Адаптированная рабочая программа по литературному чтению (3 класс)
Оценка 4.7
Документация
doc
чтение
3 кл
20.02.2019
Адаптированная общеобразовательная рабочая программа по литературному чтению для 3 класса. Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» разработана на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей с ОВЗ .
Обучение чтению детей с интеллектуальными нарушениями предполагает формирование у них коммуникативно-речевых умений, владение которыми в дальнейшем поможет выпускникам специальных (коррекционных) учреждений максимально реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе.
Адаптированная программа по литературному чтению.doc
Адаптированная рабочая программа
по литературному
чтению
для 3 класса 1. Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе основной
примерной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида подготовительный, 14 классы» под редакцией В. В. Воронковой, 2013
г. в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования 2009 года), Примерной программой по
литературному чтению для начальной школы и направлена на достижение обучающимися
личностных, метапредметных (регулятивных, познавательных и коммуникативных) и
предметных результатов .
Предлагаемая программа ориентирована на учебник З.Н.Смирновой и
Г.М.Гусевой «Книга для чтения». Учебник для 3 класса специальных (коррекционных)
общеобразовательных учреждений VIII вида. – М., «Просвещение»,2009.
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» разработана на базе
основных общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития
и индивидуальных возможностей детей с ОВЗ .
Обучение чтению детей с интеллектуальными нарушениями предполагает
формирование у них коммуникативноречевых умений, владение которыми в дальнейшем
поможет выпускникам специальных (коррекционных) учреждений 8 вида максимально
реализоваться в самостоятельной жизни, занять адекватное социальное положение в обществе.
Основная цель – научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про
себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о
прочитанном, пересказывать текст.
Задачи:
1.
2.
3.
Развивать навык правильного, сознательного, беглого и выразительного
чтения.
Формировать читательскую самостоятельность у обучающихся: развитие у
них интереса к чтению, знакомство с лучшими, доступными их пониманию
произведениями детской литературы,
формирование навыков
самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещение
библиотеки, умение выбирать книги по интересу.
Учить самостоятельно работать с книгой.
Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития
познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных
качеств.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на
коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
развитие артикуляционной моторики;
формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;
развитие высших психических функций;
коррекция нарушений эмоциональноличностной сферы;
развитие речи, владение техникой речи;
расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыков
Отличительной особенностью рабочей программы по сравнению с примерной программой
является коррекционная направленность, индивидуализация обучения. Необходимость
коррекции познавательной и речевой деятельности умственно отсталых школьников
обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и
орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических
функций.
2. Общая характеристика предмета.
Технология обучения по данной программе предполагает, что учащиеся, отстающие от
одноклассников в усвоении знаний, должны участвовать во фронтальной работе вместе со
всем классом (повторять ответы на вопросы, объяснения за учителем или сильным учеником
по наводящим вопросам, пересказывать по упрощенному плану и т.д.). Для самостоятельного
выполнения этим учащимся предлагаются облегченные варианты заданий.
Перевод учащихся на обучение со сниженным уровнем требований осуществляется после
проведения индивидуальной работы с использованием специальных методических приёмов.
Основная цель обучения чтению в 3 классе научить детей читать по слогам и целыми
словами доступный их пониманию текст вслух, уметь поделиться впечатлением о
прочитанном.
Тематика произведений для чтения подобрана с учётом максимального развития
познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных
качеств, необходимых для самостоятельной жизни в обществе. Учащиеся читают
произведения устного народного творчества (сказки, загадки), небольшие по объёму
стихотворения и рассказы русских и зарубежных авторов на темы, связанные с жизнью и
бытом детей, с окружающей их природой, на темы, описывающие простейшие морально
этические ситуации.
Постоянное внимание уделяется формированию навыка правильного чтения, которым
учащиеся с ОВЗ в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом,
что затрудняет понимание содержания прочитанного и тормозит развитие темпа чтения.
В третьем классе учащиеся читают по слогам, постепенно переходя к чтению целыми
словами. Дети знакомятся с выразительностью речи, учатся соблюдать при чтении интонацию
в соответствии со знаками препинания.
Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При
этом очень важна система работы по установлению причинноследственных связей и
закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение.
Особое внимание уделяется работе с иллюстративным материалом как одним из
эффективных средств формирования познавательной деятельности учащихся и коррекции
недостатков их развития.
Развитие устной речи
Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся
овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической
работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение
словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного. С этой целью в зависимости от сложности текста
используются вопросы, готовый или коллективно составленный план, картинный план.
На уроках внеклассного чтения используется региональный компонент творчество
писателей вологжан.
