Адаптированная рабочая программа коррекционно-развивающих занятий с учителем-логопедом для обучающихся с ОВЗ (ЗПР) 5-е классы

  • Документация
  • docx
  • 01.06.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Адаптированная рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся пятых классов с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) «Коррекция нарушений письменной речи» составлена с учетом программы обучения по русскому языку общеобразовательной школы и является частью адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития. Цель программы: коррекция и преодоление или ослабление имеющихся нарушений/недостатков устной и письменной речи обучающихся с ЗПР, развитие и совершенствование коммуникативных компетенций, формирование мотивации к самоконтролю собственной речи. Задачи программы: • коррекция и развитие языкового анализа и синтеза; • совершенствование зрительно-пространственных и пространственно-временных представлений; • совершенствование фонетико-фонематической стороны речи; • формирование фонематических, морфологических и синтаксических обобщений; • коррекция и развитие лексико-грамматического строя речи; • формирование алгоритма орфографических действий, орфографической зоркости, навыков грамотного письма; • коррекция или минимизация ошибок письма и чтения; • развитие связной речи и формирование коммуникативной компетенции.
Иконка файла материала Рабочая программа Логопедические занятия 5 класс.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8

ИМЕНИ СИБИРЦЕВА А.Н.

 

 

 

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора

_________________

_________________

_________________

Приказ ___________

 

 

 

 

Адаптированная рабочая программа

коррекционно-развивающих занятий с учителем-логопедом

 для обучающихся с ОВЗ (ЗПР)

5-е классы

 

 

 

 

 

 

2022 - 2023 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

Разработчик программы:

Новосёлова Людмила Анатольевна

  (Ф.И.О. учителя-логопеда)

 учитель-логопед

   (занимаемая должность)

 

 


Пояснительная записка

Рабочая программа логопедического сопровождения обучающихся пятых классов с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР) «Коррекция нарушений письменной речи» составлена с учетом программы обучения по русскому языку общеобразовательной школы и является частью адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития.

Программа разработана в соответствии с:

Требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер – 64101) (далее – ФГОС ООО) с учётом  Примерной адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического развития (одобренной решением ФУМО по общему образованию (протокол от 18 марта   2022 г. 1/22)) (далее – ПАООП ООО обучающихся с ЗПР);

Инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;

Учетом рекомендованных ТПМПК направлений коррекционно-развивающей работы.

 

Описание целей и задач программы

Цель программы: коррекция и преодоление или ослабление имеющихся нарушений/недостатков устной и письменной речи обучающихся с ЗПР, развитие и совершенствование коммуникативных компетенций, формирование мотивации к самоконтролю собственной речи.

            Задачи программы:

коррекция и развитие языкового анализа и синтеза;

совершенствование зрительно-пространственных и пространственно-временных представлений;

совершенствование фонетико-фонематической стороны речи;

формирование фонематических, морфологических и синтаксических    обобщений;

коррекция и развитие лексико-грамматического строя речи;

формирование алгоритма орфографических действий, орфографической  зоркости, навыков грамотного письма;

коррекция или минимизация ошибок письма и чтения;

развитие связной речи и формирование коммуникативной компетенции.

 

Общая характеристика программы

групповых коррекционно-развивающих логопедических занятий

Программа направлена на преодоление и/или ослабление нарушений/недостатков речевого развития у обучающихся 5 классов, получающих образование в соответствии с АООП ООО обучающихся с ЗПР, на формирование речевой компетенции обучающихся, развитие и  совершенствование навыков речевого общения, обогащение лексического запаса и языковых средств общения, преодоление и/или ослабление нарушений чтения и письма, формирование мотивации к самоконтролю собственной речи.

              В процессе реализации программы осуществляются формирование языковых обобщений, коррекция и развитие  навыков правильного использования языковых средств в процессе общения и в учебной деятельности. Происходят обогащение лексического строя речи,  развитие лексической системности, совершенствование грамматического оформления речи путем овладения новыми способами словоизменения и  словообразования изучаемых частей речи, моделями различных    синтаксических конструкций. Осуществляется развитие связной речи,  соответствующей законам логики, грамматики, композиции речевого высказывания, выполняющей коммуникативную функцию.

