Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР
Оценка 4.7

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
администрации
1 кл—4 кл
28.04.2017
Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР
Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее – АООП) начального общего образования (далее – НОО) обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР) – это образовательная программа, адаптированная для обучения детей с ТНР с учетом особенностей их психофизического и речевого развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. АООП НОО обучающихся с ТНР самостоятельно разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и с учетом Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с ТНР. АООП НОО обучающихся с ТНР определяет содержание образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации.
Адаптированная НОО.doc
РАССМОТРЕНО  на педагогическом совете протокол №_______от «___»_____________2016 г. УТВЕРЖДАЮ Директор школы ______И.А. Сивкова «___»____________2016 г. Приказ № АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Верхне­Устькулойская основная школа № 24» ОГЛАВЛЕНИЕ 2 Определение и назначение адаптированной основной общеобразовательной программы 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее – АООП) начального общего образования   (далее   –   НОО)   обучающихся     с   тяжелыми   нарушениями   речи   (далее   –   ТНР)   –   это образовательная программа, адаптированная для обучения детей с ТНР с учетом особенностей их психофизического и речевого развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.  АООП   НОО   обучающихся   с   ТНР   самостоятельно   разрабатывается   и   утверждается организацией,   осуществляющей   образовательную   деятельность   в   соответствии   с   федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) НОО обучающихся с ограниченными возможностями   здоровья   (далее   –   ОВЗ)   и   с   учетом   Примерной   адаптированной   основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся  с ТНР. АООП НОО обучающихся с ТНР определяет содержание образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации. Структура   адаптированной   основной   общеобразовательной   программы   начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи АООП   НОО   обучающихся   с   ТНР   состоит   из   двух   частей:   обязательной   части   и   части, формируемой участниками образовательных отношений. АООП   НОО   обучающихся   с   ТНР   содержит   три   раздела:   целевой,   содержательный   и организационный. Целевой   раздел   определяет   общее   назначение,   цели   и   планируемые   результаты   реализации АООП НОО, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Целевой раздел включает пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися с ТНР АООП НОО; систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО. Содержательный раздел определяет общее содержание НОО обучающихся с ТНР и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов: программу формирования универсальных учебных действий; программу   отдельных   учебных   предметов,   курсов   коррекционно­развивающей   области   и курсов внеурочной деятельности; программу духовно­нравственного развития, воспитания обучающихся с ТНР; программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни; программу коррекционной работы; программу внеурочной деятельности. Организационный   раздел   включает   учебный   план   НОО   (реализующий   предметные   и коррекционно­развивающую области, направления внеурочной деятельности); систему специальных условий реализации АООП НОО обучающихся с ТНР. Принципы и подходы к формированию адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи В основу формирования АООП НОО обучающихся с ТНР положены следующие принципы: принципы   государственной   политики   Российской   Федерации   в   области   образования (гуманистический   характер   образования,   единство   образовательного   пространства   на   территории Российской   Федерации,   светский   характер   образования,   общедоступность   образования,   адаптация системы   образования   к   уровням   и   особенностям   развития   и   подготовки   обучающихся   и воспитанников и др.)1;  1 Часть 1 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273­ФЗ «Об образовании в  Российской Федерации». 3 принцип   учета   типологических   и   индивидуальных   образовательных   потребностей обучающихся; принцип коррекционной направленности образовательного процесса; принцип   развивающей   направленности   образовательного   процесса,   ориентирующий   его   на развитие личности обучающегося и расширение его   «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей; онтогенетический принцип;  принцип   комплексного   подхода,   использования   в   полном   объеме   реабилитационного потенциала с целью обеспечения образовательных и социальных потребностей обучающихся; принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП НОО ориентировку на программу   основного   общего   образования,   что   обеспечивает   непрерывность   образования обучающихся с ТНР; принцип   целостности   содержания   образования.   Содержание   образования   едино.   