АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Оценка 4.8

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Оценка 4.8
Домашнее обучение
docx
русский язык
2 кл
26.10.2022
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА для учащихся 2 класса , слепых детей со средней тяжестью умственной отсталостью.(вариант 3.4)
РУССКИЙ ЯЗЫК.docx

 

 


 

    МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство  образования и молодежной политики Рязанской области

 Александро-Невский муниципальный район

МБОУ «Зимаровская ООШ»


Рассмотрено                        

На педагогическом совете              

____________Дианова С.А.         

Протокол № 01                                 

От 30.08.2022 г.                                 

                                           


             Утверждено
            Директор школы
           _________Дианова С.А.   
        Приказ №46

       от30.08.2022 г.


 

 

 

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 
(Вариант 3.4)

учебного предмета
«Русский язык»

для 2 класса начального общего образования
на 2022-2023  учебный год

           Составитель: Заречкова Наталья Владимировна учитель начальных классов                          

 

.Зимарово 2022г



 


 

    

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Примерная рабочая программа по предмету «Русский язык» для 2-го класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее Стандарта), с учетом Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования слепых обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и ТМНР) (вариант 3.4), методик обучения слепых детей.

Изучение учебного предмета «Русский язык» со слепыми детьми с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и ТМНР) направлено на достижение целей  образовательно-коррекционной работы: развитие устной и письменной речи названной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как одного из основных направлений социализации; формирование представления об устройстве русского языка, о его использовании в процессе общения, об основных правилах письменной речи.

Задачи предмета:

·                    формирование интереса к изучению русского языка; привитие обучающимся навыков учебной деятельности;

·                    формирование умения понимать значение слова, соотносить его с конкретным предметом, затем действием;

·                    развитие слухового внимания и способности к звукоподражанию;

·                    освоение знаний в области русского языка и формирование умений решения элементарных практических задач на уроках русского языка;

·                    развитие доступных форм коммуникации, способности к чтению и письму;

.

 

Общая характеристика учебного предмета

Русский язык является одним из основных предметов в обучении слепых умственно отсталых обучающихся. Общее психическое и интеллектуальное нарушение, а также недостатки зрительной,  двигательной, речевой и других  сфер умственно отсталых детей, не прохождение организованного дошкольного обучения значительно снижают их готовность к школьному обучению. Это вызывает необходимость введения пропедевтического – диагностического периода, ориентированного на определение степени готовности  каждого обучающегося к овладению  первоначальными навыками  чтения и письма, на выявление  оптимальных путей коррекции недостатков  общего и речевого развития ребёнка. Целью образовательно-коррекционной работы в рамках учебного предмета «Русский язык» во 2 классе является развитие мелкой моторики рук, подготовка детей к обучению письму.

Обучение русскому языку предполагает формирование у обучающихся коммуникативно-речевых умений, владение которыми в дальнейшем поможет выпускникам максимально адаптироваться в социуме.

Вся работа должна проводиться в виде игр и игровых упражнений.

Основные формы и методы обучения - это практические упражнения, беседы, языковая практика с использованием различных объектов (натуральных объектов, макетов, игрушек и другого наглядного материала), работы с тактильными книгами, рассматривание (обследование)  альбомов с рельефными рисунками. Большая часть урока должна  проходить в игровой форме.

Место учебного курса в учебном плане

На обучение русскому языку выделяются часы учебного плана: 68 часов (2 ч в неделю, 34 учебные недели).

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

·                    владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (умение здороваться и прощаться, отвечать на вопросы собеседника и т.д. в соответствии с предусмотренными предметными результатами);

·                    практическое понимание своих социальных ролей (сын/дочь, воспитанник, ученик, одноклассник и т.д.), отражение в повседневном общении принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

·                    положительное отношение к сотрудничеству с взрослыми и сверстниками в ситуациях общения, предусмотренных программой, и повседневном школьном общении.

Предметные результаты:

·                    выделять знакомые звуки из окружающего мира;

·                    овладение элементами ориентировки в приборе Л. Брайля, в приборе прямого чтения и письма, на листе бумаги (лист тетради для письма по системе Брайля) , в тетради, на рабочем месте,  за столом;

·                    умение использовать осязание и мелкую моторику в повседневной жизнедеятельности, в учебной деятельности;

·                    развитие представлений о строении и возможностях рук, о действиях руками и отдельными пальцами при выполнении различных движений (пальчиковые упражнения);

·                    умение обследовать предметы/объекты.  

Базовые учебные действия:

·                    принятие роли обучающегося;

·                    умение выполнять инструкции учителя;

·                    умение выполнять действия по образцу и по подражанию;

·                    использование в учебно-познавательной деятельности сохранных анализаторов;

·                    освоение элементарных общих понятий;

·                    умение слушать и вступать в диалог доступными средствами;

·                    поднимать голову, поворачивать голову на звук;

·                    понимать голосовую инструкцию, выполнять стандартную (часто повторяющуюся) инструкцию;

·                    выполнять действие способом сопряженных действия («рука-в-руке»), последовательно выполнять отдельные операции действия по образцу педагога;

·                    удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 1-4 мин.  

