Адаптированная рабочая программа по биологии 9 класс
Оценка 4.8

Адаптированная рабочая программа по биологии 9 класс

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
биология
9 кл
13.11.2018
Адаптированная рабочая программа по биологии 9 класс
Рабочая программа составлена для обучающегося с ЗПР, с учетом его индивидуальных особенностей. Программа содержит календарно-тематическое планирование, требования к оцениванию ответов обучающегося. В соответствии с ФГОС программа содержит требования к результатам обучения (личностные, метапредметные и предметные). В программе указаны основные виды УУД и виды контроля.Рабочая программа составлена для обучающегося с ЗПР, с учетом его индивидуальных особенностей. Программа содержит календарно-тематическое планирование, требования к оцениванию ответов обучающегося. В соответствии с ФГОС программа содержит требования к результатам обучения (личностные, метапредметные и предметные). В программе указаны основные виды УУД и виды контроля.
Адаптированная рабочая программа по биологии 9кл..docx
Обливский район  п. Каштановский Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Каштановская средняя общеобразовательная школа» Утверждаю: Директор  МБОУ «Каштановская СОШ» Приказ от____________№____ _______________ Пузикова Т.В. Адаптированная рабочая программа по биологии для обучающегося  основное общее образование, 9 класс количество часов ­ 65 учитель: Сафронова Марина Вячеславовна, высшая квалификационная категория Согласовано                                                     Согласовано Протокол заседания методического             Заместитель  директора по УВР: совета МБОУ «Каштановская СОШ»           / _________   /_______________ от ________2018г  №  ____                             2018.2019 учебный год Раздел 1. Пояснительная записка Рабочая     программа   составлена     с   учетом   индивидуальных   особенностей   и   состояния здоровья  ученика 9  класса. Нормативные   документы,   обеспечивающие   реализацию   адаптированной   рабочей программы по биологии 1. Всеобщая декларация прав человека 2. Декларация ООН о правах ребёнка 3. Декларация ООН о правах инвалидов 4. Конституция Российской Федерации 5. Федеральный Закон РФ «Об образовании в РФ» №273 – ФЗ от 29.12.2012  6. Федеральный закон от 3 мая 2012г. №46­ФЗ «О ратификации Конвенции о правах  инвалидов»; 7. Федеральный закон от 24 ноября 1995 №181­ФЗ «О социальной защите инвалидов в  Российской Федерации» 8. Федеральный закон  РФ от 03. 05. 2012 № 46 – ФЗ «О ратификации Конвенции о  правах инвалидов» 9. Приказ Минобрнауки России от 17. 12. 2010 № 1897 «Об утверждении и введении в  действие федерального государственного образовательного стандарта основного  общего образования» (в ред. Приказа Минобрнауки от 29. 12. 2014 № 1644) 10.  Приказ МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственных  образовательных стандартов начального образования, основного общего и среднего  (полного) общего образования» от 05.03.2004г. № 1089 11. Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей  и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Рф от  29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно­ эпидемологические требования к условиям организации обучения в  общеобразовательных учреждениях», зарегистрировано в Минюсте России  03.03.2011 г. 12.   Сухорукова   Л.Н.   Биология.   Рабочие   программы.   Предметная   линия   учебников   пособие   для   учителей   общеобразоват. «Сфера». учреждений/Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко.­М.: Просвещение,2011.­144с./    5­9   классы: 13. Программы   для   общеобразовательных   учреждений.   Биология.   5­9   классы.   –   М.: Просвещение. 2011.  14. Образовательная программа  основного общего и среднего общего образования  МБОУ «Каштановская СОШ» 15.  Учебный план МБОУ «Каштановская СОШ» на 2018 – 2019 учебный год. 16.  Положение об адаптированной рабочей программе для детей с ОВЗ МБОУ  «Каштановская СОШ». Приказ №120 от 08.11. 2016. Место учебного предмета «Биология» в учебном плане По годовому  календарному графику  школы  на 2018  ­ 2019  учебный  год  для  9  класса предусмотрено 34 учебные недели, по учебному плану школы на 2018 ­ 2019 учебный год на изучение биологии отводится 2 ч в неделю, следовательно,  рабочая программа должна быть спланирована на 68 ч в год.             В связи с тем, что 3 урока выпадают на нерабочие праздничные дни 01.05, 02.05 и 09.05  программа будет выполнена в полном объеме за 65 ч в год за счет уменьшения часов по темам: «Вид.  Популяция.  Эволюция   видов»    с  25 часов  до 24  часов,   «Биоценоз. Экосистема» с 14 часов до 12 часов.  Цели обучения: Образовательные цели: 2 ­ познакомить с основными проблемами, которые призван решать курс; ­подчеркнуть   жизнепригодность   содержания   курса,   значимость   полученных   при   его изучении знаний за пределами школьного образования; ­дать представление о системности как ведущем принципе научного познания, раскрыть сущность основных методов естественных наук. Развивающие: ­способствовать   развитию   мотивации,   интереса   к   новому   разделу   «Биология.   Живые системы и экосистемы»; ­продолжить формирование  учебно­познавательной и информационной компетентности. Воспитательные: ­воспитывать бережное отношение к живому; ­формировать   аккуратность,   бережное   отношение   к   учебнику,   лабораторному оборудованию. Организационные: ­познакомить   с   рубриками   учебника,   приёмами   работы   с   электронным   приложением, тетрадью­практикумом, тетрадью­тренажёром, тетрадью­экзаменатором. Задачи обучения: приобретение знаний о живой природе, присущих ей закономерностях, о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы; овладение   способами   учебно­познавательной,   информационной,   коммуникативной,   рефлек­ сивной деятельности; Раздел 2. Планируемые предметные результаты освоения  учебного предмета. Личностные результаты обучения в основной школе включают готовность и способность обучающихся   к   саморазвитию   и   личностному   самоопределению,   сформированность   их мотивации   к   обучению   и   целенаправленной   познавательной   деятельности,   системы значимых   социальных   и   межличностных   отношений,   ценностно­   смысловых   установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание,   способность   ставить   цели   и   строить   жизненные   планы.   