Формы обучения:
коллективные;
индивидуальные;
групповые;
фронтальные
Основные методы обучения
наблюдение;
беседа;
объяснение;
повторение;
сравнение;
работа с учебником;
дидактические игры;
Технологии обучения:
дифференцированное обучение
личностно ориентированное обучение.
3.Место учебного предмета в учебном плане.
Согласно базисному учебному ( образовательному) плану общеобразовательных
учреждений на изучение предмета выделяется в 3классе 136 часов(4 часа в неделю).
Количество часов в 1 четверти 32 часа
Количество часов во 2 четверти 32 часа
Количество часов в 3 четверти 40 часов
Количество часов в 4 четверти32 часа
Внеклассное чтение4 ч.
4.Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в
решении задач не только обучения, но и воспитания. При знакомстве с художественными
произведениями формируется духовнонравственное воспитание и развитие обучающихся.
Литературное чтение как вид искусства знакомит с нравственноэстетическими
ценностями своего народа, способствует формированию личностных качеств.
На уроках чтения продолжается работа над развитием техники чтения, осмысленности.
Читая и анализируя произведения, ребёнок задумывается над вечными ценностями .
Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое
формирует эмоциональную грамотность. Система духовнонравственного воспитания и
развития, реализуемая в рамках урока литературного чтения, формирует личностные
качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
5.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
положительное отношение к уроку литературного чтения;
эмоциональное восприятие поступков героев литературных произведений доступных
жанров и форм;
способность откликаться на добрые чувства при восприятии образов героев сказок,
рассказов и других литературных произведений;
первоначальные представления о нравственных понятиях (доброта и сострадание,
взаимопомощь и забота о слабом, смелость, честность), отраженных в литературных текстах;
восприятие семейных традиций, в том числе семейного чтения;
чувство любви к природе родного края; к природе Вологодской области
основы для развития творческого воображения.
Обучающийся получит возможность для формирования:
интереса к чтению; мотивации обращения к книге;
основы для эмоционального переживания художественного текста;
способности выражать свои эмоции в выразительном чтении;
понимания смысла нравственного урока произведения; способности испытывать высшие
нравственные чувства – гордость, стыд, вина;
умения оценивать поведение героев произведения с точки зрения морали и этики под
руководством учителя;
стремления к взаимопониманию детей и взрослых;
позитивной самооценки;
ориентации на здоровый образ жизни;
стремления к успешности в учебной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
принимать и понимать алгоритм выполнения заданий;
принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей. Обучающийся получит возможность научиться:
понимать цель и смысл выполняемых заданий;
понимать важность планирования своей деятельности;
выполнять учебные действия на основе алгоритма действий;
осуществлять первоначальный контроль своих действий;
участвовать в оценке результатов деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
ориентироваться в речевом потоке, находить начало и конец высказывания;
понимать фактическое содержание текста;
выделять события, видеть их последовательность в произведении;
выделять в тексте основные части;
выполнять несложные логические действия (сравнение, сопоставление);
работать с учебником, ориентироваться в нём с помощью значков;
пользоваться словарными пояснениями учебника.
Обучающийся получит возможность научиться:
выделять и формулировать познавательную цель;
структурировать знания;
группировать тексты по заданному основанию;
различать малые фольклорные жанры: пословицы, загадки, скороговорки, считалки;
работать с информацией, осуществлять поиск информации в учебных текстах.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления;
воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников, родителей;
понимать содержание вопросов и высказываний учителя и сверстников;
принимать участие в обсуждении содержания прочитанного.
Обучающийся получит возможность научиться: задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения;
проявлять интерес к общению на уроке;
уважать мнение собеседников;
преодолевать эгоцентризм в межличностном взаимодействии;
следить за действиями других участников в процессе коллективной деятельности;
входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию.
Предметные результаты
Виды речевой и читательской деятельности
Обучающийся научится:
читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами вслух и про себя (в индивидуальном
темпе);
читать наизусть стихотворения разных авторов по собственному выбору;
понимать содержание прочитанного;
пересказывать содержание произведений, прочитанных в классе, по вопросам учителя;
эмоционально реагировать на события произведения при слушании и чтении;
находить и придумывать рифмы;
определять персонажей (действующих лиц) и героев (главных действующих лиц);
отличать монолог от диалога;
уметь работать со всеми элементами книги (обложка, содержание, форзац);
отвечать на вопросы по содержанию текста;
пересказывать небольшие по объему тексты;
оценивать литературного героя произведения по его поступкам.
