Адаптированная рабочая программа по географии

  • docx
  • 08.12.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала АРПП, география.docx

Пояснительная записка

Рабочая адаптированная (модифицированная) программа по географии составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью, утвержденного приказом Министерства образования и науки от 14.08. 2018 года № 701, на основе модифицированной Примерной адаптированной образовательной программы по учебному предмету «География: 6—9 классы» для обучающихся с легкой умственной отсталостью/ сост. Кундина Т.С., Бердюкова Т.Н.. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2019. – 194 с.; в соответствии с Рабочим учебным планом  и Календарным учебным графиком Муниципального общеобразовательного учреждения «Шахтерская средняя школа №1» на 2019-2020 учебный год. Программа составлена с учетом возрастных особенностей и особенностей психофизического развития возможностей обучающихся с умственной отсталостью.

Срок реализации программы – 1 год.

В соответствии с Рабочим учебным планом СШ№1 в 6 классе на уроки географии по адаптированной программе отводится  17 ч (0, 5 ч в неделю, 33 учебные недели в 6 классе).

      Курс географии как учебный предмет имеет большое самостоятельное познавательное и коррекционно-воспитательное значение в развитии обучающихся с особыми образовательными потребностями. Воспитание любви к своей местности, к Республике, воспитание позитивного отношения к окружающей среде является одним из основополагающих факторов в обучении.

Основной      целью       школьного      географического      образования в специальной школе является развитие и коррекция познавательной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями, формирование у детей географической картины мира, раскрытие практического значения этой науки в жизни человека; всестороннее развитие обучающихся со сниженной мотивацией к познанию, расширение их кругозора. География способствует формированию у школьников с ограниченными возможностями здоровья системы комплексных социально- ориентированных знаний:

- о Земле как о планете людей, об основных закономерностях развития природы,

   - о размещении населения, об особенностях и о динамике главных природных, экологических процессов, протекающих в географическом пространстве,

-  о проблемах взаимодействия природы и общества,

   - об адаптации человека к географическим условиям проживания.

Программа способствует профессиональной ориентации обучающихся путём знакомства с миром профессий, распространенных в нашем регионе. Каждый год обучения имеет свои специфические задачи, связанные с изучением учебного материала.

Построение содержания учебного курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно - деятельностного, интегративного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих. Решение общих и специальных задач специальной школы в процессе изучения курса географии потребовало особого подхода к отбору учебного материала, особого построения учебной программы и специальных методов преподавания.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

- методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядные (иллюстрационные и демонстрационные), практические, проблемно- поисковые под руководством преподавателя и самостоятельной работой обучающихся;

- методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательные игры;

-методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуальный опрос, фронтальный опрос, выборочный контроль, письменные работы.

Использование ИКТ, ЭОР, деятельностного и компетентностного подходов, личностно ориентированного обучения на уроках географии позволяет формировать познавательную, социально-мировоззренческую и информационно-коммуникативную компетенции обучающихся. Формы  организации    процесса   обучения      географии                                                  в специальной (коррекционной) школе:

·        урочные (уроки, экскурсии, практические и игровые занятия);

·        внеурочные      (домашнее       задание,      дополнительное       чтение, ознакомительные экскурсии);

·        внеклассные (праздники, предметные, межпредметные);

мультипредметные игры, выставки, презентации работ, кружки. Оценивание учебных достижений обучающихся

    Целесообразно учитывать: правильность и научность изложения материала, полноту раскрытия понятий и закономерностей, точность употребления географической и картографической терминологии; степень самостоятельности ответа, логичность, аргументированность при изложении материала; степень формирования интеллектуальных, общеобразовательных, специфических умений (работа с картографическими, статистическими и другими дополнительными материалами).

Отметка «5»:

·     обучающийся демонстрирует системные географические знания в пределах учебной программы;

·     раскрывает поставленный вопрос логично, показав понимание взаимосвязей характеризуемых географических объектов и явлений, не допустив ошибок и неточностей; использует необходимую географическую терминологию, подкрепляет теоретические положения конкретными примерами;

·     аргументирует    свои     утверждения,    анализирует    и     использует картографическую информацию;

·     объясняет      значение      географических     знаний,      дает      оценку географическим процессам и явлениям;

·        умеет работать с источниками информации;

·     самостоятельно делает выводы и обобщения.

