Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 92
Барабинского района Новосибирской области
СОГЛАСОВАНО на заседании школьного методического объединения Протокол № ____ от «___» августа 20__ года |
ПРИНЯТО решением педагогического совета Протокол № ____ от «___» августа 20___ года
|
УТВЕРЖДАЮ Директор ___________ Ю.Н. Гербер Приказ № _______ от «___» августа 20__ года |
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Биология»
для обучающихся 5 - 9 классов
уровень изучения – базовый
срок реализации 5 лет.
Составитель:
Сахарова Светлана Николаевна, учитель биологии
г. Барабинск, 2018 год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
1) Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2) Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
3) Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего»;
4) Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
5) Письма Министерства образования и науки РФ от 08.08.2014 г. № 24/4.11-4851/м «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ» с учетом положений федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
6) Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (утверждены приказом Минобрнауки РФ от 31.03.2014г № 253, с изменениями от 08.06.2015 приказ №576, от 28.12.2015 приказ №1529, от 26.01.2016 приказ №38, от 29.12.2016 приказ №1677, от 08.06.2017 приказ №535, от 20.06.2017 приказ № 581, от 05.07.2017 приказ №629);
7) в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования». С изменениями от 29.12.2014 приказ №1644, от 31.12.2015 приказ №1577;
8) Устава образовательного учреждения.
Психолого – педагогическая характеристика обучающихся умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) легкой степени.
Умственная отсталость — это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы (ЦНС). Понятие «умственной отсталости» по степени интеллектуальной неполноценности применимо к разнообразной группе детей. Степень выраженности интеллектуальной неполноценности коррелирует (соотносится) со сроками, в которые возникло поражение ЦНС – чем оно произошло раньше, тем тяжелее последствия.
Наиболее многочисленную группу среди обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), примерно три четверти, составляют дети с легкой умственной отсталостью (по международной классификации болезней (МКБ-10) IQ — 69-50).
Развитие ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), хотя и происходит на дефектной основе и характеризуется замедленностью, наличием отклонений от нормального развития, тем не менее, представляет собой поступательный процесс, привносящий качественные изменения в познавательную деятельность детей и их личностную сферу, что дает основания для оптимистического прогноза.
Затруднения в психическом развитии детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловлены особенностями их высшей нервной деятельности (слабостью процессов возбуждения и торможения, замедленным формированием условных связей, тугоподвижностью нервных процессов, нарушением взаимодействия первой и второй сигнальных систем и др.).
В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является мышление, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению.
Вместе с тем, Российская дефектология (как правопреемница советской) руководствуется теоретическим постулатом Л. С. Выготского о том, что своевременная педагогическая коррекция с учетом специфических особенностей каждого ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «запускает» компенсаторные процессы, обеспечивающие реализацию их потенциальных возможностей.
Развитие всех психических процессов у детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отличается качественным своеобразием. Относительно сохранной у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оказывается чувственная ступень познания ― ощущение и восприятие. Но и в этих познавательных процессах сказывается дефицитарность: неточность и слабость дифференцировки зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений приводят к затруднению адекватности ориентировки детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в окружающей среде. Нарушение объема и темпа восприятия, недостаточная его дифференцировка, не могут не оказывать отрицательного влияния на весь ход развития ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Однако особая организация учебной и внеурочной работы, основанной на использовании практической деятельности; проведение специальных коррекционных занятий не только повышают качество ощущений и восприятий, но и оказывают положительное влияние на развитие интеллектуальной сферы, в частности овладение отдельными мыслительными операциями.
Меньший потенциал у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обнаруживается в развитии их мышления, основу которого составляют такие операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. Эти мыслительные операции у этой категории детей обладают целым рядом своеобразных черт, проявляющихся в трудностях установления отношений между частями предмета, выделении его существенных признаков и дифференциации их от несущественных, нахождении и сравнении предметов по признакам сходства и отличия и т. д.
Из всех видов мышления (наглядно-действенного, наглядно – образного и словесно-логического) у обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в большей степени недоразвито словесно-логическое мышление. Это выражается в слабости обобщения, трудностях понимания смысла явления или факта. Обучающимся присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления: зачастую, они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия. Однако при особой организации учебной деятельности, направленной на обучение школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) пользованию рациональными и целенаправленными способами выполнения задания, оказывается возможным в той или иной степени скорригировать недостатки мыслительной деятельности. Использование специальных методов и приемов, применяющихся в процессе коррекционно-развивающего обучения, позволяет оказывать влияние на развитие различных видов мышления обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в том числе и словесно-логического.
Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Запоминание, сохранение и воспроизведение полученной информации обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) также отличается целым рядом специфических особенностей: они лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, которое требует многократных повторений. Менее развитым оказывается логическое опосредованное запоминание, хотя механическая память может быть сформирована на более высоком уровне. Недостатки памяти обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются не столько в трудностях получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения: вследствие трудностей установления логических отношений полученная информация может воспроизводиться бессистемно, с большим количеством искажений; при этом наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала.
Использование различных дополнительных средств и приемов в процессе коррекционно – развивающего обучения (иллюстративной, символической наглядности; различных вариантов планов; вопросов педагога и т. д.) может оказать значительное влияние на повышение качества воспроизведения словесного материала. Вместе с тем специфика мнемической деятельности во многом определяется структурой дефекта каждого ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В связи с этим учет особенностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разных клинических групп (по классификации М. С. Певзнер) позволяет более успешно использовать потенциал развития их мнемической деятельности.
Особенности познавательной деятельности школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются и в особенностях их внимания, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. В значительной степени нарушено произвольное внимание, что связано с ослаблением волевого напряжения, направленного на преодоление трудностей, что выражается в неустойчивости внимания. Также в процессе обучения обнаруживаются трудности сосредоточения на каком-либо одном объекте или виде деятельности. Однако, если задание посильно для ученика и интересно ему, то его внимание может определенное время поддерживаться на должном уровне. Под влиянием специально организованного обучения и воспитания объем внимания и его устойчивость значительно улучшаются, что позволяет говорить о наличии положительной динамики, но вместе с тем, в большинстве случаев эти показатели не достигают возрастной нормы.
