Адаптированная рабочая программа по химии для обучающихся 9 класса с ОВЗ.
Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
химия
9 кл
18.04.2017
Адаптированная рабочая программа по химии для 9 класса предназначена для обучающихся с ОВЗ. Программа рассчитана на изучении химии 1 час в неделю. В программе адаптирована система экспериментов и практических работ. Часть таких работ представлена в форме доступных видеоэкспериментов. Темы локализованы в более крупные по содержанию блоки. Материал систематизирован тематически с выделением основного смыслового содержания для обучающихся.
Адаптированная рабочая программа по химии 9 класс ОВЗ.docx
Адаптированная рабочая программа
по химии для обучающихся с ОВЗ
9 класс
1. Пояснительная записка
Российская Федерация устанавливает государственные образовательные стандарты, поддерживает
различные формы образования и самообразования. Обучение на дому – это форма образования, которую
ребенок получает в домашних условиях, а сам процесс обучения осуществляется по индивидуальной
программе. Задачей индивидуального обучения на дому является освоение учащимися образовательных
программ в рамках государственного образовательного стандарта.
Рабочая программа курса химии 9 класса для индивидуального обучения на дому разработана в
соответствии с:
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;
Федеральным образовательным стандартом основного общего образования,
Образовательной программой ООО,
Уставом ОО.
Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии,
программы курса химии для 811 классах общеобразовательных учреждений, О.С. Габриелян.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения химии на ступени Изучение химии в
основной школе на направлено на достижение следующих целей:
1. Освоение системы знаний о основных законах, теориях, фактах химии, химической символике.
2. Овладение умениями наблюдать химические явления. Проводить химический эксперимент,
производить расчеты по химическим формулам и уравнениям,
3. Развитие познавтельных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе
проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с
возникающими жизненными потребностями,
4. Воспитание отношения кхимии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и
элементу общечеловеческой культуры,
5. Применение полученных знаний и умений для безопасеного использования веществ и материалов
в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной
жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
В рабочей программе заложены возможности формирования общеучебных умений и навыков,
универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения,
опыты, эксперимент);
проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их
результатов;
использование для решения познавательных задач различных источников информации;
соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также
правил здорового образа жизни.
Количество часов, предусмотренное на индивидуальное изучение химии в 9 классе:
Всего34 часа. В неделю 1 час.
Из них: плановых контрольных работ 2,
Практических работ2.
2. Общая характеристика учебного предмета Учебное содержние предмета базируется на следующих блоках примерной программы: «Методы
познания веществ и химических явлений», «Экспериментальные основы химии», «Вещество».
«Химические реакции», «Элементарные основы органческой химии», «Первоначальные представления об
органических веществах», «Химия и жизнь».
Содержание этих учебных блоков отражает основные содержательные линии:
1. вещество – знания о составе и строении веществ, их важнейших физических и химических
свойствах, биологическом действии.
2. химическая реакция – знания об условиях в которых проявляются химические свойства веществ,
о способах упрвления химическими процессами.
3. применение веществ – знание и опыт практической деятельности с веществами, которые наиболее
часто потребляются в повседневной жизни, широко используются в промышленности, сельском
хозяйстве, на транспорте.
4. язык химии – система важнейших понятий химии и терминов, которые их обзначают,
номенклатура, химические формулы и уравнения, правила перевода информации на химический
язык и обратно.
Основными идеями данного курса химии являются: материальное единство веществ окружающего
мира, их тесная генетическая связь, познаваемость веществ и закономерностей протекания химических
реакций, объективность и познаваемость законов природы, конкретное химическое соединение как звено
в неперерывной цепи превращения веществ, участвующее в круговороте химических элементов и
химической эволюции, объясняющая и пронстирующая роль теоретических знаний для объяснения
фактологического материала, возможность управления химическими превращениями веществ,
использование экологически безопасных производств и защита окружающей среды от загрязнения на
основе химических знаний, взаимосвязь науки и практики, требованиядвижущая сила науки, успехи
практики обусловлены достижениями науки, развитие химической науки и химизация народного
хозяйства служит интересам человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и признаны
способствовать решению глобальных задач человечества.
3. Место, особенности учебного предмета предмета в учебном плане
Учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов
обязательного изучения учебного предмета «Химия» на этапе основного общего образования. Данная
программа рассчитана на 34 часа для индивидуального изучения куса химии в 9 классе. Программа
расчитана на проведение 1 урока химии в неделю на дому.
4.Содержание учебного предмета
Раздел 1: «Общая характеристика химических элементов и химических реакций» (2 часа)
Характеристика химического элемента по его положению в ПСХЭ и кислотно – основным свойствам
образуемых им соединений.
Генетические ряды металлов и неметаллов.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
Демонстрации:
Таблица «Генетические связи неорганических веществ»
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
Модель строения земного шара в поперечном разрезе
Видеофрагмент: Амфотерность гидроксида алюминия и гидроксида цинка.
Раздел 2. Металлы (11 часов)
Положение металлов в ПСХЭ. Общие физические свойства металлов. Сплавы.
Химические свойства металлов.
Металлы в природе. Общие способы получения металлов. Коррозия металлов. Щелочные металлы. Соединения щелочных металлов.
Щелочноземельные металлы. Соединения щелочноземельных металлов.
Алюминий. Соединения алюминия.
Железо. Генетические ряды железа (2), (3). Важнейшие соли железа.
Демонстрации:
Кристаллические решетки металлов.
