Пояснительная записка
Рабочая адаптированная (модифицированная) программа по географии составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью, утвержденного приказом Министерства образования и науки от 14.08. 2018 года № 701, на основе модифицированной Примерной адаптированной образовательной программы по учебному предмету «География: 6—9 классы» для обучающихся с легкой умственной отсталостью/ сост. Кундина Т.С., Бердюкова Т.Н.. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2019. – 194 с.; в соответствии с Рабочим учебным планом и Календарным учебным графиком Муниципального общеобразовательного учреждения «Шахтерская средняя школа №1» на 2019-2020 учебный год. Программа составлена с учетом возрастных особенностей и особенностей психофизического развития возможностей обучающихся с умственной отсталостью.
Срок реализации программы – 1 год.
В соответствии с Рабочим учебным планом СШ№1 в 6 классе на уроки географии по адаптированной программе отводится 17 ч (0, 5 ч в неделю, 33 учебные недели в 6 классе).
Курс географии как учебный предмет имеет большое самостоятельное познавательное и коррекционно-воспитательное значение в развитии обучающихся с особыми образовательными потребностями. Воспитание любви к своей местности, к Республике, воспитание позитивного отношения к окружающей среде является одним из основополагающих факторов в обучении.
Основной целью школьного географического образования в специальной школе является развитие и коррекция познавательной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями, формирование у детей географической картины мира, раскрытие практического значения этой науки в жизни человека; всестороннее развитие обучающихся со сниженной мотивацией к познанию, расширение их кругозора. География способствует формированию у школьников с ограниченными возможностями здоровья системы комплексных социально- ориентированных знаний:
- о Земле как о планете людей, об основных закономерностях развития природы,
- о размещении населения, об особенностях и о динамике главных природных, экологических процессов, протекающих в географическом пространстве,
- о проблемах взаимодействия природы и общества,
- об адаптации человека к географическим условиям проживания.
Программа способствует профессиональной ориентации обучающихся путём знакомства с миром профессий, распространенных в нашем регионе. Каждый год обучения имеет свои специфические задачи, связанные с изучением учебного материала.
Построение содержания учебного курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно - деятельностного, интегративного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих. Решение общих и специальных задач специальной школы в процессе изучения курса географии потребовало особого подхода к отбору учебного материала, особого построения учебной программы и специальных методов преподавания.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
- методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядные (иллюстрационные и демонстрационные), практические, проблемно- поисковые под руководством преподавателя и самостоятельной работой обучающихся;
- методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательные игры;
-методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуальный опрос, фронтальный опрос, выборочный контроль, письменные работы.
Использование ИКТ, ЭОР, деятельностного и компетентностного подходов, личностно ориентированного обучения на уроках географии позволяет формировать познавательную, социально-мировоззренческую и информационно-коммуникативную компетенции обучающихся. Формы организации процесса обучения географии в специальной (коррекционной) школе:
· урочные (уроки, экскурсии, практические и игровые занятия);
· внеурочные (домашнее задание, дополнительное чтение, ознакомительные экскурсии);
· внеклассные (праздники, предметные, межпредметные);
мультипредметные игры, выставки, презентации работ, кружки. Оценивание учебных достижений обучающихся
Целесообразно учитывать: правильность и научность изложения материала, полноту раскрытия понятий и закономерностей, точность употребления географической и картографической терминологии; степень самостоятельности ответа, логичность, аргументированность при изложении материала; степень формирования интеллектуальных, общеобразовательных, специфических умений (работа с картографическими, статистическими и другими дополнительными материалами).
Отметка «5»:
· обучающийся демонстрирует системные географические знания в пределах учебной программы;
· раскрывает поставленный вопрос логично, показав понимание взаимосвязей характеризуемых географических объектов и явлений, не допустив ошибок и неточностей; использует необходимую географическую терминологию, подкрепляет теоретические положения конкретными примерами;
· аргументирует свои утверждения, анализирует и использует картографическую информацию;
· объясняет значение географических знаний, дает оценку географическим процессам и явлениям;
· умеет работать с источниками информации;
· самостоятельно делает выводы и обобщения.