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Курс состоит из следующих разделов:

Развитие слухового внимания, фонематического слуха.

Элементарный звуковой анализ слова.

Развитие навыков ориентировки на плоскости. Ориентировка на себе в частях тела: вверху, внизу, спереди, сзади, слева, справа. Обучение ориентировке на рабочем месте (за столом), в тетради. Правильное понимание и использование в речи слов, отражающих пространственные отношения: слева, справа, впереди, сзади, выше, ниже, рядом. Пространственные направления: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх.

Подготовка к усвоению первоначальных навыков письма. Развитие пространственной ориентировки на плоскости листа, колодке-шеститочии. Совершенствование и развитие мелкой моторики пальцев рук. Усвоение гигиенических правил письма.

Осязательное восприятие. Развитие культуры осязательного восприятия. Приемы и способы обследования рабочего места, прибора для письма, учебника, тетради. Приемы осязательного восприятия простейших графических элементов (точка, линии). Знакомство с рельефными линиями, изображениями знакомых предметов.

Формирование элементарных навыков письма. Развитие мелкой моторики пальцев рук; координации и точности движения руки. Развитие умения ориентироваться в колодке-шеститочии.

Направления работы по учебному предмету «Русский язык»:

·                    Диагностическое.

·                    Корреционно - развивающее.

·                    Консультативное.

Основной формой организации учебных занятий является урок комбинированного типа с осуществлением дифференцированного и индивидуального подходов.

Основные виды деятельности.

На уроках русского языка во 2 классе слепые обучающиеся с умственной отсталостью:

·                    выкладывают простейшие орнаменты, изображения предметов из геометрических фигур по образцу;

·                    выделяют звуки окружающего мира, соотнося их с речевыми звуками;

·                    составляют предложения на основе выполненного действия;

·                    определяют  количество слов (2-3) в предложении;

 

 

 

 

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

№ урока

Тема урока

Количество часов

1

Русский язык национальный язык.

1

2-4

Пальчиковая гимнастика «Родина», «Дружба». «Семья»

3

5-7

Пальчиковая гимнастика «Дом», «Продукты» «Животные»

3

8-10

Пальчиковая гимнастика «Времена года», «Природа», «Сказки»

3

11-13

Пальчиковая игра-песенка «Осенние листочки», «Цыплята», «Дождик»

3

14-16

Динамические игры и упражнения для пальцев и кистей рук « Егорушка»

3

17-18

Упражнения для развития кистей рук и пальцев.

2

 

 

 

19

Правильная посадка за столом во время работы с дидактическим материалом.

1

Развитие слухового внимания, фонематического слуха (16 ч)

20-21

Различение звуков окружающей действительности, их узнавание (шуршание листьев под ногами, шум ветра, дождя и др.). Обозначение звуков словом.

2

22-23

Использование игровых упражнений на определение источника звука («Кто позвал?», «Отгадай предмет по звуку»).

2

24-25

Использование игровых упражнений на определение направления звука («Найди, где пищит мышка»).

2

26-27

Использование игровых упражнений на определение силы звука (Найди спрятанный предмет, ориентируясь на силу хлопков, и т.д.)

2

28-29

Дифференциация неречевых звуков: различные несходные и более сходные звуки (звон маленького и большого колокольчика, шуршание толстой и тонкой бумаги, тихие шаги и топот, писк большой и маленькой резиновой игрушки и т.д.).

2

30-31

Имитация голосов животных (кто как голос подаёт), узнавание животного по имитации голоса.

2

32-33

Соотнесение звуков окружающего мира с речевыми звуками (как пищит комар, воет ветер, жужжит жук и др.).

2

34-35

Использование игровых упражнений на определение речевых звуков (удивление о-о-о, плач уа-уа-уа, крик в лесу - ау-ау-ау, боль --ох-ох, усталость - ах-ах и т.д.).

2

Развитие навыков ориентировки в микропространстве (26 ч)

36-37

Обучение ориентировке на рабочем месте, в тетради, за столом.

2

38-39

Ориентировка на себе, в частях тела: вверху, внизу.

2

40-41

Ориентировка на себе, в частях тела: лево, право.

2

42-43

Ориентировка на себе, в частях тела: спереди, сзади.

2

44-45

Правильное понимание и использование в речи слов, отражающих пространственные отношения: слева, справа, впереди, сзади, выше, ниже, рядом.

2

46-47

Пространственные направления: слева направо.

2

48-49

Пространственные направления: справа налево.

2

50-51

Пространственные направления: сверху вниз, снизу вверх.

