ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ЛУГАНСКОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ -ГИМНАЗИЯ №52»
Конспект урока по русскому языку 2 класс
Тема: «Прилагательные, близкие и противоположные по значению»
Подготовила
Затовка И.А.,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории,
педагогическое звание
«Учитель-методист»
Луганск
2022
Тема: «Прилагательные, близкие и противоположные по значению»
Цель:
- познакомить с прилагательными, близкими и противоположными по значению.
Задачи:
Образовательные
- Формировать умения определять имена прилагательные и отличать их от других частей речи;
- Совершенствовать навыки анализа, синтеза, обобщения;
- Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности.
Развивающие
- Развивать словарный запас, умение использовать и правильно употреблять имена прилагательные в своей речи;
- Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление;
- Развивать навык работы со справочным материалом;
- Способствовать развитию наблюдательности, умению самому оценить свою работу на уроке.
Воспитательные
- Воспитывать уважительное отношение друг к другу;
- Совершенствовать умения работы в парах, группах;
- Формировать интерес к родному языку.
Тип урока: открытие нового знания.
Форма проведения: урок-путешествие с использованием информационных, проблемных, игровых, развивающих технологий.
Оборудование: учебник В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык.
2 класс, 2 часть» УМК «Школа России»; рабочие тетради, раздаточный материал: карточки-задания, сигнальные карточки; видео- и аудиоматериал для физкультминуток.
Ход урока
1.Организационный момент.(1 мин.)
- Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Давайте поздороваемся. Они хотят посмотреть, чему мы научились на уроках русского языка. Начинаем наш урок. Повторим хором правило, которое помогает нам в учёбе:
Дети: Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!
- Молодцы! Садитесь на свои места.
2.Проверка домашнего задания. (3 мин.)
- Ребята, на прошлом уроке мы с вами говорили про детские журналы, и вам была задана поисковая работа: найти в толковом словаре, что такое журнал.
Давайте послушаем работы детей.
- Молодцы, ребята. Я тоже для вас подготовила сообщение. В словаре Сергея Ивановича Ожегова говорится, что «Журнал – это периодическое издание в виде книжки, содержащей статьи и художественные произведения разных авторов».
- Как вы понимаете понятие «периодическое издание»?(издаётся через определённый промежуток времени).
3. Мотивация урока.(3 мин.)
- Ребята, сегодня у нас необычный урок, а урок-путешествие. Путешествие не по странам и городам, а путешествие по журналу «Весёлые картинки». Я думаю, многие слышали название этого журнала, и, чтобы немного больше о нём узнать, я попросила ученика нашего класса подготовить нам небольшое сообщение об этом журнале.
Журнал «Весёлые картинки»
Детский юмористический журнал «Веселые картинки» начал выходить в свет с 1956 года и сразу стал невероятно популярен. Название журнала выбирали исходя из того, что маленькие дети, для которых он предназначался, охотно рассматривают забавные и веселые картинки, сопровождаемые короткими остроумными надписями. Но очень скоро выяснилось, что журнал вместе с детьми читают и взрослые. Так в «Веселых картинках» появились стихотворения, рассказы, считалки, загадки. Он стал не только детским, но и «семейным» журналом. В нем работали лучшие советские писатели: Корней Чуковский, Агния Барто, Сергей Михалков.
Герои журнала – веселые человечки из сказок: Карандаш, Петрушка, Самоделкин, Чиполлино, Дюймовочка, Буратино, Незнайка. У каждого из них была своя история, своя сказка.
- Спасибо за интересное сообщение.
- Ребята, а с какими произведениями Корнея Чуковского мы познакомились в этом году? («Путаница», «Федорино горе»).
- Кто вспомнит, как называлось изученное в этом году стихотворение Агнии Барто о Новогодней ёлке, волке и зайчатах? ( «Дело было в январе…»)
- Молодцы!
- К нам на урок сегодня пришел герой «Весёлых картинок» Карандаш, он подготовил для вас интересные задания. И так, в путь, путешествие по страничкам «Весёлых картинок» начинается, и оно посвящено: русскому языку!
- Карандаш принёс каждому из вас молодое деревце, но посмотрите, чего на дереве не хватает? (правильно, листочков).
- Сейчас какая пора года? (Весна). А весной распускаются первые яркие молодые зелёные листочки.
- Давайте с вами посчитаем, сколько веточек на деревце? Это ребята количество наших заданий.