Особенности построения коррекционно-развивающей программы

Рабочая программа построена по разделам. Каждый раздел отражает содержание одного из направлений коррекционной логопедической работы, необходимых для преодоления речевого нарушения при ЗПР. Построение программы позволяет осуществлять дифференцированный подход с учетом особых образовательных потребностей и речевых возможностей школьников с ЗПР. Учитель-логопед структурирует содержание программного материала, исходя из потребностей учащегося с ЗПР или группы, увеличивая количество часов на изучение одного или нескольких разделов либо равномерно распределяя время на изучение каждого раздела. Проведение коррекционно-развивающих занятий учителя-логопеда предполагает вариативность и индивидуализацию  содержания программы.

При тематическом планировании логопедических занятий учитель-логопед после изучения конкретной темы интегрирует материал для закрепления в структуру последующих занятий. Кроме того, возможно совмещение на одном занятии логически связанных тем из разных разделов.

 

Сроки и этапы реализации коррекционно-развивающей программы

Программа групповых  занятий рассчитана на 70 часов, индивидуальных занятий на 35 часов. Разработана в соответствии со структурой речевого дефекта обучающихся и отражает современные подходы к коррекции нарушений письменной речи.

Форма проведения занятий – групповая 2 раза в неделю, продолжительность занятий 40 минут. Индивидуальная - 1 раз в неделю, продолжительность занятий 40 минут.

Количество часов на изучение тем корректируется в зависимости от индивидуальных особенностей речевого развития детей и усвоения ими программного материала. Коррекционно-развивающие логопедические занятия проходят во внеурочное время в специально оборудованном кабинете. Расписание занятий составляется с учетом режима работы школы и в соответствии с циклограммой учителя-логопеда, согласованной с администрацией школы.

Учитель-логопед работает в тесном сотрудничестве с другими специалистами сопровождения (учителем-дефектологом, педагогом-психологом), что обеспечивает комплексный подход в решении трудностей обучающегося с ЗПР.

 

Психолого-педагогическая характеристика учащихся

Учащиеся данной категории испытывают стойкие трудности при усвоении программы по русскому языку общеобразовательной школы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью.

            Нарушения письменной речи у учащихся проявляется в трудности усвоения и применения правил правописания (особенно построенных на морфологическом принципе), в обнаружении орфограмм в слове, в неумении актуализировать и интегрировать лингвистические знания при реализации правил орфографии, в трудностях автоматизации орфографических навыков и умений, нечетком владении учебной терминологией, в сложности формулирования правил правописания, что приводит к большому количеству орфографических ошибок в письменных работах. Симптоматика нарушений письменной речи характеризуется стойкостью и прогрессирующей динамикой.

Для учащихся с ЗПР основную трудность составляет решение орфографической задачи: им трудно увидеть «ошибкоопасное» место в слове, сложно подобрать проверочное слово, найти допущенную ошибку.

Нарушения письменной речи выявляется у детей, имеющих в анамнезе:

-общее недоразвитие речи;

-фонетическое недоразвитие  речи и фонетико-фонематическое недоразвитие речи;

-различную неврологическую симптоматику: минимальную мозговую дисфункцию (ММД), энцефалопатию;

-пренатальную и постнатальную патологию.

Существенную роль  в возникновении нарушений письменной речи играют:

-затрудненность восприятия ритмической структуры слова;

-нарушение пространственно-временных представлений:

-дефицит произвольной концентрации, переключения и распределения внимания;

-снижение всех видов памяти;

- нарушения лексико-грамматического строя речи;

-сложность слуховой дифференциации фонем;

-недостаточное развитие словесно-логического мышления;

-недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям;

-снижение тонуса познавательной активности;

-недостаточное развитие самоконтроля;

-нарушение динамического праксиса руки;

-нечеткая дикция, плохая артикуляция.