Коллекция металлов.
Репродукции и фотографии произведений искусства из сплавов.
Образцы металлов и сплавов, подвергшихся коррозии.
Образцы щелочных металлов.
Таблица: «Основные области применения алюминия и его сплавов».
Коллекция важнейших соединений щелочных металлов – оксиды, гидроксиды, соли хлориды, карбонаты,
сульфаты, нитраты.
Ряд активности металлов.
Образцы металлов: кальция, магния, и их важнейших природных соединений.
Образцы алюминия (гранулы, пудра) и его природных соединений.
Лабораторные опыты:
Знакомство с образцами руд и сплавов железа.
Знакомство с образцами металлов и сплавов (по коллекции).
Знакомство с образцами металлов, рудами железа, соединениями алюминия.
Видеофрагмент: Горение магния.
Видеофрагмент: Растворение железа и цинка в соляной кислоте.
Видеофрагмент: Вытеснение одного металла другим из раствора соли.
Видеофрагмент: Взаимодействие натрия и кальция с водой.
Видеофрагмент: Металлотермия.
Видеофрагмент: Взаимодействие натрия, лития с водой.
Видеофрагмент: Взаимодействие натрия с кислородом.
Видеофрагмент: Окрашивание пламени солями щелочных металлов.
Видеофрагмент: Взаимодействие кальция с водой.
Видеофрагмент: Распознавание катионов кальция и бария.
Видеофрагмент: Получение гидроксида кальция и исследование его свойств.
Видеофрагмент: Алюминий+соляная кислота.
Видеофрагмент: Амфотерность гидроксида алюминия.
Видеофильм: «Железо».
Видеофрагмент: Качественные реакции на ионы железа.
Контрольная работа № 1 по теме «Металлы».
Раздел 3: «Неметаллы» (11 часов)
Неметаллы: атомы и простые вещества. Воздух, кислород, озон.
Водород.
Галогены. Соединения галогенов.
Получение галогенов. Биологическое значение и применение галогенов и их соединений.
Кислород.
Сера и ее соединения. Серная кислота. Окислительные свойства серной кислоты.
Азот. Аммиак. Соли аммония.
Кислородные соединения азота. Азотная кислота и ее соли. Окислительные свойства азотной кислоты.
Фосфор и его соединения.
Углерод. Кислородные соединения углерода.
Кремний и его соединения.
Демонстрации:
Образцы изделий с тефлоном, фторосодержащие зубные пасты, хлор, бромсодержащие материалы и лекарства.
Таблица «Круговорот азота в природе» Образцы азотных удобрений.
Таблица «Круговорот фосфора в природе».
Модели кристаллических решеток алмаза и графита.
Образцы природных соединений фосфора.
Образцы изделий из фарфора, различных марок, фаянса, стекла, иллюстрации витражей.
Лабораторные опыты:
Знакомство с образцами природных соединений неметаллов (хлоридами, фторидами).
Знакомство с образцами природных оксидов, солей кислородосодержащих кислот.
Знакомство с образцами природных соединений серы.
Видеофрагмент: Образцы неметаллов в пробирках: водород, кислород, хлор, бром в ампуле, сера, йод, красный
фосфор, активированный уголь.
Видеофрагмент: Получение, собирание и распознавание водорода.
Видеофрагмент: «Галогены».
Видеофрагмент: Распознавание соединений хлора, брома, йода
Видеоэксперимент. Получение хлора электролизом раствора хлорида натрия.
Видеофрагмент: Получение кислорода и его взаимодействие с простыми веществами Видеофрагмент:
«Кислород».
Видеофрагмент: Аллотропия серы.
Видеофрагмент: Взаимодействие серы с металлами, водородом, кислородом. Д. Взаимодействие разбавленной
серной кислоты с металлами, оксидами металлов, растворимыми и нерастворимыми гидроксидами металлов.
Видеофрагмент: Распознавание сульфат – иона.
Видеосюжет: «Азот».
Видеофрагмент: Получение, собирание и распознавание аммиака.
Видеофрагмент: Изучение свойств аммиака.
Видеофрагмент: Получение оксида азота (4) и его взаимодействие с водой.
Видеофрагмент: Взаимодействие азотной кислоты с основаниями, основными оксидами солями.
Видеофрагмент: Горение фосфора, образование фосфорной кислоты. Взаимодействие фосфорной кислоты с
щелочами и солями.
Видеофрагмент: Распознавание фосфатов.
Видеофрагмент: Получение, собирание и распознавание углекислого газа.
Видеофрагмент: Качественная реакция на карбонатион.
Видеофрагмент: Получение кремниевой кислоты.
Видеофрагмент: Знакомство с образцами природных соединений кремния.
Контрольная работа № 2 по теме: «Неметаллы».
Раздел 4: «Первоначальные представления об органических веществах» (10 часов)
Предмет органической химии. Особенности органических веществ.
Предельные углеводороды.
Непредельные углеводороды.
Этилен и его гомологи.
Спирты.
Предельные одноосновные карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры.
Аминокислоты, белки.
Углеводы.
Полимеры.
Демонстрации:
Модели органических соединений.
Портреты Бутлерова, Велера.
Образцы нефти, каменного угля и продуктов их переработки, горение углеводородов, обнаружение
продуктов их горения.
Образцы изделий из полиэтилена,
Образцы спиртов (Этанол, глицерин)
Образцы кислот (муравьиной, уксусной ,стеариновой)
Образцы жиров. Глюкоза, сахароза, крахмал, целлюлоза (вата). Коллекция пластмасс.