Основные личностные результаты обучения биологии: 1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение   гуманистических   и   традиционных   ценностей   многонационального   российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2.   формирование   ответственного   отношения   к   учению,   готовности   и   способности обучающихся   к   саморазвитию   и   самообразованию   на   основе   мотивации   к   обучению   и познанию,   осознанному   выбору   и   построению   дальнейшей   индивидуальной   траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; 3. знание  основных  принципов и  правил  отношения  к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; 4.   сформированность   познавательных   интересов   и   мотивов,   направленных   на   изучение живой   природы;   интеллектуальных   умений   (доказывать,   строить   рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам; 5. формирование личностных представлений о целостности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; 6.   формирование   уважительного   отношения   к   истории,   культуре,   национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия; 7. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и   сообществах,   включая   взрослые   и   социальные   сообщества;   участие   в   школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с 3 учётом   региональных,   этнокультурных,   социальных,   экологических   и   экономических особенностей; 8.   развитие   морального   сознания   и   компетентности   в   решении   моральных   проблем   на основе   личностного   выбора,   формирование   нравственных   чувств   и   нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 9.   формирование   коммуникативной   компетентности   в   общении   и   сотрудничестве   с учителями,   со   сверстниками,   старшими   и   младшими   в   процессе   образовательной, общественно   полезной,   учебно­исследовательской,   творческой   и   других   видов деятельности; 10.   формирование   ценности   здорового   и   безопасного   образа   жизни;   усвоение   правил индивидуального   и   коллективного   безопасного   поведения   в   чрезвычайных   ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 11. формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех   её   проявлениях   и   необходимости   ответственного,   бережного   отношения   к окружающей среде и рационального природопользования; Метапредметные     результаты    обучения   в   основной   школе   состоят   из   освоенных обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий, способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования   и   осуществления   учебной   деятельности   и   организации   учебного сотрудничества   с   педагогами   и   сверстниками,   к   проектированию   и   построению индивидуальной образовательной траектории. Основные метапредметные результаты обучения биологии:  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2.   овладение   составляющими   исследовательской   и   проектной   деятельности,   включая умения   видеть   проблему,   ставить   вопросы,   выдвигать   гипотезы,   давать   определения понятиям,   классифицировать,   наблюдать,   проводить   эксперименты,   делать   выводы   и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; 3.   умение   работать   с   разными   источниками   биологической   информации:   находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно­популярной литературе,   биологических   словарях   и   справочниках),   анализировать   и   оценивать информацию; 4.   умение   самостоятельно   планировать   пути   достижения   целей,   в   том   числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 5. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках   предложенных   условий   и   требований,   корректировать   свои   действия   в соответствии с изменяющейся ситуацией; 6.   владение   основами   самоконтроля,   самооценки,   принятия   решений   и   осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 7. способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; 8. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 9. умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции,   сравнивать   разные   точки   зрения,   аргументировать   и   отстаивать   свою   точку зрения; 4 10. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты   на   основе   согласования   позиций   и   учёта   интересов;   формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; 11. формирование и развитие компетентности в области использования информационно­ коммуникационных технологий (далее ИКТ­компетенции). Предметными   результатами  освоения   выпускниками   основной   школы   программы   по биологии являются: 1. В познавательной (интеллектуальной) сфере: выделение   существенных   признаков   биологических   объектов   (отличительных   признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека;   видов,   экосистем;   биосферы)   и   процессов   (обмен   веществ   и   превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция  жизнедеятельности  организма;  круговорот  веществ  и  превращение  энергии  в экосистемах);   приведение   доказательств   (аргументация)   родства   человека   с   млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения   мер   профилактики   заболеваний,   вызываемых   растениями,   животными, бактериями,   грибами   и   вирусами,   травматизма,   стрессов,   ВИЧ­инфекции,   вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;  объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости,   проявления   наследственных   заболеваний   у   человека,   видообразования   и приспособленности;   различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах — органов цветкового растения, органов и систем органов животных,   растений   разных   отделов,   животных   отдельных   типов   и   классов;   наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;  сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;  выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;   овладение   методами   биологической   науки:   наблюдение   и   описание   биологических объектов   и   процессов;   постановка   биологических   экспериментов   и   объяснение   их результатов. 2. В ценностно­ориентационной сфере:  знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;  анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека. 3. В сфере трудовой деятельности:  знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;   соблюдение   правил   работы   с   биологическими   приборами   и   инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы). 4. В сфере физической деятельности: 5 освоение   приемов   оказания   первой   помощи   при   отравлении   ядовитыми   грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма. 5. В эстетической сфере:  выявление эстетических достоинств объектов живой природы.                                                Личностные: Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:  Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, • – осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных, религиозных, атеистических,   культурных   традиций,   которые   определяют   разные   объяснения происходящего в мире;  –   с   учетом   этого   многообразия   постепенно   вырабатывать   свои   собственные   ответы   на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;  –   учиться   признавать   противоречивость   и   незавершенность   своих   взглядов   на   мир, возможность их изменения.    • решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков. • материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.  • Использовать   свои   интересы   для   выбора   индивидуальной   образовательной траектории,   потенциальной   будущей   профессии   и   соответствующего   профильного образования. Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям. • • Учиться   самостоятельно   выбирать   стиль   поведения,   привычки,   обеспечивающие безопасный   образ   жизни   и   сохранение   здоровья   –   своего,   а   так   же   близких   людей   и окружающих. • которые угрожают безопасности и здоровью. • Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно   живой,   избегая   противоположных   поступков,   постепенно   учась   и   осваивая стратегию рационального природопользования. • рационального природопользования. • поведения в качестве одной из ценностных установок. • всего продуктивные задания учебника, нацеленные на – умение оценивать: – риск взаимоотношений человека и природы; – поведение человека с точки зрения здорового образа жизни.  Метапредметные: Регулятивные УУД: • индивидуальной учебной деятельности. • предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели. • проекта). • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из Самостоятельно   обнаруживать   и   формулировать   проблему   в   классной   и Учиться   убеждать   других   людей   в   необходимости   овладения   стратегией Использовать   экологическое   мышление   для   выбора   стратегии   собственного Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам Составлять   (индивидуально   или   в   группе)   план   решения   проблемы   (выполнения Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель. 6 Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия: Строить   логическое   рассуждение,   включающее   установление   причинно­ Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из Уметь   оценить   степень   успешности   своей   индивидуальной   образовательной • Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду   с   основными   и     дополнительные   средства   (справочная   литература,   сложные приборы, компьютер). Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию. • • Работать   по   самостоятельно   составленному   плану,   сверяясь   с   ним   и   целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет). • цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий. • В ходе представления проекта давать оценку его результатам.  • Самостоятельно   осознавать     причины   своего   успеха   или   неуспеха   и   находить способы выхода из ситуации неуспеха. • деятельности. • Давать   оценку   своим   личностным   качествам   и   чертам   характера   («каков   я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).  Познавательные УУД: • – давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;  – осуществлять логическую операцию установления родо­видовых отношений;  – обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом. • следственных связей. Создавать   модели   с   выделением   существенных   характеристик   объекта, • преобразовывать   модели   с   целью   выявления   общих   законов,   определяющих   данную предметную область. • Представлять  информацию в виде  конспектов, таблиц, схем, графиков. • Преобразовывать информацию   из одного вида в другой и выбирать удобную для себя   форму   фиксации   и   представления   информации.   Представлять   информацию   в оптимальной форме в зависимости от адресата.    • Понимая   позицию   другого,   различать   в   его   речи:   мнение   (точку   зрения), доказательство (аргументы), факты;  гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать   различные   виды   чтения   (изучающее,   просмотровое,   ознакомительное, поисковое), приемы слушания.  • соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.  • Уметь   использовать   компьютерные   и   коммуникационные   технологии   как инструмент   для   достижения   своих   целей.   Уметь   выбирать   адекватные   задаче инструментальные программно­аппаратные средства и сервисы. Коммуникативные УУД: • • (владение механизмом эквивалентных замен). • ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его. • доказательство (аргументы), факты;  гипотезы, аксиомы, теории.  Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.  В   дискуссии   уметь   выдвинуть   контраргументы,   перефразировать   свою   мысль Понимая   позицию   другого,   различать   в   его   речи:   мнение   (точку   зрения), Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, Учиться   критично   относиться   к   своему   мнению,   с   достоинством   признавать 7 Уметь   взглянуть   на   ситуацию   с   иной   позиции   и   договариваться   с   людьми   иных • позиций. В результате изучения курса «Биология. 9 класс» ученики 9 класса научатся: • характеризовать общие биологические закономерности, их практическую значимость; • применять   методы   биологической   науки   для   изучения   общих   биологических закономерностей:   наблюдать   и   описывать   клетки   на   готовых   микропрепаратах, экосистемы своей местности; • использовать   составляющие   проектной   и   исследовательской   деятельности   по изучению   общих   биологических   закономерностей,   свойственных   живой   природе; приводить   доказательства   необходимости   защиты   окружающей   среды;   выделять отличительные признаки живых организмов; существенные признаки биологических систем и биологических процессов; • ориентироваться   в   системе   познавательных   ценностей:   оценивать   информацию   о деятельности человека в природе, получаемую из разных источников; • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе. ученики получат возможность научиться: • выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере; • аргументировать  свою  точку  зрения  в   ходе  дискуссии  по  обсуждению  глобальных экологических проблем. Требования к результатам освоения курса биологии Требования     к     результатам     освоения     основных     образовательных   программ структурируются   по   ключевым   задачам   общего   образования,   отражающим индивидуальные,  общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные  и предметные  результаты. Личностные   результаты   обучения   в   основной   школе   включают   готовность   и способность   обучающихся   к   саморазвитию   и   личностному     самоопределению, сформированность     их   мотивации   к   обучению и целенаправленной   познавательной деятельности,   системы   значимых   социальных   и   межличностных   отношений,   ценностно­ смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность  ставить  цели и строить  жизненные планы. Основные  личностные  результаты  обучения  биологии: 1)       воспитание   российской   гражданской   идентичности:   патриотизма,   любви   и уважения   к   Отечеству,   чувства   гордости   за   свою   Родину;   осознание   своей   этнической принадлежности;   и   традиционных   ценностей многонационального российского  общества;  воспитание  чувства  ответственности  и дол­ га перед  Родиной;   усвоение   гуманистических   2)    формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию  на  основе  мотивации  к  обучению  и познанию,     осознанному       выбору       и       построению       дальнейшей       индивидуальной траектории  образования  на  базе  ориентировки  в  мире  профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных  интересов; 3)     знание  основных  принципов  и  правил  отношения  к  живой  природе,  основ здорового  образа  жизни  и  здоровьесберегающих  технологий; 4)   сформированность     познавательных   интересов   и   мотивов,   направленных   на изучение живой природы; интеллектуальных умений  (доказывать,   строить  рассуждения, анализировать,   делать  выводы);  эстетического  отношения  к живым  объектам; 5)   формирование   личностных   представлений   о   целостности   природы,   осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; 8 6)   формирование   уважительного   отношения   к   истории,   культуре,     национальным особенностям,  традициям  и образу жизни  других  народов;  толерантности  и миролюбия; 7)     освоение   социальных   норм,  правил  поведения,   ролей  и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом   региональных,   этнокультурных,     социальных,   экологических     и   экономических особенностей; 8)         развитие   морального   сознания   и   компетентности     в   решении моральных проблем   на   основе   личностного   выбора,   формирование   нравственных   чувств   и нравственного   поведения,   осознанного     и   ответственного     отношения     к   собственным поступкам; 9)           формирование       коммуникативной       компетентности       в     общении   и сотрудничестве   с   учителями,   со   сверстниками,   старшими   и   младшими   в   процессе образовательной,  общественно полезной, учебно­исследовательской, творческой  и других видов деятельности; 10) формирование   ценности   здорового   и безопасного   образа жизни; усвоение правил   индивидуального     и   коллективного   безопасного   поведения     в   чрезвычайных ситуациях,  угрожающих  жизни и здоровью  людей, правил поведения  на транспорте  и на дорогах; 11) формирование основ экологического сознания на основе признания   ценности жизни     во     всех     её     проявлениях     и     необходимости     ответственного,     бережного отношения  к окружающей  среде и рационального  природопользования; 12)   осознание   значения   семьи   в   жизни   человека   и   общества,   принятие   ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение  к членам  своей  семьи. Метапредметные   результаты   обучения   в основной   школе состоят из освоенных обучающимися   межпредметных   понятий   и   универсальных   учебных   действий (регулятивные,   познавательные,   коммуникативные),   способности   их   использования   в учебной, познавательной  и  социальной  практике,  самостоятельности   планирования и осуществления   учебной   деятельности   и   организации   учебного   сотрудничества     с педагогами     и     сверстниками,       к     проектированию   и   построению     индивидуальной образовательной  траектории.   