МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8
ИМЕНИ СИБИРЦЕВА А.Н.
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора
_________________
_________________
_________________
Приказ ___________
Адаптированная рабочая программа
коррекционно-развивающих занятий с учителем-логопедом
для обучающихся с ОВЗ (ЗПР)
5-е классы
2022 - 2023 учебный год
Разработчик программы:
Новосёлова Людмила Анатольевна
(Ф.И.О. учителя-логопеда)
учитель-логопед
(занимаемая должность)
Пояснительная записка
Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся пятых классов с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) «Коррекция нарушений письменной речи» составлена с учетом программы обучения по русскому языку общеобразовательной школы и является частью адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития.
Программа разработана в соответствии с:
Требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер – 64101) (далее – ФГОС ООО) с учётом Примерной адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития (одобренной решением ФУМО по общему образованию (протокол от 18 марта 2022 г. № 1/22)) (далее – ПАООП ООО обучающихся с ЗПР);
Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
Учетом рекомендованных ТПМПК направлений коррекционно-развивающей работы.
Описание целей и задач программы
Цель программы: коррекция и преодоление или ослабление имеющихся нарушений/недостатков устной и письменной речи обучающихся с ЗПР, развитие и совершенствование коммуникативных компетенций, формирование мотивации к самоконтролю собственной речи.
Задачи программы:
• коррекция и развитие языкового анализа и синтеза;
• совершенствование зрительно-пространственных и пространственно-временных представлений;
• совершенствование фонетико-фонематической стороны речи;
• формирование фонематических, морфологических и синтаксических обобщений;
• коррекция и развитие лексико-грамматического строя речи;
• формирование алгоритма орфографических действий, орфографической зоркости, навыков грамотного письма;
• коррекция или минимизация ошибок письма и чтения;
• развитие связной речи и формирование коммуникативной компетенции.
Общая характеристика программы
групповых коррекционно-развивающих логопедических занятий
Программа направлена на преодоление и/или ослабление нарушений/недостатков речевого развития у обучающихся 5 классов, получающих образование в соответствии с АООП ООО обучающихся с ЗПР, на формирование речевой компетенции обучающихся, развитие и совершенствование навыков речевого общения, обогащение лексического запаса и языковых средств общения, преодоление и/или ослабление нарушений чтения и письма, формирование мотивации к самоконтролю собственной речи.
В процессе реализации программы осуществляются формирование языковых обобщений, коррекция и развитие навыков правильного использования языковых средств в процессе общения и в учебной деятельности. Происходят обогащение лексического строя речи, развитие лексической системности, совершенствование грамматического оформления речи путем овладения новыми способами словоизменения и словообразования изучаемых частей речи, моделями различных синтаксических конструкций. Осуществляется развитие связной речи, соответствующей законам логики, грамматики, композиции речевого высказывания, выполняющей коммуникативную функцию.
Особенности построения коррекционно-развивающей программы
Рабочая программа построена по разделам. Каждый раздел отражает содержание одного из направлений коррекционной логопедической работы, необходимых для преодоления речевого нарушения при ЗПР. Построение программы позволяет осуществлять дифференцированный подход с учетом особых образовательных потребностей и речевых возможностей школьников с ЗПР. Учитель-логопед структурирует содержание программного материала, исходя из потребностей учащегося с ЗПР или группы, увеличивая количество часов на изучение одного или нескольких разделов либо равномерно распределяя время на изучение каждого раздела. Проведение коррекционно-развивающих занятий учителя-логопеда предполагает вариативность и индивидуализацию содержания программы.
При тематическом планировании логопедических занятий учитель-логопед после изучения конкретной темы интегрирует материал для закрепления в структуру последующих занятий. Кроме того, возможно совмещение на одном занятии логически связанных тем из разных разделов.
