Адаптированная основная общеобразовательная программа по УМК "Планета Знаний" 4 класс
Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
Междисциплинарный 3
4 кл
26.09.2018
Этот материал предназначен для обучающихся на дому по программе "Планета Знаний". Здесь вы найдёте пояснительную записку, тематическое планирование, содержание по каждому предмету, планируемые результаты,требования к уровню подготовки учащихся, система оценивания , календарно-тематические планирования, контрольно измерительный материал с ответами и решениями.
адаптированная 7 вид шангареев.docx
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 1
р.п. Чишмы муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании методсовета Директор СОШ №1
Протокол №__ _______Р. Уразметов
от «__»___201_г Приказ №___от «__»____201__г.
Зам. директора по УВР_____
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
для 4 класса
на 20182019 учебный год
Программу разработала:
Янбарисова Марина Вячеславовна,
учитель начальных классов
СОШ № 1 р.п. Чишмы 2018 Пояснительная записка
Индивидуальная адаптированная образовательная программа разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития(вариант 7.1) для ученика 4 В класса Шангареева Малика
Марселевича. Заключение РПМПК №849в от 09.11.2017г: Смешанная парциальная недостаточность. Дизартрия. Дисграфия. Дислексия.
Познавательная деятельность снижена. РПМПК рекомендовано: обучение на дому (согласно справке КЭК № 161 от 27.08.2018г) по адаптированной
основной образовательной программе начального общего образования для обучающихся с ЗПР. Наблюдение невролога по месту жительства.
Задержка психического развития как нарушение нормального темпа созревания психики ребенка относится к разряду слабовыраженных
отставаний, имеющих временной (несоответствие уровня развития возрасту) и временный характер (задержка) и преодолевающихся с возрастом тем
успешнее, чем раньше создаются адекватные условия обучения и развития детей данной категории с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с задержкой психического развития не имеют тяжелых отклонений в развитии (умственная отсталость, первичное недоразвитие речи,
слуха, зрения, двигательной системы), основные их трудности связаны с социальной (в том числе и школьной) адаптацией и обучением. При
потенциально сохраненных возможностях интеллектуального развития у всех детей отмечается эмоциональная неустойчивость, низкий уровень
учебной мотивации, общая познавательная пассивность, несформированность почти всех учебных умений, слабость памяти и внимания,
недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная утомляемость и низкая работоспособность.
У некоторых детей выявляются недостатки речи, нарушения двигательной сферы, психомоторики и сенсорной сферы. Данные нарушения в
психофизическом развитии детей обусловлены причинами разного происхождения (конституционального, соматогенного, психогенного, церебрально
органического происхождения).
Ребёнок обучается по программе 7 вида, на основе УМК «Планета Знаний», для него выбраны родителями следующие предметы: русский язык – 3
часа в неделю, математика – 3 часа в неделю, литературное чтение – 0,5 часа в неделю, окружающий мир 0,5часа в неделю. Всего 7 часов в неделю.
Срок исполнения программы – 1 год.
Перечень учебников и учебных пособий, обеспечивающих реализацию учебного плана по основной образовательной программе «Планета Знаний»
Завершенная предметная линия учебников «Русский язык» авт. Желтовская Л.Я.,
Завершенная предметная линия учебников «Литературное чтение» авт. Кац Э.Э
Завершенная предметная линия учебников «Математика» авт. Башмаков М. И, Нефёдова М. Г
Завершенная предметная линия учебников «Окружающий мир» авт. Ивченкова Г.Г, Потапов И. В
Цель: реализации адаптированной образовательной программы обеспечение возможностей для получения качественного начального общего
образования.
создание условий для развития и воспитания личности младшего школьника в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования;
достижение планируемых результатов в соответствии с ФГОС и на основе УМК «Планета Знаний»; коррекция психоречевого развития ребёнка;
организация в условиях школы психологической и логопедической помощи ребёнку.
Задачи реализации образовательной программы
Достижение личностных результатов учащейся:
готовность и способность обучающейся к саморазвитию;
сформированность мотивации к обучению и познанию;
осмысление и принятие основных базовых ценностей.
достижение метапредметных результатов обучающейся:
освоение универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных).
Достижение предметных результатов:
освоение опыта предметной деятельности по получению нового знания, его преобразования и применения на основе элементов научного знания,
современной научной картины мира.
Программа коррекционной работы направлена на:
преодоление затруднений учащейся в учебной деятельности;
обеспечение коррекции недостатков в психологическом развитии ребёнка , в том числе и с ограниченными возможностями здоровья
оказание помощи ребёнку этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования.
овладение навыками адаптации учащейся к социуму;
Все компоненты основной образовательной программы начального общего образования способствуют:
Реализации идеологической основы ФГОС — Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Основные направления коррекционной работы:
Развитие различных видов мышления:
развитие нагляднообразного мышления;
развитие словеснологического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
Коррекция нарушений в развитии эмоциональноличностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и
т.д.).
Развитие речи, овладение техникой речи. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Психологомедикопедагогическое сопровождение школьников, имеющих проблемы в обучении
Осуществляют педагог психолог, логопед. В школе создан психолого педагогический консилиум в который помимо педагогических работников
входит медицинская сестра Даянова Э.Р, зам.УВР: Аблеева Э.Д.; Гафарова Л.С., Лопатовская Э.Ф., логопед – Шамсутдинова Э.З., психолог –
Гарипова А.Р.
Основными направлениями деятельности педагогапсихолога являются:
психологопедагогическое сопровождение образовательного и воспитательного процесса в школе;
профилактика возникновения социальной дезадаптации;
оказание психологической, коррекционной помощи обучающимся образовательного процесса.
Достижению личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы посредством формирования
универсальных учебных действий, как основы умения учиться.
Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов
Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин.
Каждый из предметов помимо прямого эффекта обучения – приобретения определенных знаний, умений, навыков, вносит свой вклад в формирование
универсальных учебных умений:
Коммуникативных умений, в том числе умения ориентироваться в ситуации общения, адекватно понимать речь партнера и строить свое речевое
высказывание; контролировать и корректировать речь в зависимость от задач и ситуации общения; извлекать из текста информацию в соответствии с
коммуникативной задачей;
Умения использовать знаковые системы и символы для моделирования объектов и отношений между ними;
Умений выполнять логические действия абстрагирования, сравнения, нахождения общих закономерностей, анализа, синтеза; осуществлять
эвристические действия; выбирать стратегию решения; строить и проверять элементарные гипотезы.
Возможности учебных предметов для формирования универсальных учебных действий.
Смысловые
акценты УУД
личностные
Литературное чтение
Окружающий мир
Русский язык
Математика
регулятивные
жизненное само
определение
целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий
(Математика, Русский язык, Английский язык, и др.)
нравственноэтическая
ориентация
нравственноэтическая
ориентация
смысло
образование познавательные
обще учебные
моделирование (перевод
устной
в
письменную)
речи
смысловое чтение,
произвольные и
осознанные устные и
письменные
высказывания
моделирование, выбор
наиболее эффективных
способов решения задач
широкий спектр
источников информации
познавательные логические
коммуникативные
формулирование личных, языковых, нравственных
проблем. Самостоятельное создание способов
решения проблем поискового и творческого характера
использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге;
самовыражение: монологические высказывания разного типа.
анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно
следственные связи, логические рассуждения,
доказательства, практические действия
Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов определяется следующими утверждениями:
УУД представляют собой целостную систему, в которой можно выделить взаимосвязанные и взаимообуславливающие виды действий:
коммуникативные – обеспечивающие социальную компетентность,
познавательные – обще учебные, логические, связанные с решением проблемы,
личностные – определяющие мотивационную ориентацию,
регулятивные – обеспечивающие организацию собственной деятельности.
Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную
деятельность.
Схема работы над формированием конкретных УУД каждого вида указывается в тематическом планировании.
