Адаптированная рабочая программа по природоведению для 5-6 класса

  • Документация
  • Руководства для учителя
  • docx
  • 28.11.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

АРП по природоведению составлено для детей с ОВЗ и содержит все необходимые контрольные работы
Иконка файла материала АРП_5-6_Природоведение.docx

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026.

Рабочая программа адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.

Учебный предмет «Природоведение» относится к предметной области «Естествознание»» и является обязательной частью учебного плана.

В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» в 5-6 классе рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).

Рабочая программа определяет цель и задачи учебного предмета «Природоведение».

Цель обучения в 5 классе – расширить кругозор и подготовить обучающихся к освоению систематических биологических и географических знаний.

Задачи обучения в 5 классе:

формирование элементарных научных знаний о живой и неживой                                                                                                                   природе;

демонстрация тесной взаимосвязи между неживой и живой природой;

формирование специальных и общеучебных умений и навыков;

воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;

воспитание социально значимых качеств личности.

Цель обучения в 6 классе - освоение знаний о многообразии природных объектов, развитие интереса к изучению природы, воспитание положительного эмоционально-личностного отношения к природе и применение практических сведений в повседневной жизни учащимися с нарушениями интеллекта.

Задачи обучения в 6 классе:

формирование правильного понимания природных явлений;

формирование у обучающихся знаний об основных элементах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве) и живой природы (о строении и жизни растений и животных, а также об организме человека и его здоровье);

формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жизни растений и животных;

формирование умения наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности;

формирование и отработка практических навыков и умений.

 

Планируемые результаты освоения рабочей программы по учебному предмету «Природоведение» в 5 классе

Личностные результаты:

-         интерес к предметам и явлениям живой и неживой природы, к своей стране, ее природным богатствам;

-         овладение социально- бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни, умения соблюдать правила личной гигиены, режима дня;

-         владение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке;

-         развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, необходимости охраны живой и неживой природы;

-         установка на безопасный здоровый образ жизни, бережному отношению к природе и другим материальным ценностям.

Планируемые результаты освоения рабочей программы по учебному предмету «Природоведение» в 6 классе

Личностные результаты:

-     воспитание уважительного отношения к чужому мнению;

-     формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстникам в разных социальных ситуациях; формирование умений соблюдать правила здорового питания, ухаживать за комнатными растениями и домашними животными;

-     формирование знаний о здоровом образе жизни, стремления соблюдать и вести здоровый образ жизни;

-     овладение социально- бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни, формирование правильной осанки, оказании первой медицинской помощи при незначительных травмах;

-     формирование бережного отношения к материальным ценностям, к предметам живой и неживой природы.

Уровни достижения предметных результатов по учебному предмету «Природоведение»

в 5 классе

Минимальный уровень:

узнавание и называние изученных объектов (формы поверхности, водоемы, небесные тела, основные достопримечательности нашей страны) на иллюстрациях, фотографиях;

представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;

отнесение изученных объектов к определенным группам (нефть горючее полезное ископаемое);

называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые);

соблюдение правил гигиены и здорового образа жизни, понимание их значения в жизни человека;

−   соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);

выполнение несложных заданий под контролем учителя;

адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога.

Достаточный уровень:

узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях;

знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию учителя;

представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (золото – полезное ископаемые, металлы, цветные металлы, драгоценные (благородные) металлы);

называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;

выделение существенных признаков групп объектов;

знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни;

участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;

выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;

совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;

выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;

осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.

Оценка предметных результатов осуществляется по итогам индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных, текущих, промежуточных, итоговых) и тестовых заданий. При оценке предметных результатов учитывается уровень самостоятельности обучающегося и особенности его развития.

Уровни достижения предметных результатов

по учебному предмету «Природоведение» в 6 классе

Минимальный уровень:

узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях;

иметь представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;

относить изученные объекты к определенным группам (осина- лиственное дерево леса);

называть сходные объекты, относить к одной и той же изучаемой группе (рыбы, декоративные растения, лекарственные растения);

называть заповедники, растения и животные, занесенные в Красную книгу России;

соблюдать режим дня, правила личной гигиены и здорового образа жизни, понимать их значение в жизни человека;

соблюдать элементарные правила безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);

выполнять несложные задания под контролем учителя;

адекватно оценивать свою работу, проявлять к ней ценностное отношение, понимать оценку педагога.

