Оздоровительные программы аэробики привлекают широкий круг занимающихся своей доступностью, эмоциональностью и возможностью изменить содержание уроков в зависимости от их интересов и подготовленности. Основу любого урока составляют различные упражнения, выполняемые в ходьбе, беге, прыжках, а также упражнения на силу и гибкость, выполняемые из различных исходных положений.
Занятия аэробикой с оздоровительной направленностью проводятся в виде урока. При разработке программ, прежде всего, нужно определить цели, продумать и подобрать содержание занятий, на различные циклы (год, полугодие, квартал, месяц, ежедневные занятия). Как и в любом виде двигательной активности в занятиях аэробикой решаются три основныхОздоровительные программы аэробики привлекают широкий круг занимающихся своей доступностью, эмоциональностью и возможностью изменить содержание уроков в зависимости от их интересов и подготовленности. Основу любого урока составляют различные упражнения, выполняемые в ходьбе, беге, прыжках, а также упражнения на силу и гибкость, выполняемые из различных исходных положений.
Занятия аэробикой с оздоровительной направленностью проводятся в виде урока. При разработке программ, прежде всего, нужно определить цели, продумать и подобрать содержание занятий, на различные циклы (год, полугодие, квартал, месяц, ежедневные занятия). Как и в любом виде двигательной активности в занятиях аэробикой решаются три основных
Адаптированная на основе учебной программы по
физической культуре
(программа рассчитана на 2 года обучения)
Введение
Оздоровительные программы аэробики привлекают широкий круг
занимающихся своей доступностью, эмоциональностью и возможностью
изменить содержание уроков в зависимости от их интересов иОснову любого урока составляют различные
подготовленности.
упражнения, выполняемые в ходьбе, беге, прыжках, а также упражнения на
силу и гибкость, выполняемые из различных исходных положений.
Занятия аэробикой с оздоровительной направленностью проводятся в
виде урока. При разработке программ, прежде всего, нужно определить
цели, продумать и подобрать содержание занятий, на различные циклы (год,
полугодие, квартал, месяц, ежедневные занятия). Как и в любом виде
двигательной активности в занятиях аэробикой решаются три основных
типа педагогических задач (воспитательные,
образовательные).
оздоровительные и
всестороннее, гармоническое развитие форм тела и функции
организма человека направленное на совершенствование физических
способностей, укрепления здоровья;
формирование важных музыкальнодвигательных умений и навыков;
воспитание моральных, волевых, эстетических качеств, развитие
памяти, внимания, умственного кругозора, общей культуры
поведения.
Объем средств (содержание и виды движений), используемых в
конкретных уроках для решения этих задач, зависит от основной цели
занятий и контингента занимающихся.
Характерны два типа
конструирования программ и проведения уроков аэробики – свободный и
структурный.
В свободном методе конструирование программ происходит во время
проведения урока, при этом подбор упражнений происходит спонтанно,
широко используется импровизация в движениях и комбинациях
простейших шагов, повторяющихся во время танцевального фрагмента.В структурном методе конструирование программ осуществляется
заранее, при этом используется специально подготовленные музыкальные
фонограммы и разработанные хореографические комбинации, состоящие из
сочетаний аэробных шагов, повторяющиеся в соединении упражнений в
определенном порядке, с заданной частотой, количеством движений и в
Занятия,
точном соответствии с музыкальным сопровождением.
проводимые на основе структурной программы, могут быть более
сложными и эффективными для занимающихся разных целевых групп.
Преимуществом этого подхода является то, что после разучивания
упражнений, занимающиеся более уверенно выполняют танцевальные
комбинации в различных сочетаниях.
При постоянных занятиях оздоровительной аэробикой и использовании
заранее разработанных стандартных программ можно придерживаться
следующих рекомендаций по продолжительности их изучений,
базирующихся на учете адаптации организма занимающихся к нагрузке:
1. Одну (две) недели выполнять стандартную нагрузку, разучивать
танцевальные соединения и совершенствовать технику движений.