Сроки и этапы реализации коррекционно-развивающей программы
Программа групповых занятий рассчитана на 70 часов, индивидуальных занятий на 35 часов. Разработана в соответствии со структурой речевого дефекта обучающихся и отражает современные подходы к коррекции нарушений письменной речи.
Форма проведения занятий – групповая 2 раза в неделю, продолжительность занятий 40 минут. Индивидуальная - 1 раз в неделю, продолжительность занятий 40 минут.
Количество часов на изучение тем корректируется в зависимости от индивидуальных особенностей речевого развития детей и усвоения ими программного материала. Коррекционно-развивающие логопедические занятия проходят во внеурочное время в специально оборудованном кабинете. Расписание занятий составляется с учетом режима работы школы и в соответствии с циклограммой учителя-логопеда, согласованной с администрацией школы.
Учитель-логопед работает в тесном сотрудничестве с другими специалистами сопровождения (учителем-дефектологом, педагогом-психологом), что обеспечивает комплексный подход в решении трудностей обучающегося с ЗПР.
Психолого-педагогическая характеристика учащихся
Учащиеся данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы по русскому языку общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.
Нарушения письменной речи у учащихся проявляется в трудности усвоения и применения правил правописания (особенно построенных на морфологическом принципе), в обнаружении орфограмм в слове, в неумении актуализировать и интегрировать лингвистические знания при реализации правил орфографии, в трудностях автоматизации орфографических навыков и умений, нечетком владении учебной терминологией, в сложности формулирования правил правописания, что приводит к большому количеству орфографических ошибок в письменных работах. Симптоматика нарушений письменной речи характеризуется стойкостью и прогрессирующей динамикой.
Для учащихся с ЗПР основную трудность составляет решение орфографической задачи: им трудно увидеть «ошибкоопасное» место в слове, сложно подобрать проверочное слово, найти допущенную ошибку.
Нарушения письменной речи выявляется у детей, имеющих в анамнезе:
-общее недоразвитие речи;
-фонетическое недоразвитие речи и фонетико-фонематическое недоразвитие речи;
-различную неврологическую симптоматику: минимальную мозговую дисфункцию (ММД), энцефалопатию;
-пренатальную и постнатальную патологию.
Существенную роль в возникновении нарушений письменной речи играют:
-затрудненность восприятия ритмической структуры слова;
-нарушение пространственно-временных представлений:
-дефицит произвольной концентрации, переключения и распределения внимания;
-снижение всех видов памяти;
- нарушения лексико-грамматического строя речи;
-сложность слуховой дифференциации фонем;
-недостаточное развитие словесно-логического мышления;
-недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям;
-снижение тонуса познавательной активности;
-недостаточное развитие самоконтроля;
-нарушение динамического праксиса руки;
-нечеткая дикция, плохая артикуляция.
Планируемые результаты освоения коррекционно-развивающей программы Освоение программы включают следующие разделы, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Разнообразие недостатков речи у обучающихся с ЗПР, различия индивидуального компенсаторного потенциала, социально-средовых условий их воспитания не позволяет ожидать одинаковых результатов в успешности освоения программы. Вместе с тем можно обозначить целевые ориентиры, которые учитель-логопед пытается достичь.
«Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи» (фонетика, орфоэпия, графика)
Обучающийся научится и будет (сможет):
• преодолевать специфические ошибки, исключая замены звуков в речи и букв на письме по фонематическому сходству, нарушения звуко-слоговой структуры или минимизируя их (в рамках изученного программного материала 5 класса);
• устранять или минимизировать недостатки звукопроизношения;
• различать и характеризовать звуки речи с опорой на образец;
• совершенствовать оптико-пространственные представления и мелкую моторику, различать буквы по оптическому и кинетическому сходству, исключая специфические ошибки (по типу замены);
• различать звуки и буквы, выполнять фонетический разбор слова с опорой на алгоритм действий, соотносить звуковой облик слова с его графическим изображением;
• ориентироваться в понятиях: звук, буква, слог, гласные, йотированные гласные, согласные, ударение, ударные, безударные, глухие, звонкие, непроизносимые, фонема, фонетический разбор;
• выделять ударный слог в начале, в середине и в конце слова, различать ударные и безударные слоги и приводить примеры;
• использовать знания по фонетике и графике, орфоэпии в практике произношения и правописания (в том числе правописание разделительных ъ и ь; ы – и после ц; правописание сочетаний жи - ши, ча - ща, чу - щу; -чк-, -чн-, -нч-, -рщ-);
• читать с соблюдением орфоэпическим норм, исключая или минимизируя специфические ошибки (перестановки, антиципации, пропуски, замены).