Для успешного обучения необходимы достаточно развитые представления и воображение. Представлениям детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) свойственна недифференцированность, фрагментарность, уподобление образов, что, в свою очередь, сказывается на узнавании и понимании учебного материала. Воображение как один из наиболее сложных процессов отличается значительной несформированностью, что выражается в его примитивности, неточности и схематичности. Однако, начиная с первого года обучения, в ходе преподавания всех учебных предметов проводится целенаправленная работа по уточнению и обогащению представлений, прежде всего ― представлений об окружающей действительности.
У школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которых является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Недостатки речевой деятельности этой категории обучающихся напрямую связаны с нарушением абстрактно – логического мышления. Однако в повседневной практике такие дети способны поддержать беседу на темы, близкие их личному опыту, используя при этом несложные конструкции предложений. Проведение систематической коррекционно-развивающей работы, направленной на систематизацию и обогащение представлений об окружающей действительности, создает положительные условия для овладения обучающимися различными языковыми средствами. Это находит свое выражение в увеличении объема и изменении качества словарного запаса, овладении различными конструкциями предложений, составлении небольших, но завершенных по смыслу, устных высказываний. Таким образом, постепенно создается основа для овладения более сложной формой речи ― письменной.
Моторная сфера детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), как правило, не имеет выраженных нарушений. Наибольшие трудности обучающиеся испытывают при выполнении заданий, связанных с точной координацией мелких движений пальцев рук. В свою очередь, это негативно сказывается на овладении письмом и некоторыми трудовыми операциями. Проведение специальных упражнений, включенных как в содержание коррекционных занятий, так и используемых на отдельных уроках, способствует развитию координации и точности движений пальцев рук и кисти, а также позволяет подготовить обучающихся к овладению учебными и трудовыми действиями, требующими определенной моторной ловкости.
Психологические особенности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются и в нарушении эмоциональной сферы. При легкой умственной отсталости эмоции в целом сохранны, однако они отличаются отсутствием оттенков переживаний, неустойчивостью и поверхностью. Отсутствуют или очень слабо выражены переживания, определяющие интерес и побуждение к познавательной деятельности, а также с большими затруднениями осуществляется воспитание высших психических чувств: нравственных и эстетических.
Волевая сфера учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характеризуется слабостью собственных намерений и побуждений, большой внушаемостью. Такие школьники предпочитают выбирать путь, не требующий волевых усилий, а вследствие непосильности предъявляемых требований, у некоторых из них развиваются такие отрицательные черты личности, как негативизм и упрямство. Своеобразие протекания психических процессов и особенности волевой сферы школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оказывают отрицательное влияние на характер их деятельности, в особенности произвольной, что выражается в недоразвитии мотивационной сферы, слабости побуждений, недостаточности инициативы. Эти недостатки особенно ярко проявляются в учебной деятельности, поскольку учащиеся приступают к ее выполнению без необходимой предшествующей ориентировки в задании и, не сопоставляя ход ее выполнения, с конечной целью. В процессе выполнения учебного задания они часто уходят от правильно начатого выполнения действия, «соскальзывают» на действия, произведенные ранее, причем осуществляют их в прежнем виде, не учитывая изменения условий. Вместе с тем, при проведении длительной, систематической и специально организованной работы, направленной на обучение этой группы школьников целеполаганию, планированию и контролю, им оказываются доступны разные виды деятельности: изобразительная и конструктивная деятельность, игра, в том числе дидактическая, ручной труд, а в старшем школьном возрасте и некоторые виды профильного труда.
Следует отметить независимость и самостоятельность этой категории школьников в уходе за собой, благодаря овладению необходимыми социально-бытовыми навыками. Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов и эмоционально-волевой сферы обусловливают формирование некоторых специфических особенностей личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), проявляющиеся в примитивности интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет формирование социально зрелых отношений со сверстниками и взрослыми.
Выстраивая психолого-педагогическое сопровождение психического развития детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), следует опираться на положение, сформулированное Л. С. Выготским, о единстве закономерностей развития аномального и нормального ребенка, а также решающей роли создания таких социальных условий его обучения и воспитания, которые обеспечивают успешное «врастание» его в культуру. В качестве таких условий выступает система коррекционных мероприятий в процессе специально организованного обучения, опирающегося на сохранные стороны его психики и учитывающее зону ближайшего развития.
Особые образовательные потребности обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Недоразвитие познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разных групп проявляется не только в качественных и количественных отклонениях от нормы, но и в глубоком своеобразии их социализации. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, а иногда с резкими изменениями всей психической деятельности ребёнка. При этом, несмотря на многообразие индивидуальных вариантов структуры данного нарушения, перспективы образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) детерминированы в основном степенью выраженности недоразвития интеллекта, при этом образование, в любом случае, остается нецензовым.
Таким образом, современные научные представления об особенностях развития разных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) позволяют выделить образовательные потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические.
К общим потребностям относятся: время начала образования, содержание образования, разработка и использование специальных методов и средств обучения, особая организация обучения, расширение границ образовательного пространства, продолжительность образования и определение круга лиц, участвующих в образовательном процессе. Для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характерны следующие специфические образовательные потребности:
- раннее получение специальной помощи средствами образования;
- обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе коррекционной работы;
- научный, практико-ориентированный, действенный характер содержания образования;
- доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования;
- систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и умений; специальное обучение их «переносу» с учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций;
- обеспечении особой пространственной и временной организации общеобразовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним;
- развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка к обучению и социальному взаимодействию со средой
- стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру.
В 5-х классах предусматривается изучение предмета природоведение
Изучение природоведения в начальных классах школы 8-го вида направлено на обобщение знаний учащихся об окружающем мире, полученное при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в действительности. В то же время данный учебный предмет для пятиклассников является подготовительным, способствующим в дальнейшем лучшему усвоению ими элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний.
В процессе изучения окружающего мира у учащихся должны сформироваться некоторые элементарные представления о нем: о живой и неживой природе, о сезонных изменениях в ней, о жизни растений и животных, о здоровье человека.
Пятиклассники должны учиться наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений. Такая деятельность учащихся имеет непосредственно большое значение для коррекции недостатков психофизического развития умственно отсталых школьников, их познавательных возможностей и интересов.
