. |
Распространение предложений. |
1 |
Культура общения |
Орнитолог |
|
4. |
Составление сложных предложений. |
1 |
|
|
|
5. |
Обобщающие упражнения |
1 |
Культура общения |
Ювелир |
|
6. |
Состав слова. Текст. Корень. |
1 |
|
|
|
7. |
Образование слов с помощью суффиксов. |
1 |
Питание |
|
|
8. |
Образование слов с помощью приставок. |
1 |
|
|
|
9. |
Правописание в корне и приставке. |
1 |
|
|
|
10. |
Сложные слова. |
1 |
Культура делового общения |
Поиск работы по объявлению |
|
11. |
Сложносокращенные слова. |
1 |
|
|
|
12. |
Состав слова. Закрепление знаний. |
1 |
|
|
|
13. |
Сочинение с элементами рассуждения по заданному плану. |
1 |
|
||
14. |
Части речи. Существительное. |
1 |
Культура поведения |
Офицер |
|
15. |
Значение предметности. |
1 |
|
|
|
16. |
Существительные, близкие и противоположные по значению. |
1 |
Культура общения |
Полководец. Юморист, сатирик |
|
17. |
Существительные, обозначающие черты характера. |
1 |
|
|
|
18. |
Использование существительных для сравнения одного предмета с другим. |
1 |
|
|
|
19. |
Склонение существительных в единственном и множественном числе. |
1 |
Христианские традиции, семейные реликвии |
|
|
20. |
Правописание безударных окончаний существительных. |
1 |
|
|
|
21. |
Знакомство с несклоняемыми существительными. |
1 |
|
|
|
22. |
Сочетание прилагательных с несклоняемыми существительными. |
1 |
|
|
|
23. |
Употребление глаголов в прошедшем времени с несклоняемыми существительными. |
1 |
|
|
|
24. |
Контрольная работа за 1 четверть. |
1 |
|
|
|
|
Всего: |
24 |
|
|
|
ІІ четверть |
|||||
І |
Части речи |
|
|
|
|
1. |
Имя существительное. Закрепление. |
1 |
Культура общения. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями |
Музыкант |
|
2. |
Обобщающие упражнения. |
1 |
Семья. Семейный уклад |
Учитель |
|
3. |
Прилагательное. |
1 |
|
|
|
4. |
Значение признака предмета. |
1 |
Культура эмоций |
Художник-пейзажист |
|
5. |
Употребление прилагательных в прямом и переносном значении. |
1 |
|
|
|
6. |
Согласование прилагательных с существительными. |
1 |
|
|
|
7. |
Правописание падежных окончаний прилагательных. |
1 |
Одежда |
|
|
8. |
Прилагательные на –ИЙ, -ЬЕ, ЬЯ, ЬИ |
1 |
|
Корреспондент, журналист, редактор, юнкор |
|
9. |
Склонение прилагательных в мужском и среднем роде на –ИЙ, -ЬЕ. |
1 |
|
|
|
10. |
Склонение прилагательных в женском роде на –ЬЯ. |
1 |
Культура общения. Толерантность |
|
|
11. |
Склонение прилагательных во множественном числе на –ЬИ. |
1 |
Христианские традиции, обряды |
|
|
12-13 |
Склонение прилагательных. |
2 |
Культура чувств |
Географ |
|
14. |
Самостоятельная работа по теме: «Имя прилагательное» |
1 |
Исторические и культурные памятники |
Полководец |
|
15. |
Местоимение. |
1 |
|
|
|
16. |
Значение местоимений в речи. |
1 |
|
Работник заповедника |
|
17. |
Употребление местоимений в тексте. |
1 |
|
|
|
18. |
Лицо и число местоимений. |
1 |
Культура делового общения |
|
|
19. |
Изменение местоимений по падежам. |
1 |
|
|
|
20. |
Правописание местоимений с предлогами. |
1 |
|
|
|
21. |
Правописание местоимений 3-го лица. |
1 |
|
|
|
22. |
Контрольная работа за 2 четверть. |
1 |
Культура диалога |
|
|
|
Всего: |
22 |
|
|
|
ІІІ четверть |
|||||
1. |
Местоимение. |
1 |
Культура отношений |
|
|
2. |
Обобщающие упражнения. |
1 |
|
|
|
3. |
Глагол. Значение действия глагола. |
1 |
|
|
|
4. |
Глаголы , близкие по значению. |
1 |
Дружеские связи |
Поэт |
|
5. |
Использование глаголов для выражения сравнения. |
1 |
Средства связи |
Почтальон |
|
6. |
Употребление глаголов в прямом и переносном значении. |
1 |
|
|
|
7. |
Употребление глаголов со значением отрицания. |
1 |
|
|
|
8. |
Выделение глаголов в неопределенной форме. |
1 |
Культура поведения |
|
|
9. |
Правописание глаголов в неопределенной форме. |
1 |
|
|
|
10. |
Различение глаголов по лицам и числам. |
1 |
|
|
|
11. |
Сочинение по картинке. |
1 |
|
|
|
12 |
Изменение формы лица и числа глаголов. |
1 |
ЗОЖ |
|
|
13. |
Правописание глаголов 2-го лица единственного числа. |
1 |
Питание |
Диетолог |
|
14. |
Знакомство с повелительной формой глаголов. |
1 |
Воспитание детей в семье. Средства массовой информации. Телевидение |
Тележурналист, редактор, ведущий |
|
15-16 |
Правописание глаголов в повелительной форме. |
2 |
|
|
|
17. |
Использование в речи глаголов в повелительной форме. |
1 |
Культура общения: прием гостей |
|
|
18. |
