государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области " Школа-интернат для обучающихся по адаптированным образовательным программам с.Широкий Буерак Вольского района»
«Рассмотрено» Руководитель МО
____________/А.В. Бунтукова/
Протокол № 1от
« 15» августа 2019г.
|
«Согласовано» Заместитель директора по УВР
____________/Е.Н. Гавришова/
« 15» августа 2019г.
|
«Утверждаю» Директор ГБОУ СО «ШИ АОП с. Широкий Буерак»
_______________/И.В. Пушкова/
Приказ №
от « » августа 2019 г.
|
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
по учебному курсу «письмо и развитие речи»
7 класс
Бунтуковой Александры Владимировны
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №
от « 16 » августа 2019 г.
2019 - 2020 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная рабочая программа по письму и развитию речи в 7 классе разработана на основе:
· Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
· Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)»;
· Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования, утвержденного приказом № 2080 от 24декабря 2010 г.;
· Учебные планы специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. (Приказ Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. №29/2065-п);
· Основные российские документы о правах детей: Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» (1995), Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998), «Семейный кодекс РФ», «Гражданский кодекс РФ», Федеральный закон «Об основах системы правонарушений несовершеннолетних (1999);
· САНПиН 2.4.2 № 1178-02,зарегистрированные в Минюсте России 05.12.2002 года, регистрационный № 3997;
· Устав ГБОУ СО «ШИ АОП с. Широкий Буерак»;
· Адаптированная образовательная программа ГБОУ СО «ШИ АОП с. Широкий Буерак».;
· Программа развития ГБОУ СО «ШИ АОП с. Широкий Буерак»;
· Учебный план ГБОУ СО «ШИ АОПс. Широкий Буерак» на 2019-2020 год;
· Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для V-IX классов под ред. В.В. Воронковой М., «Владос»;
· Годового учебного графика на 2019-2020 уч.год.
Ключевая идея курса заключается в том, что письмо и развитие речи, как учебный предмет является одним из основных предметов в школе, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Он служит базой для общения и изучения других школьных дисциплин, средством развития высших психических функций, воображения, познавательных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении письма во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Главная цель изучения предмета в 7 классе – поднять на более высокий уровень речевую практику учащихся за счёт осознания ими основных законов языка.
Задачи изучения курса письма и развития речи 7 класса:
· Выработать прочные навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;
· Сформировать практически значимые орфографические и пунктуационные навыки;
· Воспитать интерес к родному языку;
· Выработать практический навык устной и письменной речи с целью обогащения и активизации словаря, формирования навыка грамотного письма;
· Сформировать навык построения простого предложения разной степени распространённости и сложного предложения;
· Привить навык делового письма;
· Совершенствовать умение пользоваться устной и письменной речью, правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
· Развивать нравственные качества обучающихся;
Основная форма организации обучения письму является урок. Специфическая особенность обучения на уроках в школе – их коррекционная направленность. Коррекция недостатков развития учеников с ОВЗ проводится в условиях комплексного решения образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных задач. Тип урока определяется в зависимости от его основной дидактической цели: урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, обобщающий урок, урок повторения, контрольный урок, комбинированный урок.
На уроках письма сочетаются фронтальная, индивидуальная и групповая работа. Виды упражнений, которые используются на уроках письма: письменные упражнения из учебника, комментированное письмо, грамматический разбор, разбор слова по составу, «4-й лишний», устный ответ (с места и у доски), самостоятельная работа с карточкой, различные виды диктантов (графический, программированный, зрительный, словарный). Развитие речи учащихся осуществляется через систематическую словарную работу (ознакомление с новыми словами, составление с ними словосочетаний и предложений, подбор однокоренных слов и т.п.), через проведение работы с деформированным текстом, по подбору подписей к серии картинок, по составлению плана текста, через обучение написанию изложений и сочинений. Значимое место в системе уроков письма в 7 классе по-прежнему занимает работа над ошибками, которые допускают учащиеся в классных и домашних работах, в творческих и контрольных работах. Данной работе может быть отведена часть урока, весь урок; она может проводиться коллективно или каждым учащимся в отдельности, самостоятельно по индивидуально для него подобранным заданиям (по карточкам).
Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения детей с ОВЗ. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе и самостоятельности. Основную роль играет внешний контроль учителя за деятельностью учащихся. Однако значительное внимание в ходе обучения уделяется взаимоконтролю и самоконтролю, так как при этом учеником осознается правильность своих действий, обнаружение совершенных ошибок, анализ их и предупреждение в дальнейшем.
Формы организации учебного процесса
Основной формой организации процесса обучения является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода
Неотъемлемой частью почти каждого урока является звуко-буквенный анализ слов, словарная работа. Обязательным требованием к каждому уроку является организация самостоятельной работы, работа над ошибками, проверка домашних заданий. Обучающиеся, нуждающиеся в дифференцированной помощи со стороны учителя, участвуют во фронтальной работе со всем классом, а самостоятельно выполняют более облегченные задания.
Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются: тренировочные упражнения, словарные, выборочные, комментированные, зрительные, творческие, предупредительные, свободные, объяснительные диктанты, письмо по памяти, грамматический разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д. В конце каждой темы проводится контрольная работа.
Контрольные работы состоят из контрольного списывания, контрольного диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и грамматических заданий, диктанта и грамматического разбора и т.д.).
В числе видов грамматического разбора используются задания на опознание орфограмм, определение частей речи, частей слов, членов предложения на основе установление связей слов в предложении, классификацию слов по грамматическим признакам. Содержание грамматических заданий связано с грамматико-орфографическим материалом, изученным не только в данном классе, но и в предыдущих.
Оценка знаний обучающихся осуществляется по результатам письменных, устных повседневных работ, текущих и итоговых контрольных работ.
Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы.
Виды и формы контроля
-обобщающая беседа по изученному материалу;
-проверка знаний при помощи тестов;
-индивидуальный устный опрос;
-фронтальный опрос;
- опрос с помощью перфокарт;
- выборочная проверка упражнения;
- взаимопроверка;
- самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);
-различные виды разбора (фонетический, морфологический, синтаксический);
-письмо под диктовку;
-комментирование орфограмм
-контрольное списывание;
-написание сочинений;
Для реализации основных целей и задач курса письма и развития речи применяются разнообразные типы уроков:
1. Урок изучения и первичного закрепления знаний (урок первоначального изучения материала). Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний.
2. Урок закрепления знаний и умений (практический урок) Имеет целью выработку умений по применению знаний.
3. Урок комплексного применения ЗУН.
4. Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок). Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.
5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний – контрольная, проверочная работа. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками
6. Комбинированный урок.
