Адаптированная программа «Школа будущего первоклассника»
Оценка 4.7

Адаптированная программа «Школа будущего первоклассника»

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
классное руководство
1 кл
22.06.2017
Адаптированная программа «Школа будущего первоклассника»
Переход от дошкольного детства к школьному – один из самых ответственных этапов человеческой жизни. Для детского организма адаптация к переменам требует огромного напряжения всех жизненных сил, перестройки работы организма. С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности.
ШКОЛА будущего первоклассника.docx
Управление образования Исполнительного комитета города Нижнекамск Республики Татарстан Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №20» «Согласовано» Заместитель директора по учебной работе средней школы № 20 _____________Р.Г.Тонкова «__» ________ 2016г. «Утверждаю» Директор средней школы № 20 _________________И.Ш.Ишмухаметов Приказ №______ от 2016г. «___» ________ Адаптированная программа «Школа будущего первоклассника»                                         Составитель: Степанова Елена Анатольевна, учитель начальных классов,  I квалификационная категория Возраст детей: 5 ­ 6 лет Срок реализации: 1 год г.Нижнекамск 2016 год Содержание программы I. Пояснительная записка.       1. Актуальность предшкольной подготовки детей 5,5­6,5 лет. Новизна.       2. Цель, задачи, принципы. II. Общая характеристика процесса подготовки дошкольников к обучению в школе.  1.  Описание места процесса подготовки дошкольников в учебном плане.            2. Личностные, метапредметные (предпосылки)   и предметные результаты освоения программы.        3.   Материально­техническое обеспечение реализации программы. III. Содержание программы подготовки дошкольников к обучению в школе.      1.   Учебные занятия  «Развитие речи».      2.   Учебные занятия  «Математика».      3.   Учебные занятия  «Окружающий мир».      4.   Тематическое планирование.      5.   Занятия педагога – психолога. IV. Работа с родителями.  V.   Методические   рекомендации   учебно­воспитательного   процесса   на   этапе предшкольного образования.  VI. Приложения. VII.Список использованной литературы. Пояснительная записка   сил,     работы   организма. перестройки  познания   и   освоения   мира.          Актуальность. На   протяжении   всей   жизни   человеку   неоднократно   приходится приспосабливаться к условиям внешней среды. Переход от дошкольного детства к школьному   –   один   из   самых   ответственных   этапов   человеческой   жизни.   Для детского организма адаптация к переменам требует огромного напряжения всех жизненных   В   этот   период   задача   всех   окружающих   ребенка   взрослых   (родителей, воспитателей, учителей) ­ обеспечить благоприятные условия для всесторонней полноценной подготовки дошкольника к обучению в школе.            В настоящее время школа решает сложную задачу образования и воспитания подрастающего   поколения   –  личностное   развитие   ребенка  (готовность   и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию) на   основе   освоения   им   универсальных  учебных   действий    (регулятивных, познавательных,   коммуникативных),  В   сфере экономических   и   политических   преобразований   нашего   общества   от   учителя начальных   классов   требуется   совершенствование   всей   системы   учебно­ воспитательного процесса, осуществление преемственности между дошкольным и начальным   обучением.   Одним   из   таких   направлений   является   предшкольная подготовка.     Успехи   школьного   обучения   в   немалой   степени   зависят   от   уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы. К старшему дошкольному возрасту (6,5 лет) определяющей для готовности детей к школе является сформированность «базиса   личностной   культуры».   Основной   характеристикой   базиса   личностной культуры   ребенка   дошкольного   возраста   является  компетентность,   которая включает   в   себя   коммуникативную,   социальную,   интеллектуальную   и компетентность в плане физического развития.           Коммуникативная компетентность  проявляется в свободном выражении ребенком своих желаний, намерений с помощью речевых и неречевых   средств. Ребенок умеет слушать другого и согласовывать с ним  свои  действия.              Социальная  компетентность  позволяет  дошкольнику  понимать разный характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, выбирать линию поведения,   соответствующую   ситуации.   Ребенок   умеет   попросить   о   помощи   и оказать ее, учитывает желания других людей, может сдерживать себя, высказывать просьбы, пожелания, несогласие  в социально приемлемой форме.         Интеллектуальная компетентность характеризуется способностью ребенка к практическому и умственному экспериментированию, знаковому опосредованию и   символическому   моделированию,   речевому   планированию,   логическим операциям (сравнение, анализ, обобщение). Ребенок проявляет осведомленность в разных сферах деятельности людей, имеет представление о некоторых природных явлениях и закономерностях, знакомится с универсальными знаковыми системами – алфавитом, цифрами.          С приходом в школу изменяется образ жизни ребенка, устанавливается  новая система   отношений   с   окружающими   людьми,   выдвигаются   новые   задачи, складываются новые формы деятельности. Когда же можно говорить о том, что ребенок готов к обучению в школе?   Большинство  родителей считает, что его ребенок готов к школе, если он умеет читать и считать. Однако высокий уровень интеллектуального   развития   детей   не   всегда   совпадает   с   их  личностной готовностью  к   школе,   у   детей   не   сформировано   положительное   отношение   к новому   образу   жизни,   предстоящим   изменениям   условий,   правил,   требований. Особое значение в личностной готовности ребенка к школе имеет мотивационный план, т. е.  «внутренняя позиция школьника»,  которая выражается в стремлении ребенка выполнять общественно значимую и оцениваемую деятельность (учебную). Мотивационная готовность старшего дошкольника к обучению в школе   находит свое выражение в: ­ наличии четких представлений о школе и формах школьного поведения; ­ заинтересованном отношении к учению и учебной деятельности; ­ наличии социальных мотивов и умении подчиняться школьным требованиям.       «Внутренняя позиция школьника»  начинает формироваться благодаря тому, что   в   детском   саду   и   дома,   с   5­6   лет,   начинается   подготовка   детей   к   школе, которая призвана решать две основные задачи: ­ всестороннее воспитание ребенка; ­   специальная   подготовка     к   усвоению   тех   предметов,   которые   ребенок   будет изучать в школе.       В итоге детский сад превращается в «маленькую школу», где от дошкольника требуют то, к чему он психологически еще не готов. Поступление в школу не готового   к   обучению   ребенка   отрицательно   сказывается   на   его   дальнейшем развитии, здоровье, успеваемости. Это приводит к отрицательному отношению к школе и трудностям в дальнейшем воспитании.       