«Обогащение и активизация словарного запаса. Формирование навыков словообразования. Морфемика»
Обучающийся научится и будет (сможет):
• правильно произносить и писать слова без специфических ошибок словообразования или минимизируя их (в рамках изученного программного материала 5 класса);
• ориентироваться в понятиях части слова, основа, корень, приставка, суффикс, окончание;
• образовывать существительные при помощи суффиксов: – ышк-, -оньк- (-еньк-), -ушк-
(-юшк-), -чик-, -щик-, -ищ-, -ечк-, -ичк-, -ец-, -иц-, -ок-, -онк-;
• образовывать существительных при помощи суффиксов и приставок;
• образовывать прилагательные при помощи суффиксов: -ов- (-ев), -лив-, - к, -ск-, -ева-, -н-;
• образовывать глаголы при помощи приставок: без-бес, пре-при; образовывать глаголы с помощью приставок и суффиксов;
• соблюдать на письме орфографические правила: правописание приставок приставок на з (с); правописание корней с буквами о – а в корнях - лаг- / -лож, -рос- / -раст- (-ращ-); с буквами ё – о после шипящих в корне слова; с буквами ы, и после ц.
«Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи. Морфология»
Обучающийся научится и будет (сможет):
• правильно произносить и писать словосочетания и предложения без специфических ошибок, исключая аграмматизм или минимизируя количество лексико-грамматических ошибок (в рамках изученного программного материала 5 класса);
• использовать различные части речи, в том числе существительные, прилагательные, местоимения, глаголы и наречия;
• различать существительные, уметь записывать словосочетания и предложения, соблюдая правило слитного и раздельного написания не с именами существительными, правописание собственных имен существительных;
• различать прилагательные полной и краткой формы; уметь записывать словосочетания и предложения, соблюдая правило слитного и раздельного написания не с именами прилагательными;
• различать глаголы совершенного и несовершенного вида, возвратные и невозвратные, переходные и непереходные, грамматические свойства инфинитива (неопределенной формы) глагола;
• спрягать глаголы; соблюдать нормы словоизменения глаголов, постановки ударения в глагольных формах (в рамках изученного), правописания глаголов (корней с чередованием е//и, использования ь как показателя грамматической формы в инфинитиве, в форме 2-го лица единственного числа, в формах повелительного наклонения глагола; -тся и - ться в глаголах; суффиксов -ова-/-ева-, -ыва-/-ива-; личных окончаний глагола, гласной перед суффиксом -л- в формах прошедшего времени глагола; слитного и раздельного написания не с глаголами);
• различать однозначные и многозначные слова, понимать переносное значение изученных слов, подбирать и употреблять антонимы и синонимы,
• согласовывать подлежащее со сказуемым, выраженным глаголом прошедшего времени;
• согласовывать прилагательные с существительными;
• употреблять существительные в различных падежных формах;
• строить простые распространенные предложения, исключая или минимизируя смысловые и грамматические ошибки;
• конструировать сложные предложения по образцу с союзами а, и, но;
• соблюдать на письме орфографические и пунктуационные правила:
- знаки препинания в конце предложения;
-тире между подлежащим и сказуемым (при их выражении именем существительным в И.п.);
-знаки препинания в предложении с однородными членами (соединёнными только интонацией, одиночными союзами И, А, НО, а также повторяющимся союзом И) и обобщающим словом перед однородными членами;
-знаки препинания в предложении с обращениями.
«Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация» (говорение, аудирование, чтение, письмо)
Обучающийся научится и будет (сможет):
• формулировать собственное связное высказывание в виде словесного отчета по совершаемому действию с опорой на ключевые слова;
• устно составлять связный текст повествовательного характера на заданную тему с соблюдением орфоэпических норм (по опорному плану и ключевым словам);
• делить текст на смысловые части, составлять план текста по наводящим вопросам (с опорой на письменный текст);
• уметь определять и формулировать тему и главную мысль текста с опорой на ключевые слова;
• уметь находить предложение в тексте, определяющую главную мысль текста;
• пересказывать повествовательный текст объемом не менее 90 слов по плану и опорным словам;
• уметь письменно последовательно излагать прослушанный текст, сохраняя смысловую целостность, речевую связность по ключевым словам и опорным вопросам;
• поддерживать диалог на заданную тему в рамках изученного материала и на основе полученных знаний объемом не менее 2 реплик;
• выразительно читать стихотворные и прозаические тексты с соблюдением пройденных в 5 классе орфоэпических правил.
Содержание коррекционно-развивающей программы
Содержание разделов включает:
Диагностический направлен на обследование письменной речи учащихся. Проводится в начале, в середине и в конце учебного года.
Развитие пространственно-временных представлений направлен на уточнение пространственно-временных представлений. Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия.
Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи. Фонетика, орфоэпия, графика. Звуки и буквы. Различение звуков в речи и букв на письме (по фонетическому сходству). Различение букв (по оптическому и кинетическому сходству). Слогообразующая роль гласных. Типы слогов. Ударение. Смыслоразличительная и форморазличительная роль ударения. Практикум по развитию произношения и навыков чтения. Направлен на коррекцию и развитие произносительной стороны речи, звуко-слоговой структуры слова, дифференциацию звуков и букв, преодоление специфических ошибок письма (перестановки, пропуски, замены).
Обогащение и активизация словарного запаса. Формирование навыков словообразования. Морфемика. Словообразование существительных при помощи суффиксов: -ышк-, - оньк- (-еньк-), -ушк- (-юшк-), -чик-, -щик-, -ищ-, -ечк-, -ичк-, -ец-, -иц-, -ок-, - онк-. Словообразование прилагательных при помощи суффиксов: -ов- (-ев-), - лив-, -к-, -ск-, -ева-, -н-. Словообразование глаголов при помощи приставок: без-бес, пре-при. Словообразование глаголов с помощью приставок и суффиксов. Различение букв о–а в корнях -лаг- / -лож, -рос- / -раст- (-ращ-). Различение букв ё–о после шипящих в корне слова. Различение букв ы–и после ц в словах. Направлен на пополнение словарного запаса, использование различных способов словообразования разных частей речи, преодоление специфических и дизорфографических ошибок.
Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи. Морфология. Словосочетание и предложение. Согласование слов. Связь слов в словосочетании и в предложении. Различение глаголов совершенного и несовершенного вида. Практическое использование глаголов в устной и письменной речи. Словоизменение глаголов. Однозначные и многозначные слова. Антонимы. Синонимы. Дифференциация существительных в различных падежных формах. Составление сложных предложений по образцу с союзами а, и, но. Направлен на формирование синтаксических и семантических представлений, расширение языковых средств и формирование умения активно использовать их на уровне словосочетания и предложения, преодоление специфических, дизорфографических и пунктуационных ошибок.
Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация (говорение, аудирование, чтение, письмо). Составление связного высказывания (в виде словесного отчета по совершаемому действию с опорой на ключевые слова). Составление связного рассказа повествовательного характера на заданную тему (по опорному плану и ключевым словам). Пересказ повествовательного текста (объемом не менее 90 слов). Диалог на заданную тему (в рамках изученного материала и на основе полученных знаний, объемом не менее 2 реплик). Работа с письменным текстом. Работа с деформированным текстом. Деловое письмо (текст поздравительной открытки и письма).