Методы обучения на уроках письма и развития речи:
-объяснительно- иллюстративные (рассказ, описание, упражнение, беседа,
практическая работа, анализ таблицы, схемы)
-репродуктивные (пересказ прочитанного, списывание готового материала с доски, выполнение заданий по образцу, работа с книгой)
-проблемные (объяснение причин различия в фактах, процессах, объяснение с опорой на наглядность, доказательства путем сравнения подобий предметов)
-частично-поисковые (комментирование практических действий с выводом, выбор примеров подтверждений с опорой на наглядность, перенос общих признаков известного на новое)
-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой
-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр
-практические – упражнения, карточки, тесты.
При организации процесса обучения в раках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения: здоровьесберегающих технологий, информационно-коммуникационных технологий, элементов проблемного обучения, уровневой дифференциации. Новизна данной программы определяется тем, что усиливается внимание к развитию информационной грамотности учащихся, что предусматривает работу со словарями русского языка, обучение детей способности находить нужную информацию, проверять результаты своей деятельности. Использование информационно-коммуникационных технологий, мобильного компьютерного класса способствует формированию информационной компетенции.
Для оценки знаний и умений обучающихся применяется Положение об оценке знаний, умений и навыковобучающихся 2-11 классов ГБОУ СО «Школа-интернат АОП с.Широкий Буерак».
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Cпецифика курса заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в связи с чем в программой предусмотрено дать обучающимся хотя и элементарный, но законченный объем знаний и умений в области грамматики и правописания, некоторую ориентировку в творчестве русских классиков и современных писателей.
В образовании детей с ОВЗ особое значение придается практической стороне специального образования - развитию его жизненной компетенции. Компонент жизненной компетенции рассматривается как овладение знаниями и навыками, уже сейчас необходимыми обучающимся в обыденной жизни. Формируемая жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем.
Практическая полезность курса обусловлена тем, что предполагает формирование умений пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач.
К началу обучения в 7 классе обучающиеся должны усвоить элементарные сведения по грамматике; у обучающихся должны быть сформированы основные орфографические и пунктуационные навыки, достаточно осмысленное отношение к основным элементам языка. Учащиеся должны к 7-му классу овладеть умениями составлять и распространять предложения, ставить знаки препинания в конце предложения, анализировать слова по звуковому составу, различать основные части речи (по значению и главным грамматическим признакам), отличать предлоги от приставок; должны уметь списывать текст и писать под диктовку, знать алфавит, расположение слов в алфавитном порядке в словаре, состав слова, главные и второстепенные члены предложения, основные части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол,) и служебные части речи (предлог, союзы И, А, НО; частицу НЕ). Обучающиеся должны знать правописание безударных проверяемых гласных, 4 сомнительных согласных, способы проверки написания безударных падежных окончаний прилагательных и существительных, правила написания Ь на конце слов после шипящих у существительных, кратких прилагательных; правило написания НЕ с глаголами.
В 7-м классе продолжается работа по звукобуквенному анализу. Обучающиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Значительное внимание уделяется фонетическому разбору. Продолжается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразного написания гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (разбор гнезд родственных слов).
Части речи изучаются в том объеме, который необходим обучающимся для выработки практических навыков устной и письменной речи – обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.
Изучение предложений имеет особое значение для подготовки умственно отсталого школьника к самостоятельной жизни, к общению. Тема «Предложение» включена в программу 7 класса, работа над ней организуется так, чтобы в процессе упражнений формировать у учащихся навыки построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.
В 7 классе, так же как и в 5-6 классах, большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, так как возможности детей с особыми образовательными потребностями выражать свои мысли в письменной форме ограничены. В 5-6 классах работа с деформированным текстом, ответы на поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, пересказ по плану и опорным словам служили созданию основы, позволяющей учащимся овладеть такими видами работ по развитию речи, как изложение и сочинение. Именно им в 7 классе будет уделено основное внимание. Продолжается работа по привитию навыков делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и др.), в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной речи. В ходе обучения в 7 классе по-прежнему уделяется внимание четкому и аккуратному письму.
На уроках письма реализуются межпредметные связи, прежде всего за счет введения в лексикон учащихся новых слов, необходимых для изучения математики, географии, истории, биологии и др. предметов, а также через организацию обучения с опорой на знания учащихся, полученные на уроках по другим предметам, и формирование и развитие, помимо предметных ЗУН, также и межпредметных ЗУН (работа с учебником, составление плана, развернутый ответ на вопрос учителя, пересказ задания своими словами, аргументация своего мнения, применение полученных знаний в новых ситуациях и др.).
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом адаптированная рабочая программа по письму и развитию речи в 7 классе рассчитана на 136 ч в год- 4 часа в неделю.
В соответствии с производственным календарем Саратовской области на 2019 и 2020 год, кроме каникулярных дней,не учебными днями считаютсяследующие:
Праздничные дни:
23 февраля - День защитника Отечества,
8 марта - Международный женский день,
28 апреля –Радоница,
1 мая - Праздник Весны и Труда,
Перенос выходных дней:
23 февраля на 24 февраля
8 марта на 9 марта
9 мая на 11 мая
В связи с вышесказанным возможно объединение нескольких тем уроков и сокращение общего количества часов в год по предмету.