 

Планируемые результаты освоения коррекционно-развивающей программы    Освоение программы включают следующие разделы, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Разнообразие недостатков речи у обучающихся с ЗПР, различия индивидуального компенсаторного потенциала, социально-средовых условий их воспитания не позволяет ожидать одинаковых результатов в успешности освоения программы. Вместе с тем можно обозначить целевые ориентиры, которые учитель-логопед пытается достичь.

«Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи» (фонетика, орфоэпия, графика)

Обучающийся научится и будет (сможет):

преодолевать специфические ошибки, исключая замены звуков в речи и букв на письме по фонематическому сходству, нарушения звуко-слоговой структуры или минимизируя их рамках изученного программного материала 5 класса);

устранять или минимизировать недостатки звукопроизношения;

различать и характеризовать звуки речи с опорой на образец;

совершенствовать оптико-пространственные представления и мелкую моторику, различать буквы по оптическому и кинетическому сходству, исключая специфические ошибки (по типу замены);

различать звуки и буквы, выполнять фонетический разбор слова с опорой на алгоритм действий, соотносить звуковой облик слова с его графическим изображением;

ориентироваться в понятиях: звук, буква, слог, гласные, йотированные гласные, согласные, ударение, ударные, безударные, глухие, звонкие, непроизносимые, фонема, фонетический разбор;

выделять ударный слог в начале, в середине и в конце слова, различать ударные и безударные слоги и приводить примеры;

использовать знания по фонетике и графике, орфоэпии в практике произношения и правописания том числе правописание разделительных ъ и ь; ы и после ц; правописание сочетаний жи - ши, ча - ща, чу - щу; -чк-, -чн-, -нч-, -рщ-);

читать с соблюдением орфоэпическим норм, исключая или минимизируя специфические ошибки (перестановки, антиципации, пропуски, замены).

«Обогащение и активизация словарного запаса. Формирование навыков словообразования. Морфемика»

Обучающийся научится и будет (сможет):

правильно произносить и писать слова без специфических ошибок словообразования или минимизируя их (в рамках изученного программного материала 5 класса);

ориентироваться в понятиях части слова, основа, корень, приставка, суффикс, окончание;

образовывать существительные при помощи суффиксов: – ышк-, -оньк- (-еньк-), -ушк-

 (-юшк-), -чик-, -щик-, -ищ-, -ечк-, -ичк-, -ец-, -иц-, -ок-, -онк-;

образовывать существительных при помощи суффиксов и приставок;

образовывать прилагательные при помощи суффиксов: -ов- (-ев), -лив-, - к, -ск-, -ева-, -н-;

образовывать глаголы при помощи приставок: без-бес, пре-при; образовывать глаголы с помощью приставок и суффиксов;

соблюдать на письме орфографические правила: правописание приставок приставок на з (с); правописание корней с буквами о – а в корнях - лаг- / -лож, -рос- / -раст- (-ращ-); с буквами ё о после шипящих в корне слова; с буквами ы, и после ц.

«Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи. Морфология»

Обучающийся научится и будет (сможет):

правильно произносить и писать словосочетания и предложения без специфических ошибок, исключая аграмматизм или минимизируя количество лексико-грамматических ошибок рамках изученного программного материала 5 класса);

использовать различные части речи, в том числе существительные, прилагательные, местоимения, глаголы и наречия;

различать существительные, уметь записывать словосочетания и предложения, соблюдая правило слитного и раздельного написания не с именами существительными, правописание собственных имен существительных;

различать прилагательные полной и краткой формы; уметь записывать словосочетания и предложения, соблюдая правило слитного и раздельного написания не с именами прилагательными;

различать глаголы совершенного и несовершенного вида, возвратные и невозвратные, переходные и непереходные, грамматические свойства инфинитива (неопределенной формы) глагола;

спрягать глаголы; соблюдать нормы словоизменения глаголов, постановки ударения в глагольных формах рамках изученного), правописания глаголов (корней с чередованием е//и, использования ь как показателя грамматической формы в инфинитиве, в форме 2-го лица единственного числа, в формах повелительного наклонения глагола; -тся и - ться в глаголах; суффиксов -ова-/-ева-, -ыва-/-ива-; личных окончаний глагола, гласной перед суффиксом -л- в формах прошедшего времени глагола; слитного и раздельного написания не с глаголами);

