Адаптированная рабочая программа по биологии 5-9 классы УО
Оценка 4.9

Адаптированная рабочая программа по биологии 5-9 классы УО

Оценка 4.9
docx
12.10.2021
Адаптированная рабочая программа по биологии 5-9 классы УО
АРП биология 5-9 классы УО.docx

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 92

Барабинского района Новосибирской области

 

 

 

СОГЛАСОВАНО

на заседании школьного

методического объединения

Протокол № ____

от «___» августа 20__ года

ПРИНЯТО

решением педагогического

совета

Протокол № ____

от «___»  августа 20___ года

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор

___________ Ю.Н. Гербер

Приказ № _______

от «___» августа 20__ года

 

 

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Биология»

для обучающихся 5 - 9 классов

уровень изучения – базовый

срок реализации 5 лет.

 

 

 

 

 

Составитель:

Сахарова Светлана Николаевна, учитель биологии

 

г. Барабинск, 2018 год


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых  и инструктивно-методических документов:

1)      Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 

2)      Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

3)      Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего»;

4)      Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; 

5)      Письма Министерства образования и науки РФ от 08.08.2014 г. № 24/4.11-4851/м «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ» с учетом положений федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

6)      Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (утверждены приказом Минобрнауки РФ от 31.03.2014г  № 253, с изменениями от 08.06.2015 приказ №576,   от 28.12.2015 приказ №1529,  от 26.01.2016 приказ №38,  от 29.12.2016 приказ №1677, от 08.06.2017 приказ №535, от 20.06.2017 приказ № 581, от 05.07.2017 приказ №629);

7)      в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». С изменениями от 29.12.2014 приказ №1644, от 31.12.2015 приказ №1577;

8)      Устава образовательного учреждения.

 

Психолого – педагогическая характеристика обучающихся умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) легкой степени.

Умственная отсталость — это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы (ЦНС). Понятие «умственной отсталости» по степени интеллектуальной неполноценности применимо к разнообразной группе детей. Степень выраженности интеллектуальной неполноценности коррелирует (соотносится) со сроками, в которые возникло поражение ЦНС – чем оно произошло раньше, тем тяжелее последствия.

Наиболее многочисленную группу среди обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), примерно три четверти, составляют дети с легкой умственной отсталостью (по международной классификации болезней (МКБ-10) IQ — 69-50). 

Развитие ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), хотя и происходит на дефектной основе и характеризуется замедленностью, наличием отклонений от нормального развития, тем не менее, представляет собой поступательный процесс, привносящий качественные изменения в познавательную деятельность детей и их личностную сферу, что дает основания для оптимистического прогноза.

Затруднения в психическом развитии детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловлены особенностями их высшей нервной деятельности (слабостью процессов возбуждения и торможения, замедленным формированием условных связей, тугоподвижностью нервных процессов, нарушением взаимодействия первой и второй сигнальных систем и др.).

В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является мышление, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению.

Вместе с тем, Российская дефектология (как правопреемница советской) руководствуется теоретическим постулатом Л. С. Выготского о том, что своевременная педагогическая коррекция с учетом специфических особенностей каждого ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «запускает» компенсаторные процессы, обеспечивающие реализацию их потенциальных возможностей.

Развитие всех психических процессов у детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отличается качественным своеобразием. Относительно сохранной у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оказывается чувственная ступень познания ― ощущение и восприятие. Но и в этих познавательных процессах сказывается дефицитарность: неточность и слабость дифференцировки зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений приводят к затруднению адекватности ориентировки детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в окружающей среде. Нарушение объема и темпа восприятия, недостаточная его дифференцировка, не могут не оказывать отрицательного влияния на весь ход развития ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Однако особая организация учебной и внеурочной работы, основанной на использовании практической деятельности; проведение специальных коррекционных занятий не только повышают качество ощущений и восприятий, но и оказывают положительное влияние на развитие интеллектуальной сферы, в частности овладение отдельными мыслительными операциями.

Меньший потенциал у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обнаруживается в развитии их мышления, основу которого составляют такие операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Эти мыслительные операции у этой категории детей обладают целым рядом своеобразных черт, проявляющихся в трудностях установления отношений между частями предмета, выделении его существенных признаков и дифференциации их от несущественных, нахождении и сравнении предметов по признакам сходства и отличия и т. д.

Из всех видов мышления (наглядно-действенного, наглядно – образного и словесно-логического) у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в большей степени недоразвито словесно-логическое мышление. Это выражается в слабости обобщения, трудностях понимания смысла явления или факта. Обучающимся присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления: зачастую, они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия. Однако при особой организации учебной деятельности, направленной на обучение школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) пользованию рациональными и целенаправленными способами выполнения задания, оказывается возможным в той или иной степени скорригировать недостатки мыслительной деятельности. Использование специальных методов и приемов, применяющихся в процессе коррекционно-развивающего обучения, позволяет оказывать влияние на развитие различных видов мышления обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе и словесно-логического.

Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Запоминание, сохранение и воспроизведение полученной информации обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) также отличается целым рядом специфических особенностей: они лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, которое требует многократных повторений. Менее развитым оказывается логическое опосредованное запоминание, хотя механическая память может быть сформирована на более высоком уровне. Недостатки памяти обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются не столько в трудностях получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения: вследствие трудностей установления логических отношений полученная информация может воспроизводиться бессистемно, с большим количеством искажений; при этом наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала.

Использование различных дополнительных средств и приемов в процессе коррекционно – развивающего обучения (иллюстративной, символической наглядности; различных вариантов планов; вопросов педагога и т. д.) может оказать значительное влияние на повышение качества воспроизведения словесного материала. Вместе с тем специфика мнемической деятельности во многом определяется структурой дефекта каждого ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В связи с этим учет особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разных клинических групп (по классификации М. С. Певзнер) позволяет более успешно использовать потенциал развития их мнемической деятельности.

Особенности познавательной деятельности школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются и в особенностях их внимания, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. В значительной степени нарушено произвольное внимание, что связано с ослаблением волевого напряжения, направленного на преодоление трудностей, что выражается в неустойчивости внимания. Также в процессе обучения обнаруживаются трудности сосредоточения на каком-либо одном объекте или виде деятельности. Однако, если задание посильно для ученика и интересно ему, то его внимание может определенное время поддерживаться на должном уровне. Под влиянием специально организованного обучения и воспитания объем внимания и его устойчивость значительно улучшаются, что позволяет говорить о наличии положительной динамики, но вместе с тем, в большинстве случаев эти показатели не достигают возрастной нормы.