В   основе структуры содержания образования лежит не понятие предмета, а понятие «предметной области»; принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися   с   ТНР   всеми   видами   доступной   им   деятельности,   способами   и   приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением; принцип переноса знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации,   в   деятельность   в   жизненной   ситуации,   что   обеспечит   готовность   обучающегося   к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире, в действительной жизни; трансформирование уровня полученных знаний в область жизнедеятельности;  принцип сотрудничества с семьей. В   основу   разработки   АООП  НОО  обучающихся   с   ТНР   заложены   дифференцированный, деятельностный  и системный подходы. Дифференцированный подход к построению АООП НОО обучающихся с ТНР предполагает учет   особых   образовательных   потребностей   этих   обучающихся,   которые   определяются   уровнем речевого развития, этиопатогенезом, характером нарушений формирования речевой функциональной системы   и   проявляются   в   неоднородности   по   возможностям   освоения   содержания   образования. АООП  НОО  создается   в  соответствии  с  дифференцированно  сформулированными   в  ФГОС  НОО обучающихся с ОВЗ требованиями к: структуре образовательной программы; условиям реализации образовательной программы;  результатам образования. Применение   дифференцированного   подхода   обеспечивает  разнообразие   содержания, предоставляя обучающимся с ТНР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития; открывает   широкие   возможности   для   педагогического   творчества,   создания   вариативных образовательных     материалов,   обеспечивающих   пошаговую   логопедическую   коррекцию,   развитие способности   обучающихся   самостоятельно   решать   учебно­познавательные   и   учебно­практические задачи в соответствии с их возможностями. Деятельностный  подход  основывается на   теоретических   положениях   отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития обучающихся с нормальным и нарушенным развитием. Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с ТНР младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности. Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как   процесс   организации   познавательной   и   предметно­практической   деятельности   обучающихся, обеспечивающей овладение ими содержанием образования.  4 В   контексте   разработки   АООП   начального   общего   образования   обучающихся   с   ТНР реализация деятельностного подхода обеспечивает: придание результатам образования социально и личностно значимого характера; прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых предметных областях; существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения; создание условий для общекультурного и личностного развития обучающихся с ТНР на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков, позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и социальной компетенции, составляющей основу социальной успешности. Ключевым   условием   реализации   деятельностного   подхода   выступает   организация   детского самостоятельного   и   инициативного   действия   в   образовательном   процессе,   снижение   доли репродуктивных   методов   и   способов   обучения,   ориентация   на   личностно­ориентированные, проблемно­поискового характера.  Системный подход  основывается на теоретических положениях о языке, представляющем собой функциональную систему семиотического или знакового характера, которая используется как средство общения. Системность предполагает не механическую связь, а единство компонентов языка, наличие определенных отношений между языковыми единицами одного уровня и разных уровней. Системный   подход   в   образовании   строится   на   признании   того,   что   язык   существует   и реализуется   через   речь,   в   сложном   строении   которой   выделяются   различные   компоненты (фонетический, лексический, грамматический, семантический), тесно взаимосвязанные на всех этапах развития речи ребенка. Основным   средством   реализации   системного   подхода   в   образовании   обучающихся   ТНР является включение речи на всех этапах учебной деятельности обучающихся. В   контексте   разработки   АООП   начального   общего   образования   обучающихся   с   ТНР реализация системного подхода обеспечивает: тесную взаимосвязь в формировании перцептивных, речевых и интеллектуальных предпосылок овладения учебными знаниями, действиями, умениями и навыками; воздействие на все компоненты речи при устранении ее системного недоразвития в процессе освоения   содержания   предметных   областей,   предусмотренных   ФГОС   НОО   и   коррекционно­ развивающей области; реализацию   интегративной   коммуникативно­речевой   цели   –   формирование   речевого взаимодействия в единстве всех его функций (познавательной, регулятивной, контрольно­оценочной и др.) в соответствии с различными ситуациями. 5 2. АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ  С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ  2.1 Целевой раздел Цель реализации адаптированной основной общеобразовательной 2.1.1. Пояснительная записка программы начального общего образования Адаптированная   основная   общеобразовательная   программа   начального   общего   образования обучающихся   с   ТНР   направлена   на   формирование   у   них   общей   культуры,   обеспечивающей разностороннее   развитие   их   личности   (нравственно­эстетическое,   социально­личностное, интеллектуальное,   физическое),   овладение   учебной   деятельностью   в   соответствии   с  принятыми   в семье и обществе духовно­нравственными и социокультурными ценностями. Принципы и подходы к формированию адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования Представлены в разделе 1. Общие положения. Общая   характеристика   адаптированной   основной   общеобразовательной   программы начального общего образования Программа   предполагает,   что   обучающийся   с   ТНР   получает   образование,   полностью соответствующее   по   итоговым   достижениям   к   моменту   завершения   обучения   образованию сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения. Срок освоения АООП НОО составляет 4 года. Программа предназначается для обучающихся с фонетико­фонематическим или фонетическим недоразвитием   речи   (дислалия;   легкая   степень   выраженности   дизартрии,   заикания;   ринолалия), обучающихся   с общим недоразвитием речи  III  ­  IV  уровней речевого развития различного генеза (например, при минимальных дизартрических расстройствах, ринолалии и т.