Основные  метапредметные  результаты  обучения  биологии: 1)     умение   самостоятельно   определять   цели   своего   обучения,   ставить   и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной  деятельности;   2)     овладение   составляющими   исследовательской   и  проект­ ной деятельности, включая   умения   видеть   проблему,   ставить   вопросы,   выдвигать   гипотезы,   давать определения   понятиям,   классифицировать,   наблюдать,   проводить   эксперименты,   делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать,  защищать  свои идеи; 3)   умение работать с разными источниками биологической информации:   находить биологическую     информацию     в   различных   источниках   (тексте   учебника,   научно­ популярной  литературе,   биологических    словарях   и   справочниках),    анализировать и оценивать  информацию; 4)     умение  самостоятельно   планировать  пути  достижения  целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные  способы  решения  учебных  и познавательных  задач; 5)   умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,   осуществлять контроль  своей  деятельности   в  процессе достижения результата, определять способы действий в рамках     предложенных     условий     и   требований,     корректировать свои действия  в соответствии  с изменяющейся  ситуацией; 9 6)       владение   основами   самоконтроля,   самооценки,   принятия   решений   и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной  деятельности; 7)     способность  выбирать  целевые  и  смысловые  установки  в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью  своему  и окружающих; 8)     умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 9)           умение   осознанно     использовать     речевые   средства   для   дискуссии     и аргументации   своей   позиции,   сравнивать   разные   точки   зрения, аргументировать   и отстаивать  свою точку зрения; 10) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать  и отстаивать  своё  мнение; 11)   формирование   и   развитие   компетентности   в   области   использования информационно­коммуникационных технологий (далее  ИКТ­компетенции). Предметные     результаты     обучения     в     основной     школе     включают   освоенные обучающимися  в ходе изучения  учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета,   его   преобразованию   и   применению,   формирование   научного   типа   мышления, научных представлений о ключевых теориях,   типах    и   видах   отношений,   владение научной  терминологией,  ключевыми  понятиями,  методами  и приёмами. Основные  предметные  результаты  обучения  биологии: 1)       усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях   её развития  для формирования  естественнонаучной  картины  мира;   первоначальных   2)   формирование     систематизированных   представлений   о биологических   объектах,   процессах,   явлениях,   закономерностях,   об   основных биологических теориях, экосистемной  организации  жизни,  о  взаимосвязи  всего  живого в  биосфере,  о  наследственности   и  изменчивости;   овладение  понятийным  аппаратом биологии; 3)         приобретение     опыта   использования     методов   биологической   науки   и проведения  несложных  биологических  экспериментов  для  изучения  живых  организмов; 4)     понимание  возрастающей  роли  естественных  наук  и  научных исследований в современном   мире,   постоянного   процесса   эволюции   научного   знания,   значимости международного научного сотрудничества; 5)     формирование  основ  экологической  грамотности:  способности  оценивать последствия  деятельности  человека  в природе,  влияние  факторов  риска  на  здоровье человека;     умение     выбирать     целевые   и   смысловые   установки   в   своих   действиях   и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости   сохранения  биоразнообразия   и  природных местообитаний; 6)     объяснение  роли биологии  в практической  деятельности  людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции  растений  и животных;   овладение   методами   биологической   науки;   наблюдение   и   описание биологических   объектов   и   процессов;   постановка   биологических     экспериментов     и объяснение  их результатов; 7)     8)         формирование   представлений   о значении   биологических   наук в решении   рационального локальных   и   глобальных   экологических   проблем,   необходимости   природопользования; 9)   освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных  растений  и домашних  животных,  ухода за ними. Нормы оценок 10 Оценивание устного ответа учащихся Отметка "5" ставится в случае:  1.   Знания,   понимания,   глубины   усвоения   обучающимся   всего   объёма   программного материала.  2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы.  3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.  Отметка "4": 1. Знание всего изученного программного материала.  