Характеристика результатов формирования универсальных учебных действий у обучающихся с задержкой психического развития
Личностные УУД
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
средствами УМК «Планета знаний» на разных этапах обучения
4 класс
1. Принимать
необходимость
изучения русского
языка гражданами
России.
2. Проявлять уважение
к семье, традициям
своего народа, к своей
1. Самостоятельно организовывать свое
рабочее место.
2. Определять цель учебной деятельности
с помощью учителя.
3. Определять план выполнения заданий
под руководством учителя.
4. Следовать при выполнении заданий
инструкциям учителя и алгоритмам,
описывающем учебные действия.
1. Ориентироваться в учебниках
(система обозначений, структура
текста, рубрики, словарь,
содержание).
2. Самостоятельно осуществлять
поиск информации для
выполнения учебных заданий в
справочниках, таблицах,
помещенных в учебниках.
1. Соблюдать в повседневной
жизни нормы речевого этикета и
правила устного общения.
2.Читать вслух и про себя
тексты учебников, понимать
прочитанное.
3.Оформлять свои мысли в
устной речи с учетом своих 5. Осуществлять само и взаимопроверку
работ.
6. Корректировать выполнение задания.
7. Оценивать выполнение своего задания по
параметрам: легко или трудно выполнять,
в чём сложность выполнения
8. Умение составлять портфолио своих
достижений с помощью учителя.
3. Ориентироваться в рисунках,
схемах, представленных в
учебниках.
4. Подробно и кратко
пересказывать прочитанное или
прослушанное.
5. Объяснять смысл названия
произведения, связь с
содержанием.
6. Сравнивать и группировать
предметы, объекты по
нескольким основаниям.
7. Наблюдать и самостоятельно
делать простые выводы
учебных речевых ситуаций.
4. Участвовать в диалоге;
слушать и понимать других,
задавать вопросы, высказывать
свою точку зрения.
5. Выслушивать партнера,
договариваться и приходить к
общему решению, работая в
паре.
6. Сотрудничать в группе при
совместном решении проблемы
(задачи).
малой родине, ценить
взаимопомощь и взаи
моподдержку.
3. Принимать учебные
цели, проявлять
желание учиться.
4. Ориентироваться в
нравственной оценке
своих поступков.
5. Выполнять правила
этикета. Внимательно и
бережно относиться к
природе, соблюдать
правила экологической
безопасности.
6. Признавать
собственные ошибки.
Сопоставлять
собственную оценку
своей деятельности с
оценкой её
товарищами, учителем
Содержание индивидуальной адаптированной основной общеобразовательной программы
Учебный план начального общего образования (далее – учебный план) обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС.
В содержание программы заложен воспитывающий и развивающий потенциал.
Средствами разных предметов системы учебников «Планета знаний» в ребёнке воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей
малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их
национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.
Ребёнок, обучающийся по системе учебников «Планета знаний» знакомится с образцами служения Отечеству, постигает причастность каждого
человека, каждой семьи к жизни России, осознаёт значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины, чтобы уже в этом возрасте почувствовать себя маленькими гражданами великой страны.
Оказание помощи учащимся в преодолении их затруднений в учебной деятельности проводится на уроках и в виде индивидуальных домашних заданий.
Учебный процесс основан на УМК «Планета знаний», который представлен заданиями, которые требуют: выбора наиболее эффективных способов
выполнения и проверки; осознания причины успеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.
В учебниках курса «Математика» в конце каждого урока представлены задания для самопроверки. Каждая тема во всех учебниках заканчивается
разделами; «Что узнали. Чему научились» и «Проверим себя и оценим свои достижения», которые согласуются с целями, сформулированными на
шмуцтитуле. Этот материал позволяет учащимся сделать вывод о достижении целей, поставленных в начале изучения темы. В учебниках 3 классов в
конце каждого года обучения приводятся «Тексты для контрольных работ», представленные на двух уровнях: базовом и на уровне повышенной
сложности.
В учебнике 4 класса представлен материал, направленный на формирование умений планировать учебные действия: учащиеся составляют план
учебных действий при решении текстовых задач, при применении алгоритмов вычислений, при составлении плана успешного ведения математической
игры, при работе над учебными проектами.
Всё это создаёт условия для формирования умений проводить пошаговый, тематический и итоговый контроль полученных знаний и освоенных
способов действий.
Математика
Коррекционная учебновоспитательная работа представляет собой систему педагогических мероприятий, направленных на преодоление или
ослабление нарушений психофизического развития ребенка посредством применения специальных средств образования. Она является основой
процесса социализации аномальных детей. Коррекционной задаче подчинены все формы и виды классной и внеклассной работы в процессе
формирования у детей общеобразовательных и трудовых знаний, умений и навыков. Система коррекционной учебновоспитательной работы строится
на активном использовании сохранных возможностей нетипичного ребенка.
Планируемые результаты Учащиеся научатся понимать:
названия и последовательность чисел в натуральном ряду (с какого числа начинается этот ряд и как образуется каждое следующее число в этом
ряду);
как образуется каждая следующая счетная единица (сколько единиц в одном десятке, сколько десятков в одной сотне и т. д., сколько разрядов
содержится в каждом классе), названия и последовательность классов.
названия и обозначения арифметических действий, названия компонентов и результата каждого действия;
связь между компонентами и результатом каждого действия;
основные свойства арифметических действий (переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство
умножения относительно сложения);
правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, содержащих скобки и не содержащих их;
таблицы сложения и умножения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания и деления.
единицы названных величин, общепринятые их обозначения, соотношения между единицами каждой из этих величин;
связи между такими величинами, как цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние и др.
виды углов: прямой, острый, тупой;
виды треугольников: прямоугольный, остроугольный, тупоугольный; равносторонний, равнобедренный, разносторонний;
определение прямоугольника (квадрата);
свойство противоположных сторон прямоугольника.
Учащиеся получат возможность научиться:
читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона; записывать результат сравнения, используя знаки > (больше), < (меньше), = (равно);
представлять любое трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3—4 действия (со скобками и без них);
выполнять устные вычисления в пределах 100 и с большими числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;
выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и
двузначное числа), проверку вычислений;
решать уравнения вида х±60 = 320, 125+х = 750, 2000х= 1450, х12 = 2400, х:5 = 420, 600:х = 25 на основе взаимосвязи между компонентами и
результатами действий;
решать задачи в 1—3 действия;
находить длину отрезка, ломаной, периметр многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата);
находить площадь прямоугольника (квадрата), зная длины его сторон;
узнавать время по часам;
выполнять арифметические действия с величинами (сложение и вычитание значений величин, умножение и деление значений величин на
однозначное число);
применять к решению текстовых задач знание изученных связей между величинами.
строить заданный отрезок;
строить на клетчатой бумаге прямоугольник (квадрат) по заданным длинам сторон.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ
положительное отношение и интерес к изучению математики;
ориентация на понимание причин личной успешности/ неуспешности в освоении материала;
умение признавать собственные ошибки;
умение оценивать трудность предлагаемого задания;
адекватная самооценка;
чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе (в ходе проектной деятельности);
восприятие математики как части общечеловеческой культуры;
устойчивая учебнопознавательная мотивация учения.