Достаточный уровень:

узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях;

уметь находить необходимую информацию об изучаемых объектах по заданию педагога;

устанавливать взаимосвязи между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (клевер- травянистое дикорастущее растение, растение луга, кормовое растение, медоносное, растение, цветущее летом);

называть сходные по определенным признакам объекты из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников, объяснять свое решение;

выделять существенные признаки групп объектов;

знать и соблюдать правила безопасного поведения в природе и обществе, правила здорового образа жизни;

участвовать в беседе, обсуждение изученного, проявлять  желание рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;

выполнять задания без текущего контроля учителя, осмысленная оценка своей работы:

соблюдать правила санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;

выполнять доступные возрасту природоохранительные действия;

осуществлять деятельность по уходу за комнатными и культурными растениями.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ в 5-6 классе

   Программа по учебному предмету состоит из трёх  разделов: «Растительный мир», «Животный мир», «Человек».

При изучении растительного и животного мира Земли углубляются и систематизируются знания, полученные в начальной школе. Приводятся простейшие классификации растений и животных. Учитель должен обратить внимание обучающихся на характерные признаки каждой группы растений и животных, показать взаимосвязь всех живых организмов нашей планеты и, как следствие этого, необходимость охраны растительного и животного мира. В содержании могут быть указаны представители флоры и фауны разных климатических поясов, но значительная часть времени должна быть отведена на изучение растений и животных нашей страны и своего края.

При знакомстве с домашними животными, комнатными и декоративными растениями следует обязательно опираться на личный опыт обучающихся, воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к объектам природы, умение видеть её красоту.

Раздел «Человек» включает простейшие сведения об организме, его строении и функционировании. Основное внимание требуется уделять пропаганде здорового образа жизни, предупреждению появления вредных привычек и формированию необходимых санитарно-гигиенических навыков.

Завершают курс обобщающие уроки, которые систематизируют знания о живой и неживой природе, полученные в процессе изучения учебного предмета «Природоведение".

Основными организационными формами работы на уроке природоведения являются: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная работа.

При проведении уроков природоведения предполагается использование следующих методов:

объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти (рассказ с включением в него элементов беседы или объяснения, сопровождающегося демонстрацией, опытов);

репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации);

метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения);

частично поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы);

исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют при проведении лабораторных и практических работ, предусмотренных программой; исследовании свойств тел неживой природы при проведении опытов);

проведение природоведческих экскурсий (вводных, текущих и обобщающих), направленных на усвоение изученного материала;

проведение словарной работы, направленной на коррекцию лексико- семантической стороны речи (обогащение словаря, усвоение новых, ранее незнакомых слов; закрепление и уточнение значений слов; активизация словаря).

выполнение заданий, требующих разнообразной деятельности обучающихся: сравни, опиши, объясни, запиши в тетради, зарисуй в тетради, найди на карте, рассмотри рисунок, рассмотри иллюстрации описываемого предмета; выполнение заданий в рабочих тетрадях или на карточках, используя слова для справок; заполнение схем, подпись рисунков, зарисовка изучаемых объектов;

дидактические игры (классификация, разрезные картинки).

СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ

 

 п/п

Название раздела

Количество часов

Контрольные                                  работы

1.

Введение

1

 

2.

Растительный мир

9

1

3.

Животный мир

17

1

4

Человек

7

1

 

Итого:

  34

3

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5-6 класс

 

Тема

Кол-во часов

Программное содержание

Дифференциация видов деятельности

Минимальный уровень

Достаточный уровень

Введение - 1час

1

Живая природа: растения,

животные, человек

1

Формирование представлений о

предметах и явлениях

живой природы, умения

дифференцировать живую и неживую природу

Узнают объекты живой природы на иллюстрациях и фотографиях, относят к объектам живой или неживой природе. Называют изученные объекты. В рабочих тетрадях обводят картинки с изображением живых организмов

Выделяют существенные признаки объектов живой природы, относят объекты к

живой или к неживой природе, устанавливают взаимосвязи между живой и неживой природой.

