Министерство образования и наук Алтайского края Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Петровская общеобразовательная школа-интернат»
РАССМОТРЕНО МО учителей начальных классов Протокол № __ от ________
|
УТВЕРЖДЕНО Директор КГБОУ «Петровская общеобразовательная школа – интернат» Комарова О.Л. приказом от _______ № ___
|
АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«Речевая практика»
ДЛЯ 1 КЛАССА
НА 2022 – 2023 УЧЕБНЫЙ ГОД.
Разработчик: Хуснулина Е.А.,
учитель начальных классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» разработана на основе:
· Федерального Государственного Образовательного стандарта образование обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
· адаптированной основной общеобразовательной программы КГБОУ «Петровская общеобразовательная школа –интернат»;
· Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (подготовительный и 1-4 классы) под редакцией В.В. Воронковой
· учебного плана образовательного учреждения.
· Учебно-методические пособия:
· С. В. Комарова. Речевая практика. 1 класс. Учебник. Изд. М.-: Посвящение, 2018.
· С. В. Комарова. Речевая практика. 1 класс. Рабочая тетрадь (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) ФГОС изд. М.-: Посвящение, 2018.
На специальных уроках обучающиеся не только формируют правильное восприятие и произношение звуков, осуществляют усвоение звуковой структуры слова и развитие первоначального навыка звукового анализа, формируют основу для овладения грамотой, грамматикой, правописанием и чтением, нормах общения, но и получают практическую речевую подготовку. Они приучаются наблюдать, анализировать и обобщать различные процессы языковой действительности. На уроках ведётся работа по развитию диалогической и монологической форм речи, происходит обогащение и уточнение словарного запаса и практическое овладение основными закономерностями грамматического строя языка. Формируется позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. Важность данного курса состоит в том, что в результате его освоения обеспечивается адаптация к окружающей действительности, социализация в современном обществе.
Цель: создать условия для развития речевой коммуникации учащихся с интеллектуальной недостаточностью как способности использовать вербальные и невербальные средства для общения с окружающими людьми в различных ситуациях.
Задачи:
· способствовать совершенствованию речевого опыта;
· корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей;
· формировать выразительную сторону речи;
· учит строить устные связные высказывания;
· воспитывать культуру речевого общения.
Технологии:
· игровые,
· здоровьесберегающие,
· личностно – ориентированное обучение,
· проблемное обучение,
· развивающее обучение,
· дифференцированное обучение,
Методы
· словесные (беседы, рассказы, объяснения, работа с книгой и иллюстрациями),
· наглядные (наблюдения, демонстрация),
· практические (упражнения, самостоятельные, практические работы, экскурсии).
Формы обучения:
· По охвату детей в процессе обучения (коллективные; групповые; индивидуальные).
· По месту организации (школьные).
· Традиционные (урок, экскурсия, предметные уроки, домашняя учебная работа).
· Нетрадиционные формы обучения: уроки-соревнования; уроки-викторины; уроки-конкурсы; уроки-игры и т.д.
Виды деятельности
· обогащение и уточнение словаря,
· активное участие в беседе,
· составление простых распространённых предложений и сложных посредством союзов (с помощью учителя),
· связное высказывание по затрагиваемым в беседе вопросам,
· дополнение высказываний собеседников на основе материала личных наблюдений,
· составление небольших рассказов на предложенную учителем тему,
· использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов речи,
· освоение на практике полученных знаний
Место учебного предмета в учебном плане
· Предмет «Речевая практика» входит в обязательную часть учебного плана и относится к предметной области «Язык и речевая практика».
· Данная программа учебного предмета рассчитана на 1 год (33 учебные недели) Продолжительность учебных занятий в 1 классе составляет в I четверть 35 минут, II–IV четверть 40минут.