Таблица «Органические вещества» Видеофрагмент: качественные реакции на этилен.
Видеофрагмент: Качественные реакции на белки.
Практическая работа 1 «Экспериментальные задачи по распознаванию и получению соединений
металлов»
Практическая работа 2 «Экспериментальные задачи по распознаванию и получению соединений
неметаллов» 5. Тематическое планирование
Виды деятельности
Элементы содержания
Наименование
раздела,
тема урока
№
урок
а
Раздел 1: «Общая характеристика химических элементов и химических реакций» (2часа)
Слайд – презентация по
1.
теме «ПЗ и ПС».
Д. таблица «Генетические
связи неорганических
веществ»
Д. Видеофрагмент:
Амфотерность
гидроксида алюминия и
гидроксида цинка.
Закономерности изменения свойств
атомов просты веществ и соединений,
образованных химическими элементами в
пределах главных подгрупп и периодов.
План характеристики элемента металла и
неметалла. Кислотный или основный
характер оксида и гидроксида элемента
как отличительный его признак.
Характеристик
а химического
элемента по его
положению в
ПСХЭ и
кислотно
основным
свойствам
образуемых им
соединений.
–
Виды, формы
контроля
Самостоятельное
составление
характеристика
элемента по плану
Требования к умениям обучающихся
физ.
объяснять
химэлемент, атом,
Знать понятия:
молекула, Аr, Mr.
Уметь
смысл
порядкового номера, номера группы,
периода элемента,
закономерности
изменения свойств элементов в малых
периодах и гл. подгруппах.
Характеризовать элементы от Н до Са
по положению в ПСХЭ и особенности
строения их атомов
2.
Генетические
ряды металлов
и неметаллов.
Значение
периодическог
о закона.
Генетические ряды металлов и
неметаллов. Классификация химических
элементов. Понятие о переходных
элементах. Периодический закон.
Периодическая система. Физический
смысл номера элемента, номера периода,
номера группы. Закономерности
изменения свойств элементов в группах и
периодах. Значение периодического
закона и Периодической системы.
Д. Периодическая система
химических элементов Д.И.
Менделеева.
Уметь: составлять генетические ряды
металла и неметалла, писать уравнения
реакций, отражающие химические
свойства Уметь объяснять
закономерности изменения свойств
атомов элементов в группах и периодах.
Знать структуру и принципы построения
ПСХЭ.
Выполнение
упражнений на
характеристику
закономерностей
изменения свойств
атомов элементов
главных
в
подгруппах
и
периодах.
Раздел 2. Металлы (8 часов)
3.
Положение
металлов
в
ПСХЭ. Общие
физические
свойства
металлов.
Сплавы.
Положение металлов в ПСХЭ. Строение
атомов металлов. Кристаллические
решетки, металлическая связь. Строение
атомов металлов. Кристаллические
решетки, металлическая связь.
Физические свойства металлов. Легкие и
тяжелые, черные и цветные, драгоценные
металлы. Сплавы и их классификация.
Чугуны и стали. Бронза, латунь,
мельхиор, дюраль. Характеристика
сплавов и их свойств. Значение
Кристаллические
Д.
решетки металлов.
Д. Коллекция металлов
Л. Знакомство с образцами
металлов и сплавов (по
коллекции).
Репродукции и фотографии
произведений искусства из
сплавов.
блеск,
Знать: положение элементов в ПСХЭ.
Знать : физические свойства металлов:
пластичность,
электро
теплопроводность,
твердость,
плотность.
Уметь: характеризовать металлы на
основе их положения в ПСХЭ и
особенностей строения их атомов,
применять приобретенные знания в
практической жизни.
Объяснять
зависимость свойств элементовметаллов
Самостоятельная
работа по теме.
Устная
характеристика
сплавов. 4.
5.
6.
важнейших сплавов.
Химические
свойства
металлов.
Восстановительные свойства металлов.
Взаимодействие металлов с кислородом и
другими неметаллами. Характеристика
общих химических свойств металлов на
основании их положения в ряду
напряжений в свете представлений об
ОВР. Металлотермия.
в
Металлы
природе.
Общие способы
получения
металлов.
Коррозия
металлов.
Щелочные
металлы.
Соединения
щелочных
металлов.
Металлы в природе.
Самородные
металлы. Минералы. Руды. Металлургия
и ее виды. Коррозия металлов, способы
защиты металлов от коррозии.
свойства
Строение атомов элементов главной
подгруппы первой группы. Щелочные
металлы как простые вещества. Общие
физические
металлов.
Химические свойства: взаимодействие с
простыми веществами, водой. Способы
получения металлов. Обзор важнейших
соединений щелочных металлов: щелочей
и солей.
Природные соединения
щелочных металлов.
от положения в ПСХЭ.
Знать
классификацию сплавов на черные (чугун
и сталь) и цветные, характеристику
физических свойств металлов.
Уметь описывать свойства и области
применения различных металлов и
сплавов.
Знать: общие химические свойства
металлов:
с
неметаллами, водой, кислотами, солями.
Уметь записывать уравнения реакций
взаимодействие
неметаллами,
кислотами,
используя
электрохимический ряд напряжений
металлов.
солями,
взаимодействие
с
Знать основные способы получения
металлов в промышленности. Причины и
виды коррозии металлов.
Уметь характеризовать реакции
восстановления металлов из их оксидов.