Обучающийся получит возможность научиться:
выделять смысловые части текста, сопоставлять их содержание;
определять главную мысль литературного произведения;
соотносить иллюстративный материал и основное содержание литературного
произведения;
строить высказывание по образцу;
формулировать несложные выводы;
читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в них основные
части; находить в тексте по подсказке учителя простые средства изображения и выражения
чувств героя;
осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста;
понимать изобразительную природу художественного текста, «рисующие» слова,
«картинный» план.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под
руководством учителя;
трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам;
отвечать на вопросы по прочитанному;
высказывать свое отношение к поступку героя, событию;
пересказывать содержание прочитанного; устно рассказывать на темы, близкие интересам
учащихся
Учащиеся должны знать:
Наизусть 58 стихотворений ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Особенности организации контроля по литературному чтению
В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской
деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»);
умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаи
ческое произведение.
При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется
правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте
развития сюжета, выразительности при характеристике образов.
Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность
школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и
особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал
сказки, стихи о природе и т.п.).
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или
фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно,
кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на
материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и
письменные работы небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события),
а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить
как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в
виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки
подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста
осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам
относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель
задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально
или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые
получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть
дифференцированными. 6.Содержание программы
3 класс (4 ч в неделю)
Техника чтения
Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под
руководством учителя. Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов.
Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации.
Чтение про себя простых по содержанию текстов.
Понимание читаемого
Ответы на вопросы, о ком или о чем говорится в прочитанном тексте. Понимание и
объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте. Установление связи отдельных мест
текста, слов и выражений с иллюстрацией.
Подведение учащихся к выводам из прочитанного, сравнение прочитанного с опытом
детей и с содержанием другого знакомого текста.
Деление текста на части с помощью учителя и коллективное придумывание заголовков к
выделенным частям; составление картинного плана; рисование словарных картин.
Развитие устной речи
Подробный пересказ содержания прочитанного рассказа или сказки.
Чтение диалогов. Драматизация простейших оценок из рассказов и сказок.
Самостоятельная работа по заданиям и вопросам, помещенным в книге для чтения.
Разучивание в течение года небольших по объему стихотворений, чтение их перед
классом.
Внеклассное чтение
Подготовка учеников к формированию читательской самостоятельности: стимуляция
интереса к детским книгам, навыка работы с классной библиотечкой и постепенный школьной
библиотекой.
Чтение доступных детских книжек. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного и
объяснение иллюстраций.
Чтение произведений Вологодских писателей
Примерная тематика
Произведения о Родине, о Москве; о рабочих профессиях; об отношении людей к труду,
природе, друг к другу; об общественно полезных делах. Произведения о сезонных изменениях
в природе, жизни животных, занятиях людей.
Рассказы, сказки, статьи, стихотворения, пословицы на моральноэтические темы, на темы
мира и дружбы Учебно – методическое обеспечение программы:
Основная литература
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
подготовительный 1 4 классы под редакцией В.В. Воронковой 8 издание «Просвещение»
2013г
2. Чтение Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида авторысоставители З.Н. Смирнова, Г.М, Гусева Москва,
Просвещение, 2009 г.
Список дополнительной литературы
1.Гостинская Е.С., Михайлова М.И. Внеклассное чтение. Дидактический материал 1
кл., М., 2005.
2.Кобзарева Л.Г. Система упражнений по коррекции письма и чтения у детей с ОНР.
/ Практическое пособие для логопедов. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2003
3.Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении чтению. М.: Ось – 89,
2004.
4.Кутявина С.В., Гостимская Е.С., Байкова М.И. Поурочные разработки по
литературному чтению. М.; Вако, 2007.
5.Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы: Пособие для учителей
/ Под ред. В.Г.Петровой. – 2е изд., перераб. – М: Просвещение, 1982.
6.Светловская Н.Н. Джжелей О.В. Внеклассное чтение во 2 классе. Пособие для
учителя. М., Просвещение, 2003.
7.Спирова Л.Ф. Учителю о детях с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 1976
8.Узорова О.В., Нефедова Е.А. Тесты по проверке техники чтения для начальной
школы: М.: Астрель, 2006.
Адаптированная рабочая программа по литературному чтению (3 класс)
Адаптированная рабочая программа по литературному чтению (3 класс)
Адаптированная рабочая программа по литературному чтению (3 класс)
Адаптированная рабочая программа по литературному чтению (3 класс)
Адаптированная рабочая программа по литературному чтению (3 класс)
Адаптированная рабочая программа по литературному чтению (3 класс)
Адаптированная рабочая программа по литературному чтению (3 класс)
Адаптированная рабочая программа по литературному чтению (3 класс)
Адаптированная рабочая программа по литературному чтению (3 класс)
Адаптированная рабочая программа по литературному чтению (3 класс)
Адаптированная рабочая программа по литературному чтению (3 класс)
Адаптированная рабочая программа по литературному чтению (3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.