ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по курсу «Русский язык» составлена на основе:
1. Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
2. Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. №4\150.
3. Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М Бгажноковой (раздел «Русский язык» авторы А.К. Аксёнова, Н.Г. Галунчикова, С.Ю. Ильина, Э.В. Якубовская)
Содержание программы по русскому языку составляют два раздела: «Грамматика, правописание и развитие речи», «Чтение и развитие речи». Коммуникативная направленность является основной отличительной чертой каждого из двух разделов.
Изучение русского языка имеет своей целью развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков мыслительной деятельности.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
― расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого общения;
― ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой основе грамматических знаний и умений;
― использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения практических (коммуникативно-речевых) задач;
― совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и научно-познавательного текстов;
― развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания художественных и научно-познавательных текстов;
― развитие положительных качеств и свойств личности.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Грамматика, правописание и развитие речи
Фонетика. Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, и, ю, я. Согласные глухие и звонкие. Согласные парные и непарные по твердости – мягкости, звонкости – глухости. Разделительный ь. Ударение. Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова. Слог. Перенос слов. Алфавит.
Морфология
Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание. Приставка. Суффикс. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Разбор слов по составу. Сложные слова: образование сложных слов с соединительными гласными и без соединительных гласных. Сложносокращенные слова.
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова. Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.
Правописание приставок. Единообразное написание ряда приставок. Приставка и предлог. Разделительный ъ.
Части речи
Имя существительное, глагол, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, наречие, предлог. Различение частей речи по вопросам и значению.
Предлог: общее понятие, значение в речи. Раздельное написание предлогов со словами.
Имя существительное: общее значение. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные. Род имен существительных. Написание мягкого знака (ь) после шипящих в конце слов у существительных женского рода. Число имен существительных. Имена существительные, употребляемые только в единственном или множественном числе. Понятие о 1, 2, 3-м склонениях имен существительных. Склонение имен существительных в единственном и множественном числе. Падеж. Изменение существительных по падежам. Правописание падежных окончаний имён существительных единственного и множественного числа. Несклоняемые имена существительные.
Имя прилагательное: понятие, значение в речи. Определение рода, числа и падежа имени прилагательного по роду, числу и падежу имени существительного. Согласование имени прилагательного с существительным в роде, числе и падеже. Спряжение имен прилагательных.
Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе.
Глагол как часть речи. Изменение глагола по временам (настоящее, прошедшее, будущее). Изменение глагола по лицам и числам. Правописание окончаний глаголов 2-го лица –шь, -шься. Глаголы на –ся (-сь). Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Неопределенная форма глагола. Спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения. Правописание глаголов с –ться, -тся. Повелительная форма глагола. Правописание глаголов повелительной формы единственного и множественного числа. Правописание частицы НЕ с глаголами.
Местоимение. Понятие о местоимении. Значение местоимений в речи. Личные местоимения единственного и множественного числа. Лицо и число местоимений. Склонение местоимений. Правописание личных местоимений.
Имя числительное. Понятие об имени числительном. Числительные количественные и порядковые. Правописание числительных.
Наречие. Понятие о наречии. Наречия, обозначающие время, место, способ действия. Правописание наречий.
Синтаксис. Словосочетание. Предложение. Простые и сложные предложения. Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложений. Главные и второстепенные члены предложения. Предложения распространенные и нераспространенные.
Установление последовательности предложений в тексте. Связь предложений в тексте с помощью различных языковых средств (личных местоимений, наречий, повтора существительного, синонимической замены и др.).
Однородные члены предложения. Союзы в простом и сложном предложении, знаки препинания перед союзами. Обращение, знаки препинания при обращении. Прямая речь. Знаки препинания при прямой речи.
Сложное предложение. Сложные предложения без союзов и с сочинительными союзами И. А, НО. Сравнение простых предложений с однородными членами и сложных предложений. Сложные предложения с союзами ЧТО, ЧТОБЫ, ПОТОМУ ЧТО, КОГДА, КОТОРЫЙ.
Развитие речи, работа с текстом
Текст, признаки текста. Отличие текстов от предложения. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение. Заголовок текста, подбор заголовков к данному тексту. Работа с деформированным текстом. Распространение текста.
Стили речи (на основе практической работы с текстами): разговорный, деловой и художественный. Основные признаки стилей речи. Элементарный стилистический анализ текстов.
Составление рассказа по серии сюжетных картин, картине, по опорным словам, материалам наблюдения, по предложенной теме, по плану.
Изложение текста с опорой на заранее составленный план. Изложение по коллективно составленному плану.
Сочинение творческого характера по картине, по личным наблюдениям, с привлечением сведений из практической деятельности, книг.
Деловое письмо
Адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо. Записки: личные и деловые. Заметка в стенгазету, объявление, заявление, автобиография, анкета, доверенность, расписка и др.
Письмо с элементами творческой деятельности.
ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Минимальный уровень:
знание отличительных грамматических признаков основных частей слова;
разбор слова с опорой на представленный образец, схему, вопросы учителя;
образование слов с новым значением с опорой на образец;
представления о грамматических разрядах слов;
различение изученных частей речи по вопросу и значению;
использование на письме орфографических правил после предварительного разбора текста на основе готового или коллективного составленного алгоритма;
составление различных конструкций предложений с опорой на представленный образец;
установление смысловых связей в словосочетании по образцу, вопросам учителя;
нахождение главных и второстепенных членов предложения без деления на виды (с помощью учителя);
нахождение в тексте однородных членов предложения;
различение предложений, разных по интонации;
нахождение в тексте предложений, различных по цели высказывания (с помощью учителя);
участие в обсуждении фактического материала высказывания, необходимого для раскрытия его темы и основной мысли;
выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме текста;
оформление изученных видов деловых бумаг с опорой на представленный образец;
письмо небольших по объему изложений повествовательного текста и повествовательного текста с элементами описания (50-55 слов) после предварительного обсуждения (отработки) всех компонентов текста;
составление и письмо небольших по объему сочинений (до 50 слов) повествовательного характера (с элементами описания) на основе наблюдений, практической деятельности, опорным словам и предложенному плану после предварительной отработки содержания и языкового оформления.
Достаточный уровень:
знание значимых частей слова и их дифференцировка по существенным признакам;
разбор слова по составу с использованием опорных схем;
образование слов с новым значением, относящихся к разным частям речи, с использованием приставок и суффиксов с опорой на схему;
дифференцировка слов, относящихся к различным частям речи по существенным признакам;
определение некоторых грамматических признаков изученных частей (существительного, прилагательного, глагола) речи по опорной схеме или вопросам учителя;
нахождение орфографической трудности в слове и решение орографической задачи (под руководством учителя);
пользование орфографическим словарем для уточнения написания слова;
составление простых распространенных и сложных предложений по схеме, опорным словам, на предложенную тему и т. д.;
установление смысловых связей в несложных по содержанию и структуре предложениях (не более 4-5 слов) по вопросам учителя, опорной схеме;
нахождение главных и второстепенных членов предложения с использованием опорных схем;
составление предложений с однородными членами с опорой на образец;
составление предложений, разных по интонации с опорой на образец;
различение предложений (с помощью учителя) различных по цели высказывания;
отбор фактического материала, необходимого для раскрытия темы текста;
отбор фактического материала, необходимого для раскрытия основной мысли текста (с помощью учителя);
выбор одного заголовка из нескольких предложенных, соответствующих теме и основной мысли текста;
оформление всех видов изученных деловых бумаг;
письмо изложений повествовательных текстов и текстов с элементами описания и рассуждения после предварительного разбора (до 70 слов);
письмо сочинений-повествований с элементами описания после предварительного коллективного разбора темы, основной мысли, структуры высказывания и выбора необходимых языковых средств (55-60 слов).
Тематическое планирование уроков русского языка в 5 классе
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
|
1 |
Повторение |
6 |
|
2 |
Предложение |
2 |
|
3-4 |
Главные и второстепенные члены предложения |
2 |
|
5-6 |
Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения |
2 |
|
|
Звуки и буквы |
7 |
|
7-8 |
Звуки и буквы |
2 |
|
9 |
Упражнения на закрепление |
1 |
|
10 |
Контрольный диктант |
1 |
|
11 |
Контрольные вопросы и задания |
1 |
|
12-13 |
Упражнения на закрепление |
2 |
|
|
Слово |
38 |
|
14-15 |
Состав слова |
2 |
|
16-17 |
Корень и однокоренные слова |
2 |
|
18-20 |
Однокоренные слова |
3 |
|
21-23 |
Знакомые орфограммы |
3 |
|
24-25 |
Упражнения на закрепление |
2 |
|
26 |
Части слова |
1 |
|
27 |
Корень |
1 |
|
28-29 |
Окончание |
2 |
|
30 |
Суффикс |
1 |
|
31-32 |
Приставка |
2 |
|
33 |
Контрольный диктант |
1 |
|
34 |
Работа над ошибками |
1 |
|
35-36 |
Правописание безударных гласных в корне слова. |
2 |
|
37 |
Правописание безударных гласных в корне слова. Закрепление |
1 |
|
38-40 |
Правописание звонких и глухих согласных в корне |
3 |
|
41-43 |
Непроверяемые гласные и согласные в корне слова |
3 |
|
44-45 |
Приставка и предлог |
2 |
|
46-48 |
Разделительный твёрдый знак после приставок |
3 |
|
49-50 |
Упражнения на закрепление |
2 |
|
51 |