Выписывают в тетрадь общие признаки живых организмов

Растительный мир 9  часов

2

Разнообразие растительного мира. Среда обитания растений

1

Формирование представлений о многообразии

растительного мира. Разнообразие растений Дикорастущие и культурные растения.

Значение растений

Узнают растения на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты; рассказывают о значении растений. Дописывают в тетрадь определения, используя текст учебника: дикорастущие,культурные.Зарисовывают в тетрадь овощи и фрукты

Называют представителей растительного мира, выделяют признаки дикорастущих и культурных растений, относят растения к разным группам на основании этих признаков; рассказывают означении растений и их роли в окружающем мире. В рабочих тетрадях рассматривают рисунки, заполняют таблицу, используя слова для справок, записывают название культурных и дикорастущих растений.  Заполняют схему «Среда обитания растений», рассказывают, где встречаются эти растения

3

Строение растений. Деревья, кустарники, травы

1

Формирование

представлений о частях растений и их функциях. Части растения: цветок, стебель, лист, корень.

Внешний вид. Значение

Узнают части растений на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, рассказывают о назначении органов растений. Раскрашивают части растений на рисунке в рабочей тетради, соединяют части растения и его название, используя помощь учителя

Узнают и называют части растений, и показывают их на натуральных объектах, картинах, схемах, знают функции частей растений и их значение для растения. Выполняют задания: раскрашивают части растений в рабочей тетради и подписывают их; узнают растения по их контуру, соединяют части растения и его название

4

Лиственные  и хвойные деревья

1

Закрепление, уточнение и расширение представлений о лиственных деревьях, формирование представления о видах лиственных деревьев. Признаки лиственных деревьев. Листопад.

Дикорастущие и культурные лиственные деревья

Называют лиственные растения на иллюстрациях и фотографиях. Показывают изученные объекты, относят растения к изучаемой группе. Называют лиственные

дикорастущие и культурные деревья (по 2 представителя).

В рабочей тетради подчеркивают названия лиственных деревьев; раскрашивают деревья на рисунках

Знают классификацию растений, знают признаки лиственных и хвойных растений, относят растения к лиственным на основании основных признаков. Называют представителей лиственных дикорастущих и культурных растений (по 3–4 представителя). Относят лиственные растения к разным группам с учетом различных оснований для классификации (лиственное, дикорастущее, культурное). Выполняют задание в рабочей тетради: определяют дерево по описанию. Соединяют описание с названием дерева

5

Дикорастущие и культурные растения

1

Формирование представлений о дикорастущих кустарниках

Узнают дикорастущие кустарники на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, относят растения к изучаемой группе, называют дикорастущие кустарники (2 представителя). В рабочей тетради выполняют задание «Четвертый лишний», зачеркивают лишние слова в предложенном перечне дикорастущих растений

Узнают и называют дикорастущие и культурные  растения (не менее 3), выделяют существенные признаки дикорастущих кустарников, относят изученные растения к различным группам (кустарники, дикорастущие кустарники) с учетом оснований для классификации. В тетради подписывают на рисунке части кустарника.

6

Травы. Декоративные растения

1

Закрепление, уточнение и расширение представлений  о травах.

Формирование представлений о дикорастущих и

культурных травах. Использование человеком культурных растений

Узнают и называют дикорастущие и культурные травы (не менее 5), относят изученные растения к различным группам (травы дикорастущие и культурные) с учетом оснований для классификации.

Раскрашивают в тетради рисунки с изображением травянистых растений; называют культурные и дикорастущие травы

Знают классификацию растений, признаки трав и декоративных растений. Узнают дикорастущие и культурные травы на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, относят травы к изучаемой группе, называют дикорастущие и культурные травы (подорожник, ромашка, укроп, петрушка).

