Конспект урока русского языка во 2 классе по теме «Опорные слова»
Учебный предмет: русский язык
Класс: 2
Тема: «Опорные слова в тексте»
Тип урока: урок развития речи
Цель: Сформировывать умение грамотного написания сочинения с помощью опорных слов.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить знания о чередовании звуков в корнях слов
(видимых и невидимых), повторить способы проверки безударных гласных в корне
слова и парных согласных в корне слова;
- Обучать детей грамотно выражать свою мысль устно и письменно;
- Формировать умение составлять предложения по опорным словам.
Развивающие:
- Развивать внимание, память, воображение, устную и
письменную речь;
- Содействовать обогащению словарного запаса;
- Способствовать развитию у детей высокого уровня познавательной активности и
положительной мотивации учения.
Воспитательные:
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость и культуру
восприятия произведений искусства;
- Воспитывать внимание к слову, доброжелательность, трудолюбие.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, работа в группах.
Ход урока
1. Организационно-мотивационный этап
1.1. Организационный момент
Учитель (далее У):
Здравствуйте, ребята!
Громко прозвенел звонок,
начинается урок.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем!
У: Проверьте, все ли у вас готово к уроку? Правильно ли расположены на столах принадлежности? Можете садиться.
С каким настроением вы пришли сегодня в класс? Пожелайте удачи друг другу, а я желаю вам успехов сегодня на уроке! Итак, начнем урок.
1.2. Актуализация знаний. Целеполагание
Минутка чистописания
У: Сегодня мы пропишем правильно соединение буквы «С» с буквой «з». (Сз)
У: Чем интересна эта пара букв? Назовите другие парные согласные.
Речевая разминка
На опушке в избушке
Живут старушки – болтушки.
У каждой старушки лукошко.
В каждом лукошке кошка.
Кошки в лукошках
Шьют старушкам сапожки.
У: Какие звуки повторяются в скороговорке? (ш, к, ж, у, в основном ш)
У: Давайте прочитаем скороговорку хором тихо, затем
увеличивая темп.
У: Можно ли назвать текст этой скороговорки сказочным? Почему? (Да, потому что
кошки не могут шить сапожки. Это бывает только в сказках. Это вымысел.)
У: Давайте произнесем слово «сказка».
( На доске с пропуском буквы «з» записано слово)
Какую букву надо вставить? Почему? Какое проверочное слово можно подобрать?
Давайте обратимся к словарю и найдем написание этого слова, а также узнаем
значение слово «сказка».
У: Мы можем заметить, что произношение и написание слова различаются. Запишите правильно в тетрадь слово «сказка», вставив пропущенную букву и подобрав проверочное слово.
У: Сегодня, каждому из нас выпала удивительная возможность! Все мы сегодня попробуем себя в роли писателей и напишем небольшую сказку. Из лучших сказок мы создадим сборник под названием «Сказочный 2а класс».
2. Основной этап урока
2.1. Создание проблемной ситуации
У: В одной сказочной стране злой Колдун наложил заклятье на сказки. Он стер с них названия. Почти все слова из сказочных текстов разлетелись по свету. Остались только некоторые, самые главные слова. Чтобы расколдовать каждую сказку, вам надо по оставшимся словам восстановить ее, вспомнить, как она называется, кто её автор.
(На доске записаны опорные слова)
Дед, баба, курочка, яичко, мышка, простое
Коза, козлята, волк, кузнец, съел, костер
Муха, денежка, самовар, гости, паук, комар
У: Прочитайте группы слов. Сейчас вам предстоит в группе ответить на вопросы: Знакома ли вам сказки? Как они называются? Кто их автор? Можете приступать к работе.
(1. «Курочка Ряба» - русская народная сказка. 2. «Волк и козлята» - русская народная сказка. 3. «Муха-Цокотуха» - К.И. Чуковский)
2.2. Открытие нового знания
У: Как вам удалось отгадать, какие сказки были заколдованы? (Нам помогли главные слова из сказок, которые были записаны на карточках)
У: А кто помнит, как мы называем такие слова? (Мы называем такие слова «опорными»)
У: Верно, это опорные слова, т.к. они служат опорой для текста, без них текст бы не существовал.
У: Я предлагаю вам кратко рассказать одну сказку, опираясь на главные слова.