.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И ЕГО ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
№ п/п |
Наименование разделов учебной программы |
Кол-во часов |
Характеристика
|
Планируемые результаты на базовом уровне |
Планируемые результаты на пониженном уровне |
||
знать |
уметь |
знать |
уметь |
||||
1 |
Повторение
|
11 |
Простое и сложное предложения. Простые предложения с однородными членами. Перечисление без союзов, с одиночным союзом и, союзами а, но. Сложные предложения с союзами и, а, но. |
Главные и второстепенные члены предложения, правило постановки запятой в сложном предложении с союзами «и», «а», «но» и без союзов и в предложении с однородными членами. |
Строить простое и сложное предложения. Разбирать сложное предложение. Правильно расставлять знаки препинания. Находить однородные члены предложения. Правильно расставлять знаки препинания при однородных членах предложения |
Главные и второстепенные (без конкретизации) члены предложения |
Строить простое распространённое предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение. |
2 |
Состав слова |
21 |
Корень, приставка, суффикс, окончание. Единообразное написание гласных, согласных в корнях слов, в приставках. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов. Сложные слова. Простейшие случаи написания сложных слов с соединительными гласными о и е. |
Части слова, способы проверки слов, правило правописания сложных слов |
Разбирать слова по составу, проверять написание в корне безударных гласных, звонких и глухих согласных путем подбора родственных слов. Образовывать слова с помощью приставок и суффиксов. |
Части слова, способы проверки слов. |
Разбирать слова по составу,проверять написание в корне безударных гласных, звонких и глухих согласных путем подбора родственных слов (с помощью учителя) |
3 |
Части речи. Имя существите- льное |
17 |
Основные грамматические категории имени существительного — род, число, падеж, склонение. Правописание надежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе |
Знать грамматические признаки имени существительного, типы склонений. Правило написания мягкого знака у имен сущ. на конце слов после шипящих |
Находить имена существительные в предложении по вопросам. Писать мягкий знак на конце шипящих в сущ. ж.р. Определять в тексте существ. 1,2,3 скл. Склонять имена существительные в единственном числе, выделять падежные окончания, сравнивать ударные и безударные окончания существительных одного и того же склонения. |
Понятие имени существите- льного. |
Находить имена существительные в предложении по вопросам. Определить род, число, падеж у существительного с помощью учителя |
4 |
Имя прилагате- льное |
16 |
Значение имени прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже. Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе. |
Правило зависимости грамматических категорий имени прилагательного в предложении или словосочетании от грамматических категорий имени существительного. |
Правильно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи. Находить имена прилагательные в предложении по вопросам. Делать разбор имен прилагательных как часть речи. Склонять прилагательные вместе с существительными, определять окончания прилагательных по вопросу, падеж – по падежу существительного |
Знать грамматические категории имени прилагательного. |
Определять имена прилагательные по вопросам.Уметь различать род, число, падеж прилагательных. |
5 |
Местоиме- ние |
20 |
Понятие о местоимении. Значение местоимений в речи. Личные местоимения единственного и множественного числа. 1, 2. 3-е лицо местоимений.101 0 Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа. Раздельное написание предлогов с местоимениями |
Определение местоимения. Личные местоимения единственного и множественного числа. Правило написания предлогов с местоимения ми |
Правильно употреблять местоимения в различных видах упражнений и в речи. Употреблять личные местоимения 3 –го лица ед. числа муж., жен.и ср. рода в устной и письменной речи. Правильно писать местоимения с предлогами. |
Личные местоимения единственного и множественного числа. Правило написания предлогов с местоимения ми |
Различать часть речи местоимение, уметь находить местоимения в тексте. |
6 |
Глагол |
26 |
Понятие о глаголе. Изменение глагола по временам (настоящее, прошедшее, будущее) и числам. Неопределенная частица не с глаголами. Изменение глаголов по лицам. Правописание окончаний глаголов 2-го лица -шь, шься. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Глаголы на -ся (-сь |
Понятие о глаголе, как о части речи, грамматические признаки глагола, правило изменения глагола в прошедшем времени по родам, правило написание частицы не с глаголами. правило написания окончаний глаголов 2-го лица ед. числа, правописание глаголов 3-го лица на –тся |
Правильно употреблять глаголы в устной и письменной речи, определять в предложении по вопросам и значению; делать разбор глагола по его грамматическим категориям; правильно писать частицу не с глаголами, окончания глаголов 2-го лица единственного числа, 3-го лица на –тся. Правильно изменять по родам глаголы в единственном числе в прошедшем времени. |
Знать правило о части речи глагол, правило написание частицы не с глаголами. |
Уметь определять в предложении по вопросам.Правильно изменять по родам, глаголы в единственном числе в прошедшем времени. |
7 |
Предложе- ние |
14 |
Простое и сложное предложение. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложении. Простое предложение с однородными членами. Главные и второстепенные члены предложений в качестве однородных. Распространенные однородные члены предложений. Бессоюзное перечисление однородных членов, с одиночным союзом и, союзами а, но, повторяющимся союзом и. Знаки препинания при однородных членах. Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов. Обращение. Знаки препинания при обращении. |
Главные и второстепенные (без конкретизации) члены предложения, правила постановки запятых в сложном предложении, предложении с однородными членами, правило постановки знаков препинания при обращении |
Строить простое и сложное предложения. Разбирать сложное предложение. Правильно расставлять знаки препинания. Находить однородные члены предложения. Правильно расставлять знаки препинания при однородных членах предложения. Писать предложения с обращениями, ставить знаки препинания. |
Главные ивторостепенные (без конкретизации) члены предложения, правила постановки запятых в сложном предложении |
Строить простое и сложное предложения. Разбирать сложное предложение. Правильно расставлять знаки препинания. |
8 |
Повторение |
11 |
Состав слова. Правописание гласных и согласных в корнях слов. Части речи. Правописание падежных окончаний имѐн существительных. Правописание падежных окончаний имѐн прилагательных. Склонение личных местоимений. Правописание глаголов. Простое и сложное предложение. |
Части слова.Знать грамматические признаки имени существительного, типы склонений.Определение местоимения.Понятие о глаголе, как о части речи, грамматические признаки глагола Главные и второстепенные (без конкретизации) члены предложения, правила постановки запятых в сложном предложении, |
Разбирать слова по составу, проверять написание в корне безударных гласных, звонких и глухих согласных.Склонять имена существительные в единственном числе, выделять падежные окончания.сравнивать ударные и безударные окончания существительных. Склонять прилагательные вместе с существительными, определять окончания прилагательных.Правильно употреблять местоимения в различных видах упражнений и в речи.делать разбор глагола по его грамматическим категориям. Строить простое и сложное предложения. Разбирать сложное предложение. Правильно расставлять знаки препинания. |
Части слова,способы проверки слов. Понятие имени существите- льного.Знатьграмматические категории имени прилагательного.Знать правило о части речи глагол. Главные и второстепенные (без конкретизации) члены предложения, правила постановки запятых в сложном предложении |
Разбирать слова по составу, проверять написание в корне безударных гласных, звонких и глухих согласных. Находить имена существительные в предложении по вопросам.Определять имена прилагательные по вопросам. Уметь различать род, число, падеж прилагательных.Различать часть речи местоимение. Уметь определять в предложении глагол по вопросам.Строить простое и сложное предложения. Разбирать сложное предложение. Правильно расставлять знаки препинания |
ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Личностными результатами изучения курса «Письма и развитие речи» в 7 классе является формирование следующих умений:
· понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
· уважительное отношение к родному языку, гордость за него.
· стремление к речевому самосовершенствованию;
· достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
· способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметнымирезультатами
изучения письма и развития речи являются:
Регулятивные УУД:
· Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
· Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
· умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
· Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
· Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
· Использовать привыполнения заданий различные средства: дополнительную литературу, источники по письму и развитию речи. С помощью учителя давать самооценку своей деятельности.
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
· Ориентироваться в учебнике: планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
· Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала, отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, справочников, электронных пособий.
· Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
· Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах: текст, таблица, схема, иллюстрация и др.
·
применение
приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность
использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным
предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых
явлений на межпредметном уровне (чтения и развития речи);
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.