Для успешного обучения необходимы достаточно развитые представления и воображение. Представлениям детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) свойственна недифференцированность, фрагментарность, уподобление образов, что, в свою очередь, сказывается на узнавании и понимании учебного материала. Воображение как один из наиболее сложных процессов отличается значительной несформированностью, что выражается в его примитивности, неточности и схематичности. Однако, начиная с первого года обучения, в ходе преподавания всех учебных предметов проводится целенаправленная работа по уточнению и обогащению представлений, прежде всего ― представлений об окружающей действительности.

У школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которых является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Недостатки речевой деятельности этой категории обучающихся напрямую связаны с нарушением абстрактно – логического мышления. Однако в повседневной практике такие дети способны поддержать беседу на темы, близкие их личному опыту, используя при этом несложные конструкции предложений. Проведение систематической коррекционно-развивающей работы, направленной на систематизацию и обогащение представлений об окружающей действительности, создает положительные условия для овладения обучающимися различными языковыми средствами. Это находит свое выражение в увеличении объема и изменении качества словарного запаса, овладении различными конструкциями предложений, составлении небольших, но завершенных по смыслу, устных высказываний. Таким образом, постепенно создается основа для овладения более сложной формой речи ― письменной.

Моторная сфера детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), как правило, не имеет выраженных нарушений. Наибольшие трудности обучающиеся испытывают при выполнении заданий, связанных с точной координацией мелких движений пальцев рук. В свою очередь, это негативно сказывается на овладении письмом и некоторыми трудовыми операциями. Проведение специальных упражнений, включенных как в содержание коррекционных занятий, так и используемых на отдельных уроках, способствует развитию координации и точности движений пальцев рук и кисти, а также позволяет подготовить обучающихся к овладению учебными и трудовыми действиями, требующими определенной моторной ловкости.

Психологические особенности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются и в нарушении эмоциональной сферы. При легкой умственной отсталости эмоции в целом сохранны, однако они отличаются отсутствием оттенков переживаний, неустойчивостью и поверхностью. Отсутствуют или очень слабо выражены переживания, определяющие интерес и побуждение к познавательной деятельности, а также с большими затруднениями осуществляется воспитание высших психических чувств: нравственных и эстетических.

Волевая сфера учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характеризуется слабостью собственных намерений и побуждений, большой внушаемостью. Такие школьники предпочитают выбирать путь, не требующий волевых усилий, а вследствие непосильности предъявляемых требований, у некоторых из них развиваются такие отрицательные черты личности, как негативизм и упрямство. Своеобразие протекания психических процессов и особенности волевой сферы школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оказывают отрицательное влияние на характер их деятельности, в особенности произвольной, что выражается в недоразвитии мотивационной сферы, слабости побуждений, недостаточности инициативы. Эти недостатки особенно ярко проявляются в учебной деятельности, поскольку учащиеся приступают к ее выполнению без необходимой предшествующей ориентировки в задании и, не сопоставляя ход ее выполнения, с конечной целью. В процессе выполнения учебного задания они часто уходят от правильно начатого выполнения действия, «соскальзывают» на действия, произведенные ранее, причем осуществляют их в прежнем виде, не учитывая изменения условий. Вместе с тем, при проведении длительной, систематической и специально организованной работы, направленной на обучение этой группы школьников целеполаганию, планированию и контролю, им оказываются доступны разные виды деятельности: изобразительная и конструктивная деятельность, игра, в том числе дидактическая, ручной труд, а в старшем школьном возрасте и некоторые виды профильного труда.

Следует отметить независимость и самостоятельность этой категории школьников в уходе за собой, благодаря овладению необходимыми социально-бытовыми навыками. Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов и эмоционально-волевой сферы обусловливают формирование некоторых специфических особенностей личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), проявляющиеся в примитивности интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет формирование социально зрелых отношений со сверстниками и взрослыми.

Выстраивая психолого-педагогическое сопровождение психического развития детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), следует опираться на положение, сформулированное Л. С. Выготским, о единстве закономерностей развития аномального и нормального ребенка, а также решающей роли создания таких социальных условий его обучения и воспитания, которые обеспечивают успешное «врастание» его в культуру. В качестве таких условий выступает система коррекционных мероприятий в процессе специально организованного обучения, опирающегося на сохранные стороны его психики и учитывающее зону ближайшего развития.

Особые образовательные потребности обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Недоразвитие познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разных групп проявляется не только в качественных и количественных отклонениях от нормы, но и в глубоком своеобразии их социализации. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, а иногда с резкими изменениями всей психической деятельности ребёнка. При этом, несмотря на многообразие индивидуальных вариантов структуры данного нарушения, перспективы образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) детерминированы в основном степенью выраженности недоразвития интеллекта, при этом образование, в любом случае, остается нецензовым.

Таким образом, современные научные представления об особенностях развития разных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические.

К общим потребностям относятся: время начала образования, содержание образования, разработка и использование специальных методов и средств обучения, особая организация обучения, расширение границ образовательного пространства, продолжительность образования и определение круга лиц, участвующих в образовательном процессе. Для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характерны следующие специфические образовательные потребности:

-  раннее получение специальной помощи средствами образования;

- обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе коррекционной работы;

- научный, практико-ориентированный, действенный характер содержания образования;

- доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования;

- систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений; специальное обучение их «переносу» с учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций;

-  обеспечении особой пространственной и временной организации общеобразовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним;

- развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка к обучению и социальному взаимодействию со средой

- стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру.

 

В 5-х классах предусматривается изучение предмета природоведение

Изучение природоведения в начальных классах школы 8-го вида направлено на обобщение знаний учащихся об окружающем мире, полученное при ознакомлении с предметами и явлениями, встреча­ющимися в действительности. В то же время данный учебный пред­мет для пятиклассников является подготовительным, способству­ющим в дальнейшем лучшему усвоению ими элементарных есте­ствоведческих, биологических, географических и исторических знаний.

В процессе изучения окружающего мира у учащихся должны сформироваться некоторые элементарные представления о нем: о живой и неживой природе, о сезонных изменениях в ней, о жизни растений и животных, о здоровье человека.

Пятиклассники должны учиться наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-след­ственные связи в природе и взаимозависимость природных явле­ний. Такая деятельность учащихся имеет непосредственно большое значение для коррекции недостатков психофизического развития умственно отсталых школьников, их познавательных возможностей и интересов.