Контрольные вопросы и задания |
1 |
|
|
Части речи |
62 |
|
52-56 |
Части речи |
5 |
|
57 |
Контрольные вопросы и задания |
1 |
|
|
Имя существительное |
56 |
|
58 |
Имя существительное |
1 |
|
59-60 |
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные |
2 |
|
61 62 |
Контрольный диктант. Работа над ошибками |
2 |
|
63-64 |
Собственные и нарицательные имена существительные |
2 |
|
65 |
Собственные и нарицательные имена существительные. Закрепление |
1 |
|
66 |
Изменение имён существительных по числам |
1 |
|
67 |
Род имён существительных |
1 |
|
68 |
Правописание имён существительных мужского и женского рода с шипящей на конце слова |
1 |
|
69-71 |
Упражнения на закрепление |
3 |
|
72-80 |
Изменение имён существительных по падежам |
9 |
|
81-82 |
Первое склонение имён существительных в единственном числе |
2 |
|
83 |
Родительный падеж имён существительных 1 –го склонения |
1 |
|
84 |
Дательный падеж имён существительных 1-го склонения |
1 |
|
85 |
Винительный падеж имён существительных 1-го склонения |
1 |
|
86-87 |
Творительный падеж имён существительных 1-го склонения |
2 |
|
88-89 |
Предложный падеж имён существительных 1-го склонения |
2 |
|
90-91 |
Упражнения на закрепление |
2 |
|
92 |
Контрольные вопросы и задания. |
2 |
|
93 |
Второе склонение имён существительных в единственном числе |
||
94 |
Родительный падеж имён существительных 2 –го склонения |
1 |
|
95 |
Контрольный диктант |
2 |
|
96 |
Работа над ошибками |
||
97 |
Дательный падеж имён существительных 2-го склонения |
1 |
|
98 |
Винительный падеж имён существительных 2-го склонения |
1 |
|
99 |
Творительный падеж имён существительных 2-го склонения |
1 |
|
100 |
Предложный падеж имён существительных 2-го склонения |
1 |
|
101 |
Упражнения на закрепление |
1 |
|
102 |
Третье склонение имён существительных в единственном числе |
1 |
|
103 |
Именительный падеж имён существительных 3 –го склонения |
1 |
|
104-105 |
Родительный, дательный и предложный падеж имён существительных 3 –го склонения |
2 |
|
106-107 |
Винительный падеж имён существительных 3-го склонения |
2 |
|
108 |
Творительный падеж имён существительных 3-го склонения |
1 |
|
109 |
Творительный падеж имён существительных 3-го склонения |
1 |
|
110-112 |
Упражнения на закрепление |
3 |
|
113 |
Контрольные вопросы и задания |
1 |
|
|
Предложение |
11 |
|
114-115 |
Предложение Главные и второстепенные члены предложения. |
2 |
|
116 |
Нераспространённые и распространённые предложения |
1 |
|
117-120 |
Однородные члены предложения |
4 |
|
121 |
Упражнения на закрепление темы «Однородные члены предложения» |
1 |
|
122 |
Контрольные вопросы и задания |
1 |
|
123 |
Контрольный диктант |
1 |
|
124 |
Работа над ошибками |
1 |
|
|
Повторение |
8 |
|
125-136 |
Повторение изученного |
Тематическое планирование уроков русского языка в 6 классе
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
|
1. |
Предложение. Главные члены предложения. |
1 |
|
2. |
Второстепенные члены предложения. |
1 |
|
3. |
Предложения распространенные и нераспространенные. |
1 |
|
4. |
Однородные члены предложения. |
1 |
|
5. |
Алфавит. Звуки и буквы. |
1 |
|
6. |
Звуки гласные и согласные. |
1 |
|
7. |
Звуки гласные и согласные. |
1 |
|
8. |
Звуки гласные и согласные. |
1 |
|
9. |
Звуки гласные и согласные. |
1 |
|
10. |
Звонкие и глухие согласные. |
1 |
|
11. |
Закрепление материала по теме «Звуки и буквы». |
1 |
|
12. |
Контрольная работа по теме «Звуки и буквы». |
1 |
|
13. |
Контрольная работа по теме «Звуки и буквы». |
1 |
|
14. |
Корень. Однокоренные слова. |
1 |
|
15. |
Приставка. |
1 |
|
16. |
Суффикс. |
1 |
|
17. |
Суффикс. |
1 |
|
18. |
Окончание. |
1 |
|
19. |
Закрепление материала по теме «Состав слова» |
1 |
|
20. |
Контрольная работа по теме «Состав слова». |
1 |
|
21. |
Правописание безударных гласных в корне слова. |
1 |
|
22. |
Правописание безударных гласных в корне слова. |
1 |
|
23. |
Правописание звонких и глухих согласных в корне слова. |
1 |
|
24. |
Правописание звонких и глухих согласных в корне слова. |
1 |
|
25. |
Двойные и непроизносимые согласные. |
1 |
|
26. |
Двойные и непроизносимые согласные. |
1 |
|
27. |
Закрепление пройденного материала по теме «Правописание гласных и согласных в корне слова». |
1 |
|
28. |
Закрепление пройденного материала по теме «Правописание гласных и согласных в корне слова». |
1 |
|
29. |
Контрольная работа по теме «Состав слова». |
1 |
|
30. |
Контрольная работа по теме «Состав слова». |
1 |
|
31. |
Приставка и предлог. |
1 |
|
32. |
Приставка и предлог. |
1 |
|
33. |
Разделительный твердый знак «Ъ» после приставок. |
1 |
|
34. |
Разделительный твердый знак «Ъ» после приставок. |
1 |
|
35. |
Правописание приставок. |
1 |
|
36. |
Правописание приставок. |
1 |
|
37. |
Правописание приставок. |
1 |
|
38. |
Правописание приставок. |
1 |
|
39. |
Закрепление пройденного материала. |
1 |
|
40. |
Контрольная работа по теме «Состав слова». |