Коммуникативные УУД:
· коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем;
·
овладение
национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях
формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
· Вступать в диалог на уроке и в жизни.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ
ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ п/п. |
Наименование разделов и тем уроков.
|
Кол-во часов |
Дата проведения |
Использование ТСО, ИКТ. |
Виды учебной деятельности
|
примечания |
|
по плану |
по факту |
||||||
1 |
Повторение – 11 ч. Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения. |
1 |
03.09. |
|
|
Работа с учебником, условными обозначениями. Анализ графических схем. Упражнения в нахождении в предложении подлежащего и сказуемого. Подбор предложений, соответствующих схемам. Умение доказать правильность своего выбора |
|
2 |
Связь слов в предложениях. |
1 |
05.09. |
|
|
Работа с учебником. Тренировочные упражнения в подборе точных слов и связи их по смыслу с помощью вопросов. |
|
3 |
Однородные члены предложения. |
1 |
06.09. |
|
|
Работа с учебником. Упражнения на умения находить в предложении однородные члены предложения, выделять голосом однородные члены предложения (интонация перечисления), выделять на письме однородные члены предложения запятыми. |
|
4 |
Знаки препинания при однородных членах предложения. |
1 |
09.09. |
|
Презентация «Знаки препинания при однородных членах предложения» |
Работа с учебником. Упражнения на умение выделять на письме однородные члены предложения запятыми. Письмо по памяти |
|
5 |
Сложные предложения. |
1 |
10.09. |
|
|
Работа с учебником. Отличие простого предложения от сложного. Упражнения на умение находить в тексте сложные предложения, доказывать правильность своего выбора, умение правильно интонировать сложные предложения. |
|
6 |
Сложные предложения с союзами и, а, но |
1 |
12.09. |
|
|
Работа с учебником. Упражнения на умение находить в тексте сложные предложения, доказывать правильность своего выбора, умение правильно интонировать сложные предложения, выделять на письме части сложного предложения запятыми. |
|
7 |
Упражнения на закрепление темы «Предложение». |
1 |
13.09. |
|
|
Работа с учебником. Упражнения на определение границ предложений, умение чертить схемы сложных предложений. Составление предложений из данных слов с опорой на схемы. Определение главной мысли текста, подбор заголовка. |
|
8 |
Описание картины Богданова-Бельского «Новые хозяева». (упр.25) |
1 |
16.09. |
|
|
Работа с учебником и картиной. Описание картины. Использование опорных слов. |
|
9 |
Деловое письмо. Телеграмма. |
1 |
17.09. |
|
|
Работа с учебником, бланком телеграммы. Составление текста телеграммы. Написание адреса. |
|
10 |
Контрольные вопросы и задания по теме «Предложение». |
1 |
19.09. |
|
|
Контрольная работа с грамматическим заданием. |
|
11 |
Проверочный диктант по теме «Предложение» |
1 |
20.09. |
|
|
Контрольный диктант с грамматическим заданием. Применение правил проверки написания слов. Нахождение в предложении главных и второстепенных членов. |
|
12 |
Состав слова –21 ч. Корень.Однокоренные слова. |
1 |
23.09.
|
|
|
Работа с учебником. Умение находить в тексте однокоренные слова. Разбор слов по составу. |
|
13 |
Приставка. Образование слов при помощи приставки. Правописание приставок. |
1 |
24.09. |
|
|
Работа с учебником. Понятие о приставке. Образование разных частей речи с помощью приставок. |
|
14 |
Суффикс. Образование слов при помощи суффиксов. |
1 |
26.09. |
|
|
Работа с учебником. Понятиесуффикс. Образование разных частей речи с помощью приставок и суффиксов. Определение значения слова Употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами Значения слов с суффиксами –ищ-, -ишк-, -онк-. |
|
15 |
Окончание. Роль окончания в предложении. |
1 |
27.09. |
|
|
Определение окончания. Роль окончания в слове. Работа с учебником, тренировочные упражнения. |
|
16 |
Практическая работа по составу слова. |
1 |
30.09. |
|
|
Разбор слов по составу, подбор однокоренных слов, образование новых слов с помощью приставок и суффиксов, изменение формы слова, составление словосочетаний. |
|
17 |
Безударные гласные в корне. |
1 |
01.10. |
|
Презентация «Безударные гласные в корне слова» |
Работа с учебником. Способы проверки безударной гласной в корне слова. Учиться проверять безударную гласную в корне слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов. |
|
18 |
Правописание безударных гласных в корне слова. |
1 |
03.10. |
|
|
Работа с учебником. Способы проверки безударной гласной в корне слова. Учиться проверять безударную гласную в корне слова путём изменения формы слова и подбора однокоренных слов. |
|
19 |
Звонкие и глухие согласные в корне. |
1 |
04.10. |
|
|
Работа с учебником. Распределение словосочетаний в 2 столбика, работа с деформированным текстом, подбор проверочных слов. |
|
20 |
Непроизносимые согласные в корне. |
1 |
07.10. |
|
|
Подбор проверочных слов, распределение в 2 столбика слов с орфограммой, составление по вопросам и запись краткой статьи на данную тему. Формирование навыка проверки слов с непроизносимыми согласными путем изменения формы слова. |
|
21 |
Проверочная работа. Правописание корневых орфограмм. |
1 |
09.10. |
|
|
Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Подбор однокоренных слов, умение выделять в словах корень. Составление словосочетаний и предложений с новыми словами.Нахождение и выписывание слов со знакомыми орфограммами. |
|
22 |
Гласные и согласные в приставках. |
1 |
10.10. |
|
|
Распределение слов с приставками по столбикам, образование слов при помощи приставок, подбор приставок, подходящих по смыслу. |
|
23 |
Разделительный твердый знак(ъ) после приставок |
1 |
11.10 |
|
|
Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Выделение приставок, подчеркивание последней буквы в приставке и первой в корне, составление словосочетаний. |
|
24 |
Приставка и предлог. |
1 |
14.10. |
|
Презентация «Приставка и предлог» |
Упражнения в дифференциации на письме слов с приставкой и предлогом, распределение в 2 столбика, написание краткого пересказа по данным вопросам. |
|
25 |
Упражнения на закрепление. |
1 |
16.10. |
|
|
Нахождение и выписывание слов со знакомыми орфограммами. Работа с учебником. Тренировочные упражнения. |
|
26 |
Сложные слова. |
1 |
17.10. |
|
|
Упражнения в написании слов с соединительными гласными о и е.Умение выделять в сложных словах два корня |
|
27 |
Образование сложных слов. |
1 |
18.10. |
|
|
Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Умение выделять в сложных словах два корня. Умение писать в сложных словах соединительные гласные о и е. |