2. Одну (две) недели повышать нагрузку за счет увеличения
продолжительности урока. В стандартной программе увеличивать
количество повторений разных «блоков» упражнений.
3. Две (четыре) недели продолжить повышение нагрузки, увеличив
длительность урока или увеличив интенсивность упражнений.
В связи с тем, что в оздоровительной аэробике большая часть движений
оказывает нагрузку на суставы и позвоночник, то при выборе упражнений
особое внимание уделяют правильной технике и безопасности условий
выполнения. Многие упражнения, дающий определенный тренировочныйэффект, но подобранные без учета подготовленности занимающихся при
длительном, интенсивном повторении могут представлять определенный
риск для здоровья и вести к травмам или повреждениям.
Пояснительная запискаПри разработке настоящей программы использовались следующие
программы: «Комплексная программа физического воспитания» под
редакцией В.И.Ляха и «Образовательная программа для учащихся средней
общеобразовательной школы (111 кл.)» под редакцией А.П. Матвеева, а
также методическая литература, в которых описана оздоровительная
аэробика.
В программе представлены задачи для работы в группах первого и
второго года обучения для младшего и старшего возраста. Содержание
материала разработано по основным компонентам:
теоретической, технической, физической подготовки для первого и
второго года обучения;
распределение времени на перечисленные компоненты по недельным
циклам;
количество тренировочных занятий, поурочное распределение
программного материала и последовательность его изучения;
модельные занятия различной направленности;
Таким образом, программа детализирует содержание работы
последовательно, вплоть до отдельных тренировочных занятий. А задачи
учебнотренировочного процесса следующие:
1. Укрепления здоровья, содействия правильному физическому
развитию и разносторонней физической подготовленности;
2. Развития быстроты, ловкости и гибкости;
3. Обучение основным движениями терминологией базовой аэробики;
4. Привитие занимающимся стойкого интереса к занятиям аэробики.
Основной принцип построения учебнотренировочной работы в группах
– постановка задач, выбор средств и методов по отношению ко всемзанимающимся, соблюдения и требования индивидуального подхода и
глубокого изучения особенностей каждого занимающегося. Учебный план
необходимо составлять, после предварительного изучения занимающихся.
Оценивать реакцию учащихся на предлагаемую нагрузку, следить за
самочувствием, вовремя замечать признаки утомления и предупреждать
Поэтому важное значение имеет правильное
перенапряжение.
распределение времени на разделы для групп. Эти сведения представлены в
таблицах, более детально дано в разделах, посвященных отдельно первому
и второму годам обучения.
Наполняемость групп и тренировочный режим
№
п/п
1.
2.
Год
обучения
1 й
2 й
Возраст
занимающихся
Младшая 24 кл
Старшая 58 кл
Младшая 35 кл
Старшая 68 кл
Число
занимающ.
15
15
15
15
Всего часов
в неделю
4 часа
6 часов
4 часа
6 часов
Всего часов
в год
108 часов
216 часов
108 часов
216 часов
Распределение объемов компонентов в годичном цикле (36 недель)
младшая группа 2 – 4 класс (3 – 5 класс)
при занятии 2 раза в неделю по 2 часа
Содержание занятий
Теоретические занятия
Техническая подготовка
Общая физическая подготовка
Контрольный тест
Показательные выступления
Всего часов
1 – й год обучения
6 часов
52 часа
78 часов
4 часа
4 часов
144 часов
2 – й год обучения
9 часов
66 часа
62 часов
4 часа
6 часов
144 часовстаршая группа 5 – 8 класс (6 – 8 класс)
при занятии 3 раза в неделю по 2 часа
Содержание занятий
Теоретические занятия
Техническая подготовка
Общая физическая подготовка
Силовая подготовка
Контрольный тест
Показательные выступления
Всего часов
1 – й год обучения
8 часов
86 часов
74 часа
36 часов
4 часа
8 часов
216 часов
2 – й год обучения
10 часов
104 часа
54 часа
36 часов
4 часа
8 часов
216 часов
Первый год обучения
Работа в группах первого года обучения имеет особое значение, так как
здесь начинается становление навыков основных движений в аэробике,
воспитывается у занимающихся стойкий интерес к занятиям.