Природоведческие знания помогут учащимся лучше понимать отношение человека к природе, эстетически воспринимать и любить ее, по возможности уметь беречь и стремиться охранять. Это обус­ловит значительную воспитательную роль природоведения, а в даль­нейшем — естествознания.

В 6-9 х классах изучается курс биологии

Биология как учебный предмет в коррекционной школе VIII вида включает разделы: «Неживая природа» (6 класс), «Растения, грибы, бактерии» (7 класс), «Животные» (8 класс) и «Человек» (9 класс).

По этим разделам предусматривается изучение элементарных сведений, доступных умственно отсталым школьникам, о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.

ПРИРОДОВЕДЕНИЕ

 

  Цели и задачи изучения учебного предмета.

Цель: изучение элементарных сведений, доступных умственно отсталым школьникам, о живой и неживой природе, о природных сообществах, об организме человека и охране его здоровья.
Задачи курса природоведения.
Образовательно-коррекционные:
1. Сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой и живой природы: воде, воздухе, полезных ископаемых и почве; о строении и жизни растений, животных и человека.
2. Формирование правильного понимания и отношения к природным явлениям.
3. Овладения учащимися умений наблюдать, различать, сравнивать и применять усвоенные знания в повседневной жизни.
4. Развитие навыков и умений самостоятельно работать с учебником, наглядным и раздаточным материалом.
Воспитательно-коррекционные:
1. Воспитание бережного отношения к природе, растениям и животным.
2. Воспитание умения видеть красивое в природе, в животных, в человеке.
3. Формирование здорового образа жизни.
4. Привитие уважения к людям труда, воспитание добросовестного отношения к труду.
5. Воспитание положительных качеств, таких как, честность, сострадание, настойчивость, отзывчивость, самостоятельность.
Коррекционно-развивающие:
1. Развитие и коррекция познавательной деятельности
2. Развитие и коррекция устной и письменной речи.
3. Развитие и коррекция эмоционально- волевой сферы на уроках природоведения.

 

Информация об используемом учебнике и его методическом сопровождении.

·         Природоведение  5  класс» для  специальных  коррекционных  школ  VIII  вида.  Авторы:  О.А.Хлебосолова., Е.И.Хлебосолов. Москва  «Владос» 2015г.

Сведения о примерной программе (и/или авторской), на основании которой разработана рабочая программа.

Рабочая программа по природоведению составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных)  учреждений 8 вида: Сб. 1. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000., стр.49-63. Под редакцией  Воронковой В.В.

Выбор программы мотивирован тем, что она

- соответствует специфическим особенностям интеллектуальной деятельности учащихся, социальному заказу;

- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;

- способствует развитию коммуникативной, ценностно-смысловой, личностно-смысловой, социокультурной компетенции учащихся на образцах доступных литературных жанров;

- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию и особые образовательные потребности учащихся;

- сохраняя единое образовательное пространство, предоставляет широкие возможности для реализации;

- обеспечивает развитие контекстной и письменной речи;

- учитывая индивидуальные и физические особенности учащихся, программа предусматривают разноуровневые требования к овладению знаниями.

 

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа

На изучение природоведения в 5 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов – в год. При этом большое внимание уделяется практической направленности предмета, для этого программой предусмотрено проведение практических занятий и проведение экскурсий. Такая деятельность учащихся имеет непосредственно большое значение для коррекции недостатков психофизического развития умственно отсталых школьников, их познавательных возможностей и интересов. В связи с тем, что …..

 

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА БИОЛОГИИ

 

Личностные:

·         осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;

·         осознание себя членом общества и государства; чувство любви к своей стране, выражающиеся в интересе к её природе, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;

·         расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;

·         способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития эстетических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;

·         установка на безопасный образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим.

Предметные:

·         понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные открытия, победы;

·         сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны;

·         осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

·         освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

·         развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

·          

 

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Тема 1: Окружающий нас мир (4 ч)

Дом,  в  котором  мы  живём.  Наша  школа.  Наша  улица,  район,  деревня.  Домашний  адрес.  Адрес  школы.

Тема 2: Сезонные изменения в природе (18 ч)

Погода.  Смена  времён  года.  Календарь  природы.  Высота  Солнца  и  продолжительность  дня  в  разные  времена  года.

   Осень.  Признаки  осени.  День  равен  ночи.  Изменения  в  жизни  растений  и  животных.  Человек  и  природа  осенью.  Праздник  урожая.  Подготовка  к  зиме.  Народные  приметы.

   Зима. Признаки  зимы.  Самый короткий день  и  самая  длинная  ночь  в  году.  Изменения  в  жизни  растений  и  животных. Подкормка  животных  зимой.  Зимние  праздники.  Новый  год.  Народные  приметы

   Весна. Признаки  весны.  День  равен  ночи.  Изменения  в  жизни  растений  и  животных.  Весенние  заботы  человека.  Весенние  праздники.  Народные  приметы.

   Лето.  Признаки  лета.  Самая короткая  ночь  и  самая  длинный  день  в  году.  Летнее  солнцестояние.  Растения  и  животные  летом.  Уход  человека  за  растениями.  Летние  праздники.  Народные  приметы.

Тема  3: Наша  страна  (4 ч)

Российская  Федерация  (расположение  на  географической  карте).  Многонациональное  население.  Москва – столица  нашей  Родины.  Достопримечательности  Москвы.

   Города  нашей  Родины.  Средства  сообщения  между  городами

Тема 4: Природа  нашей  Родины (32 ч)

Неживая  природа.

Разнообразие  поверхности:  равнины,  горы,  овраги,  холмы.  Почвы:  песчаная,  глинистая,  чернозёмная;  плодородная,  неплодородная.

  Вода  в  природе:  реки,  озёра,  ручьи,  болота,  родники;  моря,  океаны.  Свойства  воды.  Значение  воды  для  жизни  человека.  Вода  и  пар,  снег  и  лёд.

   Воздух.  Воздух  вокруг  нас.  Значение  воздуха.  Ветер – движение  воздуха.  Температура  воздуха.  Знакомство  с  термометрами.  Изменение  температуры  воздуха,  воды,  своего  тела.

Полезные  ископаемые:  песок,  глина,  торф,  каменный  уголь,  мел,  гранит,  мрамор,  нефть,  газ,  каменная  соль.  Внешний  вид,  свойства.  Использование  человеком.

Живая  природа.

Растения,  грибы  и  животные  леса.

   Растения  леса.  Лиственные  деревья:  берёза,  клён,  дуб,  липа,  осина,  рябина  и  др.  хвойные  деревья:  ель,  сосна,  лиственница.

