МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и молодежной политики Рязанской области
Александро-Невский муниципальный район
МБОУ «Зимаровская ООШ»
Рассмотрено
На педагогическом совете
____________Дианова С.А.
Протокол № 01
От 30.08.2022 г.
Утверждено
Директор школы
_________Дианова С.А.
Приказ №46
от30.08.2022 г.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(Вариант 3.4)
учебного предмета
«Русский язык»
для 2 класса начального
общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Заречкова Наталья Владимировна учитель начальных классов
.Зимарово 2022г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Примерная рабочая программа по предмету «Русский язык» для 2-го класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее Стандарта), с учетом Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования слепых обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и ТМНР) (вариант 3.4), методик обучения слепых детей.
Изучение учебного предмета «Русский язык» со слепыми детьми с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и ТМНР) направлено на достижение целей образовательно-коррекционной работы: развитие устной и письменной речи названной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как одного из основных направлений социализации; формирование представления об устройстве русского языка, о его использовании в процессе общения, об основных правилах письменной речи.
Задачи предмета:
· формирование интереса к изучению русского языка; привитие обучающимся навыков учебной деятельности;
· формирование умения понимать значение слова, соотносить его с конкретным предметом, затем действием;
· развитие слухового внимания и способности к звукоподражанию;
· освоение знаний в области русского языка и формирование умений решения элементарных практических задач на уроках русского языка;
· развитие доступных форм коммуникации, способности к чтению и письму;
.
Общая характеристика учебного предмета
Русский язык является одним из основных предметов в обучении слепых умственно отсталых обучающихся. Общее психическое и интеллектуальное нарушение, а также недостатки зрительной, двигательной, речевой и других сфер умственно отсталых детей, не прохождение организованного дошкольного обучения значительно снижают их готовность к школьному обучению. Это вызывает необходимость введения пропедевтического – диагностического периода, ориентированного на определение степени готовности каждого обучающегося к овладению первоначальными навыками чтения и письма, на выявление оптимальных путей коррекции недостатков общего и речевого развития ребёнка. Целью образовательно-коррекционной работы в рамках учебного предмета «Русский язык» во 2 классе является развитие мелкой моторики рук, подготовка детей к обучению письму.
Обучение русскому языку предполагает формирование у обучающихся коммуникативно-речевых умений, владение которыми в дальнейшем поможет выпускникам максимально адаптироваться в социуме.
Вся работа должна проводиться в виде игр и игровых упражнений.
Основные формы и методы обучения - это практические упражнения, беседы, языковая практика с использованием различных объектов (натуральных объектов, макетов, игрушек и другого наглядного материала), работы с тактильными книгами, рассматривание (обследование) альбомов с рельефными рисунками. Большая часть урока должна проходить в игровой форме.
Место учебного курса в учебном плане
На обучение русскому языку выделяются часы учебного плана: 68 часов (2 ч в неделю, 34 учебные недели).
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
· владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (умение здороваться и прощаться, отвечать на вопросы собеседника и т.д. в соответствии с предусмотренными предметными результатами);
· практическое понимание своих социальных ролей (сын/дочь, воспитанник, ученик, одноклассник и т.д.), отражение в повседневном общении принятия соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
· положительное отношение к сотрудничеству с взрослыми и сверстниками в ситуациях общения, предусмотренных программой, и повседневном школьном общении.
Предметные результаты:
· выделять знакомые звуки из окружающего мира;
· овладение элементами ориентировки в приборе Л. Брайля, в приборе прямого чтения и письма, на листе бумаги (лист тетради для письма по системе Брайля) , в тетради, на рабочем месте, за столом;
· умение использовать осязание и мелкую моторику в повседневной жизнедеятельности, в учебной деятельности;
· развитие представлений о строении и возможностях рук, о действиях руками и отдельными пальцами при выполнении различных движений (пальчиковые упражнения);
· умение обследовать предметы/объекты.