- Вы сегодня оценивать себя будете сами. Если у вас задание будет выполнено без ошибок, мы на веточке будем рисовать три зелёных листочка, если будет трудно и будут ошибки, вы нарисуете два листочка. А если задание совсем не получится, листочки у вас не распустятся, вы оставляете веточку пустую. Я желаю вам, чтобы ваши деревца покрылись зеленью и у нас в конце урока получился красивый весенний зелёный сад.
4. Минутка каллиграфии.(2 мин.)
- Откройте тетради, запишите сегодняшнюю дату. Классная работа.
- Ребята, что мы подразумеваем под словом «дата»? (Число и месяц года)
- Какие весенние месяца вы ещё знаете? (март, апрель)
- У вас прописаны буквосочетания, посмотрите, как я их напишу на доске, а потом вы пропишите у себя в тетрадях.
ка ра
нд аш
(учитель показывает образец на доске)
- Какое соединение мы видим в каждой паре букв? (Нижнее)
- Пожалуйста, взяли ручку, правильно положили тетрадь и принялись за работу.
- Если у вас все буквы получились красивыми, соблюдены все правила каллиграфии, то на первой веточке нарисуйте три зелёных листочка.
5. Словарная работа.(3мин.)
- Какое словарное слово можно составить из прописанных буквосочетаний? Запишем его. Подчеркнём буквосочетание – ара- . Поставим ударение.
Сл.сл. : каранда'ш.
- Какой частью речи, является слово карандаш? (Существительным)
- Какие изученные морфологические признаки вы можете сказать про это слово. (Нарицательное, единственное число, мужской род)
- Ребята, покажите мне сигнальными карточками, все ли согласны с ответом?
- Если все согласны, берём зелёный карандаш и рисуем три зелёных листочка на второй веточке.
6. Целепологание.(3мин.)
- Я на доске записала словосочетания. Поставила вопрос от имени существительного к имени прилагательному.
Прочитаем ПЕРВОЕ словосочетание.
Карандаш (какой?) зелёный, изумрудный.
Прочитаем ВТОРОЕ словосочетание.
Карандаш (какой?) острый, тупой.
- Исходя из этой записи, можете ли вы предположить тему нашего урока?
Прилагательные, близкие и противоположные по значению
(Учитель открывает тему урока на доске)
- Какие цели мы можем себе поставить при работе на уроке?
- познакомиться с прилагательными близкими и противоположными по значению;
- развивать умения распознавать и правильно употреблять имена прилагательные в речи.
7. Физкультминутка (по видео).(1мин)
8. Работа по теме урока.(10 мин.)
- Спишите с доски первое словосочетание.
-Что можно сказать о значении этих прилагательных? (зелёный, изумрудный)
-Как называются такие слова? (Синонимы)
С этим ОПРЕДЕЛЕНИЕМ мы знакомились, когда учили имя существительное и глагол, давайте его ещё раз повторим.
Синонимы - это слова одной части речи, различные по звучаниюи написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое значение. Они могут заменять друг друга по значению.
- Спишите с доски второе словосочетание.
- Вспомним правило, что такое антонимы?
Антонимы – это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие противоположное значение.
- Перевернём страничку в «Весёлых картинках» и увидим, что Карандаш принёс вам задание на листах для работы в паре.
Вспомним ПРАВИЛА РАБОТЫ В ПАРАХ (дети зачитывают с памятки)
- Вам нужно по образцу на доске выполнить работу. В первом словосочетании подобрать синонимы , а во втором – антонимы и записать их в тетрадь.
- Кто будет готов, прошу сигнализировать. (Дети подымают руки в паре)
(Учитель раздаёт карточки двух видов: красные для сильных обучающихся, желтые для средних обучающихся, т.е. использует дифференцированный подход)
Для сильных обучающихся
Погода (какая?) …, …. (пасмурная, ненастная, дождливая)
Погода (какая?) …, … . (ясная – дождливая, морозная–солнечная)
Для средних обучающихся
Дерево (какое?) … , … . (большое, могучее; старое, сухое, трухлявое)
Дерево (какое?) …, … .(высокое - низкое; молодое- старое)
Проверка.
- Прошу приготовить сигнальные карточки.
Один из пары зачитывает свои слова. Класс оценивает сигнальными карточками.
- Ребята, у кого ошибок не было, берём зелёный карандаш и рисуем три листочка на следующей веточке.
Наше путешествие продолжается, и Карандаш спешит со следующим заданием. Он принёс для нас пословицы, только они рассыпались. Ваше задание – составить пословицу и найти пару прилагательных – антонимов.