различать однозначные и многозначные слова, понимать переносное значение изученных слов, подбирать и употреблять антонимы и синонимы,

согласовывать подлежащее со сказуемым, выраженным глаголом прошедшего времени;

согласовывать прилагательные с существительными;

употреблять существительные в различных падежных формах;

строить простые   распространенные предложения, исключая или   минимизируя смысловые и грамматические ошибки;

конструировать сложные предложения по образцу с союзами а, и, но;

соблюдать на письме орфографические и пунктуационные правила:

- знаки препинания в конце предложения;

-тире между подлежащим и сказуемым (при их выражении именем существительным в И.п.);

-знаки препинания в предложении с однородными членами (соединёнными только интонацией, одиночными союзами И, А, НО, а также повторяющимся союзом И) и обобщающим словом перед однородными членами;

-знаки препинания в предложении с обращениями.

«Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация» (говорение, аудирование, чтение, письмо)

Обучающийся научится и будет (сможет):

формулировать собственное связное высказывание в виде словесного отчета по совершаемому действию с опорой на ключевые слова;

устно составлять связный текст повествовательного характера на заданную тему с соблюдением орфоэпических норм (по опорному плану и ключевым словам);

делить текст на смысловые части, составлять план текста по наводящим вопросам опорой на письменный текст);

уметь определять и формулировать тему и главную мысль текста с опорой на ключевые слова;

уметь находить предложение в тексте, определяющую главную мысль текста;

пересказывать повествовательный текст объемом не менее 90 слов по плану и опорным словам;

уметь письменно последовательно излагать прослушанный текст, сохраняя смысловую целостность, речевую связность по ключевым словам и опорным вопросам;

поддерживать диалог на заданную тему в рамках изученного материала и на основе полученных знаний объемом не менее 2 реплик;

выразительно читать стихотворные и прозаические тексты с соблюдением пройденных в 5 классе орфоэпических правил.

 

Содержание коррекционно-развивающей программы

Содержание разделов включает:

           Диагностический направлен на обследование письменной речи учащихся. Проводится в начале, в середине и в конце учебного года.

           Развитие пространственно-временных представлений направлен на уточнение пространственно-временных представлений. Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия.

Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи. Фонетика, орфоэпия, графика.  Звуки и буквы. Различение звуков в речи и букв на письме (по фонетическому сходству). Различение букв (по оптическому и кинетическому сходству). Слогообразующая роль гласных. Типы слогов. Ударение. Смыслоразличительная и форморазличительная роль ударения. Практикум по развитию произношения и навыков чтения. Направлен на коррекцию и развитие произносительной стороны речи, звуко-слоговой структуры слова, дифференциацию звуков и букв, преодоление специфических ошибок письма (перестановки, пропуски, замены).

 Обогащение и активизация словарного запаса. Формирование навыков словообразования. Морфемика.  Словообразование существительных при помощи суффиксов: -ышк-, - оньк- (-еньк-), -ушк- (-юшк-), -чик-, -щик-, -ищ-, -ечк-, -ичк-, -ец-, -иц-, -ок-, - онк-. Словообразование прилагательных при помощи суффиксов: -ов- (-ев-), - лив-, -к-, -ск-, -ева-, -н-. Словообразование глаголов при помощи приставок: без-бес, пре-при. Словообразование глаголов с помощью приставок и суффиксов. Различение букв о–а в корнях -лаг- / -лож, -рос- / -раст- (-ращ-). Различение букв ё–о после шипящих в корне слова. Различение букв ы–и после ц в словах. Направлен на пополнение словарного запаса, использование различных способов словообразования разных частей речи, преодоление специфических и дизорфографических ошибок.

Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи. Морфология. Словосочетание и предложение. Согласование слов. Связь слов в словосочетании и в предложении. Различение глаголов совершенного и несовершенного вида. Практическое использование глаголов в устной и письменной речи. Словоизменение глаголов. Однозначные и многозначные слова. Антонимы. Синонимы. Дифференциация существительных в различных падежных формах. Составление сложных предложений по образцу с союзами а, и, но. Направлен на формирование синтаксических и семантических представлений, расширение языковых средств и формирование умения активно использовать их на уровне словосочетания и предложения, преодоление специфических, дизорфографических и пунктуационных ошибок.

Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация (говорение, аудирование, чтение, письмо). Составление связного высказывания виде словесного отчета по совершаемому действию с опорой на ключевые слова). Составление связного рассказа повествовательного характера на заданную тему (по опорному плану и ключевым словам). Пересказ повествовательного текста (объемом не менее 90 слов). Диалог на заданную тему рамках изученного материала и на основе полученных знаний, объемом не менее 2 реплик). Работа с письменным текстом. Работа с деформированным текстом. Деловое письмо (текст поздравительной открытки и письма).

Направлен на развитие умения работать с текстом, формирование коммуникативных умений и навыков, готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию, преодоление специфических, дизорфографических и пунктуационных ошибок.

В целях повышения эффективности коррекционной работы и  осмысления содержания данной программы раздел «Коррекция и развитие связной речи. Коммуникация (говорение, аудирование, чтение, письмо)»  вынесен на индивидуальную работу с обучающимися. Такое распределение определяется индивидуальными психофизическими особенностями конкретных обучающихся с ЗПР, степенью усвоенности ими учебных тем, рекомендациями ППк.

Виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми образовательными потребностями и обеспечивающие осмысленное освоение содержания программы

На занятиях используются разнообразные виды деятельности обучающихся с ЗПР. Учитель-логопед комбинирует аудирование, говорение и выполнение письменных работ. Обучающиеся с ЗПР должны объяснять свои действия, вслух разъяснять свои мысли, ссылаться на известные правила, факты, высказывать догадки, предлагать способы выполнения задания, задавать вопросы. На занятиях постоянно развивается у школьников с ЗПР умение работать с текстом и справочной литературой.

Немаловажным представляется введение алгоритмизации при изучении сложного речевого материала. Обучающимся с ЗПР предлагаются алгоритмы   правил, выделение шагов последовательных действий при работе над   заданием.

Учитель-логопед проводит зрительные диктанты, списывание, письмо по памяти и др. Важным является формирование умения находить в тексте слова на изучаемое правило и правильно его применять. На занятиях обучающиеся с ЗПР выделяют в тетради орфограммы зеленым цветом, при необходимости предварительно перед написанием орфографически проговаривают трудные слова. Все это способствует развитию орфографической зоркости и умения осуществлять необходимый самоконтроль и самокоррекцию.

Содержание коррекционной программы строится в соответствие с требованиями к результату изучения учебного предмета «Русский язык» и основано на использовании учебного материала.

Коррекционная программа учителя-логопеда предусматривает знакомство обучающих с причастиями (без терминологии) в ознакомительном плане на логопедических занятиях             Логопедическая работа проводится на изучаемом программном материале, при этом специалист уделяет внимание закреплению учебных навыков по учебному предмету «Русский язык» с использованием логопедических приемов. Например, упражнения по словообразованию разных частей речи позволяют отрабатывать и закреплять навыки морфемного разбора частей речи. Так, в курсе 5 класса в модуле «Обогащение и активизация словарного запаса. Формирование навыков словообразования. Морфемика» логопедическая работа проводится на изучаемом программном материале по следующим темам: Словообразование существительных при помощи суффиксов: -ышк-, -оньк- (-еньк-), -ушк- (-юшк-), -чик-, -щик-, -ищ-, - ечк-, -ичк-, -ец-, -иц-, -ок-, -онк-. Словообразование прилагательных при помощи суффиксов: -ов- (-ев), -лив-, - к, -ск-, -ева-, -н-. Словообразование глаголов при помощи приставок: без-бес, пре-при.

Развивая и совершенствуя грамматический компонент речи, учитель-логопед отрабатывает дифференциацию и правописание окончаний существительных в различных падежных формах.

Работа над обогащением словарного запаса способствует расширению возможностей обучающихся в подборе проверочных слов на ряд орфографических правил (например, «Правописание безударных гласных», «Правописание непроизносимых согласных» и др.).