п.), у которых имеются нарушения всех компонентов языка; для обучающихся с нарушениями чтения и письма.  Адаптация   АООП   НОО   предполагает   введение   четко   ориентированных   на   удовлетворение особых   образовательных   потребностей   обучающихся   с   ТНР   коррекционных   мероприятий   и требований   к   результатам   освоения   обучающимися   программы   коррекционной   работы. Обязательными условиями реализации АООП НОО обучающихся с ТНР являются логопедическое сопровождение обучающихся, согласованная работа учителя­логопеда с учителем начальных классов с учетом особых образовательных потребностей обучающихся. Психолого­педагогическая характеристика обучающихся с ТНР У   детей   с   фонетико­фонематическим   и   фонетическим   недоразвитием   речи   наблюдается нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия   и   произношения   фонем.   Отмечается   незаконченность   процессов   формирования артикулирования   и   восприятия   звуков,   отличающихся   тонкими   акустико­артикуляторными признаками. Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в различных   вариантах:   отсутствие,   замены   (как   правило,   звуками   простыми   по   артикуляции), смешение, искаженное произнесение (не соответствующее нормам звуковой системы родного языка). Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к дифференциации   звуков,   обеспечивающая   восприятие   фонемного   состава   родного   языка,   что негативно влияет на овладение звуковым анализом. Фонетическое недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования фонетической стороны речи либо в комплексе (что проявляется одновременно в искажении звуков, звукослоговой структуры   слова,   в   просодических   нарушениях),   либо   нарушением   формирования   отдельных компонентов   фонетического   строя   речи   (например,   только   звукопроизношения   или звукопроизношения и звукослоговой структуры слова). Такие обучающиеся хуже чем их сверстники 6 запоминают   речевой   материал,   с   большим   количеством   ошибок   выполняют   задания,   связанные   с активной речевой деятельностью. Обучающиеся   с   нерезко   выраженным   общим   недоразвитием   речи   характеризуются остаточными   явлениями   недоразвития   лексико­грамматических   и   фонетико­фонематических компонентов   языковой   системы.   У   таких   обучающихся   не   отмечается   выраженных   нарушений звукопроизношения. Нарушения звукослоговой структуры слова проявляются в различных вариантах искажения  его звуконаполняемости  как на уровне отдельного слога,  так и слова.  Наряду с этим отмечается недостаточная внятность, выразительность речи, нечеткая дикция, создающие впечатление общей смазанности речи, смешение звуков, свидетельствующее о низком уровне сформированности дифференцированного   восприятия   фонем   и   являющееся   важным   показателем   незакончившегося процесса фонемообразования. У обучающихся обнаруживаются отдельные нарушения смысловой стороны речи. Несмотря на разнообразный   предметный   словарь,   в  нем   отсутствуют   слова,   обозначающие   названия   некоторых животных, растений, профессий людей, частей тела. Обучающиеся склонны использовать типовые и сходные   названия,   лишь   приблизительно   передающие   оригинальное   значение   слова.   Лексические ошибки   проявляются   в   замене   слов,   близких   по   ситуации,   по   значению,   в   смешении   признаков. Выявляются   трудности   передачи   обучающимися   системных   связей   и   отношений,   существующих внутри   лексических   групп.   Обучающиеся   плохо   справляются   с   установлением   синонимических   и антонимических отношений, особенно на материале слов с абстрактным значением. Недостаточность   лексического   строя   речи   проявляется   в   специфических словообразовательных   ошибках.   Правильно   образуя   слова,   наиболее   употребляемые   в   речевой практике,   они   по­прежнему   затрудняются   в   продуцировании   более   редких,   менее   частотных вариантов.   Недоразвитие   словообразовательных   процессов,   проявляющееся   преимущественно   в нарушении   использования   непродуктивных   словообразовательных   аффиксов,   препятствует своевременному формированию навыков группировки однокоренных слов, подбора родственных слов и анализа их состава, что впоследствии сказывается на качестве овладения программой по русскому языку. Недостаточный   уровень   сформированности   лексических   средств   языка   особенно   ярко проявляется в понимании и употреблении фраз, пословиц с переносным значением. В   грамматическом   оформлении   речи   часто   встречаются   ошибки   в   употреблении грамматических форм слова. Особую   сложность   для   обучающихся   представляют   конструкции   с   придаточными предложениями, что выражается в пропуске, замене союзов, инверсии. Лексико­грамматические средства языка у обучающихся сформированы неодинаково. С одной стороны,   может   отмечаться   незначительное   количество   ошибок,   которые   носят   непостоянный характер и сочетаются с возможностью осуществления верного выбора при сравнении правильного и неправильного ответов, с другой – устойчивый характер ошибок, особенно в самостоятельной речи. Отличительной   особенностью   является   своеобразие   связной   речи,   