|
28 |
Упражнения на закрепление по теме «Состав слова». |
1 |
21.10. |
|
|
Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Следование алгоритму с устным рассуждением. Орфографические умения и навыки по данной теме. |
|
29 |
Описание картины В.Г.Перова «Охотники на привале» по данному плану.(упр.87) |
1 |
23.10. |
|
|
Творческая работа.Предварительный анализ текста, ответы на вопросы и составление плана. Умение последовательно излагать мысли, грамотно строить предложения. |
|
30 |
Деловое письмо. Объяснительная записка. |
1 |
24.10. |
|
|
Работа с учебником. Умение составлять текст объяснительной записки, грамотно оформлять в общепринятом виде. |
|
31 |
Контрольный диктант за 1 четверть. |
1 |
25.10. |
|
|
Писать под диктовку текст, применять правила проверки написания слов Умение разбирать слова по составу |
|
32 |
Контрольно-практический урок по теме « Состав слова.» |
1 |
06.11 |
|
|
Работа с учебником. Проверка ЗУН по теме «Состав слова». |
|
33 |
Части речи. Имя существительное – 17 ч. Роль имени существительного в речи. |
1 |
07.11. |
|
|
Признаки существительного как части речи, его морфологические признаки, роль в предложении.Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Умение находить в предложении имя существительное |
|
34 |
Грамматические признаки имени существительного. |
1 |
08.11. |
|
Презентация «Грамматические признаки имени существительного.» |
Повторить материал о существительном, его грамматических категориях, формирование навыка определения рода, числа, склонения, падежа существительных |
|
35 |
Имена существительные ж.р. и м.р. с шипящей на конце. |
1 |
11.11. |
|
|
Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Умение различать на письме существительные м. и ж. рода с шипящей на конце. Письмо по памяти. |
|
36 |
Изменение имен существительных по падежам. |
1 |
13.11. |
|
|
Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Умение определять падеж имён существительных. |
|
37 |
Склонение имен существительных в единственном числе. |
1 |
14.11. |
|
|
Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Умение определять падеж и склонение имён существительных в единственном числе. Составление словосочетаний и предложений с новыми словами. Работа с фразеологическими оборотами. |
|
38 |
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-го скл. |
1 |
15.11. |
|
|
Упражнения в правописании безударных падежных окончаний сущ. 1 склонения в ед. ч., выделение окончаний, постановка вопросов. |
|
39 |
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 2-го скл. |
1 |
18.11. |
|
|
Упражнения в правописании безударных падежных окончаний сущ. 2 склонения в ед. ч., выделение окончаний, постановка вопросов. |
|
40 |
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 3-го скл. |
1 |
20.11. |
|
|
Упражнения в правописании безударных падежных окончаний сущ. 3 склонения в ед. ч., выделение окончаний, постановка вопросов. |
|
41 |
Практическая работа. Правописание безударных окончаний сущ. в ед. ч. |
1 |
21.11. |
|
|
Работа с учебником. Редактирование текста. Работа с диалогом.Условия выбора гласных в падежных окончаниях имён существительных 1,2,3 склонений. |
|
42 |
Склонение имен существительных во множественном числе |
1 |
22.11. |
|
Презентация «Склонение имен существительных во множественном числе». |
Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Умение определять склонение и падеж имён существительных во множественном числе. Составление словосочетаний и предложений с новыми словами. Работа с деформированным текстом |
|
43 |
Окончания имен существительных в родительном падеже мн.ч. |
1 |
25.11. |
|
|
Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Умение правильно употреблять в речи форму родительного падежа. Составление словосочетаний и предложений с новыми словами. |
|
44 |
Существительные во мн.ч. в родительном падеже с шипящей на конце. |
1 |
27.11. |
|
|
Упражнения в правописании имен существительных в Р. П. с основой на шипящую. Словарная работа. |
|
45 |
Упражнения на закрепление по теме «Имя существительное». |
1 |
28.11. |
|
|
Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Умение правильно писать падежные окончания существительных. Восстановление последовательности предложений в диалоге, чтение диалога по ролям Составление словосочетаний и предложений с новым словом |
|
46 |
Упражнения на закрепление по теме «Имя существительное» |
1 |
29.11. |
|
|
Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Умение правильно писать падежные окончания существительных.Орфографические умения и навыки по данной теме. |
|
47 |
Проверочный диктант по теме «Имя существительное» |
1 |
02.12. |
|
|
Писать под диктовку текст, применять правила проверки написания слов |
|
48 |
Деловое письмо. Заявление. |
1 |
04.12. |
|
|
Работа с учебником. Умение составлять и правильно оформлять, используя общепринятую форму, текст заявления. Умение употреблять в письменной речи и правильно оформлять на письме обращения. |
|
49 |
Урок-зачет по теме имя существительное. |
1 |
05.12. |
|
|
Работа с учебником. Проверка ЗУН по теме «Имя существительное» |
|
50 |
Имя прилагательное – 16 ч. Значение имени прилагательного и его грамматические признаки. |
1 |
06.12. |
|
|
Определение общего признака прилагательных, исключение лишнего слова в ряду, описание предмета с помощью прилагательных. |
|
51 |
Согласование имен прилагательных с именами существительными. |
1 |
09.12. |
|
|
Практические упражнения в определении рода, числа, падежа прилагательных, постановка вопросов, выделение окончаний. |
|
52 |
Родовые окончания имен прилагательных. |
1 |
11.12. |
|
Презентация «Родовые окончания имен прилагательных.» |
Практические упражнения в определении рода, постановка вопросов, выделение окончаний. |
|
53 |
Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода. |
1 |
12.12. |
|
|
Упражнения в правописании падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода. |
|
54 |
Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных в ед. ч. |
1 |
13.12. |
|
|
Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Умение проверять безударные окончания прилагательных. Согласование имён прилагательных с именами существительными Составление словосочетаний и предложений с новыми словами. |
|
55 |
Склонение имен прилагательных женского рода. |
1 |
16.12. |
|
|
Упражнения в правописании падежных окончаний прилагательных женского рода.Составление словосочетаний и предложений с новыми словами. |
|
56 |
Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных ж. р. |