2. Умений выделять главные положения в изученном материале.  3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного  материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.  Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):  1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы,  затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной  помощи преподавателя.  2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на  видоизменённые вопросы.  3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного  материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.  Отметка "2":  1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы,  отдельные представления об изученном материале.  2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на  стандартные вопросы.  3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении  изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи. Оценка выполнения практических (лабораторных) работ. Отметка "5" ставится, если ученик:  1) правильно определил цель опыта;  2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;  3)   самостоятельно   и   рационально   выбрал   и   подготовил   для   опыта   необходимое оборудование,   все   опыты   провел   в   условиях   и   режимах,   обеспечивающих   получение результатов и выводов с наибольшей точностью;  4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;  5) проявляет организационно­трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).  6) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.  Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:  1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;  2. или было допущено два­три недочета;  3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,  4. или эксперимент проведен не полностью;  5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные. Отметка "3" ставится, если ученик:  11 1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;  2.   или   подбор   оборудования,   объектов,   материалов,   а   также   работы   по   началу   опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;  3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не   принципиального   для   данной   работы   характера,   но   повлиявших   на   результат выполнения;  4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.  Отметка "2" ставится, если ученик:  1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;  2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;  3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3"; 4.   допускает   две   (и   более)   грубые   ошибки   в   ходе   эксперимента,   в   объяснении,   в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.  Оценка самостоятельных письменных работ. Отметка "5" ставится, если ученик:  1. выполнил работу без ошибок и недочетов;  2) допустил не более одного недочета.  Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:  1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;  2. или не более двух недочетов.  Отметка   "3"  ставится,   если   ученик   правильно   выполнил   не   менее   2/3   работы   или допустил:   1. не более двух грубых ошибок;  2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;  3. или не более двух­трех негрубых ошибок;  4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;  5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех­пяти недочетов.  Отметка "2" ставится, если ученик:  1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3"; 2. или если правильно выполнил менее половины работы. Раздел 3. Содержание учебного  предмета. Введение (2 часа) Биологические системы и экосистемы. Почему важно их изучать. Иерархия живых систем, их   общие   свойства.   Методы   биологического   познания:   эксперимент,   наблюдение, моделирование.   Научный   факт,   гипотеза,   теории,   их   роль   в   биологическом   познании. Тестовая  работа  по теме «Введение. Особенности биологического познания» Тема 1. Организм (19 часов) 12 Определение   пола. Организм ­ целостная  саморегулирующаяся система. Связь организма с внешней средой. Удовлетворение   потребностей   –   основа   поведения   организма.   Размножение   и   развитие организмов.   Возрастные   периоды   онтогенеза   человека. Наследственность и изменчивость – свойства организма. Наследственная информация и её носители. Гомологичные хромосомы, аллельные гены. Основные законы наследования  (на примере   человека):   доминирования,   расщепления,   независимого   комбинирования признаков.   Взаимодействие   генов.   Наследование,   сцепленное   с   полом.   Закономерности наследственной   изменчивости.   Экологические   факторы   и   их   действие   на   организм. Ограничивающий фактор. Адаптация организма к условиям окружающей среды. Влияние природных факторов на организм человека. Негроидная, европеоидная и монголоидная расы, формирование расовых признаков как результата приспособления  к условиям среды. Географические   группы   людей:   арктическая,   тропическая,   пустынная,   высокогорная. Биологические ритмы. Влияние суточных  ритмов на жизнедеятельность человека. Годовые ритмы, фотопериодизм. Ритмы сна и бодрствования. Значение сна. Влияние экстремальных факторов  на организм человека. Стресс, его профилактика. Последствия влияния курения, употребления алкоголя, наркотиков на организм подростка. Лабораторная работа №1 по теме: «Оценка температурного режима учебных помещений» Контрольная работа №1 по теме «Организм» Тема 2. Вид. Популяция. Эволюция видов. (24 часа). Вид и его критерии. Популяционная структура вида. Динамика численности популяций. Саморегуляция   численности   популяций.   Структура   популяций.   Теория   Ч.   Дарвина   об эволюции   видов.   Современная   эволюционная   теория.   Популяция­   единица   эволюции. Факторы эволюции, поставляющие материал для отбора. Естественный отбор, его формы. Формирование   приспособлений   –   результат   эволюции.   