Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новообинцевская средняя общеобразовательная школа»
Шелаболихинского района Алтайского края
ПРИНЯТО
на заседании педагогического совета МБОУ «Новообинцевская СОШ»
Протокол № 9 от 29.08.2019 |
УТВЕРЖДЕНО
Приказ №112от 30.08.2019 |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
Вариант 1
Предметная область – язык и речевая практика
Предмет - русский язык
Начальный уровень обучения (НОО)
для учащихся 3 класса,
на 2019 - 2020 учебный год
|
Составила Кавылина Надежда Васильевна, учитель начальных классов
|
с. Новообинцево,
2019 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих
нормативно-правовых документов:
Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. «Об утверждении федерального образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальным нарушением); Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы обучения для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); Учебного плана МБОУ «Новообинцевская СОШ» на 2019/2020 учебный год; Положения о рабочей программе МБОУ «Новообинцевская СОШ».
Место в учебном плане
На изучение программы в 3 классе отводится 102 часов (3 часа в неделю)
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Минимальный уровень:
различение гласных и согласных звуков и букв; ударных и безударных согласных звуков; оппозиционных согласных по звонкости-глухости, твердости-мягкости;
деление слов на слоги для переноса;
списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием;
запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами;
обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами и буквой Ь (после предварительной отработки);
дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки;
составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок;
выделение из текста предложений на заданную тему;
участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.
Достаточный уровень:
различение звуков и букв;
характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему;
списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием;
запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами (30-35 слов);
дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и признаков предметов);
составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);
деление текста на предложения;
выделение темы текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка из нескольких, подходящего по смыслу;
самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его анализа.
Содержание учебного предмета
Речевое развитие. Понимание обращенной речи. Выполнение несложных словесных инструкций. Обогащение словарного запаса за счет слов, относящихся к различным грамматическим категориям. Активизация словаря. Составление нераспространенных и простых распространенных предложений (из 3-4 слов) на основе различных опор (совершаемого действия, простой сюжетной картинки, наблюдению и т. д.).
Расширение арсенала языковых средств, необходимых для вербального общения. Формирование элементарных коммуникативных навыков диалогической речи: ответы на вопросы собеседника на темы, близкие личному опыту, на основе предметно-практической деятельности, наблюдений за окружающей действительностью и т.д.
Звуки речи. Выделение звука на фоне полного слова. Отчетливое произнесение. Определение места звука в слове. Определение последовательности звуков в несложных по структуре словах. Сравнение на слух слов, различающихся одним звуком.
Различение гласных и согласных звуков на слух и в собственном произношении.
Обозначение звука буквой. Соотнесение и различение звука и буквы. Звукобуквенный анализ несложных по структуре слов.
Формирование элементарных навыков письма.
Развитие мелкой моторики пальцев рук; координации и точности движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и классной доски.
Усвоение начертания рукописных заглавных и строчных букв.
Практическое усвоение некоторых грамматических умений и орфографических правил: обозначение на письме границ предложения; раздельное написание слов; обозначение заглавной буквой имен и фамилий людей, кличек животных; обозначение на письме буквами сочетания гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши).
Фонетика. Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Согласные глухие и звонкие. Согласные парные и непарные по твердости – мягкости, звонкости – глухости. Ударение. Гласные ударные и безударные.
Графика. Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, и, ю, я. Разделительный ь. Слог. Перенос слов. Алфавит.
Слово. Слова, обозначающие название предметов. Различение слова и предмета. Слова-предметы, отвечающие на вопрос кто? и что? расширение круга слов, обозначающих фрукты, овощи, мебель, транспорт, явления природы, растения, животных.
Имена собственные. Большая буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных.
Слова, обозначающие название действий. Различение действия и его названия. Название действий по вопросам что делает? что делают? что делал? что будет делать? Согласование слов-действий со словами-предметами.
Слова, обозначающие признак предмета. Определение признака предмета по вопросам какой? какая? какое? какие? Название признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета.
Дифференциация слов, относящихся к разным категориям.
Предлог. Предлог как отдельное слово. Раздельное написание предлога со словами. Роль предлога в обозначении пространственного расположении предметов. Составление предложений с предлогами.
Правописание. Правописание сочетаний шипящих с гласными. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова.
Предложение. Смысловая законченность предложения. Признаки предложения. Оформление предложения в устной и письменной речи. Составление предложений с опорой на сюжетную картину, серию сюжетных картин, по вопросам, по теме, по опорным слова. Распространение предложений с опорой на предметную картинку или вопросы. Работа с деформированными предложениями.
Развитие речи. Составление подписей к картинкам. Выбор заголовка к из нескольких предложенных. Различение текста и «не текста». Работа с деформированным текстом.