1 |
18.12. |
|
|
Упражнения в правописании падежных окончаний прилагательных женского рода. Словарная работа. |
|
57 |
Урок обобщение по теме «Имя прилагательное ед. числа» |
1 |
19.12. |
|
|
Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Умение проверять безударные окончания существительных и прилагательных. Согласование имён прилагательных с именами существительными. |
|
58 |
Практическая работа. Безударные окончания прилагательных ед.ч. |
1 |
20.12. |
|
|
Работа с учебником. Проверка ЗУН по теме «Безударные окончания прилагательных ед.ч.» |
|
59 |
Склонение имен прилагательных во множественном числе. |
1 |
23.12. |
|
Презентация «Склонение имен прилагательных во множественном числе.» |
Упражнения в согласовании прилагательных мн. ч. с сущ., выделение окончаний, постановка вопросов, работа с деформированным текстом. |
|
60 |
Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных во мн.ч. |
1 |
25.12. |
|
|
Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Объяснение в словах знакомых орфограмм Составление диалога. Составление словосочетаний и предложений с новыми словами. Работа с синонимами |
|
61 |
Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных во мн.ч. |
1 |
26.12. |
|
|
Упражнения в согласовании прилагательных мн. ч. с сущ., выделение окончаний, постановка вопросов, работа с деформированным текстом. |
|
62 |
Контрольный диктант за 2 четверть. |
1 |
27.12. |
|
|
Писать под диктовку текст, применять правила проверки написания слов. Распространение предложений с помощью прилагательных, постановка вопросов, выделение окончаний. |
|
63 |
Практическая работа. Имя прилагательное. |
1 |
30.12. |
|
|
Работа с учебником. Проверка ЗУН по теме «Имя прилагательное.» |
|
64 |
Составление заметки в стенгазету. |
1 |
13.01. |
|
|
Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Подбор фотографий, рисунков к заметке. |
|
65 |
Тест-контроль по теме «Имя прилагательное» |
1 |
15.01. |
|
|
Работа с учебником. Проверка ЗУН по теме «Имя прилагательное.» |
|
66 |
Местоимение – 20 ч. Понятие о местоимении. |
1 |
16.01. |
|
|
Нахождение местоимений в тексте, замена существительных местоимениями, запись парами, постановка вопросов. |
|
67 |
Значение местоимений в речи |
1 |
17.01. |
|
Презентация «Местоимение» |
Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Замена существительных местоимениями. Распространение предложений второстепенными членами. Подбор заголовка. Умение находить в предложении подлежащее, определять, какой частью речи оно выражено. |
|
68 |
Личные местоимения 1,2,3,-го лица. |
1 |
20.01. |
|
|
Упражнения в определении лица местоимений, замена существительных местоимениями 1, 2, 3 лица, постановка вопросов, написание стиха по памяти. |
|
69 |
Личные местоимения 1,2,3,-го лица. |
1 |
22.01. |
|
|
Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Составление словосочетаний и предложений с новым словом. |
|
70 |
Изменение местоимений по числам. |
1 |
23.01. |
|
|
Определение числа местоимений, замена местоимений ед.ч. на мн. ч. и наоборот, написание стиха по памяти. |
|
71 |
Склонение личных местоимений 1-го лица. |
1 |
24.01. |
|
|
Упражнения в правописании падежных окончаний местоимений 1 склонения, постановка вопросов, учиться изменять личные местоимения по падежам, различать падежные формы личных местоимений. |
|
72 |
Склонение личных местоимений 1-го лица. |
1 |
27.01. |
|
|
Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Замена существительных местоимениями 1 лица. Составление словосочетаний и предложений с новым словом. |
|
73 |
Правописание предлогов с местоимениями. |
1 |
29.01. |
|
Презентация «Правописание предлогов с местоимениями.» |
Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Умение писать личные местоимения в косвенных падежах с предлогами. Обобщение изученного о местоимениях 1 лица |
|
74 |
Склонение личных местоимений 2-го лица. |
1 |
30.01. |
|
|
Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Замена существительных местоимениями 2 лица. Умение ставить вопрос к местоимению, определять падеж. |
|
75 |
Склонение личных местоимений 2-го лица. |
|
31.01. |
|
|
Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Замена существительных местоимениями 2 лица. Употребление местоимений 2 лица с предлогами в нужном падеже |
|
76 |
Употребление и написание местоимения ВЫ в вежливой форме обращения. |
1 |
03.02. |
|
|
Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Обобщение изученного о местоимениях 2 лица Употребление местоимений 2 лица с предлогами в нужном падеже.Склонение личных местоимений 2 лица множественного числа. |
|
77 |
Изменение личных местоимений 3-го лица по родам. |
1 |
05.02. |
|
|
Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Замена существительных местоимениями 3 лица. Умение ставить вопрос к местоимению, определять падеж. |
|
78 |
Склонение личных местоимений 3-го лица. |
1 |
06.02. |
|
|
Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Замена существительных местоимениями 3 лица. Употребление местоимений 3 лица с предлогами в нужном падеже. Восстановление текста. Письмо по памяти. |
|
79 |
Написание личных местоимений 3-го лица с предлогами. |
1 |
07.02. |
|
|
Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Употребление местоимений 3 лица с предлогами в нужном падеже |
|
80 |
Написание личных местоимений 3-го лица с предлогами. |
1 |
10.02. |
|
|
Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Обобщение изученного о местоимениях 3 лица. Употребление местоимений 3 лица с предлогами в нужном падеже. |
|
81 |
Роль местоимения в тексте. |
1 |
12.02. |
|
|
Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Определить роль местоимения в тексте. |
|
82 |
Практическая работа по теме «Местоимение» |
1 |
13.02. |
|
|
Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Составление словосочетаний и предложений с новым словом. Составление рассказа по опорным предложениям. |
|
83 |
Деловое письмо. Письма. |
1 |
14.02. |
|
|
Работа с учебником. Значение писем в жизни человека. Практическая работа. Употребление обращений. |
|
84 |
Обобщающий урок по теме «Местоимение» |
1 |
17.02. |
|
|
Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Закрепление основных теоретических понятий по теме, орфографические правила. |
|
85 |
Проверочный диктант по теме «Местоимение». |
1 |
19.02. |
|
|
Писать под диктовку текст, применять правила проверки написания словУпражнения в различении предлога и приставки, исправление речевых ошибок, определение лица, числа местоимений. |
|
86 |
Глагол – 26 ч. Понятие о глаголе. |
1 |
20.02.