характеризующееся нарушениями логической последовательности, застреванием на второстепенных деталях, пропусками главных событий, повторами отдельных эпизодов при составлении рассказа на заданную тему, по картинке, по серии сюжетных картин. При рассказывании о событиях из своей жизни, составлении рассказов   на   свободную   тему   с   элементами   творчества   используются,   в   основном,   простые малоинформативные предложения. Наряду с расстройствами устной речи у обучающихся отмечаются разнообразные нарушения чтения и письма, проявляющиеся в стойких, повторяющихся, специфических ошибках при чтении и на письме,  механизм  возникновения  которых  обусловлен  недостаточной  сформированностью  базовых высших психических функций, обеспечивающих процессы чтения и письма в норме. Особые образовательные потребности обучающихся с ТНР К особым образовательным потребностям, характерным для обучающихся с ТНР относятся:  7 ­   выявление   в   максимально   раннем   периоде   обучения   детей   группы   риска   (совместно   со специалистами медицинского профиля) и назначение логопедической помощи на этапе обнаружения первых признаков отклонения речевого развития; ­ организация логопедической  коррекции в соответствии с выявленным  нарушением  перед началом   обучения   в   школе;   преемственность   содержания   и   методов   дошкольного   и   школьного образования и воспитания, ориентированных на нормализацию или полное преодоление отклонений речевого и личностного развития;  ­ получение начального общего образования в условиях образовательных организаций общего или   специального   типа,   адекватного   образовательным   потребностям   обучающегося   и   степени выраженности его речевого недоразвития; ­   обязательность   непрерывности   коррекционно­развивающего   процесса,   реализуемого   как через содержание предметных и коррекционно­развивающей областей и специальных курсов, так и в процессе индивидуальной/подгрупповой логопедической работы;   ­   создание   условий,   нормализующих/компенсирующих   состояние   высших   психических функций,   анализаторной,   аналитико­синтетической   и   регуляторной   деятельности   на   основе обеспечения   комплексного   подхода   при   изучении   обучающихся   с   речевыми   нарушениями   и коррекции этих нарушений;  ­   координация   педагогических,   психологических   и   медицинских   средств   воздействия   в процессе комплексного психолого­медико­педагогического сопровождения;   ­ получение комплекса медицинских услуг, способствующих устранению или минимизации первичного   дефекта,   нормализации   моторной   сферы,   состояния   высшей   нервной   деятельности, соматического здоровья; ­ возможность адаптации основной общеобразовательной программы при изучении содержания учебных   предметов   по   всем   предметным   областям   с   учетом   необходимости   коррекции   речевых нарушений и оптимизации коммуникативных навыков учащихся; ­   гибкое   варьирование   организации   процесса   обучения   путем   расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий; ­ индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий обучающихся с ТНР; ­  постоянный  (пошаговый)  мониторинг  результативности  образования  и   сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики развития речевых процессов, исходя из механизма речевого дефекта;   ­   применение   специальных   методов,   приемов   и   средств   обучения,   в   том   числе специализированных   компьютерных   технологий,   дидактических   пособий,   визуальных   средств, обеспечивающих реализацию «обходных путей» коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за устной и письменной речью;  ­ возможность обучаться на дому и/или дистанционно при наличии медицинских показаний; ­ профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации путем максимального расширения образовательного пространства, увеличения социальных контактов; обучения умению выбирать и применять адекватные коммуникативные стратегии и тактики;   ­   психолого­педагогическое   сопровождение   семьи   с   целью   ее   активного   включения   в коррекционно­развивающую работу с ребенком; организация партнерских отношений с родителями. с тяжелыми нарушениями речи адаптированной основной общеобразовательной программы 2.1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися  начального общего образования Младший   школьный   возраст  –   это   возраст,   когда   ребёнок   проходит   первый   этап   школьного образования.   Главной   чертой   этого   возрастного   периода   является   смена   ведущей   деятельности, переход от игры к систематическому, социально  организованному учению.  8 Смена ведущей деятельности – не одномоментный переход, а процесс, занимающий у разных детей различное время. Поэтому на протяжении всего младшего школьного возраста игровая деятельность во всех её разновидностях продолжает оставаться  важной для психического развития.         На начальном этапе школьного образования формируется  система  учебных и познавательных мотивов,   умение   принимать,   сохранять   и   реализовать   учебные   цели.   В   процессе   их     реализации ребёнок     учится   планировать,   контролировать   и   оценивать   собственные   учебные   действия   и   их результат.     В этом возрасте ребёнок приобретает опыт коллективной жизни, для него существенно возрастает значимость   межличностных   и   деловых   отношений.   С     подобным   опытом   во   многом   связана самооценка младшего школьника – он оценивает себя так, как оценивают его «значимые другие». Для младшего школьника, как и для дошкольника, такими  значимыми людьми являются, прежде всего, взрослые.              