· Характеристика класса по уровню освоения программного материала по учебному предмету
· Обучающиеся 1 класса характеризуются следующими особенностями:
· замедленный темп усвоения программного материала;
· затруднение в различении речевых и неречевых звуков;
· трудности в дифференциации речевых звуков и выделение их из потока речи;
· нарушения развития слухового внимания;
· нарушение звукопроизношения, несформированность языковых и речевых средств;
· нарушения развития мелкой моторики;
· нарушение пространственной ориентировки;
· несформированность каллиграфических умений.
· В связи с данными особенностями обучающихся1 класса можно разделить на 4 группы:
Уровни овладения предметными результатами |
Группы, обучающихся по уровням овладения предметными результатами |
Характеристика выполнения заданий |
Достаточный уровень |
1 группа |
Обучающиеся правильно решают предъявляемые задания, наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала. |
2 группа |
Темп усвоения учебного материала замедленный. Обучающиеся успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, т.к. самостоятельный анализ и планирование своей деятельности затруднены. С основными требованиями программы справляются. |
|
Минимальный уровень |
3 группа |
Обучающиеся отличаются пассивностью, инертностью психических процессов, нарушением внимания, что приводит к ошибкам при письме под диктовку текста. |
4 группа |
Учебную программу в соответствии с требованиями не осваивают. Обучение по специальной индивидуальной программе. |
Формирование базовых учебных действий, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Формирование базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (далее – БУД) реализуется в 1 классе, что конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП и служит основой для разработки программ учебных дисциплин. Формирование и развитие БУД строится на основе деятельностного подхода к обучению и позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования школьников с умственной отсталостью.
Основная цель реализации деятельности по формированию БУД состоит в формировании школьника с умственной отсталостью как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки и самостоятельной жизни в обществе и овладение доступными видами профильного труда.
Задачами формирования и развития БУД являются:
· формирование мотивационного компонента учебной деятельности;
· овладение комплексом базовых учебных действий, составляющих операционный компонент учебной деятельности;
· развитие умения принимать цель и готовый план деятельности, планировать знакомую деятельность, контролировать и оценивать её результаты в опоре на организованную помощь педагога.
Для реализации поставленной цели и соответствующих задач необходимо:
· определить функции и состав БУД, учитывая психофизические особенности и своеобразие учебной деятельности обучающихся;
· определить связи базовых учебных действий с содержанием учебных предметов.
· На уроках «Речевая практика» формируются следующие БУД:
Личностные базовые учебные действия (далее по тексту – ЛУД)
|
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы; способность к осмыслению социального окружения и социальной роли ученика; самостоятельность в выполнении учебных заданий; самостоятельность в выполнении поручений; стремление к безопасному поведению в природе и обществе. |
Регулятивные базовые учебные действия (далее по тексту – РУД)
|
самостоятельно организовывать своё рабочее место; элементарным умениям самостоятельного выполнения работ; элементарной самооценке результатов своей деятельности; воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей. |
Познавательные базовые учебные действия (далее по тексту – ПУД)
|
ориентироваться в учебнике; отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике; выполнять действия анализа, сравнения, классификации, обобщения на основе наглядно-образного мышления; делать элементарные выводы под руководством учителя; использовать повторение при запоминании. |
Коммуникативные базовые учебные действия (далее по тексту – КУД) |
высказывать свое мнение при обсуждении задания. работать индивидуально, в паре; участвовать в диалоге, слушать и понимать речь других; читать вслух тексты учебников, понимать прочитанное. |
В процессе необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД, который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы учебного предмета
Результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оцениваются как итоговые на момент завершения общего образования.
Предметные результаты освоения АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой образовательной области, готовность их применения.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.
Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению обучения по данному варианту программы. В случае, если обучающийся не достигает минимального уровня по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации медико-психолого-педагогической комиссии и с согласием родителей (законных представителей) образовательная организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на вариант 2 образовательной программы.