ПРЕДМЕТНЫЕ
читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000;
представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
правильно и уместно использовать в речи названия изученных единиц длины (метр, сантиметр, миллиметр, километр), площади (квадратный
сантиметр, квадратный метр, квадратный километр), вместимости (литр), массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), времени (секунда, минута,
час, сутки, неделя, месяц, год, век); единицами длины, площади, массы, времени;
сравнивать и упорядочивать изученные величины по их числовым значениям на основе знания метрических соотношений между ними; выражать
величины в разных единицах измерения;
выполнять арифметические действия с величинами;
правильно употреблять в речи названия числовых выражений (сумма, разность, произведение, частное); названия компонентов сложения
(слагаемые, сумма), вычитания (уменьшаемое, вычитаемое, разность), умножения (множители, произведение) и деления (делимое, делитель,
частное);
находить неизвестные компоненты арифметических действий;
вычислять значение числового выражения, содержащего 34 действия на основе знаний правил порядка выполнения действий;
выполнять арифметические действия с числами 0 и 1;
выполнять простые устные вычисления в пределах 1000;
устно выполнять простые арифметические действия с многозначными числами;
письменно выполнять сложение и вычитание многозначных чисел; умножение и деление многозначных чисел на однозначные и двузначные
числа;
проверять результаты арифметических действий разными способами;
использовать изученные свойства арифметических действий при вычислении значений выражений;
осуществлять анализ числового выражения, условия текстовой задачи и устанавливать зависимости между компонентами числового выражения,
данными текстовой задачи;
понимать зависимости между: скоростью, временем движением и длиной пройденного пути; стоимостью единицы товара, количеством
купленных единиц товара и общей стоимостью покупки; производительностью, временем работы и общим объёмом выполненной работы;
затратами на изготовление изделия, количеством изделий и расходом материалов;
решать текстовые задачи в 2–3 действия: на увеличение/уменьшение количества; нахождение суммы, остатка, слагаемого, уменьшаемого,
вычитаемого; нахождение произведения, деления на части и по содержанию, нахождение множителя, делимого, делителя; на стоимость;
движение одного объекта; разностное и кратное сравнение;
задачи в 12 действия на нахождение доли числа и числа по доле; на встречное движение и движение в противоположных направлениях: на
производительность; на расход материалов;
распознавать изображения геометрических фигур и называть их (точка, отрезок, ломаная, прямая, треугольник, четырёхугольник,
многоугольник, прямоугольник, квадрат, куб, шар);
различать плоские и пространственные геометрические фигуры;
изображать геометрические фигуры на клетчатой бумаге;
строить прямоугольник с заданными параметрами с помощью угольника;
решать геометрические задачи на определение площади и периметра прямоугольника.
выполнять умножение и деление на трёхзначное число;
вычислять значения числовых выражений рациональными способами, используя свойства арифметических действий;
прогнозировать результаты вычислений; оценивать результаты арифметических действий разными способами;
решать текстовые задачи в 3–4 действия: на увеличение/уменьшение количества; нахождение суммы, остатка, слагаемого, уменьшаемого,
вычитаемого; произведения, деления на части и по содержанию; нахождение множителя, делимого, делителя; задачи на стоимость; движение
одного объекта; задачи в 12 действия на движение в одном направлении;
видеть прямо пропорциональную зависимость между величинами и использовать её при решении текстовых задач;
решать задачи разными способами.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
удерживать цель учебной и внеучебной деятельности;
учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала;
использовать изученные правила, способы действий, приёмы вычислений, свойства объектов при выполнении учебных заданий и в
познавательной деятельности;
самостоятельно планировать собственную вычислительную деятельность и действия, необходимые для решения задачи;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов вычислений с опорой на знание алгоритмов вычислений и с помощью освоенных
приемов контроля результата (определение последней цифры ответа при сложении, вычитании, умножении, первой цифры ответа и количества
цифр в ответе при делении);
вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопроверки;
сопоставлять результаты собственной деятельности с оценкой её товарищами, учителем;
адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками.
планировать собственную познавательную деятельность с учётом поставленной цели (под руководством учителя);
использовать универсальные способы контроля результата вычислений (прогнозирование результата, приёмы приближённых вычислений, оценка
результата).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА КУРСА «МАТЕМАТИКА»
Многозначные числа (12 ч.). Названия, запись, последовательность чисел до 1 000 000. Классы и разряды. Сравнение чисел.
Сложение и вычитание многозначных чисел (15 ч.). Сложение и вычитание в пределах 1 000 000. Умножение и деление на двузначные и
трехзначные числа. Рациональные приемы вычислений (разложение числа на удобные слагаемые или множители; умножение на 5, 25, 9, 99 и т. д.).
Оценка результата вычислений, определение числа цифр в ответе. Способы проверки правильности вычислений.
Длина и его измерения (11ч.). Метр и километр. Сравниваем, вычитаем, решаем задачи. Метр и сантиметр. Меньше метра. Вычисляем периметр
многоугольника. Переводим единицы длины. Геометрические задания.
Умножение на однозначные числа (9ч.). Вспоминаем письменное умножение. Свойства умножения. Умножаем круглые числа. Вычисляем площадь
Деление на однозначные числа (16ч.). Свойства деления. Делим круглые числа. Находим неизвестное. Деление числа с нулями. В частном 0
Геометрические фигуры (8 ч.). Плоские и пространственные геометрические фигуры. Куб. Изображение геометрических фигур на клетчатой бумаге. Масса измерения (7ч.). Масса, единицы массы (центнер). Метрические соотношения между изученными единицами массы. Сравнение и
упорядочивание величин по массе.
Умножение многозначных чисел (16ч.). Умножаем круглые числа. Приемы умножения
Площадь и ее измерения (8ч.). Единицы площади (ар, гектар). Метрические соотношения между изученными единицами площади. Сравнение и
упорядочивание величин по площади.
Деление многозначных чисел (19ч.). Деление – действие, обратное умножению. Делим с остатком. Скорость
Время и его измерение (5ч.). Время, единицы времени (век). Метрические соотношения между изученными единицами времени. Сравнение и
упорядочивание промежутков времени по длительности.
Работа с данными (7 ч). Информация, способы представления информации, работа с информацией (сбор, передача, хранение). Виды диаграмм
(столбчатая, линейная, круговая). Планирование действий (знакомство с понятием «алгоритм»).
Числа и величины (10ч.). Числовые и буквенные выражения. Нахождение значения выражения с переменной. Обозначение неизвестного компонента
арифметических действий буквой.
Арифметические действия (8ч.). Нахождение неизвестного компонента арифметических действий (усложненные случаи).Действия с величинами.
Фигуры и величины (7ч.). Метрические соотношения между изученными единицами длины. Сравнение и упорядочивание величин по длине.
Формулы периметра и площади прямоугольника. Решение задач на определение периметра и площади.
Решение текстовых задач (12 ч). Моделирование условия задач на движение. Решение задач, содержащих однородные величины. Разностное и
кратное сравнение, движение в противоположных направлениях; определение объема работы, производительности и времени работы, определение
расхода материалов.
№ Содержание программного материала
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
Многозначные числа
Сложение и вычитание многозначных чисел
Длина и его измерение
Умножение на однозначное число
Деление на однозначное число
Геометрические фигуры
Масса измерения
Умножение многозначных чисел
Площадь и её измерения
Деление многозначных чисел
Время и его измерение
УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Количество часов
7
9
8
6
9
5
4
10
5
11
3 12
13
14
15
16
Работа с данными
Числа и величины
Арифметические действия
Фигуры и величины
Решение текстовых задач
Итого:
5
5
6
4
7
104
Русский язык
Задачи коррекционноразвивающие, коррекционнообразовательные и коррекционновоспитательные:
• максимальное внимание к развитию фонематического восприятия, формированию звукового анализа и синтеза;
• уточнение и обогащение словарного запаса путем расширения и закрепления непосредственных впечатлений об окружающем мире;
• развитие связной речи: формирование и совершенствование умения создавать текст, т.е. связно выражать свои мысли, точно и разнообразно
употреблять слова, говорить внятно и выразительно; воспитание интереса к родному языку;
• развитие приемов умственной деятельности, необходимых для овладения программой русского языка: умения наблюдать, сравнивать и обобщать
языковые явления.