Природоведческие знания помогут учащимся лучше понимать отношение человека к природе, эстетически воспринимать и любить ее, по возможности уметь беречь и стремиться охранять. Это обусловит значительную воспитательную роль природоведения, а в дальнейшем — естествознания.
В 6-9 х классах изучается курс биологии
Биология как учебный предмет в коррекционной школе VIII вида включает разделы: «Неживая природа» (6 класс), «Растения, грибы, бактерии» (7 класс), «Животные» (8 класс) и «Человек» (9 класс).
По этим разделам предусматривается изучение элементарных сведений, доступных умственно отсталым школьникам, о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.
ПРИРОДОВЕДЕНИЕ
Цели и задачи изучения учебного предмета.
Цель: изучение элементарных сведений, доступных
умственно отсталым школьникам, о живой и неживой природе, о природных
сообществах, об организме человека и охране его здоровья.
Задачи курса природоведения.
Образовательно-коррекционные:
1. Сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой и
живой природы: воде, воздухе, полезных ископаемых и почве; о строении и жизни
растений, животных и человека.
2. Формирование правильного понимания и отношения к природным
явлениям.
3. Овладения учащимися умений наблюдать, различать, сравнивать и
применять усвоенные знания в повседневной жизни.
4. Развитие навыков и умений самостоятельно работать с
учебником, наглядным и раздаточным материалом.
Воспитательно-коррекционные:
1. Воспитание бережного отношения к природе, растениям и
животным.
2. Воспитание умения видеть красивое в природе, в животных, в
человеке.
3. Формирование здорового образа жизни.
4. Привитие уважения к людям труда, воспитание добросовестного
отношения к труду.
5. Воспитание положительных качеств, таких как, честность,
сострадание, настойчивость, отзывчивость, самостоятельность.
Коррекционно-развивающие:
1. Развитие и коррекция познавательной деятельности
2. Развитие и коррекция устной и письменной речи.
3. Развитие и коррекция эмоционально- волевой сферы на уроках
природоведения.
Информация об используемом учебнике и его методическом сопровождении.
· Природоведение 5 класс» для специальных коррекционных школ VIII вида. Авторы: О.А.Хлебосолова., Е.И.Хлебосолов. Москва «Владос» 2015г.
Сведения о примерной программе (и/или авторской), на основании которой разработана рабочая программа.
Рабочая программа по природоведению составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений 8 вида: Сб. 1. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000., стр.49-63. Под редакцией Воронковой В.В.
Выбор программы мотивирован тем, что она
- соответствует специфическим особенностям интеллектуальной деятельности учащихся, социальному заказу;
- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;
- способствует развитию коммуникативной, ценностно-смысловой, личностно-смысловой, социокультурной компетенции учащихся на образцах доступных литературных жанров;
- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию и особые образовательные потребности учащихся;
- сохраняя единое образовательное пространство, предоставляет широкие возможности для реализации;
- обеспечивает развитие контекстной и письменной речи;
- учитывая индивидуальные и физические особенности учащихся, программа предусматривают разноуровневые требования к овладению знаниями.
Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа
На изучение природоведения в 5 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов – в год. При этом большое внимание уделяется практической направленности предмета, для этого программой предусмотрено проведение практических занятий и проведение экскурсий. Такая деятельность учащихся имеет непосредственно большое значение для коррекции недостатков психофизического развития умственно отсталых школьников, их познавательных возможностей и интересов. В связи с тем, что …..
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА БИОЛОГИИ
Личностные:
· осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;
· осознание себя членом общества и государства; чувство любви к своей стране, выражающиеся в интересе к её природе, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;
· расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;
· способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития эстетических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
· установка на безопасный образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим.
Предметные:
· понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные открытия, победы;
· сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны;
· осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
· освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
· развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
·
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Тема 1: Окружающий нас мир (4 ч)
Дом, в котором мы живём. Наша школа. Наша улица, район, деревня. Домашний адрес. Адрес школы.
Тема 2: Сезонные изменения в природе (18 ч)
Погода. Смена времён года. Календарь природы. Высота Солнца и продолжительность дня в разные времена года.
Осень. Признаки осени. День равен ночи. Изменения в жизни растений и животных. Человек и природа осенью. Праздник урожая. Подготовка к зиме. Народные приметы.
Зима. Признаки зимы. Самый короткий день и самая длинная ночь в году. Изменения в жизни растений и животных. Подкормка животных зимой. Зимние праздники. Новый год. Народные приметы
Весна. Признаки весны. День равен ночи. Изменения в жизни растений и животных. Весенние заботы человека. Весенние праздники. Народные приметы.
Лето. Признаки лета. Самая короткая ночь и самая длинный день в году. Летнее солнцестояние. Растения и животные летом. Уход человека за растениями. Летние праздники. Народные приметы.
Тема 3: Наша страна (4 ч)
Российская Федерация (расположение на географической карте). Многонациональное население. Москва – столица нашей Родины. Достопримечательности Москвы.
Города нашей Родины. Средства сообщения между городами
Тема 4: Природа нашей Родины (32 ч)
Неживая природа.
Разнообразие поверхности: равнины, горы, овраги, холмы. Почвы: песчаная, глинистая, чернозёмная; плодородная, неплодородная.
Вода в природе: реки, озёра, ручьи, болота, родники; моря, океаны. Свойства воды. Значение воды для жизни человека. Вода и пар, снег и лёд.
Воздух. Воздух вокруг нас. Значение воздуха. Ветер – движение воздуха. Температура воздуха. Знакомство с термометрами. Изменение температуры воздуха, воды, своего тела.
Полезные ископаемые: песок, глина, торф, каменный уголь, мел, гранит, мрамор, нефть, газ, каменная соль. Внешний вид, свойства. Использование человеком.
Живая природа.
Растения, грибы и животные леса.
Растения леса. Лиственные деревья: берёза, клён, дуб, липа, осина, рябина и др. хвойные деревья: ель, сосна, лиственница.
Кустарники: калина, шиповник, можжевельник, бузина, малина и др. кустарнички: брусника, черника.
Травы: ландыши, земляника, кислица, мать-и-мачеха и др.; мох кукушкин лён.