В тетради подписывают рисунки названиями известных травянистых растений; рассказывают какие культурные травы выращивает человек на огороде, как использует

7

Лекарственные растения

1

Формирование представлений о лекарственных

растениях. Лечебные свойства. Правила их использования

Узнают лекарственные растения (ромашка, шиповник, календула) на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, относят растения к изучаемой группе, рассказывают о значении лекарственных растений. По картинкам в тетради собирают лекарственные травы для домашней аптечки

Узнают и называют лекарственные растения, относят изученные растения к различным группам (дикорастущие и культурные) с учетом оснований для классификации. Используя рисунки в рабочей тетради, собирают травы для домашней аптечки; объясняют, как они лечат разные болезни

8

Комнатные растения. Уход за комнатными растениями

1

Закрепление, уточнение и расширение представлений о

комнатных растениях, формирование умения ухаживать за комнатными

растениями

Узнают комнатные растения на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, имеют представление о значении комнатных растений, относят отдельные растения к группе комнатных растений, выполняют

действия по уходу за растениями по контролем учителя

Узнают и называют комнатные растения, относят изученные растения к комнатным на основании сходных признаков, осуществляют деятельность по уходу за комнатными растениями

9

Растительный мир разных районов

Земли

1

Формирование представлений о разнообразии растительного мира

Земли, о зависимости внешнего вида растений от среды обитания

Узнают и называют изученные растения (по 1–2 растения), выделяют существенные признаки растений холодного и жаркого районов Земли, называют сходные по внешним признакам объекты, известные из других источников, объясняют свое решение, имеют представления о взаимосвязях внешнего вида растения и места обитания. Называют по рисункам растения, произрастающие в районах с холодным, умеренным и жарким климатом

Узнают растения разных районов Земли –(холодных районов, с умеренным климатом, жарких районов) на иллюстрациях и

фотографиях, называют изученные объекты, относят изученные растения к разным группам по месту произрастания, называют растения, произрастающие в районах с умеренным климатом.

В тетради заполняют таблицу: выписывают названия растений, которые растут в районах с холодным, умеренным и жарким климатом

10

Красная книга России и своей области (края)

1

Формирование представлений о необходимости охраны природы (растительного мира), знакомство с Красной книгой

Узнают растения Красной книги (ландыш, колокольчик, кувшинка) на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, называют растения из Красной книги своей местности, рассказывают о значении Красной книги

Называют растения, включенные в Красную книгу России, известные из других источников, знают и соблюдают правила безопасного поведения в природе, выполняют доступные возрасту природоохранительные действия

 

Животный мир – 17  часов

 

 

11

Разнообразие

животного мира.  Среда обитания животных.

 Животные суши и водоемов.

1

Формирование представлений о многообразии

животного мира

Узнают животных на иллюстрациях и фотографиях. Называют животных. Относят животных к разным группам в зависимости от классификации (размер, способ передвижения, питание, места обитания, выведение потомства) с опорой на учебник. Составляют рассказ о разнообразии животного мира с опорой на предложения и иллюстративный материал, предложенный учителем

Называют представителей животного мира, выделяют признаки животных. Относят животных к разным группам в зависимости от классификации (размер, способ передвижения, питание, места обитания, выведение потомства). Составляют рассказ о разнообразии животного мира по плану;

заполняют таблицу, приводя примеры названий животных с разными способами передвижения. Пользуясь текстом учебника, заполняют таблицу о местах обитания животных

12

Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие

1

Формирование представлений о многообразии

животного мира на основе имеющихся у школьников знаний

Узнают насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, относят животных к разным группам.

Заполняют таблицу в рабочей тетради, соотнося название животного  названием группы.

Узнают и называют представителей животного мира, относят животных к разным группам с учетом основных признаков, выделяют существенные признаки разных групп животных.

Заполняют в рабочей тетради таблицу: распределяют животных по группам, используя

иллюстрации и рисунки.

13

Насекомые. Бабочки, стрекозы, жуки. Кузнечики, муравьи, пчелы

1

Формирование представлений о многообразии насекомых

Узнают насекомых на иллюстрациях и фотографиях. называют изученные объекты, имеют представление о значении насекомых в природе. Раскрашивают рисунки с изображением насекомых

Узнают и называют насекомых. Выделяют существенные признаки насекомых. Подписывают на рисунках в рабочей тетради части тела насекомого, используя слова для справок. Считают сколько ног у насекомых, делают вывод об отличительных особенностях насекомых

14

Рыбы.  Морские и речные рыбы. 

