Адаптированная рабочая программа по географии
Оценка 4.6

Адаптированная рабочая программа по географии

Оценка 4.6
docx
08.12.2020
Адаптированная рабочая программа по географии
АРПП, география.docx

Пояснительная записка

Рабочая адаптированная (модифицированная) программа по географии составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью, утвержденного приказом Министерства образования и науки от 14.08. 2018 года № 701, на основе модифицированной Примерной адаптированной образовательной программы по учебному предмету «География: 6—9 классы» для обучающихся с легкой умственной отсталостью/ сост. Кундина Т.С., Бердюкова Т.Н.. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2019. – 194 с.; в соответствии с Рабочим учебным планом  и Календарным учебным графиком Муниципального общеобразовательного учреждения «Шахтерская средняя школа №1» на 2019-2020 учебный год. Программа составлена с учетом возрастных особенностей и особенностей психофизического развития возможностей обучающихся с умственной отсталостью.

Срок реализации программы – 1 год.

В соответствии с Рабочим учебным планом СШ№1 в 6 классе на уроки географии по адаптированной программе отводится  17 ч (0, 5 ч в неделю, 33 учебные недели в 6 классе).

      Курс географии как учебный предмет имеет большое самостоятельное познавательное и коррекционно-воспитательное значение в развитии обучающихся с особыми образовательными потребностями. Воспитание любви к своей местности, к Республике, воспитание позитивного отношения к окружающей среде является одним из основополагающих факторов в обучении.

Основной      целью       школьного      географического      образования в специальной школе является развитие и коррекция познавательной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями, формирование у детей географической картины мира, раскрытие практического значения этой науки в жизни человека; всестороннее развитие обучающихся со сниженной мотивацией к познанию, расширение их кругозора. География способствует формированию у школьников с ограниченными возможностями здоровья системы комплексных социально- ориентированных знаний:

- о Земле как о планете людей, об основных закономерностях развития природы,

   - о размещении населения, об особенностях и о динамике главных природных, экологических процессов, протекающих в географическом пространстве,

-  о проблемах взаимодействия природы и общества,

   - об адаптации человека к географическим условиям проживания.

Программа способствует профессиональной ориентации обучающихся путём знакомства с миром профессий, распространенных в нашем регионе. Каждый год обучения имеет свои специфические задачи, связанные с изучением учебного материала.

Построение содержания учебного курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно - деятельностного, интегративного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих. Решение общих и специальных задач специальной школы в процессе изучения курса географии потребовало особого подхода к отбору учебного материала, особого построения учебной программы и специальных методов преподавания.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

- методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядные (иллюстрационные и демонстрационные), практические, проблемно- поисковые под руководством преподавателя и самостоятельной работой обучающихся;

- методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательные игры;

-методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуальный опрос, фронтальный опрос, выборочный контроль, письменные работы.

Использование ИКТ, ЭОР, деятельностного и компетентностного подходов, личностно ориентированного обучения на уроках географии позволяет формировать познавательную, социально-мировоззренческую и информационно-коммуникативную компетенции обучающихся. Формы  организации    процесса   обучения      географии                                                  в специальной (коррекционной) школе:

·        урочные (уроки, экскурсии, практические и игровые занятия);

·        внеурочные      (домашнее       задание,      дополнительное       чтение, ознакомительные экскурсии);

·        внеклассные (праздники, предметные, межпредметные);

мультипредметные игры, выставки, презентации работ, кружки. Оценивание учебных достижений обучающихся

    Целесообразно учитывать: правильность и научность изложения материала, полноту раскрытия понятий и закономерностей, точность употребления географической и картографической терминологии; степень самостоятельности ответа, логичность, аргументированность при изложении материала; степень формирования интеллектуальных, общеобразовательных, специфических умений (работа с картографическими, статистическими и другими дополнительными материалами).

Отметка «5»:

·     обучающийся демонстрирует системные географические знания в пределах учебной программы;

·     раскрывает поставленный вопрос логично, показав понимание взаимосвязей характеризуемых географических объектов и явлений, не допустив ошибок и неточностей; использует необходимую географическую терминологию, подкрепляет теоретические положения конкретными примерами;

·     аргументирует    свои     утверждения,    анализирует    и     использует картографическую информацию;

·     объясняет      значение      географических     знаний,      дает      оценку географическим процессам и явлениям;

·        умеет работать с источниками информации;

·     самостоятельно делает выводы и обобщения.

Отметка «4»:

·     обучающийся      на      достаточном      уровне       владеет       учебным и картографическим материалом, усвоил основные географические понятия и категории;

·        использует полученные знания на практике;

·        знает обязательную географическую номенклатуру, но в ответе отсутствуют некоторые элементы содержания, или присутствуют неточности, или ответ нелогичен, или неверно используется географическая терминология.

Отметка «3»:

·     обучающийся проявляет фрагментарное знание элементов содержания, но не может подкрепить их конкретными примерами;

·        имеет общие представления о географических процессах или явлениях, но не может раскрыть их сущности;

·     воспроизводит часть учебного материала, описывает географические объекты и явления с ошибками;

·     частично владеет географической номенклатурой.