Отметка «4»:
· обучающийся на достаточном уровне владеет учебным и картографическим материалом, усвоил основные географические понятия и категории;
· использует полученные знания на практике;
· знает обязательную географическую номенклатуру, но в ответе отсутствуют некоторые элементы содержания, или присутствуют неточности, или ответ нелогичен, или неверно используется географическая терминология.
Отметка «3»:
· обучающийся проявляет фрагментарное знание элементов содержания, но не может подкрепить их конкретными примерами;
· имеет общие представления о географических процессах или явлениях, но не может раскрыть их сущности;
· воспроизводит часть учебного материала, описывает географические объекты и явления с ошибками;
· частично владеет географической номенклатурой.
Отметка «2»:
· обучающийся не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
· не делает выводов и обобщений; не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
· имеет слабо сформированные и неполные географические знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
· при ответе допускает несколько грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Отметка «1»: обучающийся не может ответить ни на один из поставленных вопросов; полностью не усвоил материал.
Оценивание практических работ
Отметка «5»:
· обучающийся правильно выбирает необходимые источники географической информации, четко следует ходу выполнения практической работы;
· верно выполняет задание, самостоятельно делает вывод;
· имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу;
· записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям;
· работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, оформлена аккуратно.
Отметка «4»:
· практическая работа выполняется обучающимся в полном объеме и самостоятельно;
· обучающийся представляет последовательность выполнения практического задания, но не полностью использует необходимые источники информации и в процессе работы допускает некоторые неточности;
применяет теоретические знания в практической работе; при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи учителя;
· умеет самостоятельно выделять главные положения в практической работе на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы;
· могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка «3»:
· практическая работа выполняется и оформляется обучающимся при помощи учителя; на выполнение работы затрачивается много времени;
· обучающийся испытывает затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими приборами;
· обучающийся имеет общее представление о том, какого рода источники информации он может использовать при выполнении практической работы, но сам затрудняется в их выборе или имеет общее представление о последовательности выполнения задания, но не может практически его реализовать;
· допускает ошибки в ходе выполнения практической работы.
Отметка «2»:
· обучающийся не подготовлен к выполнению практической работы;
· полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью;
· плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений;
· обучающийся имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их к выполнению практической работы;
· при выполнении практической работы, допускает грубые ошибки, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Отметка «1»: обучающийся не может выполнить практическую работу.
Оценивание работы с географической картой
Отметка «5»:
· обучающийся свободно владеет картографической информацией;
· анализирует и использует картографический материал;
· самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в работе с географической картой;
· допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя;
· правильно показывает объекты на карте в оптимальном темпе;
· имеет необходимые навыки работы с контурной картой, заполнение контурной карты соответствует требованиям.
Отметка «4»:
· обучающийся соблюдает основные правила работы с географической картой;
· имеет хорошее знание географической карты, но при этом допускает негрубые ошибки или недочеты и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи учителя;
· при показе объектов на карте допускает неточности;
· имеет достаточные навыки работы с контурной картой, при заполнении контурной карты допускает неточности.
Отметка «3»:
· обучащийся испытывает затруднения при работе с географической картой;
· показывает слабое знание географической номенклатуры;
· теряется при поиске географического объекта;
· темп показа объектов замедленный;
· при заполнении контурной карты испытывает трудности в оформлении карты и определении объектов.
Отметка «2»:
· обучающийся допускает грубые ошибки в использовании географической карты;
· с большим затруднением находит и показывает географические объекты на карте;
· при заполнении контурной карты не учитывает требований заполнения карты;
· при обозначении объектов допускает грубые ошибки.
Отметка «1»: отсутствие практических навыков работы с географической картой.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В процессе обучения происходит формирование УУД:
· личностных,
· регулятивных,
· познавательных,
· коммуникативных.
В связи с этим выделяются следующие задачи.
Личностные УУД
· Уметь идентифицировать себя с принадлежностью к народу, республике.
· Проявлять интерес к истории своего народа и своей республике.
· Проявлять уважение к ценностям культуры других народов.
· Уметь оценивать свои и чужие поступки, результаты учебной деятельности.