Распределение времени на основные разделы в первый год обучения
осуществляется с конкретными задачами, которые изложены в
пояснительной записке. В соответствии с этим происходит распределение
учебного времени по видам подготовки, при разработке документов
годового планирования. Основное внимание сосредотачивается на
содержании недельных циклов. В первый год обучения большое внимание
уделяется физической, а затем только технической подготовке. На
протяжении годичного цикла удельный вес отдельных видах подготовки
изменяется. Если в начале превалирует физическая подготовка, то в начале
второй половины года увеличивается количество часов на техническую
подготовкуУчебный план для младшей группы
первый год обучения
(рекомендуемый)
Содержание занятий
Техника безопасности на
История возникновения
Условные обозначения в
I. Теоретические занятия
1.
занятиях
2.
аэробики
3. Профилактика травматизма
4. Виды аэробики
5.
аэробике
II Техническая подготовка
1. Основные виды базовых шагов:
«шаг»
«бег»
«подъем колена»
«мах»
вместе»
«выпады»
«скип»
III
подготовка
1 Легкая атлетика
2 Гимнастика, акробатика
3 Подвижные (спортивные) игры
IV Контрольный тест
V Показательные выступления
Общая
«прыжок ноги врозьноги
физическая
Всего
часов
6 часов
2 часа
Периоды
осень
2 часа
1 час
зима
2 часа
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
весна
2 часа
1 час
1 час
52 часа
6 часов
16 часов
30 часов
Х
Х
Х
Х
Х
Х
78 часов
38 часов
28 часов
Х
Х
2 часа
2 часа
Х
Х
4 часа
4 часа
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
12 часов
Х
2 часа
2 часаУчебный план для старшей группы
первый год обучения
(рекомендуемый)
Содержание занятий
История возникновения
Условные обозначения в
Техника безопасности на
I. Теоретические занятия
1.
занятиях
2.
аэробики
3. Профилактика травматизма
4. Виды аэробики
5.
аэробике
II Техническая подготовка
1. Основные виды базовых шагов:
Basic step
Steptouch
Mambo
Pivot turn
Pendulum
Chasse
Vstep
Grape wine
Chachacha
III
подготовка
1 Легкая атлетика
2 Гимнастика, акробатика
3 Подвижные (спортивные) игры
IV Силовая подготовка
V Контрольный тест
VI Показательные
выступления
Общая
физическая
Всего
часов
6 часов
2 часа
Периоды
осень
2 часа
1 час
зима
2 часа
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
весна
2 часа
1 час
1 час
73 часа
12 часов
23 часа
38 часов
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
93 часа
43 часа
33 часа
Х
Х
11 часов
2 часа
2 часа
Х
Х
12 часов
32 часа
4 часа
4 часа
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
17 часов
Х
9 часов
2 часа
2 часаВторой год обучения
Второй год обучения в группах является продолжением первого.
Второй год обучения может иметь разные варианты в содержании и
длительности, как отдельных фрагментов, так и всего занятия.
Попрежнему основное внимание сосредотачивается на физической и
первым годом,
технической подготовке. Однако по сравнению с
происходит уменьшение времени, отводимого на занятия общей физической
подготовки и увеличивается на техническую подготовку. Значительно
расширяется арсенал изучаемых технических умений.
Учебный план для младшей группы
второй год обучения
(рекомендуемый)
Содержание занятий
Техника безопасности на
I. Теоретические занятия
1.