Кустарники:  калина,  шиповник,  можжевельник,  бузина,  малина  и  др.  кустарнички:  брусника,  черника.

   Травы:  ландыши,  земляника,  кислица,  мать-и-мачеха  и  др.;  мох  кукушкин  лён.

   Грибы  леса:  съедобные  и  несъедобные.

   Животные  леса:  Звери.  Птицы.  Насекомые.

Растения  и  животные  сада,  огорода  и  поля.

   Растения  сада.  Плодовые  деревья:  яблоня,  груша,  вишня,  слива,  черешня  и  др.  ягодные  кустарники:  крыжовник,  смородина,  малина.  Садовая  земляника – клубника.  Декоративные  растения:  весенние,  летние,  осенние.

   Животные  сада:  птицы,  насекомые,  земноводные – лягушки,  жабы.  Сезонные  работы  в  саду.

   Растения  огорода:  овощи,  зелёные  культуры.   Друзья  огородных  растений  и  враги.

   Растения  поля:  зерновые  культуры (рожь,  овёс,  пшеница  и  др).

   Вредители  полей:  суслик,  полевая  мышь,  хомяк,  насекомые  и  их  личинки.

Растения  и  животные  луга.

Растения  луга – травы:  клевер,  колокольчик,  нивятник,  мятлик,  тимофеевка  и др.  Животные  луга:  насекомые,  птицы,  звери.

   Использование  лугов  как  пастбища  и  для  сенокоса.

Растения  и  животные  болота.

   Растения  болота:  травы,  мхи,  кустарничек  багульник,  ягодные  растения.  Животные  болта:  птицы,  лягушки,  насекомые.

Растения  и  животные  водоёмов.

   Растения  водоёмов:  водоросли  и  цветковые.  Животные  пресных  водоёмов:  рыбы,  раки,  улитки,  жуки.   Животные  морей  и  океанов:  рыбы,  киты,  крабы,  креветки,  тюлени,  моржи  и  др.

Тема 5: Охрана  здоровья  человека.(6 ч)

Организм  человека.  Строение  тела  человека:  туловище,  верхние  и  нижние  конечности,  голова.  Органы  чувств.  Волосяной  покров.  Кожа.  Уход  за  своим  организмом. Соблюдение  гигиены.

Внутренние  органы:  головной  и  спинной  мозг,  сердце,  лёгкие,  желудок,  кишечник,  печень,  почки,  мышцы,  скелет.  Значение  правильной  осанки  для  здоровья  человека.  Правильное  дыхание  и  питание.  Предупреждение  заболеваний.  Вред  курения  и  употребления  алкоголя,  наркозависимость.

   Занятия  физкультурой   и  спортом – залог  здоровья.

Тема 6: Охрана  природы  и  экология. (2 ч)

   Охрана  природы.  Чистота  воздуха,  почвы,  водоёмов.  Охрана  лесов,  лугов,  растительного  и  животного  мира.  Растения  и  животные  занесённые  в  «Красную  книгу».  Человек  и  разрушения  в  природе.  Экологические  катастрофы.

Тема 7:Труд  на  пришкольном  участке. (3ч)

   Посев  и  посадка  растений.  Уход  за  растениями:  полив,  посадка.

Итоговый  урок (1ч)

 

 

 

 

4.   ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ темы

Название  темы

Кол-во  часов

1

Окружающий  нас  мир

4 ч.

2

Сезонные  изменения  в  природе

18 ч.

3

Наша  страна.

4 ч

4

Природа  нашей  родины

32 ч.

5

Охрана  здоровья  и  человека .

6 ч

6

Охрана  природы  и  экология.

2 ч

7

Итоговое  занятие

1 ч

 

Итого

70

 

5.     УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

1.                  Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.

2.                  Васильева Е.Д. Популярный атлас-определитель. Рыбы. - М.: Дрофа, 2005.

3.                  Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - М.: Дрофа, 2005.

4.                  Волцит О.В., Черняховский М.Е. Популярный атлас-определитель. Насекомые. - М.: Дрофа, 2005.

5.                  Галеева Н.Л. Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. 5 класс. Мой мир – мой дом. Рабочая тетрадь. - М.: Тайдекс Ко, 2002.

6.                  Новиков В.С., Губанов И.А. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. - М.: Дрофа, 2005.

7.                  Сивоглазов В.И. и др. Природоведение: Книга для чтения. Для учащихся 5 классов – М.: ГЕНЖЕР, 2001.

8.                  Тихомирова Е.М. Растительный и  животный мир: сборник загадок: 1-4 класс – М.: Экзамен, 2008.


 

БИОЛОГИЯ

 

Основой  курса биологии для  коррекционной школы 8 вида  являются идеи преемственности начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным и психическим закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования , формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций).
Биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся  с интеллектуальными нарушениями системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом.

Цели и задачи изучения учебного предмета.

Основными целями изучения биологии в  коррекционной школе являются:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о факторах здоровья и риска;  проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
применение знаний и умений в повседневной жизни для решения практических задач и обеспечения безопасности своей жизни; выращивания растений и животных; заботы о своем здоровье; оказания первой доврачебной помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к живой природе, собственному организму, здоровью других людей; соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни; профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции

Курс «Биология» состоит из четырех разделов: «Неживая природа» (6 класс), «Растения» (7 класс), «Животные» (8 класс), «Человек и его здоровье» (9 класс).

Данная программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов. Все это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.

 

Информация об используемом учебнике и его методическом сопровождении.

1.      «Естествознание.  Неживая  природа.  6  класса»  для  специальных  коррекционных  школ  VIII  вида.  Авторы:  Н.В.Королёва,  Е.В.Макаревич.  Москва  «Владос»  2014г.

2.      «Биология. Растения.  Грибы.  Бактерии  7  класс» для  специальных  коррекционных  школ  VIII  вида.  Авторы:  Н.В.Королёва,  Е.В.Макаревич. Москва  «Владос» 2014г

3.      «Биология. Животные 8  класса»  для  специальных  коррекционных  школ  VIII  вида.  Авторы: А.И.Никишов,  А.В.Теремов  Москва  «Просвещение»  2013г

4.      Биология.  Человек. 9кл.: учебник  для  специальных  (коррекционных)  школ  VIII  вида/  И.В.Романов,  И.Б.Агафонова. – М. : Дрофа,  2013.

 

Сведения о примерной программе (и/или авторской), на основании которой разработана рабочая программа.