· Формировать положительное отношение к процессу познания. Выполнение этих задач возможно через использование следующих видов работ:
1. Участие в проектах.
2. Творческие задания
3. Подведение итогов урока.
4. Мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма.
5. Самооценка события, ситуации.
6. Ведение «Дневников достижений».
Регулятивные УУД
· Уметь формировать и удерживать цель деятельности длительное время.
· Уметь планировать, контролировать и выполнять по заданному образцу.
· Формировать контрольно-оценочную деятельность, направленную на осуществление итогового контроля, оценку результатов своей деятельности.
· Уметь анализировать свою работу-находить и устранять ошибки. Выполнение этих задач возможно через использование следующих видов работ: «преднамеренные ошибки», поиск информации в предложенных источниках, взаимоконтроль, «Ищу ошибки».
Познавательные УУД направлены на познание окружающего мира, формирование умственных операций, поисковой и исследовательской деятельности.
· Уметь использовать в работе методы наблюдения, опыт, эксперимент, моделирование.
· Уметь проверять информацию и находить дополнительную информацию с использованием справочной литературы.
· Уметь сравнивать, сопоставлять, классифицировать, приводить примеры, устанавливать причинно-следственные связи.
Выполнение этих задач возможно посредством использования следующих видов работ: «Найди отличия», «На что похоже?», поиск лишнего, лабиринты, цепочки, составление и использование таблиц, схем, моделей, Составление презентаций по изученному материалу.
Коммуникативные УУД
· Уметь работать с текстом – воспринимать с учётом поставленной задачи, составлять план, делить на смысловые отрезки, озаглавливать, пересказывать.
· Уметь писать небольшие доклады и рефераты с использование информации из разных источников.
· Уметь пользоваться монологической и диалогической речью.
Выполнение этих задач возможно посредством использования следующих видов работ: отзыв о работе товарища, составь задание партнёру, групповая работа по составлению кроссворда, «Отгадай, о ком говорили?», «Подготовь рассказ», «Опиши устно», «Объясни».
Содержание учебного предмета
Основные содержательные линии программы по географии для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья реализуются в рамках таких курсов: «Начальный курс физической географии», «География материков и океанов», «Физическая география родного края», «Социально- экономическая география Донецкого края».
В 6 классе в рамках изучения «Начального курс физической географии» приводятся в систему полученные учениками в младших классах первоначальные географические представления и понятия, основанные на непосредственных наблюдениях в природе и на ознакомлении с местностью ближайшего окружения. Обучающиеся научатся ориентироваться на местности, познакомятся с планом, физической картой, формами земной поверхности, водоемами. Этот курс предполагает проведение экскурсий с целью формирования более точных географических представлений о формах земной поверхности и водоемах своей местности. Содержание материала также нацелено на формирование у обучающихся знаний о неоднородности и целостности Земли как планеты людей, о влиянии природы на их жизнь и хозяйство. «Начальный курс физической географии» способствует формированию топографо-картографических знаний и умений, обеспечивающие ориентацию обучающихся в географическом пространстве; формированию знаний о следствиях вращения Земли вокруг своей оси, о тепловых поясах и о расселении людей по планете. В программе выделены основные практические работы, которые необходимо выполнить ученикам.
Тематическое планирование,
6 класс
|
|
|
|
№ |
Название темы |
Количество часов |
1 |
Введение в предмет |
1 |
2 |
Ориентирование на местности |
2 |
3 |
Формы поверхности Земли |
2 |
4 |
Вода на Земле |
2 |
5 |
План и карта |
3 |
6 |
Земной шар |
3 |
7 |
Тепловые пояса |
2 |
8 |
Картины природы и жизни населения |
2 |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« Шахтёрская средняя школа №1 »
РАССМОТРЕНО
На заседании методического объединения учителей естественно-математического цикла
Протокол от «03» сентября 2019 № 1 |
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________ Л.П.Логвина
«____» _____________ 2019 г. |
УТВЕРЖДАЮ
Директор
__________ Т.П.Вакуленко
«____» ____________ 2019 г.
|
РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
география
(модифицированная)
6 класс
на 2019-2020 учебный год
Составитель рабочей программы:
Алешина Г.П.
Шахтерск
2019 год
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.