2.3. Выполнение упражнений репродуктивного характера (работа по образцу в парах)
У: А теперь, ребята, вам необходимо поработать в парах. Внимательно посмотрите: опорные слова из двух сказок перемешались, их нужно разделить на 2 группы, вспомнить название каждой сказки.
Мачеха, пёс, петух, бал, осёл, сёстры, кот, башмачок, город Бремен, принц, разбойники.
У: Какие сказки заколдовали? («Золушка» Шарль Перро и «Бременские музыканты» Братья Гримм)
У: Вспомните содержание сказок и дополните столбики другие опорные словами. (тыква, карета, Золушка; мельница, выгнали, разбойники, уличные музыканты)
У: прочитайте слова, которые вы дописали. Молодцы, с заданием справились отлично.
3. Этап применения знаний
3.1. Физкультминутка
Пантомимика по отрывку сказки К.И. Чуковского
«Цыплёнок».
(Учитель читает сказку, а учащиеся, используя мимику и жесты, показывают своё
отношение к происходящим в сказке событиям)
3.2. Первичное закрепление знаний (творческое задание)
У: Ребята, Колдун приготовил для вас еще одно задание. Вы должны задумать по одной сказке, записать в тетрадь 5 опорных слов. Название сказки писать не нужно. Затем надо обменяться тетрадями с соседом по парте и отгадать название сказки.
У: Итак, всем понятно задание? Тогда приступаем к выполнению. (Дети выполняют работу, обмениваются тетрадями, зачитывают опорные слова и называют сказку)
3.3. Практическое применение знаний
У: А теперь Колдун просит порадовать его сказками собственного сочинения. Если вы все сочините интересную сказку, то Колдун никогда не сможет наложить на них свое заклятие. Как вы думаете, мы справимся с заданием? Тогда вперёд!
У: Необходимо придумать сказку по опорным словам.
1. Катя, лес, заяц, цветы
2. Стрекоза, ручеек, волшебное яблоко
3. Лиса, пирожок, ястреб
У: Нужно решить, кто будет действующим лицом, где происходят события, что же произошло с главным героем, как к нему попал волшебный предмет, что же случилось дальше и как закончилась волшебная история.
У: Давайте попробуем проговорить наш рассказ вслух. (Устно дети составляют текст, учитель и ребята корректируют предложенные варианты, обращая внимание на речевые ошибки. Когда дети придут к единому варианту, можно предложить придумать заголовок. Все варианты заголовков учитель фиксирует на доске)
3.4. Пальчиковая гимнастика
Один ученик выходит к доске и проводит пальчиковую гимнастику.
3.5. Словарная работа
У: Какие незнакомые слова могут встретиться в нашем рассказе? Давайте выпишем их на доску и проговорим по слогам для правильного написания.
3.6. Написание сочинения
У: А сейчас самостоятельно составьте и запишите небольшое сочинение, используя опорные слова. Выполнив, проверьте свою работу.
4. Заключительный этап
4.1. Подведение итогов
У: Ребята, какую цель мы ставили в начале урока? Как думаете, мы её достигли?
Сейчас предлагаю зачитать некоторые работы (по желанию авторов)
4.2. Рефлексия
У: Ребята, у вас на партах лежит листочек с изображением лесенки из сказочного замка Колдуна. Это лесенка успеха. Если вы на уроке хорошо потрудились, научились составлять сочинение по опорным словам, то нарисуйте человечка на самой вершине лесенки. Если были затруднения, нарисуйте на середине лесенки. Если вы вообще ничего не поняли, то внизу лесенки. Покажите вашу волшебную лесенку!
У: Вы отлично сегодня потрудились! Спасибо за урок!
Технологическая карта урока «Опорные слова в тексте» (2 класс)
Этап урока |
Формы и методы |
Содержание урока |
Результаты |
|
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
|||
1. Организационно-мотивационный этап 1.1. Организационный момент (1 мин) |
Фронтальная работа. Словесный метод |
Приветствует учащихся. Настраивает детей на совместную деятельность, создаёт положительный настрой на урок. |
Приветствуют учителя. Настраиваются на урок. |
К: умение сотрудничать с одноклассниками Л:
развитие у учащихся мотивационно-ценностного отношения к учению |
1.2.