1

Уточнение и расширение представлений о рыбах

Узнают рыб на иллюстрациях и

фотографиях, называют изученные объекты, имеют представление о значении рыб в природе.

Называют части тела рыбы по рисунку

Узнают и называют рыб, выделяют существенные признаки рыб, имеют представление о взаимосвязях между изученными объектами (рыбами) и их местом в окружающем мире. В рабочей тетради на рисунке подписывают части тела рыбы, называют отличительные особенности рыб. Заполняют пропуски на карточке: внешний вид и образ жизни рыб

15

Земноводные: лягушки, жабы. Пресмыкающиеся:змеи, ящерицы, крокодилы;

1

Формирование представлений о земноводных

животных на примере жабы и лягушки

Узнают земноводных – лягушек и  жаб – на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, относят лягушек и жаб к изученной группе животных, имеют представление о значении жаб и лягушек в природе

Узнают и называют земноводных, выделяют существенные признаки земноводных – жаб и лягушек, пресмыкающихся- змеи, ящерицы, крокодилы; имеют представления о взаимосвязях между изученными животными и их местом в окружающем мире. В рабочей тетради соединяют линией описание с названием животных

16

Птицы. Ласточки, скворцы, снегири, орлы. Лебеди, журавли, чайки. Птицы нашего края. Охрана птиц

1

Уточнение и расширение представлений о птицах.

Места обитания. Значение      птиц в  природе

Узнают птиц на иллюстрациях и

фотографиях, называют изученные объекты, называют птиц, имеют представление о значении птиц в природе.

Рассматривают рисунок птицы в рабочей тетради и подписывают части тела птицы, используя слова для справок

Узнают и называют птиц (ворона, синица, воробей, голубь, утка).

Выделяют существенные признаки птиц. Относят птиц к различным группам: перелетные, зимующие.

Подписывают на рисунках в

рабочих тетрадях части тела птицы

17

Млекопитающие суши , морей и океанов

1

Формирование представлений о многообразии птиц. Формирование представлений о лебедях, журавлях, чайках

Узнают и называют птиц (лебеди, журавли, чайки) на иллюстрациях и фотографиях. называют изученные объекты. Выделяют существенные признаки птиц с помощью учителя. Относят изученных птиц к перелетным или зимующим.

Подписывают название птиц на рисунках в рабочей тетради.

Узнают и называют птиц (лебеди, журавли, чайки). Выделяют существенные признаки птиц, имеют представления о взаимосвязях между внешним видом и образом жизни птиц и их средой обитания. Относят птиц к различным группам: перелетные, зимующие, водоплавающие. Называют морских, речных птиц, птиц, живущих около водоемов, известных из других источников. Соединяют в рабочей тетради изображения птиц с местами их обитания; объясняют свой выбор

18

Домашние

животные в городе                         

и деревне

1

Расширение и уточнение

представлений о

домашних животных: признаки, внешний вид

Узнают домашних животных на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, называют домашних животных, относят домашних животных к разным группам (птицы, млекопитающие), имеют представление о значении домашних животных. Выписывают в таблицу рабочей тетради названия диких и домашних животных из стихотворения

Узнают и называют домашних животных в натуральном виде в естественных условиях и на

картинах, выделяют существенные признаки домашних животных, называют домашних животных из тех, которые были изучены на уроках или известных из других источников, объясняют свой выбор. Выписывают в таблицу рабочей тетради, используя свои примеры, названия диких и домашних животных

19

Сельскохозяйствен ные животные: лошади, коровы

1

Расширение и уточнение

представлений о лошадях.

Формирование представлений о

сельскохозяйственны х животных: внешний вид, питание, использование человеком

Узнают лошадей    на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, относят лошадей к домашним животным, имеют представление о значении лошадей.

Включаются в дидактическую игру

«Где чей детеныш?»