Минимальный уровень |
Достаточный уровень |
формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений; участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями; восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал; выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя; участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка; ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.
|
понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений; ответы на содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя; выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации; участие в диалогах по темам речевых ситуаций; высказывание своих просьб и желаний; выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и выражения; участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций. |
Личностные результаты обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования – введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
АООП определяет личностные результаты овладения учебным предметом:
· самостоятельное перемещение доступными маршрутами в школьном здании (в туалет, в столовую, в кабинеты специалистов, педагогов дополнительного образования и т.п.);
· владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (в рамках предметных результатов 1 года обучения – умение доброжелательно вести себя в диалоге, отвечать на вопросы собеседника и т.д. в соответствии с предусмотренными предметными результатами);
· проявление интереса к осмыслению социального окружения, своего места в нем, практическое понимание своих социальных ролей – сын (дочь), воспитанник, ученик, одноклассник и т.д.), отражение в повседневном общении принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
· положительное отношение к сотрудничеству с взрослыми и сверстниками в ситуациях общения, предусмотренных программой, и повседневном школьном общении;
· проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей с использованием полученных на уроках знаний и умений (интонационных, жестово-мимических умений, использование этикетных речевых оборотов в повседневной жизни);
положительное отношение к безопасному, здоровому образу жизни, проявление интереса к творческому труду, бережное отношение к материальным ценностям, результатам своего труда и труда окружающих.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
Коррекционные цели |
оборудование |
1. |
Давайте познакомимся! |
1 |
1.09 |
Учить отвечать на вопросы учителя в процессе беседы. Развивать речь. Развивать слуховую память. |
Учебники, интернет ресурсы, сюжетные картинки, карточки |
2. 3 |
Давайте познакомимся! |
2 |
6.09 8.09 |
Учить строить ответные реплики в типовом диалоге. Активизировать словарь. Развивать слуховое восприятие. |
Учебники, интернет ресурсы, сюжетные картинки, карточки |
4 5. |
Знакомство во дворе. |
2 |
13.09 15.09 |
Побуждать инициировать диалог. Развивать зрительную память. Развивать словесно-логическое мышление. |
Учебники, интернет ресурсы, сюжетные картинки, карточки |
6 7. |
Знакомство во дворе. |
2 |
20.09 22.09 |
Расширять знания о правилах поведения при знакомстве. Развивать зрительное |
Учебники, интернет ресурсы, сюжетные картинки, карточки |
8 9. |
Теремок. |
2 |
27.09 29.09 |
Познакомить с русской народной сказкой «Теремок». Развивать речь. Развивать зрительную память. |
Учебники, интернет ресурсы, сюжетные картинки, карточки |
10 11. |
Теремок. |
2 |
4.10 6.10 |
Рассказывание сказки учителем с привлечением учащихся в различных ролях Развивать интонационные умения в процессе инсценирования. |
Учебники, интернет ресурсы, сюжетные картинки, карточки |
12 13 |
Теремок. |
2 |
11.10 13.10 |
Учить рассказывать сказку с опорой на предметные картинки. Развивать жестово-мимические умения. Развивать навыки инсценирования. |
Учебники, интернет ресурсы, сюжетные картинки, карточки |