Направлен на развитие умения работать с текстом, формирование коммуникативных умений и навыков, готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию, преодоление специфических, дизорфографических и пунктуационных ошибок.
В целях повышения эффективности коррекционной работы и осмысления содержания данной программы раздел «Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация (говорение, аудирование, чтение, письмо)» вынесен на индивидуальную работу с обучающимися. Такое распределение определяется индивидуальными психофизическими особенностями конкретных обучающихся с ЗПР, степенью усвоенности ими учебных тем, рекомендациями ППк.
Виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми образовательными потребностями и обеспечивающие осмысленное освоение содержания программы
На занятиях используются разнообразные виды деятельности обучающихся с ЗПР. Учитель-логопед комбинирует аудирование, говорение и выполнение письменных работ. Обучающиеся с ЗПР должны объяснять свои действия, вслух разъяснять свои мысли, ссылаться на известные правила, факты, высказывать догадки, предлагать способы выполнения задания, задавать вопросы. На занятиях постоянно развивается у школьников с ЗПР умение работать с текстом и справочной литературой.
Немаловажным представляется введение алгоритмизации при изучении сложного речевого материала. Обучающимся с ЗПР предлагаются алгоритмы правил, выделение шагов последовательных действий при работе над заданием.
Учитель-логопед проводит зрительные диктанты, списывание, письмо по памяти и др. Важным является формирование умения находить в тексте слова на изучаемое правило и правильно его применять. На занятиях обучающиеся с ЗПР выделяют в тетради орфограммы зеленым цветом, при необходимости предварительно перед написанием орфографически проговаривают трудные слова. Все это способствует развитию орфографической зоркости и умения осуществлять необходимый самоконтроль и самокоррекцию.
Содержание коррекционной программы строится в соответствие с требованиями к результату изучения учебного предмета «Русский язык» и основано на использовании учебного материала.
Коррекционная программа учителя-логопеда предусматривает знакомство обучающих с причастиями (без терминологии) в ознакомительном плане на логопедических занятиях Логопедическая работа проводится на изучаемом программном материале, при этом специалист уделяет внимание закреплению учебных навыков по учебному предмету «Русский язык» с использованием логопедических приемов. Например, упражнения по словообразованию разных частей речи позволяют отрабатывать и закреплять навыки морфемного разбора частей речи. Так, в курсе 5 класса в модуле «Обогащение и активизация словарного запаса. Формирование навыков словообразования. Морфемика» логопедическая работа проводится на изучаемом программном материале по следующим темам: Словообразование существительных при помощи суффиксов: -ышк-, -оньк- (-еньк-), -ушк- (-юшк-), -чик-, -щик-, -ищ-, - ечк-, -ичк-, -ец-, -иц-, -ок-, -онк-. Словообразование прилагательных при помощи суффиксов: -ов- (-ев), -лив-, - к, -ск-, -ева-, -н-. Словообразование глаголов при помощи приставок: без-бес, пре-при.
Развивая и совершенствуя грамматический компонент речи, учитель-логопед отрабатывает дифференциацию и правописание окончаний существительных в различных падежных формах.
Работа над обогащением словарного запаса способствует расширению возможностей обучающихся в подборе проверочных слов на ряд орфографических правил (например, «Правописание безударных гласных», «Правописание непроизносимых согласных» и др.).
На логопедических занятиях активно проводится работа с деформированным предложением и текстом, дополнение и составление предложений по опорным словам. Специальные приемы логопеда по работе с текстом способствуют повышению осознанности чтения, читательской грамотности. Составление и запись сложных предложений по образцу с союзами а, и, но способствует закреплению пунктуационных навыков. Отработка интонационно-выразительных средств, модуляции голоса совершенствует навыки выразительного чтения.