Узнают и называют лошадей в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, выделяют существенные признаки лошадей, относят лошадей к разным группам с учетом различных оснований для классификации (перевозка грузов, спортивные соревнования, цирк, полиция).Сформированы

представления к самостоятельной жизни. Выполняют задание в рабочей тетради: вписывают названия животных и их детенышей

20

Сельскохозяйствен ные животные: козы, овцы, свиньи

1

Расширение и уточнение

представлений о козах, овцах, свиньях.

Формирование представлений о

сельскохозяйственны х животных

Узнают и называют коз, овец, свиньях на иллюстрациях и фотографиях, относят коз, овец, свиней домашним животным, имеют представление о значении коз, овец, свиней.

Рассказывают об одном из животных с опорой на предложения и иллюстративный материал, предложенный учителем

Узнают и называют коз, овец, свиней в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, выделяют существенные признаки изученных животных.

Составляют рассказ об одном из животных по плану

21

Домашние птицы: куры, утки, индюки

1

Расширение и уточнение

представлений о курах, утках, индюках.

Формирование представлений о

сельскохозяйственны х птицах: внешний вид, использование человеком, уход и содержание

Узнают кур, уток, индюков на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, относят кур, уток, индюков к домашним птицам, имеют представление о значении кур, уток, индюков.

В рабочей тетради узнают на рисунках домашних птиц и подписывают их названия.

Узнают и называют домашних птиц (кур, уток, индюков) в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, выделяют существенные признаки изученных животных, относят домашних птиц к

определенным группам с учетом различных оснований для

классификаций (птицы, домашние, водоплавающие).

В рабочей тетради узнают на рисунках домашних птиц и подписывают их названия; сравнивают утку и домашнюю курицу, делают вывод о сходстве по внешнему виду

22

Уход за

животными в

живом уголке или  дома. Аквариумные рыбки

1

Формирование представлений о

«живом уголке», правилах ухода за

животными в «живом уголке». Общие правила ухода за животными в

«живом уголке» или дома

Узнают животных «живого уголка» на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, знакомятся с правилами выполнения несложных действий по уходу за животными в «живом уголке» под руководством учителя, имеют представление о значении «живого уголка».

В рабочей тетради подчеркивают названия животных, которые могут жить дома или в живом уголке

Узнают и называют животных «живого уголка». Узнают и называют аквариумных рыбок (гуппи, золотые рыбки)в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, относят животных

«живого уголка» к определенным группам (птицы, рыбы, млекопитающие, пресмыкающиеся), знают о правилах по уходу за животными в «живом уголке», выполняют

доступные возрасту действия по уходу за животными. В рабочей тетради подчеркивают названия животных, которые могут жить дома или в «живом уголке» Обосновывают свой выбор

23

Канарейки

 Попугаи. Морские свинки, хомяки, черепахи

1

Формирование представлений о декоративных и певчих птицах на

основе имеющихся знаний: внешний вид, правила содержания и ухода дома или в

«живом уголке»

Узнают певчих и декоративных птиц на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, называют известные учащимся певчих и декоративных птиц, знакомятся с правилами выполнения несложных действий по уходу за певчими и

декоративными птицами под руководством учителя. В рабочей тетради узнают на рисунках птиц и подписывают их названия, используя слова для справок. Обводят названия певчих птиц, используя помощь учителя

Узнают и называют певчих и декоративных птиц (канарейки, попугаи) в натуральном виде в естественных условиях и на картинах. Выделяют существенные признаки певчих и декоративных птиц. Называют певчих и декоративных птиц, которые были изучены на уроке и известны обучающимся из других источников, знают правила ухода и содержания певчих и декоративных птиц. В рабочей тетради подписывают рисунки названиями птиц, используя слова для справок.

Обводят названия певчих птиц. Отвечают на вопрос: каких птиц называют певчими

24

Домашние кошки. Собаки

1

Расширение и уточнение

представлений о

домашних кошках: внешний вид, правила ухода и содержания кошек в доме

Выделяют существенные признаки кошек, относят кошек к определенным группам (млекопитающие, домашние животные, длинношерстные, короткошерстные). Знают правила ухода и содержания кошек.