|
|
|
Нахождение глаголов в тексте, постановка вопросов, подчеркивание, составление предложений. |
|
87 |
Значение глаголов в речи. |
1 |
21.02. |
|
|
Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Подбор глаголов – синонимов. Нахождение в предложении сказуемого. Составление диалога, употребление глаголов речи. |
|
88 |
Изменение глаголов по временам. |
1 |
26.02. |
|
Презентация «Изменение глаголов по временам.» |
Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Умение ставить вопрос к глаголу, определять время глагола. Составление текста-описания картины И.Левитана «Вечерний звон». Переносное значение слов. |
|
89 |
Изменение глаголов по временам. |
1 |
27.02. |
|
|
Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Умение ставить вопрос к глаголу, определять время глагола. Замена в тексте глаголов настоящего времени глаголами прошедшего. Составление словосочетаний и предложений с новым словом. |
|
90 |
Изменение глаголов по временам. |
1 |
28.02. |
|
|
Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Умение ставить вопрос к глаголу, определять время глагола. Подбор заголовка к тексту. |
|
91 |
Изменение глаголов по числам. |
1 |
02.03. |
|
|
Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Работа с текстом-описанием помещения. Замена глаголов ед. числа глаголами мн. числа. Исправление недочётов в употреблении глаголов. |
|
92 |
Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. |
1 |
04.03. |
|
|
Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Составление словосочетаний и предложений с новыми словами. Согласование подлежащего и сказуемого в числе и роде. Работа с синонимами. |
|
93 |
Родовые окончания глаголов прошедшего времени. |
1 |
05.03. |
|
|
Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Окончания глаголов. Определение рода и числа у глаголов прошедшего времени. |
|
94 |
Окончание глаголов прошедшего времени во множественном числе. |
1 |
06.03. |
|
|
Упражнения в определении рода сущ. и глаголов, постановка вопросов, изменение формы глаголов, дополнение ряда однородных сказуемых. |
|
95 |
Не с глаголами. |
1 |
11.03. |
|
Презентация «Не с глаголом». |
Сравнение глаголов, уточнение значения отрицания, работа с деформированным текстом, исправление недочетов. |
|
96 |
Не с глаголами. |
1 |
12.03. |
|
|
Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Глаголы со значением отрицания. Редактирование текста Письмо по памяти. |
|
97 |
Изменение глаголов по лицам. |
1 |
13.03. |
|
|
Выписывание глаголов с местоимениями, определение лица глаголов, постановка вопросов, выделение личных окончаний глаголов. |
|
98 |
1-е лицо глаголов. |
1 |
16.03. |
|
|
Упражнения в определении 1 лица глаголов, постановке вопросов, выделении личных окончания, составление рассказа по опорным словам. |
|
99 |
2-е лицо глаголов. |
1 |
18.03. |
|
|
Упражнения в определении 2 лица глаголов, постановке вопросов, выделении личных окончания. Работа с учебником. Тренировочные упражнения. |
|
100 |
3-е лицо глаголов. |
1 |
19.03. |
|
|
Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Закрепление написания личных окончаний глаголов Соотнесение словосочетаний и предложений с новыми словами. Составление рассказа о море. |
|
101 |
Контрольный диктант за 3 четверть. |
1 |
20.03. |
|
|
Писать под диктовку текст, применять правила проверки написания слов. Выделение глаголов в тексте, подчеркивание, определение |
|
102 |
Глаголы с -сь или с -ся. |
1 |
01.04. |
|
|
Запись предложений парами, выписывание главных членов предложения, постановка вопросов, образование глаголов от других частей речи. |
|
103 |
Правописание личных окончаний глаголов во 2-м лице ед. числа. |
1 |
02.04. |
|
|
Подчеркивание глаголов в тексте, выделение окончаний, постановка вопросов, определение 2 лица, расстановка ь, работа с деформированным текстом. |
|
104 |
Правописание личных окончаний глаголов во 2-м лице ед. числа. |
1 |
03.04. |
|
|
Подчеркивание глаголов в тексте, выделение окончаний, постановка вопросов, определение 2 лица, расстановка ь. |
|
105 |
Правописание глаголов в 3-м лице. |
1 |
06.04. |
|
|
Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Подчеркивание глаголов в тексте, выделение окончаний, постановка вопросов, определение 3 лица. |
|
106 |
Единообразное произношение и различное написание существительных на -ца и глаголов на -тся. |
1 |
08.04. |
|
Презентация «Правописание существительных на -ца и глаголов на -тся.» |
Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Составление словосочетаний и предложений с новым словом. |
|
107 |
Практическая работа по теме «Глагол». |
1 |
09.04. |
|
|
Работа с учебником. Проверка ЗУН по теме «Глагол» |
|
108,109 |
Подготовка к написанию изложения «Титантк» (упр 309) Изложение по плану «Титаник». |
1 |
10.04. |
|
|
Определение главной мысли, составление плана. Коррекция грамматического строя речи. Написать изложение. |
|
110 |
Деловое письмо. Письмо-поздравление. |
1 |
13.04. |
|
|
Творческая работа. Умение составлять текст письма. Составление предложений с обращениями. Умение выделять обращения голосом в устной речи и запятыми на письме. |
|
111 |
Обобщающий урок по теме «Глагол» |
1 |
15.04. |
|
|
Работа с учебником. Проверка ЗУН по теме «Глагол» |
|
112 |
Предложение – 14 ч. Предложение. |
1 |
16.04. |
|
|
Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Составление предложений по схемам. Деление текста на предложения, постановка нужных знаков препинания. |
|
113 |
Простое и сложное предложение. |
1 |
17.04. |
|
Презентация «Простое и сложное предложение.» |
Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Определение главных членов предложения. Составление предложений по рисункам. |
|
114 |
Простое предложение с однородными членами. |
1 |
20.04. |
|
|
Выделение однородных членов предложения, построение схем, дополнение предложений однородными членами. |
|
115 |
Простое предложение с однородными членами. |
1 |
22.04. |
|
|
Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Составление словосочетаний и предложений с новым словом. Составление предложений по схемам. Дополнение предложений однородными членами. |
|
116 |
Однородные члены предложения с повторяющимся союзом и. |
1 |
23.04. |
|
|
Работа с учебником. Упражнения на различение однородных членов предложения с повторяющимся союзом и. |
|
117 |
Практическая работа. Однородные члены предложения» |
1 |
24.04. |
|
|
Работа с учебником. Упражнения с однородными членами. Работа с деформированным текстом. |
|
118 |
Сложное предложение. |
1 |
27.04. |
|
|
Подчеркивание главных членов в сложных предложениях, построение схем, составление сложного предложения из нескольких простых, расстановка знаков препинания. |
|
119 |
Сложные предложения с союзами и, а, но. |
1 |
29.04. |
|
|
Подчеркивание главных членов в сл. предложениях, построение схем, составление сложного предложения из нескольких простых, расстановка знаков препинания. Учиться отличать сложное предложение с союзами и, а, но от простого предложения с однородными членами предложения. |
|
120 |
Обращение. |
1 |
30.04. |
|
Презентация «Обращение» |
Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Составление предложений с обращениями. Умение выделять обращения голосом в устной речи и запятыми на письме. |
|
121 |
Знаки препинания при обращении. |
1 |
04.05. |
|
|
Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Составление словосочетаний и предложений с новыми словами, составление предложений с обращениями, стоящими в начале, середине и конце предложения. |
|
122 |
Практическая работа по теме «Предложение» |
1 |
06.05. |
|
|
Работа с учебником. Проверка ЗУН по теме «Предложение» |
|
123 |
Деловое письмо. Объявление. |
1 |
07.05. |
|
|
Творческая работа. Составление текста объявления. Письменное оформление текста объявления по существующим нормам. |
|
124 |
Обобщающий урок по теме «Предложение» |
1 |
08.05. |
|
|
Работа с учебником. Проверка ЗУН по теме «Предложение.» |
|
125 |
Проверочный диктант «Предложение» |
1 |
11.05. |
|
|
Писать под диктовку текст, применять правила проверки написания слов. |
|
126 |
Повторение - 11 ч. Состав слова. |
1 |
13.05. |
|
Презентация «Состав слова». |
Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Письмо по памяти. Умение объяснять выбор нужной орфограммы. Работа с деформированным текстом. Умение выделять части слова. |
|
127 |
Правописание гласных и согласных в корне. |
1 |
14.05. |
|
|
Работа с учебником. Упражнения в правописании гласных и согласных в корне слова, работа с деформированным текстом |
|
128 |
Части речи. |
1 |
15.05. |
|
Презентация «Части речи». |
Нахождение существительных. Прилагательных, глаголов в тексте, написание изложения по вопросам, упражнения в правописании падежных окончаний существительных, прилагательных. |
|
129 |
Правописание падежных окончаний имен существительных. |
1 |
18.05. |
|
|
Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Определение падежа существительных, написание безударных падежных окончаний существительных и прилагательных. |
|
130 |
Правописание падежных окончаний имен прилагательных. |
1 |
20.05. |
|
|
Упражнения в согласовании прилагательных, выделение окончаний, постановка вопросов, работа с деформированным текстом. |
|
131 |
Контрольный диктант за 4 четверть. |
1 |
21.05. |
|
|
Писать под диктовку текст, применять правила проверки написания слов. |
|
132 |
Склонение личных местоимений. |
1 |
22.05. |
|
|
Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Составление словосочетаний. Редактирование текста. |
|
133 |
Правописание глаголов. |
1 |
27.05. |
|
|
Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Краткое изложение биографии И.А.Крылова по плану и опорному тексту. |
|
134 |
Простое предложение. |
1 |
28.05. |
|
Презентация «Простое предложение». |
Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Составление предложений по схемам. Письмо по памяти. |
|
135 |
Сложное предложение. |
|
28.05 |
|
Презентация «Сложное предложение» |
Работа с учебником. Тренировочные упражнения. Составление предложений по схемам. Сложное предложение, пунктуация в сложном предложении. |
|
136 |
Итоговый диктант за год. |
1 |
29.05. |
|
|
Писать под диктовку текст, применять правила проверки написания слов. |
|
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Из материально – технического обеспечения имеется в наличии: отдельная кабинет, в котором есть компьютерный стол, доска, 6 ученических столов, 12 стульев и 2 шкафа.