Тематическое планирование
№ урока |
Тема урока |
Кол-во часов |
|
Повторение |
10 |
1 |
Беседа по ТБ. Предложение. Выделение его из текста |
1 |
2 |
Предложение и его схема |
1 |
3 |
Предложения-вопросы и предложения-ответы |
1 |
4 |
Завершение начатого предложения |
1 |
5 |
Различение набора слов и предложения |
1 |
6 |
Порядок слов в предложении |
1 |
7 |
Предложение. Закрепление знаний |
1 |
8 |
Закрепление знаний |
1 |
9 |
Контрольное списывание |
1 |
10 |
Резервный урок |
1 |
|
Звуки и буквы |
41 |
11 |
Знакомство с алфавитом |
1 |
12 |
Звуки гласные и согласные |
1 |
13 |
Звуки гласные и согласные |
1 |
14 |
Ударение в словах |
1 |
15 |
Ударение в словах |
1 |
16 |
Гласные ударные и безударные. Выделение ударного гласного в слове |
1 |
17 |
Гласные ударные и безударные. Выделение ударного гласного в слове |
1 |
18 |
Деление слов на слоги |
1 |
19 |
Деление слов на слоги |
1 |
20 |
Закрепление пройденного |
1 |
21 |
Контрольный диктант |
1 |
22 |
Работа над ошибками |
1 |
23 |
Гласные е, ё, ю, я в начале слова или слога |
1 |
24 |
Гласные е, ё, ю, я в начале слова или слога |
1 |
25 |
Перенос части слова при письме |
1 |
26 |
Твёрдые и мягкие согласные. Различение их перед гласными |
1 |
27 |
Обозначение мягких согласных на письме буквами и, е, ё, ю, я |
1 |
28 |
Обозначение мягких согласных на письме буквами и, е, ё, ю, я |
1 |
29 |
Буква мягкий знак (ь) на конце слова |
1 |
30 |
Буква мягкий знак (ь) в середине слова |
1 |
31 |
Различение твёрдых и мягких согласных |
1 |
32 |
Различение твёрдых и мягких согласных |
1 |
33 |
Контрольный диктант |
1 |
34 |
Работа над ошибками |
1 |
35 |
Написание жи-ши в словах |
1 |
36 |
Написание ча-ща в словах |
1 |
37 |
Написание чу-щу в словах |
1 |
38 |
Написание жи-ши, ча-ща, чу-щу в словах |
1 |
39 |
Парные звонкие и глухие согласные |
1 |
40 |
Различение б-п, в-ф |
1 |
41 |
Различение д-т, г-к |
1 |
42 |
Различение ж-ш, з-с |
1 |
43 |
Наблюдение за звонкими и глухими согласными на конце слова |
1 |
44 |
Правописание звонких и глухих согласных на конце слова |
1 |
45 |
Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова |
1 |
46 |
Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова |
1 |
47 |
Проверка правописания в словах. Закрепление знаний |
1 |
48 |
Проверка правописания в словах. Закрепление знаний |
1 |
49 |
Контрольный диктант |
1 |
50 |
Работа над ошибками |
1 |
51 |
Резервный урок |
1 |
|
Слово |
27 |
52 |
Название предметов. Различение их по вопросам кто?, что? |
1 |
53 |
Обобщающее название для группы однородных предметов |
1 |
54 |
Выделение названий предметов из предложения |
1 |
55 |
Выделение названий предметов из предложения |
1 |
56 |
Большая буква в именах, фамилиях, отчествах людей и кличках животных |
1 |
57 |
Название действий. Различение их по вопросам что делает? Что делают? |
1 |
58 |
Различение названий действий по вопросам что делал? что делала? что сделал? что сделала? |
1 |
59 |
Различение названий действий по вопросам что делал? что делала? что делали? что сделал? что сделала? что сделали? |
1 |
60 |
Различение названий действий по вопросам что делал? что делала? что делали? что сделал? что сделала? что сделали? |
1 |
61 |
Различение названий действий по вопросам что сделает? что сделают? |
1 |
62 |
Постановка вопросов к названиям действий |
1 |
63 |
Подбор названий действий к названиям предметов по вопросам |
1 |
64 |
Контрольный диктант |
1 |
65 |
Работа над ошибками |
1 |
66 |
Определение признака предмета по вопросам какой? какая? какое? какие? |
1 |
67 |
Различение предметов по их признакам |
1 |
68 |
Постановка вопросов к названиям признаков предмета |
1 |
69 |
Постановка вопросов к названиям признаков предмета |
1 |
70 |
Выделение названий признаков предмета из предложения |
1 |
71 |
Название предметов, действий и признаков предмета |
1 |
72 |
Предлоги в, на, с, из, у |
1 |
73 |
Предлоги к, по со словами |
1 |
74 |
Предлог от со словами |
1 |
75 |
Предлоги над, под со словами |
1 |
76 |
Предлог о со словами |
1 |
77 |
Предлоги к, по, от, над, под, о со словами |
1 |
78 |
Резервный урок |
1 |
|
Предложение |
|
79 |
Выделение предложения из текста |
1 |
80 |
Предложение законченное и незаконченное |
1 |
81 |
Предложение законченное и незаконченное |
1 |
82 |
Распространение предложений |
1 |
83 |
Распространение предложений |
1 |
84 |
Слова в предложении |
1 |
85 |
Порядок слов в предложении |
1 |
86 |
Составление предложений |
1 |
87 |
Составление предложений |
1 |
88 |
Повторение и закрепление |
1 |
89 |
Контрольный диктант |
1 |
90 |
Работа над ошибками |
1 |
91 |
Резервный урок |
1 |
|
Повторение |
11 |
92 |
Слово. Правила правописания в слове |
1 |
93 |
Слово. Правила правописания в слове |
1 |
94 |
Слово. Правила правописания в слове |
1 |
95 |
Название предметов и признаков предмета |
1 |
96 |
Название предметов и признаков предмета |
1 |
97 |
Название действий предмета |
1 |
98 |
Название действий предмета |
1 |
99 |
Предложение |
1 |
100 |
Предложение |
1 |
101 |
Контрольный диктант |
1 |
102 |
Работа над ошибками |
1 |
|
Итого |
102 |
Литература
Русский язык. Методические рекомендации. 1–4 классы : учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / Э.В.Якубовская. – М. : Просвещение, 2016.
Э.В.Якубовская, Я.В.Коршунова. Русский язык. 3 класс (в 2 частях): учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. - М.: Просвещение, 2018 год.
Лист внесения изменений
Дата непроведённого урока |
Тема непроведённого урока |
Способ восстановления |
Дата проведения |
Учитель, подпись |
Администратор, подпись |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.