Для   формирования     «внутренней   позиции   школьника»,     положительного   отношения к школе старшему дошкольнику  необходимо не просто рассказывать о школе,  не просто «дать  поиграть в школу», а создать условия, чтобы он хоть на несколько минут побыл  настоящим учеником: посидел за партой, пообщался  со своим   будущим   учителем,   привык   к   нему   и   его   требованиям,   «почувствовал» школьные стены.          Новизна:  в   организации   психолого­педагогического   и   социально­педагогического сопровождения старших дошкольников и их родителей;  в   применении   экспериментальной   программы   стартовых   возможностей для   детей   старшего   дошкольного   возраста   при   поступлении   в   первый класс,   независимо   от   социального   уровня   семьи,   места   жительства, здоровья ребенка и т.д.  в   создании   предпосылок   для   формирования   иноязычных коммуникативных      способностей и умений.                  Цель  рабочей учебной программы «Школа будущего первоклассника» ­ формирование   у     ребёнка   желания   идти   в   школу,   интереса   к   обучению, «внутренней   позиции   школьника»   с   помощью   единства   требований   родителей, воспитателей   и   учителя     для   реализации   преемственности   между   дошкольным этапом и начальной школой с учетом ФГОС второго поколения. Задачи программы:  обеспечить   преемственность   между   дошкольным   и   начальным   школьным образованием;  сохранение   и   укрепление   физического   и   психического   здоровья   детей, формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни;  формирование   и   развитие   у   ребенка   необходимого   уровня   двигательных навыков,   физической   и   умственной   трудоспособности,   познавательных способностей,   образного   мышления   и   воображения,   словесно­логического мышления;   умений общаться со сверстниками и взрослыми;   необходимого уровня монологической и диалогической речи;   целостных представлений о мире;  создать     условия     для   развития   детей   старшего   дошкольного   возраста, позволяющие   им   в дальнейшем успешно освоиться с ролью ученика.   и   задачи   процесса   подготовки   дошкольников   определяют   систему Цель   следующих психолого­педагогических принципов: 1. Гуманистический принцип предполагает:   —   всестороннее   развитие   личности   ребенка   на   основе   заботы   о   его   благе   и создания благоприятных условий жизни и обучения для всех детей;   —   защиту   прав   ребёнка,   уважение   достоинства,   признание   самоценности   и значимости   каждого   дошкольника   независимо   от   уровня   его   знаний   и материальной обеспеченности;  — усвоение  нравственных норм и обязанностей по отношению к окружающим их людям. 2.  Коммуникативный   принцип  предполагает,  что   в  обучении   процесс   общения выступает:  — как предмет специального изучения. Особое внимание в программе уделяется развитию   устной     речи,   овладению   ребенком   средствами   речевого   общения, умениями слушать и слышать партнера, договариваться, разрешать конфликты; —   как   система   межличностного   общения   с   акцентом   на   культуру   общения   и взаимоотношения детей. 3. Принцип творческой активности предполагает:   — стимулирование и поощрение творческой активности детей, инициирование постановки новых познавательных и художественно­творческих задач;  — участие в  коллективных формах работы;   — создание благоприятной атмосферы для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка на основе межличностных отношений, построенных на модели равноправия, уважения и признания самоценности каждого учащегося. 4. Принцип обучения деятельности.  Главное   –   не   передача   детям   готовых   знаний,   а   организация   такой   детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что­то новое путем решения доступных проблемных задач. Используемые в процессе обучения игровые   моменты,   радость   познания   и   открытия   нового   формируют   у   детей познавательную   мотивацию,   а   преодоление   возникающих   в   процессе   учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу.       В соответствии с принципом обучения деятельности занятия с дошкольниками технологии, строятся   с   использованием адаптированной   к   данному   возрасту.   Старшим   дошкольникам     не   только сообщаются готовые знания, но и организуется такая их деятельность, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что­то новое и используют полученные знания   и   умения   для   решения   жизненных   задач.   Такой   подход   позволяет обеспечить преемственность между дошкольным этапом и начальной школой  как на уровне содержания, так и на уровне технологии, когда обучение строится на деятельностной основе.    Основными принципами подготовки к обучению являются:  проблемно­диалогической   учет возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей детей;   единство развития, обучения и воспитания;  уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью  комплексный подход при разработке занятий  вариативность содержания и форм проведения занятий  систематичность и последовательность занятий;   сознательность и творческая активность;  наглядность;   доступность и достаточность. Общая характеристика процесса подготовки дошкольников  к обучению в школе Для выполнения поставленных задач программой предусмотрены следующие виды занятий:  занятие­игра;  занятие­путешествие;  занятие­исследование;  занятие­конкурс;  занятие­экскурсия;  занятие­соревнование В качестве ведущей деятельности  ребенка рассматривается  интегрированные занятия, игра и продуктивная деятельность.  Основная форма обучения по данной программе – занятие. Методические особенности занятий:  Занятия проходят в игровой форме, так как игра для ребенка ­ обязательное  условие существования, она является школой сотрудничества со  сверстниками и педагогами, учит общению и запоминанию  Диалогичность ведения занятий. На занятиях слово предоставляется  ребенку, а педагог организует процесс общения через систему поставленных  вопросов. Предполагаемый состав предшкольной группы: дети с разным уровнем социального развития, разновозрастная группа.   В предшколе предполагается присутствие детей трех уровней: слабоподготовленные дети (те, с которыми никто не занимался ранее, дети с ОВЗ); среднеподготовленные дети (те, с которыми время от времени занимались родители);    хорошо подготовленные дети (те, с которыми занимались специалисты в кружках или на дому, посещавшие детский сад) Характеристика результатов формирования универсальных учебных действий Коммуникативные УУД 1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных  ситуациях. 2. Отвечать на вопросы  учителя, товарищей по  классу. 3. Соблюдать  простейшие нормы  речевого этикета:  здороваться, прощаться, благодарить. 4. Слушать и понимать  речь других. 