Выполняют задание в рабочей тетради: подчеркивают в тексте слова, относящиеся к кошке; показывают на рисунке стрелками еду, которую ест кошка

Узнают кошек на иллюстрациях и фотографиях, относят кошек и собак  к группе домашних животных, знакомятся с правилами выполнения несложных действий по уходу за кошками под руководством учителя, имеют

представление о значении кошек в жизни человека. Записывают в рабочую тетрадь советы, как необходимо ухаживать за котенком

25

Животные холодных районов и умеренного пояса Земли

1

Расширение представлений о многообразии животного мира. Формирование представлений о

животных холодных районов, зависимости внешнего вида и образа жизни животных от среды обитания

Называют животных холодных районов Земли (белые медведи, тюлени, моржи, северные олени, песцы, пингвины) на иллюстрациях и фотографиях. Относят животных холодных районов Земли к разным группам животных: млекопитающие, птицы. Описывают отличительные признаки внешнего вида животных, обитающих на севере

Называют животных холодных районов Земли (белые медведи, тюлени, моржи, северные олени, песцы, пингвины) в натуральном виде в естественных условиях и на картинах. Выделяют существенные признаки животных холодных районов Земли, имеют представления овзаимосвязях между внешним видом животных, их образом жизни и средой обитания. Относят изученных животных к определенным группам: млекопитающие, птицы, млекопитающие суши, млекопитающие морей и океанов. Выписывают в тетрадь, используя текст учебника, как приспособились животные к жизни в суровых условиях

26

Животные жарких районов Земли. Животный мир нашей страны

1

Расширение представлений о многообразии

животного мира. Формирование представлений о

животных жаркого пояса, зависимости внешнего вида и образа жизни

Узнают животных жаркого пояса Земли на иллюстрациях и

фотографиях, называют изученные объекты, относят животных жарких районов Земли к разным группам

животных: млекопитающие, птицы. Рассказывают об особенностях внешнего вида одного из животных жарких районов Земли по плану и опорным предложениям

Узнают и называют животных жарких районов Земли (лев, слон, кенгуру, жираф) в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, выделяют существенные признаки животных жарких районов Земли, имеют представления о взаимосвязях между внешним видом животных, их образом жизни и средой обитания, относят изученных животных к определенным группам животных травоядные, хищники. По рисункам и иллюстрациям называют особенности внешнего вида животных жарких районов Земли

27

Охрана животных. Заповедники.

Красная книга России

1

Формирование представлений о необходимости охраны природы (животного мира),

знакомство с Красной книгой: заповедники, заказники.

Зоопарки

Узнают животных Красной книги (тигр, соболь, зубр, пеликан) на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, имеют представление о

значении Красной книги.

В рабочей тетради узнают на рисунках животных, охраняемых в заповедниках, и подписывают их названия, раскрашивают их карандашами разных цветов, используя помощь учителя

Узнают и называют животных, включенных в Красную книгу России, знают и соблюдают правила безопасного поведения в природе.

В рабочей тетради подписывают рисунки животных, охраняемых в заповедниках, раскрашивают их карандашами разных цветов

Человек – 7 часов

28

Как устроен и как работает  наш организм

1

Расширение и уточнение

представлений о строении тела человека. Формирование представлений об организме человека

Называют части тела на иллюстрациях. Называют основные органы человека (сердце, легкие,

желудок, кишечник, печень, почки, органы чувств) на иллюстрациях, с помощью учителя. В рабочей тетради подписывают названия основных частей тела человека. Рассматривают рисунки, записывают в тетрадь чем

отличаются и что общего у людей, изображенных на рисунках

Называют части тела и органы человека (сердце, легкие, желудок, кишечник, печень, почки, органы чувств). Показывают основные органы человека на схемах и муляжах. Называют системы органов.

В рабочей тетради соединяют точки и подписывают названия основных частей тела человека. Заполняют таблицу «Части тала.

Внутренние органы человека», используя слова для справок

29

Здоровый образ жизни человека.