Правописание глаголов. |
1 |
|
|
|
19. |
Глагол. Закрепление. |
1 |
Культура делового общения |
|
|
20. |
Контрольная работа по теме «Глагол» |
1 |
|
|
|
21. |
Наречие как часть речи. |
1 |
|
|
|
22. |
Наречия, противоположные и близкие по значению. |
1 |
Христианские традиции |
|
|
23. |
Употребление наречий с глаголами, обозначающими речевую деятельность. |
1 |
Народные придания |
|
|
24. |
Употребление сочетаний наречий с глаголами в прямом и переносном значениях. |
1 |
Медицинская помощь. Уход за больным в домашних условиях |
Младший мед. персонал |
|
25-26 |
Наблюдение за правописанием наречий с гласными а и о на конце. |
2 |
Правила поведения. |
|
|
27. |
Различение наречий и прилагательных. |
1 |
Охрана природы. |
|
|
28. |
Наречие. Закрепление. |
1 |
|
|
|
29. |
Сочинение-повествование по картине и заданному плану. |
1 |
|
|
|
30. |
Контрольная работа за 3 четверть. |
1 |
|
|
|
|
Всего: |
30 |
|
|
|
ІV четверть |
|||||
1. |
Имя числительное как часть речи |
1 |
Культура поведения |
|
|
2. |
Простые и составные числительные. |
1 |
|
|
|
3. |
Словосочетания с числительными. |
1 |
|
|
|
4. |
Правописание числительных от 5 до 20 и 30 |
1 |
|
|
|
5. |
Правописание числительных от 50 до 80, от 500 до 900. |
1 |
Культура делового общения |
|
|
6. |
Различение числительных с мягким знаком на конце и в середине слова. |
1 |
|
|
|
7. |
Правописание числительных 90,200,300,400 |
1 |
|
|
|
8. |
Числительное. Закрепление. |
1 |
|
|
|
9. |
Сочинение по картине, данному плану и опорным словам |
1 |
|
|
|
10. |
Самостоятельная работа по теме «Части речи» |
1 |
|
|
|
11. |
Предложение. Различение простых и сложных предложений. |
1 |
Транспорт |
Машинист, проводник |
|
12. |
Союз и в простых и сложных предложениях. |
1 |
Духовные традиции русского народа. Культура поведения: достоинство женщин |
Купец, торговец, предпринима-тель |
|
13. |
Сложные предложения с союзом что |
1 |
|
|
|
14. |
Сложные предложения с союзом чтобы. |
1 |
|
|
|
15. |
Сложные предложения с союзом потому что. |
1 |
Национальности. Толерантность. Природа. |
|
|
16. |
Сложные предложения с союзом когда. |
1 |
|
|
|
17. |
Сложные предложения. Закрепление. |
1 |
|
Стекольщик. |
|
18. |
Предложение. Закрепление. |
1 |
ВОВ. Патриотизм. |
|
|
19. |
Обобщающие упражнения |
1 |
Образ жизни: вредные привычки и здоровье |
|
|
20. |
Сочинение-рассуждение |
1 |
|
|
|
21. |
Контрольная работа за год |
1 |
|
|
|
22-26 |
Повторение пройденного за год: Части речи. Изложение текста. Сочетания прилагательных с существительными. |
2 1 2 |
Культура общения. Вежливость |
|
|
|
Всего: |
26 |
|
|
|
Список литературы
1. Аксёнова А.К., Методика обучения русскому языку в специальной коррекционной школе VIII вида. Учебник для Вузов. Москва. «Владос», 2002 г. – 320 с.
2. Бакулина Г.А. «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроке русского языка» Москва. «Владос» 2001 г.
3. Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. «Рабочая тетрадь по русскому языку для 5-9 классов» (1-4 часть), Москва, «Просвещение» 2004 г.
4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 12-ти томах. – М.: Мир книги, 2003.
5. Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы 8 вида. 5-7 классы: пособие для учителя/ сост. Е.Я. Кудрявцева. – М.: Гуманитарн. Изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 144с.
6. Зикеев А.Г. «Практическая грамматика на уроках русского языка», (1-4 часть). Москва «Владос» 2001 г.
7. Канакина В.П. «Учусь работать самостоятельно. Дидактический материал к урокам русского языка в начальной классах» Москва. «Новая школа», 1996 г.
8. Методика преподавания русского языка для детей с нарушениями интеллекта: учебник для студентов пед. Вузов/ А.К.Аксёнова, С.Ю.Ильина. – М.: Просвещение, 2011. – 335с.
9. Организация внеклассной работы по русскому языку: пособие для учителя. – М.: Владос, 2000. – 184с.
10. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида: пособие для учителя/ А.К.Аксенова, Н.Г. Галунчикова. – М.: Просвещение, 2004. – 143с.
11. Розе Т.В. Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка для детей. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. - 224с.
Шехирова А.М. «Деловое письмо». Тетрадь по русскому языку и развитию речи для учащихся 5-9 классов специальных коррекционных образовательных учреждениях VIII вида. Москва. «Владос
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.