Грибы леса: съедобные и несъедобные.
Животные леса: Звери. Птицы. Насекомые.
Растения и животные сада, огорода и поля.
Растения сада. Плодовые деревья: яблоня, груша, вишня, слива, черешня и др. ягодные кустарники: крыжовник, смородина, малина. Садовая земляника – клубника. Декоративные растения: весенние, летние, осенние.
Животные сада: птицы, насекомые, земноводные – лягушки, жабы. Сезонные работы в саду.
Растения огорода: овощи, зелёные культуры. Друзья огородных растений и враги.
Растения поля: зерновые культуры (рожь, овёс, пшеница и др).
Вредители полей: суслик, полевая мышь, хомяк, насекомые и их личинки.
Растения и животные луга.
Растения луга – травы: клевер, колокольчик, нивятник, мятлик, тимофеевка и др. Животные луга: насекомые, птицы, звери.
Использование лугов как пастбища и для сенокоса.
Растения и животные болота.
Растения болота: травы, мхи, кустарничек багульник, ягодные растения. Животные болта: птицы, лягушки, насекомые.
Растения и животные водоёмов.
Растения водоёмов: водоросли и цветковые. Животные пресных водоёмов: рыбы, раки, улитки, жуки. Животные морей и океанов: рыбы, киты, крабы, креветки, тюлени, моржи и др.
Тема 5: Охрана здоровья человека.(6 ч)
Организм человека. Строение тела человека: туловище, верхние и нижние конечности, голова. Органы чувств. Волосяной покров. Кожа. Уход за своим организмом. Соблюдение гигиены.
Внутренние органы: головной и спинной мозг, сердце, лёгкие, желудок, кишечник, печень, почки, мышцы, скелет. Значение правильной осанки для здоровья человека. Правильное дыхание и питание. Предупреждение заболеваний. Вред курения и употребления алкоголя, наркозависимость.
Занятия физкультурой и спортом – залог здоровья.
Тема 6: Охрана природы и экология. (2 ч)
Охрана природы. Чистота воздуха, почвы, водоёмов. Охрана лесов, лугов, растительного и животного мира. Растения и животные занесённые в «Красную книгу». Человек и разрушения в природе. Экологические катастрофы.
Тема 7:Труд на пришкольном участке. (3ч)
Посев и посадка растений. Уход за растениями: полив, посадка.
Итоговый урок (1ч)
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ темы |
Название темы |
Кол-во часов |
1 |
Окружающий нас мир |
4 ч. |
2 |
Сезонные изменения в природе |
18 ч. |
3 |
Наша страна. |
4 ч |
4 |
Природа нашей родины |
32 ч. |
5 |
Охрана здоровья и человека . |
6 ч |
6 |
Охрана природы и экология. |
2 ч |
7 |
Итоговое занятие |
1 ч |
|
Итого |
70 |
5. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
1. Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.
2. Васильева Е.Д. Популярный атлас-определитель. Рыбы. - М.: Дрофа, 2005.
3. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - М.: Дрофа, 2005.
4. Волцит О.В., Черняховский М.Е. Популярный атлас-определитель. Насекомые. - М.: Дрофа, 2005.
5. Галеева Н.Л. Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. 5 класс. Мой мир – мой дом. Рабочая тетрадь. - М.: Тайдекс Ко, 2002.
6. Новиков В.С., Губанов И.А. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. - М.: Дрофа, 2005.
7. Сивоглазов В.И. и др. Природоведение: Книга для чтения. Для учащихся 5 классов – М.: ГЕНЖЕР, 2001.
8. Тихомирова Е.М. Растительный и животный мир: сборник загадок: 1-4 класс – М.: Экзамен, 2008.
БИОЛОГИЯ
Основой курса биологии для коррекционной школы 8 вида являются идеи
преемственности начального и основного общего образования; гуманизации
образования; соответствия содержания образования возрастным и психическим
закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания
образования; деятельностного характера образования , формирования у учащихся
готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в
реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций).
Биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у
учащихся с интеллектуальными нарушениями системы знаний как о живой природе,
так и об окружающем мире в целом.
Цели и задачи изучения учебного предмета.
Основными целями
изучения биологии в коррекционной школе являются:
•освоение знаний о живой природе и присущих ей
закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых
организмов; человеке как биосоциальном существе; роли биологической науки в
практической деятельности людей; методах познания живой природы;
•овладение умениями применять биологические знания для
объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного
организма; использовать информацию о факторах здоровья и риска; проводить
наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма;
•воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе,
собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
•применение знаний и умений в повседневной жизни для решения
практических задач и обеспечения безопасности своей жизни; выращивания растений
и животных; заботы о своем здоровье; оказания первой доврачебной помощи себе и
окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к живой природе,
собственному организму, здоровью других людей; соблюдения правил поведения в
окружающей среде, норм здорового образа жизни; профилактики заболеваний,
травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции
Курс «Биология» состоит из четырех разделов: «Неживая природа» (6 класс), «Растения» (7 класс), «Животные» (8 класс), «Человек и его здоровье» (9 класс).
Данная программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов. Все это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.
Информация об используемом учебнике и его методическом сопровождении.
1. «Естествознание. Неживая природа. 6 класса» для специальных коррекционных школ VIII вида. Авторы: Н.В.Королёва, Е.В.Макаревич. Москва «Владос» 2014г.
2. «Биология. Растения. Грибы. Бактерии 7 класс» для специальных коррекционных школ VIII вида. Авторы: Н.В.Королёва, Е.В.Макаревич. Москва «Владос» 2014г
3. «Биология. Животные 8 класса» для специальных коррекционных школ VIII вида. Авторы: А.И.Никишов, А.В.Теремов Москва «Просвещение» 2013г
4. Биология. Человек. 9кл.: учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида/ И.В.Романов, И.Б.Агафонова. – М. : Дрофа, 2013.
Сведения о примерной программе (и/или авторской), на основании которой разработана рабочая программа.
Рабочая программа по биологии составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений 8 вида: Сб. 1. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000., стр.49-63. Под редакцией Воронковой В.В.
Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа
На изучение биологии в 6 классе отводится 2 часа в неделю, 70 часов – в год. На изучение биологии в 7 классе отводится 2 часа в неделю, 70 часов – в год. На изучение биологии в 8 классе отводится 2 часа в неделю, 72 часа – в год. На изучение биологии в 9 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов – в год.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА БИОЛОГИИ
6 класс
В соответствии с требованиями АООП с интеллектуальными нарушениями определяет два уровня овладения обучающимися предметными результатами по биологии разделу: «Неживая природа» минимальный (является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью) и достаточный (не является обязательным для всех обучающихся).
Минимальный уровень:
· Единичные и обобщенные представления об объектах и явлениях неживой и живой природы;
· Осознавание основных принципов объединения в различные группы;
· Понимание элементарной иерархии изучаемых объектов и явлений;
· Знание правил поведения в отношении основных изученных объектов и явлений неживой и живой природы;
· Знание правил здорового образа жизни в объеме программы;
· Взаимодействие с объектами согласно усвоенным инструкциям при их изучении и организации взаимодействия в учебно-бытовых ситуациях;
· Нахождение информации в дополнительных источниках по заданию педагога;
· Владение полученными знаниями и умениями в учебных ситуациях;
· Использование знаний и умений для получения новой информации по заданию педагога.
Достаточный уровень:
· Обобщение представлений об объектах неживой и живой природе;
· Осознавание основных взаимосвязей в природе, между природой и человеком;
· Знание правил здорового образа жизни и безопасного поведения, использование их для объяснения новых ситуаций;
· Объяснение происходящих явлений и узнавание и называние изученных объектов и соотнесение их к неживой и живой природе;
· Использование дополнительных источников информации, (интернет, компьютерные учебно-развивающие программы, электронные справочники);
· Самостоятельно или при минимальной предварительной (ориентировочной) помощи педагога взаимодействование с изученными объектами с учетом имеющихся знаний;
· Владение сформированными знаниями и умениями в учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых ситуациях;
· Перенесение сформированных знаний и умений в новые ситуации,
· Ориентирование на имеющиеся знания и умения с целью личной профессиональной ориентировки.
7 класс
В соответствии с требованиями АООП с интеллектуальными нарушениями определяет два уровня овладения обучающимися предметными результатами по биологии разделу: " Растения, Грибы, Бактерии ": минимальный (является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью) и достаточный (не является обязательным для всех обучающихся).
Минимальный уровень:
· Представление о биологических особенностях растений, а также приемы возделывания наиболее распространенных сельскохозяйственных растений, особенно местных;
· Знание органов цветковых растений (цветок, лист, стебель, корень);
· Узнавание однодольных и двудольных растений по строению корней, листьев (жилкование), плодов и семян; приведение примеров однодольных и двудольных растений;
· Отнесение некоторых растений к семействам (бобовые, розоцветные, сложноцветные);
· Выращивание некоторых цветочно-декоративные растения (в школе и дома);
· Представления о грибах;
· Знание о ядовитых и съедобных грибах;
· Представление о бактериях;
· Знание о вреде бактерий и способах предохранения от заражения ими.
Достаточный уровень:
· Представление о некоторых бактериях, грибов, а также растений из их основных групп: мхов, папоротников, голосеменных и цветковых;
· Знание о строении и общих биологических особенностях цветковых растений; разницу цветков и соцветий;
· Знание некоторых биологических особенностей, а также приемы возделывания наиболее распространенных сельскохозяйственных растений, особенно местных;
· Представление о ядовитых и съедобных грибах;
· Представление о бактериях и способы предохранения от заражения ими.
· Отличие цветковых растений от других групп (мхов, папоротников, голосеменных);
· Отнесение некоторых растений к семействам (бобовые, розоцветные, сложноцветные);
· Знание органов цветковых растений (цветок, лист, стебель, корень);
· Различие однодольных и двудольных растения по строению корней, листьев (жилкование), плодов и семян; приведение примеров однодольных и двудольных растений;
· Выращивание некоторых цветочно-декоративные растения (в школе и дома).
8 класс
В соответствии с требованиями АООП с интеллектуальными нарушениями определяет два уровня овладения обучающимися предметными результатами по биологии разделу "Животные": минимальный (является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью) и достаточный (не является обязательным для всех обучающихся).
Минимальный уровень:
· Знание некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены в местных условиях; значение изучаемых животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека;
· Знание основных требований ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными (известными учащимся).
· Узнавание изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах);
· Представление о несложном уходе за некоторыми домашними животными (птицы, звери, рыбы), имеющимися у детей дома.
Достаточный уровень:
· Знание основных отличий животных от растений;
· Знание признаков сходства и различия между изученными группами животных;
· Знание общих признаков, характерных для каждой из этих групп животных (места обитания, образ жизни и поведение тех животных, которые знакомы учащимся);
· Знание названий некоторых наиболее типичных представителей изученных групп животных, особенно тех, которые широко распространены в местных условиях;
· Представление о значении изучаемых животных в природе, а также в хозяйственной деятельности человека;
· Знание основных требований ухода за домашними и некоторыми сельскохозяйственными животными (известными учащимся).
· Узнавание изученных животных (в иллюстрациях, кинофрагментах, чучелах, живых объектах);
· Представление об основных чертах строения и образа жизни изученных животных;
· Представление о взаимосвязи между животными и их средой обитания: приспособления к ней, особенности строения организма и поведения животных;
· Осуществление несложного ухода за некоторыми сельскохозяйственными животными.
9 класс
В соответствии с требованиями АООП с интеллектуальными нарушениями определяет два уровня овладения обучающимися предметными результатами по биологии разделу "Человек": минимальный (является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью) и достаточный (не является обязательным для всех обучающихся).
Минимальный уровень:
· Представление о влиянии физических нагрузок на организм;
· Представление о вредном воздействии курения и алкогольных напитков на организм;
· Представление о основных санитарно-гигиенических правилах.
· Соблюдение основных санитарно-гигиенических норм.
Достаточный уровень:
· Знание строение и расположение основных органов организма человека;
· Элементарное представление о функциях основных органов и их систем;
· Представление о влиянии физических нагрузок на организм;
· Представление о вредном влиянии курения и алкогольных напитков на организм;
· Знание основных санитарно-гигиенических правил.