Программа ориентирована также на собственно лингвистическое и речевое развитие младших школьников:
осознание (различение) обучающейся двух реальностей – окружающего мира и слова, называющего (отражающего) этот мир во всём его
многообразии;
поддержание и развитие «чувства языка», свойственного детям;
дополнение интуитивного владения языком осознанным отношением к его фактам и закономерностям;
развитие (формирование) способности моделировать факты языка;
овладение ведущими методами лингвистического анализа действиями и сравнения, развитие фонематического слуха. Планируемые результаты
Учащиеся научатся понимать:
отличительные признаки основных языковых средств: слова, словосочетания, предложения, текста;
названия и отличительные признаки:
а) значимых частей слов (корень, приставка, суффикс, окончание
б) частей речи, включая личные местоимения,
в) основных типов предложений по цели высказывания и по эмоциональной окрашенности: вопросительные, повествовательные, побудительные,
восклицательные;
правила орфографические (правописание падежных окончаний имен существительных, имен прилагательных, местоимений, личных окончаний
глаголов, употребление мягкого знака после шипящих в глаголах), пунктуационные (употребление знаков препинания в конце предложения, запятой в
предложениях с однородными второстепенными членами предложения).
Учащиеся получат возможность научиться:
практически использовать знания алфавита при работе со словарем;
производить элементарные языковые анализы слов (звуко буквенный, по составу, как часть речи) в целях решения орфографических задач,
синтаксический анализ предложений для выбора знаков препинания;
различать произношение и написание слов, находить способ проверки написания слова и выбирать нужную букву для обозначения звуков;
грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты (в 70–90 слов, 75–80 слов), включающие изученные орфограммы и
пунктограммы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: обмена мыслями, чувствами в устной и
письменной речи (уметь слушать, читать и создавать небольшие тексты/высказывания) в учебных и бытовых ситуациях;
обогащения запаса слов, необходимых для учебного и бытового общения;
уточнения в словарях значений непонятных слов, норм написания и произношения;
владения нормами произношения и правописания слов, интонационного и пунктуационного оформления предложений;
овладения нормами русского речевого этикета (приветствие, прощание, просьба, извинение, благодарность, поздравление); в ситуациях повседневного
и учебного общения.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ
осознание языка как основного средства мышления и общения людей;
восприятие русского языка как явления национальной культуры, понимание связи развития языка с развитием культуры русского народа;
понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;
внимание к мелодичности народной звучащей речи;
положительная мотивация и познавательный интерес к изучению курса русского языка;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
осознавать цели и задачи изучения курса в целом, раздела, темы;
планировать свои действия для реализации задач урока и заданий к упражнениям;
осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач;
следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике
учебника).
осуществлять само и взаимопроверку, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
дополнять готовые информационные объекты (таблицы, схемы, тексты);
с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для
построения действия;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речь и речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
ПРЕДМЕТНЫЕ
различать основные языковые средства: слова, словосочетания, предложения, текста;
практически использовать знания алфавита при работе со словарём;
выявлять слова, значение которых требует уточнения;
различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
ориентироваться в заголовке, оглавлении, ключевых словах с целью извлечения информации (уметь читать);
осознанно передавать содержание прочитанного текста, строить высказывание в устной и письменной формах;
соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме
представленного в учебнике материала);
проверять правильность постановки ударения или произношения слова по словарю учебника (самостоятельно) или обращаться за помощью (к учителю,
родителям и др.);
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте и более точного и успешного решения коммуникативной задачи;
оценивать уместность и точность использования слов в тексте;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в
последующих письменных работах;
составлять устный рассказ на определённую тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
корректировать тексты с нарушениями логики изложения, речевыми недочётами;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обмена мыслями, чувствами в устной и
письменной речи (уметь слушать, читать и создавать небольшие тексты/высказывания) в учебных и бытовых ситуациях СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Общаемся устно и письменно (28ч.). Углубление представления о речи как способе общения посредством языка. Устная и письменная,
диалогическая и монологическая формы речи. Основные виды речевой деятельности: слушание – говорение, чтение – письмо, внутренняя речь,
воспроизведение чужой речи. Речевое общение как процесс обмена смыслами: восприятие смысла – слушание, чтение, передача смысла – говорение,
письмо. Восприятие (понимание смысла обращенной к ребенку речи) устных и письменных высказываний, включающих дветри микротемы (типы и
жанры указаны выше). Ведение диалога, умения: вступать в разговор, поддерживать его репликами, выражать свою точку зрения, убеждать,
рационально использовать при разговоре несловесные средства общения.
Анализируем и строим предложения (31 ч.). Систематизация признаков предложения с точки зрения цели высказывания, силы выраженного чувства,
структуры (синтаксический анализ простого предложения), смысла и интонационной законченности. Использование интонационных и пунктуационных
средств, порядка слов при выражении цели высказывания и отношения к содержанию предложений, при уточнении смысла высказывания, при
выделении этикетных формул.
Развертываем, распространяем мысли (23ч.). Углубление представлений о функциональных типах текста: описании (описание места, пейзажа,
действий), повествовании (история, рассказ), рассуждении (ответы на вопросы: что мне нравится и почему; о дружбе, об отношении к животным, о
прочитанной книге). Наблюдение над сочетанием в текстах разных типов речи: повествование с элементами описания, описание с элементами
рассуждения.
Формы частей речи, или как изменяются разные части речи (53ч.). Углубление понятий о частях речи – имени существительном, имени
прилагательном, глаголе, личных местоимениях: их значениях, формах (словоизменении). Общее представление о делении частей речи на
самостоятельные и служебные. Наблюдение над назначением и употреблением каждой части речи в речи, их синтаксической роли в предложениях.
Используем средства языка в речи (35 часов). Используем части речи и их формы для выражения мыслей и чувств. Высказывание, текст как
продукты говорения и письма. Особенности текстадиалога.
Углубление представлений о функциональных типах текста: описании (описание места, пейзажа, действий), повествовании (история, рассказ),
рассуждении (ответы на вопросы: что мне нравится и почему; о дружбе, об отношении к животным, о прочитанной книге). Наблюдение над сочетанием
в текстах разных типов речи: повествование с элементами описания, описание с элементами рассуждения.
Представления о разновидностях высказываний как продукта речи с точки зрения стилистической окраски (художественный текст, учебноделовая
речь, разговорная речь).
УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
Раздел
Количество часов п/п
1
2
3
4
5
Общаемся устно и письменно
Анализируем и строим предложения
Развертываем, распространяем мысли
Формы частей речи, или как изменяются
разные части речи
Используем средства языка в речи
ИТОГО
18
15
11
40
20
104
Литературное чтение
Главная цель чтения научить учащихся с ЗПР осмысленно читать, заложить основу для усвоения текстовой информации, корригировать и развивать
речевые умения, воспитывать читательскую самостоятельность. Коррекционноразвивающий принцип предусматривает развитие всех сторон речи,
мыслительных процессов, повышение познавательной активности преодоление специфических трудностей чтения.
Важным для развития связной речи учащихся с ЗПР является «словесное рисование», составление устных описаний природы, наблюдение, что
способствует формированию образного мышления. Осознанию текста помогает словарная работа. Развитие творческой деятельности учеников с ЗПР
предусматривает систематическую работу по усовершенствованию понимание прочитанного.
На уроках чтения решаются, как общеобразовательные так и специфические коррекционные задачи:
преодоление пробелов в умениях и навыках, возникших в период занятий по курсу «Обучение грамоте», формирование правильного слогового чтения;
формировани навыков чтения – сознательного, правильного, беглого, выразительного чтения вслух и про себя;
формирование умений полноценно воспринимать литературное произведение,..преодоление недостатков в развитии эмоциональноволевой сферы
детей; развитие нравственных и эстетических представлений и чувств, художественного вкуса, творческого и воссоздающего воображения, коррекция
личностного развития ребенка;
преодоление недостатков в развитии речи обучающихся, формирование речевых умений и навыков, знаний о родном языке;
развитие и расширение первоначальных знаний и представлений детей об окружающем мире, обогащение чувственного опыта ребенка, развитие его
мыслительной деятельности и познавательной активности;
привитие интереса к книге, к самостоятельному чтению, к литературному творчеству.