Актуализация знаний |
Минутка чистописания. Речевая гимнастика. Фронтальная работа. Работа со словарем. |
Организует
работу по чистописанию. Проводит речевую гимнастику. Предлагает работу со
словарем. |
Выполняют
письмо по образцу. Производят речевую гимнастику. Сравнивают произношение
слова с его написанием, выполняют проверку, используя словарь. |
Р:
постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и
усвоено учащимися. М: развитие познавательных интересов учебных мотивов К: умение ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции |
2. Основной этап 2.1. Создание проблемной ситуации (3 минуты) |
Игровая ситуация. Проблемная ситуация. Работа в группе. |
Вводит детей в проблемную ситуацию. Объясняет задание. |
Слушают, погружаются в игровую ситуацию. Участвуют в обсуждении, выполняют по группам задание: на основе опорных слов нужно отгадать, какая сказка спряталась, кто её автор. |
К: формирование умения слушать и понимать других К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
2.2. Открытие нового знания |
Фронтальная работа. Словесный метод. Рассказ сказки по памяти. |
Подводит детей к открытию нового знания. Беседует с учащимися. |
Отвечают на вопросы учителя. Выявляют новое знание. Рассказывают по памяти сказки. |
К: умение выражать свою точку зрения, слушать и понимать речь других П: поиск и выделение необходимой информации Р:
планирование, прогнозирование |
2.3. Выполнение задания репродуктивного характера (работа по образцу) (4 минуты) |
Работа по образцу. Работа в парах. |
Предлагает
сравнить слова, разделить их на 2 группы по различным сказкам. |
Сравнивают записанные слова, разделяют на 2 группы. Подбирают другие слова, дополняя данный ряд. |
К:
формировать умение высказывать свою точку зрения, слушать и понимать речь
других |
3.
Этап применения знаний |
Пантомимика по отрывку сказки К.И. Чуковского «Цыплёнок». |
Читает отрывок из сказки, делая паузы. |
Используя мимику и жесты, показывают своё отношение к происходящим событиям в сказке. |
Л: ориентация на здоровый образ жизни; профилактика утомления |
3.2.
Первичное закрепление знаний (творческое задание) |
Индивидуальная
работа. |
Организует
работу по составлению опорных слов. |
Выполняют работу, обмениваются тетрадями, зачитывают опорные слова, отгадывают сказку. |
К: взаимодействие с учителем во время работы Р: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению Л: самоопределение Л: формирование уважительного отношения к труду одноклассника |
3.3. Практическое применение знаний (8 минут) |
Фронтальная работа. Индивидуальная работа |
Предлагает
опорные слова. Организует беседу. |
Читают опорные слова. Отвечают на вопросы учителя. С помощью учителя составляют план сочинения сказки. Устно проговаривают текст сказки. |
К: умение выражать свою точку зрения, слушать и понимать речь других Р: формирование контроля при выполнении задания П: умение применять полученные знания на практике К: взаимодействие с учителем во время работы |
3.4. Пальчиковая гимнастика (1 минута) |
Фронтальная работа |
Вызывает дежурного для проведения пальчиковой гимнастики. |
Выполняют пальчиковую гимнастику. |
Л: понимание ценности здоровья |
3.5. Словарная работа (2 минуты) |
Фронтальная работа |
Организует работу с трудными словами. |
Выявляют трудные слова, проговаривают их написание и производят запись слов. |
М: развитие внимания, памяти; обогащение словарного запаса |
3.6. Написание сочинения (10 минут) |
Индивидуальная работа |
Предлагает написать сочинение по опорным словам. |
Производят написание сочинения сказки. |
Р: умение работать по коллективно составленному плану |
4.
Заключительный этап (2 минуты) |
Фронтальная
работа. |
Подводит урок к завершению. Задаёт вопросы по теме урока. Организует представление учащимися (авторами) своих сочинений. |
Отвечают
на вопросы, формулируют выводы. |
М: формирование умения извлекать информацию из ранее накопленного М: умение делать выводы в результате совместной работы |
4.2. Рефлексия (1 минута) |
Фронтальная
работа. |
Предлагает детям оценить свою работу, используя прием «Лесенка успеха» |
Оценивают свою работу на уроке. |
Л: самооценивание работы на уроке К: умение выражать свои мысли |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.