Работаем в группе. Вспомним правила работы в группе.(Дети зачитывают с доски правила работы в группе)
- Приступаем к работе. (У нас 2 группы)
1 группа. Вещь хороша новая, а друг - старый.
2 группа. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.
Та группа, которая справилась с заданием, выделяет одного представителя, который записывает свою пару антонимов - прилагательных на доске и объясняет значение пословицы.
Проверка.
Класс оценивает сигнальными карточками.
- Ребята, у кого ошибок не было, берём зелёный карандаш и рисуем три листочка на следующей веточке.
Задание для всего класса: записать пары антонимов с доски в тетрадь.
9. Физкультминутка под медленную мелодию (1 мин)
«Волшебный
сон»
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем…
Сном волшебным засыпаем…
Дышится легко…
Ровно… глубоко…
Наши руки отдыхают…
Отдыхают… Засыпают…
Шея не напряжена
И расслаблена…
Губы чуть улыбаются…
Все чудесно расслабляется…
Дышится легко… ровно… глубоко…
Открыли глазки. Продолжаем работать.
10. Первичная проверка понимания изученного материала (10мин.)
Работа со словарями.
- Где можно найти слова, близкие и противоположные по смыслу? (в специальных словарях) показ.
- В нашем учебнике, тоже есть словарь синонимов и антонимов С.140-141.
Следующее задание от Карандаша.
- Открыть словарь синонимов. Найти синонимы, отвечающие на вопрос какой? И выписать три пары слов. Учитель образец показывает на доске.
(Какой?) весенний, вешний; голубой, лазурный; жёлтый, золотой.
Работаем самостоятельно со словарём синонимов в учебнике. Стр. 140.
- Ребята, кто выполнил задание, оцениваем себя сами. Если вы считаете, что выписали правильно слова, берём зеленый карандаш и рисуем три листочка на следующей веточке.
Путешествие продолжается.
На следующей страничке «Весёлых картинок» текст (учитель читает текст о зайце).
«Нет более трусливого животного, чем заяц. Только вечером или ночью трусливый зверёк выходит из своего убежища. Много врагов у трусливого зайчишки».
- О чем текст? Каким назван заяц? (трусливым)
- Понравилось вам, как звучит текст? Всё ли вас устраивает?
- Какими другими словами можно охарактеризовать зайца?
- Назовите их (боязливый, робкий, несмелый, ОСТОРОЖНЫЙ).
Послушайте теперь текст.
«Нет более трусливого животного, чем заяц. Только вечером или ночью боязливый зверёк выходит из своего убежища. Много врагов у робкого зайчишки».
- Сделаем вывод, для чего нужны прилагательные, близкие по значению?
Синонимы нужны для того чтобы не было повторов в тексте, чтоб речь звучала красивей, выразительней, интересней.
11.Самостоятельная работа. (3 мин.)
Тест. Работаем в тетрадях
- Ребята, за каждый верный ответ вы ставите +, за каждый неверный ответ -.
· Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета.
· Имя прилагательное отвечает на вопросы: кто? что?
· Антонимы – это слова, противоположные по значению.
· Синонимы – это слова близкие по значению.
· Горький - сладкий, высокий - низкий, большой - маленький. Это синонимы.
· Храбрый, смелый, отважный. Это антонимы.
Взаимопроверка (Ответы на доске)
- Ребята, у кого ошибок не было, берём зелёный карандаш и рисуем три зелёных листочка, у кого были ошибки два листочка.
12. Итог урока(2 мин.)
- Ребята, давайте подведём итог урока. Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?
- Познакомились с прилагательными, близкими и противоположными по значению;
-Научились распознавать и правильно употреблять имена прилагательные речи.
(Кубик с вопросами)
13. Домашнее задание(1 мин.)
- Откроем учебники на Стр.91 упр. 156.
Прочитаем задание к упражнению. (Учитель объясняет выполнение домашнего задания)
- Открыли дневники, записали домашнее задание.
14. Рефлексия(2 мин.)
- Вот и подошло к концу наше путешествие по «Весёлым картинкам». Карандаш очень хочет увидеть, как каждый оценил свою работу на уроке. Давайте сделаем красивый коллаж из ваших деревьев.
Оценивание учителем работы обучающихся на уроке.
- Сегодня на уроке все активно работали и у нас такие отметки: ….
- Урок окончен, всем спасибо за хорошую работу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.