Составлять уравнения реакций,
характеризующих способы получения
металлов. Уметь объяснять и применять
доступные способы защиты от коррозии
металлов в быту.
Уметь
характеризовать щелочные
металлы по положению в ПСХЭ и
строению атомов, свойства важнейших
соединений щелочных металлов.
Уметь
ОВР,
характеризующие химические свойства
Характеризовать
щелочных металлов.
строение и общие физические и
химические
щелочных
металлов,
оксидов и гидроксидов
щелочных металлов.
составлять
свойства
по
Самостоятельная
работа
составлению
уравнений
реакций,
демонстрирующих
химические
свойства
металлов.
Диктант.
Составление
опорной схемы
ответа.
Горение
соляной
Ряд
Видеофрагменты:
Д.
магния.
Растворение железа и цинка
в
кислоте
Вытеснение одного металла
другим из раствора соли.
Взаимодействие натрия и
кальция с водой.
Д.
металлов.
Л. Знакомство с образцами
металлов, рудами железа,
соединениями алюминия.
Видеофрагмент
Д.Металлотермия.
Образцы металлов и
сплавов,
подвергшихся
коррозии.
активности
Образцы щелочных
Д.
металлов.
Д. Коллекция важнейших
соединений
щелочных
металлов – оксиды,
гидроксиды, соли хлориды,
карбонаты,
сульфаты,
нитраты.
Видеофрагмент
Д. Взаимодействие натрия,
лития
водой.
Взаимодействие натрия с
с 7.
8.
9.
Щелочноземель
ные металлы.
Соединения
щелочноземель
ных металлов.
Строение атомов щелочноземельных
металлов. Физические и химические
свойства. Взаимодействие с простыми
веществами, водой, оксидами магний и
кальцийтермия.
Негашеная известь,
жженая магнезия. Гидроксид кальция,
соли хлориды, карбонаты, нитраты,
сульфаты,
Применение
важнейших соединений. Роль кальция и
магния в жизнедеятельности живых
организмов.
фосфаты.
Алюминий.
Соединения
алюминия.
Строение атома алюминия. Физические и
химические свойства. Взаимодействие с
простыми веществами и кислотами.
Алюмотермия. Природные источники и
способы получения. Области применения
алюминия.
Соединения алюминия:
амфотерность оксида и гидроксида.
Важнейшие соли алюминия. Применение
алюминия и его соединений.
Железо.
Генетические
ряды железа
(2),
(3).
Важнейшие
соли железа..
свойства
Строение атома железа.
Степени
окисления железа.
Физические и
химические
железа:
взаимодействие с простыми веществами,
водой, кислотами, солями. Железо в
природе, минералы железа. Генетические
ряды железа (2) и (3). Важнейшие соли
железа.
кислородом.
Л.Окрашивание пламени
солями
щелочных
металлов.
Д.
Образцы металлов:
кальция, магния, и их
важнейших
природных
соединений.
Видеофрагмент.
Д. Взаимодействие кальция
с водой .
Л. Распознавание катионов
кальция и бария.
Л. Получение гидроксида
кальция и исследование его
свойств.
Д.
Образцы
алюминия
(гранулы, пудра) и его
природных
соединений.
Таблица:
«Основные области
применения алюминия и
его сплавов».
Видеофрагмент:
Д.
кислота.
Амфотерность
гидроксида алюминия.
Л. Знакомство с образцами
руд и сплавов железа.
Д.Видеофильм «Железо».
Д. Качественные реакции
на ионы железа.
Алюминий+соляная
Д.
Индивидуальное
компьютерное
тестирование.
металлы
Уметь
характеризовать
щелочноземельные
по
положению в ПСХЭ и строению атомов.
Характеризовать строение и общие
химические свойства щелочноземельных
металлов,
важнейшие соединения
щелочноземельных металлов.
Уметь
на основании знаний их
химических свойств осуществлять
цепочки превращений.
Уметь характеризовать алюминий по
положению в ПСХЭ и строению атома,
его физические и химические свойства.
Объяснять зависимость свойств металла
от его положения в ПСХЭ. Составлять
уравнения реакций, характеризующих
свойства алюминия: ОВР, ЭД, ионные.
Знать природные соединения алюминия.
Знать применение алюминия и его
соединений.
Вычисления по химическим формулам
и уравнениям, протекающим с участием
алюминия и его соединений.
Уметь
характеризовать железо по
положению в ПСХЭ и строению атома,
его физические и химические свойства.
Объяснять зависимость свойств металла
от его положения в ПСХЭ. Составлять
уравнения реакций, характеризующих
свойства железа:
Вычисления по химическим формулам
Самостоятельная
работа по теме.
Выполнение
цепочки
превращений по
теме. Соединения катионов железа (2+), (3+).
Железо – основа современной техники.
Роль железа в жизнедеятельности
организмов.
и уравнениям, протекающим с участием
железа и его соединений.
10.
Контрольная
работа № 1 по
теме
«Металлы».
Формирование умений, необходимых для
осуществления контрольной функции,
контроль и самоконтроль изученных
понятий:
заданий
контрольной работы по теме.
выполнение
Раздел 3: «Неметаллы» (11 часов)
11.
Положение неметаллов в таблице.
Особенности строение их атомов.
Свойства простых веществ – неметаллов.
Электроотрицательность как мера
неметалличности. Ряд
электроотрицательности.
Кристаллическое строение неметаллов.
Аллотропия, состав воздуха. Физические
свойства неметаллов. Относительность
понятий «металл» «неметалл».