Рабочая программа по биологии составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений 8 вида: Сб. 1. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000., стр.49-63. Под редакцией Воронковой В.В.

   

 

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа

На изучение биологии в 6 классе отводится 2 часа в неделю, 70 часов – в год. На изучение биологии в 7 классе отводится 2 часа в неделю, 70 часов – в год. На изучение биологии в 8 классе отводится 2 часа в неделю, 72 часа – в год.     На изучение биологии в 9 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов – в год.

 

 2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА БИОЛОГИИ

 

6 класс

        В соответствии с требованиями АООП с интеллектуальными нарушениями определяет два уровня овладения обучающимися предметными результатами по биологии разделу: «Неживая природа» минимальный (является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью)  и достаточный (не является обязательным для всех обучающихся).

Минимальный уровень:

·         Единичные и обобщенные представления об объектах и явлениях неживой и живой природы;

·         Осознавание основных принципов объединения в различные группы;

·         Понимание элементарной иерархии изучаемых объектов и явлений;

·         Знание правил  поведения в отношении основных изученных объектов  и явлений неживой и живой природы;

·         Знание правил  здорового образа жизни в объеме программы;

·         Взаимодействие с объектами согласно усвоенным инструкциям при их изучении и организации взаимодействия в учебно-бытовых ситуациях;

·         Нахождение информации в дополнительных источниках по заданию педагога;

·         Владение полученными знаниями и умениями в учебных ситуациях;

·         Использование знаний и умений для получения новой информации по заданию педагога.

Достаточный уровень:

·         Обобщение представлений об объектах неживой и живой природе;

·         Осознавание основных взаимосвязей в природе, между природой и человеком;

·         Знание правил здорового образа жизни и безопасного поведения, использование их для объяснения новых ситуаций;

·         Объяснение происходящих явлений и узнавание и называние изученных объектов и соотнесение их к  неживой и живой природе;

·         Использование дополнительных источников информации, (интернет, компьютерные учебно-развивающие программы, электронные справочники);

·         Самостоятельно или при минимальной предварительной (ориентировочной) помощи педагога взаимодействование с изученными объектами с учетом имеющихся знаний;

·         Владение сформированными знаниями и умениями в учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых ситуациях;

·         Перенесение сформированных знаний и умений в новые ситуации,

·         Ориентирование на имеющиеся знания и умения с целью личной профессиональной ориентировки.

7 класс

    В соответствии с требованиями АООП с интеллектуальными нарушениями определяет два уровня овладения обучающимися предметными результатами по биологии разделу: " Растения, Грибы, Бактерии ": минимальный (является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью)  и достаточный (не является обязательным для всех обучающихся). 

Минимальный уровень:

·         Представление о биологических особенностях растений, а также приемы возделывания наиболее распространенных сельскохозяйственных растений, особенно местных;

·         Знание органов  цветковых  растений (цветок, лист, стебель, корень);

·         Узнавание однодольных и двудольных растений по строению корней, листьев (жилкование), плодов и семян; приведение примеров однодольных и двудольных растений;

·         Отнесение  некоторых  растений к семействам (бобовые, розоцветные, сложноцветные);

·         Выращивание некоторых цветочно-декоративные растения (в школе и дома);

·         Представления о  грибах;

·         Знание о ядовитых и съедобных грибах;

·         Представление о бактериях;

·         Знание о  вреде бактерий и способах предохранения от заражения ими.

Достаточный уровень:

·         Представление о  некоторых бактериях, грибов, а также растений из их основных групп: мхов, папоротников, голосеменных и цветковых;

·         Знание о строении и общих биологических особенностях цветковых растений; разницу цветков и соцветий;

·         Знание некоторых биологических особенностей, а также приемы возделывания наиболее распространенных сельскохозяйственных растений, особенно местных;

·         Представление о  ядовитых и съедобных грибах;

·         Представление о бактериях и способы предохранения от заражения ими.

·         Отличие цветковых растений от других групп (мхов, папоротников, голосеменных);

·         Отнесение  некоторых  растений к семействам (бобовые, розоцветные, сложноцветные);

·         Знание органов   цветковых  растений (цветок, лист, стебель, корень);

·         Различие однодольных и двудольных растения по строению корней, листьев (жилкование), плодов и семян; приведение примеров однодольных и двудольных растений;

·         Выращивание некоторых цветочно-декоративные растения (в школе и дома).

 

 

 

 

8 класс

В соответствии с требованиями АООП с интеллектуальными нарушениями определяет два уровня овладения обучающимися предметными результатами по биологии разделу "Животные": минимальный (является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью)  и достаточный (не является обязательным для всех обучающихся). 

Минимальный уровень:

·         Знание некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены в местных условиях; значение изучаемых животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека;

·         Знание основных требований ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными (известными учащимся).

·         Узнавание изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах);

·         Представление о несложном уходе за некоторыми домашними животными (птицы, звери, рыбы), имеющимися у детей дома.

Достаточный уровень:

·        Знание основных отличий животных от растений;

·        Знание признаков сходства и различия между изученными группами животных;

·        Знание общих признаков, характерных для каждой из этих групп животных  (места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы учащимся);

·        Знание названий некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены в местных условиях;

·        Представление о значении изучаемых животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека;

·        Знание основных требований ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными (известными учащимся).

·        Узнавание изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах);

·        Представление об основных чертах строения и образа жизни изученных животных;

·        Представление о взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к ней, особенности строения организма и поведения животных;

·        Осуществление несложного ухода за некоторыми сельскохозяйственными животными.

9 класс

    В соответствии с требованиями АООП с интеллектуальными нарушениями определяет два уровня овладения обучающимися предметными результатами по биологии разделу "Человек": минимальный (является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью)  и достаточный (не является обязательным для всех обучающихся). 

Минимальный уровень:

·         Представление о влиянии физических нагрузок на организм;

·         Представление о вредном воздействии курения и алкогольных напитков на организм;

·         Представление о основных санитарно-гигиенических правилах.

·         Соблюдение основных санитарно-гигиенических норм.

Достаточный уровень:

·         Знание  строение и расположение основных органов организма человека;

·         Элементарное представление о функциях основных органов и их систем;

·         Представление о влиянии физических нагрузок на организм;

·         Представление о вредном влиянии курения и алкогольных напитков на организм;

·         Знание основных санитарно-гигиенических правил.

·         Применение приобретенных знаний о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья;

·         Соблюдение санитарно - гигиенических правил.