На логопедических занятиях активно проводится работа с деформированным предложением и текстом, дополнение и составление предложений по опорным словам. Специальные приемы логопеда по работе с текстом способствуют повышению осознанности чтения, читательской грамотности. Составление и запись сложных предложений по образцу с союзами а, и, но способствует закреплению пунктуационных навыков. Отработка интонационно-выразительных средств, модуляции голоса совершенствует навыки выразительного чтения.

Логопедическая работа по разделу «Коррекция и развитие лексико- грамматической стороны речи. Морфология» проводится на основе изучения частей речи в соответствии с программой. Например, в ходе логопедических занятий ученики упражняются в различении и употреблении качественных, относительных и притяжательных имен прилагательных, числительных в разных падежных формах по родам и числам в устной и письменной речи. Постоянное включение изучаемой части речи в разные виды заданий и упражнений и семантическое употребление на уровне словосочетания, предложения, текста с подробной характеристикой слова позволяет закрепить знание грамматических признаков разных частей речи, расширить активный словарь изученными  частями речи.

Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда выстраивается с учетом психофизиологических особенностей обучающихся с ЗПР и предусматривает постепенное усложнение речевого материала в соответствии с программой по предмету «Русский язык». Это отражается в календарном тематическом планировании коррекционного курса учителя-логопеда, в последовательности предъявления материала и коррекционно-развивающих заданий на логопедических занятиях.

Освоение программного материала осуществляется в соответствии с принципом доступности. По содержанию и объему материал подбирается посильным и понятным для обучающихся с ЗПР.

Учитель-логопед проводит отбор содержания используемого материала,   ориентируясь на подбор или адаптацию текстов с ясным содержанием и  сюжетной линией разных стилей и жанров, оптимальных по объему для изучения на занятии. Приоритет при выборе текста отдается содержанию, связанному с жизненным опытом школьника, кругом его интересов, способствующему формированию жизненных компетенций и практических навыков. На начальных этапах не используются тексты, содержащие сложные рассуждения автора, большое число действующих лиц, изобилующие сложными синтаксическими конструкциями, затрудняющими понимание смысла прочитанного.

Задания берутся разнообразными по форме и содержанию, позволяющие применять получаемые знания в итеративных (повторяющихся) ситуациях.

Закрепление изученного материала проводится с применением вариативного дидактического материала, позволяющего многократно отрабатывать учебный навык, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме. В работе широко используется визуальная поддержка, применяются смысловые таблицы, карточки-опоры, таблицы родственных слов.

Процесс овладения материалом основывается на многократном применении полученных знаний на практике. Школьникам с ЗПР требуется больше времени на осмысление усваиваемых знаний, они нуждаются в закреплении и совершенствовании формируемых умений. Предусматривается отработка практических навыков, которые будут использоваться в реальных жизненных ситуациях (например, подписание почтового конверта, составление текста поздравления, написание смс-сообщения на заданную тему).

 

Тематический план коррекционно-развивающей программы

(групповые занятия)

Раздел

Количество часов

1.                   

Диагностический

3

2.                   

Развитие пространственно-временных представлений

2

3.                   

Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи (фонетика, орфоэпия, графика)

20

4.                   

Обогащение и активизация словарного запаса. Формирование навыков словообразования. Морфемика

12

5.                   

Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи. Морфология

30

6.                   

Диагностический

3

                                                                                                            Итого 70 часов

 


Тематическое планирование с указанием количества часов,

отводимых на освоение каждой темы

Календарно-тематический план

Порядковый номер занятия

Раздел, тема занятия

 с указанием количества часов

Дата

план

факт

Диагностический. (3ч.)

1.       

Диктант.

 

 

2.       

Списывание.

 

 

3.       

Изложение.

 

 

Развитие пространственно-временных представлений. (2ч.)

4.       

Уточнение пространственно-временных представлений.

 

 

5.       

Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия.

 

 

Совершенствование фонетико-фонематической стороны речи (фонетика, орфоэпия, графика). (20 ч.)