· Применение приобретенных знаний о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья;
· Соблюдение санитарно - гигиенических правил.
6класс
Тема 1: Природа (5ч)
Природа Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы, их изменения. Твердые тела, жидкости и газы. Превращение твердых тел в жидкости, жидкостей — в газы. Для чего нужно изучить неживую природу.Планета, на которой мы живем, — Земля. Форма и величина. Смена дня и ночи. Смена времен года.
Тема 2: Вода в природе (15ч)
Вода в природе. Свойства воды: непостоянство формы; текучесть;испарение при нагревании и сжатие при охлаждении. Три состояния воды. Способность воды растворять некоторые твердые вещества (соль, сахар и др.). Растворимые и нерастворимые вещества. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды.
Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода. Учет и использование свойств воды. Использование воды в быту, промышленности сельском хозяйстве. Бережное отношение к воде. Охрана воды.
Тема 3: Воздух (15ч)
Воздух Свойства воздуха: прозрачный, бесцветный, упругий. Использование свойства упругости воздуха. Плохая теплопроводность воздуха. Испарение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного: теплый воздух поднимается вверх, холодный опускается вниз. Движение воздух.Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода воздуха для дыхания ,в жизни животных и человека. Применение кислорода в медицине. Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Борьба за чистоту воздуха.
Тема 4: Полезные ископаемые (20ч)
Полезные ископаемые Полезные ископаемые и их значение. Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов: гранит, известняк, песок, глина. Горючие полезные ископаемые Торф. Внешний вид и свойства торфа: коричневый цвет, хорошо впитывает воду, горит. Образование торфа, добыча и использование Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование. Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, маслянистость, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы. Природный газ. Свойства газа: бесцветность, запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту. Полезные ископаемые, которые используются при получении минеральных удобрений. Калийная соль. Внешний вид и свойства: цвет, растворимость в воде. Добыча и использование. Полезные ископаемые, используемые для по лучения металлов (железная и медная руды и др.), их внешний вид и свойства. Получение черных и цветных металлов из металлических руд (чугуна, стали, меди и др.).
Тема 5: Почва (17ч.)
Почва — верхний и плодородный слой земли. Как образуется почва. Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух. Минеральная и органическая части почвы. Перегной — органическая часть почвы. Глина, песок и минеральные вещества — минеральная часть почвы. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать.(сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам. Основное свойство почвы — плодородие. Местные типы почв: название, краткая характеристика. Обработка почвы: вспашка, боронование. Значение почвы в народном хозяйстве. Охрана почв.
Повторение (5ч.)
7 класс
Введение (2ч.)
Тема 1: Общее знакомство с цветковыми растениями (4ч)
Многообразие растений. Значение растений и их охрана. Общее знакомство с цветковыми растениями. Общее понятие об органах цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью): цветок, стебель, лист, корень.
Тема 2: Цветение и плодоношение (8ч.)
Цветок. Строение цветка (пестик, тычинки, венчик лепестков). Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка). Опыление цветков. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян.
Тема 3: Семена растений (5ч.)
Семя растения. Строение семени (на примере фасоли и пшепм цы). Размножение семенами. Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву.
Тема 4: Корни и корневые системы (3ч.)
Корень. Разнообразие корней. Корневые системы (стержневая и мочковатая). Корневые волоски. Значение корня в жизни растения. Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень).
Тема 5: Лист (7ч.)
Лист. Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Жилкование. Листья простые и сложные. Значение листьев в жизни растения — образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету. Испарение воды листьями, назначение этого явления. Листопад и его значение. Дыхание растений.
Тема 6: Стебель (4ч.)
Стебель. Строение стебля на примере липы. Значение стебля в жизни растения — доставка воды и минеральных веществ от коры к другим органам растения и органических веществ от листьев к корню и другим органам. Разнообразие стеблей.
Тема 7: Растение целостный организм (2ч.)
Растение — целостный организм (взаимосвязь всех органов и растительного организма со средой обитания).
Тема 8: Разнообразие растения, бактерий и грибов (5ч.)
Многообразие растений, бактерий и грибов Бактерии. Общее понятие. Значение в природе и жизни человека.Грибы. Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. Грибы съедобные и ядовитые, их распознавание.Экскурсии в лес (лесопарк) для ознакомления с особенностями грибов и растений осенью и весной.
Тема 9: Растения (9ч.)
Мхи. Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяной мох и образование торфа.
Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места произрасрастания папоротника.
Голосеменные. Сосна и ель — хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев.
Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения.Использование древесины хвойных и лиственных деревьев.
Покрытосеменные или цветковые. Особенности строения (наличие цветков, плодов с семенами).
Тема 10: Однодольные и двудольные растения (21ч.)
Цветковые растенияДеление цветковых растений на однодольные (пшеница) и двудольные (фасоль). Характерные различия (строение семян, корневой системы, жилкование листа).
Однодольные растения Злаки: пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, лист, соцветие). Ныращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве. Преобладающая культура для данной местности.
-Лилейные. Основные представители (лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш). Общая характеристика (цветок, лист, луковица, корневище)'Лук, чеснок — многолетние овощные растения. Выращивание посев, уход, уборка. Использование человеком.Цветочно-декоративные растения открытого и закрытого грунта (хлорофитум, лилия, тюльпан).
Бобовые. Горох (фасоль, соя — для южных районов). Бобы. Клевер, люпин — кормовые травы.
-Розоцветные. Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садовая земляника (персик, абрикос — для южных районов).
Биологические особенности растений сада. Особенности paзмножения яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых растений, их уборка и использование.
-Сложноцветные. Подсолнечник. Ноготки, бархатцы — однолетние цветочные растения. Маргаритка — двулетнее растение. Георгин — многолетнее растение.Особенности внешнего строения этих растений. Агротехника выращивания. Использование человеком.
8 класс
Введение (2ч)
Многообразие животного мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни. Позвоночные и беспозвоночные животные. Дикие, сельскохозяйственные и домашние животные.Значение животных в народном хозяйстве. Охрана животных.
Раздел 1: Беспозвоночные животные – 12ч.