5. Участвовать  в паре. Познавательные УУД 1. Ориентироваться в  учебнике: определять  умения, которые будут  сформированы на основе  изучения данного раздела. 2. Отвечать на простые  вопросы учителя, находить нужную информацию в  учебнике. 3. Сравнивать предметы,  объекты: находить общее и различие. 4. Группировать предметы, объекты на основе  существенных признаков. 5. Подробно пересказывать прочитанное или  прослушанное. Личностные УУД Регулятивные УУД 1. Организовывать свое  рабочее место под  руководством учителя. 2. Определять цель  выполнения заданий на  уроке, во внеурочной  деятельности, в жизненных ситуациях под  руководством учителя. 3. Определять план  выполнения заданий на  уроках, внеурочной  деятельности, жизненных  ситуациях под  руководством учителя. 4. Использовать в своей  деятельности простейшие  приборы: линейку,  треугольник,т.д. 1. Ценить и принимать  следующие базовые  ценности:  «добро»,  «терпение», «родина», «природа», «семья». 2. Уважать к своей  семье, к своим  родственникам,  любовь к родителям. 3. Освоить  роли   ученика;  формирование  интереса (мотивации)  к учению. 4. Оценивать   жизненные ситуаций   и поступки героев  художественных  текстов с точки  зрения  общечеловеческих  норм.  задавать  свои   вопросы     по   содержанию   услышанного   литературного Предметными   результатами  дошкольной   подготовки   является   формирование следующих умений.  Развитие речи и подготовка к обучению грамоте: ­ отвечать на вопросы учителя по содержанию услышанного произведения; ­ произведения; ­ рассказывать наизусть небольшое стихотворение; ­ конструировать словосочетания и предложения; ­ определять количество слов в предложении; ­ составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок; ­  выделять  отдельные   звуки   в   словах,  определять  их   последовательность, подбирать слова на заданную букву; ­ делить слова на слоги, выделяя ударный слог; ­ различать звуки и буквы; ­ узнавать и различать буквы русского алфавита; ­ правильно держать ручку и карандаш; ­ аккуратно выполнять штриховку, раскрашивание, обведение по контуру. Введение в математику: ­ продолжать заданную закономерность; ­ называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке; ­ вести счет предметов в пределах 10; ­ соотносить число предметов и цифру; ­ сравнивать группы предметов  с помощью составления пар; ­  составлять  математические   рассказы   и   отвечать   на   поставленные   учителем вопросы: Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?; ­ классифицировать  объекты  по форме, цвету, размеру, общему названию;  ­ устанавливать пространственно­временные отношения с помощью слов: слева – направо, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше – позже, вчера – сегодня – завтра; ­  распознавать  известные геометрические фигуры   (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник)   среди   предложенных   и   среди   объектов   окружающей действительности; ­  обводить  заданные   геометрические   фигуры   на   листе   бумаги   в   клетку     и изображать простейшие фигуры «от руки»; ­ ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве точки отсчета, а также на листе бумаги. Режим проведения занятий        На базе МБОУ «СОШ №20»   города Нижнекамска с ноября по апрель,   в течение 20 недель, по 1 занятию в неделю, что составляет 20  занятий по 25 – 30 минут с 5—10­минутными перерывами. С группой набранной из неорганизованных детей. Главное   назначение  подготовительного   курса   состоит   в   том,   что   данная программа   способствует формированию направленного внимания, интереса к чтению, познавательного и коммуникативного мотивов;   воспитывает   любовь   и   уважение   к   родителям,   интерес   к   изучению окружающей   природы,   наблюдательность,   доброжелательное   отношение   к окружающим, желание помогать другим;   обучает   правилам   личной   гигиены,   приемам   самообслуживания,   работе   с простейшими инструментами, приемам проведения опытов и экспериментов;  укрепляет:   чувство   уверенности   в   своих   силах,   чувство   собственного достоинства. Модель выпускника группы по подготовке детей к школе (группы предшкольной подготовки) I    Здоровье и физическое развитие. 1. Физическое развитие выпускника соответствует возрастной норме. 2. Физически подготовлен к продолжению обучения:  —   владеет   своим   телом,   различными   видами   движений   на   уровне, соответствующем его возрасту;  — хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения;  — подвижен, ловок;  —   развита   мелкая   мускулатура   рук:   уверенно,   владеет   карандашом, ножницами, способен к сложной двигательной активности в различных видах продуктивной деятельности,  3. Сформирована привычка к здоровому образу жизни:  —   сформированность   основных   гигиенических   навыков,   элементарных представлений о пользе занятий физической культурой;  —   сформированность   основ   безопасного   поведения   в   критических жизненных ситуациях.  II    Развитие познавательной деятельности  1. Кругозор выпускника:  — сформированы развернутые и конкретные представления о мире;  — устанавливает доступные причинно­следственные связи и зависимости в объектах и явлениях окружающего мира.  2. Речь выпускника:  — устная речь выпускника содержательна, эмоциональна, выразительна;  — речь фонетически и грамматически правильная;  —   использует   речь   как   инструмент   мышления   (умеет   связно   и последовательно выражать свои мысли, понимать смысл текста и передавать его содержание);  3. Познавательная активность, самостоятельность выпускника:  —   ребенок   любознателен,   активен,   задания   выполняет   с   интересом, самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах;  —   выпускник   способен   к   самостоятельному   решению   творческих (умственных, художественных и др.) задач.  4. Сформированы интеллектуальные умения:  — определяет содержание, смысл (в том числе скрытый) анализируемого, точно и емко обобщает его в слове;  — сформированы операции анализа, классификации, обобщения, сравнения;  — способен сделать умозаключения и выводы на основе имеющихся знаний;  — сформированы элементы учебной деятельности.  5. Сформирована произвольность психических процессов внимания, памяти, мышления:  — ребенок способен сосредоточенно работать в течение 15 – 20 минут; —   способен   строить   свою   деятельность   в   соответствии   с   инструкцией взрослого;  —   способен   самостоятельно   спланировать, проконтролировать результат деятельности.  6.   Сформированы   основы   художественных   способностей   (музыкальных, изобразительных, литературных, танцевальных, актерских):    осуществить   и — развиты художественное мышление, сенсорные способности; —   умеет   создавать   художественный   образ   в   разных   видах   творческой деятельности.  III  Поведение и общение  1. Владеет приемами и навыками эффективного межличностного общения с взрослыми и сверстниками:  — устанавливает дружеские отношения;  — готов к коллективным формам деятельности;  — умеет самостоятельно решать конфликты мирным путем.  