2

52-53

Пространственные направления: сверху вниз, снизу вверх.

2

Подготовка к усвоению первоначальных навыков письма (14 ч)

54-55

Развитие пространственной ориентировки на плоскости листа (право-лево).

 

56-57

Развитие пространственной ориентировки на плоскости листа (верх-низ).

2

58-59

Развитие пространственной ориентировки на колодке - шеститочия (срезанный уголок).

2

60-61

Развитие пространственной ориентировки на колодке шеститочии (право-лево в клетке колодки, срезанный уголок).

2

62-63

Развитие пространственной ориентировки на колодке шеститочии (право-лево, верх-низ в клетке колодки, срезанный уголок).

2

Осязательное восприятие (19 ч)

58-59

Приемы и способы обследования рабочего места.

2

60-61

Обследования рабочего места, прибора для письма, тетради.

2

62-64

Приемы и способы обследования прибора для письма, учебника, тетради. Восприятие рельефных изображений: точка, различные линии, геометрические фигуры, знакомые предметы (расческа, ложка и т.п.).

2

65-67

Правильное расположение учебных предметов при письме.

2

68-70

Пальчиковая гимнастика для развития и координации движений кистей рук, пальцев.

2

71-73

Игра с мозаикой, знакомство с грифелем.

2

74-76

Развитие умения держать грифель. Знакомство с прибором для письма.

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

 

В процессе обучения слепых обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) необходимо использовать:

·                    дидактические материалы (геометрические фигуры, игрушки, предметы быта) и наглядные пособия, отвечающие индивидуальным особым образовательным потребностям слепых обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и ТМНР);

·                    «озвученные» рассказы, аудио материалы (звуки природы, голоса животных);

·                    тематические рельефно-графические пособия издательства «Логосвос»;

·                    специальные учебные принадлежности: брайлевские приборы, приборы прямого чтения и письма, грифели, тетради с листами плотной (брайлевской) бумаги;

·                    приборы для коррекционной работы по пространственной ориентировке («Графика», «Ориентир», прибор прямого чтения);

·                    иллюстративно-графические пособия, выполненные рельефом на плоскости и рассчитанные на осязательное восприятие;

·                    иллюстративно-графические пособия, выполненные рельефом на плоскости, но имеющие цветовое оформление, рассчитанные на осязательное и зрительное восприятие (для слепых обучающихся с остаточным зрением);

·                    брайлевский принтер в сочетании со специальным программным обеспечением.

Литература

1.                  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства образования РФ  от 19 .12.2014г. №1598)

2.                      Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и ТМНР)  (вариант 3.4)

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

 

Планируемыми результатами освоения слепыми обучающимися с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) 1 класса по предмету «Русский язык» являются:

·                    обогащение представлений об объектах, находящихся преимущественно в зоне жизнеобеспечения обучающегося;

·                    понимание значения слова, соотнесение его с конкретным предметом или действием;

·                    использование усвоенного речевого материала в быту, на уроках, занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни.

·                    овладение простейшими речевыми формами и правилами их применения;

 


 


 

Скачано с www.znanio.ru

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Примерная рабочая программа по предмету «Русский язык» для 2-го класса разработана на основе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Примерная рабочая программа по предмету «Русский язык» для 2-го класса разработана на основе

Это вызывает необходимость введения пропедевтического – диагностического периода, ориентированного на определение степени готовности каждого обучающегося к овладению первоначальными навыками чтения и письма, на выявление оптимальных…

Это вызывает необходимость введения пропедевтического – диагностического периода, ориентированного на определение степени готовности каждого обучающегося к овладению первоначальными навыками чтения и письма, на выявление оптимальных…

Л. Брайля, в приборе прямого чтения и письма, на листе бумаги (лист тетради для письма по системе

Л. Брайля, в приборе прямого чтения и письма, на листе бумаги (лист тетради для письма по системе

Пространственные направления: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх

Пространственные направления: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № урока

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № урока

Имитация голосов животных (кто как голос подаёт), узнавание животного по имитации голоса

Имитация голосов животных (кто как голос подаёт), узнавание животного по имитации голоса

Развитие пространственной ориентировки на колодке шеститочии (право-лево в клетке колодки, срезанный уголок)

Развитие пространственной ориентировки на колодке шеститочии (право-лево в клетке колодки, срезанный уголок)

В процессе обучения слепых обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) необходимо использовать: · дидактические материалы (геометрические фигуры, игрушки,…

В процессе обучения слепых обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) необходимо использовать: · дидактические материалы (геометрические фигуры, игрушки,…

Планируемыми результатами освоения слепыми обучающимися с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) 1 класса по предмету «Русский язык» являются: ·…

Планируемыми результатами освоения слепыми обучающимися с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) 1 класса по предмету «Русский язык» являются: ·…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.10.2022