Реализовать коррекционные задачи обучения чтению детей с ЗПР помогает созданный комплект учебников по чтению “Литературное чтение”.
В нём собраны литературные произведения, соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям детей ЗПР, способные заинтересовать их,
побудить к организации собственной творческой деятельности, на основе прочитанного. Учебник содержит произведения, что позволяет вызвать у
детей интерес к чтению, формировать первоначальные читательские компетенции, развивать речь и творческие наклонности.
Коррекционная учебновоспитательная работа представляет собой систему педагогических мероприятий, направленных на преодоление или
ослабление нарушений психофизического развития ребенка посредством применения специальных средств образования. Она является основой
процесса социализации аномальных детей. Коррекционной задаче подчинены все формы и виды классной и внеклассной работы в процессе
формирования у детей общеобразовательных и трудовых знаний, умений и навыков. Система коррекционной учебновоспитательной работы строится
на активном использовании сохранных возможностей нетипичного ребенка.
Главная цель чтениянаучить учащихся с ЗПР осмысленно читать, заложить основу для усвоения текстовой информации, корригировать и развивать
речевые умения, воспитывать читательскую самостоятельность. Коррекционноразвивающий принцип предусматривает развитие всех сторон речи,
мыслительных процессов, повышение познавательной активности преодоление специфических трудностей чтения.
Важным для развития связной речи учащихся с ЗПР является «словесное рисование», составление устных описаний природы, наблюдение, что
способствует формированию образного мышления. Осознанию текста помогает словарная работа. Развитие творческой деятельности учеников с ЗПР
предусматривает систематическую работу по усовершенствованию понимание прочитанного. Коррекционноразвивающая линия. Развитие школьников с ЗПР на уроках чтения предусматривает работу над четким произношением всех
звуков русской речи. Существенным компонентом техники чтения является его выразительность, осознание прочитанного. На начальном этапе
обучение чтению понимание прочитанного отстает от техники чтения. Чтение младших школьников отличается монотонностью, невыразительностью,
поэтому необходимо сочетать работу по чтению с отработкой правильного произношения.
Коррекционная направленность обучение чтению детей с ЗПР предусматривает также повышение их общего развития. Осуществляется
развитие путем постановки вопросов о значении отдельных слов, предложений. В одних случаях вопроса задаются по ходу текста, а в других случаях
целесообразно задавать вопросы с тех предложений, в которых заключается основная мысль. Такая вариативность постановки вопросов готовить
детей к выборочному чтению, пересказу прочитанного по вопросам учителя.
Некоторые учащиеся не умеют читать в нужном темпе, читают невыразительно. У многих укоренилась привычка невнимательного,
неосмысленного чтения: Малик часто искажает, заменяет и пропускает слова, иногда не замечает вопроса. Все это, естественно, затрудняет понимание
прочитанного.
Воспитательный блок.
Литературное чтение как учебный предмет призван осуществлять духовное и нравственное воспитание обучающихся. События, далекие и близкие
современному ученику, вызывают у него массу чувств, как положительных, так и отрицательных в отношении к герою произведения и к позиции
автора.
Хорошо продуманный и подготовленный урок литературного чтения вносит свой вклад в дело всестороннего развития и воспитания детей.
Уроки чтения дают большую возможность для нравственного воспитания и развития разума: развивает высокие чувства, формирует идеалы.
Уроки поэзии в начальной школе имеют исключительную важность в развитии эмоциональной сферы ребенка, открывают доступ к бесконечному
источнику красоты, правды, источнику чистой радости и благих порывов
Сказки, былины, сказания формируют у читателей чувство любви к родине. Их герои вызывают у младших школьников уважение к историческому
прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти. Формы работ : чтение, прослушивание, сочинение, пересказ сказок, обсуждение
поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок. Особо следует сказать о создании благоприятного
психологического климата в процессе обучения чтению, отношений взаимного доверия и уважения между педагогом и учащимися, атмосферы
предотвращения психотравмирующих ситуаций в классе. Самооценка ученика, его притязания, отношение к окружающим составляют внутреннюю
позицию школьника. Адекватная внутренняя позиция является предпосылкой хорошей обучаемости и воспитуемости, нормального психического
развития личности. Доказано, что эмоциональная окраска сообщения воздействует сильнее, чем содержащаяся в нем информация. Искусство улыбки,
доброжелательное выражение лица, интонация голоса, поощрение взглядом, декларирование одобрения и любви – это все слагаемые
психогигиенического воздействия на ученика.
Планируемые результаты
Учащиеся научатся понимать:
Владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;
Понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чём оно), уметь устанавливать смысловые связи между частями
прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами;
Передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из
персонажей) пересказа; придумать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;
Составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);
Вводить в пересказы – повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
Выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
Самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
Знать названия, темы и сюжета 23 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей – классиков;
Знать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
Знать не менее 67 народных сказок, уметь их пересказывать;
Знать более 10 пословиц, 23 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них;
Уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа
товарища, то есть быстро схватывать, о чём идёт речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ. Какими фактами и другими
доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
Давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания. Учащиеся получат возможность научиться:
различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
определять тему и главную мысль произведения;
пересказывать текст (объем не более 1,5 с.);
делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;
читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
создавать небольшой устный текст на заданную тему;
приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);
различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), сказки народные и литературные;
приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
чувство сопричастности с жизнью своего народа и Родины, осознание этнической принадлежности;
представления об общих нравственных категориях (добре и зле) у разных народов, моральных нормах, нравственных и безнравственных поступках;
ориентация в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков других людей;
регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованиями;
чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;
устойчивое стремление следовать в поведении моральным нормам;
высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника;
формирования потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя;
знакомство с культурноисторическим наследием России.
ПРЕДМЕТНЫЕ
читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;
читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических
ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного;
прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям;
находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами;
различать последовательность событий и последовательность их изложения;
выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему
тексту и отдельным его частям;
соотносить поступки героев с нравственными нормами;
составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи;
читать по ролям художественное произведение; создавать текст на основе плана;
придумывать рассказы по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего;
создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из героев, придумывать продолжение истории персонажа и сюжета;
создавать иллюстрации к произведениям;
выделять слова автора, действующих лиц, описание пейзажа, внешности героев, их поступков, бытовые описания;
определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как оно выражено;
различать жанры, преимущественно путём сравнения (сказка – басня, сказка – былина, сказка – рассказ и др.);
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;
выполнять учебные действия в устной и письменной форме;
самостоятельно оценивать правильность выполненных действия как по ходу их выполнения так и в результате проведенной работы;
находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический);
сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;
устанавливать причинноследственные связи между поступками героев произведений;
сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев, выбирая основания для классификации;
работая в группе учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;
корректно строить речь при решении коммуникативных задач.
понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;
овладение основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознание значимости работы в группе и освоение правил групповой
работы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА КУРСА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»
Мифы (4ч.)
Шумерские, древнегреческие, славянские мифы. Колыбельные песни.
Народные сказки (7ч.)
Народные сказки. Русские народные сказки. Армянские сказки. Итальянские сказки.
Былины (5ч.)
Русское народное творчество – былины.
Авторские сказки (8ч.)
Современные произведение. Юмористические произведение.
Басни (4ч.)
Произведения выдающихся представителей русской литературы. Басни о труде, Родине, природе, добре и зле. Слово о родной земли (3ч.)
Лирические произведения. Народные исторические песни.
О прошлом Родины (2ч.)
Летописи.
Прошла по земле война (2ч.)
Произведения о войне. Стихотворение.
№
1
2
3
4
5
6
7
8
Содержание программного материала
Мифы
Народные сказки
Былины
Авторские сказки
Басни
Слово о родной земле
О прошлом Родины
Прошла по земле война
Итого:
УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Количество часов
4
7
5
8
4
3
2
2
35ч
Окружающий мир
Содержание курса предоставляет большие возможности для развития наблюдательности. Знакомство с окружающим миром осуществляется
таким образом, чтобы в его восприятии участвовало как можно больше органов чувств. В учебных пособиях предлагаются задания для развития
умения работать со схемами, моделями, характеризовать объекты действительности.