Двойственное положение водорода в
ПСХЭ. Физические свойства водорода.
Химические свойства: окислительные и
восстановительные Применение водорода.
Получение, собирание, распознавание
водорода.
Строение атомов галогенов и их степени
окисления.
свойства
химические свойства: взаимодействие с
металлами, водородом, растворами солей
галогенов. Изменение окислительно –
восстановительных свойств от фтора к
йоду. Применение галогенов и их
соединений в народном хозяйстве.
Галогеноводороды. Галогеноводородные
Физические
и
Неметаллы:
атомы
простые
вещества.
Воздух,
кислород, озон.
Водород.
12.
Галогены.
Соединения
галогенов.
Работа по ДМ
«Контрольные и
проверочные работы»
Контрольное
выполнение
заданий по теме.
Научиться самостоятельно применять
знания, полученные при изучении темы,
при выполнении практических работ.
Составлять характеристики изученных
металлов по их положению в ПСХЭ,
характеризовать их свойства, свойства
соединений металлов. Вычислять по
химическим формулам и уравнениям с
участием металлов и их соединений.
Видеофрагменты:
Д. Образцы неметаллов в
пробирках: водород,
кислород, хлор, бром в
ампуле, сера, йод, красный
фосфор, активированный
уголь.
Д. Получение, собирание и
распознавание водорода.
Видеофрагмент:
«Галогены».
Л. Знакомство с образцами
соединений
природных
неметаллов
(хлоридами,
фторидами).
Видеофрагмент:
Д.
Распознавание
характеризовать
Знать положение неметаллов в ПСХЭ.
Уметь
свойства
неметаллов,
давать характеристику
положения неметалла в таблице. Уметь
характеризовать химический элемент
водород по его положению в таблице, его
физические и химические свойства,
способы получения.
Знать строение атомов неметаллов, их
физические свойства.
Уметь сравнивать неметаллы с
металлами.
Объяснять зависимость свойств
элементов – неметаллов от положения в
ПСХЭ.
Знать
степени окисления,
химические свойства.
Знать качественную реакцию на хлорид
–, бромид, иодид ионы.
Уметь
свойства
важнейших соединений галогенов.
Характеризовать соединения галогенов:
строение атомов галогенов,
физические и
характеризовать
Микросообщение
по теме.
Выполнение
упражнений после
параграфов. кислоты: фтороводородная (плавиковая),
хлороводородная
(соляная).
Бромоводородная,
йодоводородная.
Галогениды: фториды, хлориды, бромиды,
Качественные реакции на
йодиды.
галогениды.
Природные соединения
галогенов.
соединений хлора, брома,
йода
состав, свойства, получение, применение.
Составлять
названия соединений
водорода по формуле и их формул по
названию.
Уметь характеризовать галогены по
положению в таблице, их физические и
способы
химические
получения.
названия
соединений водорода по формуле и их
формул по названию.
свойства,
Составлять
13.
Получение
галогенов.
Биологическое
значение
и
применение
галогенов и их
соединений.
14.
Кислород.
Получение галогенов электролизом
расплавов или растворов солей.
Биологическое значение галогенов.
Применение галогенов и их соединений.
свойства
Строение атома и аллотропия. Кислород
в природе.
Химические
кислорода:
взаимодействие с простыми веществами
(металлами и неметаллами), сложными
веществами.
Горение и медленное
окисление.
Дыхание и фотосинтез.
Получение и применение кислорода.
с
Видеоэксперимент.
Получение
хлора
электролизом раствора
хлорида натрия.
Образцы изделий
тефлоном,
фторосодержащие зубные
пасты,
хлор,
бромсодержащие
материалы и лекарства.
Л.Знакомство с образцами
природных оксидов, солей
кислородосодержащих
кислот.
Д.Получение кислорода и
его взаимодействие с
простыми
веществами
Видеофрагмент
«Кислород».
Устный ответ по
теме.
Знать способы получения галогенов.
Уметь вычислять количество вещества,
объем или массу по количеству
вещества, объему или массе реагентов
или продуктов реакции.
Иметь навыки осуществления цепочек
превращения, составления уравнений
реакций.
Минисочинение.
Знать
строение атомов кислорода,
аллотропные модификации, физические
и химические свойства.
Уметь характеризовать кислород по
положению в таблице, их физические и
химические
способы
получения.
названия
соединений водорода по формуле и их
формул по названию.
Объяснять
кислорода от положения в ПСХЭ.
свойства,
Составлять
зависимость
свойств 15.
Сера и ее
соединения.
Серная
кислота.
Окислительные
свойства
серной
кислоты.
16.
Азот. Аммиак.
Соли аммония.
с
Строение атомов серы и степени
Аллотропия серы.
окисления серы.
Химические
свойства
серы
металлами,
взаимодействие
кислородом, водородом. Демеркуризация.
Сера в природе: самородная, сульфидная
и сульфатная. Биологическое значение
серы. Серная кислота разбавленная и
концентрированная. Применение серной
кислоты.
Соли серной кислоты:
глауберова, гипс, сульфат бария, медный
купорос. Производство серной кислоты.
Качественная реакция на сульфат – ион.
способы
Уметь
характеризовать серу по
положению в ПСХЭ, строение атома,
аллотропию. Физические и химические
свойства,
получения,
применение.
Уметь Решать уравнения по цепочке
превращений.
Знать свойства серной кислоты в свете
ТЭД.