Видообразование   –   результат действия   факторов   эволюции.   Экологическое   и   географическое   видообразование. Селекция – эволюция, направляемая человеком. Искусственный отбор и его творческая роль.   Гибридизация.   Искусственный   мутагенез.   Систематика   и   эволюция.   Принципы классификации.   Доказательства   и   основные   этапы   антропогенеза.   Биологические   и социальные   факторы   эволюции   человека.   Высшая   нервная   деятельность.   Рефлекторная теория И.М. Сеченова и И.П. Павлова. Возбуждение, торможение. Взаимная индукция. Доминанта.   Особенности   высшей   нервной   деятельности   человека.   Слова   ­   сигналы сигналов.   Динамический   стереотип.   Сознание   ­   высший   уровень   развития   психики, свойственный   человеку.   Рассудочная   деятельность   животных.   Бессознательные   и подсознательные процессы. Мышление и воображение. Речь и её значение. Развитие и виды речи. Память, её виды и формирование. Эмоции, их виды и значение. Типы эмоциональных состояний. Чувство любви ­ основа брака и семьи. Темперамент. Типы высшей нервной деятельности. Лабораторная работа №2 по теме: «Изучение критериев вида». Лабораторная   работа   №3   по   теме:   «Объяснение   возникновения   приспособленности организмов к среде обитания». Лабораторная работа №4 по теме: «Искусственный отбор и его результаты». Лабораторная   работа   №5   по   теме:   «Приспособленность   руки   человека   к   трудовой деятельности». Лабораторная работа №6 по теме: «Закономерности восприятия. Устойчивость внимания ». Лабораторная работа №7 по теме: « Устойчивость внимания ». Лабораторная работа №8 по теме: «Выработка навыка зеркального письма». Лабораторная работа №9 по теме: «Типы высшей нервной деятельности». Практическая работа №1 по теме: «Определение ведущей руки» Практическая работа №2 по теме: «Логическое мышление» 13 Практическая работа №3, 4 и 5 по теме: «Выявление объема смысловой, кратковременной памяти и точности зрительной памяти» Практическая работа №6 по теме: «»Определение типа темперамента» Контрольная работа №2 по теме «Вид. Популяция. Эволюция видов». Тема 3. Биоценоз. Экосистема  (12 часов). Видовая   и   пространственная   структура   биоценоза.   Конкуренция­основа   поддержания видовой структуры  биоценоза. Принцип Гаузе. Неконкурентные взаимоотношения между видами, их значение.  Организация и разнообразие экологических систем. Функциональные группы  организмов    в  экосистеме:  продуценты,  консументы,  редуценты.   Природные  и искусственные, наземные и водные, с богатым и бедным видовым составом экосистемы. Круговорот   веществ   и   поток   энергии   в   экосистеме.   Экологические   пирамиды. Разнообразие и ценность естественных биоценозов суши, лесов, степей, лугов. Разнообразие и ценность естественных водных экосистем. Практическое значение   знаний о развитии сообществ. Агроценоз. Агроэкосистема. Пути повышения продуктивности и устойчивости агроценозов. Биологическое разнообразие и пути его сохранения. Лабораторная работа №10 по теме: «Цепи питания обитателей аквариума». Экскурсия «Парк как искусственная экосистема». Контрольная работа №3 по теме «Биоценоз. Экосистема». Тема 4. Биосфера (8 часов). Биосфера,   её   границы.   Среды   жизни.   Живое   вещество   биосферы,   его   функции. Средообразующая   деятельность   живого   вещества.   Круговорот   веществ   –   основа целостности   биосферы.     Последствия   нарушения   круговорота   углерода.   Биосфера   и здоровье человека. Контрольная работа №4 по теме «Биосфера». Итоговая контрольная работа Всего: 65 часов 14 Раздел 4. Календарно – тематическое планирование (65 часов, 2ч. в неделю) 15 Дата проведения урока факт Тема раздела и урока Форма организации учебных занятий Основные виды учебной деятельности Виды контроля  Введение. Особенности  биологического  познания  (2 ч). Инструктаж по ТБ в  кабинете биологии. Живые  системы и экосистемы.  Почему  важно  их изучать Урок изучения  нового материала Работа с таблицей «Царства  живой природы» и портретами ученых. Комментирование терминов Методы биологического  познания Комбинированный  урок Составляют схему «основные  этапы научного исследования» Комментирование по схеме Тема 1.Организм (19 часов) Организм ­ целостная  саморегулирующаяся  система. Урок изучения  нового материала Выполнение тестовой работы  по теме «Введение.  Особенности биологического  познания» Тестовая работа №1 Размножение и развитие  организмов. Урок приобретения  новых знаний Составление схемы  «Размножение». Работа с  рисунками.  Комментирование по схеме Определение пола   Возрастные периоды  онтогенеза человека. Комбинированный  урок Работа с текстом  Возрастные периоды  развития детей. Комбинированный  урок Выписывает особенности,  присущие организму ребёнка в  разные возрастные периоды. Объяснение механизма  хромосомного  определения   пола.  Комментирование  Наследственность и  изменчивость – свойства  организма. Урок приобретения  новых знаний Составление схемы «Виды  изменчивости» Комментирование терминов Основные законы  наследования признаков.  Комбинированный  урок Работа с генетической  символикой Основные законы  наследования признаков.  Урок ­ тренинг Решение задачи на  моногибридное скрещивание. Решение генетических  задач.  Урок ­ тренинг Решение генетических задач на дигибридное и  анализирующее скрещивание. Закономерности  наследственной  изменчивости. Комбинированный  урок определяет понятия по теме  урока. Воспроизведение   понятий  и   положений основных  законов   генетики.  Комментирование   понятий  и  положений основных  законов   генетики.  Применение знаний при  решении задач на   дигибридное, анализирующее скрещивание. 16 Комментирование понятий Изменения, внесенные в рабочую программу. 17 18