Базовые учебные действия:
· принятие роли обучающегося;
· умение выполнять инструкции учителя;
· умение выполнять действия по образцу и по подражанию;
· использование в учебно-познавательной деятельности сохранных анализаторов;
· освоение элементарных общих понятий;
· умение слушать и вступать в диалог доступными средствами;
· поднимать голову, поворачивать голову на звук;
· понимать голосовую инструкцию, выполнять стандартную (часто повторяющуюся) инструкцию;
· выполнять действие способом сопряженных действия («рука-в-руке»), последовательно выполнять отдельные операции действия по образцу педагога;
· удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 1-4 мин.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Курс состоит из следующих разделов:
Развитие слухового внимания, фонематического слуха.
Элементарный звуковой анализ слова.
Развитие навыков ориентировки на плоскости. Ориентировка на себе в частях тела: вверху, внизу, спереди, сзади, слева, справа. Обучение ориентировке на рабочем месте (за столом), в тетради. Правильное понимание и использование в речи слов, отражающих пространственные отношения: слева, справа, впереди, сзади, выше, ниже, рядом. Пространственные направления: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх.
Подготовка к усвоению первоначальных навыков письма. Развитие пространственной ориентировки на плоскости листа, колодке-шеститочии. Совершенствование и развитие мелкой моторики пальцев рук. Усвоение гигиенических правил письма.
Осязательное восприятие. Развитие культуры осязательного восприятия. Приемы и способы обследования рабочего места, прибора для письма, учебника, тетради. Приемы осязательного восприятия простейших графических элементов (точка, линии). Знакомство с рельефными линиями, изображениями знакомых предметов.
Формирование элементарных навыков письма. Развитие мелкой моторики пальцев рук; координации и точности движения руки. Развитие умения ориентироваться в колодке-шеститочии.
Направления работы по учебному предмету «Русский язык»:
· Диагностическое.
· Корреционно - развивающее.
· Консультативное.
Основной формой организации учебных занятий является урок комбинированного типа с осуществлением дифференцированного и индивидуального подходов.
Основные виды деятельности.
На уроках русского языка во 2 классе слепые обучающиеся с умственной отсталостью:
· выкладывают простейшие орнаменты, изображения предметов из геометрических фигур по образцу;
· выделяют звуки окружающего мира, соотнося их с речевыми звуками;
· составляют предложения на основе выполненного действия;
· определяют количество слов (2-3) в предложении;
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока |
Тема урока |
Количество часов |
1 |
Русский язык национальный язык. |
1 |
2-4 |
Пальчиковая гимнастика «Родина», «Дружба». «Семья» |
3 |
5-7 |
Пальчиковая гимнастика «Дом», «Продукты» «Животные» |
3 |
8-10 |
Пальчиковая гимнастика «Времена года», «Природа», «Сказки» |
3 |
11-13 |
Пальчиковая игра-песенка «Осенние листочки», «Цыплята», «Дождик» |
3 |
14-16 |
Динамические игры и упражнения для пальцев и кистей рук « Егорушка» |
3 |
17-18 |
Упражнения для развития кистей рук и пальцев. |
2 |
|
|
|
19 |
Правильная посадка за столом во время работы с дидактическим материалом. |
1 |
Развитие слухового внимания, фонематического слуха (16 ч) |
||
20-21 |
Различение звуков окружающей действительности, их узнавание (шуршание листьев под ногами, шум ветра, дождя и др.). Обозначение звуков словом. |
2 |
22-23 |
Использование игровых упражнений на определение источника звука («Кто позвал?», «Отгадай предмет по звуку»). |
2 |
24-25 |
Использование игровых упражнений на определение направления звука («Найди, где пищит мышка»). |
2 |
26-27 |
Использование игровых упражнений на определение силы звука (Найди спрятанный предмет, ориентируясь на силу хлопков, и т.д.) |
2 |
28-29 |
Дифференциация неречевых звуков: различные несходные и более сходные звуки (звон маленького и большого колокольчика, шуршание толстой и тонкой бумаги, тихие шаги и топот, писк большой и маленькой резиновой игрушки и т.д.). |
2 |
30-31 |
Имитация голосов животных (кто как голос подаёт), узнавание животного по имитации голоса. |
2 |
32-33 |
Соотнесение звуков окружающего мира с речевыми звуками (как пищит комар, воет ветер, жужжит жук и др.). |
2 |
34-35 |