Важное место занимают задания, направленные на развитие информационной грамотности, которые предполагают работу детей со
справочниками, энциклопедиями, словарями. Выполняя эти задания, ученики учатся находить нужную информацию и обмениваться ею.
Принцип гуманитаризации реализуется через расширение социальной составляющей содержания курса, осознание школьниками необходимости
здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности.
Принцип культуросообразности предполагает: включение материала о достижениях культуры; воспитание у учащихся уважения к истории
родной страны и бережного отношения к объектам культуры; осознание детьми непреходящей ценности культурного наследия и необходимости его
охраны.
При конструировании содержания программы использовался принцип спиралевидности. В соответствии с этим принципом процесс изучения
курса «Окружающий мир» рассматривается как ряд этапов (витков спирали). К вопросам, изученным на предыдущих этапах, учащиеся неоднократно возвращаются на последующих этапах, но на более высоком уровне. Так, если в 1–2м классах учащиеся получают первые представления о воде,
воздухе, камнях, растениях и животных, способах научного познания (наблюдениях, опытах, измерениях и др.), то в 3–4 классах с помощью этих
способов они изучают свойства воды, воздуха и горных пород, жизненные процессы растений и животных и т. д.
Принцип вариативности предусматривает реализацию дифференциации, обеспечивающей индивидуальный подход к каждому ученику.
Данный принцип реализуется через выделение инвариантного минимума содержания образования и вариативной части.
Инвариантная часть содержит новый материал и задания для его первичного закрепления. Эта часть обеспечивает реализацию обязательного
минимума содержания начального общего образования и требований к уровню подготовки обучающихся в образовательном компоненте «Окружающий
мир» на момент окончания детьми начальной школы, предусмотренных новым Государственным стандартом начального общего образования.
Вариативная часть включает материал на расширение знаний по теме, задания для дополнительного закрепления, формирования различных
умений, применения полученных знаний в нестандартной ситуации. Учебные пособия предлагают блоки заданий, дифференцированных по уровню
сложности. Важное место в вариативной части занимают задания на развитие творческих и интеллектуальных способностей (творческая работа,
интеллектуальный марафон). Они предполагают наличие определённого уровня развития воображения и нестандартного мышления у учащихся.
Вариативная часть предусматривает организацию проектной деятельности младших школьников. Проекты ориентируют детей на расширение
знаний, выходящих за рамки содержания учебника. Все задания вариативной части выполняются по выбору.
При отборе и построении содержания курса «Окружающий мир» учитывались также и специфические для него принципы: краеведческий, сезонный и
экологический.
В процессе ознакомления младших школьников с окружающим миром в роли главного метода выступает наблюдение. На первом этапе
используются в основном общеклассные кратковременные эпизодические наблюдения. Постепенно они становятся более длительными и
систематическими. На смену общеклассным наблюдениям приходят групповые и индивидуальные. Однако в дальнейшем процессе обучения различные
виды наблюдений комбинируются друг с другом.
Свойства объектов изучаются через опыты. В ознакомлении с окружающим миром используются опыты, проводимые в течение одного урока, а
также длительные опыты, проведение которых может занимать несколько дней. Главным при этом является вооружение учащихся методом познания,
подведение их к осознанию способности человека путём опытов изучать свойства различных объектов окружающего мира. Постепенно одним из
важнейших способов приобретения знаний становится экспериментирование. Познавательная деятельность при этом усиливается постановкой
гипотезы, её проверкой, отбором относящейся к ней информации. Ученики учатся наблюдать происходящие в течение эксперимента явления,
обосновывают свои выводы. Экспериментирование организуется с самыми разнообразными объектами: жидкостями, газами, твёрдыми телами,
растениями и животными.
Представления, полученные детьми чувственным путём, закрепляются в процессе выполнения различных практических работ. Учащимся
предлагаются работы с планами и картами, приборами и моделями, объектами живой и неживой природы, рисунками, таблицами, схемами и
диаграммами, а также графические практические работы.
Работа с различными моделями помогает ребёнку рассматривать структуру природных и социальных объектов, устанавливать связи между их
компонентами, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их. Дети используют готовые модели и конструируют свои.
В разнообразной практической деятельности младшие школьники учатся работать в коллективе: распределять работу, договариваться, получать
общий результат. В связи с этим ряд заданий предусматривает деятельность учащихся в парах постоянного и сменного состава. Выполняя эти задания,
ребята усваивают новые формы общения, решают конфликтные ситуации. Основной формой организации учебновоспитательного процесса по курсу «Окружающий мир» является урок. В процессе изучения курса
используются урокиэкскурсии, уроки практические занятия, уроки с демонстрацией объектов или их изображений.
Планируемые результаты
Учащиеся научатся понимать:
— что такое природное сообщество, приводить примеры признаков приспособленности организмов к условиям жизни в сообществах, некоторых
взаимосвязей между обитателями природных сообществ, использования природных сообществ и мероприятий по их охране
— особенности природы своего края: формы поверхности, важнейшие полезные ископаемые, водоёмы, почву, природные и искусственные сообщества;
рассказывать об использовании природы своего края и её охране;
— что такое экосистема, круговорот веществ в природе, экологическая пирамида, защитная окраска животных;
— причины смены времён года;
— причины положительных и отрицательных изменений в природе в результате хозяйственной деятельности человека и его поведения;
— права и обязанности гражданина, ребёнка;
— ключевые даты и описывать события каждого этапа истории
Учащиеся получат возможность научиться:
— проводить самостоятельно наблюдения в природе и элементарные опыты, используя простейшие приборы; фиксировать результаты;
— давать характеристику погоды (облачность, осадки, температура воздуха, направление ветра) по результатам наблюдений за неделю и за месяц;
— различать план местности и географическую карту;
— читать план с помощью условных знаков;
— различать формы поверхности суши (равнины, горы, холмы, овраги), объяснять, как Солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши, как изменяется
поверхность суши в результате деятельности человека;
— показывать на карте и глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, крупные реки, границы России, некоторые города России;
— устанавливать связи между объектами и явлениями природы (в неживой природе, между неживой и живой природой, в живой природе, между
природой и человеком);
— рассказывать о форме Земли, её движении вокруг оси и Солнца, об изображении Земли на карте полушарий;
— объяснять, что такое природные зоны, характеризовать особенности природы и хозяйственной деятельности человека в основных природных зонах
России, особенности природоохранных мероприятий в каждой природной зоне;
— рассказывать о грозных явлениях природы, объяснять зависимость погоды от ветра;
— предсказывать погоду по местным признакам;
— характеризовать основные виды почв;
— характеризовать распределение воды и суши на Земле;
— отмечать на контурной карте горы, моря, реки, города и другие географические объекты;
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
ЛИЧНОСТНЫЕ
положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;
способность к самооценке;
осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее
благополучие;
знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение;
понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе;
чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края;
понимание значения семьи в жизни человека и необходимости взаимопомощи в семье;
устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;
умение оценивать трудность предлагаемого задания;
адекватная самооценка;
чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;
установка на здоровый образ жизни и её реализация в своём поведении;
осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы;
осознанное положительное отношение к культурным ценностям;
основы экологической культуры;
уважительное отношение к созидательной деятельности человека на благо семьи, школы, страны;
целостное представление о природе и обществе как компонентах единого мира.