Отметка «4»:

·     обучающийся      на      достаточном      уровне       владеет       учебным и картографическим материалом, усвоил основные географические понятия и категории;

·        использует полученные знания на практике;

·        знает обязательную географическую номенклатуру, но в ответе отсутствуют некоторые элементы содержания, или присутствуют неточности, или ответ нелогичен, или неверно используется географическая терминология.

Отметка «3»:

·     обучающийся проявляет фрагментарное знание элементов содержания, но не может подкрепить их конкретными примерами;

·        имеет общие представления о географических процессах или явлениях, но не может раскрыть их сущности;

·     воспроизводит часть учебного материала, описывает географические объекты и явления с ошибками;

·     частично владеет географической номенклатурой.

Отметка «2»:

·     обучающийся не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

·        не делает выводов и обобщений; не                    знает и                 не     понимает    значительную         или                    основную             часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

·        имеет слабо сформированные и неполные географические знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

·     при ответе допускает несколько грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Отметка   «1»:   обучающийся   не   может   ответить   ни   на   один   из поставленных вопросов; полностью не усвоил материал.

Оценивание практических работ

Отметка «5»:

· обучающийся правильно выбирает необходимые источники географической информации, четко следует ходу выполнения практической работы;

·      верно выполняет задание, самостоятельно делает вывод;

· имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу;

·      записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям;

· работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, оформлена аккуратно.

Отметка «4»:

·        практическая работа выполняется обучающимся в полном объеме и самостоятельно;

·        обучающийся представляет последовательность выполнения практического задания, но не полностью использует необходимые источники информации и в процессе работы допускает некоторые неточности;

применяет теоретические знания в практической работе; при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи учителя;

·        умеет самостоятельно выделять главные положения в практической работе на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы;

·        могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка «3»:

·              практическая работа выполняется и оформляется обучающимся при помощи учителя; на выполнение работы затрачивается много времени;

·              обучающийся испытывает затруднение  при  самостоятельной  работе  с картами атласа, статистическими материалами, географическими приборами;

·              обучающийся имеет общее представление о том, какого рода источники информации он может использовать при выполнении практической работы, но сам затрудняется в их выборе или имеет общее представление о последовательности выполнения задания, но не может практически его реализовать;

·              допускает ошибки в ходе выполнения практической работы.

Отметка «2»:

·              обучающийся не подготовлен к выполнению практической работы;

·              полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью;

·              плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений;

·              обучающийся имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их к выполнению практической работы;

·              при выполнении практической работы, допускает грубые ошибки, которые не может исправить даже при помощи учителя.

    Отметка «1»: обучающийся не может выполнить практическую работу.

Оценивание работы с географической картой

Отметка «5»:

·              обучающийся свободно владеет картографической информацией;

·              анализирует и использует картографический материал;

·              самостоятельно,  уверенно   и   безошибочно  применяет   полученные знания в работе с географической картой;

·              допускает   не   более   одного  недочёта,   который  легко   исправляет по требованию учителя;

·              правильно показывает объекты на карте в оптимальном темпе;

·              имеет необходимые навыки работы с контурной картой, заполнение контурной карты соответствует требованиям.

Отметка «4»:

·              обучающийся соблюдает основные правила работы с географической картой;

·              имеет хорошее знание географической карты, но при этом допускает негрубые ошибки или недочеты и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи учителя;

·                 при показе объектов на карте допускает неточности;

·                 имеет    достаточные   навыки   работы   с    контурной   картой,   при заполнении контурной карты допускает неточности.

Отметка «3»:

·                   обучащийся испытывает затруднения при работе с географической картой;

·                   показывает слабое знание географической номенклатуры;

·                   теряется при поиске географического объекта;

·                   темп показа объектов замедленный;

·                   при    заполнении    контурной    карты    испытывает    трудности    в оформлении карты и определении объектов.

 

 

Отметка «2»:

·                     обучающийся    допускает    грубые     ошибки     в     использовании географической карты;

·              с   большим   затруднением  находит   и   показывает   географические объекты на карте;

·              при заполнении контурной карты не учитывает требований заполнения карты;

·              при обозначении объектов допускает грубые ошибки.

Отметка «1»: отсутствие практических навыков работы с географической картой.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

В процессе обучения происходит формирование УУД:

·        личностных,

·        регулятивных,

·        познавательных,

·        коммуникативных.

В связи с этим выделяются следующие задачи.

Личностные УУД

·        Уметь    идентифицировать   себя    с    принадлежностью   к    народу, республике.

·        Проявлять интерес к истории своего народа и своей республике.

·        Проявлять уважение к ценностям культуры других народов.