Адаптированная рабочая программа по биологии 9 класс

Адаптированная рабочая программа по биологии 9 класс

Адаптированная рабочая программа по биологии 9 класс

Адаптированная рабочая программа по биологии 9 класс

Адаптированная рабочая программа по биологии 9 класс

Адаптированная рабочая программа по биологии 9 класс

Адаптированная рабочая программа по биологии 9 класс

Адаптированная рабочая программа по биологии 9 класс

Адаптированная рабочая программа по биологии 9 класс

Адаптированная рабочая программа по биологии 9 класс

Адаптированная рабочая программа по биологии 9 класс

Адаптированная рабочая программа по биологии 9 класс

Адаптированная рабочая программа по биологии 9 класс

Адаптированная рабочая программа по биологии 9 класс

Адаптированная рабочая программа по биологии 9 класс

Адаптированная рабочая программа по биологии 9 класс

Адаптированная рабочая программа по биологии 9 класс

Адаптированная рабочая программа по биологии 9 класс

Адаптированная рабочая программа по биологии 9 класс

Адаптированная рабочая программа по биологии 9 класс

Адаптированная рабочая программа по биологии 9 класс

Адаптированная рабочая программа по биологии 9 класс

Адаптированная рабочая программа по биологии 9 класс

Адаптированная рабочая программа по биологии 9 класс

Адаптированная рабочая программа по биологии 9 класс

Адаптированная рабочая программа по биологии 9 класс

Адаптированная рабочая программа по биологии 9 класс

Адаптированная рабочая программа по биологии 9 класс

Адаптированная рабочая программа по биологии 9 класс

Адаптированная рабочая программа по биологии 9 класс

Адаптированная рабочая программа по биологии 9 класс

Адаптированная рабочая программа по биологии 9 класс

Адаптированная рабочая программа по биологии 9 класс

Адаптированная рабочая программа по биологии 9 класс

Адаптированная рабочая программа по биологии 9 класс

Адаптированная рабочая программа по биологии 9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.11.2018