2. Принимает и соблюдает социальные и этические нормы.  3.   Сформированы   практические   умения   уважительного   отношения   к природе, человеку, рукотворному миру, к самому себе.  4. Способен управлять своим поведением и способами общения.  5. Способен давать адекватную оценку своему поведению, деятельности.  IV. Мотивационная готовность к обучению в школе  1. Желает учиться в школе.  2. Имеет познавательный или социальный мотив учения.  Блоки программы  Развитие речи (20ч.) Математика (20ч.) Содержание программы Основные содержательные линии Развитие речевой среды. Формирование словаря. Звуковая культура речи. Грамматический строй речи. Подготовка к обучению грамоте. Связная речь. Знакомство литературой. с     художественной Величина и геометрические фигуры. Счёт. Количество. Форма. Ориентировка   в   пространстве   и   во времени. Окружающий мир (20ч.) Что такое природа. Растительный мир. и   материалы Животный мир. Неживая природа. Планеты, Земля, Солнце. Знакомство с литературой о природе.  Наши волшебные помощники. Художественные принадлежности. Художественное отражение окружающего мира в изобразительной деятельности. Окружающий   мир   в   образах   народного декоративного искусства. Восприятие художественного образа. Определение школьной зрелости. Психопрофилактика. Психологическая коррекция. Индивидуальная диагностика. Диагностика Материально­техническое обеспечение реализации программы.                Принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в «Школе   будущего   первоклассника».     Главную   роль   играют   средства   обучения, включающие наглядные пособия: 1) натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объекты­ заместители); 2) изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы).         Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор,  DVD­проектор,  видеомагнитофон  и др.).            Наряду с принципом наглядности важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым дети осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами.   В   ходе   подобной   деятельности   у   дошкольников   формируются практические   умения   и   навыки   по   измерению   величин,   конструированию   и моделированию   предметных   моделей,   навыков   счёта,   осознанное   усвоение изучаемого   материала.   Предусматривается   проведение   значительного   числа предметных действий, обеспечивающих мотивацию, развитие внимания и памяти старших дошкольников.              Исходя   из   этого,   второе   важное     требование   к   оснащенности   процесса подготовки   дошкольников   к   обучению   в   школе   заключается   в   том,   что   среди средств обучения в обязательном порядке должны быть представлены объекты для выполнения предметных действий, а также разнообразный раздаточный материал (разрезные карточки, раздаточный геометрический материал, карточки с моделями чисел, счетные палочки). На занятиях используются следующие формы работы: 1 индивидуальная 2 в парах 3 подгрупповая 4 групповая 5 фронтальная Материально­ техническая база: 1 классное помещение 2 спортивный зал 4 школьная мебель 5 магнитная доска 6 магнитофон 7 компьютер 8 мультимедийный проектор Материалы и пособия, необходимые для занятий: 1  письменные принадлежности; 2  плакаты; 3  предметные и сюжетные картинки; 4  игрушки; 5  дидактический материал Содержание программы подготовки дошкольников к обучению в школе 1.   Учебные занятия по курсу «Развитие речи»           Учитывая   необходимость   подготовки   ребенка   к   школе,   особое   внимание следует уделять развитию познавательно­речевой деятельности дошкольников. Цель: создание условий, способствующих формированию звуковой культуры речи и готовности к овладению детьми звукобуквенного анализа. Задачи работы по развитию речи с детьми 5,5–6,5 лет: 1. Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря. 2. Развитие умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка. 3. Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей. 4. Обучение звуко­слоговому анализу слов. 5.   Развитие мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру). Основное содержание.          Работа по развитию связной речи строится на основных ее уровнях: звук – слово – предложение – связное высказывание – текст.  1. Лексическая и грамматическая работа: –  обогащение словарного запаса детей; наблюдение над многозначными словами в речи;  – употребление новых слов в собственной речи (конструирование словосочетаний и предложений).  2. Развитие связной речи:  – ответы на вопросы, участие в диалоге;  – подробный пересказ текста по зрительной опоре;   –   составление   рассказа­описания,   рассказа   по   сюжетной   картинке,   по   серии картинок;  3. Развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха: –  знакомство   с  классификацией   звуков:   согласные   и  гласные   звуки;  твердые   и мягкие, звонкие и глухие согласные;  – выделение звука в начале, конце и середине слова, определение положения звука в слове;  – выделение в слове гласных звуков, согласных звуков, твердых, мягких, звонких, глухих согласных;   –   «чтение»   и   составление   слогов   и   слов   с   помощью   условных   звуковых обозначений.  4. Обучение звуко­слоговому анализу:  – звуковой анализ состава слогов и слов;  – дифференциация понятий «звук» и «буква»;  – соотнесение букв и звуков.  5. Работа по развитию мелкой моторики руки (штриховка, обведение по контуру). Планируемые   результаты.  • Конструировать словосочетания и предложения, в том числе с новыми словами;  • отвечать на вопросы педагога;  • задавать свои вопросы;  • подробно пересказывать текст по зрительной опоре;  • составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;  • выделять звук в начале слова;  • различать звуки и буквы;  • узнавать и называть буквы русского алфавита;  • соединять звуки в слоги.         Тематическое планирование по курсу «Развитие речи» Содержание программного материала Речь. Звучащий звук. Гласный и согласный звук (основное отличие). Игра «Полслова за вами» Слог. Деление слов на слоги. Работа с картиной «Лес» Ударный слог. Чтение басни «Стрекоза и Муравей».  Инсценирование сказки «Колобок» № п/п 1 2 3 4 План  проведения план факт Количе ст­во часов 1 1 1 1 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Слова­предметы, слова­признаки, слова­действия.  Гласные буквы а, о, у, ы, э, и. Герой сказки золотой ключик. Одинаковые звуки в словах. Гласные буквы е, ё, ю, я. Звуки «м, н, л, р». Буквы м, н, л, р. Игра «Да ­ нет» Знакомство   с   «морскими»   словами.   Работа   по   картине. Составление предложений, текста. Звуки в начале слова.  Составление и чтение слогов с буквами м, н, л, р. Чтение   сказки   К.Чуковского   «Муха­Цокотуха». Инсценирование отрывка. Соотношение слова и картинки.  Чтение слогов и составление слов. Слова со звуками «з­с».  Заучивание стихотворения С.Есенина «Белая берёза» Звуки твёрдые и мягкие. Разучивание скороговорки. Звуки глухие и звонкие. Рассказ­описание любимого героя из мультфильма. 