Логопедическая работа по разделу «Коррекция и развитие лексико- грамматической стороны речи. Морфология» проводится на основе изучения частей речи в соответствии с программой. Например, в ходе логопедических занятий ученики упражняются в различении и употреблении качественных, относительных и притяжательных имен прилагательных, числительных в разных падежных формах по родам и числам в устной и письменной речи. Постоянное включение изучаемой части речи в разные виды заданий и упражнений и семантическое употребление на уровне словосочетания, предложения, текста с подробной характеристикой слова позволяет закрепить знание грамматических признаков разных частей речи, расширить активный словарь изученными частями речи.
Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда выстраивается с учетом психофизиологических особенностей обучающихся с ЗПР и предусматривает постепенное усложнение речевого материала в соответствии с программой по предмету «Русский язык». Это отражается в календарном тематическом планировании коррекционного курса учителя-логопеда, в последовательности предъявления материала и коррекционно-развивающих заданий на логопедических занятиях.
Освоение программного материала осуществляется в соответствии с принципом доступности. По содержанию и объему материал подбирается посильным и понятным для обучающихся с ЗПР.
Учитель-логопед проводит отбор содержания используемого материала, ориентируясь на подбор или адаптацию текстов с ясным содержанием и сюжетной линией разных стилей и жанров, оптимальных по объему для изучения на занятии. Приоритет при выборе текста отдается содержанию, связанному с жизненным опытом школьника, кругом его интересов, способствующему формированию жизненных компетенций и практических навыков. На начальных этапах не используются тексты, содержащие сложные рассуждения автора, большое число действующих лиц, изобилующие сложными синтаксическими конструкциями, затрудняющими понимание смысла прочитанного.
Задания берутся разнообразными по форме и содержанию, позволяющие применять получаемые знания в итеративных (повторяющихся) ситуациях.
Закрепление изученного материала проводится с применением вариативного дидактического материала, позволяющего многократно отрабатывать учебный навык, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме. В работе широко используется визуальная поддержка, применяются смысловые таблицы, карточки-опоры, таблицы родственных слов.
Процесс овладения материалом основывается на многократном применении полученных знаний на практике. Школьникам с ЗПР требуется больше времени на осмысление усваиваемых знаний, они нуждаются в закреплении и совершенствовании формируемых умений. Предусматривается отработка практических навыков, которые будут использоваться в реальных жизненных ситуациях (например, подписание почтового конверта, составление текста поздравления, написание смс-сообщения на заданную тему).
Тематический план коррекционно-развивающей программы
(групповые занятия)
№ |
Раздел |
Количество часов |
1. |
Диагностический |
3 |
2. |
Развитие пространственно-временных представлений |
2 |
3. |
Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи (фонетика, орфоэпия, графика) |
20 |
4. |
Обогащение и активизация словарного запаса. Формирование навыков словообразования. Морфемика |
12 |
5. |
Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи. Морфология |
30 |
6. |
Диагностический |
3 |
Итого 70 часов |
Тематическое планирование с указанием количества часов,
отводимых на освоение каждой темы
Календарно-тематический план
Порядковый номер занятия |
Раздел, тема занятия с указанием количества часов |
Дата |
|
план |
факт |
||
Диагностический. (3ч.) |
|||
1. |
Диктант. |
|
|
2. |
Списывание. |
|
|
3. |
Изложение. |
|
|
Развитие пространственно-временных представлений. (2ч.) |
|||
4. |
Уточнение пространственно-временных представлений. |