 

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

6класс

Тема 1: Природа (5ч)

Природа Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы, их изменения. Твердые тела, жидкости и газы. Превращение твердых тел в жидкости, жидкостей — в газы. Для чего нужно изучить неживую природу.Планета, на которой мы живем, — Земля. Форма и величина. Смена дня и ночи. Смена времен года.

Тема 2: Вода  в  природе (15ч)

Вода в природе. Свойства воды: непостоянство формы; текучесть;испарение при нагревании и сжатие при охлаждении. Три состояния воды. Способность воды растворять некоторые твердые вещества (соль, сахар и др.). Растворимые и нерастворимые вещества. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды.

Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода. Учет и использование   свойств воды. Использование воды в быту, промышленности    сельском хозяйстве. Бережное отношение к воде. Охрана воды.

Тема 3:  Воздух (15ч)

Воздух Свойства воздуха: прозрачный, бесцветный, упругий. Использование   свойства упругости воздуха. Плохая теплопроводность воздуха. Испарение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного: теплый воздух поднимается вверх,  холодный опускается вниз. Движение воздух.Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство   поддерживать горение. Значение кислорода воздуха для дыхания ,в жизни  животных и человека. Применение кислорода в медицине. Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Борьба за чистоту воздуха.

Тема 4: Полезные  ископаемые (20ч)

Полезные ископаемые Полезные ископаемые и их значение. Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов: гранит, известняк, песок, глина. Горючие полезные ископаемые Торф. Внешний вид и свойства торфа: коричневый цвет, хорошо впитывает воду, горит. Образование торфа, добыча и использование Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование. Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, маслянистость, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы. Природный газ. Свойства газа: бесцветность, запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту. Полезные ископаемые, которые используются при получении минеральных удобрений. Калийная соль. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование. Полезные ископаемые, используемые для по лучения металлов (железная и медная руды и др.), их внешний вид и свойства. Получение черных и цветных металлов из металлических руд (чугуна, стали, меди и др.).

Тема 5:  Почва (17ч.)

 Почва — верхний и плодородный слой земли. Как образуется почва. Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух. Минеральная и органическая части почвы. Перегной — органическая часть почвы. Глина, песок и минеральные вещества — минеральная часть почвы. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать.(сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам. Основное свойство почвы — плодородие. Местные типы почв: название, краткая характеристика. Обработка почвы: вспашка, боронование. Значение почвы в народном хозяйстве. Охрана почв.

Повторение (5ч.)

 

7 класс

Введение (2ч.)

Тема 1:  Общее  знакомство  с  цветковыми  растениями (4ч)

Многообразие растений. Значение растений и их охрана. Общее знакомство с цветковыми растениями. Общее понятие об органах цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью): цветок, стебель, лист, корень.

Тема 2: Цветение  и  плодоношение (8ч.)

Цветок. Строение цветка (пестик, тычинки, венчик лепестков). Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка). Опыление цветков. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян.

Тема 3: Семена  растений  (5ч.)

Семя растения. Строение семени (на примере фасоли и пшепм цы). Размножение семенами. Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву.

Тема 4: Корни  и  корневые  системы (3ч.)

Корень. Разнообразие корней. Корневые системы (стержневая и мочковатая). Корневые волоски. Значение корня в жизни растения. Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень).

Тема 5: Лист (7ч.)

Лист. Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Жилкование. Листья простые и сложные. Значение листьев в жизни растения — образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету. Испарение воды листьями, назначение этого явления. Листопад и его значение. Дыхание растений.                                                                                                                         

Тема 6: Стебель (4ч.)

Стебель. Строение стебля на примере липы. Значение стебля в жизни растения — доставка воды и минеральных веществ от коры к другим органам растения и органических веществ от листьев к корню и другим органам. Разнообразие стеблей.

Тема 7: Растение  целостный организм (2ч.)

      Растение — целостный организм (взаимосвязь всех органов и  растительного организма со средой обитания).

Тема 8: Разнообразие  растения,  бактерий  и  грибов (5ч.)

Многообразие растений, бактерий и грибов Бактерии. Общее понятие. Значение в природе и жизни человека.Грибы. Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. Грибы съедобные и ядовитые, их распознавание.Экскурсии в лес (лесопарк) для ознакомления с особенностями грибов и растений осенью и весной.

Тема 9: Растения (9ч.)

Мхи. Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяной мох и образование торфа.

Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места произрасрастания папоротника.

  Голосеменные. Сосна и ель — хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев.

Сравнение сосны и ели. Особенности их раз­множения.Использование древесины хвойных и лиственных деревьев.

Покрытосеменные или цветковые. Особенности строения (наличие цветков, плодов с семенами).

Тема 10: Однодольные  и  двудольные растения (21ч.)

Цветковые растенияДеление цветковых растений на однодольные (пшеница) и двудольные (фасоль). Характерные различия (строение семян, корневой системы, жилкование листа).

Однодольные растения Злаки: пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, лист, соцветие). Ныращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве. Преобладающая культура для данной местности.

-Лилейные. Основные представители (лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш). Общая характеристика (цветок, лист, луковица, корневище)'Лук, чеснок — многолетние овощные растения. Выращивание посев, уход, уборка. Использование человеком.Цветочно-декоративные растения открытого и закрытого грунта (хлорофитум, лилия, тюльпан).

Бобовые. Горох (фасоль, соя — для южных районов). Бобы. Клевер, люпин — кормовые травы.

-Розоцветные. Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садовая земляника (персик, абрикос — для южных районов).

Биологические особенности растений сада. Особенности paзмножения яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование.

-Сложноцветные. Подсолнечник. Ноготки, бархатцы — однолетние цветочные растения. Маргаритка — двулетнее растение. Георгин — многолетнее растение.Особенности внешнего строения этих растений. Агротехника выращивания. Использование человеком.

 

8 класс

Введение (2ч)

Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. Позвоночные и беспозвоночные животные. Дикие, сельскохозяйственные и домашние животные.Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных.

Раздел 1: Беспозвоночные  животные – 12ч.

Тема 1: Беспозвоночные животные (1ч)

Беспозвоночные животныеОбщие признаки беспозвоночных животных: отсутствие позвоночника (внутреннего скелета).

Тема 2: Черви (3ч)

Черви.Дождевые черви. Внешний вид дождевого червя, образ жизни,питание, дыхание, способ передвижения.  Демонстрация живого червя или влажного препарата.Черви-паразиты(глисты).Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями.