15 Мягкие и твёрдые звуки. Составление рассказа по картине «Питомцы зоопарка». 16 Мягкие   и   твёрдые   звуки.   Разучивание   стихов   А.Барто 17 18 19 «Игрушки». Составление   и   чтение   слов.   Описание   животных   по картинке(слон, тигр, зебра, жираф) Буквы ъ и ь. Чтение слогов и составление слов.  Игра «Что лишнее?» Чтение слогов и составление слов.   Инсценирование сказки «Теремок» 20 Многосложные слова.  Составление предложений по картине. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2. Учебные занятия по курсу «Математика» Цель: Формирование условий для развития познавательной мотивации, интереса к математике и процессу обучения в целом. Задачи работы по развитию математических способностей с детьми 5,5–6,5 лет: 1. Формирование знаний о расположении предмета в пространстве, о направлении движения, о последовательности событий, о временных представлениях. 2.   Подготовка     к   формированию   понятия   числа   на   основе   сравнения   групп предметов и выявления отношений «больше», «меньше», «столько же» на основе составления пар. 3.   Развитие   умения   вести   счет   предметов   в   пределах   10   и   устанавливать порядковый номер предмета. 4. Подготовка к рассмотрению действий с числами и решению задач. 5. Систематизация и формирование новых знаний о геометрических фигурах. 6. Развитие внимания и памяти, креативности и вариативности мышления. Основное содержание.          Признаки предметов. Свойства (признаки) предметов: цвет, форма, размер, назначение, материал, общее название.      Выделение предметов из группы по заданным свойствам, сравнение предметов, разбиение   предметов   на   группы   (классы)   в   соответствии   с   выделенными свойствами.      Отношения. Сравнение групп предметов путем наложения и с помощью графов: равно, не равно, столько же, больше, меньше.          Числа от 1 до 10. Натуральное число как результат счета и мера величины. Модели чисел.                     Формирование представлений о числах в пределах 10 на основе действий с конкретными   предметными   множествами   и   измерений   величин   с   помощью произвольно выбранных мерок.      Счет по образцу и заданному числу с участием анализаторов. Состав чисел от 2 до 10 из единиц и двух мeньших чисел на основе моделирования отношений между частями и целым.      Сравнение множеств, выраженных числами, запись отношений между числами с помощью знаков­заместителей, придуманных детьми.            Последовательность   чисел.  Формирование представлений   о следующем  и предыдущем   числе   относительно   заданного   на   основе   сравнения   предметных множеств (следующее число больше данного на один, предыдущее число меньше данного   на   один).   Различение   количественного   и   порядкового   счета,   счет   в обратном порядке.       Простые арифметические задачи на сложение и вычитание.       Элементы геометрии. Различение и называние геометрических фигур (квадрат, круг,   отрезок.) Моделирование   геометрических   фигур   путем   деления   их   на   равные   части   и образование новых из частей различных геометрических фигур, придумывание их названий.          Упражнения в обводке заданных геометрических фигур на листе бумаги в клетку.      Ознакомление с пространственными и временными отношениями. Ориентация в пространстве и на плоскости: слева – справа, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже и т.д. Формирование временных представлений: утро –   день   –   вечер   –   ночь,   вчера,   сегодня,   завтра,   раньше,   позже,   ориентация   в последовательности дней недели, времен года и месяцев.            Конструирование.   Практическое   моделирование   реальных   и   абстрактных объектов   из   геометрических   фигур   в   виде   аппликаций   или   рисунков   из   5–10 деталей по образцу.    кривая   линия,   треугольник,   прямоугольник,   прямая,  • Называть числа от 1 до 10;  • продолжить заданную закономерность; Планируемые    результаты. •   производить   классификацию   объектов   по   цвету,   форме,   размеру,   общему названию;  • устанавливать пространственно­временные отношения с помощью слов: слева – справа, вверху – внизу, впереди – сзади, близко – далеко, выше – ниже, раньше, позже, вчера – сегодня – завтра;   •   сравнивать   предметы   по   длине,   ширине,   высоте,   массе,   вместимости   как непосредственно   (визуально,   приложением,   наложением),   так   и   с   помощью произвольно   выбранных   мерок   (мерных   стаканчиков,   полосок   бумаги,   шагов   и т.д.);   • распознавать известные геометрические фигуры среди предложенных и среди объектов окружающей действительности; • составлять с помощью педагога простые арифметические задачи по рисункам: составлять   математические   рассказы   и   отвечать   на   поставленный   педагогами вопрос: Сколько было? Сколько стало? Сколько осталось?; • обводить заданные геометрические фигуры на листе бумаги в клетку «от руки»;  • ориентироваться в пространстве с использованием себя или выбранного объекта в качестве точки отсчета.  Тематическое планирование по курсу «Математика» Содержание программного материала Количеств о часов План проведения план факт № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9   животных   из   Конструирование Свойства   предметов.   Сравнение.   Счет   предметов. Количественный   счёт,   порядковый   счёт.  Понятия «Больше, меньше,   столько же».  Числа 1­10. Прямой и обратный счёт Понятия «Длиннее ­ короче», «выше ­ ниже» Треугольник. геометрических фигур.  Числа 1­10. Прямой и обратный счёт Понятие «Столько ­ сколько». Число и цифра 1.  Числа 1­10. Прямой и обратный счёт. Закономерность. Квадрат. Число и цифра 2. Понятие «вначале», «потом». Числа 1,2. Число и цифра 3. Число предшествующее и последующее. Числа 1­3. Число и цифра 4.  Решение задач на сложение и вычитание. Числа 1­4. Число и цифра 5. Игра «Что лишнее?» Геометрические фигуры. Круг.  Деление круга на две части. Равенства. Сравнение фигур. Состав чисел 2, 3, 4, 5. 10 11 Неравенства.   Счёт   предметов.   Сравнение   предметов. Порядковое значение чисел: первый, второй и т.д. 12 Сравнение предметов. Числа 1­5. Число и цифра 6. 13 Числа 1­6. Состав числа 6. Составление закономерности. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 14 Числа 1­6. Число и цифра 7. Сказка и число 7. 15 Числа 1­7. Состав числа 7.  Решение примеров на сложение. 16 Числа 1­7. Число и цифра 8.  Решение задач на сложение и вычитание. 17 Состав числа 8.  Ориентировка в пространстве: слева, справа, посредине. 18 Числа 1­8. Число и цифра 9.  Решение задач на сложение и вычитание. Закономерность. Числа 1­9. Число 10. Решение примеров. 19 20 Состав числа 10. Решение примеров. Закономерность. 