Адаптированная рабочая программа
по родному русскому языку
для 2 класса
начальное общее образование
обучающихся с ЗПР (вариант 7.2)
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Родной язык (русский) и литературное чтение» создана на основе:
- Перечня поручений Президента Российской Федерации от 28 августа 2017 № Пр-1710 по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям 20 июля 2017 г.
- Поручения Правительства Российской Федерации от 15 июля 2017 № ДМ-П8-4689. - Резолюция Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 9 октября 2017 года № 05-453.
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 октября 2017 года № ТС-945/08.
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ.
-Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2).
- Положение о рабочей программе учителя, работающего в условиях реализации ФГОС, СФГОС (специальный ФГОС).
Цель курса:
- открыть детям родной язык как предмет изучения, воспитать у младших школьников чувство сопричастности к сохранению чистоты, выразительности, уникальности родного слова, пробудить интерес и стремление к его изучению;
- понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
- осознание значимости чтения на родном языке для личного развития; формирование представлений о мире, национальной истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; формирование потребности в систематическом чтении на родном языке как средстве познания себя и мира; обеспечение культурной самоидентификации;
- осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Задачи курса:
- развитие интереса к изучению русского языка как части национальной культуры и как явления культуры;
- развитие и совершенствование языковых (произносительных, акцентологических, лексических, орфографических, грамматических) умений и навыков учащихся;
- обогащение речи учащихся лексическими средствами языка, разнообразными по экспрессивным, смысловым, выразительным, стилистическим возможностям;
- развитие и совершенствование коммуникативно-речевых умений и навыков учащихся;
- воспитание социально ориентированной личности, ответственной за собственную речевую культуру и речевое поведение;
- освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге;
- воспитание эстетического отношения к действительности, отражённой в художественной литературе;
- формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника; понимание духовной сущности произведений.
Общая характеристика учебного предмета «Русский родной язык»
Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения и объединения народов России. Изучение русского языка и владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной путь приобщения к культурно-историческому опыту человечества. Одновременно с этим русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Родной язык связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры.
Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории. Высокий уровень владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов.
Как средство познания действительности русский родной язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика. Содержание курса «Русский родной язык» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Русский родной язык» не ущемляет права тех обучающихся, которые изучают иные (не русский) родные языки, поэтому учебное время, отведённое на изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса «Русский язык».
В содержании курса «Русский родной язык» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом.
Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность. Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование первоначальных представлений младших школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т. п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.
Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка. Программой предусматривается расширение межпредметного взаимодействия в обучении русскому родному языку не только в филологических образовательных областях, но и во всём комплексе изучаемых дисциплин естественно-научного и гуманитарного циклов.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Согласно учебному плану на изучение родного (русского) языка и во втором классе начальной школы отводится 17 часов в год.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
-формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося; развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
-развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания их чувствам; понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности;
-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций.
Предметные результаты:
-формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
-понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
-первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических),
представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношения и функции;
-понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания. Практическое усвоение заместительной (знаковой) функции языка;
-овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических), лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
-формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
-овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретенные знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Общение 2ч
Что такое успешное общение. Слово веселит, огорчает, утешает.
Раздел 2. Азбука вежливости 2ч
Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов). Смыслоразличительная роль ударения. Звукопись в стихотворном художественном тексте. Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов). Азбука вежливости, речевой этикет. Способы выражения (этикетные формы) приветствия, прощания, благодарности, извинения. Этикетные средства в устной и письменной речи. Словарь. Почему это так называется?
Раздел 3. Слово 9 ч
Разные способы толкования слов. Наблюдаем за сочетаемостью слов. Как правильно произносить слова. Ударение. Пословицы, поговорки.
Фразеологизмы. Конкурс «Чистое слово». Слова, у которых несколько значений. Слова, у которых несколько значений. Разные слова, которые случайно одинаково звучат и пишутся. Разные слова, которые случайно одинаково звучат и пишутся. Разные слова, которые случайно одинаково звучат и пишутся. Слова и их дальние родственники. Чудесные превращения слов.
Слушание и говорение (10ч) Что такое обращение. Слушание и говорение. Говорить – слушать, их взаимосвязь. Писать – читать, их взаимосвязь. Говорение. Голос, его окраска, темп устной речи. Основной тон, смысловое ударение, громкость высказывания. Правила для собеседников. (Не говори долго; говори то, что хорошо знаешь и т.д.) Речевой этикет. Способы выражения вежливой речи. Этикетные средства в устной и письменной речи. Этикетные жанры. Приветствие, прощание, благодарность, извинение как разновидности текста (жанры). Этикетный диалог, его особенности (на примере разговора по телефону). Структура поздравления. Письменная речь. Графическая структура письменного текста. Текст (12ч) Что такое текст. Типы текстов. Текст. Тема, основная мысль текста, заголовок. Ключевые (опорные) слова. Деление текста на части. Красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста. План. Составление плана к тексту. Письменные ответы на вопросы к тексту. Изложение текста по вопросам. Работа с деформированным текстом. Списывание с делением сплошного текста на предложения. Работа с деформированным текстом. Изложение зрительно воспринятого текста. Понятие о пересказе. Подробный пересказ (устный). Правила пересказа. Краткий пересказ. Способы сжатия текста. Составление устного рассказа по картинкам. Виды текстов: повествование, описание, рассуждение. Структурные части текста-повествования. Отзыв о книге. Структурные части текста - описание. Сочинение – описание. Любимая игрушка. Описание в объявлении. Описание-загадка. Структурные части текста - рассуждение. Обучающее сочинение – рассуждение. Доказательства: факты (научные, житейские) Научный и художественный текст. Творческое изложение. Вывеска как информационный текст. «Язык родной, дружи со мной» Обобщение. Игра – викторина «Путешествие в страну русского языка»
Тематическое планирование
№ |
Название раздела Тема урока |
|
Русский язык: прошлое и настоящее – 8 ч. |
1 |
По одёжке встречают… |
2 |
Ржаной хлебушко калачу дедушка |
3 |
Если хороши щи, так другой пищи не ищи |
4 |
Каша – кормилица наша |
5 |
Любишь кататься, люби и саночки возить |
6 |
Делу время – потехе час |
7 |
В решете воду не удержишь |
8 |
Самовар кипит, уходить не велит |
|
Язык в действии - 5 ч. |
9 |
Помогает ли ударение различать слова? |
10 |
Для чего нужны синонимы и антонимы? |
11 |
Как появились пословицы и фразеологизмы? |
12 |
Как можно объяснить значение слова? |
13 |
Встречается ли в сказках и стихах необычное ударение? |
|
Секреты речи и текста – 4 ч. |
14 |
Учимся вести диалог. Составляем развернутое толкование значения слова |
15 |
Промежуточная аттестация. Контрольная работа |
16 |
Устанавливаем связь предложений в тексте |
17 |
Создаём тексты – инструкции и тексты - повествования |
Материально-техническое содержание процесса обучения
В материально-техническое оснащение кабинета по предмету родной русский язык входят:
- доска;
- интернет ресурсы;
- мультимедийное оборудование.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.