Отметка «2»:

·     обучающийся не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

·        не делает выводов и обобщений; не                    знает и                 не     понимает    значительную         или                    основную             часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

·        имеет слабо сформированные и неполные географические знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

·     при ответе допускает несколько грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Отметка   «1»:   обучающийся   не   может   ответить   ни   на   один   из поставленных вопросов; полностью не усвоил материал.

Оценивание практических работ

Отметка «5»:

· обучающийся правильно выбирает необходимые источники географической информации, четко следует ходу выполнения практической работы;

·      верно выполняет задание, самостоятельно делает вывод;

· имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу;

·      записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям;

· работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, оформлена аккуратно.

Отметка «4»:

·        практическая работа выполняется обучающимся в полном объеме и самостоятельно;

·        обучающийся представляет последовательность выполнения практического задания, но не полностью использует необходимые источники информации и в процессе работы допускает некоторые неточности;

применяет теоретические знания в практической работе; при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи учителя;

·        умеет самостоятельно выделять главные положения в практической работе на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы;

·        могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка «3»:

·              практическая работа выполняется и оформляется обучающимся при помощи учителя; на выполнение работы затрачивается много времени;

·              обучающийся испытывает затруднение  при  самостоятельной  работе  с картами атласа, статистическими материалами, географическими приборами;

·              обучающийся имеет общее представление о том, какого рода источники информации он может использовать при выполнении практической работы, но сам затрудняется в их выборе или имеет общее представление о последовательности выполнения задания, но не может практически его реализовать;

·              допускает ошибки в ходе выполнения практической работы.

Отметка «2»:

·              обучающийся не подготовлен к выполнению практической работы;

·              полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью;

·              плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений;

·              обучающийся имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их к выполнению практической работы;

·              при выполнении практической работы, допускает грубые ошибки, которые не может исправить даже при помощи учителя.

    Отметка «1»: обучающийся не может выполнить практическую работу.

Оценивание работы с географической картой

Отметка «5»:

·              обучающийся свободно владеет картографической информацией;

·              анализирует и использует картографический материал;

·              самостоятельно,  уверенно   и   безошибочно  применяет   полученные знания в работе с географической картой;

·              допускает   не   более   одного  недочёта,   который  легко   исправляет по требованию учителя;

·              правильно показывает объекты на карте в оптимальном темпе;

·              имеет необходимые навыки работы с контурной картой, заполнение контурной карты соответствует требованиям.

Отметка «4»:

·              обучающийся соблюдает основные правила работы с географической картой;

·              имеет хорошее знание географической карты, но при этом допускает негрубые ошибки или недочеты и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи учителя;

·                 при показе объектов на карте допускает неточности;

·                 имеет    достаточные   навыки   работы   с    контурной   картой,   при заполнении контурной карты допускает неточности.

Отметка «3»:

·                   обучащийся испытывает затруднения при работе с географической картой;

·                   показывает слабое знание географической номенклатуры;

·                   теряется при поиске географического объекта;

·                   темп показа объектов замедленный;

·                   при    заполнении    контурной    карты    испытывает    трудности    в оформлении карты и определении объектов.

 

 

Отметка «2»:

·                     обучающийся    допускает    грубые     ошибки     в     использовании географической карты;

·              с   большим   затруднением  находит   и   показывает   географические объекты на карте;

·              при заполнении контурной карты не учитывает требований заполнения карты;

·              при обозначении объектов допускает грубые ошибки.

Отметка «1»: отсутствие практических навыков работы с географической картой.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

В процессе обучения происходит формирование УУД:

·        личностных,

·        регулятивных,

·        познавательных,

·        коммуникативных.

В связи с этим выделяются следующие задачи.

Личностные УУД

·        Уметь    идентифицировать   себя    с    принадлежностью   к    народу, республике.

·        Проявлять интерес к истории своего народа и своей республике.

·        Проявлять уважение к ценностям культуры других народов.

·        Уметь   оценивать   свои   и   чужие   поступки,   результаты   учебной деятельности.

·        Формировать положительное отношение к процессу познания. Выполнение этих задач возможно через использование следующих видов работ:

1.     Участие в проектах.

2.     Творческие задания

3.     Подведение итогов урока.

4.     Мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма.

5.     Самооценка события, ситуации.

6.     Ведение «Дневников достижений».

Регулятивные УУД

·        Уметь формировать и удерживать цель деятельности длительное время.

·        Уметь планировать, контролировать и выполнять по заданному образцу.

·        Формировать контрольно-оценочную деятельность, направленную на осуществление итогового контроля, оценку результатов своей деятельности.

·        Уметь анализировать свою работу-находить и устранять ошибки. Выполнение этих задач возможно через использование следующих видов работ:          «преднамеренные  ошибки»,     поиск   информации в предложенных источниках, взаимоконтроль, «Ищу ошибки».

Познавательные УУД направлены на познание окружающего мира, формирование умственных операций, поисковой и исследовательской деятельности.