1 1 1 1 1 1 1 3. Учебные занятия по курсу «Окружающий мир» Цель:  Знакомство   с   целостной   картиной   мира,   которое   происходит   по   мере решения задач по осмыслению ребенком своего опыта. Задачи работы по расширению представлений об окружающем мире с детьми 5,5– 6,5 лет: ­        Дальнейшее приобщение к миру взрослых людей, и созданных их трудом  предметов; ­         Развитие возможности действовать в повседневной жизни разумно и  достаточно самостоятельно, понимать, осмысливать и реализовывать в своём поведении нравственное отношение к предметам как результату  человеческого труда; ­         Ознакомление с техникой, машинами и механизмами, доступными для            понимания дошкольника, разнообразными видами труда взрослых в  ближайшем окружении, профессиями родителей; ­         Формирование отчётливых представлений о предметах материальной  культуры; ­         Расширение, уточнение и систематизация знаний о явлениях природы,  формирование обобщённых представлений на основе выделения  характерных и существенных признаков природных объектов; ­         Воспитание бережного отношения к природе через формирование осознанно  правильного отношения к ней; ­         Расширение, уточнение и систематизация представлений о растительном и  животном мире в разных уголках планеты; ­         Обогащение и уточнение знаний ребёнка о самом себе, своей семье,  ближайшем социальном окружении, формирование этических норм и правил  поведения в обществе. Тематическое планирование по курсу «Окружающий мир» Содержание программного материала Количеств о часов План проведения план факт Знакомство со школой, со школьными принадлежностями Дикие и домашние животные 1 1 № п/п 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 4 5 6 7 8 9 Деревья лиственные и хвойные Времена года. Определение времени года по признакам. Понятие «следует», «предшествует» Осень пришла. Приметы осени. Названия дне недели.  Понятия «вчера», «сегодня», «завтра». Профессии людей. Детские забавы. Разучивание игр. Насекомые и другие животные.  Выделение общих признаков. Разнообразие растений. Игра «Что лишнее?» Здравствуй, гостья Зима! Приметы зимы. 10 11 12 Как зимуют звери (медведь, белка, заяц, лиса). 13 Какие бывают рыбы. 14 Морские животные. Их особенности.  Игра «1, 2, 3 – морская фигура замри». 15 Животные и их детёныши.  Заботливые отношения родителей и их детей. 16 Животные жарких стран 17 Кто нас лечит. Какие бывают врачи. 18 Ягоды. Кустарники. 19 20 Транспорт. Виды транспорта. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. Планируемые    результаты.  времена года;  части суток;  отличие живой и неживой природы;  название страны и города в котором живет  различать диких и домашних животных;  различать культурные и дикорастущие растения;  называть характерные признаки времен года;  различать части суток;  рассказать о своей семье. 4. Занятия педагога – психолога в школе будущего первоклассника №  Виды деятельности Сроки 1. Диагностика уровня психологической готовности к обучению в школе: 1 этап 2 этап 2. Диагностика   уровня   развития   предпосылок   к   учебной деятельности   (исследование   мотиваций   учения   будущих первоклассников) 3. Диагностика исследования уровня развития интеллектуальных способностей (создание базы данных) 4. Диагностика динамики мотивации учения 5. Мониторинг предпосылок к учебной  деятельности и мотивов учения ноябрь апрель октябрь. ноябрь декабрь январь февраль апрель  Освоение дошкольниками роли ученика: знакомство со школой, учителем, Ожидаемые результаты будущими одноклассниками. Усвоение школьных правил.  Выравнивание стартовых возможностей дошкольников. Развитие умений и навыков, необходимых для успешного обучения в начальной школе.  Диагностика школьной зрелости. Выработка рекомендаций для родителей.  Вовлечение родителей в деятельность, направленную на подготовку к школе.                                 Работа   с   родителями   будущих   первоклассников.            При подготовке детей к школе важна и необходима правильная помощь со стороны родителей. Цель работы с родителями: организация всеобуча родителей по подготовке детей к школе. Родительские лекции и цикл консультаций «Советы психолога», предусмотренные в рамках программы информируют родителей об особенностях дошкольного возраста, организации учебного процесса, о роли семьи в   развитии   и   воспитании   ребенка.   В   организиции   лекций   и   консультаций   для родителей   задействованы   учителя   начальной   школы,   психологические   службы. Ноябрь: 1. ФГОС – что это? 2. Лекция «Родитель – это профессия». 3. Консультация психолога «Ваш ребенок пошёл в школу». Декабрь: 1. Лекция «Готов ли ваш ребенок к первому классу». 2. Консультация   психолога   «Формирование   внимания,   мышления   и   памяти ребенка в семейном воспитании» Март: 1. Лекция «Дидактические игры в семье как средство развития познавательной деятельности» 2. Консультация   психолога   «   Развитие   психических   процессов   детей   6­7 летнего возраста». Апрель: 1. Лекция «Первые дни ребенка в школе» 2. Консультация   психолога   логопеда   «   Диагностика   психолого­ физиологической готовности детей к школе. Методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей».           Кроме   этого   родители   имеют   возможность   получать   индивидуальные консультации   учителей   начальных   классов,   психолога,   познакомиться   с результатами   диагностики   каждую     10.00­12.00. субботу   с Методические рекомендации учебно­воспитательного процесса  на этапе предшкольного образования. При реализации программы необходимо ориентироваться на два важнейших требования:   необходимость   получения   реального   результата   обучения, определенного программой; учет индивидуальности ребенка, его эмоциональное благополучие   и   интерес   к   занятиям;   желание   посещать   образовательное учреждение, а в будущем ­ школу.     Организация   процесса   обучения   должна   подчиняться   определенным педагогическим   требованиям,   учет   которых   будет   способствовать   более эффективному   достижению   поставленных   целей,   а   также   созданию благополучного эмоционально­ психологического климата в детском коллективе.       В   зоне   особого   внимания   педагога   должен   быть   учет   психологических   особенностей   и   возможностей   детей   старшего   дошкольного   возраста.   Это проявляется в следующем:   1. Нельзя предъявлять детям требований, которые они не могут выполнить, так как это препятствует формированию положительной учебной мотивации ребенка: отношению к деятельности, интереса к ней, и как следствие этого­ успешности обучения.   2. Необходимо учитывать, что ведущей деятельностью этого периода развития ребенка   является   игровая   и   поэтому   именно   игра   должна   стать   приоритетной формой организации и методом обучения.   3. Следует создать условия для более разнообразного учебного и внеучебного общения детей. Потребность к общению со сверстниками ­ особая черта детей этого возраста, именно в процессе этой деятельности происходит развитие многих коммуникативных умений, необходимых для обучения в школе.   