Тема 1: Беспозвоночные животные (1ч)
Беспозвоночные животныеОбщие признаки беспозвоночных животных: отсутствие позвоночника (внутреннего скелета).
Тема 2: Черви (3ч)
Черви.Дождевые черви. Внешний вид дождевого червя, образ жизни,питание, дыхание, способ передвижения. Демонстрация живого червя или влажного препарата.Черви-паразиты(глисты).Вред глистов. Профилактика и борьба с глистными заболеваниями.
Тема 3: Насекомые (10ч)
Насекомые.Бабочка-капустница (и ее гусеница), яблочная плодожорка, майский жук, комнатная муха. Внешнее строение, образ жизни, питание, дыхание, способ передвижения. Размножение. Вред, приносимый этими насекомыми (повреждения растений и перенос болезнетворных бактерий). Меры борьбы с вредными насекомыми.IIчела, тутовый шелкопряд — полезные в хозяйственной деятельности человека насекомые. Внешнее строение, образ жизни, питание.Способ передвижения. Размножение. Пчелиная семья и ее жизнь. Разведение тутового шелкопряда. Значение одомашненных насекомых в народном хозяйстве и уход за ними. Получение меда от пчел и шелковых нитей от шелкопряда.
Раздел 2: Позвоночные животные -55ч.
Тема 4: Позвоночные животные (1ч)
Позвоночные животные. Общие признаки позвоночных животных: наличие позвоночника (внутреннего скелета).
Тема 5: Рыбы (8ч)
Общие признаки рыб. Среда обитания — водоемы. Речные рыбы (окунь, щука, карп). Морские рыбы (треска, сельдь) Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение рыб. Рыболовство, рыбоводство Рациональное использование и охрана рыб.
Тема 6: Земноводные (3ч)
Общие признаки земноводных (обитание на суше, и в воде).Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение ля гушки, способ передвижения.Питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение лягушки.Черты сходства с рыбами и отличия от рыб по строению, образу жизни и размножению.Жаба. Особенности внешнего строения и образ жизни. Значение и охрана земноводных.
Тема 7: Пресмыкающиеся (4ч)
Общие признаки пресмыкающихся . Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система, органы чувств. Размножение пресмыкающихся. Сравнение пресмыкающихся и земноводных по строению, образу жизни. Демонстрация влажных препаратов Отличие ужа от гадюки. Охрана пресмыкающихся.
Тема 8: Птицы (12ч)
Общая характеристика птиц: среда обитания, особенности внешнего и внутреннего строения. Размножение и развитие.Питание птиц.Птицы, кормящиеся в воздухе (ласточка, стриж).Птицы леса: большой пестрый дятел, большая синица. Хищные птицы (сова, орел).Водоплавающие птицы (утка-кряква, гуси).Птицы, обитающие возле жилья людей (голубь, воробей).
Особенности образа жизни каждой экологической группы птиц. Значение и охрана птиц.Курица, гусь, утка — домашние птицы. Строение яйца курицы. Выращивание цыплят. Содержание, кормление и разведение кур, гусей, уток на птицефермах. Птицеводство.
Тема 9: Млекопитающие (27ч)
Млекопитающие, или звери.Разнообразие млекопитающих. Приспособленность к условиям жизни.Общие признаки млекопитающих, или зверей: волосяной покров рождение живых детенышей и вскармливание их молоком.Внутреннее строение млекопитающего (на примере кролика): органы пищеварения, дыхания, кровообращения, нервная система.
Грызуны: мышь, белка, бобр. Общие признаки грызунов. Внешни и вид и отличительные особенности каждого из этих животных. Образ жизни, питание, размножение. Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана белок и бобров.
Зайцеобразные: заяц-беляк, заяц-русак, кролик домашний. Общие признаки зайцеобразных, черты сходства и различия между типами и кроликами. Образ жизни, питание и размножение зайцем п кроликов. Значение зайцев и их охрана.Значение кролиководства в народном хозяйстве.
Хищные звери: волк, медведь, тигр, лев, рысь. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид и отличительные особенности каждогог из этих животных. Черты сходства и различия между некоторыми из них. Образ жизни, добывание пищи, размножение. Распространение хищных зверей. Значение этих животных и их охрана. Домашние хищники: кошка, собака. Уход за ними.Пушные хищные звери: куница, лисица, соболь, норка. Образ жизни, распространение и значение пушных зверей. Разведение норки на зверофермах.
Ластоногие морские животные: тюлень, морж, морской котик. Общие признаки ластоногих. Отличительные особенности этих животных, распространение и значение. Охрана морских зверей.
Китообразные: кит, дельфин. Общие признаки китообразных. Внешнее строение кита и дельфина. Питание и передвижение. Вскармливание детенышей. Дыхание. Значение этих животных и их охрана.
Растительноядные животные дикие и домашние. Общие признаки растительноядных животных. Дикие растительноядныеживотные (лось). Дикие всеядные животные (дикая свиньи) Характеристика этих животных, распространение, значение и охрана их. -Сельскохозяйственные травоядные животные: корова, овца, верблюд, лошадь. Всеядные сельскохозяйственные живот ные — свинья, северный олень.
Корова: Внешнее строение. Молочная продуктивность коров.Корма для коров. Уход за коровами. Современные животноводческие фермы, их оборудование и содержание в них коров.Выращивание телят.
Овца. Распространение овец. Особенности внешнего строения и питания овец.Значение овец в народном хозяйстве. Некоторые породы овец Содержание овец: зимнее — на фермах и летнее — на пастбищах.Круглогодовое содержание овец на пастбищах. Оборудование овцеводческих ферм и пастбищ. Выращивание ягнят.
Верблюд. Особенности внешнего строения. Приспособленность к засушливым условиям жизни. Особенности питания верблюда. Значение верблюда в хозяйстве человека.
Северный олень. Особенности строения — приспособленность к суровым северным условиям жизни. Особенности питания. Значение северного оленя в народном хозяйстве.
Свинья. Внешнее строение свиньи: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова.Значение свиноводства. Современные свиноводческие фермы и их оборудование. Размещение свиней. Уход за свиньями и их кормление. Выращивание поросят. Откорм свиней.