Основными   психологическими   новообразованиями   младшего   школьного   возраста   являются произвольность психических процессов и способность к самоорганизации собственной деятельности. Полноценным итогом начального обучения  являются основы понятийного мышления с характерной для него критичностью, системностью и умением понимать разные точки зрения, а также желание и умение учиться. Эти новообразования к концу начальной школы должны проявляться в работе класса или внеклассной учебной общности, но не в индивидуальных действиях каждого ученика.  Виды деятельности  младшего школьника: Совместно­распределенная учебная деятельность (коллективная дискуссия, групповая работа)  Игровая   деятельность  (высшие   виды   игры   –   игра­драматизация,   режиссёрская   игра,   игра   с правилами) Творческая   деятельность  (художественное   творчество,   конструирование,   социально   значимое проектирование и др.) Трудовая  деятельность  (самообслуживание,  участие в общественно­полезном труде, в социально значимых трудовых акциях ) Спортивная деятельность (освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях). Конкретные   виды     деятельности   младших   школьников,   которые   реализуются   в   образовательном учреждении,   определяются   самим   образовательным   учреждением   совместно   с   заинтересованными участниками образовательного процесса.     Задачи достижения запланированных образовательных результатов Задачи, решаемые младшими  школьниками в разных видах  деятельности:   ­ сделать первые шаги в овладении основами понятийного мышления (в освоении содержательного обобщения, анализа, планирования и рефлексии); ­   научиться   самостоятельно   конкретизировать   поставленные   учителем   цели   и   искать   средства   их решения;  ­   научиться   контролировать   и   оценивать   свою   учебную   работу   и   продвижение   в   разных   видах деятельности; ­ овладеть коллективными формами учебной работы и соответствующими социальными навыками; ­   полностью   овладеть   высшими   видами   игры   (игра­драматизация,   режиссёрская   игр,   игра   по правилам.) Научиться удерживать свой замысел, согласовывать его с партнёрами по игре, воплощать в игровом действии. Научиться удерживать правило и следовать ему; ­ научиться создавать собственные творческие замыслы и доводить их до воплощения в творческом продукте. Овладевать средствами и способами воплощения собственных замыслов; ­ приобрести навыки самообслуживания, овладеть простыми трудовыми действиями и операциями на уроках труда и в социальных практиках; ­   приобрести   опыт   взаимодействия   со   взрослыми   и   детьми,   освоить   основные   этикетные   нормы, научиться правильно выражать свои мысли и чувства;            9 Задачи, решаемые педагогами, реализующими основную образовательную программу начального общего  образования   разнообразных ­   Реализовать   основную   образовательную   программу   начальной   школы   в   организационно­учебных     формах   (уроки,   занятия,     проекты,   практики,   конкурсы,   выставки, соревнования, презентации и пр.) ­ Обеспечить комфортные условия смены  ведущей деятельности – игровой на учебную. ­ ­ Создать условия для овладения  высшими формами игровой деятельности. ­ Обеспечить условия формирования учебной деятельности. Для этого:  организовать постановку учебных целей, создавать условия для их «присвоения» и самостоятельной конкретизации учениками; побуждать   и   поддерживать   детские   инициативы,   направленные   на   поиск   средств   и   способов достижения учебных целей; организовать усвоение знаний посредством коллективных форм учебной работы;  осуществлять функции контроля и оценки, организовать их постепенный переход к ученикам. ­ Создать условия для творческой продуктивной деятельности ребёнка. Для этого – ставить творческие задачи, способствовать возникновению собственных замыслов.  ­ Поддерживать детские инициативы, помогать в осуществлении проектов. ­   Обеспечить   презентацию   и   социальную   оценку   продуктов   детского   творчества   (организация выставок,  детской периодической печати, конкурсов, фестивалей и т.д.) ­   Создать   пространство   для   социальных   практик   младших   школьников     и   приобщения   их   к общественно значимым делам. Учитель должен научить ребенка в начальной школе осуществлять практические способы действий и приемы   мыслительной   деятельности   (наблюдение,   анализ,   измерение,   сравнение,   классификация, синтез, обобщение) и познакомить со средствами работы с информацией (знаки, понятия, тексты). Умению   результативно   действовать   в   новых   ситуациях,   извлекать   из   собственного   опыта   новые знания, использовать ранее накопленные знания и умения ученик должен научиться самостоятельно. Для этого педагогу необходимо проектировать образовательный процесс так, чтобы ученики:  ­получали опыт выхода за пределы выученного; ­переживали такой опыт как ценность; ­стремились самостоятельно расширять границы своих знаний и умений; ­проявляли инициативу в новых ситуациях; ­действовали   САМОСТОЯТЕЛЬНО   и   в   случаях   ошибки   находили   способы   корректировки собственных действий и т. д. (работа в парах, группах). Планируемые   результаты   освоения   основной   образовательной   программы   начального   общего образования   (далее   —   планируемые   результаты)   являются   одним   из   важнейших   механизмов реализации   требований   федерального   государственного   образовательного   стандарта   (ФГОС)   к результатам   обучающихся,   освоивших   основную   образовательную   программу.   