4. Педагог должен знать индивидуальные особенности каждого воспитанника и учитывать   их   в  процессе   обучения:   темп   деятельности,  особенности   внимания, памяти; отношения со сверстниками, индивидуальные эмоциональные проявления.   При подготовке конкретного занятия педагог должен:   ­ оценить этап обучения и сформированность у каждого ребенка необходимых знаний­умений;   ­   предусмотреть   разные   организационные   формы   проведения   занятий   (парная, групповая, коллективная), а также индивидуальную работу каждого ребенка;   ­   учитывать   необходимость   возвращения   (повторения)   изученного   в   новых учебных (игровых) ситуациях;  ­ предусмотреть взаимосвязь занятий и свободной игровой деятельности. Приложения. Тест школьной зрелости Приложение №1 Дата проведения: апрель текущего года. Время проведения: 20 минут. Цель   проведения:  оценка   уровня   интеллектуального   развития   старшего дошкольника. Методика   проведения:   учитель   индивидуально   общается   с   дошкольником, предлагая ему ответить на вопросы и выполнить задания. 1. Назови свои фамилию, имя, детский сад, который посещаешь. 2. Какое животное больше: лошадь или собака? 3. Что раньше: обед или завтрак? 4. Днем светло, а ночью? 5. Утром мы завтракаем, а днем? 6. Яблоки, груши, персики – что это? 7. Найди лишнее в ряду: береза, портфель, дуб, осина. Объясни свой выбор. 8. Скажи одним словом: Москва, Казань,  – это ___________ . 9. В каком городе ты живешь? 10. Какие ты знаешь транспортные средства? 11.   Маленькая   корова   –   это   теленок,   маленький   кот   –   _________,   маленькая собака ­ _________. 12. Собака больше похожа на кошку или на курицу? Почему? 13. Чем похожи  друг на друга молоток и топор? Назови два признака. 14. Футбол, прыжок в высоту, теннис – что это? 15. Зачем люди занимаются спортом? 16. Чем отличается старый человек от молодого? 17. Почему плохо, когда кто­нибудь не хочет работать? 18. От какого животного получают молоко? 19. Назови по порядку дни недели. 20. Назови по порядку времена года. 21. Разбей на группы и объясни (предлагаются картинки): ручка, пенал, портфель, линейка, дятел, воробей, ворона, голубь. 22. Произнеси слово утка. Сколько в нем слогов? Назови первый и последний звук в этом слове. 23. Подбери по три слова на буквы  А, Н. 24. Какое слово длиннее: веревка или река? 25. Составь предложение по картинке (предлагается сюжетная картинка). Сколько слов в этом предложении? 26.   Сосчитай   до   10,   называя   одно   число   тихо,   другое   –   громко,   по   очереди. Сосчитай от 10 до 1. 27.   Убери   несколько   предметов,   чтобы   осталось   4   (предлагается,   например,   7 предметов). 28.Какие числа стоят между числами 3 и 5? 4 и 6? 29. Хочешь ли ты идти в школу? Почему? Критерии оценки теста: Высокий уровень школьной зрелости – дошкольник дал  верные и полные ответы на 23 – 29 вопросов. Средний уровень школьной зрелости – дошкольник ответил  на 17 ­ 23 вопроса. Низкий   уровень школьной зрелости – дошкольник ответил   менее   чем на   16 вопросов. Проверочная работа  Приложение №2 Дата проведения: апрель текущего года. Время проведения: 25 минут. Цель проведения: оценка достижения планируемых результатов. Методика   проведения:   работа   проводится   со   всей   группой   дошкольников одновременно;   каждое   задание   озвучивает   учитель   и   дает   время   на выполнение.  №1. Планируемый результат: продолжать заданную закономерность.              Умение,   характеризующее   достижение   этого   результата:   составлять   и продолжать последовательность на основе установленного правила. №2. Планируемый результат: соотносить число предметов и цифру.                Умения,   характеризующее   достижение   этого   результата:   вести   счет предметов в пределах 10, знать   арабские цифры, соотносить число предметов и цифру. №   3.   Планируемый   результат:  сравнивать   группы   предметов   на   основе составления пар.                Умения,   характеризующее   достижение   этого   результата:   вести   счет предметов  в  пределах  10,  распознавать  понятия  «больше», «меньше», «столько же». № 4. Планируемый результат:  распознавать известные геометрические фигуры (по цвету, форме), ориентироваться  на листе бумаги.              Умения,   характеризующее   достижение   этого   результата:   знать   геометрические   фигуры,   знать   цвета,   изображать   простейшие   геометрические фигуры «от руки», знать пространственные отношения, ориентироваться на листе бумаги, № 5. Планируемый результат: аккуратно выполнять штриховку.         Умения, характеризующее достижение этого результата: правильно держать карандаш, аккуратно выполнять обведение по контуру и штриховку в различных направлениях. Критерии оценивания работы: Высокий   уровень   достижения   планируемых   результатов   –     выполнено   100% работы. Средний уровень достижения планируемых результатов – 50% и более. Низкий уровень достижения планируемых результатов – менее 50%. №1.  Продолжи ряд. / ∙ // ∙ ∙ / ∙ ∙ ∙ ____________________________________________________________________ 12    21  _______________________________________________________________________ №2.  Соедини линией. 5 2 8 4 №3.  Нарисуй в нижнем ряду предметов больше, чем в верхнем.        Нарисуй в нижнем ряду предметов меньше, чем в верхнем.    Нарисуй в нижнем ряду предметов столько же, сколько в верхнем. № 4.  Составь узор. ­ закрась кружок красным цветом; ­ сверху нарисуй красный квадрат; ­ справа от квадрата – желтый треугольник; ­ под треугольником нарисуй зеленый круг; ­ слева от красного круга нарисуй синий треугольник. № 5. Выполни штриховку. Список использованной литературы.  Журнал   «Завуч   начальной   школы»   ­   Программа   «Курс   будущего 1.   Безруких   М.М.,   Ступеньки   к   школе.   Книга   для   педагогов   и   родителей.   М. «Дрофа», 2010г.            2.  Белая К.Ю.  «От сентября до сентября», М., «Просвещение», 2010г.  3. Волина В. Учимся играя. Москва, «Новая школа», 2011г. 4. Гаврина С.Е.  Знакомимся с окружающим миром. Лучшие упражнения для детей 5­6 лет. . "ООО ""Академия развития". ­ 2007 г. 5. Гаврина С.Е. Обучаемся грамоте. Лучшие упражнения для детей 5­6 лет.  "ООО ""Академия развития". ­ 2007 г. 6.  Гаврина   С.Е.  Развиваем   внимание.  Лучшие   упражнения   для   детей  5­6  лет. . "ООО ""Академия развития". ­ 2007 г. 7. первоклассника», №3, 2013г. 8. Зверев А.Т. Экологические игры. М.: Дом педагогики, 2008г. 9.   Кабанова   М.Н.   Готовимся   к   школе.   Практические   задания,   тесты,   советы психолога. М.: ОЛМА­ ПРЕСС,2011г. 10. Ковалёва Е.А., Синицына Е.О. Готовим ребенка к школе. М.: Лист – Нью, 2010г. 11. Морозова О.В. Я иду в школу. Ростов н/Д.: Феникс, 2010г. 12.   Сиротюк   А.Л.   Коррекция   развития   интеллекта   дошкольников.   М.:ТЦ Сфера,2013г. 13.   Узорова   О.В.,   Нефедова   Е.А.   Пальчиковая   гимнастика.   М.:   АСТ Астрель,2012г. 14. Узорова О.В., Нефедова Е.Л.., Готовимся к школе. М. «Просвещение»,  2011г. 15. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб.: Лань, 2009г.