занятиях
2. Эволюция аэробики
3. Профилактика травматизма
4. Аэробика и питание
5. Упражнения которые следует
избегать
II Техническая подготовка
1. Основные виды базовых шагов:
«шаг»
«бег»
Всего
часов
9 часов
2 часа
2 час
1 час
2 час
2 час
Периоды
осень
3 часа
1 час
1 час
1 час
зима
3 часа
1 час
1 час
1 час
весна
3 часа
1 час
1 час
1 час
69 часа
9 часов
26 часов
35 часов
Х
Х
Х
Х
Х
Х «прыжок ноги врозьноги
«подъем колена»
«мах»
вместе»
«выпады»
«скип»
III
подготовка
1 Легкая атлетика
2 Гимнастика, акробатика
3 Подвижные (спортивные) игры
IV Контрольный тест
V Показательные выступления
Общая
физическая
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
33 часов
Х
Х
19 часов
Х
Х
7 часов
56 часов
Х
Х
2 часа
2 часа
Х
Х
4 часа
4 часа
Учебный план для старшей группы
второй год обучения
(рекомендуемый)
Х
2 часа
2 часа
весна
2 часа
1 час
1 час
Содержание занятий
Техника безопасности на
I. Теоретические занятия
1.
занятиях
2. Эволюция аэробики
3. Профилактика травматизма
4. Аэробика и питание
5. Упражнения которые следует
избегать
II Техническая подготовка
1. Основные виды базовых шагов:
Basic step
Steptouch
Mambo
Pivot turn
Pendulum
Chasse
Vstep
Grape wine
Chachacha
Всего
часов
6 часов
2 часа
1 час
1 час
1 час
1 час
Периоды
осень
2 часа
1 час
1 час
зима
2 часа
1 час
1 час
114 часа
34 часа
33 часа
47 часов
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Х
Хфизическая
Общая
III
подготовка
1 Легкая атлетика
2 Гимнастика, акробатика
3 Подвижные (спортивные) игры
IV Силовая подготовка
V Контрольный тест
VI Показательные
выступления
52 часов
21 час
23 часа
8 часов
Х
Х
11 часов
2 часа
2 часа
Х
Х
12 часов
Х
9 часов
2 часа
2 часа
32 часа
4 часа
4 часа
Программа
1. Теоретические знания: Техника безопасности на занятиях аэробики;
эволюция аэробики; виды аэробики; аэробика и питание; история
возникновения аэробики; профилактика травматизма на занятиях по
аэробики; упражнения, которые следует избегать.
2. Техническая подготовка: Основные виды базовых шагов и их
разновидности; разнообразные движения руками.
3. Общая физическая подготовка:
Гимнастика.
Легкая атлетика
Подвижные игры с элементами спортивных игр
4. Силовая подготовка: Упражнения на преодоление собственного
веса; упражнения на тренажерах.
5. Контрольное тестирование:
челночный бег 3х10
прыжки со скакалкой за 1 минуту подъем туловища за 1 минуту
наклон туловища вперед из положения сидя на полу ноги врозь
Использованная литература.
1. «Комплексная программа физического воспитания» под
редакцией В.И. Ляха 2004 г.
2. «Образовательная программа для учащихся средней
общеобразовательной школы» под редакцией А.П. Матвеева
1998 г.
3. Программа для учреждений дополнительного образования
детей. Выпуск №10. Москва 2004 г.
4. Занимайтесь ритмической гимнастикой. Москва 1988 г., О.А.
Иванова, И.Н. Шарабарова.
5. Ритмическая гимнастика, хореография и игры. Дрофа, Москва
2004 г., Г.А. Колодницкий
6. Оздоровительная аэробика. Москва 2001 г., Н.Г. Михайлова,
Н.Н. Никитушкина
7. Спортивная аэробика в школе. Москва 2002 г.
8. Аэробика. РостовнаДону 2004 г., И.А. Шипилин
9. 1001 упражнение для здоровья и физического развития. Москва
2002 г., В.Б. Попов
10.Танцуем джайв и рокнролл. РостовнаДону 2004 г. А.А.
Телегин11.Самоучитель по танцам: вальс, танго, самбо, джайв. Ростовна
Дону 2003 г.
12.Основы современного танца. РостовнаДону 2005г. С.С.
Полятков