свойства
концентрированной серной кислоты в
свете ОВР.
Знать качественную реакцию на
сульфат – ион.
Окислительные
Л. Знакомство с образцами
природных
соединений
серы.
Видеофрагменты:
Д. Аллотропия серы.
Взаимодействие серы с
водородом,
металлами,
кислородом.
Д.
Взаимодействие
разбавленной
серной
кислоты с металлами,
оксидами
металлов,
растворимыми
и
нерастворимыми
гидроксидами металлов.
Л. Распознавание сульфат –
иона.
Строение атомов и молекул азота.
Свойства азота.
Взаимодействие с металлами,
водородом и кислородом.
Получение азота из жидкого воздуха.
Азот в природе и его биологическое
значение. Строение молекулы аммиака.
Донорно–акцепторный
образования связи в ионе аммония.
Получение, собирание и распознавание
аммиака.
аммиака:
взаимодействие с водой, кислотами,
кислородом. Свойства солей аммония.
механизм
Свойства
Д. Видеосюжет: «Азот».
Таблица «Круговорот азота
в природе»
Видеофрагменты:
Д. Получение, собирание и
распознавание аммиака.
Л.
аммиака.
Изучение свойств
Характеризовать строение, физические,
химические свойства,
получение и
применение азота.
Уметь писать уравнения реакций с
участием азота в свете представлений об
о ОВР.
Знать строение молекулы аммиака,
донорноакцепторный
механизм
образования связи в молекуле аммония,
его свойства, получение, собирание и
распознавание.
Знать круговорот азота в природе
(корни
с
клубеньками).
Характеризовать
химические свойства солей аммония.
растений
бобовых
Выполнение
цепочки
превращения по
теме.
Составление
логико
структурной
схемы по теме.
17.
Кислородные
соединения
азота. Азотная
кислота и ее
Несолеобразующие, кислотные оксиды
азота. Оксид азота (4). Свойства азотной
кислоты как электролита и как
Взаимодействие
окислителя.
Д. Образцы азотных
удобрений.
Видеофрагмент:
Д.
Получение оксида
Знать свойства кислородных соединений
азота, уметь писать уравнения реакций,
доказывающих их свойства с точки
зрения ОВР.
Тематическое
тестирование. соли.
Окислительные
свойства
азотной
кислоты.
концентрированной и разбавленной
кислоты с медью. Применение азотной
кислоты. Нитраты, селитры.
(4)
его
и
азота
взаимодействие с водой.
Взаимодействие азотной
кислоты с основаниями,
основными
оксидами
солями.
18.
Фосфор и его
соединения.
19.
Углерод.
Кислородные
соединения
углерода.
20.
Кремний и
образование
фосфора:
Аллотропия фосфора. Белый и красный
фосфор.
Свойства
фосфидов, оксида фосфора (5).
Фосфорная кислота и три ее ряда солей:
фосфаты, гидрофосфаты и
дигидрофосфаты. Биологическое
значение фосфора (фосфат кальция,
АТФ, ДНК,РНК). Применение фосфора и
его соединений.
металлами,
Древесный,
Строение атома и степень окисления
углерода. Аллотропия углерода: алмаз и
графит.
активированный
уголь. Адсорбция и ее применение.
Химические
свойства углерода. Взаимодействие с
кислородом,
водородом,
оксидами металлов. Карбиды кальция и
алюминия. Ацетилен и метан. Круговорот
углерода в природе. Оксид углерода (2)
или угарный газ и оксид углерода (4):
получение,
применение.
Угольная кислота и ее соли. Карбонаты и
гидрокарбонаты, их превращение друг в
друга. Понятие жесткости воды и
способы ее устранения. Качественная
реакция на соли угольной кислоты.
Природные
соединения
свойства,
Д. Образцы природных
соединений фосфора.
Видеофрагмент:
Л. Горение фосфора,
образование фосфорной
кислоты. Взаимодействие
фосфорной кислоты с
щелочами и солями.
Распознавание фосфатов.
Таблица
«Круговорот
фосфора в природе».
Д.Модели
кристаллических решеток
алмаза и графита.
Видеофрагмент:
Д. Получение, собирание и
распознавание углекислого
газа.
Л. Качественная реакция
на карбонатион.
Знать свойства азотной кислоты как
окислителя, уметь писать реакции
взаимодействия концентрированной и
разбавленной азотной кислоты с
металлами.
Выполнять расчеты по химическим
формулам и уравнениям реакций,
протекающих с участием кислородных
соединений азота.
Знать строение атома, аллотропные
видоизменения, физические и
химические свойства, получение и
применение фосфора.
Уметь писать уравнения реакций
образования фосфидов, фосфина, оксида
фосфора (5), свойств фосфорной
кислоты.
Объяснять зависимость свойств
фосфора от положения в ПСХЭ,
свойства фосфора и его соединений с
точки зрения ОВР, и в свете ЭД.
Уметь составлять схемы строения атома.
Знать и уметь
характеризовать
строение, аллотропию, физические и
химические
углерода,
получение и применение. Уметь писать
уравнения реакций,
отражающие
свойства кислородных соединений
углерода.
Знать
углекислый газ и карбонаты.
Знать
угарного газа на организм.
Характеризовать угольную кислоту и ее
соли: состав, физические и химические
свойства, получение и применение.
качественные реакции на
физиологическое действие
свойства
Составление
цепочек
превращений.
Краткий план
конспект ответа
по теме.
Знать строение, физические, химические Тестирование.