·        Уметь использовать в работе методы наблюдения, опыт, эксперимент, моделирование.

·        Уметь     проверять    информацию    и     находить    дополнительную информацию с использованием справочной литературы.

·        Уметь    сравнивать,    сопоставлять,    классифицировать,    приводить примеры, устанавливать причинно-следственные связи.

Выполнение этих задач возможно посредством использования следующих видов работ: «Найди отличия», «На что похоже?», поиск лишнего, лабиринты, цепочки, составление и использование таблиц, схем, моделей, Составление презентаций по изученному материалу.

Коммуникативные УУД

·        Уметь работать с текстом – воспринимать с учётом поставленной задачи, составлять план, делить на смысловые отрезки, озаглавливать, пересказывать.

·        Уметь писать небольшие доклады и рефераты с использование информации из разных источников.

·        Уметь пользоваться монологической и диалогической речью.

Выполнение этих задач возможно посредством использования следующих видов работ: отзыв о работе товарища, составь задание партнёру, групповая работа по составлению кроссворда, «Отгадай, о ком говорили?», «Подготовь рассказ», «Опиши устно», «Объясни».

 

Содержание учебного предмета

Основные содержательные линии программы по географии для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья реализуются в рамках таких курсов: «Начальный курс физической географии», «География материков и океанов», «Физическая география родного края», «Социально- экономическая география Донецкого края».

    В 6 классе в рамках изучения «Начального курс физической географии» приводятся в систему полученные учениками в младших классах первоначальные географические представления и понятия, основанные на непосредственных наблюдениях в природе и на ознакомлении с местностью ближайшего окружения. Обучающиеся научатся ориентироваться на местности, познакомятся с планом, физической картой, формами земной поверхности, водоемами. Этот курс предполагает проведение экскурсий с целью формирования более точных географических представлений о формах земной поверхности и водоемах своей местности. Содержание материала также нацелено на формирование у обучающихся знаний о неоднородности  и целостности Земли как планеты людей, о влиянии природы на их жизнь и хозяйство. «Начальный курс физической географии» способствует формированию топографо-картографических знаний и умений, обеспечивающие ориентацию обучающихся в географическом пространстве; формированию знаний о следствиях вращения Земли вокруг своей оси, о тепловых поясах и о расселении людей по планете. В программе выделены основные практические работы, которые необходимо выполнить ученикам.

Тематическое планирование,

6 класс

 

 

 

 

Название темы

Количество часов

1

Введение в предмет

1

2

Ориентирование на местности

2

3

Формы поверхности Земли

2

4

Вода на Земле

2

5

План и карта

3

6

Земной шар

3

7

Тепловые пояса

2

8

Картины природы и жизни населения

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« Шахтёрская средняя школа №1 »

 

РАССМОТРЕНО

 

На заседании методического объединения учителей  естественно-математического цикла

 

 

Протокол

от «03»  сентября 2019  № 1

СОГЛАСОВАНО

 

Заместитель директора по УВР

 

____________         Л.П.Логвина

 

  

 

«____» _____________ 2019 г.

УТВЕРЖДАЮ

 

Директор

 

__________  Т.П.Вакуленко                      

 

«____» ____________ 2019 г.

 

 

 

 

 

  РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

 

география

(модифицированная)

 

6 класс

 

на 2019-2020 учебный год

 

 

 

 

 

  Составитель рабочей программы:

                                                                                    Алешина Г.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шахтерск

 

2019 год


 

Пояснительная записка Рабочая адаптированная (модифицированная) программа по географии составлена в соответствии с

Пояснительная записка Рабочая адаптированная (модифицированная) программа по географии составлена в соответствии с

Решение общих и специальных задач специальной школы в процессе изучения курса географии потребовало особого подхода к отбору учебного материала, особого построения учебной программы и специальных…

Решение общих и специальных задач специальной школы в процессе изучения курса географии потребовало особого подхода к отбору учебного материала, особого построения учебной программы и специальных…

Отметка «4»: · обучающийся на достаточном уровне владеет учебным и картографическим материалом, усвоил основные географические понятия и категории; · использует полученные знания на практике; ·…

Отметка «4»: · обучающийся на достаточном уровне владеет учебным и картографическим материалом, усвоил основные географические понятия и категории; · использует полученные знания на практике; ·…

Отметка «4»: · практическая работа выполняется обучающимся в полном объеме и самостоятельно; · обучающийся представляет последовательность выполнения практического задания, но не полностью использует необходимые источники…

Отметка «4»: · практическая работа выполняется обучающимся в полном объеме и самостоятельно; · обучающийся представляет последовательность выполнения практического задания, но не полностью использует необходимые источники…

Оценивание работы с географической картой

Оценивание работы с географической картой

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Уметь использовать в работе методы наблюдения, опыт, эксперимент, моделирование

Уметь использовать в работе методы наблюдения, опыт, эксперимент, моделирование

Тематическое планирование, 6 класс №

Тематическое планирование, 6 класс №

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.12.2020