1 |
|
41. |
Контрольная работа по теме «Состав слова». |
1 |
|
42. |
Повторение понятия имени существительного, имени прилагательного, глагола. |
1 |
|
43. |
Имя существительное. Грамматические признаки имени существительного. |
1 |
|
44. |
Собственные имена существительные. |
1 |
|
45. |
Мужской и женский род имен существительных с шипящей на конце. |
1 |
|
46. |
Склонение имен существительных в единственном числе. |
1 |
|
47. |
Склонение имен существительных в единственном числе. |
1 |
|
48. |
Правописание падежных окончаний имен существительных. |
1 |
|
49. |
Правописание падежных окончаний имен существительных. |
1 |
|
50. |
Правописание падежных окончаний имен существительных. |
1 |
|
51. |
Контрольная работа по теме «Склонение имен существительных в единственном числе». |
1 |
|
52. |
Контрольная работа по теме «Склонение имен существительных в единственном числе». |
1 |
|
53. |
Склонение имен существительных во множественном числе. |
1 |
|
54. |
Склонение имен существительных во множественном числе. |
1 |
|
55. |
Правописание падежных окончаний имен существительных. |
1 |
|
56. |
Правописание падежных окончаний имен существительных. |
1 |
|
57. |
Правописание падежных окончаний имен существительных. |
1 |
|
58. |
Контрольная работа по теме «Склонение имен существительных в единственном числе». |
1 |
|
59. |
Контрольная работа по теме «Склонение имен существительных в единственном числе». |
1 |
|
60. |
Склонение имен существительных во множественном числе. |
1 |
|
61. |
Склонение имен существительных во множественном числе. |
1 |
|
62. |
Дательный падеж. |
1 |
|
63. |
Творительный падеж. |
1 |
|
64. |
Предложный падеж. |
1 |
|
65. |
Родительный падеж. |
1 |
|
66. |
Родительный падеж. |
1 |
|
67. |
Несклоняемые имена существительные. |
1 |
|
68. |
Несклоняемые имена существительные. |
1 |
|
69. |
Закрепление материала по теме «Имя существительное». |
1 |
|
70. |
Контрольная работа по теме «Имя существительное» |
1 |
|
71. |
Работа над ошибками в контрольной работе. |
1 |
|
72 |
Имя прилагательное как часть речи. |
1 |
|
72. |
Изменение имен прилагательных по родам. |
1 |
|
73. |
Изменение имен прилагательных по родам. |
1 |
|
74. |
Изменение имен прилагательных по родам. |
1 |
|
75. |
Изменение имен прилагательных по числам. |
1 |
|
76. |
Изменение имен прилагательных по числам. |
1 |
|
77. |
Изменение имен прилагательных по числам. |
1 |
|
78. |
Изменение имен прилагательных по числам. |
1 |
|
79. |
Закрепление пройденного материала. |
1 |
|
80. |
Контрольная работа по теме «Имя прилагательное как часть речи» |
1 |
|
81. |
Склонение имен прилагательных в единственном числе. |
1 |
|
82. |
Склонение имен прилагательных в единственном числе. |
1 |
|
83. |
Именительный и винительный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода. |
1 |
|
84. |
Именительный и винительный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода. |
1 |
|
85. |
Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода. |
1 |
|
86. |
Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода. |
1 |
|
87. |
Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода. |
1 |
|
88. |
Дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода. |
1 |
|
89. |
Дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода. |
1 |
|
90. |
Дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода. |
1 |
|
91. |
Творительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода. |
1 |
|
92. |
Творительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода. |
1 |
|
93. |
Творительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода. |
1 |
|
94. |
Предложный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода. |
1 |
|
95. |
Предложный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода. |
1 |
|
96. |
Предложный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода. |
1 |
|
97. |
Закрепление материала по теме «Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода». |
1 |
|
98. |
Закрепление материала по теме «Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода». |
1 |
|
99. |
Закрепление материала по теме «Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода». |
1 |
|
100. |
Склонение имен прилагательных женского рода. |
1 |
|
101. |
Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имен прилагательных женского рода. |
1 |
|
102. |
Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имен прилагательных женского рода. |
1 |
|
103. |
Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имен прилагательных женского рода. |
1 |
|
104. |
Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имен прилагательных женского рода. |
1 |
|
105. |
Винительный падеж имен прилагательных женского рода. |
1 |
|
106. |
Винительный падеж имен прилагательных женского рода. |
1 |
|
107. |
Винительный падеж имен прилагательных женского рода. |
1 |
|
108. |
Закрепление материала по теме «Склонение имен прилагательных женского рода» |