кремния: Видеофрагмент: его соединения.
кварц,
кремнезем,
силикаты,
алюмосиликаты, асбест. Биологическое
значение кремния. Свойства кремния:
полупроводниковые, взаимодействие с
кислородом,
щелочами.
Оксид кремния (4): его строение и
свойства. Кремниевая кислота и ее соли.
Растворимое
Применение
кремния и его соединений.
Стекло. Цемент.
металлами,
стекло.
21.
Контрольная
работа № 2 по
теме:
«Неметаллы».
Контроль знаний, умений и навыков.
Д. Получение кремниевой
кислоты.
Д. Коллекция:
Образцы
изделий из фарфора,
различных марок, фаянса,
стекла,
иллюстрации
витражей.
Л. Знакомство с образцами
природных
соединений
кремния.
Контрольные
и
проверочные работы –
решение
заданий по
вариантам.
свойства, значение соединений кремния в
живой и неживой природе, получение,
применение.
Уметь составлять формулы соединений
кремния,
реакций,
иллюстрирующие свойства кремния и
силикатов. Выполнять расчеты по
химическим формулам и уравнениям
реакций,
протекающих с участием
кремния и его соединений.
уравнения
физические
Научиться самостоятельно применять
знания, полученные при изучении темы.
Составлять характеристики изученных
неметаллов по их положению в ПСХЭ,
характеризовать
и
химические
изученных
неметаллов и их соединений, объяснять
свойства данных веществ в зависимости
от положения в ПСХЭ. Вычислять по
химическим формулам и уравнениям
реакций,
протекающих с участием
неметаллов и их соединений.
свойства
Контрольное
выполнение
заданий
вариантам.
по
Раздел 4: «Первоначальные представления об органических веществах» (13 часов).
22.
Предмет
органической
химии.
Особенности
органических
веществ.
Первоначальные сведения о строении
органических веществ. Теория витализма.
Ученые, опровергшие витализм. Понятие
о изомерии и гомологическом ряде.
23.
Предельные
углеводороды.
Строение алканов, их номенклатура.
Углеводороды: метан, этан: особенности
физических и химических свойств.
Д.Модели органических
соединений.
Портреты
Велера.
Бутлерова,
Знать
особенности органических
соединений, валентность и степень
окисления в соединениях элементов.
Устный ответ по
теме.
Д.
Образцы нефти,
каменного
угля и
продуктов их переработки,
горение
углеводородов,
обнаружение продуктов их
горения.
Видеоэксперимент.
Знать понятия «Предельные
углеводороды, гомологический ряд
предельных углеводородов, изомерия».
Уметь записывать структурные формулы
изомеров и гомологов, давать названия
изученным веществам.
Составление
структурных
формул.
24.
Непредельные
Химическое строение молекулы этилена, Д. Образцы изделий из Уметь называть изученные вещества, Самостоятельная углеводороды.
Этилен и его
гомологи.
двойная связь. Взаимодействие с водой.
Полимеризация,
полиэтилен и его
значение.
25.
Спирты.
26.
Предельные
одноосновные
карбоновые
кислоты.
Сложные
эфиры. Жиры.
27.
Аминокислоты,
белки.
28.
Углеводы.
29.
Полимеры.
30.
Человек в мире
веществ,
материалов и
химических
реакций.
Спирты и их атомность. Метанол, этанол,
этиленгликоль, глицерин, их строение и
свойства. Понятие о карбонильной группе
и альдегидах.
Карбоксильная группа и общая формула
одноосновных карбоновых кислот.
Свойства и строение муравьиной и
уксусной кислот.
Предельные и
непредельные жирные кислоты.
Жиры как сложные эфиры. Растительные
и животные жиры, их применение.
Понятие о мылах, синтетических моющих
средствах.
Аминокислоты, их получение, свойства,
биологическая роль.
Пептидная связь и полипептиды.
Уровни организации структуры белка.
Свойства и биологические функции
белков. Качественные реакции.
Моно, ди, полисахариды. Глюкоза и
фруктоза. Сахароза. Крахмал. Целлюлоза.
полимеризации,
Основные понятия химии ВМС:
«полимер, мономер, структурное звено,
степень
средняя
молекулярная масса полимера». Краткий
обзор важнейших полимеров.
Отработка теоретического материала по
теме.
полиэтилена,
Видеофрагмент:
качественные реакции на
этилен.
Д. Видеофрагмент.
Образцы спиртов (Этанол,
глицерин).
Образцы кислот
уксусной
Д.
(муравьиной,
,стеариновой)
Д. Образцы жиров.
характеризовать химические свойства
органических соединений.
работа по теме.
Составление
химической
сказки.
Составление плана
ответа.
описывать
Уметь
и
физиологическое действие на организм
этанола.
свойства
характеризовать типичные
Уметь
свойства уксусной кислоты.
Знать
реакцию этерификации и
формулы сложных эфиров. Иметь
представление о биологически важных
органических веществах: жирах, жирных
кислотах.
Д. Качественные реакции
на белки. Видеофрагмент.
Иметь первоначальные сведения о
белках и аминокислотах, их роли в
живом организме.
Выполнение
упражнений после
параграфа.
Глюкоза,
Д.
сахароза,
крахмал, целлюлоза (вата).
Коллекции.
Иметь первоначальные представления о
строении углеводов.
ее
свойства и значение.
Глюкоза,
Д. Образцы изделий из
полиэтилена.
Коллекция пластмасс.