|
|
5. |
Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия. |
|
|
Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи (фонетика, орфоэпия, графика). (20 ч.) |
|||
6. |
Гласные и согласные звуки. |
|
|
7. |
Слогообразующая роль гласных. Типы слогов. |
|
|
8. |
Правила переноса слов. |
|
|
9. |
Слоговой анализ и синтез слов различной слоговой структуры. |
|
|
10. |
Ударение. Смыслоразличительная роль ударения. |
|
|
11. |
Ударные и безударные гласные в слове. |
|
|
12. |
Правописание безударных гласных в корне слова. |
|
|
13. |
Правописание безударных гласных в корне слова. |
|
|
14. |
Гласные I и II ряда. Йотированные гласные. |
|
|
15. |
Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных на письме. |
|
|
16. |
Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных на письме. |
|
|
17. |
Разделительный мягкий знак и мягкий знак – показатель мягкости. |
|
|
18. |
Разделительный мягкий знак и мягкий знак – показатель мягкости. |
|
|
19. |
Разделительный твердый знак и разделительный мягкий знак. |
|
|
20. |
Разделительный твердый знак и разделительный мягкий знак. |
|
|
21. |
Звонкие и глухие согласные. Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова. |
|
|
22. |
Звонкие и глухие согласные. Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова. |
|
|
23. |
Непроизносимые согласные. |
|
|
24. |
Непроизносимые согласные. |
|
|
25. |
Фонематический анализ и синтез. |
|
|
Обогащение и активизация словарного запаса. Формирование навыков словообразования. Морфемика. (12ч.) |
|||
26. |
Состав слова. Корень. |
|
|
27. |
Родственные слова. |
|
|
28. |
Родственные слова. |
|
|
29. |
Сложные слова. |
|
|
30. |
Суффикс. |
|
|
31. |
Суффикс. |
|
|
32. |
Суффикс. |
|
|
33. |
Приставка. |
|
|
34. |
Приставка. |
|
|
35. |
Приставка. |
|
|
36. |
Предлоги и приставки. |
|
|
37. |
Предлоги и приставки. |
|
|
Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи. Морфология. (30 ч.) |
|||
38. |
Имя существительное. |
|
|
39. |
Род и число имен существительных. |
|
|
40. |
Предложно-падежные конструкции имен существительных. |
|
|
41. |
Предложно-падежные конструкции имен существительных. |
|
|
42. |
Имя прилагательное. |
|
|
43. |
Предложно-падежные конструкции имен прилагательных. |
|
|
44. |
Предложно-падежные конструкции имен прилагательных. |
|
|
45. |
Глагол. |
|
|
46. |
Изменение глаголов по числам и временам. |
|
|
47. |
Согласование имен существительных и глаголов прошедшего времени в роде и числе. |
|
|
48. |
Виды глагола. |
|
|
49. |
Виды глагола. |
|
|
50. |
Части речи. |
|
|
51. |
Проверочная работа по теме «Морфология». |
|
|
52. |
Слово и его лексическое значение. Многозначные слова. |
|
|
53. |
Прямое и переносное значения слов. |
|
|
54. |
Антонимы. Нахождение антонимичных пар в предложениях и текстах. |
|
|
55. |
Нахождение антонимичных пар в предложениях и текстах. |
|
|
56. |
Подбор антонимов к словам различных частей речи. |
|
|
57. |
Фразеологизмы-антонимы. |
|
|
58. |
Синонимы. Использование синонимов в речи для более точного выражения мысли. |
|
|
59. |
Использование синонимов в речи для исключения повторений одних и тех же слов. |
|
|
60. |
Подбор синонимов к словам различных частей речи. |
|
|
61. |
Синонимия многозначных слов. |
|
|
62. |
Синонимичность фразеологических оборотов. |
|
|
63. |
Дифференциация синонимов и антонимов. |
|
|
64. |
Омонимы. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. |
|
|
65. |
Словосочетание и фразеологические обороты. |
|
|
66. |
Словосочетание и фразеологические обороты. |
|
|
67. |
Проверочная работа по теме «лексико-грамматическая сторона речи». |
|
|
Диагностический. (3 ч.) |
|||
68. |
Диагностика устной и письменной речи. |
|
|
69. |
Итоговый диктант. |
|
|
70. |
Творческая работа. Изложение. |
|
|
Итого |
70 |
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.