14 15 |
Теремок. |
2 |
18.10 20.10 |
Развивать диалогическую речь. Развивать воображение. |
Учебники, интернет ресурсы, сюжетные картинки, карточки |
16 |
Повторение изученного. |
1 |
25.10
|
Закрепить ранее полученные знания. Развивать жестово- мимические умения. Развивать зрительное восприятие. |
Учебники, интернет ресурсы, сюжетные картинки, карточки |
17 18 |
Знакомство в гостях. |
2 |
27.10 8.11
|
Обобщить и расширить представления о правилах поведения при знакомстве. Развивать слуховое внимание. Развивать умение вести диалог. |
Учебники, интернет ресурсы, сюжетные картинки, карточки |
19 20. |
Знакомство в гостях. |
2 |
10.11 15.11 |
Учить правильно вести себя при знакомстве со старшим по возрасту. Развивать слуховое восприятие. Развивать зрительную память. |
Учебники, интернет ресурсы, сюжетные картинки, карточки |
21 22. |
Готовимся к празднику. |
2 |
17.11 22.11
|
Учить отвечать на вопросы, инициировать общение. Развивать речь. Развивать воображение. |
Учебники, интернет ресурсы, сюжетные картинки, карточки |
23 24 |
Готовимся к празднику. |
2 |
24.11 29.11 |
Учить строить диалог. Развивать зрительную память. Развивать слуховое восприятие. |
Учебники, интернет ресурсы, сюжетные картинки, карточки |
25 26 |
Готовимся к празднику. |
2 |
1.12 6.12 |
Учить строить короткие рассказы с опорой на символический план. Развивать логическое мышление. Развивать интонационную выразительность. |
Учебники, интернет ресурсы, сюжетные картинки, карточки |
27 28 29. |
Новогодние чудеса. |
3 |
8.12 13.12 15.12 |
Расширить представления учащихся о традициях празднования Нового года. Обогащение словаря. Развитие жестово- мимической выразительности. |
Учебники, интернет ресурсы, сюжетные картинки, карточки |
30 31 |
Новогодние чудеса. |
2 |
20.12 22.12 |
Учить строить реплики поздравления. Развивать интонационную выразительность. Развивать слуховое восприятие. |
Учебники, интернет ресурсы, сюжетные картинки, карточки |
32 |
Повторение изученного. |
1 |
27.12 |
Закреплять умение составлять рассказы из личного опыта. Развивать слуховое восприятие. Развивать диалогическую речь. |
Учебники, интернет ресурсы, сюжетные картинки, карточки |
33 34. |
Зимняя прогулка. |
2 |
10.01 12.01 |
Учить строить высказывание, содержащее просьбу. Развивать интонационную Выразительность. Развивать зрительное восприятие. |
Учебники, интернет ресурсы, сюжетные картинки, карточки |
35 36. |
Зимняя прогулка. |
2 |
17.01 19.01 |
Закреплять умение составлять рассказы из личного опыта. Развивать слуховое восприятие. Развивать диалогическую речь. |
Учебники, интернет ресурсы, сюжетные картинки, карточки |
37 38. |
Помощники. |
2 |
24.01 26.01 |
Учить строить реплику- предложение. Развивать слуховую память. Развивать речь. |
Учебники, интернет ресурсы, сюжетные картинки, карточки |
39 40. |
Помощники. |
2 |
31.01 2.02 |
Закреплять умение строить высказывание – развивать просьбу. Развивать интонационную речь. |
Учебники, интернет ресурсы, сюжетные картинки, карточки |
41 42. |
Покупка школьных принадлежностей. |
2 |
7.02 9.02
|
Учить строить диалог с продавцом магазина. Обогащать лексический запас. Развивать функции анализа, сравнения. |
Учебники, интернет ресурсы, сюжетные картинки, карточки |
43 44
|
Покупка школьных принадлежностей. |
2 |
14.02 16.02 |
Познакомить с основными правилами поведения в магазине. Развитие диалогической речи. Развитие слухового восприятия. |
Учебники, интернет ресурсы, сюжетные картинки, карточки |
45 46. |
Покупка школьных принадлежностей. |
2 |
28.02 2.03 |
Актуализация полученных знаний. Развитие интонационной выразительности. Развитие зрительного внимания. |
Учебники, интернет ресурсы, сюжетные картинки, карточки |
47 48. |
В магазине игрушек. |
2 |
7.03 9.03 |
Учить строить диалог с продавцом магазина. Обогащать лексический запас. Развивать функции анализа, сравнения. |