Лошадь. Внешнее строение лошади: особенности туловища, головы, ног, кожного покрова. Питание лошадей.Значение лошадей в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы и рысаки.Содержание лошадей. Выращивание жеребят. Приматы. Общая характеристика.
Обобщающее занятие по результатам изучения животных: общие признаки изученных групп животных, признаки сходства и различия . Охрана птиц и млекопитающих. Редкие и исчезающие виды Различение диких и домашних животных. Охрана диких и уход за домашними.Практические работы на животноводческих фермах.
Итоговый урок (1ч)
9 класс
Введение (1ч)
Тема 1: Общий обзор организма (3ч)
Общий обзор организма человека.Общее знакомство с организмом человека. Краткие сведения о строении клеток и тканей человека. Органы и системы органон (опорно-двигательная, пищеварительная, кровеносная, выделительная, дыхательная, нервная и органы чувств).Демонстрация торса человека.
Тема 2: Опора тела и движение (14ч)
Опора тела и движение Значение опорно-двигательной системы. Скелет человека. Соединения костей (подвижное и неподвижное). Первая помощь при ушибах, растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.Основные группы мышц человеческого тела. Работа мышц. 3начение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия.
Тема 3: Кровь и кровообращение (8ч)
Значение крови и кровообращения. Состав крови (клетки красные, белые), плазма крови. Органы кровообращения: сердце и сосуды. Большой и малый круги кровообращения. Сердце, его строение и работа. Движение крови по сосудам. Пульс. Предупреждение сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Отрицательное влияние никотина и алкоголя на сердце и сосуды Демонстрация влажного препарата и муляжа сердца млекопитающего.
Тема 4: Дыхание (6ч)
Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функции. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Болезни, передающиеся через воздух. Гигиена органов дыхания. Отрицательное влияние никотина на органы дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания.
Тема 5: Пищеварение (11ч)
Значение пищеварения. Питательные вещества и витамины. Пищевые продукты. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике. Всасывание питательных веществ в кровь. Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний, пищевых отправлений и глистных заражений.
Тема 6: Почки (2ч)
Почки.Органы мочевыделительной
системы, их значение. Внешнее строение почек и их расположение в организме.
Предупреждение
почечных заболеваний.
Тема 7: Кожа (6ч)
Кожа человека и ее значение как органа защиты организма, осязания, выделения (пота) и терморегуляции. Закаливание организма и ги гиена кожи и гигиенические требования к одежде. Профилактика и первая помощь при тепловом и солнечных ударах, ожогах и обморожении.
Тема 8: Нервная система (9ч)
Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, ). Гигиена умственного труда. Отрицательное влияние на нервную систему алкоголя и никотина. Сон и его значение.
Тема 9: Органы чувств (3ч)
Органы чувств.Значение органов чувств. Строение, функции, гигиена органа зрения. Строение органа слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы обоняния и вкуса.Демонстрация влажного препарата «Глаз крупного млекопитающего», моделей глазного яблока и уха.
Тема 10: Охрана здоровья человека в Российской Федерации (3ч)
Система здравоохранения в Российской Федерации. Мероприятия, осуществляемые в нашей стране по охране труда. Организации отдыха. Медицинская помощь. Социальное обеспечение по старости, болезни и потере трудоспособности.
Итоговый урок – 1час.
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 класс
№ |
Название темы |
Кол-во часов |
1. |
Природа. |
5ч |
2. |
Вода в природе. |
15ч |
3. |
Воздух. |
15ч |
4. |
Полезные ископаемые |
20ч |
5. |
Почва |
10ч |
6. |
Повторение |
3ч. |
|
ИТОГО |
68 ч. |
7 класс
№ темы |
Название темы |
Кол-во часов |
|
Введение |
2ч |
1 |
Общее знакомство с цветковыми растениями |
4ч |
2 |
Цветение и плодоношение растений |
8ч |
3 |
Семена растений |
5ч |
4 |
Корни и корневые системы |
3ч |
5 |
Лист |
7ч |
6 |
Стебель |
4ч |
7 |
Растение – целостный организм |
2ч |
8 |
Многообразие бактерий и грибов |
5ч |
9 |
Растения |
9ч |
10 |
Однодольные и двудольные растения |
19ч |
|
Итого |
68 ч |
8 класс
№ темы |
Название темы |
Кол-во часов. |
|
Введение |
2ч |
Раздел 1 |
Беспозвоночные животные Беспозвоночные животные |
14ч 1ч. |
2 |
Черви |
3ч |
3 |
Насекомые |
10ч |
Раздел 4 |
Позвоночные животные Позвоночные животные |
55ч 1ч. |
5 |
Рыбы |
9ч |
6 |
Земноводные |
3ч |
7 |
Пресмыкающиеся |
4ч |
8 |
Птицы |
12ч |
9 |
Млекопитающие |
23ч |
|
Итоговый урок |
1ч |
|
Итого |
68ч |
9 класс
№ темы |
Название темы |
Кол-во уроков |
|
Введение |
1ч |
1 |
Общий обзор организма человека |
3ч |
2 |
Опора тела и движение |
14ч |
3 |
Кровь и кровообращение |
8ч |
4 |
Дыхание |
6ч |
5 |
Пищеварение |
11ч |
6 |
Почки |
2ч |
7 |
Кожа |
7ч |
8 |
Нервная система |
9ч |
9 |
Органы чувств |
3ч |
10 |
Охрана здоровья человека в Российской Федерации |
3ч |
|
Итого |
68ч |
5. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
1. «Естествознание. Неживая природа. 6 класса» для специальных коррекционных школ VIII вида. Авторы: Н.В.Королёва, Е.В.Макаревич. Москва «Владос» 2014г.
2. «Биология. Растения. Грибы. Бактерии 7 класс» для специальных коррекционных школ VIII вида. Авторы: Н.В.Королёва, Е.В.Макаревич. Москва «Владос» 2014г
3. «Биология. Животные 8 класса» для специальных коррекционных школ VIII вида. Авторы: А.И.Никишов, А.В.Теремов Москва «Просвещение» 2013г
4. «Биология. Человек. 9кл.» учебник для специальных (коррекционных) школ VIII вида/ И.В.Романов, И.Б.Агафонова. – М. : Дрофа, 2013.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.