ПРЕДМЕТНЫЕ
проводить самостоятельно наблюдения в природе и элементарные опыты, используя простейшие приборы; фиксировать результаты;
давать характеристику погоды (облачность, осадки, температура воздуха, направление ветра) по результатам наблюдений за неделю и за месяц;
различать план местности и географическую карту;
читать план с помощью условных знаков;
различать формы поверхности суши (равнины, горы, холмы, овраги), объяснять, как Солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши, как
изменяется поверхность суши в результате деятельности человека;
показывать на карте и глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, крупные реки, границы России, некоторые города России;
приводить примеры полезных ископаемых и доказывать необходимость их бережного использования;
объяснять, что такое природное сообщество, приводить примеры признаков приспособленности организмов к условиям жизни в сообществах,
некоторых взаимосвязей между обитателями природных сообществ, использования природных сообществ и мероприятий по их охране;
характеризовать особенности природы своего края: формы поверхности, важнейшие полезные ископаемые, водоёмы, почву, природные и
искусственные сообщества; рассказывать об использовании природы своего края и её охране;
устанавливать связи между объектами и явлениями природы (в неживой природе, между неживой и живой природой, в живой природе, между
природой и человеком);
рассказывать о форме Земли, её движении вокруг оси и Солнца, об изображении Земли на карте полушарий;
объяснять, что такое природные зоны, характеризовать особенности природы и хозяйственной деятельности человека в основных природных
зонах России, особенности природоохранных мероприятий в каждой природной зоне;
выполнять правила поведения в природе.
рассказывать о грозных явлениях природы, объяснять зависимость погоды от ветра;
предсказывать погоду по местным признакам;
характеризовать основные виды почв;
характеризовать распределение воды и суши на Земле;
объяснять, что такое экосистема, круговорот веществ в природе, экологическая пирамида, защитная окраска животных;
приводить примеры приспособленности растений природных сообществ к совместной жизни;
объяснять причины смены времён года;
применять масштаб при чтении плана и карты;
отмечать на контурной карте горы, моря, реки, города и другие географические объекты;
объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком;
давать оценку влиянию деятельности человека на природу;
определять причины положительных и отрицательных изменений в природе в результате хозяйственной деятельности человека и его поведения;
делать элементарные прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу;
участвовать в мероприятиях по охране природы.
различать государственную символику Российской Федерации (герб, флаг, гимн); показывать на карте границы Российской Федерации;
различать права и обязанности гражданина, ребёнка;
описывать достопримечательности столицы и родного края; показывать их на карте;
описывать основные этапы развития государства (Древняя Русь, Московское царство, Российская империя, Российское государство);
называть ключевые даты и описывать события каждого этапа истории (IX в. — образование государства у восточных славян; 988 г. — крещение
Руси; 1380 г);
соотносить исторические события с датами, конкретную дату с веком; соотносить дату исторического события с «лентой времени»;
находить на карте места важнейших исторических событий российской истории;
рассказывать о ключевых событиях истории государства;
рассказывать об основных событиях истории своего края.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
принимать и сохранять цель познавательной деятельности;
планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
осуществлять пошаговый и итоговый контроль;
осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями.
самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы.
находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе;
понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты;
использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природных явлений;
осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков;
проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам;
устанавливать причинноследственные связи изменений в природе;
обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы;
выделять существенную информацию из учебных и научнопопулярных текстов;
устанавливать причинноследственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя);
сравнивать исторические события, делать обобщения.
Познавательные:
осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
моделировать цепи питания и схему круговорота веществ в природе;
сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания.
сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий;
устанавливая причинноследственные связи изменений в природе, проводить аналогии;
сравнивать исторические и литературные источники;
строить логическую цепочку рассуждений на основании исторических источников;
собирать краеведческий материал, описывать его.
Коммуникативные
сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку.
распределять обязанности при работе в группе;
учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА"ОКРУЖАЮЩИЙ МИР"
Наш край 22 ч
Значение природных условий края для жизни и деятельности людей. Погода: температура воздуха, облачность, осадки, ветер. Изменчивость
погоды. Предсказание погоды. Вид местности. Рисунок местности, план местности, карта местности. Масштаб и условные знаки. Из истории создания
карт. Формы поверхности суши: равнина, гора, холм, долина, овраг, балка. Изменение форм поверхности суши в результате естественного разрушения
горных пород. Формы поверхности суши, созданные человеком: карьер, отвалы, насыпь, курган. Полезные ископаемые нашего края. Их значение в
жизни человека. Почвы нашего края, их виды. Охрана почв. Природные сообщества: луг, лес, водоём. Разнообразие организмов в сообществах, их
приспособленность к условиям жизни и взаимосвязи. Влияние деятельности человека на природные сообщества, их рациональное использование и
охрана.
Искусственные сообщества: поле и сад. Выращивание зерновых, овощных, технических, плодовых и ягодных растений. Животные
искусственных сообществ, их связь с растениями. Уход за искусственными сообществами — условие их существования.
Экскурсии: в смешанный лес, к водоёму, на луг или в поле.
Наша Родина на планете Земля11 ч
Форма и размеры Земли. Карта полушарий. Материки и океаны. Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Тепловые пояса.
Распределение света и тепла — основная причина разнообразия условий жизни на Земле. Путешествие по материкам: пустыня Африки, экваториальные леса Южной Америки, Антарктида, Австралия, Евразия. Наша Родина на карте. Формы поверхности России: равнины, горы. Основные
водоёмы России: реки, озера, моря. Некоторые крупные города России. Основные природные зоны России: зона арктических пустынь, тундра, лесная
зона, степи. Особенности природных условий в каждой зоне, разнообразие организмов, их приспособленность к условиям жизни и взаимосвязи.
Зависимость жизни и деятельности людей от природных условий каждой зоны. Влияние деятельности человека на природные зоны. Охрана природы в
каждой природной зоне. Основные экологические проблемы России. Причины нарушения природного равновесия и пути преодоления сложившейся
ситуации. Международное сотрудничество по охране природы. Ответственность людей за будущее планеты Земля.
История нашей Родины 35 ч
Что изучает история. Источники знаний о прошлом (былины, легенды, летописи, находки археологов). История на карте. История Отечества.
Знакомство с основными этапами и событиями истории государства. Древняя Русь. Образование государства. Крещение Руси. Культура, быт и нравы
древнерусского государства. Российское государство в XIII—XVII вв. Нашествие монголотатар. Дмитрий Донской и Куликовская битва. Александр
Невский. Объединение земель вокруг Москвы. Иван III. Конец ордынского ига. Грозный царь Иван IV. Смутное время на Руси. Кузьма Минин и
Дмитрий Пожарский. Начало династии Романовых. Культура, быт и нравы государства в XIV—XVII вв. Российское государство в XVIII—XIX вв.
Пётр I — царьреформатор. Строительство Петербурга. Создание русского флота. Быт и нравы Петровской эпохи. Правление Екатерины II. Жизнь
дворян, крепостных крестьян. Военные успехи: А.В. Суворов и Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы Екатерининской эпохи. М.В. Ломоносов и
создание первого университета. Правление Александра I. Война с Наполеоном. Бородинское сражение. Полководец М.И. Кутузов.
Реформы в России, отмена крепостного права. Александр II — царьосвободитель. Культура, быт и нравы в России XIX в.
Россия в XX в. Революция в России и свержение самодержавия. Жизнь и быт людей в 20—30е годы.
Великая Отечественная война (1941—1945). Крупнейшие битвы Великой Отечественной войны. Тыл в годы войны.
Основные вехи развития России во 2й половине XX века. Основные достижения страны в науке и культуре. Изменения в быту и повседневной
жизни. Ближние и дальние соседи России.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ Содержание программного материала
Количество часов
1.
2.
3.
Наш край
Наша Родина на планете Земля
История нашей Родины
Итого:
12
6
17
35
Личностные результаты освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего
образования должны отражать: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание
своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей
многонационального российского общества; становление
гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и
религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о
нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего
образования должны отражать:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
использование знаковосимволических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения
учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных
и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора,
обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и
технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые
величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио, видео и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое
высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и
причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных,
технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение базовыми предметными и меж предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с
содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты
образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать:
Русский язык:
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе
национального самосознания;
понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание
значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
овладение первоначальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах
речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного
решения коммуникативных задач;
овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и
коммуникативных задач.