Использование игровых упражнений на определение речевых звуков (удивление о-о-о, плач уа-уа-уа, крик в лесу - ау-ау-ау, боль --ох-ох, усталость - ах-ах и т.д.). |
2 |
Развитие навыков ориентировки в микропространстве (26 ч) |
||
36-37 |
Обучение ориентировке на рабочем месте, в тетради, за столом. |
2 |
38-39 |
Ориентировка на себе, в частях тела: вверху, внизу. |
2 |
40-41 |
Ориентировка на себе, в частях тела: лево, право. |
2 |
42-43 |
Ориентировка на себе, в частях тела: спереди, сзади. |
2 |
44-45 |
Правильное понимание и использование в речи слов, отражающих пространственные отношения: слева, справа, впереди, сзади, выше, ниже, рядом. |
2 |
46-47 |
Пространственные направления: слева направо. |
2 |
48-49 |
Пространственные направления: справа налево. |
2 |
50-51 |
Пространственные направления: сверху вниз, снизу вверх. |
2 |
52-53 |
Пространственные направления: сверху вниз, снизу вверх. |
2 |
Подготовка к усвоению первоначальных навыков письма (14 ч) |
||
54-55 |
Развитие пространственной ориентировки на плоскости листа (право-лево). |
|
56-57 |
Развитие пространственной ориентировки на плоскости листа (верх-низ). |
2 |
58-59 |
Развитие пространственной ориентировки на колодке - шеститочия (срезанный уголок). |
2 |
60-61 |
Развитие пространственной ориентировки на колодке шеститочии (право-лево в клетке колодки, срезанный уголок). |
2 |
62-63 |
Развитие пространственной ориентировки на колодке шеститочии (право-лево, верх-низ в клетке колодки, срезанный уголок). |
2 |
Осязательное восприятие (19 ч) |
||
58-59 |
Приемы и способы обследования рабочего места. |
2 |
60-61 |
Обследования рабочего места, прибора для письма, тетради. |
2 |
62-64 |
Приемы и способы обследования прибора для письма, учебника, тетради. Восприятие рельефных изображений: точка, различные линии, геометрические фигуры, знакомые предметы (расческа, ложка и т.п.). |
2 |
65-67 |
Правильное расположение учебных предметов при письме. |
2 |
68-70 |
Пальчиковая гимнастика для развития и координации движений кистей рук, пальцев. |
2 |
71-73 |
Игра с мозаикой, знакомство с грифелем. |
2 |
74-76 |
Развитие умения держать грифель. Знакомство с прибором для письма. |
2 |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
В процессе обучения слепых обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) необходимо использовать:
· дидактические материалы (геометрические фигуры, игрушки, предметы быта) и наглядные пособия, отвечающие индивидуальным особым образовательным потребностям слепых обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и ТМНР);
· «озвученные» рассказы, аудио материалы (звуки природы, голоса животных);
· тематические рельефно-графические пособия издательства «Логосвос»;
· специальные учебные принадлежности: брайлевские приборы, приборы прямого чтения и письма, грифели, тетради с листами плотной (брайлевской) бумаги;
· приборы для коррекционной работы по пространственной ориентировке («Графика», «Ориентир», прибор прямого чтения);
· иллюстративно-графические пособия, выполненные рельефом на плоскости и рассчитанные на осязательное восприятие;
· иллюстративно-графические пособия, выполненные рельефом на плоскости, но имеющие цветовое оформление, рассчитанные на осязательное и зрительное восприятие (для слепых обучающихся с остаточным зрением);
· брайлевский принтер в сочетании со специальным программным обеспечением.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Министерства образования РФ от 19 .12.2014г. №1598)
2. Примерная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования слепых обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и ТМНР) (вариант 3.4)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Планируемыми результатами освоения слепыми обучающимися с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой и тяжелыми множественными нарушениями в развитии) 1 класса по предмету «Русский язык» являются:
· обогащение представлений об объектах, находящихся преимущественно в зоне жизнеобеспечения обучающегося;
· понимание значения слова, соотнесение его с конкретным предметом или действием;
· использование усвоенного речевого материала в быту, на уроках, занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни.
· овладение простейшими речевыми формами и правилами их применения;
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.