 

Тема 3: Насекомые (10ч)

Насекомые.Бабочка-капустница (и ее гусеница), яблочная плодожорка, майский жук, комнатная муха. Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Размножение. Вред, приносимый этими насекомыми (повреждения растений и перенос болезнетворных бактерий). Меры борьбы с вредными насекомыми.IIчела, тутовый шелкопряд — полезные в хозяйственной деятельности человека насекомые. Внешнее строение, образ жизни, питание.Способ передвижения. Размножение. Пчелиная семья и ее жизнь. Разведение тутового шелкопряда. Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение меда от пчел и шелковых нитей от шелкопряда.

Раздел 2: Позвоночные животные -55ч.

Тема 4: Позвоночные животные (1ч)

Позвоночные животные. Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника (внутреннего скелета).

Тема 5: Рыбы (8ч)

Общие признаки рыб. Среда обитания — водоемы. Речные рыбы (окунь, щука, карп). Морские рыбы (треска, сельдь) Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение рыб. Рыболовство, рыбоводство Рациональное использование и охрана рыб.

Тема  6: Земноводные (3ч)

Общие признаки земноводных (обитание  на суше, и в воде).Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение ля гушки, способ передвижения.Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение лягушки.Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни и размножению.Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни. Значение и охрана земноводных.

Тема 7: Пресмыкающиеся (4ч)

Общие признаки пресмыкающихся . Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение пресмыкающихся. Сравнение пресмыкающихся и земноводных по строению, образу жизни. Демонстрация влажных препаратов Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся.

Тема 8: Птицы (12ч)

Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения. Размножение и развитие.Питание птиц.Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж).Птицы леса: большой пестрый дятел, большая синица. Хищные птицы (сова, орел).Водоплавающие птицы (утка-кряква, гуси).Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей).

Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и охрана птиц.Курица, гусь, утка — домашние птицы. Строение яйца курицы. Выращивание цыплят. Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах. Птицеводство.

Тема 9: Млекопитающие (27ч)

Млекопитающие, или звери.Разнообразие млекопитающих. Приспособленность к условиям жизни.Общие признаки млекопитающих, или зверей: волосяной покров  рождение живых детенышей и вскармливание их молоком.Внутреннее строение млекопитающего (на примере кролика): органы пищеварения, дыхания, кровообращения, нервная система.

   Грызуны: мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов. Внешни и вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Образ  жизни, питание, размножение. Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и бобров.

Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний. Общие признаки зайцеобразных, черты сходства и различия между типами и кроликами. Образ жизни, питание и размножение зайцем п кроликов. Значение зайцев и их охрана.Значение кролиководства в народном хозяйстве.

Хищные звери: волк, медведь, тигр, лев, рысь. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид и отличительные особенности каждогог из этих животных. Черты сходства и различия между некоторыми из них. Образ жизни, добывание пищи, размножение. Распространение хищных зверей. Значение этих животных и их охрана. Домашние хищники: кошка, собака. Уход за ними.Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. Образ жизни, распространение и значение пушных зверей. Разведение норки на зверофермах.

Ластоногие морские животные: тюлень, морж, морской котик. Общие  признаки ластоногих. Отличительные особенности этих животных, распространение и значение. Охрана морских зверей.

Китообразные: кит, дельфин. Общие признаки китообразных. Внешнее строение кита и дельфина. Питание и передвижение. Вскармливание детенышей. Дыхание. Значение этих животных и их охрана.

Растительноядные животные дикие и домашние. Общие признаки растительноядных животных. Дикие растительноядныеживотные  (лось).  Дикие  всеядные  животные  (дикая  свиньи) Характеристика  этих  животных,  распространение,  значение   и охрана их. -Сельскохозяйственные травоядные животные: корова, овца, верблюд, лошадь. Всеядные сельскохозяйственные живот ные — свинья, северный олень.

Корова: Внешнее строение. Молочная продуктивность коров.Корма для коров. Уход за коровами. Современные животноводческие фермы, их оборудование и содержание в них коров.Выращивание телят.

Овца. Распространение овец. Особенности внешнего строения и питания овец.Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец Содержание овец: зимнее — на фермах и летнее — на пастбищах.Круглогодовое содержание овец на пастбищах. Оборудование овцеводческих ферм и пастбищ. Выращивание ягнят.

Верблюд. Особенности внешнего строения. Приспособленность к засушливым условиям жизни. Особенности питания верблюда. Значение верблюда в хозяйстве человека.

Северный олень. Особенности строения — приспособленность к суровым северным условиям жизни. Особенности питания. Значение северного оленя в народном хозяйстве.

Свинья. Внешнее строение свиньи: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова.Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование. Размещение свиней. Уход за свиньями и их кормление. Выращивание поросят. Откорм свиней.

Лошадь. Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Питание лошадей.Значение лошадей в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы и рысаки.Содержание лошадей. Выращивание жеребят. Приматы. Общая характеристика.

Обобщающее занятие по результатам изучения животных: общие признаки изученных групп животных, признаки сходства  и различия . Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающие виды Различение диких и домашних животных. Охрана диких и уход за домашними.Практические работы на животноводческих фермах.

Итоговый  урок (1ч)

 

9 класс

Введение (1ч)

Тема 1: Общий  обзор  организма (3ч)

Общий обзор организма человека.Общее знакомство с организмом человека. Краткие сведения о строении клеток и тканей человека. Органы и системы органон (опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, выделительная, дыхательная, нервная и органы чувств).Демонстрация торса человека.

Тема 2: Опора  тела  и  движение (14ч)

Опора тела и движение Значение опорно-двигательной системы.  Скелет человека. Соединения костей (подвижное и неподвижное). Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.Основные группы мышц человеческого тела. Работа мышц. 3начение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия.

Тема 3: Кровь  и  кровообращение (8ч)

 Значение крови и кровообращения. Состав крови (клетки красные, белые), плазма крови. Органы кровообращения: сердце и сосуды. Большой и малый круги кровообращения. Сердце, его строение и работа. Движение   крови по сосудам. Пульс. Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Отрицательное влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды Демонстрация влажного препарата и муляжа сердца млекопитающего.

Тема 4:  Дыхание (6ч)

Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Болезни, передающиеся через воздух. Гигиена органов дыхания. Отрицательное влияние никотина на органы дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания.

Тема 5: Пищеварение (11ч)

Значение пищеварения. Питательные вещества и витамины. Пищевые продукты. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике. Всасывание питательных веществ в кровь. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отправлений и глистных заражений.

Тема 6: Почки (2ч)

Почки.Органы мочевыделительной системы, их значение. Внешнее строение почек и их расположение в организме. Предупреждение
почечных заболеваний.