Литературное чтение:
понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических
представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в
освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего
Адаптированная основная общеобразовательная программа по УМК "Планета Знаний" 4 класс
Адаптированная основная общеобразовательная программа по УМК "Планета Знаний" 4 класс
Адаптированная основная общеобразовательная программа по УМК "Планета Знаний" 4 класс
Адаптированная основная общеобразовательная программа по УМК "Планета Знаний" 4 класс
Адаптированная основная общеобразовательная программа по УМК "Планета Знаний" 4 класс
Адаптированная основная общеобразовательная программа по УМК "Планета Знаний" 4 класс
Адаптированная основная общеобразовательная программа по УМК "Планета Знаний" 4 класс
Адаптированная основная общеобразовательная программа по УМК "Планета Знаний" 4 класс
Адаптированная основная общеобразовательная программа по УМК "Планета Знаний" 4 класс
Адаптированная основная общеобразовательная программа по УМК "Планета Знаний" 4 класс
Адаптированная основная общеобразовательная программа по УМК "Планета Знаний" 4 класс
Адаптированная основная общеобразовательная программа по УМК "Планета Знаний" 4 класс
Адаптированная основная общеобразовательная программа по УМК "Планета Знаний" 4 класс
Адаптированная основная общеобразовательная программа по УМК "Планета Знаний" 4 класс
Адаптированная основная общеобразовательная программа по УМК "Планета Знаний" 4 класс
Адаптированная основная общеобразовательная программа по УМК "Планета Знаний" 4 класс
Адаптированная основная общеобразовательная программа по УМК "Планета Знаний" 4 класс
Адаптированная основная общеобразовательная программа по УМК "Планета Знаний" 4 класс
Адаптированная основная общеобразовательная программа по УМК "Планета Знаний" 4 класс
Адаптированная основная общеобразовательная программа по УМК "Планета Знаний" 4 класс
Адаптированная основная общеобразовательная программа по УМК "Планета Знаний" 4 класс
Адаптированная основная общеобразовательная программа по УМК "Планета Знаний" 4 класс
Адаптированная основная общеобразовательная программа по УМК "Планета Знаний" 4 класс
Адаптированная основная общеобразовательная программа по УМК "Планета Знаний" 4 класс
Адаптированная основная общеобразовательная программа по УМК "Планета Знаний" 4 класс
Адаптированная основная общеобразовательная программа по УМК "Планета Знаний" 4 класс
Адаптированная основная общеобразовательная программа по УМК "Планета Знаний" 4 класс
Адаптированная основная общеобразовательная программа по УМК "Планета Знаний" 4 класс
Адаптированная основная общеобразовательная программа по УМК "Планета Знаний" 4 класс
Адаптированная основная общеобразовательная программа по УМК "Планета Знаний" 4 класс
Адаптированная основная общеобразовательная программа по УМК "Планета Знаний" 4 класс
Адаптированная основная общеобразовательная программа по УМК "Планета Знаний" 4 класс
Адаптированная основная общеобразовательная программа по УМК "Планета Знаний" 4 класс
Адаптированная основная общеобразовательная программа по УМК "Планета Знаний" 4 класс
Адаптированная основная общеобразовательная программа по УМК "Планета Знаний" 4 класс
Адаптированная основная общеобразовательная программа по УМК "Планета Знаний" 4 класс
Адаптированная основная общеобразовательная программа по УМК "Планета Знаний" 4 класс
Адаптированная основная общеобразовательная программа по УМК "Планета Знаний" 4 класс
Адаптированная основная общеобразовательная программа по УМК "Планета Знаний" 4 класс
Адаптированная основная общеобразовательная программа по УМК "Планета Знаний" 4 класс
Адаптированная основная общеобразовательная программа по УМК "Планета Знаний" 4 класс
Адаптированная основная общеобразовательная программа по УМК "Планета Знаний" 4 класс
Адаптированная основная общеобразовательная программа по УМК "Планета Знаний" 4 класс
Адаптированная основная общеобразовательная программа по УМК "Планета Знаний" 4 класс
Адаптированная основная общеобразовательная программа по УМК "Планета Знаний" 4 класс
Адаптированная основная общеобразовательная программа по УМК "Планета Знаний" 4 класс
Адаптированная основная общеобразовательная программа по УМК "Планета Знаний" 4 класс
Адаптированная основная общеобразовательная программа по УМК "Планета Знаний" 4 класс
Адаптированная основная общеобразовательная программа по УМК "Планета Знаний" 4 класс
Адаптированная основная общеобразовательная программа по УМК "Планета Знаний" 4 класс
Адаптированная основная общеобразовательная программа по УМК "Планета Знаний" 4 класс
Адаптированная основная общеобразовательная программа по УМК "Планета Знаний" 4 класс
Адаптированная основная общеобразовательная программа по УМК "Планета Знаний" 4 класс
Адаптированная основная общеобразовательная программа по УМК "Планета Знаний" 4 класс
Адаптированная основная общеобразовательная программа по УМК "Планета Знаний" 4 класс
Адаптированная основная общеобразовательная программа по УМК "Планета Знаний" 4 класс
Адаптированная основная общеобразовательная программа по УМК "Планета Знаний" 4 класс
Адаптированная основная общеобразовательная программа по УМК "Планета Знаний" 4 класс
Адаптированная основная общеобразовательная программа по УМК "Планета Знаний" 4 класс
Адаптированная основная общеобразовательная программа по УМК "Планета Знаний" 4 класс
Адаптированная основная общеобразовательная программа по УМК "Планета Знаний" 4 класс
Адаптированная основная общеобразовательная программа по УМК "Планета Знаний" 4 класс
Адаптированная основная общеобразовательная программа по УМК "Планета Знаний" 4 класс
Адаптированная основная общеобразовательная программа по УМК "Планета Знаний" 4 класс
Адаптированная основная общеобразовательная программа по УМК "Планета Знаний" 4 класс
Адаптированная основная общеобразовательная программа по УМК "Планета Знаний" 4 класс
Адаптированная основная общеобразовательная программа по УМК "Планета Знаний" 4 класс
Адаптированная основная общеобразовательная программа по УМК "Планета Знаний" 4 класс
Адаптированная основная общеобразовательная программа по УМК "Планета Знаний" 4 класс
Адаптированная основная общеобразовательная программа по УМК "Планета Знаний" 4 класс
Адаптированная основная общеобразовательная программа по УМК "Планета Знаний" 4 класс
Адаптированная основная общеобразовательная программа по УМК "Планета Знаний" 4 класс
Адаптированная основная общеобразовательная программа по УМК "Планета Знаний" 4 класс
Адаптированная основная общеобразовательная программа по УМК "Планета Знаний" 4 класс
Адаптированная основная общеобразовательная программа по УМК "Планета Знаний" 4 класс
Адаптированная основная общеобразовательная программа по УМК "Планета Знаний" 4 класс
Адаптированная основная общеобразовательная программа по УМК "Планета Знаний" 4 класс
Адаптированная основная общеобразовательная программа по УМК "Планета Знаний" 4 класс
Адаптированная основная общеобразовательная программа по УМК "Планета Знаний" 4 класс
Адаптированная основная общеобразовательная программа по УМК "Планета Знаний" 4 класс
Адаптированная основная общеобразовательная программа по УМК "Планета Знаний" 4 класс
Адаптированная основная общеобразовательная программа по УМК "Планета Знаний" 4 класс
Адаптированная основная общеобразовательная программа по УМК "Планета Знаний" 4 класс
Адаптированная основная общеобразовательная программа по УМК "Планета Знаний" 4 класс
Адаптированная основная общеобразовательная программа по УМК "Планета Знаний" 4 класс
Адаптированная основная общеобразовательная программа по УМК "Планета Знаний" 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.