1 |
|
109. |
Закрепление материала по теме «Склонение имен прилагательных женского рода» |
1 |
|
110. |
Закрепление материала по теме «Склонение имен прилагательных женского рода» |
1 |
|
111. |
Закрепление материала по теме «Склонение имен прилагательных женского рода» |
1 |
|
112. |
Закрепление материала по теме «Склонение имен прилагательных женского рода» |
1 |
|
113. |
Контрольная работа по теме «Склонение имен прилагательных единственного числа» |
1 |
|
114. |
Контрольная работа по теме «Склонение имен прилагательных единственного числа» |
1 |
|
115. |
Склонение имен прилагательных во множественном числе. |
1 |
|
116. |
Родительный и предложный падежи. |
1 |
|
117. |
Дательный и творительный падежи. |
1 |
|
118. |
Дательный и творительный падежи. |
1 |
|
119. |
Дательный и творительный падежи. |
1 |
|
120. |
Закрепление материала по теме «Склонение имен прилагательных во множественном числе». |
1 |
|
121. |
Закрепление материала по теме «Склонение имен прилагательных во множественном числе». |
1 |
|
122. |
Контрольная работа по теме «Имя прилагательное». |
1 |
|
123. |
Однородные члены предложения. |
1 |
|
124. |
Однородные члены предложения. |
1 |
|
125. |
Однородные члены предложения. |
1 |
|
126. |
Однородные члены предложения. |
1 |
|
127. |
Сложное предложение. |
1 |
|
128. |
Сложное предложение. |
1 |
|
129. |
Сложное предложение. |
1 |
|
130. |
Обращение. |
1 |
|
131. |
Обращение. |
1 |
|
132. |
Итоговая контрольная работа. |
1 |
|
Тематическое планирование уроков русского языка в 7 классе
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
|
1-2 |
Повторение . Простое и сложное предложение |
11 2 |
|
3-5 |
Однородные члены предложения. |
3 |
|
6-7 |
Сложное предложение |
2 |
|
8 |
Упражнения на закрепление |
1 |
|
9 |
Контрольные вопросы и задания |
1 |
|
10 11 |
Контрольный диктант Работа над ошибками |
1 1 |
|
12 |
Состав слова. Корень и однокоренные слова |
23 1 |
|
13 |
Приставка. |
1 |
|
14 |
Суффикс |
1 |
|
15 |
Окончание |
1 |
|
16 |
Упражнения на закрепление. |
1 |
|
17-18 |
Правописание безударных гласных в корне слова. |
2 |
|
19-20 |
Правописание звонких и глухих согласных в корне слова. |
2 |
|
21-22 |
Непроизносимые согласные в корне слова. |
2 |
|
23-24 |
Упражнения на закрепление темы. |
2 |
|
25 |
Гласные и согласные в приставках. |
1 |
|
26 |
Разделительный ъ после приставок |
1 |
|
27 |
Приставка и предлог. |
1 |
|
28 |
Упражнения на закрепление. |
1 |
|
29-30 |
Сложные слова |
2 |
|
31 |
Упражнения на закрепление темы. |
1 |
|
32 33 |
Контрольный диктант Работа над ошибками |
2 |
|
34 |
Контрольные вопросы и задания. |
1 |
|
|
Части речи |
76 |
|
|
Имя существительное |
16 |
|
35 |
Имя существительное. Основные грамматические категории им. сущ. – род, число, падеж |
1 |
|
36 |
Имена существительные собственные и нарицательные |
1 |
|
37 |
Правописание имён существительных с шипящей на конце слова |
1 |
|
38 |
Склонение имен существительных. |
1 |
|
39-41 |
Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном числе. |
3 |
|
42-45 |
Правописание падежных окончаний имен существительных во множественном числе |
4 |
|
46-48 |
Упражнения на закрепление темы «Имя существительное» |
3 |
|
|
Имя прилагательное |
22 |
|
49-50 |
Имя прилагательное. Значение имени прилагательного в речи |
2 |
|
51-53 |
Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже |
3 |
|
54-57 |
Правописание родовых и падежных окончаний им. прил. в единственном числе (мужского и среднего рода) |
4 |
|
58-59 |
Правописание родовых и падежных окончаний им. прил. в единственном числе (женского рода) |
2 |
|
60 61 |
Контрольный диктант Работа над ошибками |
1 1 |
|
62-64 |
Упражнения на закрепление темы |
3 |
|
65-67 |
Склонение им. прилагательных во мн. числе |
3 |
|
68-70 |
Упражнения на закрепление темы «Имя прилагательное» |
3 |
|
71 |
Местоимение |
1 |
|
72-73 |
Местоимение. Личные местоимения единственного и множественного числа 1,2, 3 – го лица |
2 |
|
74-76 |
Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа |
3 |
|
77-78 79-80 |
Склонение и правописание личных местоимений. Личные местоимения единственного и множественного числа. 2 лицо местоимений. |
2 2 |
|
81 |
Личные местоимения единственного и множественного числа. 3 лицо местоимений. |
1 |
|
82-83 |
Раздельное написание предлогов с местоимениями |
2 |
|
84-85 |
Упражнения на закрепление темы «Местоимение». |
2 |
|
86 |
Контрольная работа по теме «Местоимение». |
2 |
|
87 |
Работа над ошибками |
||
|
Глагол |
25 |
|
88 |
Глагол. Понятие о глаголе. |
1 |
|
89-91 |
Изменение глаголов по временам (настоящее, прошедшее, будущее) |
3 |
|
92-93 |
Изменение глаголов по числам |
2 |
|
94-97 |
Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам |
4 |
|
98 |
Контрольный диктант |
1 |
|
99 |
Работа над ошибками |
1 |
|
100-101 |
Не с глаголами |
2 |
|
102 |
Изменение глаголов по лицам |
1 |
|
103-104 |
Изменение глаголов по лицам. Закрепление |
2 |
|
105-106 |
Правописание окончаний глаголов 2 лица –шь, -шься |
2 |
|
107-108 |
Упражнения на закрепление темы «Глагол» |
2 |
|
Предложение. |
22 |
||
109 |
Предложение. |
1 |
|
110 |
Предложение. Простое и сложное предложения. |
1 |
|
111 |
Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложении |
1 |
|
112-113 |
Простое предложение с однородными членами. Главные и второстепенные члены предложения в качестве однородных. |
2 |
|
114 |
Бессоюзное перечисление однородных членов с одиночным союзом и; союзами а, но, повторяющимся союзом и. Знаки препинания при однородных членах. |
1 |
|
115 |
Перечисление однородных членов с повторяющимся союзом и. Знаки препинания при однородных членах. |
1 |
|
116-117 |
Упражнения на закрепление темы. |
2 |
|
118-119 |
Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов |
2 |
|
120-122 |
Обращение. Знаки препинания при обращении |
3 |
|
123-124 |
Упражнения на закрепление темы . |
2 |
|
125 126 |
Контрольный диктант Работа над ошибками |
1 1 |
|
127-136 |
Повторение изученного в 7 классе |
10 |
|
Тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
1 |
Предложение |
1 |
2 |
Простое и сложное предложения |
1 |
3-4 |
Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложениях |
2 |
5-7 |
Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов |
3 |
8 |
Развитие речи. Деловое письмо: объяснительная записка |
1 |
9-11 |
Простое предложение с однородными членами |
3 |
12-13 |
Контрольный диктант по теме «Предложение». Работа над ошибками |
2 |
14-16 |
Однокоренные слова, разбор по составу |
3 |
17 |
Безударные гласные в корне |
1 |
18 |
Звонкие и глухие согласные в корне |
1 |
19 |
Непроизносимые согласные в корне |
1 |
20-21 |
Образование слов с помощью суффиксов и приставок |
2 |
22-23 |
Правописание приставок с гласными о и а |
2 |
24-26 |
Приставка и предлог |
3 |
27 |
Развитие речи. Деловое письмо: автобиография |
1 |
28-30 |
Сложные слова. Образование сложных слов с соединительными гласными и без них |
3 |
31-32 |
Контрольный диктант по теме «Состав слова». Работа над ошибками |
2 |
33 |
Понятие о частях речи |
1 |
34 |
Имя существительное как часть речи. Основные грамматические категории существительного |
1 |
35 |
Правописание имен собственных |
1 |
36 |
Существительные ед.ч. с шипящей на конце |
1 |
37-38 |
Склонение имен существительных в ед.ч. |
2 |
39-41 |
Правописание падежных окончаний существительных 1, 2, 3 скл. в ед.ч. |
3 |
42 |
Правописание падежных окончаний имен существительных во мн.ч. |
1 |
43 |
Существительные с шипящей на конце |
1 |
44 |
Развитие речи. Составление рассказа о лесе |
1 |
45 |
Несклоняемые имена существительные |
1 |
46-47 |
Контрольный диктант по теме «Имя существительное». Работа над ошибками |
2 |
48 |
Имя прилагательное как часть речи |
1 |
49-50 |
Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже |
2 |
51-54 |
Правописание падежных окончаний имен прилагательных в ед.ч. и мн.ч. |
4 |
55 |
Имена прилагательные на –ий, -ья, -ье, -ьи |
1 |
56 |
Склонение прилагательных м.р. и ср.р. на –ий, -ье |
1 |
57-58 |
Склонение прилагательных ж.р. на -ья, склонение прилагательных мн.ч. на -ьи |
2 |
59 |
Развитие речи. Письменный пересказ |
1 |
60 |
Упражнения на закрепление |
1 |
61-62 |
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное». Работа над ошибками |
2 |
63 |
Личные местоимения |
1 |
64 |
Лицо и число местоимений |
1 |
65 |
Местоимения 3-го лица |
1 |
66 |
Склонение местоимений 1-го лица |
1 |
67 |
Склонение местоимений 2-го лица |
1 |
68-69 |
Склонение местоимений 3-го лица |
2 |
70 |
Развитие речи. Пересказ «На воде» |
1 |
71 |
Правописание предлогов с местоимениями |
1 |
72-73 |
Контрольный диктант по теме «Личные местоимения». Работа над ошибками |
2 |
74-75 |
Глагол и его грамматические признаки |
2 |
76-77 |
Неопределенная форма глагола на –ть, -ть(ся), -ти, -чь(ся) |
2 |
78 |
Правописание шипящих на конце слов |
1 |
79-80 |
Изменение глаголов по временам |
2 |
81-82 |
Прошедшее время глаголов. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам |
2 |
83-84 |
Не с глаголами |
2 |
85-86 |
Изменение глаголов по лицам и числам |
2 |
87-88 |
Контрольный диктант по теме «Глагол». Работа над ошибками |
2 |
89-90 |
Правописание глаголов 2-го лица |
2 |
91 |
Развитие речи. Краткий пересказ по плану «Газета и журнал» |
1 |
92 |
Глаголы 3-го лица |
1 |
93-94 |
Различай глаголы на -тся и -ться |
2 |
95-96 |
Изменение глаголов по лицам и числам. Спряжение глаголов (1 и 2) |
2 |
97-98 |
Безударные личные окончания глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов |
2 |
99-100 |
Контрольный диктант по теме «Спряжение глаголов». Работа над ошибками |
2 |
101-102 |
Глаголы I и II спряжения |
2 |
103-104 |
Способы проверки безударных окончаний у существительных, прилагательных, глаголов |
2 |
105-106 |