Эффективность преподавания во многом зависит не только от содержания учебного материала, но и от условий обучения. Одним из важнейших факторов совершенствования учебно-воспитательного процесса является кабинетная система. Кабинет, в котором проходит обучение соответствует следующим требованиям по санитарно-эпидемиологические правила и нормативыСанПиН 2.4.2.2821-1 (от 29 декабря 2010 г. N 189)
· Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка (согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 п.5.4)
· Ученическая мебель изготовлена из материалов безвредных для здоровья детей и соответствует росто-возрастным особенностям обучающегося и требованиям эргономики (согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 п.5.2)
· При оборудовании учебных помещений соблюдаются размеры проходов и расстояния (согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 п.5.6)
· Кабинет имеет естественное освещение в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению (согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 п.7.1.)
В кабинете используется ТСО: компьютер, проектор .
Программа обеспечивается:
Перечень учебно – методического обеспечения
Русский язык : учеб. для 7 кл. спец.(корркц.) образоват. учреждений VIII вида / Н. Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская. – М. : Просвещение, 2012 г.
Ресурсы Интернета:
- справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» - http://www.gramota.ru
«Знаете слово?» (http://math.msu.su/~apentus/znaete/).
«Первое сентября» (http://www.1september.ru/index.htm).
«Словарь устаревших и диалектных слов» (http:// www.telegraf.ru/misc/day/dis.htm)
«Тесты по русскому языку» (http://likbez.spb.ru/tests/)
htt:pedsovet.su/publ26-1-0-719
http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html . Тесты рассчитаны на учеников 1-5 классов средней школы
Крылатые слова и выражения – ресурс, посвящённый крылатым словам и выражениям русского языка - http://slova.ndo.ru
Культура письменной речи (http://www.gramma.ru/).
Национальный корпус русского языка – информационно-справочная система, содержащая миллионы текстов на русском языке - http://www.ruscorpora.ru
Основные правила грамматики русского языка (http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html)
Русский язык - ресурс для лингвистов, филологов, семиологов, учителей русского языка и литературы - http://teneta.rinet.ru/rus/rj_ogl.htm
Русский язык с Денисом Яцутко. Материалы по русскому языку - http://www.rusjaz.da.ru
Русский язык: говорим и пишем правильно - ресурс о культуре письменной и устной речи - http://www.gramma.ru
Русское письмо – ресурс, посвящённый происхождению и развитию русской письменности - http://character.webzone.ru
Сайт «Урок. Русский язык для школьников и преподавателей» (http://urok.hut.ru/)
Сайт Российского общества преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ)- http://www.ropryal.ru
Словари.Ру - ресурс, содержащий обширную коллекцию онлайновых словарей русского языка - http://www.slovari.ru
Словарь смыслов русского языка – справочное онлайн издание по русскому языку - http://www.slovo.zovu.ru
1. Демонстрационный материал (таблицы, плакаты), раздаточный материал.
Список литературы.
Литература для учителя.
1. Бебешина Н.И. и Свириденков В. П. Развитие речи на уроках русского языкав V – VII классах вспомогательной школы. Из опыта работы. Под ред. З. Н. Смирновой. М., « Просвещение», 1978.
2. Кобзарёва Л. Г., Резунова М. П., Юшина Г. Н.Русский язык: 1,2,3 кл. в таблицах и правилах / Авт. Сост. Л. С. Конева. – Мн.: Современный литератор, 2000.
3. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР. Практическое пособие. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2006.
4. Тарасова Л.Е. «Дидактические карточки-задания по русскому языку для самостоятельных работ»: 4-й кл. Л.Е. Тарасова, Т. В. Игнатьева.- Тула: Родничок; М.: Астрель: АСТ: Профиздат, 2006.
5. Уроки русского языка во вспомогательной школе (5-8 классы). Пособие для учителей. БебешинаН.Н.и Самсонова Ф.Н. М., «Просвещение», 1970.
6. Литвинова Е.А , О. П. Монахова, В. И. Капинос, А.О. Татур «Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык 4 кл. – М. : «Интеллект- Центр», 2005.
Литература для обучающихся.
1. Галунчикова Н.Г, Якубовская Э.В. Рабочая тетрадь 1 по русскому языку. Состав слова. Учебное пособие для учащихся специальных (коррекционных) ОУ VIII вида М. «Просвещение» 2002
2. Галунчикова Н.Г, Якубовская Э.В. Рабочая тетрадь 2 по русскому языку. Имя существительное. Учебное пособие для учащихся специальных (коррекционных) ОУ VIII вида М. «Просвещение» 2002
3. Галунчикова Н.Г, Якубовская Э.В. Рабочая тетрадь 3 по русскому языку. Имя прилагательное. Учебное пособие для учащихся специальных (коррекционных) ОУ VIII вида М. «Просвещение» 2002
4. Галунчикова Н.Г, Якубовская Э.В. Рабочая тетрадь 4 по русскому языку. Глагол.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.