Адаптированная программа «Школа будущего первоклассника»

Адаптированная программа «Школа будущего первоклассника»

Адаптированная программа «Школа будущего первоклассника»

Адаптированная программа «Школа будущего первоклассника»

Адаптированная программа «Школа будущего первоклассника»

Адаптированная программа «Школа будущего первоклассника»

Адаптированная программа «Школа будущего первоклассника»

Адаптированная программа «Школа будущего первоклассника»

Адаптированная программа «Школа будущего первоклассника»

Адаптированная программа «Школа будущего первоклассника»

Адаптированная программа «Школа будущего первоклассника»

Адаптированная программа «Школа будущего первоклассника»

Адаптированная программа «Школа будущего первоклассника»

Адаптированная программа «Школа будущего первоклассника»

Адаптированная программа «Школа будущего первоклассника»

Адаптированная программа «Школа будущего первоклассника»

Адаптированная программа «Школа будущего первоклассника»

Адаптированная программа «Школа будущего первоклассника»

Адаптированная программа «Школа будущего первоклассника»

Адаптированная программа «Школа будущего первоклассника»

Адаптированная программа «Школа будущего первоклассника»

Адаптированная программа «Школа будущего первоклассника»

Адаптированная программа «Школа будущего первоклассника»

Адаптированная программа «Школа будущего первоклассника»

Адаптированная программа «Школа будущего первоклассника»

Адаптированная программа «Школа будущего первоклассника»

Адаптированная программа «Школа будущего первоклассника»

Адаптированная программа «Школа будущего первоклассника»

Адаптированная программа «Школа будущего первоклассника»

Адаптированная программа «Школа будущего первоклассника»

Адаптированная программа «Школа будущего первоклассника»

Адаптированная программа «Школа будущего первоклассника»

Адаптированная программа «Школа будущего первоклассника»

Адаптированная программа «Школа будущего первоклассника»

Адаптированная программа «Школа будущего первоклассника»

Адаптированная программа «Школа будущего первоклассника»

Адаптированная программа «Школа будущего первоклассника»

Адаптированная программа «Школа будущего первоклассника»

Адаптированная программа «Школа будущего первоклассника»

Адаптированная программа «Школа будущего первоклассника»

Адаптированная программа «Школа будущего первоклассника»

Адаптированная программа «Школа будущего первоклассника»

Адаптированная программа «Школа будущего первоклассника»

Адаптированная программа «Школа будущего первоклассника»

Адаптированная программа «Школа будущего первоклассника»

Адаптированная программа «Школа будущего первоклассника»

Адаптированная программа «Школа будущего первоклассника»

Адаптированная программа «Школа будущего первоклассника»

Адаптированная программа «Школа будущего первоклассника»

Адаптированная программа «Школа будущего первоклассника»

Адаптированная программа «Школа будущего первоклассника»

Адаптированная программа «Школа будущего первоклассника»

Адаптированная программа «Школа будущего первоклассника»

Адаптированная программа «Школа будущего первоклассника»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.06.2017