·        Уметь   оценивать   свои   и   чужие   поступки,   результаты   учебной деятельности.

·        Формировать положительное отношение к процессу познания. Выполнение этих задач возможно через использование следующих видов работ:

1.     Участие в проектах.

2.     Творческие задания

3.     Подведение итогов урока.

4.     Мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма.

5.     Самооценка события, ситуации.

6.     Ведение «Дневников достижений».

Регулятивные УУД

·        Уметь формировать и удерживать цель деятельности длительное время.

·        Уметь планировать, контролировать и выполнять по заданному образцу.

·        Формировать контрольно-оценочную деятельность, направленную на осуществление итогового контроля, оценку результатов своей деятельности.

·        Уметь анализировать свою работу-находить и устранять ошибки. Выполнение этих задач возможно через использование следующих видов работ:          «преднамеренные  ошибки»,     поиск   информации в предложенных источниках, взаимоконтроль, «Ищу ошибки».

Познавательные УУД направлены на познание окружающего мира, формирование умственных операций, поисковой и исследовательской деятельности.

·        Уметь использовать в работе методы наблюдения, опыт, эксперимент, моделирование.

·        Уметь     проверять    информацию    и     находить    дополнительную информацию с использованием справочной литературы.

·        Уметь    сравнивать,    сопоставлять,    классифицировать,    приводить примеры, устанавливать причинно-следственные связи.

Выполнение этих задач возможно посредством использования следующих видов работ: «Найди отличия», «На что похоже?», поиск лишнего, лабиринты, цепочки, составление и использование таблиц, схем, моделей, Составление презентаций по изученному материалу.

Коммуникативные УУД

·        Уметь работать с текстом – воспринимать с учётом поставленной задачи, составлять план, делить на смысловые отрезки, озаглавливать, пересказывать.

·        Уметь писать небольшие доклады и рефераты с использование информации из разных источников.

·        Уметь пользоваться монологической и диалогической речью.

Выполнение этих задач возможно посредством использования следующих видов работ: отзыв о работе товарища, составь задание партнёру, групповая работа по составлению кроссворда, «Отгадай, о ком говорили?», «Подготовь рассказ», «Опиши устно», «Объясни».

 

Содержание учебного предмета

Основные содержательные линии программы по географии для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья реализуются в рамках таких курсов: «Начальный курс физической географии», «География материков и океанов», «Физическая география родного края», «Социально- экономическая география Донецкого края».

    В 6 классе в рамках изучения «Начального курс физической географии» приводятся в систему полученные учениками в младших классах первоначальные географические представления и понятия, основанные на непосредственных наблюдениях в природе и на ознакомлении с местностью ближайшего окружения. Обучающиеся научатся ориентироваться на местности, познакомятся с планом, физической картой, формами земной поверхности, водоемами. Этот курс предполагает проведение экскурсий с целью формирования более точных географических представлений о формах земной поверхности и водоемах своей местности. Содержание материала также нацелено на формирование у обучающихся знаний о неоднородности  и целостности Земли как планеты людей, о влиянии природы на их жизнь и хозяйство. «Начальный курс физической географии» способствует формированию топографо-картографических знаний и умений, обеспечивающие ориентацию обучающихся в географическом пространстве; формированию знаний о следствиях вращения Земли вокруг своей оси, о тепловых поясах и о расселении людей по планете. В программе выделены основные практические работы, которые необходимо выполнить ученикам.

Тематическое планирование,

6 класс

 

 

 

 

Название темы

Количество часов

1

Введение в предмет

1

2

Ориентирование на местности

2

3

Формы поверхности Земли

2

4

Вода на Земле

2

5

План и карта

3

6

Земной шар

3

7

Тепловые пояса

2

8

Картины природы и жизни населения

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« Шахтёрская средняя школа №1 »

 

РАССМОТРЕНО

 

На заседании методического объединения учителей  естественно-математического цикла

 

 

Протокол

от «03»  сентября 2019  № 1

СОГЛАСОВАНО

 

Заместитель директора по УВР

 

____________         Л.П.Логвина

 

  

 

«____» _____________ 2019 г.

УТВЕРЖДАЮ

 

Директор

 

__________  Т.П.Вакуленко                      

 

«____» ____________ 2019 г.

 

 

 

 

 

  РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

 

география

(модифицированная)

 

6 класс

 

на 2019-2020 учебный год

 

 

 

 

 

  Составитель рабочей программы:

                                                                                    Алешина Г.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Шахтерск

 

2019 год