Иметь первоначальные сведения о
полимерах на примере полиэтилена.
Д.Таблица «Органические
вещества»
Знать формулы метана, этилена и их
Уметь писать
ближайших гомологов.
уравнения реакций органических
веществ, решать простейшие цепочки
превращений.
Составление
логико
структурной
схемы.
Составление
минисочинения
по теме.
Тематическое
тестирование. 31.
Практическая
работа 1
32.
Практическая
работа 2.
Экспериментальные
по
распознаванию и получению соединений
металлов.
задачи
Экспериментальные
по
распознаванию и получению соединений
неметаллов.
задачи
33
34.
Тематическое
тестирование
по курсу 9
класса
Повторение и систематизация знаний
учащихся за курс 9 класса
Выполнение практической
работы с опорой на
видеосюжет по теме.
Научиться
исследовать
свойства металлов и их
соединений на примере
конкретных опытов, работа
с
лабораторным
оборудованием.
Выполнение практической
работы с опорой на
видеосюжет по теме.
Научиться
исследовать
свойства неметаллов и их
соединений на примере
конкретных опытов, работа
с
лабораторным
оборудованием.
Тематические
тестирования по вариантам
Уметь вычислять массы, объемы,
количества вещества по формулам
органических соединений и уравнениям
реакций.
Знать свойства соединений изученных
металлов и их соединений.
Уметь
химический
эксперимент. Формулировать выводы по
результатам экспериментов, записывать
соответствующие уравнения реакций.
описывать
Знать свойства соединений изученных
неметаллов и их соединений.
Уметь
химический
эксперимент. Формулировать выводы по
результатам экспериментов, записывать
соответствующие уравнения реакций.
описывать
по
Отчет
выполненной
работе.
по
Отчет
выполненной
работе.
Знать основные понятия курса химии 9
класса, Уметь решать расчетные задачи
различных типов.
Тематическое
тестирование 6.Учебно методическое и материально – техническое обеспечение предмета
Учебно – методический комплект:
Габриелян О.С. Химия – 9: учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2014.
Габриелян О.С. 9 кл.: настольная книга учителя. – М.: Дрофа, 2014.
Химия: поурочные планы по учебнику О.С.Габриеляна/ автор – составитель В.Г. Денисова. – Волгоград:
Учитель, 2014.
Денисова В.Г. Материалы для подготовки к ЕГЭ по химии за курс основной школы. – Волгоград:
Учитель, 2012.
Ширшина Н.В. Химия, 9 класс. Тестовые задания для подготовки к итоговой аттестации. – Волгоград:
Учитель, 2010.
Занимательные задания и эффектные опыты по химии/ автор – составитель Б.Д.Степин, Л.Ю.
Аликберова. – М.: Дрофа, 2002.
Цифровые образовательные ресурсы:
vio
. vchim
1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://schoolcollection.edu.ru
2. Российский общеобразовательный портал: http://www.school.edu.ru
3. Газета «Химия» и сайт для учителя «Я иду на урок химии» http://him.1september.ru
4. Портал информационной поддержки ЕГЭ http://ege.edu.ru
5.Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru
6. Ресурсы сайта ВИО http://
7. Ресурсы сайта методической поддержки учителей: http://
school
8. Суперхимик: http://
9. Каталог «Образовательные ресурсы сети Интернет для общего образования» http://catalog.iot.ru
10. Федеральный центр информационнообразовательных ресурсовhttp://fcior.edu.ru
11.Органическая химия: электронный учебник http://www.chemistry.ssu.samara.ru
12. Основы химии: электронный учебник: http://www.hemi.nsu.ru
13. Открытый колледж: Химия http://www.chemistry.ru
14. Популярная библиотека химических элементов: http://nt.ru/ri/ps
15. Ресурсы сайта учебные и справочные материалы по химии: http://www.alhimikov.net
16. Ресурсы сайта «Виртуальная химическая школа»: http://maratakm.narod.ru
17. ХиМиК.ру: сайт о химии: http://www.xumuk.ru
. superhimik
. lot
. ru
www
. info
. com
Адаптированная рабочая программа по химии для обучающихся 9 класса с ОВЗ.
Адаптированная рабочая программа по химии для обучающихся 9 класса с ОВЗ.
Адаптированная рабочая программа по химии для обучающихся 9 класса с ОВЗ.
Адаптированная рабочая программа по химии для обучающихся 9 класса с ОВЗ.
Адаптированная рабочая программа по химии для обучающихся 9 класса с ОВЗ.
Адаптированная рабочая программа по химии для обучающихся 9 класса с ОВЗ.
Адаптированная рабочая программа по химии для обучающихся 9 класса с ОВЗ.
Адаптированная рабочая программа по химии для обучающихся 9 класса с ОВЗ.
Адаптированная рабочая программа по химии для обучающихся 9 класса с ОВЗ.
Адаптированная рабочая программа по химии для обучающихся 9 класса с ОВЗ.
Адаптированная рабочая программа по химии для обучающихся 9 класса с ОВЗ.
Адаптированная рабочая программа по химии для обучающихся 9 класса с ОВЗ.
Адаптированная рабочая программа по химии для обучающихся 9 класса с ОВЗ.
Адаптированная рабочая программа по химии для обучающихся 9 класса с ОВЗ.
Адаптированная рабочая программа по химии для обучающихся 9 класса с ОВЗ.
Адаптированная рабочая программа по химии для обучающихся 9 класса с ОВЗ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.