Они   представляют собой   систему  обобщённых   личностно­   ориентированных   целей   образования,   допускающих дальнейшее   уточнение   и   конкретизацию,   что   обеспечивает   определение   и   выявление   всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке. Планируемые результаты: •   обеспечивают   связь   между   требованиями   ФГОС,   образовательным   процессом   и   системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, уточняя и конкретизируя общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов для   каждой   учебной   программы   с   учётом   ведущих   целевых   установок   их   освоения,   возрастной специфики обучающихся и требований, предъявляемых системой оценки; •   являются   содержательной   и   критериальной   основой   для   разработки   программ   учебных предметов, курсов, учебно­методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. 10 Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно действиями — познавательными,   личностными,   регулятивными,   коммуникативными,   преломлёнными   через специфику содержания того или иного предмета, — овладеют обучающиеся в ходе образовательного процесса.   В   системе   планируемых   результатов   особо   выделяется   учебный   материал,   имеющий опорный характер, т. е. служащий основой для последующего обучения. В   структуре   планируемых   результатов   по   каждой   учебной   программе   (предметной, междисциплинарной) выделяются следующие уровни описания. Цели­ориентиры, определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения данной учебной программы. Их включение в структуру планируемых результатов призвано дать   ответ   на   вопрос   о   смысле   изучения   данного   предмета,   его   вкладе   в   развитие   личности обучающихся. Этот блок результатов описывает основной, сущностный вклад данной программы в развитие   личности   обучающихся,   в   развитие   их   способностей;   отражает   такие   общие   цели образования,   как   формирование   ценностных   и   мировоззренческих   установок,   развитие   интереса, формирование определённых познавательных потребностей обучающихся. Оценка достижения этих целей   ведётся   в   ходе   процедур,   допускающих   предоставление   и   использование   исключительно неперсонифицированной информации, а полученные результаты характеризуют деятельность системы образования. Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала. Планируемые   результаты,   описывающие   эту   группу   целей,   приводятся   в   блоках   «Выпускник научится»   к   каждому   разделу   учебной   программы.   Они   ориентируют   пользователя   в   том,   какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускников.  В   эту   группу   включается   система   таких   знаний   и   учебных   действий,   которая,   во­первых, принципиально необходима для успешного обучения в начальной и основной школе и, во­вторых, при наличии   специальной   целенаправленной   работы   учителя   в   принципе   может   быть   освоена подавляющим большинством детей. Достижение   планируемых   результатов   этой   группы   выносится   на   итоговую   оценку,   которая может осуществляться как в ходе освоения данной программы (с помощью накопительной оценки, или портфолио ученика), так и по итогам её освоения (с помощью итоговой работы).  Цели,   характеризующие   систему   учебных   действий   в   отношении   знаний,   умений,   навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения   данного   предмета.   Планируемые   результаты,   описывающие   указанную   группу   целей, приводятся в блоках «Выпускник получит возможность научиться» к каждому разделу примерной программы   учебного   предмета   и  выделяются   курсивом.  Уровень   достижений,   соответствующий планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные обучающиеся, имеющие более высокий уровень мотивации и способностей. В повседневной практике обучения эта группа целей не отрабатывается со всеми без исключения обучающимися как в силу повышенной сложности   учебных   действий   для   обучающихся,   так   и   в   силу   повышенной   сложности   учебного материала и/или его пропедевтического характера на данной ступени обучения. Оценка достижения этих целей ведётся преимущественно в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно   неперсонифицированной   информации.   При   этом   невыполнение   обучающимися заданий, с помощью которых ведётся оценка достижения планируемых результатов этой группы, не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения.  На ступени начального общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения: • междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий», а также её разделов «Чтение. Работа с текстом» и «Формирование ИКТ ­ компетентности учащихся»; •   программ   по   всем   учебным   предметам   —   «Русский   язык»,   «Литературное   чтение», «Иностранный язык», «Математика», «Окружающий мир», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Технология», «Физическая культура». 1.2.1.  Личностные и метапредметные результаты 11 В   результате   изучения   всех   без   исключения   предметов   на   ступени   начального   общего образования   у   выпускников   будут   сформированы   личностные,   регулятивные,   познавательные   и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться. В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося,   адекватная   мотивация   учебной   деятельности,   включая   учебные   и   познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации. В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в школе и вне ее, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане),   контролировать   и   оценивать   свои   действия,   вносить   соответствующие   коррективы   в   их выполнение. В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать   сообщения   и   важнейшие   их   компоненты   —   тексты,   использовать   знаково­ символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач. В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать   позицию   собеседника   (партнёра),   организовывать   и   осуществлять   сотрудничество   и кооперацию   с   учителем   и   сверстниками,   адекватно   воспринимать   и   передавать   информацию, отображать   предметное   содержание   и   условия   деятельности   в   сообщениях,   важнейшими компонентами которых являются тексты. Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты) В результате изучения всех без исключения учебных предметов на ступени начального общего образования   выпускники   приобретут   первичные   навыки   работы   с   содержащейся   в   текстах информацией   в   процессе   чтения   соответствующих   возрасту   литературных,   учебных,   научно­ познавательных   текстов,   инструкций.   Выпускники   научатся   осознанно   читать   тексты   с   целью удовлетворения   познавательного   интереса,   освоения   и   использования   информации.   Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно­символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы. Выпускники   получат   возможность   научиться   самостоятельно   организовывать   поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом. Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного Выпускник научится: • находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; • определять тему и главную мысль текста; • делить тексты на смысловые части, составлять план текста; • вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию; •   сравнивать   между   собой   объекты,   описанные   в   тексте,   выделяя   два­три   существенных признака; •   понимать   информацию,   представленную   в   неявном   виде(например,   находить   в   тексте несколько   примеров,   доказывающих   приведённое   утверждение;   характеризовать   явление   по   его описанию; выделять общий признак группы элементов); • понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы; • понимать  текст,  опираясь  не только  на  содержащуюся  в  нём  информацию,  но и  на  жанр, структуру, выразительные средства текста; •   использовать   различные   виды   чтения:   ознакомительное,   изучающее,   поисковое,   выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения; • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках. 12 Выпускник получит возможность научиться: •   использовать   формальные   элементы   текста   (например,   подзаголовки,   сноски)   для   поиска нужной информации; • работать с несколькими источниками информации; • сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников. Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации Выпускник научится: • пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно; • соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую; •   формулировать   несложные   выводы,   основываясь   на   тексте;   находить   аргументы, подтверждающие вывод; • сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию; •   составлять   на   основании   текста   небольшое   монологическое   высказывание,   отвечая   на поставленный вопрос. Выпускник получит возможность научиться: • делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования; • составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Работа с текстом: оценка информации Выпускник научится: • высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; • оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; •   на   основе   имеющихся   знаний,   жизненного   опыта   подвергать   сомнению   достоверность прочитанного,   обнаруживать   недостоверность   получаемых   сведений,   пробелы   в   информации   и находить пути восполнения этих пробелов; • участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Выпускник получит возможность научиться: • сопоставлять различные точки зрения; • соотносить позицию автора с собственной точкой зрения; •   в   процессе   работы   с   одним   или   несколькими   источниками   выявлять   достоверную (противоречивую) информацию. Формирование ИКТ­ компетентности  обучающихся (метапредметные результаты) В   результате   изучения   всех   без   исключения   предметов   на   ступени   начального   общего образования начинается формирование навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном   обществе.   Обучающиеся   приобретут   опыт   работы   с   информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно­графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете. Они   научатся   планировать,   проектировать   и   моделировать   процессы   в   простых   учебных   и практических ситуациях. В результате использования средств и инструментов ИКТ и ИКТ­ ресурсов для   решения   разнообразных   учебно­познавательных   и   учебно­практических   задач,   охватывающих содержание   всех   изучаемых   предметов,   у   обучающихся   будут   формироваться   и   развиваться необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности в средней и старшей школе. Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером Выпускник научится: 13 •   использовать   безопасные   для   органов   зрения,   нервной   системы,   опорно­двигательного аппарата,   эргономичные   приёмы   работы   с   компьютером   и   другими   средствами   ИКТ;   выполнять компенсирующие физические упражнения (мини­зарядку); • организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере. Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных Выпускник научится: • вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото­ и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию; • владеть компьютерным письмом на русском языке; набирать текст на родном языке; набирать текст на иностранном языке, использовать экранный перевод отдельных слов; • рисовать изображения на графическом планшете; • сканировать рисунки и тексты. Выпускник получит возможность научиться: • использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке. Обработка и поиск информации Выпускник научится: • подбирать оптимальный по содержанию, эстетическим параметрам и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш ­ карты); •   описывать   по   определённому   алгоритму   объект   или   процесс   наблюдения,   записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нём, используя инструменты ИКТ; • собирать числовые данные в естественнонаучных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей; •   редактировать   цепочки   экранов   сообщения   и   содержание   экранов   в   соответствии   с коммуникативной или учебной задачей, включая редактирование текста, цепочек изображений, видео­ и аудиозаписей, фотоизображений; • пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора, следовать основным правилам   оформления   текста;   использовать   полуавтоматический   орфографический   контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида; • искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных,   контролируемом   Интернете,   системе   поиска   внутри   компьютера;   составлять   список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок); • заполнять учебные базы данных. Выпускник получит возможность научиться: •   грамотно   формулировать   запросы   при   поиске   в   Интернете   и   базах   данных,   оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору источника информации. Создание, представление и передача сообщений Выпускник научится: • создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их; • создавать сообщения в виде аудио и видеофрагментов или цепочки экранов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста; • готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации; • создавать диаграммы, планы территории и пр.; •   создавать   изображения,   пользуясь   графическими   возможностями   компьютера;   составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация); • размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательного учреждения; 14 •   пользоваться   основными   средствами   телекоммуникации;   участвовать   в   коллективной коммуникативной   деятельности   в   информационной   образовательной   среде,   фиксировать   ход   и результаты общения на экране и в файлах. Выпускник получит возможность научиться: • представлять данные; •   создавать   музыкальные   произведения   с   использованием   компьютера   и   музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель». Планирование деятельности, управление и организация Выпускник научится: • создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерной управляемой среде; •   определять   последовательность   выполнения   действий,   составлять   инструкции   (простые алгоритмы)   в   несколько   действий,   строить   программы   для   компьютерного   исполнителя   с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения; • планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира. Выпускник получит возможность научиться: •   проектировать   несложные   объекты   и   процессы   реального   мира,   своей   собственной деятельности и деятельности группы; • моделировать объекты и процессы реального мира. 1.2.2. Предметные результаты Русский язык.  В   результате   изучения   курса   русского   языка   обучающиеся   на   ступени   начального   общего образования   научатся   осознавать   язык   как   основное   средство   человеческого   общения   и   явление национальной   культуры,   у   них   начнёт   формироваться   позитивное   эмоционально­ценностное отношение к русскому и родному языкам, стремление к их грамотному использованию, русский язык и   родной   язык   станут   для   учеников   основой   всего   процесса   обучения,   средством   развития   их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей. У   выпускников,   освоивших   основную   образовательную   программу   начального   общего образования,   будет   сформировано   отношение   к   правильной   устной   и   письменной   речи   как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся   ориентироваться   в   целях,   задачах,   средствах   и   условиях   общения,   что   станет   основой выбора   адекватных   языковых   средств   для   успешного   решения   коммуникативной   задачи   при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов.  В   результате   изучения   курса   русского   языка   у   выпускников,   освоивших   основную образовательную   программу   начального   общего   образования,   будет   сформирован   учебно­ познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому и родному языкам и способам решения   новой   языковой   задачи,   что   заложит   основы   успешной   учебной   деятельности   при продолжении изучения курса русского языка на следующей ступени образования.  Содержательная линия «Система языка» Раздел «Фонетика и графика» Выпускник научится: • различать звуки и буквы; • характеризовать звуки русского и родного языков: гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие,   парные/непарные   твёрдые   и   мягкие;   согласные   звонкие/глухие,   парные/непарные звонкие и глухие; • знать последовательность букв в русском и родном алфавитах, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации. 15

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР

Адаптированная образовательная программа для детей с ТНР
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2017