Простое предложение нераспространенное и распространенное |
2 |
107 |
Простое предложение с однородными членами |
1 |
108 |
Главные и второстепенные члены предложений в качестве однородных |
1 |
109 |
Распространенные однородные члены предложений |
1 |
110-111 |
Знаки препинания при однородных членах |
2 |
112-114 |
Обращение. Знаки препинания при обращении |
3 |
115 |
Контрольный диктант по теме «Предложение» |
1 |
116 |
Работа над ошибками |
1 |
117-119 |
Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов |
3 |
120 |
Краткий пересказ «Вечный свет подвига» |
1 |
121-122 |
Правописание приставок |
2 |
123 |
Безударные гласные в корне слова |
1 |
124 |
Правописание сомнительных согласных в корне слова |
1 |
125 |
Правописание окончаний существительных |
1 |
126 |
Правописание окончаний прилагательных |
1 |
127 |
Правописание окончаний глаголов |
1 |
128 |
Простое предложение с однородными членами |
1 |
129 |
Сложные предложения с союзами и союзными словами |
1 |
130-131 |
Итоговый контрольный диктант. Работа над ошибками |
2 |
132-136 |
Развитие речи. Изложение «Мать и сын». Резервные часы |
5 |
Тематическое планирование уроков русского языка в 9 классе
№ п.п. |
Тема урока |
Кол-во часов |
|
Повторение |
5 |
1 |
Предложение |
1 |
2 |
Обращение |
1 |
3 |
Сложные предложения с союзами и, а. но и с союзными словами |
2 |
4 |
Контрольный диктант |
1 |
5 |
Работа над ошибками. |
1 |
|
Звуки и буквы |
7 |
6 |
Звуки и буквы |
1 |
7 |
Разделительные ъ и ь |
1 |
8-10 |
Знакомые орфограммы |
3 |
11 |
Обобщающие упражнения. Объявление |
1 |
|
Состав слова |
9 |
13 |
Разбор слова по составу |
1 |
14-16 |
Правописание приставок |
3 |
17 |
Упражнения на закрепление |
1 |
18-19 |
Сложные слова |
2 |
20 |
Сложносокращённые слова |
1 |
21 |
Обобщающие упражнения |
1 |
|
Части речи |
86 |
22 |
Части речи |
1 |
23 |
Контрольный диктант |
1 |
24 |
Работа над ошибками |
1 |
|
Имя существительное |
10 |
25 |
Имя существительное. Значение в речи имени существительного |
1 |
26- 27 |
Грамматические признаки имени существительного |
2 |
28-29 |
Безударные падежные окончания имён существительных |
2 |
30 |
Правописание падежных окончаний имён существительных во множественном числе |
1 |
31 |
Правописание имён существительных с шипящей на конце |
1 |
32 |
Несклоняемые имена существительные |
1 |
33 |
Упражнения на закрепление |
1 |
34 |
Контрольные вопросы и задания |
1 |
|
Имя прилагательное |
12 |
35-36 |
Имя прилагательное. Значение в речи имени прилагательного |
2 |
37 |
Согласование имён прилагательных с именем существительным |
1 |
38-39 |
Безударные окончания имён прилагательных |
2 |
40-41 |
Имена прилагательные на –ий, -ья, - ье, -ьи |
2 |
42-43 |
Обобщающие упражнения |
2 |
44 |
Контрольные вопросы и задания |
1 |
45 |
Контрольный диктант |
1 |
46 |
Работа над ошибками |
1 |
|
Местоимение |
9 |
47-48 |
Личные местоимения. Значение местоимений в речи |
2 |
49 |
Лицо и число местоимений |
1 |
50-51 |
Склонение личных местоимений |
2 |
52 |
Личные местоимения с предлогами |
1 |
53 |
Правописание личных местоимений 3-го лица |
1 |
54 |
Обобщающие упражнения |
1 |
55 |
Контрольные вопросы и задания |
1 |
|
Глагол |
19 |
56 |
Глагол. Значение глагола в речи |
1 |
57 |
Грамматические признаки глагола. |
1 |
58 |
Неопределённая форма глагола |
1 |
59 |
Не с глаголами |
1 |
60 |
Упражнения на закрепление |
1 |
61-63 |
Изменение глагола по лицам и числам |
3 |
64-67 |
Глаголы I и II спряжения |
4 |
68-69 |
Глаголы в повелительной форме |
2 |
70 |
Ь в глаголах |
1 |
71-72 |
Обобщающие упражнения |
2 |
73 |
Анкета |
1 |
74 |
Контрольные вопросы и задания |
1 |
75 |
Контрольный диктант |
1 |
76 |
Работа над ошибками |
1 |
|
Наречие |
9 |
77-78 |
Наречие как часть речи |
2 |
79-80 |
Наречия, которые обозначают время, место и способ действия |
2 |
81 82 |
Правописание наречий с О и А на конце слова Правописание наречий с О и А на конце слова |
1 1 |
83-84 |
Обобщающие упражнения |
2 |
85 |
Контрольные вопросы и задания |
1 |
|
Имя числительное |
8 |
86 |
Имя числительное как часть речи |
1 |
87 |
Порядковые и количественные числительные |
1 |
88 |
Правописание числительных от 5 до 20 |
1 |
89 |
Правописание числительных от 50 до 80 |
1 |
90 |
Правописание числительных от 500 до 900 |
1 |
91 |
Правописание числительных 90,200, 300, 400. |
1 |
92 |
Обобщающие упражнения |
1 |
93 |
Контрольные вопросы и задания |
1 |
|
Части речи |
2 |
94-95 |
Части речи |
2 |
|
Предложение |
6 |
96 |
Главные и второстепенные члены предложения |
1 |
97 |
Однородные члены предложения. Запятая в предложениях с однородными членами |
1 |
98 |
Обращение. Прямая речь |
1 |
101 |
Контрольный диктант |
1 |
102 |
Работа над ошибками |
1 |
Тематическое планирование уроков русского языка в 7 классе
(домашнее обучение)
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
|
1 |
Повторение . Простое и сложное предложение |
1 |
|
2 |