Учебники, интернет ресурсы, сюжетные картинки, карточки |
49 50. |
В магазине игрушек. |
2 |
14.03 16.03 |
Познакомить с основными правилами поведения в магазине. Развитие диалогической речи. Развитие слухового восприятия. |
Учебники, интернет ресурсы, сюжетные картинки, карточки |
51 52 |
Повторение изученного. |
2 |
21.03 23.03 |
Повторить ранее полученные знания. Развивать зрительную память. Развивать логическое мышление. |
Учебники, интернет ресурсы, сюжетные картинки, карточки |
53 54 |
Спокойной ночи! |
2 |
4.04 6.04 |
Активизировать выражения, традиционные в ситуации перед сном. Развивать интонационную выразительность. Развивать слуховое восприятие. |
Учебники, интернет ресурсы, сюжетные картинки, карточки |
55 56 |
Спокойной ночи! |
2 |
11.04 13.04 |
Продолжать активизировать выражения, традиционные в ситуации перед сном. Развивать зрительное восприятие. Развивать речь. |
Учебники, интернет ресурсы, сюжетные картинки, карточки |
57 58 |
Спокойной ночи! |
2 |
18.04 20.04 |
Формировать умение давать словесные отчёты о выполняемом действии. Развивать умение коллективно составлять рассказ. |
Учебники, интернет ресурсы, сюжетные картинки, карточки |
59 60 |
Доброе утро! |
2 |
25.04 27.04 |
Активизировать выражения, традиционно используемые как утренние высказывания. Развивать интонационную выразительность. Развивать слуховое восприятие. |
Учебники, интернет ресурсы, сюжетные картинки, карточки |
61 62 |
Доброе утро! |
2 |
2.05 4.05 |
Продолжать активизировать выражения, традиционно используемые как утренние высказывания. Развивать зрительное восприятие. Развивать речь. |
Учебники, интернет ресурсы, сюжетные картинки, карточки |
63 64 65 66 |
День Победы
Мы-хорошие друзья |
2
2 |
11.05 16.05 18.05 23.05 |
Повторить и закрепить полученные знания. Развитие правильного речевого дыхания. |
Учебники, интернет ресурсы, сюжетные картинки, карточки |
67 68 |
Повторение изученного. |
|
25.05 30.05 |
|
|
|
Итого |
68ч |
|
|
|
Содержание учебного предмета
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
1. |
Давайте познакомимся! |
4 |
2. |
Знакомство во дворе. |
4 |
3. |
Теремок. |
8 |
4. |
Знакомство в гостях. |
4 |
5. |
Покупка школьных принадлежностей. |
6 |
6. |
В магазине игрушек. |
4 |
7. |
Готовимся к празднику. |
6 |
8. |
Новогодние чудеса. |
5 |
9. |
Зимняя прогулка. |
4 |
10. |
Помощники. |
6 |
11. |
Спокойной ночи. |
6 |
12. |
Доброе утро. |
4 |
13 |
Мы -хорошие друзья. |
3 |
14. |
Повторение изученного. |
7 |
|
Всего |
68 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Основная литература:
1. С.В. Комарова «Устная речь» 1 класс. Учебник для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Москва, «Просвещение», 2016- 96 с.
2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (0-4 классы) под редакцией И.М. Бгажноковой (Москва, "Просвещение", 2013).
3. С.В. Комарова «Устная речь» 1 класс. Рабочая тетрадь для 1класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Москва «Просвещение», 2013 -95с.
Дополнительная литература:
1.Новоторцева Н.В. Развитие речи детей/ Ярославль: Академия развития, 1996.
2.Тарабарина Т.И. Детям о времени/ Ярославль: Академия развития, 1996.
3.Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников/ Ярославль: Академия развития, 2001.
4.Лёвушкина О.Н. Словарная работа в начальных классах/М.: Владос, 2002.
Оборудование и приборы:
1.1.1. Мультимедийный проектор
1.1.2. Мультимедийная доска
1.1.3. Компьютер
Дидактический материал:
1.Иллюстрации, таблицы (демонстрирующие готовые изображения, методику их получения);
2.Трафареты;
3.Учебные модели;
4.DVD- фильмы;
5. Раздаточные карточки.
Цифровые образовательные ресурсы:
Презентации по изучаемым темам курса.
Интернет-ресурсы: http://nsportal.ru/
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.