 Осанка

1

Формирование представлений о здоровом образе

жизни: соблюдение чистоты, правильное питание, чередование работы и отдыха, закаливание, занятие спортом, отсутствие вредных привычек

Знают и соблюдают правила

здорового образа жизни. Понимают значение здорового образа жизни в жизни человека, выполняют несложные задания (под контролем взрослого).

Записывают правила здорового образа жизни, используя опорные предложения в рабочей тетради

Знают и соблюдают правила здорового образа жизни, совершают действия по соблюдению санитарно- гигиенических норм. Имеют представление о влиянии осанки на здоровье человека.

Составляют свой режим дня.

Записывают в тетрадь правила

здорового образа жизни, используя опорные слова

30

Органы чувств. Правила гигиены и охрана органов чувств

1

Расширение и уточнение

представлений об органах чувств человека

Узнают органы чувств (глаза, уши, нос, язык) на иллюстрациях и схемах, называют изученные органы, имеют представление о значении органов чувств. В рабочей тетради вставляют в предложения пропущенные слова о значении органов чувств, используя помощь учителя

Узнают и называют изученные органы (глаза, уши, нос, кожа, язык), показывают их на рисунках, схемах, макетах. Относят зрение, слух, осязание, вкус к органам чувств, имеют представление о взаимосвязи органов чувств в организме и их значении. В рабочей тетради вставляют в предложения пропущенные слова о значении органов чувств. Знают и соблюдают правила здорового образа жизни, совершают действия по соблюдению санитарно- гигиенических норм.

31

Здоровое питание. Правила гигиены

1

Формирование представлений о здоровом питании. расширение и

уточнение знаний о продуктах питания

Соблюдают режим дня, правила личной гигиены и здорового образа питания, понимают их значение в жизни человека.

Заполняют таблицу в рабочей тетради: записывают продукты растительного и животного происхождения, используя слова для справок и помощь учителя

Узнают и называют продукты животного и растительного происхождения, выделяют их признаки, относят продукты к

соответствующим группам. Знают и соблюдают правила здорового образа питания, совершают

действия по соблюдению санитарно-гигиенических норм. Заполняют таблицу в рабочей тетради: записывают продукты растительного и животного происхождения; что вредно и что полезно для организма

32

Дыхание. Органы дыхания. Профилактика простудных заболеваний

1

Формирование представлений об органах дыхания и правилах гигиены органов дыхания

Узнают и называют органы дыхания (нос, легкие) на иллюстрациях и схемах, имеют представление о значении органов чувств. Знают и соблюдают правила здорового образа жизни, понимают его значение в жизни человека, соблюдают правила личной гигиены. В рабочей тетради на рисунках находят органы дыхания и подписывают их

Узнают и называют изученные органы (нос, легкие), показывают их на рисунках, схемах, макетах. Относят нос, легкие к органам дыхания, имеют представление о взаимосвязи органов и систем в организме и их значении. Знают и соблюдают правил здорового образа жизни, совершают действия по соблюдению санитарно- гигиенических норм. На рисунках в рабочей тетради находят органы дыхания и подписывают их; дополняют рассказ о значении носа для организма человека, вставляя пропущенные слова в текст карточки

33

Оказание первой медицинской помощи.

1

Формирование представлений о первой помощи и правилах ее оказания. Оказание помощи при порезах, царапинах, ушибах, обморожении, ожогах

Знают и соблюдают правила здорового образа жизни, понимают его значение в жизни человека, соблюдают правила безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого), выполняют несложные задания по первой доврачебной помощи (под контролем взрослого).

Знают и соблюдают правила безопасного поведения. Выполняют доступные возрасту меры первой доврачебной помощи. Соединяют линией рисунок с нужной рекомендацией по оказанию помощи при

повреждениях кожи

34

Обобщающий урок. Неживая природа.  Живая природа

1

Обобщение и закрепление представлений о живой природе, умения

дифференцировать живую и неживую природу

Называют элементарные правила безопасного поведения в природе.

Рассказывают о правилах соблюдения режима дня, личной гигиены, здорового образа жизни с опорой на учебник.

Называют и соблюдают правила

 безопасного поведения в природе.

Рассказывают о правилах соблюдения режима дня, личной гигиены, здорового образа  жизни

 


 

Скачано с www.znanio.ru