Однородные члены предложения. |
1 |
|
3 |
Сложное предложение Упражнения на закрепление Контрольные вопросы и задания |
1 |
|
4 |
Контрольный диктант |
1 |
|
|
|||
5 |
Работа над ошибками. Состав слова. |
1 |
|
6 |
Корень и однокоренные слова |
1 |
|
7 |
Приставка. |
1 |
|
8 |
Суффикс |
1 |
|
9 |
Окончание .Упражнения на закрепление. |
1 |
|
10 |
Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание звонких и глухих согласных в корне слова. |
1 |
|
11 |
Непроизносимые согласные в корне слова. Упражнения на закрепление темы. |
1 |
|
12 |
Гласные и согласные в приставках. |
1 |
|
13 |
Разделительный ъ после приставок |
1 |
|
14 |
Приставка и предлог. Упражнения на закрепление. |
1 |
|
15 |
Сложные слова .Упражнения на закрепление темы. |
1 |
|
16 |
Контрольный диктант |
1 |
|
17 |
Работа над ошибками. Контрольные вопросы и задания. |
1 |
|
|
Части речи Имя существительное |
|
|
18 |
Имя существительное. Основные грамматические категории им. сущ. – род, число, падеж |
1 |
|
19 |
Имена существительные собственные и нарицательные |
1 |
|
20 |
Правописание имён существительных с шипящей на конце слова |
1 |
|
21 |
Склонение имен существительных. |
1 |
|
22 |
Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном числе. |
1 |
|
23 |
Правописание падежных окончаний имен существительных во множественном числе |
1 |
|
24 |
Упражнения на закрепление темы «Имя существительное» |
1 |
|
|
Имя прилагательное |
|
|
25 |
Имя прилагательное. Значение имени прилагательного в речи |
1 |
|
26 |
Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже |
1 |
|
27 |
Правописание родовых и падежных окончаний им. прил. в единственном числе (мужского и среднего рода) |
1 |
|
28 |
Правописание родовых и падежных окончаний им. прил. в единственном числе (женского рода) |
1 |
|
29 30 |
Контрольный диктант Работа над ошибками |
1 1 |
|
31 |
Упражнения на закрепление темы |
1 |
|
32 |
Склонение им. прилагательных во мн. числе |
1 |
|
33 |
Упражнения на закрепление темы «Имя прилагательное» |
1 |
|
34 |
Местоимение |
1 |
|
35 |
Местоимение. Личные местоимения единственного и множественного числа 1,2, 3 – го лица |
1 |
|
36 |
Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа |
1 |
|
37 38 |
Склонение и правописание личных местоимений. Личные местоимения единственного и множественного числа. 2 лицо местоимений. |
1 1 |
|
39 |
Личные местоимения единственного и множественного числа. 3 лицо местоимений. |
1 |
|
40 |
Раздельное написание предлогов с местоимениями |
1 |
|
41 |
Упражнения на закрепление темы «Местоимение». |
1 |
|
42 |
Контрольная работа по теме «Местоимение». |
1 |
|
43 |
Работа над ошибками |
1 |
|
|
Глагол |
|
|
44 |
Глагол. Понятие о глаголе. |
1 |
|
45 |
Изменение глаголов по временам (настоящее, прошедшее, будущее) |
1 |
|
46 |
Изменение глаголов по числам |
1 |
|
47 |
Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам |
1 |
|
48 |
Контрольный диктант |
1 |
|
49 |
Работа над ошибками |
1 |
|
50 |
Не с глаголами |
1 |
|
51 |
Изменение глаголов по лицам |
1 |
|
52 |
Изменение глаголов по лицам. Закрепление |
1 |
|
53 |
Правописание окончаний глаголов 2 лица –шь, -шься |
1 |
|
54 |
Упражнения на закрепление темы «Глагол» |
1 |
|
Предложение. |
|
||
55 |
Предложение. |
1 |
|
56 |
Предложение. Простое и сложное предложения. |
1 |
|
57 |
Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложении |
1 |
|
58 |
Простое предложение с однородными членами. Главные и второстепенные члены предложения в качестве однородных. |
1 |
|
59 |
Бессоюзное перечисление однородных членов с одиночным союзом и; союзами а, но, повторяющимся союзом и. Знаки препинания при однородных членах. |
1 |
|
60 |
Перечисление однородных членов с повторяющимся союзом и. Знаки препинания при однородных членах. |
1 |
|
61 |
Упражнения на закрепление темы. |
1 |
|
62 |
Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов |
1 |
|
63 |
Обращение. Знаки препинания при обращении |
1 |
|
64 |
Упражнения на закрепление темы . |
1 |
|
65-66 |
Контрольный диктант Работа над ошибками |
1 1 |
|
67-68 |
Повторение изученного в 7 классе |
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебная программа |
1.Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. №4\150. 2.Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М Бгажноковой (раздел «Русский язык» авторы А.К. Аксёнова, Н.Г. Галунчикова, С.Ю. Ильина, Э.В. Якубовская) |
Учебно-методическая литература |
1.Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская «Русский язык. 5-9 класс», М., Просвещение, 2018 г. 2.А.К.Аксёнова «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе»,М, Владос, 2018г 3. Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская «Рабочая тетрадь №1», «Рабочая тетрадь №2», «Рабочая тетрадь №3», «Рабочая тетрадь №4», М., Просвещение, 2018 г. |
Интернет-ресурсы |
Сайт издательства «Просвещение»
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.