Тема 7: Кожа (6ч)

Кожа человека и ее значение как органа защиты организма, осязания, выделения (пота) и терморегуляции. Закаливание организма и ги гиена кожи и гигиенические требования к одежде. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечных ударах, ожогах и обморожении.

Тема 8: Нервная  система (9ч)

Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, ). Гигиена умственного труда. Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина. Сон и его значение.

Тема 9: Органы  чувств (3ч)

Органы чувств.Значение органов чувств. Строение, функции, гигиена органа зрения. Строение органа слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы обоняния и вкуса.Демонстрация влажного препарата «Глаз крупного млекопитающего», моделей глазного яблока и уха.

Тема 10: Охрана здоровья человека в Российской Федерации (3ч)

Система здравоохранения в Российской Федерации. Мероприятия, осуществляемые в нашей стране по охране труда. Организации отдыха. Медицинская помощь. Социальное обеспечение по старости, болезни и потере трудоспособности.

Итоговый урок – 1час.

4.      ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

6 класс

Название   темы

Кол-во часов

1.       

Природа.

2.       

Вода в природе.

15ч

3.       

Воздух.

15ч

4.       

Полезные ископаемые

20ч

5.       

Почва

10ч

6.

Повторение

3ч.

 

ИТОГО

68 ч.

 

7 класс

№ темы

Название темы

Кол-во часов

 

Введение

1

Общее  знакомство  с  цветковыми  растениями

2

Цветение  и  плодоношение  растений

3

Семена  растений

4

Корни  и  корневые  системы

5

Лист

6

Стебель

7

Растение – целостный организм

8

Многообразие  бактерий  и  грибов

9

Растения

10

Однодольные  и  двудольные  растения

19ч

 

Итого

68 ч

 

 

 

 

 

8 класс

№ темы

Название темы

Кол-во часов.

 

Введение

Раздел

1

Беспозвоночные  животные

Беспозвоночные животные

14ч

1ч.

2

Черви

3

Насекомые

10ч

Раздел

4

Позвоночные животные

Позвоночные животные

55ч

1ч.

5

Рыбы

6

Земноводные

7

Пресмыкающиеся

8

Птицы

12ч

9

Млекопитающие

23ч

 

Итоговый урок

 

Итого

68ч

9 класс

№ темы

Название темы

Кол-во уроков

 

Введение

1

Общий  обзор  организма  человека

2

Опора  тела  и  движение

14ч

3

Кровь  и  кровообращение

4

Дыхание

5

Пищеварение

11ч

6

Почки

7

Кожа

8

Нервная  система

9

Органы  чувств

10

Охрана  здоровья  человека  в  Российской  Федерации

 

Итого      

68ч

 

 

5. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:  

 

1.      «Естествознание.  Неживая  природа.  6  класса»  для  специальных  коррекционных  школ  VIII  вида.  Авторы:  Н.В.Королёва,  Е.В.Макаревич.  Москва  «Владос»  2014г.

2.      «Биология. Растения.  Грибы.  Бактерии  7  класс» для  специальных  коррекционных  школ  VIII  вида.  Авторы:  Н.В.Королёва,  Е.В.Макаревич. Москва  «Владос» 2014г

3.      «Биология. Животные 8  класса»  для  специальных  коррекционных  школ  VIII  вида.  Авторы: А.И.Никишов,  А.В.Теремов  Москва  «Просвещение»  2013г

4.      «Биология.  Человек. 9кл.»  учебник  для  специальных  (коррекционных)  школ  VIII  вида/  И.В.Романов,  И.Б.Агафонова. – М. : Дрофа,  2013.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 


       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 92

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 92

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов: 1)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов: 1)

Затруднения в психическом развитии детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловлены особенностями их высшей нервной деятельности (слабостью процессов возбуждения и торможения, замедленным формированием условных связей,…

Затруднения в психическом развитии детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловлены особенностями их высшей нервной деятельности (слабостью процессов возбуждения и торможения, замедленным формированием условных связей,…

Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти

Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти

Однако в повседневной практике такие дети способны поддержать беседу на темы, близкие их личному опыту, используя при этом несложные конструкции предложений

Однако в повседневной практике такие дети способны поддержать беседу на темы, близкие их личному опыту, используя при этом несложные конструкции предложений

Выстраивая психолого-педагогическое сопровождение психического развития детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), следует опираться на положение, сформулированное

Выстраивая психолого-педагогическое сопровождение психического развития детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), следует опираться на положение, сформулированное

В 5-х классах предусматривается изучение предмета природоведение

В 5-х классах предусматривается изучение предмета природоведение

Сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой и живой природы: воде, воздухе, полезных ископаемых и почве; о строении и жизни растений, животных и человека

Сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой и живой природы: воде, воздухе, полезных ископаемых и почве; о строении и жизни растений, животных и человека

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Животные леса: Звери.

Животные леса: Звери.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № темы

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № темы

Основными целями изучения биологии в коррекционной школе являются: • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов;…

Основными целями изучения биологии в коррекционной школе являются: • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов;…

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа

Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа

В соответствии с требованиями

В соответствии с требованиями

В соответствии с требованиями

В соответствии с требованиями

Соблюдение основных санитарно-гигиенических норм

Соблюдение основных санитарно-гигиенических норм

Образование торфа, добыча и использование

Образование торфа, добыча и использование

Испарение воды листьями, назна чение этого явления

Испарение воды листьями, назна чение этого явления

Введение (2ч) Многообразие животного мира

Введение (2ч) Многообразие животного мира

Общая характеристика птиц: среда обитания, особенно сти внешнего и внутреннего строения

Общая характеристика птиц: среда обитания, особенно сти внешнего и внутреннего строения

Северный олень. Особенности строения — приспособленность к суровым северным условиям жизни

Северный олень. Особенности строения — приспособленность к суровым северным условиям жизни

Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции

Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции

Полезные ископаемые 20ч 2

Полезные ископаемые 20ч 2

Рыбы 9ч 6

Рыбы 9ч 6

Биология. Человек. 9кл.» учебник для специальных (коррекционных) школ

Биология. Человек. 9кл.» учебник для специальных (коррекционных) школ

Адаптированная рабочая программа по биологии 5-9 классы УО

Адаптированная рабочая программа по биологии 5-9 классы УО

Адаптированная рабочая программа по биологии 5-9 классы УО

Адаптированная рабочая программа по биологии 5-9 классы УО
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.10.2021