6.       

Гласные и согласные звуки.

 

 

7.       

Слогообразующая роль гласных. Типы слогов.

 

 

8.       

Правила переноса слов.

 

 

9.       

Слоговой анализ и синтез слов различной слоговой структуры.

 

 

10.   

Ударение. Смыслоразличительная роль ударения.

 

 

11.   

Ударные и безударные гласные в слове.

 

 

12.   

Правописание безударных гласных в корне слова.

 

 

13.   

Правописание безударных гласных в корне слова.

 

 

14.   

Гласные I и II  ряда. Йотированные гласные.

 

 

15.   

Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных на письме.

 

 

16.   

Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных на письме.

 

 

17.   

Разделительный мягкий знак и мягкий знак – показатель мягкости.

 

 

18.   

Разделительный мягкий знак и мягкий знак – показатель мягкости.

 

 

19.   

Разделительный твердый знак и разделительный мягкий знак.

 

 

20.   

Разделительный твердый знак и разделительный мягкий знак.

 

 

21.   

Звонкие и глухие согласные. Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова.

 

 

22.   

Звонкие и глухие согласные. Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова.

 

 

23.   

Непроизносимые согласные.

 

 

24.   

Непроизносимые согласные.

 

 

25.   

Фонематический анализ и синтез.

 

 

 Обогащение и активизация словарного запаса. Формирование навыков словообразования. Морфемика. (12ч.)

26.   

Состав слова. Корень.

 

 

27.   

Родственные слова.

 

 

28.   

Родственные слова.

 

 

29.   

Сложные слова.

 

 

30.   

Суффикс.

 

 

31.   

Суффикс.

 

 

32.   

Суффикс.

 

 

33.   

Приставка.

 

 

34.   

Приставка.

 

 

35.   

Приставка.

 

 

36.   

Предлоги и приставки.

 

 

37.   

Предлоги и приставки.

 

 

Коррекция и развитие лексико-грамматической стороны речи. Морфология. (30 ч.)

38.   

Имя существительное.

 

 

39.   

Род и число имен существительных.

 

 

40.   

Предложно-падежные конструкции имен существительных.

 

 

41.   

Предложно-падежные конструкции имен существительных.

 

 

42.   

Имя прилагательное.

 

 

43.   

Предложно-падежные конструкции имен прилагательных.

 

 

44.   

Предложно-падежные конструкции имен прилагательных.

 

 

45.   

Глагол.

 

 

46.   

Изменение глаголов по числам и временам.

 

 

47.   

Согласование имен существительных и глаголов прошедшего времени в роде и числе.

 

 

48.   

Виды глагола.

 

 

49.   

Виды глагола.

 

 

50.   

Части речи.

 

 

51.   

Проверочная работа по теме «Морфология».

 

 

52.   

Слово и его лексическое значение. Многозначные слова.

 

 

53.   

Прямое и переносное значения слов.

 

 

54.   

Антонимы. Нахождение антонимичных пар в предложениях и текстах.

 

 

55.   

Нахождение антонимичных пар в предложениях и текстах.

 

 

56.   

Подбор антонимов к словам различных частей речи.

 

 

57.   

Фразеологизмы-антонимы.

 

 

58.   

Синонимы. Использование синонимов в речи для более точного выражения мысли.

 

 

59.   

Использование синонимов в речи для исключения повторений одних и тех же слов.

 

 

60.   

Подбор синонимов к словам различных частей речи.

 

 

61.   

Синонимия многозначных слов.

 

 

62.   

Синонимичность фразеологических оборотов.

 

 

63.   

Дифференциация синонимов и антонимов.

 

 

64.   

Омонимы. Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению.

 

 

65.   

Словосочетание и фразеологические обороты.

 

 

66.   

Словосочетание и фразеологические обороты.

 

 

67.   

Проверочная работа по теме «лексико-грамматическая сторона речи».

 

 

Диагностический. (3 ч.)

68.   

Диагностика устной и письменной речи.

 

 

69.   

Итоговый диктант.

 

 

70.   

Творческая работа. Изложение.

 

 

Итого

70

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru